Какая международная конвенция предусматривает меры по предотвращению загрязнения моря с судов

Обновлено: 20.04.2024

1) Для целей настоящей Конвенции нижеследующие термины имеют значения, которые для них устанавливаются в настоящем параграфе (если только контекст не требует другого значения), а именно:

"Бюро" имеет значение, определенное статьей XXI;

"Слив" по отношению к нефти или нефтяной смеси означает любой слив или утечку, независимо от того, чем оно вызвано;

"Тяжелое дизельное топливо" означает морское дизельное топливо, за исключением тех продуктов перегонки, более 50% объема которых перегоняется при температуре, не превышающей 340 град. C, при испытании стандартным методом A.S.T.M.D.158/53;

"Миля" означает морскую милю, составляющую 5080 футов, или 1852 метра;

"Нефть" означает сырую нефть, топливную нефть, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла; соответствующее значение имеет и термин "нефтяной".

2) Для целей настоящей Конвенции под территориями Договаривающегося правительства имеется в виду территория страны, правительством которой оно является, и любая другая территория, за внешнюю политику которой данное правительство несет ответственность и на которую настоящая Конвенция распространяется согласно статье XVIII.

Статья II

i) судов, в настоящее время используемых в качестве вспомогательных военных судов;

ii) судов, тоннаж которых не превышает 500 регистровых тонн;

iii) судов, используемых в китобойном промысле;

iv) судов, плавающих в Великих озерах Северной Америки, их притоках и соединяющих их водах, простирающихся на восток, - до нижнего выхода из канала Ла-шин у Монреаля в провинции Квебек (Канада).

Статья III

1) При условии соблюдения положений статей IV и V слив с любого танкера, являющегося судном, на которое распространяется настоящая Конвенция, в пределах любой из запретных зон, указанных в Приложении A к Конвенции в отношении танкеров,

б) всякой нефтяной смеси, которая содержит нефть, загрязняющую поверхность моря, запрещается.

Для целей, указанных в этом параграфе, нефть в нефтяной смеси, содержащей менее 100 частей нефти на 1000000 частей смеси, не считается загрязняющей поверхность моря.

2) При условии выполнения постановлений статей IV и V любой слив в море с судна, являющегося таким, на которое распространяется настоящая Конвенция, но не являющегося наливным судном, загрязненной нефтью балластной воды и танковой промывочной воды, должен совершаться как можно далее от земли. Через три года после вступления в силу Конвенции параграф 1 данной статьи должен быть распространен на неналивные суда так же, как он распространяется на танкеры, за исключением того, что:

a) запретные зоны в отношении неналивных судов должны быть зонами, которые указаны как таковые в Приложении A к Конвенции, и

b) слив нефти или нефтяной смеси с такого судна не должен запрещаться, когда судно направляется в порт, не оборудованный приемными устройствами, о которых говорится в статье VIII.

Статья IV

1) Статья III не распространяется на:

a) слив нефти или нефтяной смеси с судна для обеспечения его безопасности, предотвращения порчи судна или груза или спасения человеческой жизни на море;

b) утечку нефти или нефтяной смеси в результате повреждения судна или непредотвратимую утечку, если после повреждения или обнаружения утечки приняты все разумно возможные меры предосторожности для предотвращения или уменьшения утечки;
c) удаление осадка:

i) который не может быть выкачан из грузовых танков танкера ввиду вязкости; или

ii) который является отходом после очистки нефтяного топлива или смазочного масла, при условии, что удаление такого

осадка осуществляется как можно дальше от берега.

2) В случае таких сливов и утечек, о которых говорится в данной статье, в журнале нефтяных операций, требуемом согласно статье IX, указываются обстоятельства и причины слива.

Статья V

Статья III не распространяется на слив из судовых льял:

b) нефтяной смеси, не содержащей никаких сортов нефти, кроме смазочных масел, - по истечении этого периода.

Статья VI

Наказания, которые могут быть наложены в соответствии со статьей III по законам любой из территорий Договаривающегося правительства в отношении незаконного слива с судна нефти или нефтяной смеси в водах, находящихся за пределами территориальных вод этой территории, должны быть не меньшими, чем те наказания, которые могут быть наложены по законам этой территории в отношении незаконного слива нефти или нефтяной смеси в таких территориальных водах.

Статья VII

Статья VIII

Через три года после вступления настоящей Конвенции в силу в отношении любой из территорий Договаривающегося правительства это правительство должно обеспечить устройством в каждом основном порту этой территории средств, необходимых для приема, без необоснованной задержки для судов, таких отходов от загрязненной нефтью балластной воды или танковой промывочной воды, которые могут оставаться для удаления неналивными судами, использующими порт, при условии, что вода прошла процесс сепарации путем использования нефтеводяных сепараторов, отстойного танка или других средств. От времени до времени каждое Договаривающееся правительство должно определять, какие порты являются основными портами на его территориях для целей данной статьи, и должно соответствующим образом в письменном виде извещать Бюро с указанием, установлены ли соответствующие приемные устройства.

Статья IX

2) Компетентные власти любой из территорий Договаривающегося правительства могут проверить на борту любого такого судна, находящегося в порту этой территории, журнал нефтяных операций, необходимость наличия которого на судне предусмотрена настоящей Конвенцией, и могут снять точную копию любой записи в этом журнале и потребовать, чтобы капитан судна заверил эту копию как точную копию такой записи. Любая снятая таким образом копия, которая показывает, что она удостоверена капитаном судна в качестве точной копии записи в судовом журнале нефтяных операций, подлежит принятию в судопроизводстве в качестве доказательства фактов, изложенных в этой записи. Любые действия компетентных властей согласно этому параграфу должны осуществляться как можно быстрее, и судно не должно задерживаться.

Статья X

Статья XI

Ничто в настоящей Конвенции не должно истолковываться как умаление прав любого Договаривающегося правительства принимать в пределах своей юрисдикции меры в отношении любого вопроса, к которому относится Конвенция, или как расширение юрисдикции любого Договаривающегося правительства.

Статья XII

Каждое Договаривающееся правительство должно посылать в Бюро и в соответствующий орган Организации Объединенных Наций:

a) тексты законов, декретов, распоряжений и правил, которые введены на его территориях для целей применения настоящей Конвенции;

b) все официальные отчеты или официальные краткие изложения отчетов, поскольку они отражают результаты, применения Конвенции, при непременном условии, что эти полные и краткие отчеты не носят, по мнению правительства, секретного характера.

Статья XIII

Статья XIV

1) Настоящая Конвенция останется открытой для подписания в течение трех месяцев с сего дня, после чего она будет открыта для присоединения.

2) Правительства могут стать участниками Конвенции путем:

i) подписания без оговорок относительно принятия;

ii) подписания, подлежащего одобрению, с последующим присоединением; или

3) Присоединение осуществляется путем представления грамоты о присоединении в Бюро, которое должно будет сообщать всем правительствам, которые уже подписали Конвенцию или присоединялись к ней, о каждой подписи и грамоте о присоединении и об их дате.

Статья XV

1) Настоящая Конвенция вступит в силу через двенадцать месяцев после того, как по меньшей мере десять правительств станут участниками Конвенции, включая пять правительств стран, имеющих каждая танкерный флот с общим водоизмещением не менее 500000 регистровых тонн.

2) a) Для каждого правительства, которое подпишет Конвенцию без оговорок относительно принятия или присоединится к ней раньше, чем она войдет в силу в соответствии с параграфом 1 данной статьи, Конвенция войдет в силу с той же даты. Для каждого правительства, которое присоединится к Конвенции в эту дату или после нее, Конвенция войдет в силу через три месяца после передачи в Бюро грамоты о присоединении этого правительства.

b) Бюро должно как можно быстрее сообщить всем правительствам, подписавшим Конвенцию или присоединившимся к ней, о дате вступления ее в силу.

Статья XVI

1) По просьбе любого Договаривающегося правительства Бюро направляет предлагаемую этим правительством поправку к настоящей Конвенции на рассмотрение всех Договаривающихся правительств.

2) Любая поправка, направленная Договаривающимся правительством на рассмотрение согласно параграфу 1 данной статьи, считается принятой всеми Договаривающимися правительствами и должна войти в силу по истечении шести месяцев со дня ее направления, если только по меньшей мере за два месяца до истечения этого срока ни одно из Договаривающихся правительств не сделает заявления о том, что оно этой поправки не принимает.

3) a) По требованию одной трети Договаривающихся правительств Бюро должно созвать конференцию Договаривающихся правительств для рассмотрения поправок к Конвенции, предложенных любым Договаривающимся правительством.

b) Каждая поправка, принятая на такой конференции двумя третями голосов представленных Договаривающихся правительств, должна быть направлена Бюро для принятия всем Договаривающимся правительствам.

4) Любая поправка, направленная Договаривающимся правительствам для их принятия согласно параграфу 3 данной статьи, войдет в силу для всех Договаривающихся правительств, за исключением тех, которые заявили до ее вступления в силу, что они не принимают эту поправку, через двенадцать месяцев после даты принятия этой поправки двумя третями Договаривающихся правительств.

5) Любое заявление согласно данной статье должно быть сделано путем письменного извещения, направленного в Бюро, которое должно известить все Договаривающиеся правительства о получении заявления.

6) Бюро должно извещать все подписавшие и Договаривающиеся правительства о всех поправках, входящих в силу согласно данной статье, вместе с датой вступления в силу таких поправок.

Статья XVII

1) Любое Договаривающееся правительство может денонсировать настоящую Конвенцию в любое время по истечении пяти лет после вступления в силу Конвенции для этого правительства.

2) Денонсирование должно быть осуществлено путем письменного извещения, направленного в адрес Бюро, которое должно известить все Договаривающиеся правительства о поступлении денонсации и о дате ее поступления.

3) Денонсирование войдет в силу через двенадцать месяцев или более длительный период, который может быть указан в извещении, после его получения в Бюро.

Статья XVIII

1) a) Во время подписания данной Конвенции или присоединения к ней, а также в любое время после этого любое правительство может заявить путем письменного извещения, направленного в Бюро, что Конвенция распространяется на любые территории, за международные отношения которых оно несет ответственность.

b) Со дня получения этого извещения или с любого другого дня, который может быть указан в извещении, Конвенция будет распространяться на перечисленные в нем территории.

2) a) Любое Договаривающееся правительство, которое сделало заявление согласно параграфу 1 данной статьи, может в любое время после истечения пяти лет с момента распространения Конвенции на любую территорию письменно известить Бюро о том, что Конвенция не должна больше распространяться на любую такую территорию, указанную в извещении.

b) Конвенция не будет больше распространяться на любую территорию, указанную в таком извещении, по прошествии двенадцати месяцев или более длительного периода, который может быть определен в извещении, после получения извещения в Бюро.

3) Бюро должно извещать все Договаривающиеся правительства о распространении Конвенции на любые территории согласно параграфу 1 данной статьи и о прекращении такого распространения согласно параграфу 2 данной статьи, указывая в каждом случае дату, с которой Конвенция была распространена или с которой такое распространение прекратится.

Статья XIX

1) В случае войны или другого рода военных действий Договаривающееся правительство, которое считает себя затронутым либо как воюющая, либо как нейтральная сторона, может приостановить действие всей или какой-либо части настоящей Конвенции в отношении всех или любой из своих территорий. Правительство, приостанавливающее действие Конвенции, должно немедленно сообщить об этом в Бюро.

2) Правительство, приостанавливающее действие Конвенции, может в любое время возобновить ее действие и должно в любом случае сделать это, как только такая приостановка уже не оправдывается согласно параграфу 1 данной статьи. Заинтересованное правительство должно немедленно известить Бюро о таком возобновлении.

3) Бюро должно извещать все Договаривающиеся правительства о любом приостановлении или возобновлении согласно данной статье.

Статья XX

Статья XXI

Обязанности Бюро будут выполняться Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, если только и до тех пор, пока Межправительственная морская консультативная организация не начнет функционировать и не приступит к выполнению обязанностей, возложенных на нее Конвенцией, подписанной в Женеве 6 марта 1948 г. После этого обязанности Бюро будут выполняться вышеупомянутой Организацией.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители подписали настоящую Конвенцию.

Учинено в г. Лондоне двенадцатого дня мая 1954 года на английском и французском языках, тексты которых имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который будет храниться в Бюро и заверенные копии которого будут направлены Бюро всем подписавшим и Договаривающимся правительствам.

Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов*

________________
* Настоящее издание ЗАО ЦНИИМФ Приложения VI к МАРПОЛ "Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов" включает в себя поправки, принятые 62-й сессией Комитета ИМО по предотвращению загрязнения морской среды Резолюцией MEPC. 203(62), вступившие в силу 1 января 2013 года.

ГЛАВА I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правило 1

Положения настоящего Приложения применяются ко всем судам, если специально не предусмотрено иное в правилах 3, 5, 6, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 21 и 22 настоящего Приложения.

Правило 2

Для целей настоящего Приложения:

1 Приложение означает Приложение VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (Конвенция МАРПОЛ), измененной Протоколом 1978 года к ней и измененной Протоколом 1997 года, с поправками, внесенными Организацией, при условии что такие поправки одобряются и вступают в силу в соответствии с положениями статьи 16 настоящей Конвенции.

2 Подобная стадия постройки означает стадию, на которой:

.1 начато строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и

.2 начата сборка этого судна, причем масса использованного материала составляет по меньшей мере 50 тонн или один процент расчетной массы материала всех корпусных конструкций, в зависимости от того, что меньше.

3 Ежегодная дата означает день и месяц каждого года, которые будут соответствовать дате истечения срока действия Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздушной среды.

4 Вспомогательное устройство управления означает систему, функцию или средство контроля, установленные на судовом дизельном двигателе и используемые для защиты двигателя и/или его вспомогательного оборудования от условий эксплуатации, которые могут привести к повреждению или отказу, или используемые для облегчения пуска двигателя. Вспомогательное устройство управления может быть также средством или мерой, которые удовлетворительно демонстрируют, что они не являются регулировочно-управляющим устройством.

5 Постоянная подача определяется как процесс, при котором отходы подаются в камеру сгорания без помощи человека, когда инсинератор находится в нормальном рабочем режиме с рабочей температурой в камере сгорания в пределах от 850°С до 1200°С.

6 Регулировочно-управляющее устройство означает устройство, которое измеряет, воспринимает или реагирует на эксплуатационные переменные (например, частота вращения двигателя, температура, давление на впуске или любой другой параметр) с целью включения, модулирования, задержки или отключения работы любого компонента или функции системы контроля выбросов таким образом, что эффективность системы контроля выбросов снижается в условиях, встречающихся во время обычной эксплуатации, если использование такого устройства в существенной мере не включено в применяемую методику сертификационных испытаний на выбросы.

7 Выброс означает любой выпуск с судов в атмосферу или в море веществ, подлежащих контролю на основании настоящего Приложения.

8 Район контроля выбросов означает район, в котором требуется принятие специальных обязательных мер в отношении выбросов с судов с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения воздушной среды NOx или SOx и твердыми частицами и их сопутствующего отрицательного воздействия на здоровье человека и на окружающую среду. Районы контроля выбросов включают районы, указанные в правилах 13 и 14 настоящего Приложения или назначенные на основании их.

9 Жидкое топливо означает любое топливо, поставляемое и предназначенное для целей сгорания для гребной установки или эксплуатации на судне, включая дистиллятное и остаточное топливо.

10 Валовая вместимость означает валовую вместимость, рассчитанную в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении I к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года или в любой заменяющей ее конвенции.

11 Установки в отношении правила 12 настоящего Приложения означают установку на судне систем, оборудования, включая переносные огнетушители, изоляции или другого материала, но исключая ремонт или перезарядку ранее установленных систем, оборудования, изоляции или другого материала либо перезарядку переносных огнетушителей.

12 Установленный означает судовой дизельный двигатель, который установлен или предназначен к установке на судне, включая переносной вспомогательный судовой дизельный двигатель, только в том случае, если его система заправки топливом, охлаждения или выпуска отработавших газов является неотъемлемой частью судна. Система заправки топливом считается неотъемлемой частью судна только в том случае, если она постоянно установлена на судне. Настоящее определение включает судовой дизельный двигатель, который используется для дополнения или усиления установленной мощности судна и предназначен быть неотъемлемой частью судна.

13 Нерациональное средство контроля выбросов означает любое средство или меру, которые при эксплуатации судна в обычных условиях снижают эффективность системы контроля выбросов до уровня ниже того, который ожидается в рамках применимой методики испытаний на выбросы.

14 Судовой дизельный двигатель означает любой поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком или двойном топливе, к которому применяется правило 13 настоящего Приложения, включая ускорительные/смесительные системы, если они применяются.

15 Технический кодекс по NO означает Технический кодекс по контролю за выбросами окислов азота из судовых дизельных двигателей, одобренный резолюцией 2 Конференции МАРПОЛ 1997 года, с поправками, внесенными Организацией, при условии что такие поправки одобряются и вступают в силу в соответствии с положениями статьи 16 настоящей Конвенции.

16 Озоноразрушающие вещества означают регулируемые вещества, определенные в пункте 4 статьи 1 Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года и указанные в Приложениях А, В, С или Е к этому Протоколу, которые находятся в силе во время применения или толкования настоящего Приложения.

Озоноразрушающие вещества, которые могут быть обнаружены на судне, включают, не ограничиваясь этим:

галон 1211 бромхлордифлорметан

галон 1301 бромтрифторметан

галон 2402 1,2-дибром-1,1,2,2-тетрафторэтан (также известен как галон 114В2)

Международная конвенция
по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ)
(Лондон, 2 ноября 1973 г.)

С изменениями и дополнениями от:

17 февраля 1978 г., 7 сентября 1984 г., 5 декабря 1985 г., 1 декабря 1987 г., 17 марта, 17 октября 1989 г., 16 марта, 16 ноября 1990 г., 4 июля 1991 г., 6 марта, 30 октября 1992 г., 2 ноября 1994 г., 14 сентября 1995 г., 10 июля 1996 г., 25 сентября 1997 г., 1 июля 1999 г.

ГАРАНТ:

Российская Федерация является участником настоящей Конвенции с поправками от 1978 г.

Сознавая необходимость охраны окружающей среды вообще и морской среды, в частности,

Признавая, что преднамеренный, случайный сброс или сброс по небрежности с судов нефти и других вредных веществ является серьезным источником загрязнения,

Признавая также значение Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. как первого многостороннего акта, заключенного с первоочередной целью защиты окружающей среды, и высоко оценивая значительный вклад, который эта Конвенция внесла в дело охраны морей и побережья от загрязнения,

Желая достичь полного прекращения умышленного загрязнения морской среды нефтью и другими вредными веществами и свести к минимуму случайные сбросы таких веществ,

Считая, что лучшим способом достижения этой цели является установление правил, которые не ограничиваются предотвращением загрязнения только нефтью, а имеют всеобъемлющий характер,

Согласились о нижеследующем:

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими Правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Лондоне второго ноября одна тысяча девятьсот семьдесят третьего года.

Информация об изменениях:

Протокол I изменен с 6 апреля 1987 г. - Резолюция КЗМС 21(22) от 5 декабря 1985 г.

С изменениями и дополнениями от:

5 декабря 1985 г., 10 июля 1996 г.

1 Капитан или иное лицо, несущее ответственность за любое судно, вовлеченное в какой-либо инцидент, о котором упоминается в статье II настоящего Протокола, сообщает сведения о таком инциденте без задержки и в возможно полном объеме в соответствии с положениями настоящего Протокола.

Информация об изменениях:

a) сброс сверх допустимого уровня или возможный сброс нефти или вредных жидких веществ по любой причине, в том числе с целью обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море; или

b) сброс или возможный сброс вредных веществ в упаковке, включая вещества в грузовых контейнерах, съемных танках, автомобильных и железнодорожных транспортных средствах и морских баржах; или

c) повреждение, неисправность или поломку судна длиной 15 метров или более, которые:

i) затрагивают безопасность судна, включая, но не ограничиваясь этим, столкновение, посадку на мель, пожар, взрыв, повреждение конструкции, затопление и смещение груза; или

ii) приводят к снижению безопасности мореплавания, включая, но не ограничиваясь этим, неисправность или поломку рулевого привода, двигательной установки, системы электрогенераторов и судовых навигационных средств ответственного назначения; или

d) сброс в ходе эксплуатации судна нефти или вредных жидких веществ с превышением количества или мгновенной интенсивности сброса, разрешенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

2 Для целей настоящего Протокола:

a) "Нефть" , упомянутая в подпункте 1а настоящей статьи, означает нефть, определение которой дано в пункте 1 правила 1 Приложения I к Конвенции.

b) "Вредные жидкие вещества" , упомянутые в подпункте 1а настоящей статьи, означают вредные жидкие вещества, определение которых дано в пункте 6 правила 1 Приложения II к Конвенции.

c) "Вредные вещества в упаковке" , упомянутые в подпункте 1b настоящей статьи, означают вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ).

а) данные, идентифицирующие суда;

b) время, тип и место инцидента;

c) количество и тип вредного вещества, вовлеченного в инцидент;

d) меры по оказанию помощи и спасанию.

b) в возможно более полном объеме удовлетворить просьбы затронутых государств о представлении дополнительных сведений.

(в соответствии со Статьей 10 Конвенции)

Арбитражная процедура при условии, что спорящие Стороны не примут иного решения, осуществляется в соответствии с положениями настоящего Протокола.

1. Третейский суд создается по просьбе одной из Сторон Конвенции, адресованной другой, на основании Статьи 10 настоящей Конвенции. Просьба об арбитраже должна содержать изложение существа дела с приложением подтверждающих документов.

2. Обращающаяся с просьбой Сторона сообщает Генеральному секретарю Организации о том, что она заявила просьбу о создании Суда, о других спорящих Сторонах и о Статьях Конвенции или Правилах, в отношении толкования или применения которых, по ее мнению, существует разногласие. Генеральный секретарь направляет эти сведения всем Сторонам.

Третейский суд состоит из трех членов: двух арбитров, назначаемых соответственно каждой из спорящих Сторон, и третьего арбитра, который назначается по соглашению между двумя первыми арбитрами и действует в качестве Председателя Суда.

1. Если по истечении шестидесяти дней со дня назначения второго арбитра не будет назначен Председатель Суда, то Генеральный секретарь Организации по просьбе любой из Сторон в течение дополнительного шестидесятидневного срока назначает Председателя Суда из числа квалифицированных лиц, список которых был предварительно составлен Советом Организации.

2. Если в течение шестидесяти дней со дня получения просьбы одна из Сторон не назначит члена Суда, за назначение которого она ответственна, другая Сторона может информировать об этом непосредственно Генерального секретаря Организации, который в течение шестидесяти дней назначает Председателя Суда, выбирая его из списка, упомянутого в пункте 1 настоящей Статьи.

3. Председатель Суда после своего назначения просит Сторону, которая не назначила арбитра, сделать это в том же порядке и на тех же условиях. Если Сторона не сделает требуемого назначения, Председатель Суда просит Генерального секретаря Организации произвести это назначение в порядке и на условиях, которые предусмотрены в предыдущем пункте.

4. Председатель Суда, назначенный в соответствии с положениями настоящей Статьи, не должен быть лицом, имеющим или имевшим гражданство одной из заинтересованных Сторон, если только на это не даст согласия другая Сторона.

5. В случае смерти или неявки арбитра, за назначение которого ответственна одна из Сторон, эта Сторона должна его заменить в течение шестидесяти дней со дня его смерти или неявки. Если упомянутая Сторона не сделает этого, разбирательство осуществляется оставшимися арбитрами. В случае смерти или неявки Председателя Суда, он заменяется в соответствии с положениям вышеупомянутой Статьи III, а, в случае недостижения соглашения между членами Суда в течение шестидесяти дней со дня его смерти или неявки - в соответствии с положениями настоящей Статьи.

Суд может рассматривать встречные требования, непосредственно связанные с предметом спора, и принимать по ним решения.

Каждая Сторона несет обязательства по вознаграждению своего арбитра, связанные с Судом расходы и расходы по подготовке своего дела. Расходы по вознаграждению Председателя Суда и все общие расходы, связанные с разбирательством дела, распределяются поровну между Сторонами. Суд ведет учет всех своих расходов и представляет по ним окончательный счет.

Любая Сторона Конвенции, чьи интересы правового характера могут быть затронуты решением по делу, может после письменного уведомления Сторон, первоначально прибегнувших к арбитражной процедуре, присоединиться к участию в ней с согласия Суда.

Каждый Третейский суд, созданный в соответствии с положениями настоящего Протокола, устанавливает свои собственные правила процедуры.

1. Решение Суда, как в отношении его правил процедуры и места заседания, так и по любому вопросу, переданному на его рассмотрение, принимаются большинством голосов его членов; отсутствие или воздержание от голосования одного из членов Суда, за назначение которых Стороны были ответственны, не может препятствовать вынесению Судом решения. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя является решающим.

2. Стороны должны содействовать работе Суда. С этой целью они в соответствии со своим законодательством и используя все имеющиеся в их распоряжении средства:

а) представляют Суду необходимые документы и сведения;

b) предоставляют Суду возможность въезда на их территорию, возможность выслушивать показания свидетелей или экспертов и посещать место происшествия.

3. Отсутствие или неявка одной из Сторон не препятствует разбирательству дела.

1. Суд выносит решение в течение пяти месяцев с даты своего создания, если он не решит, в случае необходимости, продлить этот период на срок, не превышающий трех месяцев. К решению Суда прилагается изложение его мотивов. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно направляется Генеральному секретарю Организации. Стороны должны исполнить это решение без промедления.

2. Всякий спор, который может возникнуть между Сторонами относительно толкования или выполнения решения, может быть передан любой из Сторон на рассмотрение Суда, вынесшего это решение, или, если это невозможно, на рассмотрение другого Суда, создаваемого для этой цели в том же порядке, что и первоначальный Суд.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 2 ноября 1973 г.)

Конвенция вступает в силу по истечении двенадцати месяцев с даты, на которую ее Сторонами в соответствии со Статьей 13 станут не менее 15 Государств, общая валовая вместимость торговых судов которых составляет не менее пятидесяти процентов валовой вместимости судов мирового торгового флота

Российская Федерация является участником настоящей Конвенции с поправками от 1978 г.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1987 г. N 741 принято предложение Министерства морского флота СССР о принятии СССР факультативных приложений III, IV и V к настоящей Конвенции

Факультативное Приложение V вступило в силу для СССР/Российской Федерации 31 декабря 1988 г.

Факультативное Приложение III вступило в силу для Российской Федерации 1 июля 1992 г.

Факультативное Приложение IV вступило в силу для Российской Федерации 27 сентября 2003 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Резолюция МЕРС.305(73) от 26 октября 2018 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации с 1 марта 2020 г.

Резолюция МЕРС.301(72) от 13 апреля 2018 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации с 1 сентября 2019 г.

Резолюция МЕРС.286(71) от 7 июля 2017 года

Изменения вступают в силу для Российской Федерации с 1 января 2019 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации с 1 марта 2018 г.

Резолюция МЕРС.277(70) от 28 октября 2016 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации с 1 марта 2018 г.

Резолюция МЕРС.276(70) от 28 октября 2016 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации с 1 марта 2018 г.

Резолюция МЕРС.274(69) от 22 апреля 2016 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 сентября 2017 г.

Резолюция МЕРС.271(69) от 22 апреля 2016 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 сентября 2017 г.

Резолюция МЕРС.270(69) от 22 апреля 2016 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 сентября 2017 г.

Резолюция МЕРС.266(68) от 15 мая 2015 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2017 г.

Резолюция МЕРС.265(68) от 15 мая 2015 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 марта 2016 г.

Резолюция МЕРС.257(67) от 17 октября 2014 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 марта 2016 г.

Резолюция МЕРС.256(67) от 17 октября 2014 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 марта 2016 г.

Резолюция МЕРС.251(66) от 4 апреля 2014 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 сентября 2015 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2016 г.

Резолюция МЕРС.247(66) от 4 апреля 2014 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2016 г.

Резолюция МЕРС.246(66) от 4 апреля 2014 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2016 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.

Резолюция МЕРС.235(65) от 17 мая 2013 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 октября 2014 г.

Резолюция МЕРС.193(61) от 1 октября 2010 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2014 г.

Резолюция МЕРС.217(63) от 2 марта 2012 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2013 г.

Резолюция МЕРС.216(63) от 2 марта 2012 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2013 г.

Резолюция МЕРС.203(62) от 15 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2013 г.

Резолюция МЕРС.202(62) от 15 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2013 г.

Резолюция МЕРС.201(62) от 15 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2013 г.

Резолюция МЕРС.200(62) от 15 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2013 г.

Резолюция МЕРС.194(61) от 1 октября 2010 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 февраля 2012 г.

Резолюция МЕРС.190(60) от 26 марта 2010 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2011 г.

Резолюция МЕРС.189(60) от 26 марта 2010 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2011 г.

Резолюция МЕРС.187(59) от 17 июля 2009 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2011 г.

Резолюция МЕРС.186(59) от 17 июля 2009 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2011 г.

Резолюция MEPC.176(58) от 10 октября 2008 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 июля 2010 г.

Резолюция МЕРС.156(55) от 13 октября 2006 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2010 г.

Резолюция МЕРС.164(56) от 13 июля 2007 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 декабря 2008 г.

Резолюция МЕРС.154(55) от 13 октября 2006 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 марта 2008 г.

Резолюция МЕРС.143(54) от 24 марта 2006 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2007 г.

Резолюция МЕРС.141(54) от 24 марта 2006 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2007 г.

Резолюция МЕРС.132(53) от 22 июля 2005 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 22 ноября 2006 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2007 г.

Резолюция MEPC.117(52) от 15 октября 2004 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2007 г.

Резолюция МЕРС.116(51) от 1 апреля 2004 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2005 г.

Резолюция МЕРС.115(51) от 1 апреля 2004 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 августа 2005 г.

Протокол 1997 года (Лондон, 26 сентября 1997 г.)

Протокол вступает в силу 19 мая 2005 г.

Резолюция МЕРС.111(50) от 4 декабря 2003 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 5 апреля 2005 г.

Резолюция МЕРС.95(46) от 27 апреля 2001 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 сентября 2002 г.

Резолюция МЕРС.89(45) от 5 октября 2000 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 марта 2002 г.

Резолюция МЕРС.84(44) от 13 марта 2000 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2002 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2001 г.

Резолюция МЕРС.75(40) от 25 сентября 1997 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 февраля 1999 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 1998 г.

Резолюция МЕРС.65(37) от 14 сентября 1995 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 июля 1997 г.

Резолюции от 2 ноября 1994 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 3 марта 1996 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 28 февраля 1994 г.

Резолюция МЕРС.57(33) от 30 октября 1992 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 июля 1994 г.

Резолюция МЕРС.52(32) от 6 марта 1992 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 6 июля 1993 г.

Резолюция МЕРС.51(32) от 6 марта 1992 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 6 июля 1993 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 4 апреля 1993 г.

Резолюция МЕРС.47(31) от 4 июля 1991 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 4 апреля 1993 г.

Резолюция МЕРС.42(30) от 16 ноября 1990 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 17 марта 1992 г.

Резолюция МЕРС.39(29) от 16 марта 1990 г.

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 3 февраля 2000 г.

Резолюция МЕРС.36(28) от 17 октября 1989 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 18 февраля 1991 г.

Резолюция МЕРС.34(27) от 17 марта 1989 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 13 октября 1990 г.

Резолюция МЕРС 29(25) от 1 декабря 1987 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 1 апреля 1989 г.

Резолюция КЗМС 21(22) от 5 декабря 1985 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 6 апреля 1987 г.

Резолюция КЗМС 16(22) от 5 декабря 1985 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 6 апреля 1987 г.

Резолюция МЕРС 14(20) от 7 сентября 1984 г.

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 7 января 1986 г.

Протокол 1978 года (Лондон, 17 февраля 1978 г.)

Изменения вступают в силу для СССР/Российской Федерации 3 февраля 1984 г.

Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.

МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:

– вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;

– сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;

– нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;

– нефтесодержащие продукты – смесь с любым содержанием нефти.

Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate). Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти – SOPEP», одобренный Регистром или другими компетентными органами.

Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.

При производстве бункеровочных работ (включая операции с нефтесодержащими водами) на судне выполняется следующее:

  • оповещаются экипаж и пассажиры;
  • запрещается курение на открытых палубах;
  • ограждается место приема-сдачи топлива;
  • закрываются шпигаты на палубе;
  • закрываются иллюминаторы с борта приема-сдачи топлива;
  • поднимается флаг «Браво» (ночью – красный круговой огонь);
  • устанавливаются поддоны, подносится уборочный материал;
  • подносятся дополнительные огнетушители к месту приема-сдачи топлива, подсоединяются к рожкам два пожарных рукава;
  • устанавливается постоянная связь с бункеровщиком;
  • организуется постоянное наблюдение.

В случае разлива нефти необходимо

  • немедленно прекратить нефтяные операции;
  • объявить общесудовую тревогу;
  • начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;
  • проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива;
  • при попадании нефти за борт – вызвать нефтесборщик;
  • предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.

Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.

Предотвращение загрязнения моря мусором

Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78.

Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.

Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:

  • 25 миль – для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов;
  • 12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;
  • 3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот.

В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов, на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега. К таким районам относятся: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское, Карибское, ЮжноКитайское, Внутреннее Японское моря, Персидский и Мексиканский заливы, Английский канал, Малаккский пролив, районы Антарктики, расположенные к югу от 60° южной широты.

International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL 73/78.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) предусматривает комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Конвенция МАРПОЛ была принята под эгидой Международной морской организации (англ. International Maritime Organization, IMO) в 1973 году. В 1978 году был принят Протокол, дополняющий Конвенцию (англ. 1978 MARPOL Protocol). Конвенция с приложениями I и II вступила в силу 2 октября 1983 г. (источник)

Содержание Конвенции

Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) состоит из Статей, вводящих термины, определения, обязательства и санкции, а также Протоколов и шести Приложений. Протоколы закрепляют общие положения об обязательствах государств-участников по предотвращению загрязнения моря с судов. Приложения вводят Правила относительно загрязнения моря конкретными загрязняющими веществами: нефтью, вредными химическими веществами, перевозимыми наливом, веществами, перевозимыми в упакованной форме, сточными водами, мусором и загрязнения воздушной среды с судов.

Приложения Конвенции МАРПОЛ

Приложение I — Правила предотвращения загрязнения нефтью

Приложение I вступило в силу 2-го октября, 1983. Оно описывает требования, необходимые для предотвращения загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Вводит критерии по сбросу нефти, а также понятие «особые районы» (Чёрное, Средиземное, Балтийское, Северное и Красное море, а также районы Персидского залива, Северо-Западной Европы, Антарктики и Карибского моря). Сброс нефти в этих районах запрещён.

Annex I — Prevention of pollution by oil & oily water

Marpol Annex I started to be enforced on October 2nd, 1983. It details the discharge requirements for the prevention of pollution by oil and oily materials. It states the oil discharge criteria. It also introduces the concept of "special areas" which are considered to be at risk to pollution by oil. Spillage of oil within them have been completely outlawed, with a few minimal exceptions.

Приложение II — Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом

Marpol Annex II вступил в силу 6-го апреля 1987. Он предусматривает устранение загрязнения моря вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом. Сброс веществ разрешается только в приемных сооружениях порта при определенных условиях. Сброс запрещен в районе 12 миль от ближайшего берега.

Annex II — Control of pollution by noxious liquid substances in bulk.

Marpol Annex II started to be enforced on April 6, 1987. It details the discharge criteria for the elimination of pollution by noxious liquid substances carried in large quantities. The discharge of pollutants is allowed only to reception facilities with certain concentrations and conditions. No matter what, no discharge of residues containing pollutants is permitted within 12 miles of the nearest land. Stricter restrictions apply to "special areas".

Приложение III — Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке

Приложение III вступило в силу 1-го июля 1992. Marpol Annex содержит общие требования по упаковке, маркировке, документации, размещению и предельным количествам вредных веществ, перевозимых в упаковке для предотвращения загрязнения вредными веществами.

Annex III — Prevention of pollution by harmful substances carried by sea in packaged form.

Marpol Annex III started to be enforced on July 1, 1992. It contains general requirements for the standards on packing, marking, documentation, stowage, quantity limitations, exceptions and notifications for preventing pollution by noxious substances.

Приложение IV — Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов

Приложение IV посвящено правилам, относящимся к сбросу сточных вод с судов, оборудованию судов, предназначенному для контроля сброса сточных вод, и приемным сооружениям для приема сточных вод в портах и терминалах, а также правилам освидетельствования судов и выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами.

Annex IV — Pollution by sewage from ships.

Marpol Annex IV started to be enforced on September 22, 2003. It introduces requirements to control pollution of the sea by sewage from ships.

Приложение V — Правила предотвращения загрязнения мусором с судов

Marpol Annex V вступило в силу 31 декабря 1988. Приложение указывает, на каком расстоянии от берега разрешен сброс разного типа мусора.

Annex V — Pollution by garbage from ships.

Marpol Annex V started to be enforced on December 31, 1988. It specifies the distances from land in which materials may be disposed of and subdivides different types of garbage.

Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов

Marpol Annex VI вступило в силу 19 мая 2005. Приложение VI предписывает меры по предотвращению загрязнения с судов воздушной среды, в том числе озоноразрушающими веществами, окислами азота, окислами серы, летучими органическими соединениями.

Annex VI — Prevention of air pollution from ships.

Marpol Annex VI started to be enforced on May 19, 2005. It introduces requirements to regulate the air pollution being emitted by ships, including the emission of ozone-depleting substances, Nitrogen Oxides (NOx), Sulphur Oxides (SOx), Volatile Organic Compounds (VOCs) and shipboard incineration.

Книга МАРПОЛ 73/78

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ 1973 г., изменённая протоколом 1978 г. к ней, с поправками (Консолидированный текст 2004 г.)
МАРПОЛ 73/78, книги I и II (Санкт-Петербург • ЗАО ЦНИИМФ • 2005)
На русском языке

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: