Каким образом работа портала госуслуги повышает эффективность государственного управления

Обновлено: 02.02.2023

Об эксперте: Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

Государство стремительно переводит услуги для граждан и бизнеса в цифровой формат. В исследовании ООН «Электронное правительство 2020» Россия вошла в группу стран с очень высоким рейтингом электронного участия. Пандемия, самоизоляция и удаленка значительно ускорили внедрение цифровых услуг, и такая динамика сохранится в будущем. Например, в 2022 году функционал портала «Госуслуги» существенно расширится: в него включат еще более 100 региональных сервисов для граждан и бизнеса. А к 2023 году все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный формат.

Но не всегда быстро — это хорошо. Техническая возможность оказать услугу в электронном и дистанционном формате вроде бы будет, но не каждый человек сможет получить ее в полной мере — из-за особенностей своего здоровья, возраста, низкой цифровой грамотности, неудобного в использовании сервиса или неразвитой в его районе ИТ-инфраструктуры.

Цифровизация как неоднозначное благо

Важно понимать, что полный отказ от возможности предоставлять услуги в привычных офлайн-форматах грозит дискриминацией некоторых групп населения и ростом цифрового неравенства. В мире уже есть случаи, когда уязвимыми оказываются те, кто, наоборот, нуждается в большем внимании со стороны государства — пожилые, люди с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, малоимущие, мигранты. Для многих из них «сходить ножками» в МФЦ не просто «надежнее» — это единственно возможная форма получения услуги. Для этих людей «цифра» должна не заменять, а скорее дополнять традиционный формат. До обеспечения стопроцентной доступности и инклюзивности госуслуг в цифровом виде у человека должно быть право выбора, в какой форме решить свой вопрос — дистанционно или очно.

Кроме того, понятно, что в эпоху цифровой экономики госсервисы — это лицо государства. Театр начинается с вешалки, а цифровое государство — с предоставления и получения госуслуг в электронном виде. Усилия государственных учреждений должны быть направлены на удобство получения госуслуг и их доступность для всех, независимо от физических, географических, технических и других ограничений. Ведь риски при цифровизации госсервисов очень велики. Ошибка или сбой в системе могут привести к серьезным последствиям для людей — вплоть до трагических.

Работая над исследованием о доступности государственных услуг, мы столкнулись с по-настоящему пугающим случаем: из выписного эпикриза, прикрепленного к электронной медицинской карте, исчезла запись об обнаруженном онкологическом заболевании и метастазах у пациента. Поскольку эта информация не была получена своевременно, человека лечили от другого. Из-за отсутствия данных об опухоли он страдал от болей и в конечном итоге умер в реанимации. Конечно, не факт, что если бы не было технического сбоя, человека спасли бы, но он по крайней мере провел бы свои последние дни дома с обезболиванием или в хосписе в присутствии близких.

Термин «инклюзивность» (доступность для всех категорий людей) в цифровых сервисах обещает стать ключевой темой 2022 года для госслужащих, ответственных за цифровую трансформацию и предоставление массовых социально-значимых услуг. Как и для команд разработки сервисов в бизнесе, которым повышение инклюзивности в госсекторе тоже нужно учитывать. Тренды в этой области всё больше будет задавать государство, и сигналы уже очевидны. Например, к 1 декабря 2021 года президент поручал Минпросвещения и регионам разработать требования к образовательным организациям в части инклюзивного образования. На очереди — другие сферы, министерства и ведомства, у которых инклюзивность стоит в числе приоритетов уже на 2022 год. Накануне Нового года вице-премьер Дмитрий Григоренко открыл первые лаборатории для тестирования госуслуг.

Фото:Алексей Зотов / ТАСС

Что не так с сервисами

Неудобны для пользователя. Самая очевидная проблема касается usability (удобства для пользователя, в том числе навигации и визуального дизайна). Интерфейс многих нынешних цифровых сервисов, что называется, не user-friendly, интуитивно он не понятен. При разработке таких сервисов во главу угла явно ставятся не потребности пользователей, а технические задания, регламенты и привычки заказчиков — чиновников, оказывающих госуслуги. Они далеко не всегда готовы понять, что главный в цифровом сервисе — это пользователь, а не госслужащий. Разработчики же подстраиваются под заказчиков.

Фото:Shutterstock

И последнее, что можно отметить при анализе цифровых сервисов, — то, что они недостаточно адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья — с точки зрения программной составляющей и дизайна. Например, зачастую отсутствует необходимый уровень контрастности в дизайне. Для человека с хорошим зрением эта проблема не критична, а вот для слабовидящего пользователя это серьезное затруднение.

В чем причины недочетов?

  1. Требования законодательства и стандарты в области доступности и удобства электронных сервисов недостаточны и носят рекомендательный характер — поэтому на практике они зачастую не соблюдаются.
  2. Дефицит команд специалистов, умеющих делать простые, понятные и удобные для людей сервисы. Обеспечение доступности — это действительно командная работа, и для нее недостаточно компетенций только разработчика. Важную роль в команде для выполнения этой задачи занимают UX/UI-дизайнеры, которые создают удобные интерфейсы. Для остальной команды — разработчиков, тестировщиков, копирайтеров, продуктологов — понимание базовых принципов доступности и использование их в своей работе также необходимо.
  3. Как обозначалось выше, при создании цифровых сервисов разработчики подстраиваются под заказчиков, а не под клиента.
  4. Отсутствие подразделений и сотрудников, которые сопровождают пользователя и могут разъяснить порядок взаимодействия с сервисом.

Что делать?

Чтобы решить эти проблемы, важно уйти от стереотипа, что делать сервисы доступными — это дорого и долго. Когда критерии доступности используются по умолчанию (и, в идеале, учитывают с самого начала проекта), а у разработчиков есть соответствующий опыт, то время разработки меняется, но не существенно.

Для системного решения проблемы недоступности российских цифровых сервисов нужен их более глубокий и основательный анализ — с указанием типичных ошибок, с рекомендациями руководителям и разработчикам, ответственным за предоставление услуг в электронном виде, с конкретными решениями, как создать доступный и удобный цифровой сервис.

Фото:РБК Тренды

Таким анализом решили заняться и мы (Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС) совместно с компанией Google. Мы подробно изучаем текущее состояние доступности госуслуг на 30 социально значимых сервисах (федерального, регионального и муниципального уровней) для обычного человека, которому нужно получить от государства услуги или информацию в его конкретной жизненной ситуации. В числе изучаемых сайтов — порталы «Госуслуги», «Работа России», бизнес-навигатор МСП, сайты МВД, ФНС, Росреестра, Росстата, Минздрава, ЦИК.

Весной 2022 года по итогам исследования мы выпустим подробное руководство (гайд) по созданию доступного и удобного для пользователя государственного сервиса.

По такому гайду будет удобно проверять соответствие сервисов госорганов требованиям инклюзивности и составлять рейтинги доступности министерств, ведомств, регионов, муниципалитетов. Рейтинги, в свою очередь, могут мотивировать госструктуры на совершенствование своих сервисов.


Стремительное развитие современных информационно-коммуникационных технологий и общий рост информационного взаимодействия, основанный на электронном обмене информацией, неизбежно привели к созданию и развитию системы электронного правительства как части государственного управления. Электронное правительство призвано повысить информационную открытость органов государственной власти и местного самоуправления для общества, повысить эффективность их взаимодействия с гражданами и качество услуг, оказываемых гражданам и организациям.

Впервые в России о переводе услуг в электронный вид заговорили еще в 2002 году, и только в 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. В декабре 2009 года был введен в эксплуатацию Единый портал госуслуг, который стал действенным инструментом доступа к государственным услугам в электронном виде. Сейчас количество пользователей ЕПГУ достигло 22,3 млн. человек.

Портал обеспечивает доступность и прозрачность сведений о государственных и муниципальных услугах Астраханской области, предоставляет ряд сервисов, позволяющих отправлять заявления на предоставление услуг в электронной форме, отслеживать ход оказания услуги удаленно. Функционирование портала повышает эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг, способствует сокращению экономических и временных затрат граждан, в целом меняет систему взаимодействия граждан и государства.

На сегодняшний день существует ряд факторов, сдерживающих в какой-то мере развитие проекта оказания госуслуг в электронной форме.

Необходимо упомянуть сложную систему регистрации. На порталах государственных и муниципальных услуг, в том числе и на портале Астраханской области, используется Единая система идентификации и аутентификации граждан (ЕСИА). Процесс получения единой учетной записи был максимально упрощён, тем не менее, чтобы обеспечить конфиденциальность и максимальную защиту передаваемой информации граждане должны подтвердить свою личность при регистрации в ближайшем Центре обслуживания ЕСИА или филиале МФЦ. Получив подтвержденную учетную запись, гражданин получает доступ к полному набору услуг и сервисов порталов.

Еще одним препятствием развития и популяризации среди населения проекта оказания госуслуг в электронной форме становится недостаточная информированность граждан о преимуществах получения электронных государственных и муниципальных услуг. Многие жители Астраханской области просто не знают о том, что подавая заявление на получение услуги удаленно, они значительно экономят свое время, не простаивая в очередях. Пользуя порталом госуслуг, граждане экономят деньги на проезд до ведомства, оказывающего необходимую услугу.

Весьма остро стоит вопрос относительно низкого уровня информационной грамотности населения. Граждане, думая, что, не имея начальных навыков работы с информационными системами, не справятся с подачей заявления в электронной форме, подают заявление лично в бумажном виде. Отсюда вытекает и недоверие граждан к электронным способам коммуникации.

Рассматривая факторы, препятствующие активной реализации проектов электронного правительства, можно сделать вывод - существующие проблемы можно решить путём продвижения услуг электронного правительства среди населения, повышения лояльности граждан, снижения уровня недоверия к порталу госуслуг. Именно эти проблемы сегодня решаются в первую очередь.

Активно ведётся информирование граждан о преимуществах получения услуг в электронной форме через региональные средства массовой информации, популярные социальные сети, проводятся рекламные кампании и целевые мероприятия. Организованы образовательные программ и проекты, такие как «Все в сеть!» для лиц среднего и старшего возрастов, открытые уроки информатики для школьников и студентов совместно с министерством социального развития и труда Астраханской области и министерством образования и науки Астраханской области. Разрабатываются методические рекомендации по включению в основные общеобразовательные программы курсов направленных на развитие компетенций электронного правительства.

По состоянию на январь 2016 года единая учетная запись для работы с региональным порталом государственных и муниципальных услуг имеется у создали 12,5% населения Астраханской области. На региональном портале размещена информация о более 1500 услугах, из которых более 600 можно получить в электронной форме без обращения в региональные или муниципальные органы власти. Ежемесячно портал обрабатывает порядка 20 тыс. обращений граждан.

Власти достигли понимания того, что продвижение инфраструктурных проектов, затрагивающих интересы миллионов граждан, необходимы в России. Согласно указу Президента Российской Федерации к 2018 году 70% россиян должны получать госуслуги в электронном виде. По словам Д.А. Медведева, для развития электронных услуг необходимо сформировать единую общефедеральную инфраструктуру, которая будет включать в себя как онлайн, так и офлайн составляющие.

Сегодня уделяется максимум внимания программе популяризации сервисов порталов государственных и муниципальных услуг со стороны властей всех уровней. Продвижение сервисов ведет к снижению психологических барьеров, сдерживающих использование электронных технологий. Этот фактор имеет решающее значение в распространении идеи создания высококачественного электронного правительства, повышающего эффективность государственного управления.

Уполномоченный по правам человека в Рязанской области

Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области

Уполномоченный по защите правам предпринимателей

ГСПИ

Правовой портал Минюст





Модуль опросов не установлен.

Телефоны «Горячей линии»

Информация об участковых уполномоченных полиции

 Общенациональная ассоциация ТОС

Программное обеспечение по 50% для малого и среднего бизнеса!

«Развитие инструментов социальной модерации в управлении процессами инициативного бюджетирования в субъектах РФ»

Форум древних городов-2019

Солотча

Старосты

Российский инвестиционный форум

Линия прямой связи для предпринимателей и инвесторов

Оказание бесплатной юридической помощи

Прием сведений о запрещенном контенте на Интернет-резурсах

Формирование комфортной городской среды

Год добровольца

Управленческие кадры Рязанской области

производительность.рф

ФАДН России

Фонд РЖС

ФГБУ ФКП Росреестра

Единый портал государственных услуг

Прокуратура разъясняет

Финансовая культура

Региональный портал госуслуг

Инвестиционный портал

Портал малого и среднего предпринимательства

Бизнес-портал Рязанской области

Центр государственной кадастровой оценки Рязанской области

Бизнес-навигатор МСП

Корпорация МСП

Жилье для российской семьи

Персональные данные.дети

Работа в России

- получить услугу в электронном виде;

- получить информацию о государственной услуге, месте ее получения, размере государственной пошлины, сроках оказания и образцах документов.

- получение и замена основного документа, удостоверяющего личность, — паспорта гражданина Российской Федерации;

- получение заграничного паспорта (старого образца на 5 лет и заграничного паспорта нового поколения на 10 лет);

- регистрация по месту жительства и пребывания;

- снятие по месту жительства и по месту пребывания;

- ходатайство о приглашении иностранным граждан и лицам без гражданства в РФ.

Основные преимущества подачи заявлений в электронном виде:

- в любое удобное время, независимо от времени суток, выходных и праздничных дней;

- из любого автоматизированного рабочего места (компьютера), имеющего выход в интернет, не выходя из дома, с рабочего места;

- предоставление заявления, установленной формы, на бумажном носителе, заверенного по месту работы (учебы) не требуется;

- документы, предусмотренные законодательством, предоставляются при получении документа;

- при некорректном заполнении заявления консультации о правильности заполнения предоставляются в электронном виде. Если в заявлении допущены ошибки либо неточности, то заявление будет возвращено с подробным разъяснением причин возврата с указанием на требования нормативных актов. Отсутствует необходимость повторного заполнения бланков заявлений на очном приеме;

- как правило, обеспечивается однократная явка в подразделение ОВМ;

Анализ проблем электронного правительства как инструмента повышения открытости государственного управления. Предложения по совершенствованию электронного правительства в Российской Федерации. Способы повышения популярности портала государственных услуг.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.02.2016
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Разработка и оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию электронного правительства

Силаев Андрей Сергеевич

Аннотация

В работе был произведен анализ проблем электронного правительства, а так же предложены пути совершенствования электронного правительства в Российской Федерации и произведена оценка этих предложений. В частности, были предложения по совершенствованию портала государственных услуг.

Ключевые слова:

Электронное правительство, проблемы электронного правительства, совершенствование электронного правительства, оценка эффективности

Сейчас в наше время, время электронных технологий и всеобщей компьютеризации, эта тема достаточна актуальна. В настоящее время все услуги и способы предоставления какой-либо информации стараются перенести в сеть интернет. Это делает эту тему еще более актуальной, так как в нашей стране огромное число пользователей сети Интернет. Если даже обратиться к статистическим данным, то можно заметить тот факт, что интернетом пользуются практически 53% населения всей страны, а это 76,5 млн. россиян. В интернете можно получить огромный спектр услуг, которые облегчают человеку жизнь, так что государственные услуги не обошли Всемирную паутину стороной. Нельзя не отметить, что электронное правительство в нашей стране начало действовать относительно недавно, его концепция была принята всего лишь 5 лет назад, а практическое применение и того меньше - 4 года назад. Следовательно, это достаточно молодая сфера, и в ее актуальности сомнений нет.

Электронное правительство имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. В ходе анализа деятельности эти недостатки будут выявлены и будут представлены идеи по их оптимальному решению, которые так же будут проанализированы.

Электронное правительство имеет ряд недостатков, вследствие чего не пользуется особой популярностью среди граждан и не полностью соответствует своему предназначению.

Непопулярность портала государственных услуг базируется на многих моментах, три из которых самые важные. Это:

· банальное незнание граждан о существовании портала;

· нежелание пользоваться чем-то новым;

· неудобство непосредственно самого портала.

Данные проблемы необходимо решать для того, чтобы портал работал на благо граждан и повышал эффективность государственного управления.

Решение проблемы с компьютерной неграмотностью или отсутствием доступа к интернету среди граждан, может заключаться в том, что разработчики портала госуслуг заключают договор о сотрудничестве с какой-либо государственной компанией, к примеру, с Почтой России. В каждом отделении почты будут установлены несколько терминалов, которые будут работать исключительно с порталом, и будут консультанты, которые будут знать портал максимально досконально и помогать гражданам осуществить ту или иную процедуру. Сотрудничество получится взаимовыгодным: Почта России получает большую популярность, так же как и портал госуслуг.

Чтобы "сарафанное радио" работало, необходимо создать удобный и интуитивно понятный интерфейс с простым дизайном на сайте портала, а также нечто, что привлекало бы москвичей пользоваться порталом.

Требуется максимально упростить дизайн и иерархию сайта. Сейчас все достаточно печально с поиском необходимой информации. Количество госуслуг огромное, а как найти нужную - не понятно. Как вариант, подключить к сайту онлайн консультантов, которые могли бы подсказывать пользователям как и куда им зайти, чтобы найти ту или иную информацию. Только сделать онлайн-консультирование действительно на уровне, чтобы работали максимально оперативно, без задержек, не заставляли клиента ждать и нервничать. Так же создать специальную форму для запросов, если онлайн-консультирование невозможно, в которой граждане будут описывать свою ситуацию и уточнять, что им нужно. Сервис должен быть на таком уровне, чтобы люди не плевались от обслуживания, а были полностью удовлетворены работой консультантов и советовали своим знакомым. Так же необходимо создать раздел часто задаваемых вопросов. Ведь у людей часто возникают одни и те же вопросы, именно поэтому этот раздел был бы особо ценным для помощи гражданам в ориентации по сайту.

На сайте так же не хватает карт с отмеченными на них ведомствами. Их необходимо ввести, чтобы граждане сразу знали куда им ехать и не искали на каких-либо других сервисах данную информацию.

Регистрацию на сайте стоит упростить. Ждать 2 недели по почте - это крайне неудобно для пользователей, более разумно ввести смс-рассылку с кодом активации.

Стоит затронуть и тему рекламной политики портала госуслуг. Необходимо провести грамотный интернет-пиар, размещая ссылки на смежных сайтах, заказав более дорогую контекстную рекламу и интегрировав сайт в социальные сети. Желательно привлечь частную компанию, занимающуюся таким развитием. Но рекламы в интернете недостаточно. Требуется также развесить рекламные щиты, а в секторе государственных услуг, в том же ГАИ и ЗАГСе установить компьютерные терминалы, выводящие портал госуслуг и позволяющие пользоваться им вместо отстаивания очередей.

Последней из всех предложенных разработок - это стимулирование спроса. Нужно выпустить собственные платежные пластиковые карты (благо, это не так дорого), на которые клиенты смогут класть деньги и оплачивать услуги с них. Это будет одновременно рекламным ходом (сами пластиковые карты) и способом привлечь людей к порталу. Карты будут выдаваться во всех ведомствах, в которые люди обратились вживую. Выпуск и распространение карт сделать бесплатным. Мотивировать людей скидками со стоимости большинства услуг, если проводить их через сайт. Население ничто так не любит, как дешевизну, и придут они в итоге не за экономией времени и удобством, а за экономией денег.

Все рекомендации по совершенствованию электронного правительства как инструмента повышения открытости государственного управления направлены в первую очередь на то, чтобы сделать его максимально доступным и прозрачным для граждан, чтобы привлечь их внимание и интерес к пользованию госуслугами в электронном формате.

Расширение функциональности системы займет немалое время, так как необходимо разработать новую платформу из облачных сервисов, которая будет обеспечивать взаимодействие между медицинскими учреждениями, а так же разработка электронной карты, которая будет содержать всю информацию по здоровью доступную ранее, и которая будет использоваться в различных поликлиниках, а не только в одной. Значительный период займет оцифровка старых данных из бумажного вида в электронный. Результат должен быть положительным, поскольку гражданам будет предоставлена свобода выбора медицинского учреждения, они смогут спокойно приходить к врачам без очереди в регистратуре. Сотрудники, которые будут обучены всем нюансам системы, будут консультировать граждан по всем вопросам и менять мнение о сложности пользования. Поход в медицинское учреждение станет менее проблематичным и более быстрым. Но если появляется новая система, значит врачей тоже надо обучать работать с ней, следовательно, это опять же затраты как и времени, так и средств.

Для того чтобы претворить все улучшения для портала государственных услуг в жизнь необходимы огромное количество времени и немалые средства.

Распространить свои терминалы достаточно недешевое дело, если исходить их того факта, что почтовых отделений по России 41 90, да и подключить, это опять же нужно создать примерно такое же количество розеток, это нужно нанимать сотрудников, которые подключат. Опять же обучать консультантов. Но с другой стороны это может быть очень полезно в тех местах, где интернет не особо развит (в малых городах) и для тех людей, кто совершенно не смыслит, как пользоваться компьютером вообще. Это будет огромная помощь гражданам и проявление заботы со стороны государства, что, естественно, вызовет ответную реакцию со стороны граждан.

Упрощение сайта и попытки сделать его максимально доступным повысят посещаемость и его востребованность со стороны граждан, так как чем удобнее им пользоваться, тем больше людей обратятся к порталу госуслуг, а упрощение регистрации не отобьет желание у граждан сделать это.

Реклама - двигатель прогресса, это давно известный факт. С этим у портала, мягко говоря, сложно. Чем больше объявлений в метро, чем больше упоминаний в интернете и в социальных сетях в частности, чем больше рекламных щитов по городам, тем больше у портала шансов на высокую посещаемость и заинтересованность граждан.

Выпуск пластиковых карт для граждан так же отличный ход, для привлечения граждан. А система скидок при оплате через портал стимулирует граждан экономить и чаще к нему обращаться.

Подводя итог, нужно отметить, что проблем достаточно много и все они были выявлены, так же были разработаны рекомендации по улучшению деятельности электронного правительства как инструмента повышения открытости государственного управления, которые направлены на привлечение граждан к более активному взаимодействию с ним, и на его более прозрачную и открытую деятельность, но все это выполнить нельзя в один миг: все мероприятия требуют достаточно много времени и средств.

Государство сделало огромный шаг в сфере разработки своих IT-технологий и облачных сервисов - разработана платформа распределения обработки данных, с помощью которой сокращены расходы на IT-обеспечение государственных органов власти.

Электронное правительство стимулирует граждан участвовать в процессах управления страной и повышает их технологическую осведомленность. Стоит отметить, что электронное правительство работает по нескольким каналам связи: c бизнесом, с государством и с гражданами, из чего следует, что оно старается охватить максимальное количество сфер жизни общества.

Но, как и полагается, существуют минусы. Проблем достаточно много, но это не те проблемы, которые приводят систему в ступор, а именно такие, преодолев которые система станет совершенной и идеальной. Необходимо привлекать граждан взаимодействовать с электронным правительством, так как это взаимовыгодное сотрудничество: для граждан - удобство и простота в взаимодействии с государственными органами, а для государства - оперативный контроль за деятельностью ведомств и повышение эффективности работы государства. Прибегнув к качественной рекламе и к новым разработкам, электронное правительство как инструмент повышения открытости государственного управления поднимется на новый уровень и радикально поменяет отношения граждан к процессу взаимодействия с ним.

электронное правительство портал государственная услуга

Библиографический список

Концепция электронного правительства. Единый портал государственных и муниципальных услуг. Информационная карточка услуги. Обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.11.2015
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Кафедра «Таможенное дело и право»

Электронное правительство. Госуслуги

по дисциплине «Правоведение»

доцент кафедры «ТДП»

Реферат содержит 12 страниц.

Цель работы - ознакомление с сайтом электронного правительства.

Ключевые слова: единый портал, госуслуги, электронное правительство, единый портал государственных и муниципальных услуг.

3. Этапы развития

4. Единый портал

6. Информационная карточка услуги

7. Возможности портала

В наш век научно-технического прогресса большинство процессов автоматизировано. И государственные услуги не являются исключением. В данном реферате предлагается ознакомиться с электронным правительством, в частности, проектом единым порталом государственных и муниципальных услуг. Данный портал ежемесячно позволяет тысячам граждан сохранить свое время и силы при получении госуслуг. Каждый из нас совершенно бесплатно может зарегистрироваться на сайте единого портала и подать заявку на предоставление широкого перечня услуг.

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович.

Прототип электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРаБД).

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции электронное правительство будет создаваться в два этапа:

- 2008 год -- разработка и утверждение необходимых документов;

- 2009--2010 годы -- практическое внедрение.

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002--2010 годы)».

В новой редакции программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р).

Согласно положениям программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов -- информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа -- центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей «web2.0». Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, электронное правительство имеет следующие основные цели:

- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

- снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

3. Этапы развития

Согласно распоряжению Правительства РФ «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями» можно выделить следующие этапы развития проекта:

- размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

- размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;

- обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

- обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции);

- обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе «Единый портал государственных и муниципальных услуг», который мы рассмотрим подробнее.

4. Единый портал

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

- доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;

- предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

- учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

6. Информационная карточка услуги

В информационной карточке каждой услуги содержится следующая информация:

- наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставляющего услугу;

- категории заявителей, которым предоставляется услуга;

- необходимые документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителями и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;

- сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга оказывается на возмездной основе;

- результат предоставления услуги;

- сроки предоставления услуги;

- основания для приостановления предоставления услуги или отказа в ее предоставлении;

- информация о месте предоставления услуги;

- сведения о допустимости досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих услугу, и результатов предоставления этой услуги;

- контакты для получения дополнительной информации (телефоны органа государственной власти или органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги, телефоны мест предоставления услуги);

- формы заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для получения государственной или муниципальной услуги (в электронной форме).

7. Возможности портала

электронный правительство муниципальный услуга

На Едином портале реализована концепция «личного кабинета» пользователя, обеспечивающая после его регистрации на портале следующие возможности:

- ознакомление с информацией о государственной или муниципальной услуге (функции);

- обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги (функции), их заполнение и представление в электронной форме;

- обращение в электронной форме в государственные органы или органы местного самоуправления;

- осуществление мониторинга хода предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной функции;

- получение начислений и возможность оплаты государственных пошлин, штрафов и сборов;

- хранение реквизитов пользователя;

- получение результатов предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом.

Единый портал находится в постоянном развитии: еженедельно появляются новые электронные формы заявлений по государственным услугам, ранее по которым была размещена лишь справочная информация и имелись шаблоны заявлений.

Подобные документы

Реализация концепции электронного правительства. Единый портал государственных и муниципальных услуг. Опыт реализации проекта на примере Сингапура. Реализация электронного правительства в Республике Бурятия. Универсальная электронная карта гражданина.

курсовая работа [78,3 K], добавлен 17.11.2013

Сущность государственных и муниципальных услуг. Формирование электронного правительства и развитие информационного общества. Предоставление государственных услуг в РФ на базе многофункциональных центров. Регламент предоставления муниципальной услуги.

курсовая работа [107,3 K], добавлен 03.06.2012

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания сформировавшегося набора государственных услуг. Стадии и проблемы на пути развития электронного правительства. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений.

реферат [50,0 K], добавлен 08.12.2010

Общее понятие электронного правительства. Особенности электронного правительства в России. Финансово–экономический аспект внедрения электронного правительства для бизнеса. Система государственных служб в условиях работы "электронного правительства".

курсовая работа [46,3 K], добавлен 11.10.2010

Понятие и сущность государственной услуги. Формирование электронного правительства. Предоставление государственных услуг в Российской Федерации на базе многофункциональных центров. "Единое окно" как стандарт предоставления государственных и иных услуг.

дипломная работа [361,5 K], добавлен 28.11.2010

Этапы создания электронного правительства. Средства идентификации личности. Система электронного взаимодействия. Внедрение электронного правительства в Эстонии, его значение для развития полноценного информационного общества. Снижение риска коррупции.

реферат [28,5 K], добавлен 16.11.2013

Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе. Реинжиниринг внутриправительственных процессов: G2G-модуль электронного правительства. Правительственные сервисы для граждан и бизнесов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: