Какое государство осуществляло заселение подонцовья в 17в

Обновлено: 24.02.2024

Наступление феодального гнета на Украине и в России усилило передвижение населения на окраины. Действия казацких отрядов, сторожевой и станичной службы в Подонцовье способствовали оседанию беглецов в этом районе и появлению новых поселений. На территории Донецкой области в 20-е гг. XVI в. упоминается поселение монахов-отшельников в меловых горах на правом берегу Донца, в районе современного Святогорского монастыря под названием «Святые горы». О времени основания пещерного монастыря существует несколько версий, но наиболее правдоподобной выглядит та, которая связывает основание монастыря с переходом населения Левобережной Украины на рубеже XV-XVI вв., в связи с реорганизацией феодального хозяйства и прикреплением крестьян, на окраины Великого княжества Литовского. Отразилась на этом процессе и война 1500-1503 гг. между Литвой и Великим княжеством Московским.

В конце XVI в. упоминаются казацкие юрты в районах Донца и устья Оскола. Их поселенцы на левой стороне Донца занимались земледелием, а на правой — содержали скот и пчельники.

На заселение края в XVI — первой половине XVII вв. большое влияние оказало запорожское казачество. Его походы на Крым, нападения на города Черноморского побережья и даже на столицу Османской империи — Стамбул — побудили Турцию перекрыть устье Днепра и блокировать выход запорожских чаек в Черное море. В связи с этим для совместных походов с донскими казаками запорожцы пользовались реками Самарой и ее притокой Волчьей, левой притокой последней — Осиковой — для выхода через Береснеговую или Широкую в Кальмиус (южнее современного Донецка), по последнему в Азовское море. На этом пути в конце XVI — начале XVII вв. появляется ряд запорожских пикетов и зимовников, переросших со временем в крупные поселения. В первую очередь, к их числу следует отнести запорожское укрепленное поселение на берегу Азовского моря, при устье Кальмиуса, «Домаха», упоминающеесяв начале XVII в. Его название, по мнению большинства исследователей, произошло от венецианско-генуэзского поселения XIV—XV вв. — Адомаха. На правом берегу Волчьей, при впадении в нее реки Сухие Ялы, в районе нынешнего села Алексеевки, уже в начале XVII в. упоминается запорожский пикет, прикрывавший «секретный путь» из Запорожья на Дон, а в пределах нынешней Алексеевки в камышах и тальнике находилась запорожская водная станция, где запорожцы прятали свои чайки, которые они использовали для совместных походов с донскими казаками. Запорожские пикеты упоминаются и в районе современных городов Дружковки и Селидово, в связи с чем в 1977 г. в последнем сооружен памятник запорожцу, который, прикрыв рукой глаза, всматривается в степь, чтобы не просмотреть орду, продвигающуюся по Муравской дороге.

В связи с массовыми переселениями на Слободскую Украину в 30-х гг. участников казацко-крестьянских восстаний против польской шляхты на Правобережье и образованием Чугуевского казачьего полка усиливается заселение северо-восточной части современной Донетчины. В 1644 г. царское правительство поручило чугуевским казакам построить острог у Торского «перелаза» (переправы) и охранять не только посольскую дорогу, которая вела из Москвы в Крым, но и Торские соляные промыслы. Поскольку небольшой Торский острог и его малочисленный гарнизон в 20 казаков не могли служить серьезной преградой на пути продвижения татар, царское правительство летом 1646 г. поручило казачьему атаману Протасьеву, сопровождавшему посольство в Крым, обследовать местность и подобрать место для постройки большого города, поселения в нем «черкас» (украинских переселенцев).

Протасьев определил, что наиболее удобно построить город при Маяцком городище, так как рядом имелся лес, а в Донце хорошая вода. Весной 1648 г. царь распорядился, чтобы воеводы южных городов выделили людей для строительства города и обеспечили их необходимым инвентарем. Однако волна восстаний в городах России не позволила осуществить это распоряжение. В связи с началом Освободительной войны украинского народа против польской шляхты был запрещен переход из Украины в пределы России, то есть некем было бы заселить новопостроенный город. Таким образом, попытка царского правительства построить город на Торе потерпела неудачу. Чугуевские казаки в ноябре 1646 г. преждевременно оставили острог на Торе и, очевидно, он был разрушен татарами, так как больше о нем не упоминается. Зато в этот период наблюдается продвижение по левой стороне Северского Донца на запад донских казаков, и в середине XVII в. их улусы упоминаются при устье Бахмута и Жеребца. Посещают они богослужения в Святогорском монастыре.

Таким образом, в XVI — первой половине XVII вв. территория современной Донетчины заселялась стихийно, в основном выходцами из разных районов Украины. Поэтому неудивительно, что основная ее часть находилась под влиянием Войска Запорожского. Роспись донецких сторож по расспросу князя М, И. Воротынского (1571 г.): «. 5-я сторожа Святогорская от Изюмской сторожи пол-днища; а сторожем на ней стояти из тех же городов шти (шести — В. П.) человекам, из города (Путивля и Рыльска —В. П.) по три человека. А беречи им направо вверх по Донцу до усть Оскола верст с 10, а налево вниз по Донцу. до усть Тору верст с 30, а стояти им, укрываясь в луке против Святых гор и по иным местам. 6-я сторожа Бахмутовская, на устъ Черного Жеребца, от Святогорской сторожи полднища, а сторожем на ней стояти из тех же городов шти человекам, из города по три человека, а беречь им направо вверх по Донцу до усть Тору верст 20, а налево вниз по Донцу через Красную речку да через Боровой шлях под Ольховой колодязь верст с 15, а от Ольхового колодязя до усть Айдара два днища. »

Лишь незначительная территория Приазовья была занята ногайцами и крымскими татарами. В 1577 г. крымские татары на запад от устья Кальмиуса построили город Белый Сарай (откуда, очевидно, и пошло название Белосарайской косы). Однако уже в 1584 г. он был разрушен.

1. В шестнадцатом веке лесостепная территория между Московским государством и Крымским ханством называлась Диким полем, и была по большей части своей безлюдна. Через эти земли пролегали основные пути набегов крымских татар на Русь, эти пути назывались шляхами. Целью набегов крымских татар являлись грабежи и захват невольников.

Это было значительной угрозой для Московского государства. Западнее же Дикого поля, по реке Ворскла, проходила граница Великого княжества Литовского (позднее - Речи Посполитой). Всё это диктовало московским правителям необходимость укрепления южных рубежей своего государства.

Три самых основных пути набега - Муравский, Изюмский и Кальмиусский шляхи пролегали по территории нынешней Белгородской области. Во время «Смутного времени» (1605—1618 год) Крымское ханство и Ногайская орда возобновили свои опустошительные набеги на беззащитные русские земли. В 1607—1608 годах ногайцы разорили и сожгли многие «украинные и северские» города. Численность противника доходила до 100 тысяч человек. Немногочисленные русские сторожевые заставы на границе не могли оказать действенное сопротивление огромной массе степной конницы. Кочевники жгли городки, села и посады, уничтожая и забирая в плен местных жителей.

Для защиты русских земель от набегов крымских татар была сооружена сплошная линия военных оборонительных укреплений - Белгородская засечная черта. Эта черта протянулась на 800 километров по территории нынешних пяти областей: Сумской, Белгородской, Липецкой, Воронежской и Тамбовской . Созданная в середине XVII в., она включала в себя города-крепости, разнообразные инженерные сооружения из земли и дерева, а также естественные природные препятствия для татарской конницы: леса, реки, болота.

2. В результате военных реформ и общего роста вооруженных сил для организация обороны южной границы состав русского войска значительно увеличился. Вместе с тем стала сложнее его организация. С середины XVI в. войско состояло из служилых людей. Главной обязанностью украинских служилых людей было охранять границу государства. Первоначально к службе привлекались все мужчины в возрасте от 15 лет; затем допускались льготы, а в конце XVII столетия из многочисленной семьи брались 1-2 человека, а третий оставался дома "на пашне"; четверо одиночек считались как бы за одну семью, и служили по очереди. Служилые люди делились на 2 группы:

по «отечеству» и по «прибору».

В первую группу входили:

служилые люди думные — бояре, окольничие, думные дворяне;

служилые люди московские — стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы;

служилые люди городовые — дворяне и дети боярские выборные («из выбору»), дворовые («по дворовому списку») и городовые (городовой и осадной службы).

Вторая группа состояла из стрельцов, казаков, пушкарей, затинщиков, воротников, казенных кузнецов, плотников и пр. К этой же группе можно отнести сборных и посошных людей.

Основную массу служилых людей по «отечеству» составляли городовые дворяне и дети боярские.

По грамоте 1556 г. служба дворян и детей боярских начиналась с 15 лет, до этого времени они считались «недорослями»

По расспросам зачисляемых на службу и указаниям окладчиков устанавливались имущественное положение и служебная годность каждого новика. Окладчики показывали, кто с кем может быть в одной статье по происхождению и имущественному положению. Затем новик зачислялся на службу и ему назначался поместный и денежный оклад.

Вооружение на службе было слабым, но основным недостатком считалась слабая военная дисциплина.

Среди служилых людей по «прибору» первое место по численности и значению занимали стрельцы. Стрельцы были московскими и городовыми.

Придворное положение московских стрельцов определяло и их служебные обязанности. Стремянные стрельцы несли ежедневно охрану царского дворца. Пешие стрельцы несли в Москве караульную службу, переменяясь по неделям. Московские стрельцы посылались также в другие города для усиления местных гарнизонов. В военное время стрельцы принимали участие в походах и боевых действиях в составе войска.

За службу московские стрельцы получали денежное и хлебное жалованье

Источником пополнения стрельцов были дети этих же стрельцов

Для управления стрелецким войском было создано особое центральное учреждение — Стрелецкий приказ.

Из всех служилых людей по «прибору» во второй половине XVI в. наиболее сложную по составу и организации группу представляли казаки.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств ряды служилого казачества пополнились татарской, чувашской и мордовской конницей. С середины XVI в. в составе русского войска находились «вольные» казаки (яицкие, волжские, донские, а затем украинские),

В конце XVI в. правительство пыталось взять донских казаков под свой постоянный надзор, но потерпело неудачу. Правительство боялось казаков как крупной антифеодальной силы.

За службу правительство расплачивалось с казаками денежным жалованьем и земельными наделами, поселяя их преимущественно в пограничных городах.

Итак, Вторая половина XVI в. была новым важнейшим этапом в развитии вооруженных сил Русского государства, которое свидетельствовало о дальнейших успехах в укреплении централизованного государства. Значительно расширилось применение ручного огнестрельного оружия, которым поголовно вооружалась постоянная пехота.

3 .Заселение земель в районе Донецка было начато запорожскими казаками, которые, осваивая в XVII в. водный путь по Кальмиусу к Азовскому морю, создавали вдоль него укрепленные хутора-зимовники. Из зимовника, расположенного на правом берегу Кальмиуса, в последующем образовалась слобода Александровская, а несколько ниже — зимовник Мандрыкино. Население увеличивалось за счет беглых крестьян — украинцев и русских, которые бежали в донецкие степи, спасаясь от помещичьего гнета. Основным занятием было земледелие и скотоводство.

Слободска́я украи́на (также - Слободска́я укра́йна, Слободска́я окра́йна, Слободская засечная черта, или Слобожа́нщина) — историческая область на северо-востоке современной Украины и юго-западе Черноземья в России .

Этот приграничный край Русского государства при поддержке Правительства активно заселялся в XVI—XVIII веках. В период царствования Анны Иоанновны земли стали предоставляться преимущественно выходцам из правобережной Малороссии (см. Юго-Западный край ), находившейся под властью Речи Посполитой, желавшим перейти в русское подданство. Оседая здесь вблизи крепостей Белгородской засечной черты , преграждавшей татарам дорогу в Русское государство, переселенцы брали на себя сторожевую службу и военную защиту пограничья.

Название региона происходит от типа поселений, пользовавшихся бо́льшими вольностями, чем в глубине Российского государства, — слобод , название которых, в свою очередь, происходит от слова свобода. В настоящее время термин Слобожанщина активно используется как неформальное собирательное название Харьковской , Сумской и Белгородской областей.


4 .В состав Белгородского уезда входила также Донецкая волость, охватывавшая значительную часть нынешнего Донецкого бассейна. На всей этой территории было несколько юртов (имений).

О том, как мало были в то время заселены нынешние Харьковская, Луганская и Донецкая области, можно судить по тому, что Белгородский уезд, занимавший огромную территорию от Курска до Азова, имел в 1620 году только 23 поселения с 874 дворами. Новопоселенцы изучали недра донецкого бассейна. Уже с 1625 году в районе нынешнего Славянска добывали соль. «Промышлять» ее в донецкие степи ездили «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России. В 1646 году был построен острожек Тор для охраны от крымских татар, совершавших набеги на новопоселенцев и «охочих» людей (ныне г.Славянск). А в 1650 году начали действовать частные соляные заводы острожка Тора.

В 1665 году возник в Торе царский соляной завод, состоявший из трех куреней, в которых вываривалась соль. Всего здесь насчитывалось 40 котлов. Для ссыпки соли было построено три амбара. Но завод этот из-за отсутствия рабочей силы бездействовал — присылаемые из центральных губерний солевары разбегались. Лишь в 1676 году, после поселения вдоль Северского Донца черкас (ушедших из-под ига польской шляхты украинцев) началось регулярное солеварение.

В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские казаки из торских и маяцких городков, а также донские казаки из Сухаревской станицы стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке — притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут (известен с 1663 года).

Формирование современного этнического состава Донбасса происходило на протяжении многих веков в результате различных исторических процессов затрагивающих и всю Восточную Украину в целом. С особенной интенсивностью процесс планового переселения, на эту территорию, различных этнических групп происходил в cep.XVIII — нач. XIX вв.
Начало XVIII в. в истории Российской империи было связано с рядом военных событий, такими как Северная война и столкновение с Турцией, следствием последнего явился тяжелый для России Прутский мирный договор, серьезно ограничивавший ее южные границы.
В связи с участившимися набегами крымских и ногайских орд в пределы России царское правительство предприняло ряд новых мер по усилению обороноспособности южных границ. Указ от 24 февраля 1713 г. предписывал «для защиты от неприятеля» набрать в Киевской и Азовской губерниях по 3500 чел для территориальных войск и разместить их вдоль границ. Ее предполагалось формировать из стрельцов, драгун, солдат, казаков, пушкарей и отставных чинов в возрасте от 15 до 30 лет [Пирко, 1988]. Однако набор в ландмилицию затягивался, что заставило правительство изыскивать всякие возможности для ее укрепления.

Ускоренное заселение и освоение нашего края в начале ХVIII века было нарушено восстанием Кондратия Булавина, во время подавления которого Бахмутский городок был сожжен правительственными войсками, разгромом Запорожской Сечи а также изменениями в русско-турецкой границе после военных неудач Петра I при Пруте. Новая граница от устья Дона шла на верховья реки Тузлов, Миусаи, Крынки, Бахмута и Кальмиуса, левой стороной Кривого Торца на верховья Сухого и далее в междуречье Самары и Орели. В связи с этим построенные в конце ХVII в. городки Бахмутский и

Торский оказались в приграничной зоне. Поэтому царское правительство принимает меры по их укреплению. Больше всего внимания было уделено Бахмуту.

2.Поселение сербов.

Так сначала, между 1713 и 1729 гг., оно поселило западнее Изюма молдаван перешедших на сторону России вместе с князем Кантемиром. В процессе борьбы против Турции и Крымского ханства за выход к Черному морю, царское правительство, начиная с 1723 г. приглашало на военную службу представителей балканских народов (сербов, греков, волохов, болгар), из султанской Турции и Австро-Венгрии. В 1724 г. таким образом, на Украину переселилось 459 сербов, а в 1725 г. из южной Венгрии переселилось еще 600 сербов. Затем в 1729 г. между Торской крепостью и будущей Украинской линией у истоков рек Орели и Сухого Торца был размещен сербский гусарский полк Албанеза, находившийся на службе России с 1723 г.
Успехи Русской армии в борьбе с турками 1735-1739 гг., позволили России вернуть многие из отторгнутых территорий, в частности территорию Приазовья. В ходе укрепления границ в апреле 1753 г. были переселены сербские полковники с людьми, проживавших до того на территории Австро-Венгрии.
При переселении сербов на территорию Российской империи были образованы две административные единицы: Славяносербия и Новая Сербия. Славяносербия располагалась к востоку от Днепра вдоль Украинской линии до станиц Донских казаков с главным городом Бахмутом и крепостью Белевской-Константинград
Этнический состав военных переселенцев изначально не был однородным: — кроме сербов здесь были «волохи», молдаване, венгры, болгары со своими семьями. Сюда был переведен таганрогский гарнизон и часть артиллерии,

благодаря чему Бахмутская крепость к началу 30-х годов ХVIII века становится одной из сильнейших на юге России.

3. Кальмиусская паланка

Меры по укреплению Бахмута, а также передача всего уезда в ведение Воронежской губернии способствовали притоку русского населения на территорию края. В юго-западной части Донбасса с середины 30-х годов усилилась роль запорожцев, которые в 1734 г. по разрешению царского правительства начали возвращаться на старые места. Здесь они основали Кальмиусскую паланку с центром в Домахе. Возвращение после русско-турецкой войны 1735-1739 гг. отнятых Турцией территорий в Приазовье способствовало распространению на них влияния донского казачества. Это послужило поводом к столкновению между Войском Донским и Запорожской Сечью. Чтобы положить конец притязаниям и тех, и других на эти места, Сенат в 1746 г. определил границу между Войском Донским и Запорожской Сечью по реке Кальмиус.

С целью ускорения заселения южных окраин и обеспечения охраны границ с Крымским ханством в середине ХVII в. Россия приступила к созданию военно-земледельческих поселений на территории Украины.

4. Поселение сербов и хорватов и образование Славяносербии.

Согласно указу от 8 мая 1753 года Сенат выделил для поселения выведенных в Россию полковниками Р.Прерадовичем и Л.Шевичем сербов и хорватов территорию между Луганью и Бахмутом, получившую название Славяносербия. Низкий приток сербов и хорватов побудил правительство разрешить принимать в Славяносербию украинцев, молдован и других переселенцев, исповедовавших православие. Было основано 16 рот (военно-земледельческих селений), и не только увеличилась численность населения Бахмутской провинции, но и стал более пестрым его национальный состав:

русские, молдоване, сербы, украинцы, хорваты и другие. Сравнительно медленнее заселялись земли, над которыми все еще висела угроза ордынских набегов. О тяжелых последствиях можно судить по последнему набегу крымчаков на Бахмутскую провинцию в конце 1768 года, когда большинство запорожских зимовников Кальмиусской паланки было уничтожено. Дальнейшее продвижение кочевников остановила Бахмутская крепость, и орда повернула к Днепру, форсировала его и двинулась на Правобережную Украину, оставляя за собой пепелища. Чтобы не допустить повторения подобных рейдов, царским правительством в 1770 г. было решено построить целую систему оборонительных сооружений по рекам Берде и Конские Воды. В связи с этим началось переселение в Приазовье не только государственных крестьян, но и помещечьих на свободные земли. Особенно усилился этот процесс после ликвидации в 1775 г. Запорожской Сечи, земли которой были розданы крупным государственным сановникам и местным чиновникам.

5. Греческое переселение

Принимая составленные Суворовым и греческим митрополитом Игнатием условия переселения, императрица Екатерина писала: «. для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской Губернии . достаточную часть земли по рекам и по берегу Азовского моря с тем, что тамошнее изобильное раболовство. Всемилостивийше жалуем в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну нашу податей».

28 июля 1778 г. из Бахчисарая выехала первая группа переселенцев. Подсчеты численности переселенцев, основанные на различных источниках и преданиях, дают самые различные результаты. Наиболее достоверным источником служит ведомость, составленная А.В.Суворовым в которой приводятся следующие данные: «а сего из Крыма вышло 81386 человек. Греков среди них было 18.894. Больше всего греков вышло из Кафы (Феодосия) - 1643 человека, Бахчисарая -1319, Карасбузара - 1424 человека; Стылы 1226, Янисоля - 831, Сартаны - 743, Мангуша - 773, другие села (всего греки вышли из 85 сел и 7 городов ) были значительно меньше, насчитывая в основном по несколько десятков жителей».

Грекам были предоставлены земли по Северному побережью Азовского моря между реками Волчьей, Мокрые Ялы и Кальмиус. 26 июля 1780 года переселенцы из Крыма заняли город Павловск на Кальмиусе. Фактически тогда же Павловск был переименован в Мариуполь. Основывая новые поселения, греки давали им названия тех населенных пунктов, в которых они жили на полуострове. Исключение из этого правила составляет только город Мариуполь – населенного пункта под таким названием в Крыму не было.

Греки, жившие в Крыму, говорили на двух языках: одна группа пользовалась крымско-татарским языком, а другая - одним из диалектов новогреческого или крымскорумейским языком. В пределах крымскорумейского языка насчитывалось 6 языковых групп, взаимопонимание между которыми было

очень слабым. Жителей Мариуполя, говоривших на крымскотатарском языке, сельчане именовали базарьотами (т.е. жителями "базара" - города). При заселении грекоязычные и татароязычные греки селились раздельно. Так, в Донбассе появились татароязычные села: Бешево (Вешуй, Старобешево), Богатырь, Камарь (Камар, Камара, Комар), Карань (Гранитное), Старый Крым (Ески Харым), Ласпа (Ласпи, Старая Ласпа).

Село Большая Янисоль, ныне город Великая Новоселка, было заселено представителями обеих языковых групп. Село Игнатевка (Старая Игнатьевка) было заселено потомками крымских грузин, говоривших по-татарски. Первоначально здесь же поселились и волохи (в Крыму они жили в городах Гезлеве и Бахчисарае), но в 1780 - 1782 годах они основали в 10 км. к северу новое село, назвав его Новой Игнатовкой.

1. История родного края \ Под редакцией В.А. Пирко, С.М. Нестерцова,

В.Е. Щербинина. – Донецк: « Кардинал», 1998. – 320 стр.

2.История родного края \ / Под редакцией Р.Д. Лях,В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцова, Л.Б. Лихачева, Н.Е. Беспалов. – Донецк: « Кардинал», 1999.-320 с.

развивающие: способствовать дальнейшему формированию исторического мышления, совершенствовать умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты, делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы; содействовать формиро - ванию самостоятельной познавательной деятельности студентов, их мировоззренческой и социальной культуры;

воспитательные: содействовать формированию мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности, ответственности; интереса к историческому прошлому Донбасса.

Вид занятия и форма проведения: лекция с элементами беседы

Тип занятия: комбинированное

Основные понятия: античность, полис, колонизация, метрополия

Методическое обеспечение и оснащение занятия: учебные пособия, дидактический материал.

1.История родного края (Часть первая). Учебное по­собие для 6-9 классов /Авторы: А. В. Колесник, В. А. Пирко, С. М. Нестерцова, Е. В. Щербинина. — Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998.

2. Бунтовский С. Ю. История Донбасса :науч.-популярное изд. /С. Ю.Бунтовский. - Донецк: «Донбасская Русь», 2015;

3.Очерки истории Донецкого края/ Кравченко Э.Е., Кузин В.И., Ляшенко В.Г., Чепига Г.Г.

Ход занятия

I .Организационный момент:

1.1 Проверка присутствия студентов.

1.2 Проверка готовности студентов к занятию.

II .Вступление, мотивация изучения темы:

В период раннего железного века (1 тыс. до н.э. – первые века н.э.) развернулось так называемое великое переселение народов, когда целые народы снимались с мест и отправлялись в путь в поисках лучших условий жизни. Двигались они преимущественно с востока. В поисках пастбищ для скота они направлялись на запад, нередко с помощью силы пробиваясь сквозь занятые другими племенами территории. Двигались они с табунами животных, везли с собой семьи, пожитки. Кибитки, юрты кочевых племен на многие столетия стали неотъемлемой частью пейзажа степи. С IX в. до н.э. донецкие степи более чем на 15 столетий заселяют кочевники.

А еще в этот период на территории нашего края появится народ, принесший цивилизацию и высокую культуру. О ком идет речь: «несли на новые земли свои достижения в ремесле, в мореплавании. Их культурные достижения отражались и в местах расположения колоний. Ими были описаны многие земли и народы, составлены и уточнены морские карты»? Как называется процесс, которым были охвачены Причерноморье и Приазовье в VIII - VI вв. до н. э.?

III .Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция

1.Лук и стрелы были изобретены человеком в эпоху неолита.

2.Какой известный археолог обнаружил и классифицировал археологические культуры бронзового периода по трем типам захоронения?

А) Н.Е. Макаренко; Б) Д.С. Цвейбель; В) В.М. Евсеев; Г) В.А. Городцов; Д) Н.В. Сибилев.

3.К какой археологической культуре относится следующее описание: были мастерами гончарного ремесла, вся посуда плоскодонная; развита металлургия бронзы; умерших хоронили в каменных ящиках.

А) катакомбная; Б) пеньковская; В) древнеямная; Г) срубная.

4.Выберите отличительные черты неолитической революции:

А) люди научились лепить и обжигать глиняную посуду;

Б) основным занятием была индивидуальная охота;

В) распространяется оседлое земледелие;

Г) начали приручать и разводить животных;

Д) наличие большого количества кремнеобрабатывающих мастерских.

5. Первые люди появились на территории нашего края около150 тыс. лет тому назад в период среднего палеолита. Укажите, что было их главной отличительной чертой от животных.

А. Занятие рыбной ловлей

Б. Способность использовать и изготавливать орудия труда

В. Умение обрабатывать землю

Г. Разведение стад домашних животных

Д. Сформированность религиозного сознания

6. Древнейшим периодом в истории человечества был палеолит. Назовите главные источники его изучения.

А. Письменные Б. Устные В. Глиняные таблички Г. Вещественные Д. Деревянные таблички

7. Древние люди – архантропы умели изготавливать орудия труда. Укажите, как назывались эти орудия.

А. Гарпуны Б. Дротики В.Ножи Г.Дубинки Д. Рубила

8. Английский археолог Г. Чайлд назвал один из периодов первобытного общества неолитичес -кой революцией. Какой род занятий послужил основанием для данного утверждения?

А. Рыбная ловля Б. Земледелие и скотоводство В. Загонная охота Г. Охота и собирательство

9. История первобытного общества делится на несколько периодов. Что является основой данной периодизации?

А. Уровень развития общественной организации

Б. Изменения в биологическом развитии человека

В. Материал и технологии изготовления орудий труда

Г. Тип хозяйства

Д. Уровень развития духовной жизни человека

10. Один из периодов первобытного общества датируется временем от 10 до 6 тысяч лет тому назад. Назовите этот период.

А. Неолит Б. Энеолит В. Палеолит Г. Мезолит Д. Бронзовый век

11. В период позднего палеолита формируется вера в существование души и духов. Назовите эту особенность религиозного сознания.

А. Тотемизм Б. Фетишизм В. Анимизм Г. Магия Д. Колдовство

12. Одной из особенностей религиозного сознания человека в период позднего палеолита было поклонение предметам неживой природы. Назовите эту особенность.

А. Магия Б. Фетишизм В. Анимизм Г. Тотемизм Д. Колдовство

13. В период мезолита произошло событие, оказавшее существенное влияние на дальнейшую историю человечества. Назовите это событие.

А. Начало ледникового периода Б. Окончание ледникового периода

В. Переход к эпохе металла Г. Первое общественное разделение труда

Д. Второе общественное разделение труда

14. На территории нашего края существовали различные археологические культуры, в част -ности – ямная, катакомбная, срубная. Какой признак положен в основу их названия?

А. Тип поселений Б. Способ изготовления орудий труда Г. Тип жилых построек

В. Способ изготовления хозяйственных построек Д. Тип погребений

15. В определенный период первобытного общества на смену матриархату приходит патри -архат. Укажите этот период.

А. Ранний палеолит Б. Неолит В. Средний палеолит Г. Мезолит Д. Поздний палеолит

16. Микролиты – это:

а) Нуклеусы для изготовления других орудий; б) Миниатюрные кремноевые инструменты;

в) Крупные каменные орудия труда; г) Металлические древние инструменты.

17. Соотнесите понятия и их определения

А) Кусок кремня с специально подготовленной горизонтальной площадкой.

Б) Крупное скопление костей древних бизонов эпохи позднего палеолита.

В) Самый древний предок человека, еще называют «человек прямоходяший».

4. Амвросиевское костище.

Г) Ираноязычные племена с высоким уровнем развития ремесла.

5. Срубная культура.

Д) Последний период каменного века (VI-IV тыс. лет до н.э.).

Е) древний предок человека, «человек умелый».

18. Одним из наиболее известных памятников палеолита времен мустье является стоянка около села Белокузьминовка Констатиновского района, открытая Д.С.Цвейбель .

19.Чем характеризуется эпоха неолита (один вариант ответа):

А) возрастание м роли рыболовства и морепродуктов ;

Б) охотой небольшими группами или по одиночке, использованием лука и стрел;

В) скоплением кремнеобрабатывающих мастерских ;

Г) переходом от присвающего способа производства, к новым формам хозяйства.

20. Мариупольский могильник (все верные варианты ответа):

А) археологический памятник эпохи неолита; Б) археологический памятник эпохи энеолита;

В) и сследовалс я археологом Н.Е.Макаренко ; Г) расположен в степной части Донецкого края.

Формирование постоянного славянского населения в Донбассе историки датируют ХVI ст. Южные части региона удерживались татарами, а на севере стали проживать военные люди. В 1526 г. о них впервые упоминает в своих записях дипломат С.Герберштейн. Он указал на наличие сторожевого поста на Святых горах вдоль Донца «с целью разведок и удержания татарских набегов».

Святогорский монастырь уже был центром православия, укрытия людей от татар. Время его возникновения имеет разные версии. Одной из версий возникновения монастыря является ХIII ст., на основании пустынножительства в Святых горах выходцами из Киево-Печерской Лавры после монгольского нашествия.

В 1571 г. русским правительством на южных рубежах было создано 73 сторожи, которые разделялись на 12 разрядов. Самый крайний, первый разряд – был наиболее выдвинут в глубь степи, включал 7 сторожей, в том числе 5-ю – Свтогорскую и 6-ю Бахмутскую.

В 1644г. возник г. Маяцк (ныне с. Маяки) Славянского района, а в 1646 г. русская пограничная стража построила укрепление ТОР, острожек.

В Приазовье в 1577 г. крымские татары на запад от устья Кальмиуса построили город Белый Сарай (откуда, очевидно, и пошло название Белосарайской косы). Однако уже в 1584 г. он был разрушен.

Сторожи привлекали беглых крестьян, и они селились возле них, южнее, в низовьях Дона. По донецким степям казаки совершали набеги на татарские улусы. На правой стороне устья Кальмиуса запорожцы поставили сторожу Домаху, а позже построили крепость Кальмиус, ставшую с 1611 г. центром Кальмиусской паланки.

Новопоселенцы, проникая в Приазовье, на первых порах отдавали преимущество разным видам промыслов. В степях и дубравах они охотились на пушных зверей, в реках, речках и Азовском море вылавливали разные виды рыбы. В морских лиманах, солончаках колонисты добывали самосадочную соль, а с конца XVI ст.. стали вываривать соль из рапы Торских соляных озер. Получило распространение и бортничество.

В начале XVII ст. процесс освоения Донбасса продолжался. C 1625 года в районе нынешнего Славянска колонисты добывали соль. «Промышлять» её в донецкие степи приезжали «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России. Для охраны от набегов крымских татар на новопоселенцев в1646 году был построен острожек Тор (ныне Славянск). В 1650 году начали действовать частные соляные заводы острожка Тора.

Царское правительство прикладывало огромные усилия для увеличения постоянного населения на своих южных границах. С 1620 г. царское правительство стало выделять для монастыря деньги и провиант за то, что он оказывал определенные услуги русской пограничной службе. В 1624 г. царь распорядился выделять из казенных денег ежегодно монастырю хлебное и денежное «жалование».

Разрешалось селиться запорожским и донским казакам, которые охотно занимались на северных землях Донбасса солеварением и разводили соль по «чумацкому шляху». Русский царь Алексей Михайлович Романов во время Освободительной войны на Украине охотно брал казаков на службу и украинским казацким полкам разрешал селиться на Слобожанщине (современной Харьковщине).

Из-за Днепра и Дона казаки и крестьяне шли в «Дикое поле», ставили пикеты, селились по р. Бахмутка, в балках Животный Яр и Сухой Яр (в районе нынешней ст. Никитовка). Они строили зимовники, хутора из которых позже вырастали слободы.

Казаки занимались земледелием, животноводством, рыбной ловлей охотой, ремеслами – сапожным, портновским, ткацким, бондарным, плотницким, кузнечным.

В марте 1664 г. были построены казенные солеварни на 1000 казанов, на которых работали «служилые люди», нанятые казаки и работные люди. В каждом котле за сутки производилось до 10-12 пудов соли. В 70-е гг. на соляные промыслы приезжало до 10 тыс. чумаков, которые выпаривали до 600 т пудов соли.

В 1702 году возникает второй город Донбасса – Бахмут основывается «Солеварами». В 1676 году вдоль Северского Донца поселились «черкасы». Ими рядом с Тором был построен Соляной городок. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль и на Бахмутке, притоке Северского Донца.

В связи с усилением набегов татар на Слобожанщину царское правительство распорядилось построить Изюмскую оборонительную линию. В качестве ее продолжения в 1684 г. построили Торскую укрепленную линию. При постройке Торской линии казаками слободских полков и служилыми людьми южных городов, летом 1684 г. в устье реки Тор (Казенного Торца), был построен новый острог. Он получил название Городка. Но поскольку он постоянно затапливался весенними паводками, то Городок был перенесен в более удобное место и стал называться Райгородком. От Райгородка начинались укрепления, которые тянулись по левому берегу рек Тор и Сухой Торец, Голой Долины, а затем степью до Северского Донца. По этой линии были насыпаны земляные валы, а в лесных местах вырублены засеки.

Частые набеги татар на Торские соляные промыслы, низкое качество соляной рапы в озерах побуждали местных солеваров, прежде всего жителей Соляного городка, к поискам новых источников. В 1683 г. казаки Сухаревского юрта, который впервые упоминается в 1666 г., при устье Бахмута и в его среднем течении открыли соляные источники. Первоначально они варили соль «наездом», только в летнее время.

Позже, жители Тора и Маяцка, занимавшиеся скотоводством и пчеловодством, убедились, что бахмутские соляные источники по концентрации соли во много раз превосходят торские. Поэтому после разорения татарами в 1697 г. варниц в Торе, они переселились к р. Бахмут, где и завели новое поселение. Для его защиты в 1702 г. они построили небольшой острог. Таким образом, было положено начало еще одному укрепленному городу. Так, в 1702 году возник второй город Донбасса – Бахмут, основанный «солеварами».

Наряду с Подонцовьем, заселялись и другие районы края. К концу XVII в. относятся первые упоминания о зимовниках запорожцев в верховьях Кальмиуса (ныне город Донецк), Кривого Торца, Крынки и на других речках

Перенос русско-турецких границ, установленных в 1700 г., с побережья Азовского моря, верховья Миуса, Крынки, Лугани и рек севера Донбасса в междуречье Самары и Орели повлекли отток населения из Подонцовья и Приазовья. В связи с этим в начале XVIII в. интенсивное заселение края приостановилось, даже наблюдалось уменьшение количества жителей городов и сел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: