Какие источники кроме русской правды права использовались в судебной практике в это время

Обновлено: 28.11.2022

Законодательным памятником раннефеодального права является Русская Правда, которая дошла до нас более чем в 100 списках (то, что сегодня называется копиями; тогда они переписывались от руки). По содержанию они не повторяют друг друга, хотя и являются копиями одного законодательного акта. Ученые систематизировали 127 списков и разделили на три группы, близкие по содержанию.

1. Древнейшая редакция Русской Правды, так называемая Краткая, которая состоит из двух частей – Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Источник Правды Ярослава – обычное право, а Правда Ярославичей основана на нормах обычного права, законодательстве и судебной практике князей.

2. Пространная Правда, состоящая из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Ее источниками были законодательство князей и судебная практика.

3. Сокращенная редакция.

Таким образом, на самом деле никогда ни Краткой, ни Пространной Правды не существовало. Это систематизация более 100 списков, которые дошли до нас. Краткая и Пространная редакции Русской Правды были созданы в Киеве, а Сокращенная редакция из Пространной возникла в Москве. Это связано с тем, что надо было создать правовую основу процесса централизации.

Русская Правда является законом, в котором присутствует множество родоплеменных пережитков (особенно в Пространной редакции, в Краткой – меньше). Например, «око за око, зуб за зуб» – месть как форма возмещения понесенного ущерба. Краткая редакция (XI в.) еще не фиксирует расслоения общества. Родоплеменное общество не знает ни расслоения, ни понятия «частная собственность».

Пространная редакция Русской Правды говорит о правовом положении различных категорий населения: закупах, рядовичах, холопах. Закупом назывался крестьянин, который взял у владельца землю под определенную обработку (купа – «купил»). Рядович – разновидность закупа. Если закуп был связан с обязательством отработать, то рядович оформлял письменный договор. Ряд – это договор (отсюда – «рядился», «подрядился»).

Холопы были бесправны. Жизнь их охранялась законом не как самостоятельная ценность, а лишь как имущество, принадлежащее какому-то хозяину. Они не являлись субъектом права, так как «зане суть не свободни» (ст. 46 Троицкого списка Русской Правды). Но холопы древнерусского государства все же отличались от рабов античного мира. У них были некоторые малозаметные черты правосубъектности. Позже они сближались с крестьянами.

Главной отличительной чертой древнерусского холопства было не столько его правовое положение, сколько практическое использование. Холопы использовались не столько в процессе производства, сколько в быту, в роли слуг. Со временем развивается процесс их привлечения к крестьянскому труду.

Терминологическая тонкость древнерусского права в том, что слово «холоп» Русская Правда относит не только к мужчинам, но и к несвободным женщинам, именуемым робами. Собирательное имя для тех и других – челядь, чадь.

В статьях Русской Правды отражены вопросы гражданского права; обязательства из договоров (были известны такие виды договоров, как мена, купля-продажа, заем, поклажа, личный наем); брачно-семейного, процессуального, наследственного, уголовного права.

Особенности феодального права как права-привилегии ярко выражены в статьях Русской Правды, относящихся к уголовному праву. Личность и имущество холопов вообще не защищались, а личность и имущество лично зависимых крестьян охранялись в меньшей степени, чем независимых людей, в особенности феодалов. То же касалось и женщин.

Памятники светского права позволяют сопоставить степень наказуемости за одно и то же преступление представительниц разных классов.

В Русской Правде понятие преступления трактовалось как «обида» вне зависимости от того, был нанесен материальный, моральный или физический ущерб.

Устав князя Ярослава показывает зависимость меры наказания от социального статуса женщин в древнерусском обществе. Церковная литература (епитимийная, учительная и нормативные акты) абстрактно трактуют эти вопросы, и положение женщины как субъекта права определяется ее непринадлежностью к холопскому сословию.

Необходимо рассмотреть законодательством Древней Руси защиту прав женщин различных социальных слоев и ответственность за преступления, совершенные по отношению к ним, а также ответственность самих женщин за преступления, преступные действия.

В феодальном законодательстве этого периода зафиксированы разные виды преступлений, совершаемых по отношению к женщинам.

Русская Правда дает возможность судить о цене жизни представительниц разных классов и социальных групп. За убийство рабы или холопа (ст. 89) вира не платилась. В РП не предусматривалась защита жизни независимой женщины, а уделялось внимание только материальному ущербу, который наносило феодалу убийство принадлежащих вотчинному хозяйству ремесленницы, кормилицы и просто рабы (ст. 15–17 Пространной Правды). Значило ли это, что жизнь женщины не была защищена и ее мог убить каждый? Нет, так как Церковное законодательство, судя по Уставу князя Ярослава о церковных судах, охраняло честь замужней женщины и дочери и наказывало не только изнасилование, но и избиение, и оскорбление словом.

Памятники права, объединявшие светские и церковные нормы, такие как международные договоры Новгорода с Готским берегом конца XII в., Смоленска с Ригой 1229 г. и середины XIII в., также охраняют честь женщины.

Но церковное законодательство не устанавливало ответственности перед церковной властью за убийство женщины. Это свидетельствует о том, что такое преступление подлежало не церковной, а светской юрисдикции – княжеской.

Половинная ставка (по ст. 88) уголовного штрафа за убийство женщины по сравнению с мужчиной находит аналогию в половинной ставке штрафа за оскорбление женщины в краткой редакции Устава князя Ярослава о церковных судах: за острижение головы и бороды там установлено 12 гривен (кун), за избиение чужой жены – 6 гривен (кун). «Тем же судом судити» – это означает, что процедура установления виновного в убийстве и суда та же, что при убийстве мужчины. Появление в списках Пушкинской и Карамзинской групп слова «виновата» показывает, что позднейший редактор правды XIII–XIV вв. видел различие в том, были ли виновные действия со стороны женщины или нет.

В конце XIV в. Уставная Двинская грамота князя Василия Дмитриевича оправдала убийство рабынь их собственными господами.

Русская Правда особо выделяла положение рабы-наложницы, воспитывающей детей, прижитых от феодала. После его смерти «робичичи» вместе с матерью становились свободными.

По РП штраф за убийство несвободной женщины, но не холопки был равен штрафу за убийство рабыни. Убийство ремесленницы каралось 12 гривнами.

Такое преступление, как dehonestatiomulieris – обесчещение, оскорбление чести, появилось в феодальном законодательстве XI в. Оскорбление словом женщины из семьи феодалов наказывалось по Уставу князя Ярослава штрафом в 5 гривен золота в пользу пострадавшей, а оскорбление женщины из семьи крестьянина – штрафом в 1 гривну серебром. К оскорблениям чести путем совершения непристойного поступка, действия относилось изнасилование («пошибание»).

РП не рассматривала этот вид преступления. Такое преступление по отношению к несвободным женщинам и холопкам не влекло за собой уголовной ответственности, если субъект, его совершивший, был владельцем пострадавшей. В этом случае преступнику полагалось церковное наказание (епитимья): год поста и дача «ответа» представителям церкви. Церковный закон в качестве компенсации за вред, нанесенный женщине-рабыне, предписывал ее обязательное освобождение.

По нормам ПР РП наложница обладала правом получения свободы только после смерти холоповладельца. Если субъект, совершивший насилие над рабыней, являлся посторонним лицом, его преступление было уголовно наказуемым, и он отвечал за него по светским законам.

Договор Новгорода с Готским берегом 1189–1199 гг. одним из первых защитил честь холопок. Изнасилование несвободной женщины каралось 15 гривнами штрафа. Разница в штрафах за это преступление пропорционально соответствовала различию между пенями за убийство женщин из категорий рабынь и «простой чади» (зависимых).

За совершение насилия над женщинами свободного сословия была установлена более внушительная кара. В договоре 1189–1199 гг. за изнасилование свободной женщины вменялся такой же штраф, как за убийство новгородца.

Соглашение Смоленска с Ригой и Готским берегом XIII в. допускало убийство преступника на месте преступления. «Пошибание» боярских дочерей каралось штрафами в золотых гривнах. По церковным законам прелюбодей должен был заключить брак и получал 2 года епитимьи.

Для независимого населения уголовного наказания за нанесение побоев жене или мужу предусмотрено не было. Церковь назначала мужу 6 лет епитимьи, а супруга могла с ним развестись. На посторонних мужчин налагался штраф 6 гривен (без социальных градаций).

По Псковской Судной грамоте муж мог требовать с избившего «годовщину» – штраф за убийство. Сын за избиение матери наказывался «волостельской казнью» и пострижением в монашество.

Женщины всех сословий, кроме рабынь, были субъектами права, дееспособными и несли ответственность за преступления. За проступки холопки нес ответственность ее владелец.

Размеры ответственности за преступления женщин не оговаривались светским законодательством. Штрафы дифференцировались в зависимости от социальной принадлежности, а не пола.

Церковные нормативы предполагали наказания за прелюбодеяние (развод), муж имел право на развод с женой по ряду поводов, приравниваемых к супружеской измене.

Устав Ярослава выделил статью о женских драках, о воровстве. То есть в X в. сложилась система индивидуальной уголовной ответственности.

Видами наказаний были: смертная казнь, поток и разграбление, вира (штраф), продажа (денежный штраф в пользу князя).

Виды преступлений перечислены ниже.

1. Против телесной неприкосновенности (ранение, побои, отнятие руки, ноги, глаза).

2. Преступления против чести: оскорбление действием (вырывание бороды, усов, выбивание зубов, толкание) и словом.

3. Преступления против имущества: кража – «татьба», кража из закрытого помещения, конокрадство, порча межевых знаков, поджог жилого и нежилого помещений.

4. Преступления против церкви: церковная кража; разграбление могил; посечение крестов; ввод в церковь животных и птиц; моление под овином, в рощах, у воды; колдовство.

Русская Правда была кодексом древнерусского права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.

1-й период. Древнейшим источником права является обычай. Он не может возникнуть в результате деятельности отдельных личностей и является обязательной нормой именно потому, что признается всем народом. Обычай – это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Но с развитием общества эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а выделяемыми из их состава органами управления (вождями, дружинниками, жрецами) т. е. они переходят в разряд обычаев правовых, и таким образом появляется обычное право. Ярчайшими его проявлениями в Древнерусском государстве являлись круговая порука и кровная месть.

Отношения славян с другими странами изменило в X веке состояние обычного права двояким образом: увеличило разнообразие в понимании юридических норм и заставило привести в соответствие с иностранными свои отечественные нормы. Отсюда возникли первые приемы древнерусского законодательства: договоры с иноземцами и рецепция (от латинского принятие, усвоение) чужих законов т. е. усвоение римского права.

До X века на Руси не существовало письменных сборников обычного права. Впервые письменную форму стали применять при заключении договоров. Известны следующие типы договоров:

- международные, с греками и немцами. Первыми международными соглашениями Руси были договоры с Византией (907, 911, 945, 971 годов). Основное содержание договоров составляли нормы торгового, международного, уголовного, гражданского права;

- договоры русских князей между собой;

- договоры, заключенные между князем и его дружиной.

Принятие христианства (988 год) осуществило переворот в развитии права. Кодексы церковного права, принятые русской церковью из Византии, включали законы собственно церковные (правила или каноны) и законы гражданско-светские. Такие сборники церковно-гражданского права назывались Номоканоны. Они оказали большое влияние не только на сферу церковного законодательства и управления, но и на законодательство светское, судебную и административную практику.

X – XI века дали нам несколько законодательных памятников, среди которых наиболее примечательны Устав Владимира Святославича о судах церковных и десятине, Судный закон людем (его же), Устав Ярослава о судах церковных, Русская правда разных редакций.

Русская правда – первый писаный памятник русского права. В ней нашли выражение основные отрасли права: гражданское, уголовное процессуальное.

Первое ученое открытие Русской правды принадлежит В.Н. Татищеву, который отыскал ее список в одной из новгородских летописей XV века и представил со своими примечаниями в Императорскую Академию в 1738 году. Впервые в 1767 году Русскую правду издал А.Шлецер.

Русское право с самого начала развивалось как право национальное, византийские заимствования сочетались с потребностями национального права, русскими обычаями и правовыми понятиями.

2-й период. Для этого периода характерны две формы законодательства:

Двинская уставная грамота является самым старейшим после Русской правды законодательным памятником. Она была дана Двинской области Великим князем московским в 1397 году. В это время двиняне отделились от Новгорода, которому они были подчинены, и признали власть московского князя. Присоединение требовало единообразия суда в Москве и Двинске и жители Двинска просили московского князя дать им такой устав, который служил бы для них руководством в судных делах. По содержанию Двинскую уставную грамоту можно разделить на несколько частей: о видах суда по уголовным преступлениям; о порядке суда; о подсудности; о торговых пошлинах.

Белозерская уставная грамота определяет порядок суда и управления белозерских наместников и пошлины, ими получаемые.

В 1843 году в библиотеке князя Воронцова среди старинных документов были найдены постановления об устройстве судебных учреждений в Пскове, о порядке судопроизводства, а также постановления гражданские и уголовные. Комплекс найденных статей получил название Псковская судная грамота. Время появления ПСГ спорно. В ее заглавии сказано, что она была написана на псковском общем вече в 1397 году «по благословению попов всех пяти соборов» (несколько церквей в Пскове составляли собор – церковную общину, имевшую свое управление и своих представителей в лице старост, избираемых как из духовных, так и из светских лиц). Но в 1397 году в Пскове было известно только четыре собора. Появление пятого собора относится к 1462 году, и поэтому ряд историков полагают, что ПСГ появилась не ранее 1462–1463 годов. Ее окончательный вариант сложился во второй половине XV века.

ПСГ состоит из 120 статей. По сравнению с Русской правдой в ней более детально регламентируются гражданско-правовые отношения и институты.

НСГ дошла до нас в отрывке из 42 статей. Датируется она серединой XV века. Состоит из статей по судоустройству и отчасти – судопроизводству.

3-й период. Известны три формы законодательства:

Судебник 1497года считается первым опытом кодификации (текст документа впервые найден в 1817 году). Объединение политическое (создание Московского царства) требовало общих юридических норм для всего государства. Считается, что Судебник написан дьяком В. Гусевым и утвержден Великим князем и Боярской думой.

Источники Судебника 1497 года:

- Псковская судная грамота;

- уставные грамоты местного управления;

- текущее законодательство московских князей.

Но ряд старых норм были принципиально переделаны. Судебник состоит из трех частей:

- о суде центральном (ст. 1–36);

- о суде провинциальном, наместническом (ст.37–44);

- нормы материального права: о наследстве, договорах, о холопстве, о переходе крестьян (ст. 46–55 с добавочными ст. 67–68).

Судебник 1550года называют Царский судебник (текст документа впервые опубликован в 1768 году в Татищевской обработке). Основным его источником является Судебник 1497 с дополнениями Великого князя Василия Ивановича и новыми узаконениями самого Ивана Грозного. Сравнивая Судебники следует отметить несколько принципиальных различий. Во-первых, в документе 1550 года статьи дополняются разъяснениями о последствиях нарушения закона. Во-вторых, Судебник 1550 года разделяет некоторые постановления предыдущего, создавая из одной статьи несколько. В третьих, в Судебнике 1550 года более 30 новых статей: о холопстве, кабале и праве родового выкупа; о силе действия и порядке составления законов; об участии старост и целовальников в наместническом суде.

В июле 1648 года царь, Боярская Дума, верхи духовенства приняли решение о необходимости согласовать между собой все источники действующего права и, дополнив их новыми постановлениями, свести воедино. Принятия нового Уложения требовала и общая обстановка в стране, связанная с обострением антифеодальной борьбы. Усиливались противоречия между различными группами населения, дворянство и горожане выдвигали правительству свои требования, надеясь на их удовлетворение. Проект нового Уложения было поручено составить комиссии из бояр во главе с князем Н.И. Одоевским. Для рассмотрения и утверждения Уложения был созван Земский собор, который завершил свою работу в 1649году. Соборное уложение – это первый печатный сборник законов России, разосланный в отраслевые и местные органы власти.

Основные источники:

- Судебники и указные книги приказов;

- решения Земских соборов;

- решения Боярской думы;

- византийское и литовское законодательство.

Соборного уложения состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. По содержанию его можно разделить на несколько частей:

- государственное право (I–IX глава);

- устав судоустройства и судопроизводства (X–XV глава);

- вещное право (XVI–XX глава);

- уголовное уложение (XXI – XXII глава);

- добавочная часть; о стрельцах и казаках; питейный устав (XXIII– XXV глава).

4-й период. Основным источником права являются законы, издаваемые государством в форме:

В XVIII веке закон окончательно признан основным источником права. Устанавливается понятие о законе, способах его возникновения и действия. Формула «государь указал, а бояре приговорили» в эпоху правления Петра I полностью потеряла свое значение, и закон теперь воспринимается как воля государя, правильно объявленная. В практику вошло и печатание законов, они читались в церквях, тексты законов помещались на видных местах. Устанавливалось, что закон обратной силы не имеет, а право толкования закона предоставлялось Сенату.

И Петр I и Екатерина II требовали от закона четкости и ясности изложения. Но в петровском законодательстве более всего нашло отражение его пристрастие к западным образцам. С царствования Петра наступает новый этап влияния римского права на прово российское, но теперь оно приходит со стороны Европы. И в названии правовых актов, и в терминах, используемых в законах, русские определения встречались скорее как исключения.

Петр верил в силу закона, во время его правления законы издавались по любому поводу. Но для абсолютной монархии становится характерным отраслевая дифференциация законодательства.

5-й период. Основная отличительная черта – сведение всех существующих законов воедино. Попытки кодификации права предпринимались с XVIII века, но успехом не увенчались. При Николае I начинает активно работать второе отделение СЕИВК и его работа становится успешной благодаря деятельности М.М. Сперанского. Первоначально он приступает к созданию Полного собрания законов, которое включало все нормативные акты со времен Соборного уложения. Принцип составления этого собрания был хронологическим, оно составило 40 основных томов и 6 томов приложения (1830год).

В 1832году был опубликован Свод законов Российской империи (введен в действие в 1835 году). Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книг. Материалы располагались по системному принципу (соответствовали отраслям права). Право делилось на публичное (государственные законы) и частное (гражданские законы).

К государственным законам относились также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

6-й период. Для этого этапа характерно:

- переиздание Свода законов;

- создание крупных уголовных кодексов – Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864год), и Уголовного уложения 1903года;

- утверждение в новой редакции Основных законов Российской империи (апрель 1906 года);

- в связи со свержением императорской власти (Февраль 1917 года) основными формами законодательных актов Временного правительства стали: положения, воззвания, декларации. Были отменены Основные законы Российской империи.

Первым сборником законов, регулировавших социальные, политические и экономические отношения населения единого Древнерусского государства, принято считать «Русскую Правду», созданную во время правления Ярослава Мудрого в XI веке. До этого времени жизнь восточнославянских и других общин, проживавших на территории Киевской Руси, регламентировалась иными правилами.

Судебные тяжбы в соседской общине

Первоначально восточные славяне существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение отдельных семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения.

Стороны могли примириться друг с другом добровольно, без привлечения общинного суда. Если же компромисс не находили, то в дело вступали древние «процессуальные» нормы. Арабские путешественники в своих путевых заметках зафиксировали одну из таких норм — решение спора с помощью поединка.

Современные исследователи не исключают, что в древней восточнославянской общине могла существовать целая прослойка знатоков права, которые консультировали стороны относительно возможных итогов судебного разбирательства.

Княжеский суд

С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён.

Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, но не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный.

С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усиливается. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям.

Закон Русский

С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.

Современные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день.

Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией, ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве.

До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом, потеснив, таким образом, с места самого раннего «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Источниками права являются официальный документ или документ иной формы, содержащие нормы права на том или ином историческом этапе либо вообще документально не зафиксированные нормы права.

Источники права Древнерусского государства – источники права, существовавшие в период становления и развития Древнерусского государства.

Виды таких источников права.

1. Обычай. Он существовал и использовался до 1917 г. на территории Российского государства, но только для крестьянства.

2. Письменные памятники права. Они опирались в своих положениях на обычное право, которое лишь через них получило официальное признание:

1) Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских правд, т. е. таких законов, которые принимались на начальном этапе существования народов, покоривших Римскую империю; такие сборники норм права были однотипны, так как все они содержали обычное право, не были структурированы и систематизированы; в них содержались нормы процессуального (формального) права, формы установления права и санкции за правонарушения);

2) Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей (относятся к сборникам канонического права и представляют собой уже более структурированные и систематизированные источники древнерусского права, главным образом посвященные уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того периода);

3) Стоглав 1551 г. (характеризуется уже более полным объемом правовых норм не только уголовного и уголовно-процессуального характера, но и всех иных сфер общественной жизни: семейных отношений, гражданских и т. п.);

4) Псковская и Новгородская судные грамоты XIV–XV вв. (приняты на основе Русской Правды, но представлены уже значительно более широким спектром норм, эти нормы отражали переход к единому Московскому государству).

3. Межгосударственные договоры:

1) договоры северорусских племен – характеризуются архаичностью, т. е. их нормы не отнесены к какой-либо отдельной отрасли права, однако при этом они более систематизированы, чем варварские правды;

2) договоры русских с греками – являются самым древним источником, они основывались на византийском праве, которое во многом имело черты римского, следовательно, структура этих договоров была схожа с современной: преамбула, основная часть и заключение; эти договоры устанавливали равное право субъектности Руси и Византии, регулировали порядок выдачи преступников друг другу, порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения между Византией и Русью;

3) договоры русских с немцами XII–XIII вв. (ими устанавливался торговый союз с немецкими городами, который предполагал, что представителем Руси и немцам судиться каждому по своему праву);

4. Церковные уставы. Церковь в период древнерусского государства имела значительное влияние на всю систему государственного устройства и права, эти уставы закрепляли десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов, которые в те годы были единственными по семейным и наследственным отношениям.

5. Акты юридического быта, т. е. договоры, письма и т. п., плохо до нас дошли. Междукняжие ряды (договоры) – о браке, купле-продаже, дарственные акты.

6. Юридические пословицы и поговорки. Их историческое значение для исследователей заключается в том, что они свидетельствуют о том, как население воспринимало право и государственную систему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

П. Происхождение древнерусского общинного землевладения

П. Происхождение древнерусского общинного землевладения Существование общинного землевладения в Московской Руси XIV–XVII вв. не подвергается сомнению никем (или почти никем).Почти единогласное мнение господствует и по вопросам о древнейшем доисторическом бытии общин

Д. Источники права

Д. Источники права «Хрестоматия по истории русского права», состав. М. Ф. Владимирский-Буданов. Вып. I: памятники 1-го периода (законы и акты); Вып. II: памятники московского права до судебника цар. включительно; Вып. III: памятники после судебника до Уложения ц. Алексея

§ 6. Источники права

§ 6. Источники права Право, как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, может найти себе выражение в двух основных формах, которые и называют поэтому источниками права; это именно обычай и закон. Обычай — это непосредственное проявление народного

В. Источники права

В. Источники права § 17. Законы XII таблиц Начало республиканского периода ознаменовалось событием, для всего дальнейшего римского праворазвития чрезвычайно важным, — именно, составлением и изданием кодекса, известного под названием законов XII таблиц (Leges XII tabularum).

§ 32. Источники права

§ 32. Источники права Как было сказано выше, с установлением империи законодательная деятельность народных собраний мало — помалу прекращается. Мы имеем еще несколько (и притом довольно важных) законов из первых времен империи (например, lex Julia et Papia Poppaea), но затем lex, как

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от

Итак, в 1016 году князь Ярослав Владимирович составил первый на Руси кодифицированный свод древнерусских законов («Древнейшую Правду» или «Правду Ярослава»). В тот непростой год его жизнь висела на волоске. И будущий Мудрый не преследовал цели сведения воедино всех имевшихся в то время норм обычного права и княжеских постановлений. У него просто горело… Как Новгород торговый смог такое провернуть, заставить гордого Рюриковича заняться юридическим писательством — можно узнать здесь: «Русская Правда» Ярослава Мудрого. Новгородский вызов Руси .

Крайнюю спешку подтверждает факт, что туда не вошли русско-византийские договоры X века, не нашли отражения более поздние правовые документы, датируемые «до 1016 года». Уже потом, во времена сыновей Ярослава Мудрого — «Устав Ярославичей» и «Пространная Правда» стали опираться на некоторые из них. Сохранив в окончательной редакции «Русской Правды» некоторые юридические нормы, которые действовали в X — начале XI веков.

Составляя свою первую «Древнейшую Правду», Ярослав преследовал конкретную цель. Выдачей письменных правовых гарантий, защищающих новгородцев от насилий варягов и его дружины, — обеспечить поддержку богатого города в борьбе за Киев, великокняжеский престол. Первым делом пришлось регулировать самые вопиющие уголовные деяния: убийство, оскорбления и кражи имущества.

«Русская Правда» .

Впервые письменно были даны определения понятий: «преступление», «кровная месть», «побои и увечья». Княжеским законом стала охранялась частная собственность, тяжкими преступлениями считались разбой, грабеж и конокрадство.

В практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (пока не отменили), «поток и разграбление», уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Уголовные штрафы за посягательства на личность носили выраженный сословный характер. В отношении имущества это проявлялось не столь явно.

«Правда» вроде бы не знает смертной казни, но она применялась на практике. В случае измены князю, за организацию бунтов, участие в разбойничьих шайках. До суда такое безобразие старались не доводить, работал принцип «мгновенного возмездия» на месте…

Вира (штраф в пользу князя). Она могла быть одинарная (40 гривен, за убийство простого свободного человека) и двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека). Убить холопа стоило … всего-то 5 гривен…

Существовал особый вид — «дикая» (повальная) вира. Налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, не разбойным. Если община не выдавала подозреваемого в убийстве, либо не могла «отвести от себя след» (подозрения) — накладывалось такое наказание. Но при условии, если подозреваемый ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей.

«Поток и разграбление» — это высшая мера наказания по «Русской Правде», назначалось за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Включала в себя конфискацию имущества и выдачу преступника «головой» (вместе с семьей) в рабство.

Назначались по суду — «головничество» (денежное взыскание в пользу родственников убитого); «урок» (денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему) и «продажа» (штраф в пользу князя за остальные преступления).

Процессуальные нормы.

«Заклич» — это объявление о преступлении. Чаще всего касалось пропажи имущества. «На торгу» нужно было кликнуть народ, громогласно описать признаки исчезнувшей вещи, чтобы ее точно опознать. На три дня объявлялся «процессуальный перерыв». За это время украденное можно было вернуть хозяину без юридических последствий. Но если по истечении этого срока пропажа обнаруживалась у кого-либо — он считался ответчиком.

«Свод» — это очная ставка. Осуществлялся до «заклича» или во время трех дней «процессуального перерыва». Если кто-то указывал на похожие или пропавшие вещи — их владелец должен был подробно рассказать, у кого было приобретено, при каких обстоятельствах. «Свод» продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать внятные объяснения. Он считался «татем», преступником.

Если «свод» уходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, поиск велся до третьего лица. На эту последнюю инстанцию возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи. И давалось право далее самому продолжать «свод».

«Гонение следа» — поиск преступника по следам. Если след привел к дому конкретного человека — он и есть преступник. Если просто привел в село и там потерялся — ответственность несет вервь (община). Если же след выводил на большую дорогу, поиск прекращался.

Загадки «Русской Правды».

В ходе судебного процесса рассматривалась целая система формальных доказательств. Последней была — присяга (рота). Хотя многие историки ничтоже сумняшеся считают ее простой формальностью, типа современной: «Клянусь говорить правду и т.д. …». Или аргументом, когда все доказательства уже исчерпаны ( «На козявочку божусь, за свои пил»). Было так, и было этак. Но и по-другому случалось. Это очень непонятный аспект судопроизводства в «Русской Правде», над которым ломают голову историки.

Присяга (процедурно) являлась последним из способов религиозно-формального разрешения судебной тяжбы. В тупик ставит второе слово — «рота». Во времена Ярослава Мудрого оно не всегда было синонимом «присяги». С еще древних времен означало: спор, битва. Именно из нее вышли другие формальные доказательства: ордалии (испытание водой и железом) и судебные поединки («поле»).

Вроде бы всё ясно. В древнейших русских памятниках «присяга» является в виде клятвы. О ее применении говорится в договоре князя Игоря Рюриковича с Византией: «русские, присягая, снимали с себя щиты и клялись Перуном». С принятием христианства присяга сопровождалась целованием креста. Но если термин используется как «рота» — тут вопросы.

Есть несколько эпизодов, и везде …разно. Например, совсем непонятно, кто присягал в тех случаях, когда при отсутствии «послухов» рота являлась самостоятельным способом разрешения тяжбы. Если брать отдельные постановления Правды, мы найдем в них присягу истца — по делам о взыскании долга не свыше трех гривен. А можем найти и присягу ответчика — по искам о поклаже: «тому ити роте, у кого лежало», по обвинению в даче приюта беглому холопу.

И полная загадка — случай, когда один человек обвиняет другого в нанесении удара, «но не будет ни следов от удара, ни свидетелей». Тогда жребий определяет, кому из «сутяжников» принимать присягу. Думается, выглядело это так. Иногда показания сторон выглядели одинаково убедительно, примиряться они не желали. Судья после оценки улик — тоже не мог сделать выбор. Тогда бросается жребий. Одна из сторон приносит присягу «роту», а другая… должна будет подвергнуться испытанию. Водой-железом. Если кто распутал сие — сыпаните умных мыслей в комментарии…

Другая загадка «Русской Правды» —

отсутствие прописанных там «судебных поединков». Хотя точно известно — они проводились постоянно, еще несколько веков точнехонько. До принятия этого документа — тоже. «Суперники» (или «сутяжники ») силой оружия разрешали свои споры. Причем на суде махались иногда целые родовые группы. Используя активную помощь родичей из «суседей», «мира». Арабский писатель X века Ибн-Даста говорит о славянах:

«На борьбу эту (судебную) родственники обеих тяжущихся сторон приходят вооруженными и становятся: тогда соперники вступают в бой. »

К этим подозрениям можно подшить сравнительный анализ. Историческое изучение права показывает: везде, где строй военной демократии переходил в феодальную систему, главный метод судебного разрешения конфликтов — поединок. И на Руси он был в ходу еще в XVI веке. Правда, уже с классовым оттенком, помещики стали отказываться «лезть на поле» против крестьян. Мол, «невместно сие», драться с холопами и смердами…

Единственным разумным объяснением будет… коллективная «благочестивость» русских монахов. Механическое воздействие на текст «Правды» со стороны церковников. Поединок судебный существовал. Раньше XI-XII веков, и после. Должен был отразиться в первой кодификации письменного Закона — «Русской Правде». Но затем исчез со страниц этого сборника, как наиболее противный духу христианства. Вымаран переписчиками памятника, другого не находится умного предположения.

Еще одна загадочная процедура —

так называемые «ордалии» . Использовались наряду с поединком, являлись процессуальным методом состязания «сутяжников». Испытания истины с помощью сил природы, очень древний метод. Применялся еще в языческие времена, затем был ловко приспособлен церковью к христианскому вероучению. Позже святые отцы сие на тормозах спустили, даже осуждать стали…, мол «искушать бога нехорошо». Но во времена Ярослава Мудрого в полный рост практиковалось. Хоть в Христа веруешь, хоть в Перуна, без разницы.

На Киевской Руси были в ходу испытания железом и водой. Первое (иначе называемое «испытание огнем») осуществлялось дачею в руки куска раскаленного железа («аже не ожьжеться». ). Как там ожоги потом оценивали и как толковали через три дня — понятно. Божий промысел и суд…

Порядок и процедура испытания водой не прописаны в законе. Например, любопытно поучение Серапиона, проповедника XIII века. Он негодует о таком виде доказательств в суде, потому что вода ….холодная. А какая должна быть? Ключом бьющая? Или температуры княжьего терема летним днем?

По аналогии со всеми памятниками феодального права, надо думать, при этом испытании обвиняемого (ответчика) определенным образом связывали. Потом опускали в освященную воду. Если он шел ко дну, то считался невиновным. Обоснование — чистая стихия («вода крещения») принимала его. Подождав для верности немного, испытуемого вытаскивали на свет божий, уже оправданным и выигравшим тяжбу.

Свидетельские показания .

Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле слова — очевидцы факта преступления. А теперь внимание. Подавляющее большинство академического научного мира считает, что вторая категория свидетелей — «послухи» — это такие сплетники, которые слышали о случившемся от кого-либо. Может быть — имеющие сведения из вторых рук.

Очень сомнительно. Всерьез относиться к человеку, свидетельствующему по пьяному пересуду, слуху? Думается: «послух» — это некий пособник, на которого «послался» истец или ответчик. Свидетель одной из сторон, хочет он того или нет. Подозрение крепнет, когда знаешь из других источников, что «послух» может быть вызван противной стороной на поединок. Закон прямо требует определенного числа «послухов» в различного рода делах: в делах об убийстве — семь, в делах о личных оскорблениях — достаточно двоих.

«Послух» обязан был явиться на суд. Если не пришел, это означало проигрыш тяжбы стороной, сославшейся на него. Он должен был полностью подтвердить на суде все, заявленное стороной, которую поддерживает. В эпоху «Русской Правды» уголовный и гражданский процессы не разграничивались. Каждый «иск» являлся, по сути, обвинением. Так что… вряд ли банальных наушников слушали.

Юридические новации на Руси ,

помимо письменной «Русской Правды», — внесли церковные уставы, очень активно принимаемые именно при Ярославе Мудром. Ими была прописана юрисдикция соответствующих судов. Церковь всячески приветствовала укрепление власти князей-землевладельцев. Тут-то и нашелся привычный и вкусный компромисс.

Князюшки всячески старались укрепить церковь, охранять ее как дополнительную материальную базу. В виде земельной собственности монастырей и храмов. Взамен за духовный тяжкий труд — вводимые христианскими епископами основы новой религии и морали.

Так пришло в славянские земли законодательство, регулирующее церковные дела. Из Византии. В борьбе с арианством и несторианством, пусть и в вольном исполнении… Сначала в городах (к защитникам-князьям поближе), а потом и повсеместно. Относилось эти юридические нормы — специально к «церковным людям».

Княжеские церковные уставы (Владимира Красно Солнышко и Ярослава Мудрого) признали довольно широкую категорию людей, подсудных только церковному суду. Потом взялись за преступления, затрагивающие христианское вероучение, за брачные и семейные отношения. В Уставе Ярослава все эти дела делились на две категории:

  • дела, которые подлежали совместному ведению епископа и князя (похищение женщины или изнасилование). Виновный подвергался наказанию дважды: со стороны княжеского суда и со стороны суда епископа;
  • дела, подлежавшие исключительно церковному суду (противоестественный разврат). Церковь на Руси это судопроизводство почти целиком взяла из Византии.

Полное оформление.

«Правда Ярослава» была дополнена в 1036 году «Поконом вирным» (письменное установление о вире), ставшим третьей частью «Краткой Правды». Это был перечень размеров денежных отчислений и корма (пищевого довольствия) «вирника» — княжеского дружинника. Который отвечал за сбор штрафов (виры). Тут очень встрепенулся тароватый Новгород, этот вопрос был для вечевиков весьма принципиальный.

В «Поконе вирном» прописывались отчисления, которые шли чиновникам. Они брались из общей суммы поступлений, шли в казну князя. Впервые были записаны натуральные повинности , которые налагались на население, подконтрольное такому чиновнику. «Вирник» мог отправлять функции «мечника», других представителей администрации округа или общины. Отправляя на княжение в Новгород своего сына Владимира, Ярослав Мудрый дал новгородцам «Покон вирный», где дотошно прописал размеры корма , на который могли рассчитывать его княжеские чиновники.

Так появился первый опыт финансовых взаимоотношений между новгородским населением и княжескими чиновниками. Вечевики, получив сначала «Древнейшую Правду» в 1016 году, выторговали себе новую льготу. Она ограничила самоуправство и вымогательство «вирников» (сборщиков штрафов), «мечников» (судебных исполнителей) и дружинников. Поставив на долгие века Новгород в особое, привилегированное положение. Все остальные города платили куда больше.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: