Какие органы осуществляют контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов
Обновлено: 07.12.2023
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации.
от 17 ноября 1994 г. N 1266
ОБ ИНСПЕКЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1. Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (далее именуется - Инспекция) является государственным учреждением, осуществляющим разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (далее именуются - фонды) и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее именуются - компании), а также содействующим развитию негосударственного пенсионного обеспечения.
2. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Инспекции являются осуществление контроля за деятельностью фондов и компаний в целях обеспечения защиты законных прав и интересов граждан и содействие развитию негосударственного пенсионного обеспечения.
4. Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
регистрирует уставы фондов;
лицензирует деятельность фондов и компаний на основании положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
устанавливает порядок ведения и ведет Реестр негосударственных пенсионных фондов и Реестр специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов;
осуществляет контроль за обеспечением исполнения обязательств фондов и компаний;
разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам деятельности фондов и компаний, отнесенным настоящим Положением к компетенции Инспекции;
обобщает практику деятельности фондов и компаний и представляет в Министерство социальной защиты населения Российской Федерации предложения по развитию и совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность фондов и компаний, а также аналитическую информацию об их деятельности;
подготавливает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о деятельности Инспекции;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции;
проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
осуществляет в установленном порядке контакты с аналогичными учреждениями других государств.
5. Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами имеет право:
запрашивать и получать от фондов и компаний установленную отчетность, а также документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения разрешительных и контрольных функций;
проводить проверки достоверности представляемой отчетности и соблюдения фондами и компаниями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при выявлении нарушений давать предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать действие лицензий, выданных фондам и компаниям, впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
при осуществлении своей деятельности создавать комиссии и назначать уполномоченных для проведения проверок деятельности фондов и компаний.
6. Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации возглавляет главный инспектор, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации.
руководит деятельностью Инспекции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и осуществление ею своих функций;
издает в пределах своей компетенции приказы и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения фондами и компаниями, а также организует проверку их исполнения;
имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению главного инспектора;
распределяет обязанности между заместителями главного инспектора;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Инспекции;
утверждает в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников центрального аппарата Инспекции и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание, смету расходов на его содержание в пределах выделенных ассигнований, а также положения о подразделениях аппарата Инспекции.
7. Финансирование расходов на содержание аппарата Инспекции осуществляется за счет ассигнований на содержание федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных в федеральном бюджете.
8. Для предварительного рассмотрения подготавливаемых проектов нормативных и методических документов по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции Инспекции, при Инспекции образуется экспертный совет их числа ведущих специалистов министерств и ведомств, работников научных учреждений, представителей негосударственных пенсионных фондов.
Состав экспертного совета и положение о нем утверждаются главным инспектором Инспекции.
9. Работники Инспекции не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну проверяемых фондов и компаний.
10. Отказ в выдаче лицензии, а также иные действия Инспекции, ограничивающие функции фондов и компаний, могут быть обжалованы в судебном порядке.
11. Инспекция является юридическим лицом, имеет расчетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки установленной формы.
Местонахождение Инспекции - город Москва.
Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 N 1266 "Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации"
Требования разработаны в соответствии с Положением об Инспекции негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266, Положением о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792, и Временными правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов, утвержденными Приказом Инспекции от 15 декабря 1995 г. N 90.
Настоящее Положение определяет порядок регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов в Инспекции негосударственных пенсионных фондов в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях", Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077, Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 39, ст. 2184), Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266 "Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 31, ст. 3284) и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 69) Правительство Российской Федерации постановляет:
Статья 34. Регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения фондов государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Банк России осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Банк России действует в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, определенной настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
3. При осуществлении своих функций Банк России:
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования деятельности фондов, включая регулирование отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию между фондом и участниками фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также регулирование указанных отношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе:
утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании;
утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда;
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждает форму документов, содержащих сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;
утверждает форму заявлений о предоставлении лицензий фондам, созданным в результате реорганизации;
утверждает форму уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о завершении реорганизации в форме присоединения или слияния фонда, а также состав предоставляемых реорганизуемым фондом сведений о застрахованных лицах, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона;
утверждает порядок и условия выдачи Банком России согласования на проведение реорганизации фондов;
утверждает порядок представления сведений о должностных лицах реорганизуемых фондов и фондов, создаваемых в результате реорганизации, в отношении которых применяются установленные настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации;
утверждает порядок расчета собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре имущества, которое передается при реорганизации фондов, в целях включения его в расчет размера собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации фондов активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, и экономическое обоснование возможности такой передачи;
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре документов, передаваемых при реорганизации фондов в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - пенсионных счетов накопительной пенсии), позволяющих определить обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фондов;
утверждает требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения, порядок, формы и сроки составления и представления отчетов о деятельности фондов;
определяет порядок уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления;
(см. текст в предыдущей редакции)
утверждает порядок и сроки расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов фонда, порядок расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 269-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовую форму пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовые правила досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
утверждает формы отчетных документов, формируемых фондом по результатам сверки информации о размере средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, учтенных на именных пенсионных счетах участников, нарастающим итогом с общим объемом средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, включая сверку за прошедший финансовый год;
устанавливает порядок, формы и формат уведомлений, направляемых специализированным депозитарием Банку России, фонду, управляющей компании, о выявленных в ходе осуществления контроля специализированным депозитарием нарушениях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, инвестиционной декларации в случае ее наличия;
устанавливает требования к внутренним документам фондов, связанным с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию или разработанным во исполнение требований, установленных к фондам и (или) к их деятельности законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;
(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 194-ФЗ)
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью фондов;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
4) ведет реестр фондов;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) осуществляет регистрацию правил фонда;
6) раскрывает информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, о наименовании специализированного депозитария, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;
8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
9.1) выдает фонду предписания о запрете всех или части операций;
10) рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения, отчеты о результатах проверки актуарных заключений;
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) рассматривает аудиторские заключения на отчетность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения на такую отчетность;
12) ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Формы опубликования указанных сведений устанавливаются Банком России;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации;
15) рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
16) привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законом;
17) обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, а также с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
17.1) назначает временную администрацию в случаях, установленных федеральными законами;
(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)
17.2) осуществляет согласование проведения реорганизации фонда (фондов) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(см. текст в предыдущей редакции)
18) предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 06.12.2007 N 334-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.
При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, Банк России вправе:
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;
проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков соответствующих нарушений, в том числе на основании отчетов фонда, уведомлений специализированного депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;
получать от лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, а также объяснения в письменной или устной форме;
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
(п. 6 введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)
7. В целях определения достоверности данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, а также в иной отчетности фонда, представляемой в Банк России, Банк России вправе провести оценку активов и обязательств фонда и стоимости активов под обеспечение указанных обязательств.
Банк России выдает предписание об указании фондом в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки.
На основании предписания Банка России об указании в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки, фонд отражает в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности, представляемой в Банк России, размер собственных средств, размер средств пенсионных резервов, размер средств пенсионных накоплений и (или) размер соответствующих обязательств, определенные Банком России на отчетную дату. Обжалование фондом указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.
При проведении оценки размера собственных средств, размера средств пенсионных резервов, размера средств пенсионных накоплений и (или) размера соответствующих обязательств Банк России вправе привлекать ответственного актуария и независимого оценщика за счет средств Банка России.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в наименование статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
Статья 34. Регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 1 мая 2021 г. - Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 92-ФЗ
1. В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения фондов государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в пункт 2 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Банк России осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.
Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Банк России действует в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.
2.1. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, определенной настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
3. При осуществлении своих функций Банк России:
Информация об изменениях:
Подпункт 1 изменен с 10 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 194-ФЗ
1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования деятельности фондов, включая регулирование отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию между фондом и участниками фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также регулирование указанных отношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе:
утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании;
утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда;
Информация об изменениях:
утверждает форму документов, содержащих сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;
утверждает форму заявлений о предоставлении лицензий фондам, созданным в результате реорганизации;
утверждает форму уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о завершении реорганизации в форме присоединения или слияния фонда, а также состав предоставляемых реорганизуемым фондом сведений о застрахованных лицах, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона;
утверждает порядок и условия выдачи Банком России согласования на проведение реорганизации фондов;
утверждает порядок представления сведений о должностных лицах реорганизуемых фондов и фондов, создаваемых в результате реорганизации, в отношении которых применяются установленные настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации;
утверждает порядок расчета собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре имущества, которое передается при реорганизации фондов, в целях включения его в расчет размера собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации фондов активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, и экономическое обоснование возможности такой передачи;
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре документов, передаваемых при реорганизации фондов в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - пенсионных счетов накопительной пенсии), позволяющих определить обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;
утверждает формы документов, содержащих сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фондов;
утверждает требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения, порядок, формы и сроки составления и представления отчетов о деятельности фондов;
определяет порядок уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления;
утверждает порядок и сроки расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов фонда, порядок расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления;
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовую форму пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовые правила досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
утверждает формы отчетных документов, формируемых фондом по результатам сверки информации о размере средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, учтенных на именных пенсионных счетах участников, нарастающим итогом с общим объемом средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, включая сверку за прошедший финансовый год;
устанавливает порядок, формы и формат уведомлений, направляемых специализированным депозитарием Банку России, фонду, управляющей компании, о выявленных в ходе осуществления контроля специализированным депозитарием нарушениях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, инвестиционной декларации в случае ее наличия;
устанавливает требования к внутренним документам фондов, связанным с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию или разработанным во исполнение требований, установленных к фондам и (или) к их деятельности законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;
2) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью фондов;
3) осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
Информация об изменениях:
4) ведет реестр фондов;
5) осуществляет регистрацию правил фонда;
Информация об изменениях:
6) раскрывает информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, о наименовании специализированного депозитария, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия;
7) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в подпункт 8 пункта 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;
9) выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
Информация об изменениях:
9.1) выдает фонду предписания о запрете всех или части операций;
Информация об изменениях:
Подпункт 10 изменен с 10 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 194-ФЗ
10) рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения, отчеты о результатах проверки актуарных заключений;
11) рассматривает аудиторские заключения на отчетность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения на такую отчетность;
12) ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Формы опубликования указанных сведений устанавливаются Банком России;
ГАРАНТ:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в подпункт 13 пункта 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
13) утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;
14) аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации;
15) рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
16) привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законом;
17) обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, а также с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
17.1) назначает временную администрацию в случаях, установленных федеральными законами;
Информация об изменениях:
17.2) осуществляет согласование проведения реорганизации фонда (фондов) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
18) предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ пункт 5 статьи 34 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
5. При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ пункт 5.1 статьи 34 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 9 февраля 2016 г.
5.1. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.
При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 6 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
6. При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, Банк России вправе:
проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;
проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков соответствующих нарушений, в том числе на основании отчетов фонда, уведомлений специализированного депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;
получать от лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, а также объяснения в письменной или устной форме;
обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Информация об изменениях:
Статья 34 дополнена пунктом 7 с 1 мая 2021 г. - Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 92-ФЗ
7. В целях определения достоверности данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, а также в иной отчетности фонда, представляемой в Банк России, Банк России вправе провести оценку активов и обязательств фонда и стоимости активов под обеспечение указанных обязательств.
Банк России выдает предписание об указании фондом в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки.
На основании предписания Банка России об указании в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки, фонд отражает в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности, представляемой в Банк России, размер собственных средств, размер средств пенсионных резервов, размер средств пенсионных накоплений и (или) размер соответствующих обязательств, определенные Банком России на отчетную дату. Обжалование фондом указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.
При проведении оценки размера собственных средств, размера средств пенсионных резервов, размера средств пенсионных накоплений и (или) размера соответствующих обязательств Банк России вправе привлекать ответственного актуария и независимого оценщика за счет средств Банка России.
Органы управления
- Генеральный директор - Тетюнина Елена Николаевна
Органы контроля
В целях соблюдения требований действующего законодательства о негосударственных пенсионных фондах, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.
Аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), проводит ООО «ФБК», заключение по результатам проверки также предоставляется в Банк России.
Ежедневный контроль за соблюдением установленных законом ограничений и требований при инвестировании Фондом средств пенсионных накоплений и размещении пенсионных резервов осуществляет Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» (АО «НСД»), ИНН 7715159793.
Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» имеет лицензии:
- Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности 045-07072-000100 от 31 октября 2003 года (бессрочная).
- Лицензия на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов 22-000-1-00016 от 04 декабря 2000 года (бессрочная).
Договоры, заключённые между АО «НСД» и АО «НПФ Эволюция»
Наименование документа | Номер (№) | Дата заключения договора | Срок действия договора |
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду | 23ПР-02/21 | 12.02.2021 | Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021 |
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию | 21ПН-02/21 | 12.02.2021 | Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021 |
Организации, контролирующие деятельность НПФ
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 75 от 07.05.1998 (в редакции от 20.07.2020) функции контроля и государственного регулирования деятельности фондов, работающих в области ОПС и негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляют Банк России и уполномоченный федеральный орган.
Цели контроля и регулирования: не допустить несоблюдения требований, установленных законом о НПФ, обеспечить защиту интересов государства, а также интересов и прав застрахованных лиц, участников фондов и прочих заинтересованных субъектов.
Деятельность АО «НПФ Эволюция» подлежит ежедневному контролю в целях соблюдения норм, требований и условий, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах РФ и нормативных актах Банка России, а также в инвестиционных декларациях УК. Контролю подлежат следующие аспекты деятельности Фонда и УК:
- размещение средств пенсионных накоплений;
- инвестирование средств пенсионных резервов;
- формирование структуры и состава указанных резервов и накоплений.
Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» осуществляет контролирующие функции на основании заключенного договора о предоставлении соответствующих услуг.
Общественный контроль за функционированием АО «НПФ Эволюция» осуществляет совещательный коллегиальный орган — Попечительский совет, сформированный с Уставом. Функции контроля финансово-хозяйственной деятельности НПФ осуществляет Ревизионная комиссия, избранная общим собранием акционеров.
Отчётность Фонда, составленная в соответствии с МСФО и ОСБУ (по результатам финансового года), проходит независимую аудиторскую проверку. Аудитором определена аудиторско-консалтинговая компания ООО «ФБК». По итогам проверки составляется заключение, которое направляется в Банк России.
Служба внутреннего контроля
Контролер (Служба внутреннего контроля) Фонда осуществляет внутренний контроль за соответствием деятельности Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих указанные виды деятельности.
Контроль - относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью являются:
- Минзрасоцразвития России;
- Банк России.
Уполномоченный федеральный орган и Банк России осуществляет надзор и контроль в целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства гос. регулирование деят-ти фондов в области негосуд. пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Список литературы:
п. 1 ст. 34 ФЗ «О НПФ»
Гос. регулирование деят-ти НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и его участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ, осуществляет Минтруда и соцзащиты Российской Федерации;
Список литературы:
подп. 1. п. 1 Постановления Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем гос. регулирование деят-ти негосуд. пенсионных фондов по негосуд. пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и проф.у пенсионному страхованию»
Лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является:
Банк России при осуществлении своих функций осуществляет лицензирование деят-ти по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
Список литературы:
подп. 3 п. Зст. 34 ФЗ "О НПФ"
Органом, осуществляющим уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика является:
Вопрос предполагает устаревшее законодательство:
ФСФР как уполномоченный федеральный орган осуществляет уведомительную регистрацию негосуд. пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деят-ть по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.
Список литературы:
подп. 7 п. 3 Пост. Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 669
«Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем гос. регулирование деят-ти НПФ по негосуд.у пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и проф. пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деят-тью» (пункт утратил силу с 01.09.2013)
Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере фин. рынков с 1 сентября 2013 года передаются Банку России (Федеральный закон от23 июля 2013 года № 251-ФЗ).
Действующее законодательство:
Банк России принимает решение о гос. регистрации НПФ, осуществляет взаимодействие по вопросам их гос. регистрации с Фед. налоговой службой, ее территориальными органами (далее - уполномоченный регистрирующий орган), выдает им лицензии, осуществляет регистрацию их правил (изменений в них), ведет реестр НПФ и книгу их гос. регистрации в целях осуществления контрольных и надзорных функций.
Список литературы:
п. 1.1 Инструкции ЦБ РФ "О порядке принятия Банком России решения о гос. регистрации НПФ, о предоставлении или о переоформлении лицензии НПФ, порядке ведения реестра лицензий, порядке регистрации правил (изменений в правила) НПФ"
Автор статьи

Читайте также: