Как называется созвучие окончаний поэтических строк услыша суд такой мой бедный соловей
Обновлено: 31.05.2023
Тест по литературе Осел и Соловей (И.А. Крылов) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тог да
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется композиционный элемент басни, представленный в последней строке?
2. Выпишите из текста слово со значением
испытывающий неясную, беспричинную грусть, устало-нежный.
3. Кто такая Аврора?
4. Как называется изобразительно-выразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
… мелкой дробью вдруг по роще рассыпался …
5. Укажите название изобразительного средства:
… мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Задание с развернутым ответом
6. Какими средствами автор убеждает читателя в невежестве Осла?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. В образе Осла иносказательно воплощены невежество, глупость и наглость.
Как называется этот художественный приём?
2. Выпишите из текста слово со значением
слушать с особым вниманием, проникновенно, заинтересованно.
3. В каком значении в басне употреблено слово изрядно?
4. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
И томной вдалеке свирелью отдавался …
5. Как называется художественное преувеличение?
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов …
Задание с развернутым ответом
6. Какими средствами автор убеждает читателя в невежестве Осла?
Ответы на тест по литературе Осел и Соловей
1 вариант
1. мораль
2. томный
3. богиня зари
4. метафора
5. эпитет
2 вариант
1. аллегория
2. внимать
3. хорошо
4. метафора
5. гипербола
ПРО100 ЕГЭ Литература запись закреплена
14* Как называется созвучие концов стихотворных строк, характерные для стихотворной речи(переулок-шкатулок; сердца-тереться)?
Алина, да, верно
Ярослав Максимов
Ярослав, правильно
Карина Микаелян
Карина, верно
Светлана Фоминцева
Светлана, правильно
Леонид Тулаев
Ксения Казак
Malvina Kabaloeva
Тип 8 № 570
Как называется созвучие концов стихотворных строк (плоти — в полете; плиты — разбита и т. п.)?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Кто создан из камня, кто создан из глины,
— А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты.
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
М. И. Цветаева, 1920
Тип 8 № 571
Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность («веселая пена», «высокая пена», «бренная пена»)?
Такое определение называется эпитетом. Эпитет — это определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.
Задания Д8 № 574
Определите размер, которым написано стихотворение М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины. » (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).
Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе.
Кто СОЗдан / из КАМня, / кто СОЗдан / из ГЛИны.
Задания Д10 C3 № 577
Каким предстает внутренний мир лирическои героини стихотворения М. И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)
В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины. » М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М. И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы.
Тип 10 № 8611
10.1. Каким предстает внутренний мир лирическои героини стихотворения М. И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)
10.2. Как в стихотворении метафоры помогают создать художественный образ?
10.1. В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины. » М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М. И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы.
10.2. В стихотворении М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины» раскрывается тема творчества. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросается в море жизни. М. И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Метафорам в создании образа отводится центральное место. С их помощью он, собственно, и создаётся. В каждой строфе присутствуют метафоры:
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита.
[…]Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье…
Героиня сравнивает себя с морской стихией, такой же необузданной и разнообразной. Таким образом, метафоры работают на раскрытие художественного образа.
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Осел слушает Соловья
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.
Слушать аудио басни онлайн в высоком качестве:
Мораль, основная мысль и суть произведения «Осел и Соловей» Ивана Крылова
Басня Крылова «Осел и соловей» написана автором в феврале 1811 г. и в этом же году впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова».
- Жанр – классическая басня.
- Главные герои – Соловей и Осел.
- Соловей – талантливый положительный герой.
- Осел – невежественный высокомерный критик, который совсем не разбирается в пении.
Мораль и суть басни заключается в последних словах – концовке произведения.
Основная мысль – очень часто незнающие невежественные люди неправильно судят о вещах, которых не понимают. При этом, эти же критиканы дают советы в том, в чем совсем не разбираются, подобно Ослу.
Автор Крылов высмеивает своим посланием такие качества человека — глупость, ограниченность мышления, невежество, высокомерие, самоуверенность.
«Избави, бог, и нас от этаких судей.»
Педагог Д. И. Тихомиров так пояснил мораль басни:
«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. …Невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны. Гораздо хуже тот грубый и чувственный невежда, который свою темноту ставит себе как бы в достоинство, называя глупцами всех, кто знает цену не одним материальным благам («Петух и Жемчужное Зерно»)…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
А литератор А. С. Павлов комментирует мораль басни так:
«В обществе встречаются различные пороки и недостатки. Писатели очень часто в своих произведениях указывают на эти недостатки и смеются над ними. В данном рассказе писатель выставляет нам также людские недостатки: часто встречаются люди, которые самоуверенно, с видом знатока судят о делах и предметах, не имя о них ни малейшего понятия; таких-то людей Крылов и желал изобразить.» (А. С. Павлов, «Русская хрестоматия с выводами по теории словесности, разборами и задачами…», Москва, изд-ль Н. В. Любенков, 1880 г.)
Педагог Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни в следующем:
«Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к «жемчужным зернам» истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)
Видео мультфильм по басне Крылова
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Осел слушает Соловья
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.
Слушать аудио басни онлайн в высоком качестве:
Мораль, основная мысль и суть произведения «Осел и Соловей» Ивана Крылова
Басня Крылова «Осел и соловей» написана автором в феврале 1811 г. и в этом же году впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова».
- Жанр – классическая басня.
- Главные герои – Соловей и Осел.
- Соловей – талантливый положительный герой.
- Осел – невежественный высокомерный критик, который совсем не разбирается в пении.
Мораль и суть басни заключается в последних словах – концовке произведения.
Основная мысль – очень часто незнающие невежественные люди неправильно судят о вещах, которых не понимают. При этом, эти же критиканы дают советы в том, в чем совсем не разбираются, подобно Ослу.
Автор Крылов высмеивает своим посланием такие качества человека — глупость, ограниченность мышления, невежество, высокомерие, самоуверенность.
«Избави, бог, и нас от этаких судей.»
Педагог Д. И. Тихомиров так пояснил мораль басни:
«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. …Невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны. Гораздо хуже тот грубый и чувственный невежда, который свою темноту ставит себе как бы в достоинство, называя глупцами всех, кто знает цену не одним материальным благам («Петух и Жемчужное Зерно»)…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
А литератор А. С. Павлов комментирует мораль басни так:
«В обществе встречаются различные пороки и недостатки. Писатели очень часто в своих произведениях указывают на эти недостатки и смеются над ними. В данном рассказе писатель выставляет нам также людские недостатки: часто встречаются люди, которые самоуверенно, с видом знатока судят о делах и предметах, не имя о них ни малейшего понятия; таких-то людей Крылов и желал изобразить.» (А. С. Павлов, «Русская хрестоматия с выводами по теории словесности, разборами и задачами…», Москва, изд-ль Н. В. Любенков, 1880 г.)
Педагог Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни в следующем:
«Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к «жемчужным зернам» истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)
Видео мультфильм по басне Крылова
Автор статьи

Читайте также:
- Уткин через один год после признания его судом безвестно отсутствующим вернулся домой
- Основания для уменьшения размера госпошлины в суд
- Исполнение приговора суда в части имущественных взысканий курсовая
- Непредоставление отзыва на исковое заявление в арбитражный суд последствия
- Гоббс локк монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами