Какие суда ходят по амуру

Обновлено: 24.09.2022

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 12 часов назад


Географически водные пути реки Амур с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Тунгуска, Кур и Амгунь соединяют в единую транспортную систему пять субъектов Российской Федерации: Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Амурскую и Еврейскую автономную области. Развитие судоходства на Амуре началось в мае 1854 года, и в этом году все речники Амура встретили уже 164-ю навигацию.

В начале 1898 года по почину съезда судовладельцев Амурского бассейна впервые для обеспечения судоходства началась установка указательных и предупредительных знаков. Обустройство водного пути более интенсивно было продолжено с образованием Управления по улучшению судоходных условий рек Шилка, Амур и Уссури, на базе которого в 1998 году было создано Управление водных путей Амурского бассейна.

Указом от 3 января 1900 года государь Николай II повелел создать особое государственное Управление водными путями Амурского бассейна, утвердил его штат с вводом в действие с 1 января 1900 года. С созданием государственного управления задачи, стоявшие перед ним, значительно усложнились, резко выросли темпы решения насущных вопросов па обеспечению безопасности судоходства.

Содержание и обустройство

Сейчас ФБУ «Администрация Амурводпуть» в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ является территориальным органом государственного регулирования в области внутренних водных путей протяженностью 7285 км в Амурском бассейне и осуществляет их содержание, эксплуатацию и развитие, а также обеспечивает безопасные условия судоходства.

Организация путевых работ на внутренних и пограничных участках ведется на основе программ проведения путевых работ и планов путевых работ российской части смешанной Российско-Китайской комиссии. Из общей протяженности 7285 км водных путей, установленных госзаданием для ФБУ «Администрация Амурводпуть», в навигацию 2017 года обслуживались судоходной обстановкой 5273 км. Всего для обозначения судовых ходов в 2017 году были выставлены 5658 навигационных знаков, из них 5349 береговых и 309 плавучих, причем электрифицированных с навигационными огнями - 2680 знаков. Кроме того, по договорам с судовладельцами и за счет внебюджетных источников финансирования обслуживались 164 км водных путей, в том числе рейды в международных пунктах пропуска.

Учреждению передан на баланс технический флот в количестве 93 единиц, в том числе обстановочные, изыскательские, служебно-вспомогательные суда и земснаряды. Все обслуживаемые судоходной обстановкой водные пути приказом по учреждению до открытия навигации были закреплены за 8 прорабскими и 29 обстановочными участками и техническими судами Благовещенского, Хабаровского и Комсомольского филиалов.

Обслуживанием средств навигационного оборудования (СНО), обеспечением габаритов судовых ходов на этих участках и передачей информации о путевых условиях плавания с линии занимались 36 обстановочных бригад. Гарантированные и дифференцированные габариты судовых ходов в течение всей навигации, а особенно в летний период, обеспечивались за счет перестановок береговых и плавучих навигационных знаков при переносе судовых ходов по наибольшим глубинам более чем на 120 участках. На 32 пограничных участках Верхнего, Среднего Амура и Уссури переставлены 79 береговых знаков. Большие объемы перестановок навигационных знаков выполнены также на Нижнем Амуре, Тунгуске и Амгуни.

На участке от 212-го до 0-го км реки Зея для увеличения габаритов судовых ходов и обеспечения доставки грузов на Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) на 38 участках установлены в новых местах, преобразованы и переставлены по наибольшим глубинам береговые знаки общим количеством 356 штук, для ограждения отмелей на затруднительных перекатах установлены 45 новых плавучих знаков. Береговые и плавучие навигационные знаки оснащены светосигнальным оборудованием.

Русловыми изыскательскими партиями филиалов в навигацию 2017 года выполнены работы на 106 объектах Среднего, Нижнего Амура, рек Зея и Уссури общей протяженностью 679 км. Работы выполнялись для анализа русловых переформирований, контроля расстановки знаков и габаритов судовых ходов, а также для создания баз цифровых данных электронных навигационных карт (ЭНК) на участки 455-400-й км реки Уссури, проток Старый Амур, Падалинской, Галбон и Мариинской. Для переноса судовых ходов по наибольшим глубинам и выполнения дноуглубительных работ для доставки грузов на Амурский газоперерабатывающий завод проведены изыскания общей протяженностью 63 км на 28 участках р. Зея, в границах от 212-го до 0-го км.

Планирование, организация и контроль изыскательских работ, а также сбор баз цифровых данных для создания ЭНК ведутся отделом картографии и изысканий. Для создания и корректуры бумажных и электронных навигационных карт на ВВП бассейна, а также внедрения в производство путевых и карто-графических работ судовых технологических комплексов с использованием ГЛОНАСС/GPS в январе 2018 года образована картографическая служба. Созданные ячейки ЭНК на водные пути Верхнего, Среднего и Нижнего Амура, Уссури, Тунгуски, Куры и Амгуни находятся на хранении в фонде пространственных данных Росморречфлота, образованном при ФБУ «Служба морской безопасности».

Для определения чистоты судовых ходов и их габаритов обстановочными бригадами выполнялось сплошное траление судовых ходов транзитных водных путей, местное траление на каменистых и лимитирующих песчаных перекатах, а также акваторий рейдов, портов, причалов, остановочных пунктов, затонов и подходов к ним по заявкам владельцев. Общий объем траления составляет 212 км2.

В навигацию 2017 года в эксплуатацию введены землесосы «Амур» и «3ея» и многочерпаковый земснаряд «Амурский-202». Транзитные дноуглубительные работы на реке Зея выполнялись земснарядами «Зея» и «Амурский-202» для создания габаритов судовых кодов, необходимых для доставки крупнотоннажного оборудования на строительство Амурского ГПЗ.

Земснарядами разработаны 12 дноуглубительных прорезей с общим объемом извлеченного грунта 537,9 тыс.м3. Внетранзитные дноуглубительные работы «Амуром» и «3еей» выполнены в подходном канале затона ремонтно-отстойного пункта Хабаровского филиала и на договорной основе на русловых месторождениях в протоке Хохлатская. Всего в навигацию извлечены 821,7 тыс.м3 грунта. Данные о расстановке и действиях СНО, габаритах судовых ходов и другая путевая информация ежедневно передавались путевыми мастерами в диспетчерские филиалов. здесь путевая и гидрометеорологическая информация обрабатывалась и передавалась судовладельцам и судоводителям в виде информационных бюллетеней, радиобюллетеней и путевых листов. Всего администрацией заключены 62 договора с судовладельцами на обеспечение 174 судов путевой информацией.

В навигацию 2017 года открытие и содержание действия СНО в Амурском бассейне ВВП выполнены в запланированные государственным заданием и программами сроки. Транспортных происшествий не допущено.

На пограничных реках

Уже 67 лет эффективно работает смешанная Российско-Китайская комиссия по судоходству на пограничных реках. С момента образования в 1951 году она играет уникальную роль в межгосударственных отношениях России и Китая. Прошедшие десятилетия позволили поднять ее исторический статус, расширить влияние в двусторонних делах обоих государств, укрепить взаимную дружбу и внести еще больший вклад в содействие экономическому и социальному развитию приграничных регионов. С 2009 года председателем российской части комиссии является руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть» Александр Савин. За время своей деятельности комиссией принимались совместные решения, направленные на содержание и обустройство навигационным оборудованием пограничных водных путей и обеспечение условий и безопасности плавания судов обеих сторон. В навигацию 2017 года все путевые работы, определенные решениями комиссии, сторонами выполнены.

Портовый контроль

На внутренних водных путях Амурского бассейна с 30 августа 2013 года введен государственный портовый контроль (ГПК). В структуре ФБУ «Администрация Амурводпуть» введена должность первого заместителя руководителя - капитана бассейна внутренних водных путей. Образована служба государственного портового контроля, в состав которой вошли инспекции портов Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре и служба регистрации судов в Государственном судовом реестре. Первым заместителем руководителя - капитаном Амурского бассейна внутренних водных путей назначен Михаил Трегубов.

Государственный портовый контроль в Амурском бассейне обеспечивают 19 инспекторов. Инспекторы ГПК в третьем квартале 2017 года были задействованы в совместных мероприятиях с представителями транспортной прокуратуры города Хабаровска, правоохранительных органов в городах Николаевск-на-Амуре и Благовещенск, Амурского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора в г.Николаевск-на-Амуре. Общее количество инспекций (проверок) судов в 2017 году составляет 687, из общего количества проверенных судов 104 пассажирских, плановое задание текущего года выполнено на 118%.

Фактор роста

Строительство Амурского ГПЗ становится главным фактором роста перевозок на ВВТ в Амурском бассейне.

Разработана баржебуксирная концепция, по которой доставка крупногабаритного оборудования будет осуществляться внутренним водным транспортом по участкам ВВП Нижнего, Среднего Амура и реке 3ея. В 2017-2021 годах запроектированы выполнение гидро-графических работ, перенос судовых ходов и навигационных знаков по наибольшим глубинам, выставление дополнительных береговых и плавучих знаков, перевод СНО в освещаемую категорию и дноуглубительные работы на лимитирующих участках для обеспечения необходимых габаритов судовых ходов. С 12 по 14 сентября 2017 года осуществлена тестовая проводка большегрузного баржебуксирного состава ЗАО «Торговый порт Благовещенск» в сопровождении путейских теплоходов ФБУ «Администрация Амурводпуть» из порта Благовещенск до причала Амурского ГП3 на 212-м км реки 3ея.

Долгое время в мире господствовало заблуждение, что река Амур крайне мелководна и ее русло теряется в песках. Развенчал эту ошибку многих известных мореплавателей наш великий исследователь, морской офицер Геннадий Невельской. Подробности — в публикации ИА AmurMedia.

Первое водное путешествие, первый сплав по Амуру состоялся в 1854 году, в период Крымской войны, в течение которой была и Тихоокеанская компания, и блестящая победа русских войск в Петропавловске-Камчатском, и подготовка к обороне непосредственно в Приамурье. После высочайшего утверждения — "плыть по реке Амуру", Его Императорское Величество Николай Первый добавил генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьёву (тогда еще просто Муравьёву, без приставки — Амурский): "Чтобы при этом не пахло пороховым дымом!"

Вся Сибирь встрепенулась при вести об открытии плавания по Амуру, которого она ожидала более 160 лет, со времен Ерофея Хабарова. Николая Николаевича Муравьёва везде встречали с восторгом, давали в честь его обеды, сочиняли стихи и песни. А на водах реки Шилки уже красовался невиданный до сего времени в Забайкалье пароход "Аргунь" и 76 грузовых баркасов для экспедиции.

14 мая 1854 года после напутственного молебна перед древней иконой Божией Матери, вынесенной из Албазина, и при салюте из албазинской пушки, флотилия начала спускаться по притоку Амура — реке Шилке. Как известно, древний Албазин был основан русскими казаками в 17 веке, но после подписания Нерчинского договора с Китаем его вынуждены были сжечь.

Флотилия шла под руководством капитана Петра Васильевича Казакевича и перевозила первых переселенцев с их скрабом, военный батальон, припасы и артиллерию. Возглавлял сплав сам Муравьёв. Командовал пароходом "Аргунь" лейтенант Александр Сгибнев, в будущем видный военно-морской историк.

День рождения пароходства

Итак, 14 мая 1854 года является датой учреждения Амурского речного пароходства. Одновременно со сплавом был послан из Петербурга в Пекин Пекинскому трибуналу внешних сношений лист о намерении разграничить Приамурские земли.

Непосредственно на Амуре первое судно было заложено чуть позже — 22 октября того же года. Произошло это в устье Амура на мысе Куегда, называлась шхуна-баржа "Лиман", но моряки ласкового прозвали ее "Бабушкой". Напомним, что топливом для всех речных кораблей тогда являлись дрова, заготовкой которых и занялись первые переселенцы.

Так начиналась славная история Амурского пароходства. Активно продолжилась она и в 20-м веке. С 1954 по 1960 год было построено 198 самоходных и 138 несамоходных судов. Большинство построено на судостроительных предприятиях Амурского бассейна.



Наиболее известен так называемый "Проект 860", благодаря которому был обновлен весь речной флот и построены такие известные суда, как "Ерофей Хабаров", "Семен Дежнев", "Василий Поярков", "Г.И. Невельской", "Пржевальский", "Миклухо-Маклай", "Георгий Седов" (построенный на "Амурском судостроительном заводе") Теплоход "Пржевальский" позже переименовали в "Звезду Амура", а еще позже в "Граф Муравьев-Амурский", отдав тем самым дань великому соотечественнику.

История одного корабля

Переименовывать пароходы считалось делом обычным, поэтому не будем путаться в названиях, а расскажем об одном, может быть самом известном в крае пароходе — "30 лет ГДР". В 1980 году он был построен в Германии, в городе Бойценбурге и в этом же году в качестве иностранного подарка был отдан Волго-Донскому речному пароходству и приписан к Ростову-на-Дону, где совершал речные круизы и даже один раз заходил в Москву. Может быть, так и ходил бы он там до сих пор, но судьба распорядилась иначе.



"30 лет ГДР". Фото: Открытые источники

Запланированный для обновления Амурского речного пароходства теплоход "Александр Суворов" не помещался в плавучий док, предназначенный для его перегонки на Амур — немного не рассчитали строители с габаритами. И было принято решение передать "30 лет ГДР" на Дальний Восток. Незамедлительно началось большое морское путешествие.

Последние рейсы по реке железнодорожные паромы на трассе Комсомольск — Пивань совершили в сентябре 1975 года, когда был введён в эксплуатацию мост через Амур

Последние рейсы по реке железнодорожные паромы на трассе Комсомольск — Пивань совершили в сентябре 1975 года, когда был введён в эксплуатацию мост через Амур. Фото: Открытые источники

Вообще-то, аналоги будущего Амурского флагмана и сами способны на небольшие морские походы, но непредсказуемый мировой океан без помощи плавучего дока был ему все-таки не по плечу. Судно длиной 130 метров и высотой в несколько этажей спряталось в доке, как в коробочке. Неспешное путешествие через Черное, Средиземное и Красное моря, Индийский и Тихий океаны заняло около трех месяцев.

Флагман на металлолом

Сопровождали теплоход, не считая экипажей дока и буксиров, пять комсомольчан — в их распоряжении были все каюты и палубы. Так порт приписки поменяли на город Хабаровск, и корабль стал флагманом всего Амурского речного судоходства. Комсомольск пользовался им на правах аренды, и все, кто в 80-е годы прибывал в активном жизненном возрасте, помнят незабываемые прогулочные рейсы под названием "Вечерний Комсомольск", пользующиеся большим спросом.

В 90-е с теплоходом стали происходить пертурбации. В начале его переименовали во "Владимир Арсеньев", потом и вовсе содержание стало пароходству не по карману. И "30 лет ГДР" превратился в гостиницу во Владивостоке, затем оттуда был продан в Южную Корею, переименован в "Ferris Flotel" и тоже использовался в качестве гостиницы. В 2003 году пострадал от пронесшегося урагана, а в 2004 прямо на набережной корейского города Пусан начались работы по разделке судна на металлолом. К сожалению, наше время сделало этот страшный сон любого корабля грустной реальностью.

Гибель "Хабарова" и "Муравьёва"

Весной 2011 года любопытные комсомольчане, имеющие привычку гулять вблизи яхтенного клуба, могли заметить у берега двух речных гигантов: "Ерофей Хабаров" устало облокотился на "Графа Муравьева-Амурского", и оба понимают, что привели их сюда не от хорошей жизни.



Рядом со столь почтенными особами находится более скромный "Капитан Котенко", это бывший "Миклухо-Маклай", и от него оставалась только одна палуба, но и она вскоре ушла на переплавку.



"Капитан Котенко", бывший "Миклухо-Маклай". Фото: Открытые источники

"Ерофею Хабарову" и "Графу Муравьёву-Амурскому" ненадолго продлили жизнь коммерсанты, выкупив их для использования в качестве общежития и рыбоперерабатывающего цеха в период путины лосося. "Георгий Седов" какое-то время использовали на "Амурском судостроительном заводе" в качестве административного здания. О пассажирском туристическом флоте речь в настоящее время, к сожалению, не идет. Современное "Амурское пароходство" владеет множественными судами технического и грузового назначения, но туризм на Амуре на данный момент продолжает считаться делом неприбыльным.

Последним туристическим теплоходом стал "Василий Поярков". Последнее судно "Проекта 860". Большую часть времени на нем работал летний детский лагерь. Дети из всего Хабаровского края имели возможность прикоснуться к большой реке, побывать в расположенных на ней населенных пунктах. Сейчас же для этого есть лишь небольшие "ОМики" и скоростные метеоры "Капитан Князев" и "Сергей Торбин". Их называют "водными самолетами", и развивают они скорость свыше 60 км/час. Дебаркадеров необходимых для путешествия на этих метеорах также осталось считанное количество.

Суда Восход-14 и Метеор-187 у причала Речного вокзала (1984-1990)

Суда Восход-14 и Метеор-187 у причала Речного вокзала (1984-1990). Фото: Открытые источники

Безусловно, речной транспорт мог бы выпускать Амурский судостроительный завод. Однако, для этого нет ни государственного, ни частного заказчика. Тем не менее, Амур с его протяженностью в 2824 километров, протекающий по территориям нескольких государств и российских регионов, для многих жителей Хабаровского края все-таки является привлекательным туристическим объектом.

В Комсомольске по сей день продолжают жить ветераны Амурского речного пароходства. Один из них — Валентин Берсенёв, одновременно и потомок первых переселенцев на Амур. Дед Валентина Григорьевича Акакий служил бакенщиком, то есть зажигал бакены — плавучие знаки, ограждающие фарватер, и обозначающие навигационные опасности.

Валентин Берсенев

Валентин Берсенев. Фото: Из личного архива

Сам Валентин Берсенёв работал и мотористом, и помощником механика, и старшим инженером участка плавучей механизации, а также начальником отдела охраны окружающей среды. Работал в устье реки Хор, черпая гравий дизельно-электрическим двухвинтовым краном, необходимый для постройки шоссейной дороги, а ныне федеральной трассы "Хабаровск — Комсомольск".

В Комсомольске намывал песком огромные городские территории, например, район "Парус". В возрасте 57 лет уехал в командировку в Сингапур и Малайзию, где таким же намывным образом намывали целые подводные острова, необходимые для строительства моста через пролив.

Увидеть Амур и восхититься

Валентин Берсенёв является автором многих краеведческих книг об истории Амурского пароходства. Вот что пишет автор во вступлении к одной из своих книг:

"Плавать я умел с малолетства, на лодке ходил уже с 5 лет, за что все ребята прозвали меня капитаном. На паровом катере "Отважный" работал мой двоюродный брат, брат отца после фронта работал на пароходе "Чита" рулевым. Мой отец все пароходы различал по гудкам. Так что благодаря таким примерам, я недолго думал, выбирая свой путь, полюбив Амур с юных лет".

Туристы

Туристы. Фото: Открытые источники

Что ж, не будем считать, что история Амурского судоходства закончена или же сократилась до немногочисленных грузовых перевозок. Не для того трудились Невельской с Муравьёвым и многочисленными соратниками, делая Амур достоянием России, открывая первые сплавы по этой великой реке. Увидеть Амур во всей его красе должен каждый дальневосточник и не только…

Амурская область — один из регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Говоря о ДВ, многие сразу вспоминают об одной из самых крупных водных артерий нашей станы — реке Амур. Такие реки, как Зея, Бурея, Уссури и Сунгари являются ее притоками. Бассейн Амура охватывает огромную территорию – свыше 1,8 млн кв. км российской, китайской и монгольской земли. И во многом судоходство Амурской области связано с этой рекой.

Протяженность внутренних водных судоходных путей в Амурской области составляет 2572 км. Судоходными реками являются Амур и Зея. Селемджа и Бурея не являются судоходными и используются для разовых завозов грузов в устьевых участках. Продолжительность навигационного периода - 150 суток на реках Бурея и Селемджа, 165 суток - на реке Зея, 176 суток - на Амуре.

Грузовые и пассажирские перевозки
На территории области компании занимаются международными и внутренними перевозками водным транспортом. В международном направлении большая часть грузовых и пассажирских перевозок осуществляется между Благовещенском (РФ) и Хэйхэ (КНР), Поярково (РФ) и Сюньхэ (КНР).

Для некоторых районов Амурской области — Шимановского, Мазановского и Селемджинского - речной транспорт является жизнеобеспечивающим и безальтернативным. Хотя, как отмечают в региональном Минтрансе, в среднем доля внутреннего водного транспорта в общем объеме перевозок пассажиров не велика.

Отправка грузов ВВТ на территории области также развита незнаначительно. Постепенно происходит снижение степени использования реки для этих целей. Это связано во многом с развитием железнодорожных и автомобильных перевозок. Большинство грузовладельцев отправляет относительно небольшие грузы, поэтому выбирают наиболее подходящую для себя альтернативу водному транспорту.

По данным Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Амурской области, перевозками по рекам в регионе занимаются ЗАО «Торговый порт Благовещенск» и ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо».

Пассажирский порт «Амурассо» специализируется на перевозке пассажиров, в основном это прогулочные рейсы по Амуру и Зее. Также суда компании задействованы нка международной линии Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР). Организация осуществляет и грузовые отправления как в международном (КНР), так и внутреннем направлениях.

Стоит отметить, что основной перевозчик области «Торговый порт Благовещенск», который в прошлом году отметил свое 120-летие, относится к Хабаровскому ОАО «Амурское пароходство». С 2011 года предприятие объединило в себе деятельность всех портов Амурской области: ЗАО «Торговый порт Поярково», ЗАО «Торговый порт Зея» и организации речного порта города Свободный.


«Торговый порт Благовещенск» и его участки располагают 103 единицами флота. В их числе, по данным официального сайта: 14 единиц буксиров-толкачей РТ-600, 7 единиц буксиров-толкачей РТ-300, 5 единиц сухогрузных, трюмных теплоходов СТ-300, 5 единиц пассажирских судов типа «Москва», «Рубин», 56 несамоходных барж грузоподъемностью от 200 до 3000 т, теплоход с баржей, плавучий земснаряд «Портовый-9», 9 плавучих кранов, вспомогательное судно ОС-4, 1 единица БСТ-3, 3 нефтеналивных баржи грузоподъемностью 100 и 3000 т, 2 стоечных дебаркадера для посадки и высадки людей на суда, 2 служебно-вспомогательных судна и 3 судна, с помощью которых возможно проведение ремонта судов.

Стоит отметить, что порты Амурской области имеют выгодное географическое положение, располагаясь на берегах рек Амур и Зея в зоне Транссиба и непосредственной близости от китайских портов Хэйхэ, Сюньхэ, Миншань и Тунцзян. В населенных пунктах Благовещенск и Поярково, где расположены речные порты, действуют международные пункты пропуска. К тому же, географическое положение области благоприятствует развитию сотрудничества с КНР.


На территории области реализуется инвестиционный проект «Создание горно-металлургического кластера «Приамурье», в рамках которого планируется освоение месторождений железа, золота, цветных и редких металлов, угля, нерудных полезных ископаемых, лесосырьевых ресурсов. Одним из оптимальных способов доставки вышеперечисленных грузов может служить водный транспорт.

По подсчетам предприятий водного транспорта области, в случае реализации указанных мероприятий, увеличится количество перевозимых грузов внутренним водным транспортом, таких как цемент до 220 тыс. тонн, металл - до 25 тыс. тонн, лесоматериалы - 31 тыс. м 3 , оборудование - более 16 тыс. тонн, нерудные строительные материалы - более 1 млн м 3 в год.

Проблемы водной транспортной инфраструктуры региона
Проблемным вопросом развития перевозок грузов внутренним водным транспортом является высокая степень износа судов. Так, например, несмотря на значительное количество единиц флота, в ЗАО «Торговый порт Благовещенск» существует потребность в строительстве новых судов для обеспечения рабочего процесса и обновления имеющихся судов. По данным областного Минтранса, средний год выпуска судов - 1975 год, и затраты, связанные с их ремонтом и техническом обслуживанием возрастают ежегодно. В связи с этим необходима разработка программ регионального и федерального уровня, направленных на субсидирование предприятий ВВТ с целью приобретения современных судов.

Кроме того, дальнейшее развитие речных перевозок затруднено неудовлетворительным состоянием водных путей, таких, как отсутствие судоходной обстановки на реке Селемджа и Зейском водохранилище. Также серьезной проблемой является обмеление рек. Чтобы решить ее требуется провести комплекс мероприятий по поддержанию своевременной судоходной обстановки и по дноуглублению.

Судостроение в Амурской области
Флагманом судостроения в регионе является ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» - одно из старейших предприятий Амурской области. К тому же, это единственное предприятие, осуществляющее строительство и ремонт судов на территории области.


Стоит отметить, что виду того, что судостроение как таковое вернулось на завод только в 2009 году, то и экономические показатели предприятия за последние годы были далеки от идеальных. До 2012 года ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» считалось убыточным.

Только в прошлом году впервые за много лет предприятие вошло в число прибыльных. Как нам сообщили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, благодаря загрузке производственных мощностей предприятие получило возможность модернизировать основные фонды, также было закуплено новое оборудование для строительства судов, модернизированы производственные цеха, на предприятии отлажена работа участка горячего цинкования, позволяющего наносить покрытие на стальные поверхности деталей длиной до 12 метров.

По данным официального сайта Благовещенского завода, за прошлый год на предприятии были построены и сданы в эксплуатацию 2 обстановочных катера нового поколения проекта 3050.1, два рейдовых водолазных катера проекта 14157, два судна-мишени проекта 436 бис, большой гидрографический катер проекта 19920, два корабельных щита проекта 455, а также заложены на стапеле два больших гидрографических катера со сдачей в эксплуатацию одного - в 2014, другого в 2015 годах. Всего в 2013 году предприятие произвело продукции на сумму более 1 млрд рублей.

Сегодня судостроительный завод в Амурской области обеспечивает рабочими местами около 600 человек. К тому же предприятие является основной базой для прохождения производственной практики студентов технических вузов с дальнейшим их трудоустройством по специальности.


P.S.
Как сообщило Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Правительством Амурской области разработана и утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой планируется решать транспортные проблемы, в том числе и в сфере внутреннего водного транспорта. Кроме того региональное Правительство планирует вкючить в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» такие мероприятия, как приобретение судов на эксплуатации на внутренних водных путях области и восстановление судоходной обстановки на Зейском водохранилище.

Все это немаловажно, так как грузовые и пассажирские перевозки, в частности международные, в регионе остаются востребованными. Постепенно начинает наращивать обороты и судостроительное производство. Может быть в будущем на единственном судостроительном заводе региона начнут работать над проектами новых судов для области, которых, как уже было сказано выше перевозчикам не хватает.

Анастасия Судникова
Благодарим за помощь в подготовке материала Отдел железнодорожного, водного и воздушного транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области

Список пароходов приводится в формате, как указано в газете.
Из Списка приводятся только пароходы (без других судов)
Всего указано – 167 названий пароходов (с учетом переименований).
(В скобках газета указывает переименования, а в ряде случаев – однотипные пароходы)

Адмирал Казакевич
Адмирал Посьет
Адмирал Чихачев (Р.Люксембург)
Александр Бубнов (П.Журавлёв)
Амурчик
Барон Корф (Коминтерн)
Владимир Ковалевский (Г.Черненко)
Граф Амурский (21-й МЮД)
Граф Игнатьев (С.Лазо)
Граф Путятин (Ф.Балябин)
Джон Коккериль (Ильич)
Иван Вышнеградский
Митрополит Иннокентий (Шадрин)
Михаил Корсаков
Николай Ададуров (Коммунист)
Сергей Витте (Ф.Мухин)
Степан Левицкий (Иван Бутин)
Сергей Духовской (Свердлов)
Цесаревич (Калинин)
Эммануил (Спартак)
Финляндец (М.Ульянова)
Павел
Негидалец
Джалша (?)
Ольга
Успех
Переселенец (Пахарь)
Рыбак
Лев Толстой
Платон
Дмитрий
Руслан
Шилка
Мудрец
Дмитрий Донской
Варяг
Сильный
Сокол
Экимчан
Брянта
Владимир
Меркурий
Экспресс
Быстрый (Красноармеец)
Сотрудник
Купец
Инженер
Ханка
Герман Курбатов
Геркулес
Гавр. Скобельцын (Л.Шмидт)
Муром
Воевода Толбузин (Пролетарий)
Нерчуган
Телеграф
Север
Бельгиец
Полезный
Порт-Артур
Амур
Владимир Мономах
Тамбов
Даур
Мысль
Генерал Кондратенко
Петербург
Ерофей Хабаров
Сибирь
Амгунь
Атаман
Бородино
Неронов
Уссури
Иртыш
Адмирал Невельской
Борис
Проворный (Пушкин)
Семен Дежнев
Удалой
Константин
Отважный
Сормово (Дзержинский)
Белогорск (Свободный)
Урюм (Аян)
Алтай
Сибиряк
Зея
Хабаровск (Рабочий)
Благовещенск (Красная Звезда)
Воткинский (Чечерин)
Адмирал Макаров (Куйбышев)
Колумб
Люкс
Канавино
В.Алексеев
Вера (Батрачка)
Вершинин
Слава
Николай
Владивосток
Чита (Блюхер)
Нерчинск (5-е декабря0
Пионер (Лермонтов)
Колонизатор (Энгельс)
Хинган (Пионер)
***
Артем (Баку, Новороссийск)
Ленинград (Волгоград, Саратов)
Иркутск (Ярославль, Томск)
Байдуков (Чкалов, Орион)
Красноярск (Челябинск, Магнитогорск)
Киев (Тбилиси, Ташкент, Минин, Сталинобад)
ИЖ-4 (Водопьянов, Доронин)
Менжинский
Гоголь (Маяковский)
Островский
Дмитров (Тельман)

ХХХ
ОТ РЕДАКЦИИ:
Публикуя списки судов Амурского речного пароходства, редакция обращается ко всем читателям с просьбой прислать сведения (архивные документы, дневники, фотоснимки и проч.) об этих судах.
Редакция гарантирует сохранность и возврат документов владельцам.

ПРИМЕЧАНИЕ:
В скобках даны названия однотипных и переименования судов

ХХХ
Газета "Речник Амура" - орган Амурского речного пароходства , издается с 1931 года

Наша компания объединяет в группу компаний «Амурское пароходство» предприятия морского и речного транспорта, управляет речными и морскими портовыми перегрузочными комплексами, расположенными на территории Дальнего Востока. ГК «Амурское пароходство» осуществляет комплекс транспортно-логистических и стивидорных услуг, лидирует по объему грузовых перевозок по реке Амур, обеспечивая 70% грузовых перевозок. Флот ГК «Амурское пароходство» насчитывает более 100 единиц. Все суда ходят под российским флагом.

На предприятиях ГК «Амурское пароходство» работает более 2000 человек.

Базовое предприятие группы – Акционерное общество «Амурское пароходство» (краткое наименование АО «АП») расположено по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева Амурского, д. 2.

Структура компании

АО
«Торговый порт Благовещенск»


АО «Амурское пароходство» — лидер по объему перевозок по судоходным рекам бассейна реки Амур и одного из крупнейших морских перевозчиков Дальневосточного региона.

В управлении нашей компании находятся развитые и обеспеченные инфраструктурой речные порты, специализирующиеся на перевалке и хранении грузов, добыче нерудных строительных материалов, а также выполняющие функции международных пунктов пропуска.

Речные порты расположены на территории Хабаровского края и Амурской области.

«Амурскому пароходству» принадлежат морские и речные суда, включая суда «река-море», многоцелевые морские суда и баржебуксирные составы.

Обслуживание и ремонт флота осуществляют собственные ремонтно-эксплуатационные базы в Хабаровске и Благовещенске.

ГК «Амурское пароходство» является основным исполнителем государственной программы «Северный завоз», в рамках которой осуществляется доставка социально значимого груза в труднодоступные районы Северных территорий.

Группа компаний «Амурское пароходство» осуществляет интермодальные и мультимодальные грузоперевозки, перевалку и хранение грузов, добычу нерудных строительных материалов, а также оказывает услуги по комплексному обслуживанию флота, агентированию судов и выполняет функции пунктов пропуска.

Здесь вы можете ознакомиться с полным перечнем услуг, оказываемых ГК «Амурское пароходство», и оформить онлайн-заявку на заинтересовавшую вас услугу. Мы гарантируем Вам качество, которое базируется на опыте 150-летней истории навигации по бассейну реки Амур и морским направлениям в страны АТР.

Группа компаний «Амурское пароходство» объединяет ряд ведущих транспортных предприятий Дальнего Востока России. Речные порты, перегрузочные комплексы, ремонтно-эксплуатационные базы, расположенные в Свободном, Благовещенске, Амурске и Хабаровске.

ГК «Амурское пароходство» располагает мощностями, которые позволяют осуществлять перевалку до 4 млн. тонн грузов в год!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: