Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств в 30 годы

Обновлено: 24.09.2022

В 1932—1934 гг. проходила женевская международная конференция по сокращению и ограничению вооружений. Она была созвана по решению Совета Лиги наций. Конференция начала работу 2 февраля 1932 в Женеве при участии 63 государств; из них 9 (СССР, США, Бразилия, Афганистан, Египет, Коста-Рика, Мексика, Эквадор, Турция) в Лигу наций не входили. Конференция работала до лета 1934 г.

Основную цель женевских переговоров можно обозначить выдержкой из послания президента США Ф. Рузвельта конференции:

Если все нации согласятся полностью отказаться от использования и владения оружием, которое делает возможным успешную военную атаку, то оборона автоматически станет неприступной, а границы и независимость каждой нации станут безопасными.1

Еще до прихода Гитлера к власти на конференции обсуждались различные планы разоружения. Один из них французский.

5 февраля 1932 г. Франция внесла свои предложения – «план Тардье».

План основывался на идеи «интернационализации», когда в распоряжение Лиги наций передавались наступательные вооружения: бомбардировочная авиация, тяжелая артиллерия, танки, а также линейные морские суда водоизмещением свыше 10 тыс. т. и подводных лодок. Кроме того план предусматривал создание международных вооруженных сил «для предотвращения войны». То есть под управлением Лиги наций создавались крупные военные формирования насыщенные тяжелым вооружением. Вместе с этим предусматривались дополнительные гарантии безопасности через заключение новых военных союзов.


Делегаты Женевской конференции 1933 г. В центре на скамейке представитель Германии Й. Геббельс

«План Тардье» был поддержан только Польшей, Чехословакией и Бельгией, для которых он был гарантией от пересмотра послевоенных границ. Другие страны выступили против.

В дальнейшем Франция внесла коррективы и предложила 14 ноября 1932 г. доработанный «план Эррио».

По этому плану предлагалось трансформировать армии всех европейских стран в определенный унифицированный вид ополчения с коротким сроком службы, которое было бы невозможно быстро мобилизовать, и которое было бы не очень способно к наступательным действиям.

Оставить наступательную технику (тяжелая артиллерия, танки, газы и т. п.) для поддержания международного порядка. Такая техника хранилась бы в каждом государстве под международным контролем, а национальное ополчение не могло бы ее использовать.2

16 марта 1933 г. был изложен «Английский план», или «план Макдональда».

Этот план ограничивал до 200 000 человек численность армий ведущих стран континентальной Европы: Франции, Германии, Италии, Польши. На 1935 г. намечалось созыве специальной конференции для обсуждения морских вооружений. Военная авиация должна была постепенно ликвидирована, а бомбардировщики запрещены. Выполнение плана должна контролировать постоянная комиссия по разоружению.3 Германия по этому плану увеличивала вооруженные силы в два раза и достигла бы реального равноправия в вооружении. Хочу подчеркнуть, что это было предложено после прихода к власти Гитлера (30 января 1933 г.).


1. А. Тардье министр иностранных дел Франции 2. Д. Макдональд британский премьер-министр в 1929—1935 гг. 3. Э. Эррио французский политик

Основные разделы «плана Макдональда», перечеркивавшие установленную Версальским договором численность немецких вооруженных сил, встретили поддержку со стороны делегации США4. Кроме того, план был выгоден Великобритании тем, что на европейском континенте не осталось бы ни одной сильной армии. В том числе и французской вышедшей из Первой мировой войны самой мощной.

В процессе обсуждения планов возникли определенные трудности, связанные с позициями и интересами стран. Германия сразу потребовала, чтобы ей, как и другим участникам разоружения было разрешено «военное равенство». Правда нюанс состоял в том, что действовали специальные версальские статьи о вооруженных сухопутных и морских силах Германии. То есть Германия стремилась использовать конференцию по разоружению, для ликвидации ограничений и восстановления армии.

Франция стремилась сохранить свое военное превосходство над Германией, что являлось бы гарантией от будущих конфликтов с ней. Это волне можно понять, учитывая, что Франция и Германия были крупными континентальными державами в Европе (имели общую сухопутную границу), являясь потенциальными противниками.

При изменении баланса сил (в случае равенства вооружений и армий) Франция хотела для себя дополнительных гарантий в области безопасности. Но Великобритания и США не были готовы предоставить Франции такие гарантии. В свою очередь Великобритания и США, не являясь странами континентальной Европы, были более активны в вопросах разоружения европейских стран. И что важно разоружение касалось, прежде всего, сухопутных сил, которые потенциально могли представлять опасность Великобритании и США. То есть фактически отделенные морями США и Великобритания ратовали за разоружение потенциальных противников на континенте, в том числе Франции. И, что важно, боролись с возможность появления сильной европейской державы, которая могла бы подчинить Европу и быть уже не потенциальным, а вполне реальным противником.

Так или иначе, но договориться, в том числе, по «плану Макдональда» не получилось. Германия, требовавшая «равенства в вооружениях» 14 октябре 1933 г. вышла из конференции и заодно из Лиги наций.

международная конференция по сокращению и ограничению вооружений, созванная по решению Совета Лиги Наций; начала работу после длительного подготовительного периода 2 февраля 1932 в Женеве при участии 63 государств; из них 9 (СССР, США, Афганистан, Бразилия, Египет, Коста-Рика, Мексика, Турция, Экуадор) в Лигу Наций не входили. Главные империалистические державы стремились использовать конференцию для ослабления своих возможных противников и усиления собственной военной мощи. Французская делегация добивалась сохранения военного превосходства над Германией, полученного Францией по Версальскому мирному договору 1919 (См. Версальский мирный договор 1919). Этой цели служил один из французских планов («План Тардье»), предусматривавший создание под эгидой Лиги Наций международной армии, в которой руководящая роль принадлежала бы Франции. Германская делегация выступила с требованием «равенства в вооружениях»; не добившись удовлетворения этого требования, пришедшее в Германии к власти фашистское правительство заявило в октябре 1933 об отказе участвовать в работе конференции и о выходе Германии из Лиги Наций. Делегация Великобритании направляла усилия на то, чтобы любые меры по разоружению не ослабили её имперских позиций и морского могущества. Этой цели по существу служил выдвинутый в марте 1933 английский план («План Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных вооруженных сил европейских стран без какого-либо обоснования их определёнными критериями и предоставлявший Великобритании и США большие преимущества в военно-морских и военно-воздушных силах (этот план был принят 8 июня 1933 Генеральной комиссией Ж. к. по р. за основу будущей конвенции по разоружению).

Единственным участником конференции, последовательно добивавшимся решения проблемы разоружения, был Советский Союз. 18 февраля 1932 СССР предложил, чтобы конференция положила в основу своей работы принцип всеобщего и полного разоружения, и внёс на её рассмотрение два проекта (о всеобщем, полном и немедленном разоружении и о прогрессивно-пропорциональном сокращении вооруженных сил); однако они не были приняты конференцией. В феврале 1933 сов. делегация предложила проект декларации об определении агрессии, который также не был принят, но СССР заключил с рядом государств конвенции об определении агрессии. Позиция западных держав завела Ж. к. по р. в тупик. Советский Союз, стремясь использовать любую возможность для ослабления гонки вооружений и смягчения международной напряжённости, предложил на последней сессии Генеральной комиссии Ж. к. по р. (29 мая — 11 июня 1934) превратить эту конференцию «в перманентную, периодически собирающуюся конференцию мира», в функции которой входила бы выработка мероприятий по охране безопасности всех государств. Но и это предложение было отклонено. В 1935 Ж. к. по р. прекратила работу.

Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917—1967. Сб. док-тов, М., 1967; League of Nations. Conference for the reduction and limitation of armaments. Conference documents, v. 1—3, Gen., 1932—36.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Женевская конференция по разоружению 1932-35" в других словарях:

Женевская Конвенция — Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Женевская конвенция 1864 . Женевская конвенция 1927 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях… … Википедия

Женевская конвенция — Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Женевская конвенция 1864 . Женевская конвенция 1927 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях… … Википедия

1932 год — Годы 1928 · 1929 · 1930 · 1931 1932 1933 · 1934 · 1935 · 1936 Десятилетия 1910 е · 1920 е 1930 е 1940 е · 1950 е … Википедия

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1932-35 — по разоружению происходила в Женеве; в момент открытия М. к. в ней принимали участие представители 63 стран (54 государства члены Лиги наций, а также СССР, США, Мексика, Бразилия, Египет, Афганистан, Эквадор, Коста Рика и Турция). Вопрос о… … Дипломатический словарь

СССР. Внешняя политика СССР — Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

Вторая мировая война 1939-1945 — война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действия… … Большая советская энциклопедия

Женевские конвенции — Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Жен … Википедия

Разоружение — система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в… … Большая советская энциклопедия

Тардьё — (фр. Tardieu) французская фамилия. Тардьё, Александр (Alexandre Tardieu, 1803 1868) французский адвокат и журналист. Тардьё, Андре (André Tardieu; 1876 1945) французский политик Третьей республики межвоенного периода,… … Википедия

СОКРАЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ — – международная проблема, состоящая в проведении мероприятий по уменьшению вооружений и вооружённых сил, включая изъятие из национальных вооружений атомной бомбы как оружия агрессии и массового уничтожения людей. Вопрос о С. в. и разоружении… … Советский юридический словарь

конференция, созванная в Женеве 2 февр. 1932 по вопросу сокращения и ограничения вооружения; в момент открытия М. к. по р. в ней приняли участие 63 гос-ва (в т. ч. 54 гос-ва - члены Лиги наций, а также СССР, США, Мексика, Бразилия, Египет, Афганистан, Экуадор, Коста-Рика и Турция). На конференции выявились резкие расхождения между империалистич. гос-вами, каждое гос-во стремилось добиться таких решений, к-рые позволили бы ему укрепить свою воен. мощь и ослабить своих возможных противников. Так, один из планов франц. делегации (т. н. план Тардьё) предусматривал создание междунар. армии под эгидой Лиги наций, в к-рой руководящее влияние имела бы Франция. В англ. проекте осн. место занимало предложение о запрещении подводных лодок; в то же время этот проект (т. н. план Макдональда) предоставлял большие преимущества Великобритании и США в воен.-возд. силах. Делегация Германии требовала "равенства в вооружениях". В результате сепаратных англо-франко-амер. переговоров (1932-33) зап. державы согласились пойти на уступки в вопросе довооружения Германии при условии установления для нее 4-летнего "испытательного срока", во время к-рого постановления Версальского мирного договора 1919 относительно ограничения вооружений Германии оставались бы в силе. Несмотря на эти уступки, фаш. пр-во Германии в нач. окт. 1933 отказалось принимать участие в работе М. к. по р., а 14 окт. 1933 вышло из Лиги наций.

СССР был единств. гос-вом среди участников М. к. по р., последовательно выступавшим за разрешение проблемы разоружения. 18 февр. 1932 СССР внес на рассмотрение М. к. по р. проекты конвенций о всеобщем, полном и немедленном разоружении и о прогрессивно-пропорциональном сокращении вооруж. сил. Однако оба сов. проекта были отклонены большинством конференции. 6 февр. 1933 СССР предложил проект декларации об определении агрессии. Несмотря на отказ М. к. по р. принять эту декларацию, Сов. Союз подписал с рядом гос-в Лондонские конвенции 1933 об определении агрессии, что явилось вкладом в дело укрепления мира.

Вследствие позиции большинства капиталистич. гос-в М. к. по р. зашла в тупик. 29 мая - 11 июня 1934 проходила последняя сессия Ген. комиссии М. к. по р., на к-рой 3 июня сов. делегация предложила превратить М. к. по р. в постоянный орган, в функции к-рого входила бы выработка мероприятий по охране безопасности всех гос-в мира. Но и это предложение СССР было отклонено. В 1935 М. к. по р. прекратила свое существование.

Публ.: Сборники документов по междунар. политике и междунар. праву, в. 4-6, 10, М., 1933-36; СССР в борьбе за мир. Речи и док-ты, М., 1935; League of Nations. Conference for the reduction and limitation of armaments. Conference documents, v. 1-3, Gen., 1932-36.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

18 мая 1899 года в Гааге прошла первая всемирная конференция по ограничению вооружения, созванная по предложению Российского императора Николая II. Конференцией были приняты три декларации, ограничивающие средства ведения военных действий. Одна из этих деклараций обязана выполняться до сих пор.

В конце 90-х годов XIX века начался новый этап в развитии вооружений: большинство стран вооружились более современными моделями винтовок. Появление бездымного пороха позволило увеличить скорость полета пули, а уменьшение калибра – снизить вес винтовок и увеличить носимый запас патронов. За счет выигрыша в весе винтовки получили встроенный магазин, обеспечивающий более высокую скорострельность. В 1886 году Франция принимает систему Лебеля, а в 1887 году Турция – систему Маузера, Япония – Мураты, в 1888 году Австрия – Маннлихера. Тогда же Германия перевооружается магазинной винтовкой 1888 года, созданной на основе конструкции Маузера. Через год на новые системы перешли Англия (система Ли-Метфорда) и Италия (система Маннлихера-Каркано) и Россия (образец 1891 года).

В России в качестве основного образца стрелкового оружия была выбрана 3-линейная винтовка системы Мосина образца 1891 года. Скорострельность магазинной винтовки Мосина составляла 10-12 выстрелов в минуту, а прицельная дальность стрельбы – до 2000 метров. На вооружении в русской армии в то время были морально устаревшие револьверы системы Смита-Вессона образца 1871, 1874 и 1880 годов, которые в конце XIX века были заменены револьверами системы Нагана образца 1895 года.

В этот период появились и скорострельные автоматические пистолеты, которые постепенно вытеснили револьверы. Первые автоматические пистолеты Джона Браунинга появились в 1897 году, автоматический пистолет Вильгельма и Пауля Маузеров – в 1896 году (в 1866 году они сконструировали однозарядную винтовку и револьвер, которые в 1871 году были приняты на вооружение в германской армии).

Промышленный подъем 2-й половины XIX века предоставил возможность создания и производства нарезных артиллерийских орудий (нарезное орудие – орудие, имеющее винтовые нарезы по каналу ствола). Благодаря бездымному пороху и увеличению относительной длины снаряда достигалась высокая начальная скорость снаряда, что позволяло увеличить дальность стрельбы, а приданием снаряду устойчивости в полете с помощью нарезов по каналу ствола, достигалась точность стрельбы. В армии всех стран с 1857 по 1870 годы были приняты на вооружение нарезные артиллерийские орудия. Для стрельбы из нарезных орудий применялись вначале снаряды со свинцовой оболочкой, а в последующем стальные снаряды с закрепленными, на их корпусе, медными ведущими поясками.

В России в 1885 году на вооружение приняли 6-дюймовую (152-мм) полевую мортиру системы Круппа на лафете Энгельгардта.

Немецкий конструктор Эргардт разработал скорострельную пушку калибра 76, 2 мм. Скорость стрельбы орудия составляла 15-20 выстрелов в минуту. Германия в 1897 году приняла на вооружение 77-мм пушку образца 1896 года, скорострельность которой составляла 5 выстрелов в минуту. Англия закупила орудия Эргардта с боеприпасами для изучения и приняла на вооружение 76,2 мм пушку. В 1892 году французы Пюто и Дьюпор создали 75 мм пушку с независимой линией прицеливания. На вооружение французской армии была принята 75-мм полевая пушка образца 1897 года, со скорострельность 16 выстрелов в минуту.

В германской армии была принята на вооружение скорострельная полевая 77-миллиметровая пушка (образца 1896 года), которая делала 6-10 выстрелов в минуту, почти в 5 раз больше, чем ранее.

К концу XIX века была установлена твердая классификация кораблей парового флота. В России классификация была введена приказом по Морскому ведомству от 1 февраля 1892 года. Она устанавливала следующие классы кораблей: броненосцы эскадренные и береговой обороны, крейсеры 1 ранга (броненосные и бронепалубные) и 2 ранга, минные крейсеры, канонерские лодки мореходные и береговой обороны, пароходы, яхты, транспорты, миноносцы, миноноски, учебные суда, портовые суда.

Основные классы кораблей имели следующие предназначение и тактико-технические элементы:

1. Эскадренные броненосцы – наиболее мощные артиллерийские корабли для ведения главным образом эскадренного боя; имели водоизмещение 10-15 тысяч т; вооружение: артиллерийское – четыре 305-мм, до двенадцати 152-мм, до двадцати 75-мм и до тридцати 47-37-мм орудий; торпедное – до четырех надводных и двух подводных торпедных аппаратов; бронирование 406-250 мм; скорость 17-18 узлов; дальность плавания до 8 тысяч миль.

3. Крейсеры 1 ранга – для ведения артиллерийского боя вместе с эскадренными броненосцами, а также для самостоятельных действий на океанских коммуникациях; их водоизмещение достигало 12 тысяч тонн, скорость – 20 узлов, дальность плавания – 8000 миль; вооружение: артиллерийское – четыре 203-мм, шестнадцать 152-мм, до тридцати 37 мм орудий, торпедное – до четырех надводных торпедных аппаратов; бронирование – до 203 мм.

4. Крейсеры 2 ранга – для ведения тактической (ближней) разведки, несения дозорной службы, нарушения коммуникаций противника и защиты своих коммуникаций, отражения атак миноносцев; имели водоизмещение от 3000 до 6000 тонн, скорость до 25 узлов, дальность плавания до 4000 миль; вооружение: артиллерийское – восемь 152-мм, двадцать четыре 75-мм, восемь 37-мм орудий; торпедное – до четырех торпедных аппаратов.

5. Канонерские лодки – небольшие артиллерийские корабли для ведения боя вблизи берегов; имели водоизмещение до 1500 тонн, скорость до 15 узлов и по два орудия калибром от 152 до 225 мм.

6. Эскадренные миноносцы и миноносцы – торпедные корабли для действий в открытом море и прибрежных районах соответственно; водоизмещение эскадренных миноносцев до 350 тонн, скорость до 27 узлов, одно 75-мм и пять 47-мм орудий, три торпедных аппарата; у миноносцев водоизмещение до 180 тонн, скорость до 24 узлов, три 37-мм орудия, два торпедных аппарата.

Расходы на совершенствование вооружений тяжело сказались на финансовом положении России. Поэтому, когда летом 1898 года российскому правительству стало известно о намерении германского императора Вильгельма II потребовать от рейхстага значительного увеличения личного состава армии, что могло вынудить и Россию увеличить расходы на дальнейшее развитие боевых средств, ведомство иностранных дел России посчитало своевременным созвать международную конференцию с целью положить предел постепенному развитию современных вооружений. Император России Николай П согласился с этим предложением.

Первая мирная конференция проходила в Гааге с 18 мая (по старому стилю 6 мая) по 29 (по старому стилю 17) июля 1899 года.

В ней приняли участие представители 27 государств: Австро-Венгрии, Германии, Бельгии, Китая, Дании, Испании, США, Мексики, Франции, Великобритании, Греции, Италии, Японии, Люксембурга, Черногории, Нидерландов, Ирана, Португалии, Румынии, России, Сербии, Сиама, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Турции, Болгарии (не присутствовали государства Центральной и Южной Америки).

В состав российской делегации, которая представляла также интересы Черногории, входило 13 человек, возглавлял ее российский посол в Лондоне Егор Стааль.

Конференция получила название "мирной", поскольку официальной ее задачей было ограничение вооружений и обеспечение мира.

На конференции были приняты пожелания "об ограничении расходов на военное дело, которыми в настоящее время обременен мир, в частности о соглашении по поводу введения новых типов и калибров морского оружия" и "об ограничении сухопутных и морских военных сил и военного бюджета".

Конференция привела к заключению 29 июля 1899 года трех конвенций:

1. О мирном разрешении международных споров.

2. О законах и обычаях сухопутной войны.

3. О применении Женевской конвенции о раненых и больных к морской войне.

1. "О воспрещении метать снаряды и взрывчатые вещества с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов".

2. "О воспрещении употреблять снаряды, имеющие единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы".

3. "О воспрещении употреблять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле" (разрывные пули).

Декларация о разрывных пулях ввела стандарты для стрелкового оружия, которые и сегодня обязаны выполняться. Цель деклараций – понизить смертность во время войны, сместить соотношение убитых и раненых в сторону раненых.

Таким образом, на Первой мирной конференции в Гааге были приняты акты, лишь ограничивающие применение наиболее опасных видов вооружений, тогда как проблема ограничения численности вооруженных сил и военных бюджетов не была решена.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.


Обычные виды вооружений

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.


Химическое и биологическое оружие

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: