Как называется вид судов курсирующих по северному морскому пути баржи линейные корабли
Обновлено: 28.03.2023
Содержание статьи:
Что такое Северный Морской Путь
Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.
Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.
Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами
Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).
На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:
- порт Мурманск
- порт Архангельск
- порт Нарьян-Мар
- порт Варандей
- порт Саббетта
- порт Игарка
- порт Дудинка
- порт Диксон
- порт Хатанга
- порт Тикси
- порт Певек
- порт Беринговский
- порт Петропавловск-Камчатский
- порт Владивосток
Значение СМП для России и других стран мира
Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:
- значительная экономия на топливе
- сокращение времени перевозки
- сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
- отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
- низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
- отсутствие пиратов
Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.
История освоения Северного Морского Пути
Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.
После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.
Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.
Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».
С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.
Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути
Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.
Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.
Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП
Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.
Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот. Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола. Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.
Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.
А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.
Есть много различных документов, регламентирующих разделение судов по типам, категориям, видам перевозимого груза, способов погрузки-выгрузки и прочему.
Никоим образом не хочу обидеть Википедию и многочисленные сайты с подобной тематикой, но все же предлагаю придерживаться документов Российского Морского Регистра судоходства (РМРС), как основного классификационного судового общества в России. Итак типы судов согласно РМРС:
- пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
- грузовое судно (любое судно, не являющееся пассажирским)
Предлагаю остановиться на этой градации и раскрыть тему немного глубже.
Пассажирские суда
Напомню, что это суда, перевозящие более 12 пассажиров. Самые распространенные – это круизные суда. Сегодня самые большие круизные суда перевозят до шести с лишним тысяч пассажиров.
В эту же категорию входят и пассажирские накатные суда (пассажирское судно «ро-ро» от англ. roll on – roll off- вкатывать-выкатывать). Это пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки для заезда колесной техники. Как правило, это автопассажирские паромы.
Грузовые суда
У этих судов линейка гораздо шире. Грузовые суда делятся на типы в зависимости от видов перевозимого груза и способов погрузки/выгрузки: горизонтальный, вертикальный, комбинированный.
Самая большая категория судов – это сухогрузные суда , предназначенные для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, металлопроката, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом.
К ним относятся:
Балкеры (навалочные суда) -этот тип судов тоже пользуется популярностью в морских перевозках. Название говорит само за себя: to bulk (англ) насыпать. Т.е. это суда, предназначенные главным образом для перевозки сухих грузов навалом, включая такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда для перевозки насыпных грузов. Это зерно, уголь, руда, щебень, удобрения.
Контейнеровозы - в связи с почти глобальной контейнеризацией грузов, этот тип судов очень востребован. Немного позже расскажу о том, как появился такой универсальный модуль, как контейнер. В основном, суда-контейнеровозы не оборудованы никакими судовыми грузовыми механизмами. Контейнеры грузятся по направляющим в трюмы и на палубу в несколько ярусов. Современные контейнеровозы могут брать на борт до 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров. Более подробно о различных типах судов-контейнеровозов расскажу в отдельной статье.
Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.
Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.
Лесовозы. С этим типом судов все понятно: основной груз - это лес.
Рефрижераторные суда . И здесь не открою Америку. В название уже отражена способность перевозить температурные грузы, требующие поддержания определенной температуры при перевозке. Температурная «вилка» примерно такая: от + 14 до – 30 градусов Цельсия. Обычно это фрукты, в частности, бананы, киви, яблоки, мясо, мороженная рыба и морепродукты. В общем все, что может испортиться за долгий морской переход.
Ролкеры (накатные суда)-тоже очень востребованный тип судов. Суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, (от англ. ro-ro (roll on-roll off) закатывать и выкатывать). Они перевозят колесную технику и железнодорожные вагоны. Эти суда хороши тем, что для них не нужно специально оборудованных грузоподъемным оборудованием причалов. Достаточно стандартного или прямоугольного причала, куда суда кладут так называемую рампу (аппарель), по которой колесная техника заезжает на судно. Еще есть суда, сочетающие горизонтальный и вертикальный способы погрузки/выгрузки, это уже ло-ро, (от англ. lift on-roll on).
К сухогрузным судам также можно отнести так называемые Heavy lift vessel - суда с кранами большой грузоподъемности для работы с тяжелыми грузами от 100 до 1000 тн.
Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.
Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.
Танкеры (наливные суда) - предназначенные для перевозки жидких грузов наливом, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов.
Суда специального назначения (special purpose ship):
К таким судам относятся:
научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, а также спасательные суда и суда для укладки кабеля.
Занятно, что ледоколы и буксиры относят к грузовым судам. Здесь я бы сделал ремарку: в моем понимании, грузовое судно, это то, которое перевозит грузы на постоянной коммерческой основе.
Понятно, что и ледокол, и судно-спасатель и судно-снабженец могут взять на борт какое-то количество коммерческого груза, но это делается на нерегулярной основе. Основное их предназначение, это все-таки: проводка и буксировка судов, обеспечение ледовой навигации, снабжение морских буровых установок и платформ, спасение судов.
Поэтому я ставлю эти суда в категорию:
Вспомогательные и служебно-вспомогательные суда
Сразу предвижу вопросы, поскольку повторюсь, есть множество руководящих документов по типам и предназначению судов, но в полемике, как известно, истина и рождается…
Снабженцы -это многофункциональные суда, как правило с хорошим ледовым классом. Обеспечивают морские буровые платформы.
Много вижу высказываний от очередных сталинофилов и советофилов против современных усилий руководства РФ по развитию Северного морского пути (СМП). Позволю себе показать, как я вижу СМП и его роль.
1. Северный морской путь: история
Изучать Северный проход стали в XVI в. представители разных стран - Великобритании, Америки, России, Норвегии. Паралельно шло его освоение с точки зрения рыболовного подхода.
Впервые в 1878—1879 гг. экспедиция Э. Норденшёльда на барке «Вега» на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые прошла весь маршрут СМП, обогнув северную оконечность Евразии - мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовав у берегов Чукотки.
В 1899 г. в строй вошёл 1-й российский ледокол "Ермак". С этого момента у России появился инструмент для эксплуатации СМП - без ледоколов там делать нечего.
23 апреля 1919 г. распоряжением "Верховного правителя России" адмирала Колчака при его правительстве был создан Комитет Северного морского пути. После его поражения Комитет СМП в полном составе был переведён в учреждения Сибревкома.
Одной из самых известных страниц освоения СМП стал поход парохода "Челюскин".
Советская власть вложилась в развитие СМП: 1-я транспортная операция: сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 г.
В 1937 г. в этом здании находилось управление Главсевморпути - организации по эксплуатации маршрута.
Правда, тогда СМП был намного короче.
Но, постепенно его маршрут осваивался, и возможности росли.
В 1937 г. Главсевморпуть объединяла огромное количество объектов.
При нём были свои институты,
полярная авиация (на фото - Чукотский отряд),
разнообразные научные станции.
Возглавлял Главсевморпуть легендарный Папанин.
Важнейшей главой истории СМП стало развитие атомной корабельной энергетики в СССР. По сути, получается, что именно СМП вывел СССР в мировые лидеры по корабельному использованию мирного атома. Освоение СМП в те годы было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск-Дудинка. Эту задачу поставили директору Мурманского морского пароходства В.А. Игнатюку в 1970 г. С 1971 г. начальником администрации СМП стал К.Н. Чубаков. В 1972 г. был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 г. атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из 2-х дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная навигация.
Организационно СМП делился при СССР на:
- западный сектор Арктики от Мурманска до Дудинки, обслуживался ледоколами Мурманского морского пароходства.
- восточный сектор Арктики от Дудинки до Чукотки, обслуживался ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
Интересный факт: до 1991 г. СМП использовали исключительно для советских задач, после - для иностранных участников, извлекая из этого прибыль.
2. Северный морской путь: география
СМП - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). На западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке, в Беринговом проливе - параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.
Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет свыше 14000 км (для сравнения, через Суэцкий канал - свыше 23000 км (если в нём не застревают транспорты :))).
На пути СМП - 18 портов. 3 из них модернизируется – Певек, Мурманск, Архангельск. До 2024 г. обещают модернизировать ещё 4. Ведётся строительство терминала «Енисей», порта Бухта Север и терминала «Утренний» в порту Сабетта.
3. Северный морской путь: оборона
Ещё во время освоения Россией СМП по нему свободно ходили зарубежные суда. Да, и позже бывало. Известен печальный факт, когда летом 1940 г. германский вспомогательный крейсер Komet прошёл СМП из Северного моря в Берингов пролив и далее в Тихий океан.
В годы Великой Отечественной войны СМП стал важнейшей транспортной магистралью СССР. По нему проводили боевые корабли Тихоокеанского флота в Баренцево море. За войну суда Главсевморпути выполнили большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и др. арктических бассейнов), военная промышленность - никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защищал арктические коммуникации Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942 г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По СМП прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Перевезли свыше 4 млн. т. разных грузов. Большой вклад в развитие перевозок внёс начальник Главсевморпути И.Д. Папанин.
Поэтому важно такой ресурс умело защищать.
В сентябре 2018 г. Правительство РФ объявило о готовящихся ограничениях для движения судов по СМП. С 1 января 2019 г. планировалось ввести ограничения для движения в российской акватории СМП и прибрежных водах судов иностранной постройки. Вице-премьер РФ Юрий Борисов назвал такую меру «естественной» для защиты судостроения и загрузки российских верфей. По решению Правительства будет дано разрешение на проход судов другой постройки, других стран, чтобы не сдерживать бизнес-процессы; тем более, что не весь типаж судов Россия сможет перекрыть в первое время. Минпромторг предложил внести изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, предполагающие приоритетное использование российских судов на СМП, при этом законопроект допускает возможность эксплуатации судов, построенных за пределами РФ.
С 2019 г. иностранные военные должны уведомлять Россию о планах пройти через СМП за 45 дней, брать на корабли российских лоцманов, сообщать название корабля или судна, его основные параметры, воинское звание и фамилию капитана. Заявление и Приложение к заявлению на плавание судна в акватории СМП оформляются онлайн на сайте Администрации СМП.
Севморпуть - это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998 г.) определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.
Плавание по трассам СМП, в тч в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ, другими ФЗ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».
Размеры Северного морского пути
Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.
Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.
Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
Проблема льда
Главное препятствие для прохода судов - лед.
Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.
Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.
Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.
На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.
- Западный сектор Арктики - от г. Мурманска до г. Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
- Восточный сектор Арктики - от г. Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».
Альтернатива СМП - транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП - только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.
Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.
- была создана развитая система навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, что обеспечивало на высоком уровне безопасность и провозную способность судов в ледовых условиях;
- работали 7 атомных и 8 дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз Севморпуть, порядка 130 судов ледового класса.
- грузопоток составлял более 6 млн т/год, что в 5 раз превышало общий объем грузоперевозок в зарубежной Арктике.
- снижение цен на нефть и цен на газ;
- резкое снижение стоимости судового топлива;
- движение судов среди льдов Арктики требует повышенного удельного расхода топлива;
- уменьшение разрыва цен на углеводороды между рынками Европы и Юго-Восточной Азии;
- высокая стоимость тарифа СМП - до 30 долл США/т (тариф Суэцкого канала - 5 долл США/т);
- НОВАТЭК ушел из п. Витино в п. Усть-Луга с газовым конденсатом, хотя и увеличивает объемы транспортировки танкерами-газовозами по СМП сжиженного природного газа (СПГ);
- недостаточное количество танкеров-газовозов ледового класса;
- отсутствие перегрузочных СПГ - терминалов на границах СМП, которые позколяли бы перегружать газ с ледовых танкеров на конвенциальные (не ледового класса, значит с более экономичными тарифами).
- СПГ на проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» - до 40 млн т/год; и газового конденсата – 9,2 млн т/год;
- твердых полезных ископаемых из Норильского региона - 3,2 млн т/год;
- угля Востокугля - 30 млн. т/ год на месторождениях Таймыра;
- нефти Нефтегазхолдинга (бенефициар Э. Худайнатов) с Пайяхского месторождения - 7 млн. т/год - ныне проекта Восток ойл Роснефти.
- в 2014 г. составил 274,3 тыс т/год,
- в 2015 г. - 39,6 тыс т/год,
- в 2016 г. - 214,5 тыс т/год,
- в 2017 г. - 194,4 тыс т/год,
- в 2018 г. утверждается, что транзит составил 5% от 19,7 млн т/год общего объема перевозок.
- в октябре 2019 г. Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap, H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., океанские судоходные компании CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company отказались от использования арктических водных маршрутов;
- в январе 2020 г. Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, PUMA, International Direct Packaging, Allbirds, Aritzia, Hudson Shipping Lines, Bureo присоединились к бойкоту арктической доставки.
- у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
- Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
- Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.
- атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
- необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
- необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.
Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую Северный морской путь, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.
Севморпуть - это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998 г.) определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.
Плавание по трассам СМП, в тч в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ, другими ФЗ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».
Размеры Северного морского пути
Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.
Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.
Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
Проблема льда
Главное препятствие для прохода судов - лед.
Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.
Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.
Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.
На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.
- Западный сектор Арктики - от г. Мурманска до г. Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
- Восточный сектор Арктики - от г. Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».
Альтернатива СМП - транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП - только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.
Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.
- была создана развитая система навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, что обеспечивало на высоком уровне безопасность и провозную способность судов в ледовых условиях;
- работали 7 атомных и 8 дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз Севморпуть, порядка 130 судов ледового класса.
- грузопоток составлял более 6 млн т/год, что в 5 раз превышало общий объем грузоперевозок в зарубежной Арктике.
- снижение цен на нефть и цен на газ;
- резкое снижение стоимости судового топлива;
- движение судов среди льдов Арктики требует повышенного удельного расхода топлива;
- уменьшение разрыва цен на углеводороды между рынками Европы и Юго-Восточной Азии;
- высокая стоимость тарифа СМП - до 30 долл США/т (тариф Суэцкого канала - 5 долл США/т);
- НОВАТЭК ушел из п. Витино в п. Усть-Луга с газовым конденсатом, хотя и увеличивает объемы транспортировки танкерами-газовозами по СМП сжиженного природного газа (СПГ);
- недостаточное количество танкеров-газовозов ледового класса;
- отсутствие перегрузочных СПГ - терминалов на границах СМП, которые позколяли бы перегружать газ с ледовых танкеров на конвенциальные (не ледового класса, значит с более экономичными тарифами).
- СПГ на проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» - до 40 млн т/год; и газового конденсата – 9,2 млн т/год;
- твердых полезных ископаемых из Норильского региона - 3,2 млн т/год;
- угля Востокугля - 30 млн. т/ год на месторождениях Таймыра;
- нефти Нефтегазхолдинга (бенефициар Э. Худайнатов) с Пайяхского месторождения - 7 млн. т/год - ныне проекта Восток ойл Роснефти.
- в 2014 г. составил 274,3 тыс т/год,
- в 2015 г. - 39,6 тыс т/год,
- в 2016 г. - 214,5 тыс т/год,
- в 2017 г. - 194,4 тыс т/год,
- в 2018 г. утверждается, что транзит составил 5% от 19,7 млн т/год общего объема перевозок.
- в октябре 2019 г. Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap, H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., океанские судоходные компании CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company отказались от использования арктических водных маршрутов;
- в январе 2020 г. Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, PUMA, International Direct Packaging, Allbirds, Aritzia, Hudson Shipping Lines, Bureo присоединились к бойкоту арктической доставки.
- у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
- Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
- Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.
- атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
- необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
- необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.
Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую Северный морской путь, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.
Автор статьи

Читайте также: