Как назывались китайские морские суда

Обновлено: 13.07.2024

История китайского флота согласно традиционной историографии уходит корнями в первое тысячелетие до нашей эры. Более менее регулярные формирования находят в 1132 году при династии Сун. В 15 веке согласно китайским источникам китайцы строили огромные 200 метровые корабли для походов к берегам Африки и Аравии. Империя Цин создала 7 флотов в четырех округах морских зонах. Однако начавшиеся в конце 18 века восстания привели к упадку флота.

В период опиумных войн европейских англо-французских "варваров" китайцы безуспешно пытались победить полчищами своеобразных канонерских лодок, джонок (около 300 штук) с британскими пушками.

В 1861 году Великий князь Гун , брат китайского императора и реформатор, провозгласил начало политики «Самоусиления» и «движения за усвоение заморских дел». Флот Нового времени в Китае начался с 1862 года, после реорганизации Цинской армии. Тогда князь Гун выделил 250 тысяч ф. ст. на закупку кораблей для флотилии канонерок, призванной бороться с мятежниками-тайпинами британцу Роберту Харту. В дело вошли еще два британца- Лей , предшественник Харта на посту главы таможни и капитан Освальд .

Получив все разрешения, вплоть до королевы Виктории , консорциум выкупил и заказал постройку 8 кораблей. Набрал на них европейские экипажи. Флотилия прибыла в Китай, но. отказалась подчиняться китайским чиновникам. В итоге китайцы упросили увезти корабли от греха подальше, в Индию, да еще денег дали командиру этой "Вампирской флотилии"(самоназвание).

В 1865 году в Шанхае была построена первая современная верфь европейского образца, Цзяннань. В 1866 году, с французской помощью, было начато строительство верфи в Фучжоу.

Тайваньский кризис 1874 года, когда японцы "карали" экспедиционным корпусом диких тайваньских аборигенов, формально подданных Поднебесной, которые взяли в привычку убивать потерпевших кораблекрушения японских моряков. Оказалось, что обе стороны конфликта-и Цинский Китай и Япония Мейдзи не обладают нужной морской силой. Обе страны выводы сделали одинаковые.

Если к 1875 году китайский флот состоял из Северной, Шанхайской флотилии и флотилии в Фучжоу с несколькими кораблями в строю, то в 1875 году был создан Китайский Императорский флот и заказаны современные боевые корабли европейского образца в Германии и Англии. Многочисленные современные корабли, от немецких броненосцев до эльсвикских крейсеров и ренделовских канонерок , оснащенные пушками Круппа, Армстронга и Гатлинга, электричеством, торпедами и другим современным оружием, были приобретены династией Цин у западных держав. Они были укомплектованы обученными на Западе китайскими офицерами.

Всего в планах было 48 современных боевых кораблей. Большую часть их "выпросил" Ли Хунчжан для своего северного флота. В Порт-Артуре и Вэйхайвэе были построены военно-морские базы. В Тяньцзине, Даляне и Вэйхайвэе открылись военно-морские училища. Было нанято множество иностранных специалистов, англичан, немцев и американцев. В 1885 году, после войны с Францией, создано Военно-морское управление для надзора за флотом.

Организационно цинский флот состоял из четырех соединений- Бэйянский (северный) флот ( 北洋舰队), Наньянский флот ( 南洋水師), Фуцзяньский флот ( 福建水师) и Гуандунский флот ( 廣東水師). Основную роль играл флот Бэйян, в зоне ответственности которого находилась столица. Его официальное создание императорским указом относится к 1 августа 1888 года.

Бэйянский флот (кит. 北洋舰队) — крупнейшее соединение военно-морских сил Цинского Китая . Создан наместником(с 1870 года) столичной провинции Чжили Ли Хунчжаном . Получив скромные «силы по охране северных портов» в 1871 году, Ли Хунчжан превратил их в Бэйянский флот, к 1894 году сильнейший флот на Тихом океане. Датой создания Бэйянского флота в Китае принято считать 1871 год — год передачи Ли Хунчжану канонерки Наньянской эскадры " Цаоцзян " . Флот принимал активное участие в Японо-китайской войне 1894-1895 годов. Потерпел поражение в битве при Ялу и уничтожен в ходе осады Вэйхайвэя.

Фуцзяньский флот ( 福建水师), был образован в провинции Фучжоу, где находилась крупнейшая китайская военно-морская верфь. Основан в 1678 году как морской флот Фуцзянь. Основу флота составляли деревянные крейсера, построенные здесь же. После 1875 года вошел в состав регулярного имперского флота. Принимал участие в Франко-китайской войне 1884-1885. Уничтожен французской Дальневосточной эскадрой в битве при Фучжоу 23 августа 1884 года. После этого флот пополнился только двумя новыми кораблями. К 1891 году из-за урезания бюджета флот Фуцзянь полностью потерял боеспособность.

Наньянский флот ( 南洋水師) — один из четёрех модернизированных военно-морских флотов Империи Цин. База-Шанхай. Основан в 1870 ( по др. данным 1875) году. Комплектовался кораблями китайской постройки и несколькими английскими и немецкими. Адмиралтейство или военно-морское ведомство ( хайджун ямэнь ) было создано в 1885 году. Флот понес потери во время Франко-китайской войны 1884-1885 годов, избежал участия в Японо-китайской войне 1894-1895 годов. К началу 1885 года был самым крупным из четырёх региональных флотов Китая. Официально расформирован в 1909 году.

Гуандунский флот ( 廣東水師) — самый малочисленный из четырёх региональных флотов Китая во второй половине девятнадцатого века.Был основан в конце 1860-х годов и базировался в Вампоа в Кантоне (ныне Гуанчжоу ). После 1875 года вошел в состав регулярного имперского флота. Флот не играл практически никакой роли в Франко-китайской войне 1884-1885 годов, но некоторые из его кораблей принимали участие в боевых действиях в Японо-китайской войне 1894-1895 годов. Флот был усилен во второй половине 1880-х годов канонерскими лодками и другими кораблями. Часть этих кораблей была построены в Китае на военно-морских верфях в Фучжоу и Кантоне, остальные приобретены в Германии. В 1909 году как наименее пострадавшим в войнах, кораблям этого флота было поручено турне по портам Южно-Китайского моря для демонстрации китайского флага.

Китайский Императорский военно-морской флот на пике своего развития состоял из 78 кораблей, общим тоннажем 83 900 тонн. После передачи Германией китайскому флоту в 1885 году двух заказанных ранее броненосцев он стал на некоторое время самой мощной морской силой на Дальнем Востоке и «Восьмым в мире».

В 1886 году китайский флот продемонстрировал свою мощь потенциальным противникам, посетив внушительной эскадрой из 6 кораблей порты Японии и Владивосток. Обе державы сделали выводы и вскоре китайский флот на столетие покинул десятку мощнейших в мире.

История китайской цивилизации - одна из самых интересных и любознательных. Мне всегда нравилось читать об изобретениях китайских инженеров и воплощении их фантазий в жизнь. Однажды я прочитал книгу "Война на море", которая рассказывала про боевые корабли Китая. Она открыла для меня множество интересной информации. Ведь культура Китая очень древняя и она серьёзно повлияла на дизайн боевых кораблей.

Как называется китайский корабль

От начала династии Хан и до династии Мин китайские корабли претерпели множество изменений, но основа была всегда одной - это просторный плот, а не типичное для всех судов лодочное строение. Наличие большого количества бамбука не оставляло для жителей Китая другого выбора материала для постройки суден. Первые боевые корабли были переделаны из гражданских судов.

Сампан - это первый цельно-деревянный китайский корабль, внешне напоминающий огромный плот. Для улучшения мореходных качеств сампана, к нему добавляли нос и корму. Сампан не мог использовать таран или бортовые оружия, средством атаки и защиты корабля были вооруженные арбалетами, луками и мечами пехотинцы.

Джонка - самый распространенный тип кораблей, в свое время китайские джонки далеко превосходили европейские корабли. Джонки имели ряд преимуществ таких, как водонепроницаемый корпус и сбалансированное перо руля. Джонку тяжело потопить в морском бою, а все потому, что мастера кораблестроительного дела за столетия отточили мастерство создания этого удивительного корабля.

Разнообразие китайского флота

Во флоте Китая существовало множество других типов военных кораблей таких как:

  1. Лоу чуань - средневековый китайский линейный корабль. Огромные размеры этого корабля делали его плавающей крепостью.
  2. Чжань синь, Доу синь - башенные корабли внешне напоминающие джонку.
  3. Мын чун - корабли прикрытия, отличительной чертой этого корабля было сплошное строение борта, поэтому гребцы были хорошо защищены.
  4. Цзоу гэ - маленькие быстрые корабли с одной палубой, которые предназначались для быстрой переброски войск.
  5. Ютин - патрульные лодки, которые использовались для разведки.
  6. Хаи ху - торговые суда, которые переделали для военных нужд.

Китайские стратеги были гениями морского дела. Одним из самых легендарных сражений в истории Китая было сражение у Красной скалы. Во время этого сражения объединенные войска Ву и Шу под руководством Жуге Лиана разгромили флот Цао Цаю, который в разы превышал их в численности.

Китай огромная страна, большую часть страны занимают реки. Военно-морской флот Китая развивался не так как на западе. У них было мало врагов, до которых можно было добраться по морю. Основными водными путями в Китае были мощные реки.

Чтобы контролировать водные пути протяженностью до 25.000 миль, древние китайцы построили целый флот из речных судов.

Во время династии Хан на китайских реках появились военные корабли с многослойной обшивкой, в 285 году нашей эры был создан один из самых больших военных кораблей в древнем мире.

Корабль был сделан как плавающий замок.

Вместо того чтобы наступать по вражеской территории, строить под огнём противника крепости, что было не всегда возможно из-за отсутствия древесины, они плыли на этом корабле по реке.

Корабль защищал их на вражеской территории от атак противника.

Он был 600 футов в длину и ширину, этот огромный военный корабль построили на реке Янцзы. Он выполнял функции плавающие крепости.

Вражеские воины, подойдя к воде, понимали, что пока эта махина на плаву их военная кампания потерпит поражение. Нет свидетельств о том насколько успешными были такие корабли. Но они внушали страх и ужас когда приближались. То есть фактически служили психологическим оружием.

При развитии флота, плавучие крепости стали обычной военной тактикой в Китае.

На протяжении всей истории военно-морского флота Китая встречается упоминание об таких огромных кораблях. Они строились как обычный наземный замок, предназначенный для защиты, а потом его спускали на воду, эти корабли были буквально плавающими крепостями.

В 584 году нашей эры император нанял военного гения Ян су построить корабль высотой в 5 этажей и оборудовать его новейшим оружием того времени.

В Китайских речных сражениях корабли в основном врезались друг в друга. Корабли были спроектированы так, чтобы идти на таран. Не было орудий дальнего радиуса действия, его цель была такой же, как у галер, нанести как можно больше ущерб противнику за возможно короткое время.

Сначала вход шло так называемое оружие непосредственного соприкосновения. Например, огромные орудия с грузом, которые обрушивались на палубу, пытаясь её пробить, чтобы вода затопила корабль.

Потом с помощью абордажных крюков они подтягивали корабли ближе, и начинался рукопашный бой.

Что бы защитить свои корабли от атак китайские кораблестроители создали совершенно новый дизайн.

К 418 году нашей эры появились корабли с гребным колесом.

Люди, которые приводили гребное колесо в действие находились за обшивкой и были защищены. Второе преимущество в том, что они были более маневренные, чем парусники или галеры.

Это новое изобретение наводило ужас на врага, потому что казалось, что оно двигалось само по себе или как бы сказали в то время, его двигали духи.

Видя успех кораблей с гребным колесом, китайцы решили усовершенствовать их дизайн.

Первые такие и корабли управлялись гребным колесом сбоку. Но со временем суда становились всё больше, и количество колёс выросло до 23, а порой до 32.

Спустя 1400 лет китайцы продолжали использовать корабли с гребным колесом в опиумных войнах с британцами.

Военный корабль династии Сун был построен, чтобы торпедировать вражеские корабли. Его приводили в действие четыре гребца, на носу судна располагались шипы. Корабль врезался во вражеский, шипы впивались в обшивку вражеского корабля, они зажигали запалы и быстро уходили.

Разнообразие тактики и большие возможности заставили всех считаться с подобными кораблями. Чтобы противостоять им, инженерам пришлось придумать средство для защиты от подобных кораблей.

Джонка

Самый древний корабль, который построили китайцы, назывался – Джонка.

Он мог плавать в устьях рек, в бухтах, вверх по течению, джонки могли преодолевать пороги, они выдерживали сильные ветры и могли плыть на мелководье.

Форма джонки такова, что у них плоская корма и плоский нос, на них можно было использовать вёсла, они размещались от середины лодки, до кормы, вода попадала на руль, и вы могли управлять кораблем.

Китайцы придумали поднимать и опускать руль, когда судно оказывалась на мелководье.

Они использовали скелетный дизайн, строили каркас и обшивали его досками, в Китае первыми придумали и использовали переборки. Они поделили внутреннюю обшивку на отсеки. Поэтому если в какой-то части корабля возникала течь, корабль оставался на плаву.

Переборки начали использовать в Китае в первом веке, они имели в джонке двойное назначение, укрепляли конструкцию, чтобы она не шататься и если сквозь обшивку проникала вода, корабль оставался на плаву.

Джонка королева древнего кораблестроения, самый успешный проект корабля в истории.

Этот дизайн применим к джонкам любого размера, от маленьких речных судов до огромных океанических лайнеров.

В 1421 году в Китае создали флот из гигантских океанических джонок, который назвали - «драгоценный флот». Китайцы утверждают, что некоторые корабли были размером с футбольное поле. Древнекитайские моряки использовали их для дальних плаваний.

Два года назад произошло знаменательное и судьбоносное событие планетарного масштаба. Флот Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК) по количеству боевых кораблей стал крупнейшим в мире. Более 300 вымпелов (сейчас уже около 360) против 293 американского флота или 75 британского.

Хотя, безусловно, у китайского флота по сравнению с американцами сейчас и труба пониже и дым пожиже, но уже в этом году флот Поднебесной ожидает очередной скачок-и количественный и качественный.

Такую картину возможностей китайского флота к концу 2021 года представили широкой публике к новому году.

На 2019 год китайский флот уступал американскому почти вдвое по водоизмещению, на целых три миллиона тонн. Однако эпоха председателя Си изменила не только количественные показатели, но и качественные. На ближайшие годы планы руководства КНР грандиозные и флоту там отводится ведущее место.

Первое-это возвращение Тайваня в родную гавань. К 2030 году планируется соединить остров с Большой землей 135-километровым подводным тоннелем. Только нынешнее правительство Тайваня против. Ничего страшного, ответили в Пекине, сами справимся.

Второе- защита китайских инвестиций в различных регионах планеты. Китай критически зависит от торговых коммуникаций- и по импорту и по экспорту.

Лучше всего у китайцев обстоят дела с надводными кораблями. Тогда, в 2019 году, американские аналитики насчитали в китайском флоте 23 эсминца, 59 фрегатов, 37 корветов, а также 76 подлодок, включая атомные.

Отчет американского министерства обороны Конгрессу за 2020 год утверждает-«Китайская Народная Республика в настоящее время имеет самый большой военно-морской флот в мире общей численностью около 350 кораблей и подводных лодок, в том числе более 130 надводных кораблей основных классов», он «становится все более современной и гибкой силой», в настоящее время производится «замена платформ предыдущих поколений с ограниченными возможностями в пользу более крупных и современных многоцелевых боевых единиц».

Мы присутствуем при создании седьмого Великого флота паровой эпохи. Западные аналитики считают, что за несколько последних лет флот Поднебесной уже обогнал Россию и занял второе место в мире.

Темпы строительства боевых кораблей поражают воображение, ничего подобного на планете сейчас ни у кого нет. Только в 2016 году в состав флота вошли 18 новых кораблей, в 2017-минимум 14. В эти же годы ВМС США получили соответственно всего 5 и 8. Общий тоннаж кораблей, спущенных Китаем на воду в 2014 - 2018 годах - 678 тысяч тонн, больше индийского и французского флотов вместе взятых. Такими темпами в 30-е годы в строю флота НОАК будет порядка 430 кораблей и 100 подводных лодок.

Развитие идет по четкому плану, с освоением и внедрением новых технологий, со строительством все более крупных и сложных кораблей. Китайское военное кораблестроение сейчас все больше напоминает конвейеры американских верфей во второй мировой войне, десятками и тысячами штампующие необходимые корабли всех классов.

К концу 2021 года в составе китайского флота планируется иметь 174 современных надводных корабля, от авианосцев до корветов. Это кроме десятков более старых кораблей и вспомогательных судов.

В центре картинки три авианосца(CV). В этом году должен быть достроен третий китайский авианосец, уже собственной разработки. Его водоизмещение всего 20 тысяч тонн уступает американскому "Дж. Р. Форду". Он был заложен только в 2018 году. Предполагается, что на нем будут новейшие электромагнитные катапульты.

Он присоединится к двум уже имеющимся авианосцам - «Ляонин» ( бывший советский "Варяг" , проданный Украиной) и его копия, с небольшими доработками построенная на китайской верфи- «Шаньдун».

К концу года ожидается ввод в строй третьего универсального десантного корабля-вертолетоносца (LHD) типа Yushen ( "Юшань" , проект 075) . Он представляет собой нечто среднее между французским "Мистралем" и американским "Америка". Запланированная серия-8 единиц.

Предыдущая серия универсальных десантных кораблей (LPD) типа Jinggangshan ( «Циньчэньшань» , проект 071 ) из восьми единиц уже построена с 2006 года полностью. Еще один такой корабль строится сейчас для ВМС Таиланда.

Левый фланг "держат" 50 эсминцев. Но здесь китайцы слишком скромны. Самый современный проект эсминцев китайского флота, 055 , по размерам и возможностям-полноценный ракетный крейсер. Он, например, больше наших "Атлантов" проекта 1164 , около 13 000 тонн.

Восемь таких крейсеров УРО должно быть в ВМС НОАК к концу года. На 1 января был один-головной Nanchang ( «Наньчан» ), в начале года добавился второй- Lhasa ( «Лхаса» ). Закладка головного корабля состоялась в 2014 году на судостроительном заводе «Цзяннань-Чансин». Судя по темпам, планы будут выполнены. В дальнейшем серию планируют увеличить до нескольких десятков. Корабль интересный, возможно, стоит потом о нем отдельно и подробно. Кратко-крейсер несет 112 (по другим данным 128) универсальных ракетных пусковых установок, способных запускать крылатые ракеты CJ/YJ/DH-100 с дальностью более 1500 километров. В НАТО тип получил кодовое обозначение "Renhai" .

К началу этого года в строю находилось 15 современных эсминцев типа Kunming («Куньмин» , проект 052D ), строятся еще 10, из них в 2021 году в строю должно прибавиться 5(один уже готов). Классификация НАТО-" Luyang III" . Строят их с 2014 года. На борту у них по 64 универсальные ракетные пусковые установки.

Более мелкие по размерам эсминцы типа Lanzhou ( «Ланчжоу», проект 052C ) построены в 2004-2015 годах в количестве 6 штук. В НАТО обозначаются как Luyang II . Вооружены восемью установками противокорабельных ракет и 48 зенитных.

В строю также остаются 4 эсминца российской постройки проекта 956 "Сарыч" , поставленных в 1999-2006 годах, и 7 эсминцев четырех экспериментальных типов китайской постройки 1994-2007 годов. Старые эсминцы перевооружены на новые сверхзвуковые ракеты с дальностью 285 километров.

Фрегатов китайцы к концу 2021 года планируют иметь в строю 110 штук. Это в основном фрегаты УРО , по натовской классификации типа Jiangkai («Цзянкай»), проекты 054 и 054А . Их с 2005 года построено уже 33, а планируется 52. Это простые и дешевые корабли океанской зоны, но мало пригодные для ответственных задач вдали от берега. Основная задача-создать массовость. Такие фрегаты сейчас строят для пакистанского флота. А для НОАК предназначены новейшие 054B с современной силовой установкой.

Пока эксплуатируются и 14 старых фрегатов постройки 1985-2005 годов.

И, наконец, оборона протяженной береговой зоны страны возложена на многочисленные корветы, простые и дешевые, ставшие пионерами постройки массовых серий кораблей для китайского флота.

18 февраля китайские СМИ сообщили, что китайский флот получил корветы Nanyang и Shangqiu ( с бортовыми номерами 619 и 618) последние два из 72 (. ) заказанных корветов класса Jiangdao ( тип 056 ). С момента первого ввода в эксплуатацию в 2013 году к середине 2018 года было введено в эксплуатацию более 41 корвета типа 056 . Они были построены за десять лет и стали первой массовой серией "нового флота", основной рабочей лошадкой прибрежной обороны. Технологичные, массовые и недорогие.

Ещё восемь подобных кораблей было построено на экспорт (в том числе 4 для Бангладеш и 2 для Нигерии). С 2011 года четыре китайские верфи (Hudong-Zhonghua в Шанхае, Huangpu Shipyard в Гуанчжоу, Liaonan Shipyard в Даляне и Wuchang Shipyard в Ухане) построили 80 кораблей проекта Tип 056 .

Подводный флот для китайцев пока не повод для гордости, в строю числятся 7 подводных лодок с баллистическими ракетами, 12 атомных подводных лодок и 60 ударных подводных лодок. За последние 15 лет китайцы построили 12 атомных субмарин: две – проекта 093 , четыре – проекта 093А (итого шесть многоцелевых) и шесть стратегических – проекта 094 (с 12 пусковыми установками ракет JL-12 на борту). Строятся две из 6 запланированных подводных лодок с баллистическими ядерными ракетами типа 096 и разрабатываются новые ударные атомные подлодки проекта 095 . Для строящихся лодок планируется принять на вооружение новую баллистическую ракету. Из дизельных подводных лодок, составляющих основную часть подводного флота, 12-российского производства проектов 636 и 877ЭКМ .

Возглавивший в 2013 году КНР Си Цзиньпин призвал превратить НОАК в «новую силу, способную побеждать в конфликтах современности, ведущихся по новым концепциям… развивать свое присутствие за рубежом… и выйти на океанский простор».

«Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем её, сможем вести речь о подъёме Китая. Чтобы подъём был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из океанов в своем будущем развитии» (генерал Вэнь Цунжень).

Если до начала 21-го века китайский флот влачил довольно скромное существование, перебиваясь эксплуатацией плодов советско-китайской дружбы и копий своего производства разной степени лицензионности, то с этого момента развитие пошло стремительными темпами.

Причины три- растущая экономическая база, позволяющая выделять на оборону больше средств и большего требовать от промышленности; открывшееся окно в "другое измерение"-практически неограниченный доступ к советским военным технологиям после распада СССР, которыми активно барыжили деятели постсоветских России и Украины; и, наконец, главное, опираясь на плановую экономику и долгосрочное стратегическое планирование, китайцы смогли быстро и качественно сформулировать концепцию развития флота.

Очевидно, с момента перехода власти к председателю Си, ставка сделана на достижение такого уровня морской силы, который позволяет на равных противостоять лидеру, США. Для Китая начала 21 века, в отличие от предыдущих эпох, стали критически важны морские коммуникации, обеспечивающие основной поток экспорта и импорта, базу китайской экономики.

Кроме того, на стадию окончательного решения вышла проблема реинтеграции Тайваня. И вопрос защиты протяженной береговой линии страны, где к тому же сосредоточена большая часть промышленности, от геополитического противника тоже никто не отменял.

Современному Китаю очень нужен флот, он ему жизненно необходим. Большой, сильный, способный противостоять ВМС США и его союзников.

Поэтому последние годы стали рекордными по темпам обновления корабельного состава, а 2021 год на этом фоне вообще беспрецедентен.

Надо отметить, что КНР создает свой Большой флот, копируя его создание в СССР в 30-е годы. Первоначально строительство небольших и несложных кораблей береговой зоны, малых подлодок, катеров, корветов. Создание на этих заказах базы отечественного судостроения. Привлечение передовых иностранных технологий, как в чистом виде, так и готовыми кораблями. У СССР донорами здесь были Италия и немного Германия, у Китая-наследники СССР. Затем мелкосерийные проекты, отработка удачных прототипов и , наконец, переход к массовым сериям.

Конечно, несмотря на поражающие воображение темпы роста, китайский флот еще далек от паритета с американским.

У китайского флота вообще нет морской традиции, совсем нет. Нет ни одной победы в активе за последние два столетия. Трудно объективно оценить средний уровень подготовки в условиях такого резкого численного роста. Где взять столько подготовленных командиров и специалистов, особенно по тем направлениям, которые развиваются практически с нуля( палубная авиация, атомные энергоустановки, баллистические ракеты для подлодок и т.д.).

С технической стороны также много вопросов. На авианосцах пока отсутствуют самолеты ДРЛО, китайская АУГ будет слепа и глуха. Китайские подлодки слишком шумные и не смогут преодолеть развитую ПЛО. Ракеты, стоящие на ПЛАРБ, несовершенны. Еще не до конца развернута спутниковая группировка разведки и целеуказания.

Если с обычными корабельными силовыми установками китайцы более-менее освоились, благодаря помощи коллег из Николаева, то атомные установки для них пока слишком сложны. Перевооружение кораблей на дальнобойные крылатые ракеты, позволяющие, в частности, уверенно выносить ближайшие американские базы на Окинаве, Гуаме и т.д., еще не завершено.

Система баз и технических пунктов в Мировом океане -в стадии создания. В 2017 году открыта база в Джибути, на искусственных островах в Южно-Китайском море создаются военные базы. Теоретически мало кто из десятков стран третьего мира- китайских клиентов, сможет отказать Пекину в предоставлении баз. Инфраструктурой в ряде из этих государств китайский флот уже пользуется.

Наличие четкой морской стратегии позволяет китайцам, устраняя недостатки, создавать мощный и сбалансированный флот, в котором появились уже и мощные ледоколы и суда быстрого боевого обеспечения (тип 901). Ибо КНР интересует Северный морской путь (как альтернатива контролируемым англо-саксами южным морям), а также создание АУГ (Авиано́сная уда́рная гру́ппа (группиро́вка), в которой прикрытие авианосцев осуществляют ракетные крейсера проекта 055 , эсминцы проекта 052Д , а за боевое обеспечение отвечают суда быстрого боевого обеспечения тип 901 .

Надо учитывать, что НОАК традиционно относится к одним из самых закрытых структур, информация в том числе о флоте отрывочная и не всегда полная.

Китайский флот за последнее десятилетие вышел из рамок флота береговой обороны и активно осваивает Мировой океан. Триста лет морем правят англо-саксы, с теми, кто оспаривает их первенство, они воюют. Борьба за владение морем неизбежна.

Пока китайцы слабее, но на второе место они выходят уверенно. А там видно будет, воюют не корабли, воюют люди и системы.

Для нас же это пример. Главное-понимание для чего нашей стране нужен флот, концепция, это сразу помогает определиться с требованиями-какой, когда, где, сколько и как.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам



Вообще, исторически Китаю с флотом не везло всегда, построенный с огромным трудом в конце 19 века паровой флот был уничтожен японцами, а попытки его возрождения упирались в деньги, которых не было. Дальше была вторая японо-китайская война, где флот Китая воевал чисто номинально. Да и в КНР дела шли не то что бы очень хорошо – был, конечно, успешный десант на Хайнань, но флот 40-х–70-х годов 20 века – это набор американских (трофеи от Гоминдана), советских (эсминцы семёрки дотянули аж до 80-х годов) и реплик советских кораблей. И ТКА со средними дизельными субмаринами, которые неплохо смотрелись в 50-е, уже к году этак к 1980 могли вызвать разве жалостливую улыбку. На морях царили ВМФ США и СССР, а Тихоокеанский флот мог разгромить не только флот китайский, но и Китай в целом.

Но всё течёт, все меняется, и крах Страны Советов и её флота стал стартом для ВМФ КНР. Новейшие дизельные субмарины, эсминцы проекта 956, авианосец «Варяг», палубные самолеты Су-33, системы связи, обнаружения и вооружений пошли на экспорт широкой рекой, и китайцы, не страдая желанием избавиться от наследия проклятого прошлого в виде высокотехнологических вооружений и уникальной конструкторской школы, зачерпнули из этой реки сколько могли. И сейчас довольно интересно сравнить ВМФ Китая и РФ. Сравнивать отдельно Тихоокеанский флот, низведённый до флотилии по количеству и исправности кораблей, пожалуй что и не стоит.

И начнём мы с авианосцев, которых у нас ровно одна штука, причём штука довольно неудачная и находящаяся в ремонте. У китайцев ситуация схожая – оба их авианосца это братья нашего «Кузнецова», вся разница в том, что «Ляолин» (экс-Варяг, не везёт нашему флоту с этим именем) брат-близнец, а «Шаньдун» тоже брат, но слегка улучшенный. Самолеты их, J-15 тоже клоны, но непонятного качества, в руках китайцев был только прототип Су-33 с Николаева. Китайцы строят ещё, всего по планам они предполагают постройку шести кораблей, причём с третьего – оснащённые электромагнитными катапультами, но как оно будет на практике, никто не знает. Не исключено, что все остальные тоже будут улучшенными копиями проекта 1143.5. Пока же КНР планирует их использовать совместно с базовой авиацией, что как бы намекает на отсутствие и вовсе глобальных планов. Как бы там ни было, против одного «Кузи» – два в строю, два в постройке. На всю Европу, кстати, полноценных авианосцев три.


Есть у китайцев и свой ракетный подводный крейсер, окружённый завесой тайны. РПКСН проекта 094 «Цзинь» вооружены твердотопливными баллистическими ракетами в количестве 12-16 штук, в зависимости от модификации, их на вооружении – шесть штук. Корабли спорные, особенно первой серии, но, имея дальность применения оружия до 8000 км, могут вполне комфортно действовать недалеко от побережья страны, прикрытые надводным флотом и береговой авиацией. Помимо них идёт строительство РПКСН проекта 096 «Тэнг» с 24 МБР нового типа на вооружении. Данных толком нет, секретность в ВМФ НОАК на уровне лучших советских времён. В любом случае – с оружием Судного дня у РФ получше, пока получше, в случае постройки шести новых РПКСН при сохранении действующих, КНР, не связанная договорами о ограничении стратегических вооружений, получит морской компонент СЯС, сопоставимый с РФ и США. И дело это, с учётом скорости китайских корабелов, максимум десяти лет.

Сложнее с многоцелевыми АПЛ – подводные лодки проекта 093 «Шань», спроектированные с помощью инженеров «Рубина» и несущие крылатые ракеты, есть, неясно сколько это есть в штуках, по планам десять, достоверно известно о шести. Кроме того, проектируется или строится проект 095, опять же в неизвестном количестве и с непонятными характеристиками. Можно осторожно предположить, что в итоге китайцы рассчитывают иметь в строю 20-30 многоцелевых лодок. Просто для справки – США планируют 32 «Вирджинии», Россия – восемь «Ясеней». По качеству, конечно, китайцы будут уступать, особенно в вопросах шумности и вооружения, но сам факт постройки атомного подводного флота, равного США и превосходящего в скором времени российский, говорит о многом. А качество КНР улучшит, школа кораблестроения дело времени.

С дизельными лодками КНР тоже не отстаёт. Помимо 12 русских ДЭПЛ проектов 877 (две штуки) и 636 (10 штук), имеются свои ДЭПЛ пр. 039 «Сун» в количестве 13 штук и уже НАПЛ проекта 041 в количестве 20 штук. На выходе же имеем 45 дизельных субмарин, из них 20 оснащены воздухонезависимыми установками, с чем у нас полный ноль. На ТОФ планируется шесть дизельных субмарин 636 проекта. С учётом разработки китайцами реплики Калибра и ПКР для субмарин – сила грозная и способная в ближней морской зоне уничтожить любого агрессора, или нанести удары КР по типу наших действий в Сирии.


Десантные силы Китая не большие, они просто огромные. Так, запланировано восемь УДК водоизмещением до 40 тысяч тонн, из них два уже в строю. Самолетов они не несут, советские СВВП Як-38 вряд ли заинтересовали китайцев, а доступа к Хариерам они не получили, не считая купленного у коллекционера экземпляра. Работы там ведутся, но на каком этапе и как успешно. Китай хранит свои тайны. Но вертолеты, в том числе вооруженные легкими ПКР и БПЛА, имеют место быть. Пока у нас в 2027 году ПЛАНИРУЮТ (а планы и реальность вещи несколько разные в нашем-то отечестве) сдать два УДК, китайцы сдали пару уже, остальные на подходе. А УДК и есть та самая проекция силы, на которую КНР способна уже, мы – нет. А есть у китайцев ещё УДК поменьше, проект 071, в количестве восьми штук. Четыре вертолета, два ДКА на воздушной подушке и 800 морпехов. Восемь уже в строю. Это дополняется 30 ТДК и 11 СДК. Сравнивать десантный флот Китая можно. с ВМФ США, России такой уровень в обозримом будущем не светит.


Крейсеров у Китая официально нет, но эсминцы проекта 055 водоизмещением 13 000 тонн и 112 ячейками УВП – что угодно, но явно не эсминцы. Восемь штук, между прочим. К ним надо добавить 25 эсминцев (17+8) 052Д по 7500 тонн и 64 ячейки УВП и 15 более старых эсминцев, включая четыре наших 956, которые у китайцев почему-то оказались вполне пригодными к эксплуатации и модернизации. В итоге имеем – 8 крейсеров УРО и 40 эсминцев. Конечно, ЗРК это реплики С-300 и французского Кроталя, конечно, ПКР неидеальны, но у них с каждым разом выходит всё лучше и лучше… опережают наш флот уже на порядок.


В чём Китай особо силён, так в легких силах, с учётом того, что ВМФ НОАК возник и развивался как флот прибрежный. 32 фрегата проекта 054, несущих по 40 ракет (8 ПКР 32 ЗУР), 6 старых фрегатов и 72 корвета проекта 056. В отличие от нас, грешных, китайцы сделали дешёвый и сердитый корабль в 1300 тонн водоизмещения, модульной конструкции и заточенный под противолодочную оборону. Вышло хорошо, много, доступно и эффективно. Глядя же на наши мучения с концептом корвета и постройкой кораблей, которые всё-таки скорее легкие фрегаты, не закрывая нишу именно корвета, можно разве что нецензурно выразиться.

И вишенка на торте ВМФ НОАК – корабли океанского обеспечения проекта 901, пока две штуки, ещё два, кажется мне, активно строят, по количеству авианосцев. Их дополняют 8 кораблей комплексного снабжения и три корабля разведки. А ещё два госпитальных судна, десять транспортов вооружения, 5 океанских и 8 морских буксиров, четыре ледокола-корабля разведки.

Работают китайцы и по стратегическим БПЛА, как разведчикам, так и ударным. В целом с авиацией там спорно – так, китайцы до сих пор держат в строю модернизированные Ту-16, обозванные ими Xian H-6. Но при этом есть свои самолеты ДРЛО, включая проработку палубного и свой флот топливозаправщиков. Дело времени, страна, создавшая атомный подводный и авианосный флоты, справится.

Неплохо у Китая и с базированием – 12 баз в разных районах Индийского океана. В Тихом по понятным причинам пока интересы КНР сильно далеко не распространяются, но это поправимо при наличии денег, политической воли и кораблей. На Тихом и Индийском океанах КНР уже способна бодаться с ВМФ США, о России не говорю, мы от ВМС НОАК отстали безнадёжно. Парадокс в том, что отдельные системы вооружений у нас лучше, школа сильнее, а кораблей мало. Так что 21 век пройдёт под знаком военно-морского противостояния Китая и США, а мы в этой драке (дай Бог холодной) можем разве что примкнуть к одной из сторон. Обиднее всего то, что флот китайский вырос из флота советского, того самого, который мы радостно распилили, ибо неэффективно и ни к чему.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: