Как взаимодействуют гражданское общество право и государство

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 12.09.2024

Гражданское общество – это система демократически установленных и гарантированных ценностей, подразумевающая право индивидов добровольно объединяться в общественные объединения и организации для открытого свободного самовыражения вне прямого государственного вмешательства в социально-экономической, религиозной, семейной, культурной и иных сферах общественной жизни.

Понятие и значение гражданского общества

Прежде всего следует отметить, что категория гражданского общества, которая активно используется как в теории государства и права, так и в законодательстве и государственно-правовой практике, является дискуссионной, единого подхода к ее определению не сформировано.

В самом общем виде гражданское общество можно определить как уровень развития общества, его состояние, при котором личность воспринимается как высшая ценность, что, в свою очередь, позволяет индивидуумам объединяться для реализации своих прав в семейной, религиозной, социальной, экономической, культурной и иных сферах общественной жизни без прямого вмешательства государственной власти.

Другими словами, гражданское общество возникает там, где личности гарантированы наиболее полно ее права и свободы, в том числе право объединяться для свободного выражения и реализации своей позиции в культурной, семейной, социально-экономической и иной сферах общественной жизни.

Отсюда к условиям становления и развития гражданского общества следует отнести:

  • правовое государство, то есть такое государственное устройство, в котором законодательно закреплен правовой статус личности, ее приоритет в системе государственного управления, а деятельность системы государственного управления подчинена закону;
  • независимость индивида с экономической точки зрения, в том числе посредством гарантирования ему частной собственности и возможности свободно на равных с другими субъектами реализовывать свои экономические права.

В центре гражданского общества личность и объединение индивидов по политическим, культурным, экономическим и иным интересам, морально-нравственным ориентациям. Эти субъекты общественной жизни, реализуя свои интересы, определяют общественные отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и значение правового государства

Категория правового государства характеризует такое государственное устройство, при котором должностные лица и органы государственного управления ограничены в своих деятельности и функционировании волей народа, зафиксированной в законе, и приоритетом обеспечения прав личности.

Иными словами, правовое государство предполагает, что в центре государственной системы управления стоит личность, ее права и свободы. Система государственного управления функционирует для обеспечения прав и свобод личности и в своей деятельности подчиняется демократическим по процедуре принятия и содержанию законам.

Таким образом, к ключевым характеристикам правового государства следует отнести:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества. Государственная система учреждается и функционирует в соответствии с законом. При этом важно подчеркнуть, что правовое государство предполагает соблюдение и уважение законов не только со стороны представителей системы государственного управления, но и со стороны общества и личности;
  • гарантированная законом развитая система прав и свобод личности. Правовое государство требует подчинения государства не просто закону, но закону, который определяет в качестве главной задачи функционирования системы государственного управления всестороннее гарантирование и соблюдение прав личности;
  • наличие реальных механизмов обеспечения защиты прав и свобод личности.

Понятие и значение социального государства

Социальное государство предполагает такую модель организации государственного устройства, при которой обеспечивается перераспределение материальных благ на основе принципа социальной справедливости для того чтобы обеспечить каждому члену общества достойный уровень жизни.

Другими словами, политика социального государства предполагает поддержку социально уязвимых и нуждающихся слоев населения за счет наиболее обеспеченных слоев населения.

При этом политика социального государства не строится исключительно на прямых мерах поддержки: политика социального государства направлена на формирование благоприятной социально-экономической среды для эффективного развития личности, позволяющей использовать собственные права и свободы для обеспечения благосостояния. Это значит, что государство оказывает целенаправленное воздействие на занятость, обеспечение жильем, медицинскую помощь, обеспечения образования и пр.

Характеристика связи гражданского общества с правовым социальным государством

Связь гражданского общества с правовым социальным государством выражается в общности природы указанных государственно-правовых явлений. Эти категории выступают характеристиками развитого типа демократического государства.

Иными словами, подлинно гражданское общество и правовое социальное государство возможны только там, где:

  • государственное устройство определяется демократическими принципами, личность, ее права и свободы выступают приоритетом деятельности должностных лиц и органов государственного управления;
  • во взаимоотношениях общества и государства личность играет центральную роль, законодательство фиксирует правовой статус личности наиболее полно, предусматривает эффективные инструменты защиты и восстановления прав;
  • деятельность система государственного управления подчиняется закону.

В свою очередь, государство берет на себя социальные обязательства по обеспечению благосостояния всего населения, в том числе социально уязвимых и нуждающихся слоев посредством перераспределения материальных ресурсов. Указанное возможно только в условиях демократического политического устройства и правового государства.

Гражданское общество формируется там, где гарантированы права и свободы личности, деятельность государственного механизма подчинена закону: свободные независимые личности объединяются для эффективной реализации собственных интересов в конкретной сфере общественной жизни без вмешательства государственной власти.

Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому – к "Политике" Аристотеля, "Государству" Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин "гражданское общество" стал устойчиво употребляться лишь в XVIII в.

Гражданское общество- сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество- совокупность неполитических отношений, т.е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Государство- это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны(государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно- территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство,подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Право- это нормативно-регулятивная система, включающая в себя совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства. Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем, что их нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу, тем более отрывать одно от другого. Гражданское общество и государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того — взаимоисключающему сосуществованию. Государство—закономерный продукт развития общества, оно появляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство.

Стартовая позиция гражданского общества в целом заключается в преобразовании коллективности, которая организована по природным законам в жизни людей, становлении каждого конкретно взятого индивида, вышедшего из сферы необузданной свободы, общего враждебного настроения. Итогом подобных тенденций является возникновение граждан в одном целостном обществе.

Гражданское общество

В термин «гражданское общество» закладывается постоянное усовершенствование, переход от не очень развитого состояния индивида, власти и общества к цивилизованным, развитым положениям. Основная предпосылка развития – общее равенство обязанностей, свобод, прав, взаимное равенство, равносильное развитие главных компонентов:

  • общества;
  • каждого конкретного индивида;
  • государства.

При главенстве любой конкретной сферы из тех, что названы выше, гражданское общество будет разрушено.

Что такое гражданское общество?

Формирование термина осуществляется с определением основных компонентов, свойств и характеристик, которые ему присущи, нахождением нюансов становления, функционирования. Гражданское общество имеет определенное влияние на государство:

  1. Преодолевается отчуждение граждан, их политических, социальных союзов от государственного управления, осуществления социальной, политической воли. Граждане страны активно включаются в общий политический процесс.
  2. Организация противовесов (оппозиции) в противовес правящей элите и властвующим государственным органам. Контрэлита является независимой от различных общественных организаций, государства, народных политических движений, групп давления, поддержки и СМИ.

Первым исходным компонентом гражданского общества считается суверенная личность, которая успешно функционирует в обществе демократических ценностей, правового государства. Общество именуется «гражданским», поскольку состоит из свободных граждан, которые не являются подневольными подданными, поэтому не чувствуют стеснения в собственных действиях. Каждая личность общества, которое считается гражданским, ориентирована исключительно на созидание.

Общество нередко функционирует, существует исключительно автономно без вмешательства государственных структурных подразделений, других личностей и наличия четких рамок, хотя систематически взаимодействует с государством. Каждая личность реализует свои свободы, права, автономию, суверенитет с одновременным выполнением гражданских обязанностей. Стандартные характеристики честности, порядочности, человечности составляют фундаментальные устои современного гражданского общества совместно с правовым государством в целом.

Государство в условиях наличия гражданского общества не имеет простых форм. Оно становится правовым и ведет деятельность, строго ограниченную рамками, которые определяются законом. Государство преодолевает огосударствление различных жизненных сфер и обеспечивает их эффективное регулирование, которое так необходимо обществу. Хотя такое государство фактически невозможно представить без единого этического, культурного, идеологического, политического механизма влияния гражданского общества на органы власти, а также государственную социальную жизнь. Представленный механизм практически представляет собой реализацию демократизма в реальности.

Сущность гражданского общества

Формирование гражданского общества

Интеграция элементов функциональной и социальной структуры общества осуществляется через организацию взаимодействия их между собой и обществом как единым целым. Существуют централизованный и децентрализующий способ объединения в целостность самостоятельно функционирующих общественных сфер и деятельности отделенных индивидов. Исторически первым возник централизованный способ, связанный с построением государства, а впоследствии проявил себя и децентрализующий способ организации общественной жизни — формирование гражданского общества.

Государство возникло из сверхобщинного центра кровнородственной общины после ее распада. Оно осуществляет жизненно важные функций общества, взаимодействие между относительно самостоятельными индивидами и областями общественной жизни. Поэтому с государством отождествляется целостность общества: оно выступает его организационным центром.

Взаимодействие государства и общества

Главное задание каждого государства — сохранение целостности общества и предотвращение его распада, что обеспечивается формированием верховной (суверенной) власти и органов ее осуществления, которые часто отождествляются с самим государством. Ключевым признаком государственной власти является ее легитимность, которая означает признание всеми членами общества права осуществлять соответствующие действия государственными органами. Реализация государственной власти приобретает разнообразные формы — от принятия правовых актов и управленческих решений, обязательных для выполнения всеми членами общества, к применению силы и принудительным действиям.

Противоположным полюсом относительно государства как центра общества являются самостоятельно действующие индивиды или общественные субъекты. Их природа и условия деятельности определяются совокупностью прав, которыми они владеют и реализуют свою принадлежность к данному обществу. Право является одной из наиболее глубоких категорий обществоведения, которое раскрывает общественную природу человека и его связь с обществом. Историческое развитие объема и форм прав индивидов отображает эволюцию общества.

Взаимодействие между двумя полюсами общества (центром, олицетворением которого является государство или церковь, и общественными субъектами) обеспечивается в процессе осуществления государственной или духовной власти, обеспечения прав субъектов. Поэтому особенности организации каждого общества можно раскрыть через определение характера власти и средств ее реализации, с одной стороны, и совокупности прав субъектов, условий их осуществления, которые являются главными в деятельности государства, с другой стороны.

Источником движущих сил, которые обеспечивают функционирование и развитие общества, является активная деятельность субъектов. Она формируется в процессе достижения личных целей, связанных с обеспечением потребностей и развитием способностей каждого человека, и проявляется в качестве интересов индивидов. Общество влияет на действие этой живой силы социального развития, на интересы индивидов через установление разнообразных стимулов.

Определение термина гражданского общества

Взаимодействие интересов субъектов и внешних стимулов ведет к появлению определенной мотивации деятельности субъектов. Здесь следует усматривать сложное сочетание живой силы индивидов, направленной на достижение собственных целей, и сил власти (государства, денег или морально-этичных императивов), что подчинены реализации общих целей. Мотивация дает возможность раскрыть процессы саморазвития общества в целом и его отдельных сфер, источники внутренних сил, условия и особенности их реализации.

Что особенного в правовом государстве?

Правовое государство имеет признаки:

  1. Безраздельное верховенство правового закона в общественной, государственной жизни:

а) Распространение правового закона на различные области общественной жизни, элементы общества, а также всех граждан без исключения. В государстве на всех уровнях утверждается главенство правового закона. Никто не вправе обходить его положения, предписания. Если же наблюдается их нарушение, виновные понесут наказание, которое предусматривается правовым законом.

б) Правовой закон принимается представительным высшим государственным органом власти или народом на референдуме во время волеизъявления – это основа правовой системы, обладающая максимальной юридической силой. Другие различные нормативные акты, которые представляют собой инструкции, директивы, распоряжения, приказы, решения, указы и постановления, считаются подзаконными.

в) Распространение правового закона на общество и государство, которое его породило. Он связывает, вводит ограничения на работу государственных структур, должностных лиц при помощи рамок компетенции, строго установленных на государственном уровне. Выхода из них не допускается. Таким образом, удается предотвратить произвол, злоупотребление властью, вседозволенность во всех делах государства.

г) Правовым законом регулируются важные вопросы общественной, государственной жизни без допуска приоритетов различных подзаконных нормативных актов и документов, которые носят исключительно ведомственный характер. В их задачи входит обслуживание групповых, но не общенародных и общегосударственных интересов. Конституция страны официально отражает верховенство правовых законов.

  1. За личностью признаются неприкосновенные, нерушимые, неотъемлемые свободы, права, а также общая ответственность индивидов, государства.
  2. Государственная власть функционирует, организуется на основе принципа, разделяющего власть. Разные ветви власти государства имеют полномочия, которые в обществе балансируются при помощи системы противовесов, сдержек, препятствующих утверждению рискованной управленческой односторонности. Их применение позволяет получить условия, оптимизирующие работу государственных структур. Кроме того, они увеличивают эффективность механизма управления в целом.

Гражданское общество в государстве

Важный элемент гражданского общества – это именно само общество с различными компонентами, которые в него входят. Речь идет об общественных организациях, трудовых коллективах, семье, союзах, ассоциациях предпринимателей, кооперативах, церкви, СМИ и проч.

Естественно, не менее значимую роль играет экономика. В имущественных отношениях современного гражданского общества и экономической деятельности главная роль отдается именно человеку-собственнику. При этом содержание термина «собственник», как правило, не следует ограничивать только наличием средств производственной деятельности.

Другой особенностью существования гражданского общества является наличие самоуправленческих начал, заложенных в основе развития, функционирования. Согласно с ней граждане выступают одновременно и управляемыми, и управляющими. Если демократия составляет политическую оболочку общества, в таком случае управленческие начала ему свойственны внутренне. Они составляют его качественную черту, которая является неотъемлемой при функционировании. Гражданское общество – это система, которая имеет саморазвивающийся, самоорганизующийся, саморегулирующийся характер.

Индивиды в обществе

Какие особенности имеет гражданское общество?

В гармоничном единении с самоуправленческими началами также пребывает специфическая особенность жизнедеятельности гражданского общества, в частности, речь идет о приоритете, преобладании в ней разных горизонтальных отношений, связей над иерархическими, выступающими в роли вертикальных.

Также к важным специальным особенностям существования гражданского общества причисляется мировоззренческий плюрализм (перевод с лат. как «множественный»). Гражданское общество, в составе которого содержится огромное количество независимых элементов, отличающихся между собой, изначально имеет структуру с плюралистическим характером взаимоотношений между ними. По данной причине исключительное значение отдается консенсусу (единодушию, согласию) в качестве важнейшего компонента общества, организованного плюралистически.

Права и свободы гражданского общества

Гражданское общество – комплекс независимых, самостоятельных социальных составляющих (отдельных индивидов, а также организаций, объединений, учреждений, которые они создают), выражающих собственную волю во время равноправных, свободных отношений. Кроме того, осуществляется реализация интересов, удовлетворение личных потребностей, в процессе чего обеспечиваются оптимальные условия для успешного развития, функционирования.

Гражданское общество — это объединение граждан, отстраненных от рычагов государственной власти; объединение общества за рамками властно-государственных и коммерческих структур.

Гражданское общество всегда противостоит государству. Государство призвано защищать интересы общества, но практика показывает, что единство в гражданском обществе часто является помехой для функционирования государственных органов, вследствие чего государство вынуждено противостоять этому единству. Поэтому гражданское общество разделено на социальные общественные группы, которые должны самоорганизовываться для эффективной защиты своих интересов.

Во многих западных странах органам государственной власти удалось сбалансировать отношения общества с государством. Это было достигнуто благодаря применению принципа коллективного блага, который противостоял абсолютистской государственности, а также принципу индивидуального блага, противостоящему третьим сословиям.

К гражданским обязанностям относятся: семейные и служебные обязанности, социальный долг, участие в политической жизни страны. Политическое участие гражданина заключается в: голосовании на выборах, участии в митингах и демонстрациях, подписании петиций, членстве в партийных организациях и т. д.

Социальные опросы показали, что участие граждан в политике обусловлено рядом причин:

  • гражданская ответственность, чувство государственного долга;
  • уверенность в эффективности собственного участия в политической жизни государства;
  • чувство коллективизма, доверие граждан друг другу;
  • нестандартная, пиковая ситуация, провоцирующая граждан вмешиваться в политические процессы.

Американский ученый А. Даунс утверждал, что человек принимает решение о политическом участии в жизни страны тогда, когда «цена» от ожидаемых результатов намного превышает «стоимость» данного участия. При этом у гражданина происходит переоценка затраченных ресурсов (материальных, временных и психологических) на участие в политической жизни общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные критерии вовлеченности в политику:

  • интерес к политическим событиям;
  • осведомленность о важности политических действий;
  • активная гражданская позиция (прямое участие в политических процессах).

Структура гражданского общества — это объединение крепких, неразрывных связей внутри общества, которые обеспечивают целостность данного общества, сохраняя его разделение на отдельные элементы. Эти элементы принимают активное участие в формировании единой системы отношений (включая экономические, социальные, культурные отношения). В структуру гражданского общества входит политическая система, существование которой невозможно без информационной и духовно-культурной систем.

Взаимосвязь общества и государства

Взаимосвязь и соотношения общества и государства является кардинальной проблемой в теории государства и права. Конституция страны определяет меру ответственности и свободы государства перед обществом, гражданином, она устанавливает пределы вмешательства государственных органов в сферу жизни каждого члена общества. Конституция определяет границы автономии каждого индивида, наиболее существенные способы и формы ее проявления.

Общество возникло гораздо раньше государства. Потребность в образовании государства появилась с усложнением внутренней структуры общества, соответствующего социального расслоения. Государство возникло на месте родовой организации, являясь новой формой проявления прогрессивного общества. Одновременно с зарождением государства начинается история его взаимодействия с обществом, которая во многом является сложной и противоречивой. Государство является социальным институтом всего общества, выполняя многочисленные функции, которые обеспечивают жизнедеятельность общества.

Основные общественные задачи государства:

  • управление социальными процессами;
  • обеспечение порядка и общественной безопасности;
  • противостояние антисоциальным, разрушительным силам.

Государство должно быть мощной и организованной силой, владеть механизмом управления и принуждения. Государство функционирует в интересах всего общества, разрешает все возможные противоречия. В тоже время государство может выполнять деструктивную функцию, возвышаясь над обществом и одновременно сковывая, ослабляя, разрушая все общественные сферы. В целом, развитие государства и общества идет в одном направлении, становится более современным и цивилизованным.

Проблемы взаимодействия общества и государства

Государство и общество для более успешного и эффективного развития призваны взаимно дополнять друг друга. В современном гражданском обществе человек не соперничает с государством, он вовлечен в различные социальные отношения, в которых может одновременно и проявить себя как личность, и найти социальную защиту. В данном случае личность включена в различные социальные группы, которые не позволяют органам власти чрезмерно ограничивать ее свободу.

Развитие негосударственных институтов, как участников внутренней политики, ведет к определенному форматированию социального партнерства между государством и обществом. Тесная связь публичной политики и демократической политической системы обуславливают активную деятельность государства и публичных организаций, направленную на удовлетворение потребностей общества.

На современном этапе регулирование партнерства государства с обществом осуществляется благодаря публичной политике, в которой выделяют четыре главных направления:

  • экономическое — перераспределение средств для удовлетворения общественных нужд, производство благ общественного пользования;
  • социальное — деятельность общественных и государственных служб социального обеспечения;
  • гражданско-политическое — деятельность самостоятельных, негосударственных объединений и ассоциаций граждан;
  • социально-культурное — институт духовных и культурных ценностей общества.

Перечисленные направления позволяют государству достичь основных целей в конкретной области: правовой, экономической, административной. Развитие публичной политики приводит к развитию демократического общества и укрепляет партнерство между государством и обществом.

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов.

Под гражданским обществом понимаются все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. Понятие гражданского общества длительное время проходило эволюцию. Так, Джон Локк рассматривает гражданское общество с либеральной точки зрения, как отражение уровня исторического развития человечества. Гегель придерживался позитивно-либеральной трактовки, утверждая, что гражданское общество основано на частной собственности, а движущей силой прогресса является государство, которое способно обеспечить справедливость, защитить человека от случайности, реализовать всю общность интересов.

Марксистская концепция, которой придерживались Карл Маркс и Фридрих Энгельс, представляет собой понятие гражданского общества как фундамента человеческого существования. Жизнедеятельность индивидов при этом рассматривалась в качестве решающего фактора исторического развития.

Гражданское общество характеризуется следующими признаками:

  • Наличие экономической свободы и частной собственности.
  • Наличие социальной стабильности гарантий.
  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
  • Наличие самоуправляемости, гражданской активности со стороны общества.
  • Существование конкуренции мнений, плюрализма.
  • Толерантность и открытость, легитимность власти.
  • Наличие правового государства, в котором имеются действующие нормативно правовые акты, подробно регламентирующие существующие общественные отношения.

Функции гражданского общества заключаются в том, что оно побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивая социализацию и воспитание граждан. Кроме того, общество должно защищать граждан и объединения от незаконного вмешательства в их деятельность, причем не только со стороны преступного контингента, но и со стороны государства в принципе. Гражданское общество также способствует формированию демократических органов государственной власти, оказывая развитие на всю политическую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимоотношения между обществом и государством зависят от того типа политического режима, который установился на данный момент времени. Так, при тоталитарном режиме государство контролирует все сферы жизнедеятельности человека, практически не оставляя пространство для свободного существования гражданского общества. В данный момент гражданское общество существует. При авторитарном режиме гражданское общество находится в более свободном состоянии, однако не развито до конца, свобода слова не присутствует. Демократический режим создает условия для свободного функционирования и развития зрелого гражданского общества, а также для развития правового государства.

Рисунок 1. Гражданское общество и государство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Связь гражданского общества и правового государства

Для существования гражданского общества необходимо наличие правового государства. Это означает, что все общественные отношения в данном государстве должны быть урегулированы нормами действующего законодательства. Так, нормативно-правовой акт регламентирует практически все сферы жизнедеятельности людей, в том числе и самые незначительные. Это делается для того, чтобы в случае возникновения споров можно было максимально быстро их разрешить.

Законодательство в гражданском обществе должно отвечать некоторым признакам. Так, правовое государство характеризуется гуманизмом по отношению к людям, в том числе к лицам, совершающим правонарушения и преступления. Например, в России проявлением гуманизма является введение моратория на смертную казнь как на запрет уголовного наказания.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество характеризуются действием принципа разделения властей. Ветви власти делится на три основных – законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная ветвь власти представлена законодательными органами, которые обладают правом законодательной инициативы. Исполнительная ветвь власти реализует нормативно-правовые акты, которые существуют на территории государства. Судебная ветвь власти следит за тем, чтобы все субъекты гражданского общества соблюдали нормы действующего законодательства, а в случае выявления нарушителей – следуют санкции по отношению к ним. Все ветви власти находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, при развитом гражданском обществе они характеризуются независимостью.

Система сдержек и противовесов

Разделение власти характеризуется наличием принципа сдержек и противовесов. Так, законодательная власть, которая избирается всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть занимается реализацией законов, а судебная власти является стержнем формирования правовой системы. Воплощение идей сдержек и противовесов нашло отражение в труде американского государственного деятеля Д. Мэдисона. Он представил данную систему в виде схемы, в которой сила каждой из 3 ветвей власти уравновешивая другую, становится относительно равной, чтобы удержать две другие ветви власти от злоупотреблений. Данный механизм сдержек и противовесов до сих пор существует во многих странах. В качестве механизма сдержек и противовесов также называют частное частичное совпадение полномочий трех ветвей власти.

По мнению некоторых ученых-правоведов, существует должность, которая не относится ни к одной из ветвей власти. В России – это Президент РФ. По мнению специалистов, Президент не относится ни к одной из ветвей власти, не реализует ни исполнительную, ни законодательную, не судебную власть. Некоторые даже называют его четвертой ветвью власти в силу сильного влияния на ряд законодательных и исполнительных субъектов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: