Как оплатить услуги адвоката по 44 фз

Обновлено: 10.08.2022

Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — процедура, в которой заказчик вправе подписать контракт без проведения торгов. Но важно учесть все особенности, характерные для приобретения конкретного вида «коммуналки», и правильно выбрать нужный пункт части 1 статьи 93.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Что понимается под коммунальными услугами

Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.

В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.

Коммунальный ресурс Коммунальная услуга
Холодная питьевая вода Холодное водоснабжение
Горячая вода Горячее водоснабжение
Сточные воды Водоотведение
Электрическая энергия Электроснабжение
Газ, включая баллоны Газоснабжение
Тепловая энергия Отопление
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО

Специальные нормы в закупках коммунальных услуг

В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2021 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.

При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.

Разъясняем, что главнее 44-ФЗ или закон о теплоснабжении: нормами 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения. Конкретные особенности исполнения договоров прописаны в 190-ФЗ. Например, при выборе способа закупки руководствуются нормами 44-ФЗ, а при расчете неустойки — нормами закона о теплоснабжении.

Как выбрать способ определения поставщика

Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.

Не забудьте потребовать лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности.

Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.

Закупка теплоэнергии конкурсным способом

В 44-ФЗ указано, можно ли заключить договоры по коммуналке свободным закупом, — да, так как такие услуги относятся к непрерывно действующим. Когда заказчик закупает такие услуги у едпоставщика, то:

  • не готовит документацию и извещение;
  • заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно Гражданскому кодексу;
  • изменяет любые существенные условия заключенного договора;
  • не применяет условия об ответственности из закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 1042 от 30.08.2017;
  • не включает в контракт обязательные требования ст. 33 закона № 44-ФЗ.

Эти преимущества свидетельствуют о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить услуги у единственного поставщика без нарушений и штрафов.


В ч .1 ст. 93 закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется к закупке.

  • передача электрической энергии;
  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • общедоступная почтовая и электросвязь.
  • закупка услуг сферы деятельности субъектов естественных монополий по ФЗ № 147 от 17.08.1995.
  • водоснабжение, водоотведение;
  • теплоснабжение;
  • обращение с ТКО;
  • газоснабжение (за исключением реализации сжиженного газа);
  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
  • исполнитель не является субъектом естественной монополии;
  • для ТКО — заказчик входит в зону обслуживания регионального оператора.
  • холодное или горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • обращение с ТКО.
  • когда услуги оказываются другим лицам в этом же здании и заказчик не единственный пользователь ресурсами.
  • заключается единый договор продажи электроэнергии;
  • поставщик — в реестре гарантирующих поставщиков.
  • цена договора не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 2 млн руб. или не более 10% от СГОЗ и не более 50 млн руб.
  • цена договора не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 5 млн или не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн руб.;
  • заказчик — учреждение культуры, образования, науки или спорта.

Как составить проект контракта

Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.

Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:

  • наименование заказчика и исполнителя;
  • объект закупки;
  • ИКЗ;
  • информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
  • цена контракта, порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • условия об ответственности;
  • срок действия договора;
  • реквизиты сторон.

При составлении проекта контракта учитывайте особенности:

Как выбрать поставщика коммунальных услуг

Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:

1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по № 147-ФЗ от 17.08.1995.

Согласно письму ФАС № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 нахождение поставщика в реестре субъектов естественных монополий на сайте ФАС не является обязательным условием для заключения договора. Заказчик ориентируется на сферы деятельности из ст. 4 закона № 147-ФЗ. Подробнее: «Инструкция по работе с реестром естественных монополий по 44-ФЗ»

2. Вот по какому пункту статьи 93 закона 44-ФЗ о теплоснабжении заключают контракт — по п. 8 ч. 1 ст. 93:

  • цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
  • заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.

Также заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению согласно части 8 статьи 93 закона 44-ФЗ методом: у ед. источника.

3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:

  • помещение заказчика — нежилое;
  • заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
  • выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.

4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:

  • убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
  • контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.

Когда договор госзаказа размещают в экстренном режиме, например, проводят заключение договора по 44-ФЗ при аварии теплотрассы в 2021 г., руководствуются п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

Как запланировать и заключить контракт

Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:

  1. Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
  2. Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
  3. Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).

Как внести сведения в ЕИС

Инструкция, как разместить контракт по коммуналке в ЕИС заказчику:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

Шаг 3. Нажать кнопку «Сформировать информацию о контракте».

Шаг 4. Выбрать способ закупки: у ед. поставщика.

Шаг 5. Найти позицию в план-графике.

Шаг 6. Заполнить сведения о контракте на вкладке «Общая информация»:

  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • номер контракта;
  • сроки его исполнения;
  • сумма расходов;
  • иные сведения.

Шаг 7. На вкладке «За счёт бюджетных средств» или «За счёт внебюджетных средств» внести информацию о финансировании.

Шаг 8. Заполнить вкладку «Объект закупки»:

  • наименование;
  • ОКПД 2;
  • единица измерения;
  • количество;
  • стоимость.

Объект закупки в реестре контрактов

Шаг 9. На вкладке «Информация о поставщиках» внести информацию об организации, с которой заключён контракт.

Шаг 10. Подгрузить файл с контрактом и подписать его ЭЦП.

Как опубликовать контракт в ЕИС

Как внести изменения, связанные с увеличением по коммуналке по 44-ФЗ в ЕИС:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

Шаг 3. Выбрать нужный контракт и открыть реестровую запись.

Шаг 4. На вкладке «Документы» нажать кнопку «Создать информацию об изменении контракта».

Шаг 5. Внести изменения.

Шаг 6. Прикрепить файлы с обоснованием изменений.

Как принять и оплатить услуги

Договор заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимита денежных средств, предусмотренного на конкретный вид коммунальных услуг.

При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию:

  • о приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи или акта-накладной);
  • об оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату, выписанными исполнителями);
  • об изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
  • о расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).

ФЗ № 71 от 01.05.2019 освободил заказчиков от отчетности по заключению контрактов с ресурсоснабжающими организациями, и отчёт об исполнении договоров в ЕИС не размещают.

Об авторе этой статьи

Александр Паршиков Практик, эксперт в закупках по 44-ФЗ, имеет большой опыт работы со стороны заказчика.

В сфере государственных услуг достаточно востребованными являются юридические услуги по защите интересов заказчиков. Очевидно, что такие услуги могут оказывать ограниченный круг субъектов, а именно профессиональные юристы.

Какой вид закупочной процедуры выбрать

Под юридической услугой понимается оказание квалифицированной юридической помощи. Такая помощь может быть разнонаправленной и разносторонней: начиная от правового обслуживания организаций, заканчивая представительством интересов в суде.

Закупка юридических услуг может быть оправдана в следующих случаях:

  • если в штате государственного или муниципального учреждения нет своего юриста;
  • если в учреждении резко возросла потребность в юридических услугах (например, возникла потребность по взысканию дебиторской задолженности);
  • если возникла необходимость в юридическом сопровождении определенного проекта (например, по сделкам M&A);
  • если учреждению потребовались специализированные юридические услуги в узкой сфере.

В рамках закона «О контрактной системе» 44-ФЗ заказчик может самостоятельно определить предпочтительный способ отбора поставщика (подрядчика или исполнителя) с учетом специфики закупки и требований законодательства.

Наиболее распространенными формами определения поставщика юридических услуг выступают:

  1. Открытые конкурсы. .
  2. Закупка у единственного поставщика.

В 2017 году ФЗ-198 внес изменения в законодательство о контрактной системе и, благодаря ему, в 44-ФЗ появился новый пункт в ч. 1 ст. 93.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика возможна, если она направлена на реализацию целей защиты интересов страны в иностранных и международных судах, а также в органах иностранных государств. В данном случае при закупке услуг публикация извещения не требуется. Также не нужно размещать отчет, обосновывать выбор данного способа отбора поставщика и рассчитывать цены на закупку юридических услуг.

Также при закупках юридических услуг часто используется электронный аукцион. Хотя применять данный способ определения поставщика заказчик не обязан. Юридические услуги не представлены в списке по Распоряжению Правительства №471-р.

Заказчики также вправе провести запрос котировок, но с учетом ценовых ограничений.

Особенности закупок юридических услуг

Можно выделить некоторые особенности закупок юридических услуг, которые проводятся в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе». Так, при таких закупках большое значение принадлежит таким критериям, как квалификация участника и его опыт по оказанию услуг в данной сфере.

В этом случае квалификация участников закупки может стать одним из ключевых критериев оценки заявок на участие в конкурсе. На основании ч. 4 ст. 32 44-ФЗ заказчик должен указать в закупочной документации используемые им критерии для оценки заявки, а также величину их значимости. Неуказанные в закупочной документации критерии не смогут в дальнейшем использоваться для оценки заявки на участие.

Но с учетом того, что в основе функционирования контрактной системы лежит принцип бюджетной экономии, такому параметру, как квалификация, может быть назначен удельный вес с некоторыми ограничениями. Так, по Постановлению Правительства №1085 от 2013 года нестоимостным параметрам при проведении конкурса (в том числе при заказе юридических услуг) может устанавливаться значимость в размере 60%. Данное обстоятельство может подтвердить роль квалификации участников закупки в системе критериев на оказание юридических услуг.

П. 4 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ конкретизирует рассматриваемый критерий для оценки заявок «квалификация участников закупки» через указание его составляющих:

  1. Наличие у поставщика финансовых ресурсов для оказания услуги.
  2. Наличие у поставщика кадровых ресурсов для исполнения контракта. В данном случае может учитываться как общее количество юристов, так и те юристы, которые привлекаются участниками конкурса к оказанию услуг.
  3. Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта. Применительно к юридическим услугам при оценке заявок может учитываться опыт работы, связанный с предметом контракта, что нашло подтверждение в судебных решениях, аналогичных исполненных контрактах по оказанию услуг юристами сопоставимого характера, актах выполненных работ по контрактам, отчетах об оказанных услугах.
  4. Деловая репутация специалистов и иных работников. Деловая репутация поставщика юридических услуг может подтверждаться отсутствием претензий и споров с юристами по качеству оказанных услуг, положительными отзывами клиентов, благодарственными письмами от заказчиков.

Но заказчику нужно учитывать, что по ч. 3 ст. 33 44-ФЗ не допускается включение в закупочную документацию требований к квалификации участника закупки, включая опыт работы и требования к деловой репутации участника. Но как критерий для оценки заявок на участие данный параметр может применяться на законных основаниях.

Еще одна особенность закупки юридических услуг состоит в особенностях формирования цены на них. Дело в том, что точно определить затраты на юридические услуги на этапе планирования практически невозможно. При этом заказчик должен определить цену юридических услуг с опорой на требования п. 2 ст. 42 ФЗ-44. Но данному параметру при невозможности точного определения объема юридических услуг заказчик должен прописать цену на единицу услуги. В тексте заключаемого государственного контракта указывается, что оплата юридических услуг осуществляется с учетом цены единицы услуги с учетом объема фактически оказанных услуг.

Для определения цены единицы услуги заказчики используют метод сопоставимых рыночных цен (методы анализа рынка). Заказчик предварительно запрашивает цену у нескольких поставщиков юридических услуг, а затем определяет среднее значение.

Порядок проведения закупки

Для проведения закупки юридических услуг заказчику следует придерживаться следующего алгоритма.

Подготовка технического задания

При закупках юридических услуг важнейшее значение придается подготовке технического задания. От того, насколько детальное и точное техническое задание подготовит заказчик, зависит во многом, получит ли он на выходе нужную ему услугу.

При подготовке технического задания заказчику нужно учитывать нормы 44-ФЗ, антимонопольного, бюджетного и гражданского законодательства, а также прочие отраслевые нормы.

Например, если заказчику нужна подготовительная деятельность к судебному разбирательству, то он может включить в техзадание такие функции юриста:

  1. Оценка перспектив судебного разбирательства.
  2. Ознакомление с материалами судебных споров.
  3. Формирование правовой позиции по спорам.
  4. Подготовка базы доказательств для суда.
  5. Консультирование заказчика по итогам судебных споров.
  6. Анализ судебных споров с участием заказчика.
  7. Осуществление досудебного урегулирования спорных ситуаций.
  8. Заключение по результатам анализа судебной практики.
  9. Представление интересов заказчика в суде.
  10. Участие в качестве представителя в гражданском или административном судебном производстве.

От юриста могут потребовать в техническом задании подготовку документов, включая:

  • проекты контрактов и договоров с поставщиками;
  • договоры поставки и купли-продажи;
  • договоры об оказании услуг;
  • договоры аренды ТС и недвижимости;
  • проекты дополнительных соглашений и протоколов разногласий;
  • претензии и отзывы на них;
  • кассационные жалобы;
  • письма и заявления;
  • разъяснения и ответы на запросы и пр.

Также заказчик может установить и другие требования к оказываемым услугам. Например, в каком формате будет проходить консультирование заказчика – в устном или письменном, а также востребованная периодичность оказываемых услуг (раз в квартал или еженедельная).

Размещение сведений о закупке в ЕИС

Сведения о предстоящей закупке размещаются заказчиком в открытом доступе в ЕИС, чтобы все желающие смогли подготовиться к участию в закупке.

Подача заявок и их рассмотрение закупочной комиссией

Данный этап будет отличаться в зависимости от выбранного заказчиком способа отбора поставщика. Например, при электронном аукционе заявка от участников состоит из двух частей. По результатам рассмотрения первой части заявок комиссия по закупкам выбирает участников, которые будут допущены до участия в торгах.

В ходе электронного аукциона участники вносят свои ценовые предложения. Побеждает юридическая компания, которая сделала наилучшее предложение по цене. После проведения торгов оператор ЭТП направляет заказчику протокол по результатам закупки вместе со вторыми частями заявки.

Схема проведения открытого конкурса отличается тем, что участники предоставляют заявку на участие, состоящую из трех частей. Третья часть – это их предложение по цене. В конкурсе участники не могут изменять свои ценовые предложения с учетом тех, которые были сделаны их конкурентами.

Победителем открытого конкурса в электронном виде признают участника, который раньше других направил заказчику самое выгодное ценовое предложение, соответствующее всем требованиям закупочной документации.

Подписание контракта

После определения победителя и размещения в открытом доступе итогового протокола победившая в торгах юридическая компания или адвокат должны подписать государственный контракт. Он формируется с учетом закупочной документации и предложения, которое было признано наилучшим комиссией по закупкам.

Государственный контракт первым подписывает победитель закупки, а затем – заказчик юридических услуг. Обычно по контрактам предполагается внесение обеспечения исполнения их условий. Неподписание контракта или невнесение обеспечение в положенные временные рамки приравниваются к уклонению от контракта и грозит поставщику внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, юридические услуги считаются достаточно востребованными в сфере государственного и муниципального заказа. Их закупка осуществляется по правилам 44-ФЗ. Для закупки юридических услуг чаще всего применяются электронные аукционы, конкурсы и закупки у единственного поставщика.

Стромова И. В.

При формировании условий об оплате по контракту заказчику надо учитывать положения 44-ФЗ и гражданского законодательства. Шаг вправо, шаг влево – нарушение. Разберем ключевые моменты по срокам с учетом судебной практики и позиции контролеров

В Школе электронных торгов состоялся вебинар, посвященный практическим вопросам сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ, начисления неустоек. Светлана Сафина, эксперт, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ рассказала, как правильно определить сроки оплаты по контрактам, прокомментировала ключевые моменты, о которых вы узнаете из этой статьи.

Порядок оплаты по контракту по 44-ФЗ. Примеры нарушений

Заказчик объявил аукцион на поставку и установку водогрейных котлов. Оплата установлена в два этапа:

  1. В течение 10 дней с момента подписания акта приемки выполненных работ на основании предъявленного подрядчиком счета на оплату, подписанных сторонами актов выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 за счет средств бюджета Листвянского муниципального образования.
  2. Оплата в размере оставшейся суммы до 31 декабря 2016 года на основании предъявленного подрядчиком счета на оплату за счет средств бюджета Иркутской области при условии их поступления в бюджет Листвянского МО

НДС в контракте с участником на УСН

На вебинаре про практические вопросы сроков и порядка оплаты по контрактам по 44-ФЗ ведущая Светлана Сафина также рассказала, как быть с ценой контракта «в том числе НДС 18%», если победитель применяет упрощенную систему налогообложения.

В ситуациях, когда проект контракта содержит условие «Цена контракта определена по результатам _________ в размере _______, в том числе 18% НДС», суды поддерживают позицию заказчика (постановление Арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-19373/2017 от 17.04.2017 по делу № А65-15040/2016, определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 по делу № 306-КГ15-7929).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выплате доходов адвокату организация не должна удерживать НДФЛ, начислять на суммы выплат страховые взносы.
Затраты на услуги адвоката организация вправе учитывать в составе расходов по налогу на прибыль вне зависимости от полученного результата.

Обоснование вывода:
Статус, права и обязанности адвоката установлены и регулируются положениями Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), в соответствии с которым адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность (ст. 2 Закона об адвокатуре).
При этом адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Закона об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре). Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая, в частности, участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 1 Закона об адвокатуре).
Услуги адвоката оказываются путем заключения договора гражданско-правового характера (соглашения) между доверителем и адвокатом (пп. 1, 2 ст. 25 Закона об адвокатуре)*(1).

НДФЛ

Вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам по ГПД за выполненные работы (оказанные услуги) на территории РФ, признается объектом налогообложения НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в том числе в соответствии с главой 21 НК РФ.
Статья 217 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Доходы в виде вознаграждения за оказание юридических услуг в ст. 217 НК РФ не поименованы,
Следовательно, доход физического лица - налогового резидента РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ) в виде вознаграждения за оказанные им юридические услуги подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной в п. 1 ст. 224 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 226 НК РФ обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет суммы НДФЛ возложена на налоговых агентов, в том числе на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ. В силу пп. 1, 2 ст. 230 НК РФ организация обязана вести учет выплачиваемых физлицам доходов, вычетов и НДФЛ в регистрах налогового учета, а также в установленные сроки представлять в налоговый орган необходимые документы (расчеты).
Вместе с тем согласно подп. 2 п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 227 НК РФ адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
В остальных случаях налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями (п. 1 ст. 226 НК РФ).
В связи с изложенным организация не должна удерживать НДФЛ с доходов, выплачиваемых адвокату.
Кроме того, организация не должна представлять в налоговый орган по нему расчет по форме 6-НДФЛ (в частности, не требуется отражать по таком лицу сумму дохода в поле 113) и, соответственно, не должна представлять по указанному лицу справку о доходах и суммах налога физического лица (ранее форму 2-НДФЛ) в качестве Приложения N 1 к 6-НДФЛ на основании пп. 1, 2 ст. 230 НК РФ.

Страховые взносы

Пунктом 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 432 НК РФ адвокаты являются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и в соответствии с п. 3 указанной статьи самостоятельно уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из величины полученного дохода, в соответствии со ст. 430 НК РФ.
Таким образом, организация не должна начислять страховые взносы на суммы вознаграждения, выплачиваемые адвокатам.

Налог на прибыль организаций

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Исчисление, порядок и сроки уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями (лицами, занимающимися частной практикой);
- Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Одним из существенных условий соглашения между доверителем и адвокатом является указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, а также на его принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате (подп. 1 п. 4 ст. 25 Закона об адвокатуре).
При этом заключение адвокатом в качестве гражданина (без указания на наличие статуса адвоката) гражданско-правового договора, предусматривающего оказание юридической помощи, может рассматриваться как оказание юридической помощи вне рамок адвокатской деятельности (не рассматриваемая ситуация).

Консультации по № 44-ФЗ

Консультации по № 44-ФЗ

В ходе беседы мной будет даны мотивированные ответы на заданные Вами вопросы в сфере гражданского, арбитражного, бюджетного, административного, антимонопольного и уголовного права. Я перечислю вероятные сценарии развития правовой ситуации и предложу практические рекомендации, направленные на исправление «слабых мест» и улучшение Вашего правового положения.

Стоимость устной консультации юриста по закону №44-ФЗ - бесплатно. Если требуется изучение свыше 50 старниц документов, то стоимость изучения от 50.000 рублей.

Способы получения консультации: в офисе адвоката или по телефону, Skype, электронной почте, факсу.

Юрист по 44-ФЗ

Как получить юридическую консультацию?

1) При получении юридической консультации в сфере государственных, муниципальных закупок на приеме у адвоката Вам необходимо предварительно согласовать со мной дату и время получения консультации. Оплата производится наличными в день получения юридической консультации в моем офисе или путем предварительной оплаты выставленного Вам счета.

2) При получении юридической консультации в сфере государственных, муниципальных закупок онлайн (по электронной почте, телефону или Skype), дистанционно (по факсу, почте) или письменной консультации Вам необходимо предварительно задать мне свои вопросы и согласовать стоимость консультации, дату, время и способ ее получения (по телефону, электронной почте, факсу или Skype). После оплаты выставленного счета, я приступаю к Вашему консультированию в согласованное время. Составленный мной документ (при письменной юридической консультации) также будет передан Вам согласованным способом.

Ответственность исполнителя госконтракта за нарушение срока оказания услуг снижена с 5,5 млн. до 150 тыс. рублей!

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения обратилась с иском к исполнителю государственного контракта о взыскании пени в размере 5,5 млн. рублей за нарушение сроков оказания услуг, предусмотренных промежуточным этапом. Адвокат Демьянчук представил суду возражения о том, что расчет пени должен производиться не из всей цены контракта, а только из цены отдельного этапа, в котором было допущено нарушение. На этом основании суд признал исполнителя виновным в нарушении сроков, предусмотренных промежуточным этапом, и взыскал с него 150 тыс. рублей пени!

МУП "Мосгортранс" (заказчик) заключило с ООО "Институт "Гражданпромпроект" (исполнитель) договор на выполнение работ по проектированию транспортно-пересадочного узла. В процессе сдачи-приемки заказчик выдвинул ряд замечаний к разработанному проекту. Исполнитель их оперативно устранил. Однако заказчик повторно отказался от приемки работ, выдвинув новые претензии к проекту. Исполнитель в третий раз устранил замечания. Однако заказчик отказался от приемки проекта и в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, а также обратился в Московское УФАС для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Интересы исполнителя на заседании комиссии УФАС представлял адвокат Демьянчук А.В., который доказал, что придирки заказчика мелочны и совершенно не влияют на качество выполненных работ. Московское УФАС согласилось с доводами адвоката Демьянчука А.В. и отказалось включать исполнителя в РНП.

С исполнителя государственного контракта удержано 400 тыс. рублей штрафа. В суде были представлены доказательства несоразмерности удержанного штрафа последствиям нарушенного обязательства. Размер штрафа был снижен в 12 раз.

Подрядчик выиграл электронные торги, предложив заменить один вид материала другим, более дешевым. С ним был заключен государственный контракт. Заказчик принял выполненные работы, однако в одностороннем порядке применил к ним понижающий тендерный коэффициент. Он также предложил уменьшить цену контракта. Подрядчик отказался снижать цену, а заказчик полностью отказался от оплаты выполненных работ. Подрядчик обратился в суд и взыскал стоимость выполненных работ в соответствии с контрактом.

Подрядчик выполнил работы, а заказчик произвел их оплату с просрочкой. Подрядчик обратился с иском о взыскании пени. Заказчик объяснял просрочку в оплате недофинансированием. Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с доводами заказчика и взыскали с него пеню в полном объеме.

Государственный заказчик отказался оплачивать исполнителю оказанные услуги. Свой отказ он мотивировал тем, что они не соответствуют требованиям о качестве, предусмотренным государственным контрактом. В судебном заседании адвокат Демьянчук А.В. заявил ходатайство о назначении по делу судебной компьютерно-технической экспертизы с целью проверки качества оказанных исполнителем услуг. Данное ходатайство было удовлетворено судом. В ходе проведения экспертизы эксперт не обнаружил признаков ненадлежащего качестве оказанных исполнителем услуг. Как следствие, Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил требования исполнителя практически в полном объеме (за минусом 6,5 тыс. рублей)!

ГУП "МОСГОРТРАНС" посчитал проектировщика нарушившим условия договора и обратился в Московское УФАС для его включения в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). Вначале адвокат Демьянчук А.В. защитил проектировщика в Московском УФАС - он не был включён в РНП. Затем помог ему отстоять свои права в Арбитражном суде Москвы - суд отказал ГУП "МОСГОРТРАНС" в отмене решения Московского УФАС, вынесенного в пользу проектировщика.

Между государственным заказчиком и подрядчиком был заключен государственный контракт на выполнение проектных работ. В процессе выполнения работ заказчик трижды отказывался от приемки результата выполненных работ. А в последующем заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта и подал в УФАС по г. Москве сведения о включении подрядчиках в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Адвокат Демьянчук А.В. подготовил объяснения в УФАС от имени подрядчика, в которых привел доказательства необоснованности действий заказчика и отсутствии вины подрядчика в нарушении условий контракта. Комиссия УФАС согласилась с доводами адвоката Демьячука А.В. и отказалась вносить подрядчика в РНП. В последующем заказчик обжаловал решение УФАС в арбитражном суде, однако решение УФАС было признано судом законным и обоснованным.

Отзыв 3-го лица в арбитражный суд по делу о нарушении порядка оценки заявок участников торгов по Закону №44-ФЗ

Участник торгов занял второе место. Однако из составленного протокола подведения итогов торгов невозможно понять, почему тому или иному участнику было присвоено определенное количество баллов. Он обжаловал действия организатора торгов в УФАС, который согласился с доводами жалобы. Однако организатор торгов обжаловал решение УФАС в арбитражный суд. Адвокат Демьянчук А.В. подготовил отзыв в суд, в котором привел новые аргументы в пользу принятого УФАСом решения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: