Как будет сокращенно судебные приставы

Обновлено: 24.09.2022

Федеральная служба судбеных приставов России образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти«. До её образования функции по обеспечению исполнения судебных актов и актов других органов были возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и находились в ведении Департамента судебных приставов, действовавшего на основании приказа Минюста России от 22.09.2000 № 276 «Об утверждении положения о Департаменте судебных приставов».

N 1316. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации определяется указанным Федеральным законом «О cудебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП России являются:

-обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

-организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);

-управление территориальными органами ФССП России (далее - территориальные органы).

-исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов);

-межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также Положением. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основные полномочия Федеральной службы судебных приставов.

ФССП России осуществляет следующие полномочия:

-обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов;

-осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

-примененяет меры принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

-проводит оценку и учет арестованного и изъятого имущества;

-организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); участвует в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участвует в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

-проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

-создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства:

-обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

-организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

-осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

-взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

-участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

-осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

-запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

-привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

-осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов ФССП России, а также жилищное строительство;

-образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

-заключать гражданско-правовые договоры.

Возглавляет Федеральную службу судебных приставов Главный судебный пристав Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы судебных приставов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов возглавляют Главные судебные приставы субъектов.

Структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта возглавляются старшимим судебными приставами

Пристав — надсмотрщик, надзиратель, смотритель, вообще должностное лицо, приставленное к чему-либо [1] .

Пристав — исполнительный чин (чиновник) на Руси (позже в России), в обязанности которого включалось сопровождение и выполнение важных общественных и государственных поручений.

В Москве приставами назывались исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из знатнейших фамилий. В более узком смысле пристав — чиновник по судным делам, на обязанности которого лежал вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда. Так как свои обязанности эти приставы исполняли по неделям, то и назывались недельщиками…

Происхождение понятия

Точное время появления слова «пристав» неизвестно, однако глагол «приставить» восходит к старославянскому глаголу «ставити», при этом корень -став- имеет родственные корни во многих европейских языках, в том числе в латинском языке (instaurare, restaurare) [2] .

Слово «пристав» было известно еще в Великом Новгороде, где приставами назывались люди, мирившие тяжущихся на суде посадника [3] . Существовали в Новгороде и приставы на судей. Так называли людей, которых при поступлении жалоб на проволочку Вече приставляло к судьям для скорейшего разрешения дела [1] .

Исторические виды приставов

Истории известны множество видов приставов: судебный, сословный, церковный, частный, становой, винный, соляной и прочие [4] . Приставы были как великорусские и царские, так и архиерейские. И если в XVII веке великорусских и царских приставов уже не встречалось, то вот архиерейские приставы были упразднены только после собора 1667 г. вместе с другими светскими архиерейскими чиновниками [3] .

В XVIII веке большое значение для государственной казны приобрели продажи соли и вина, которые реализовывались в специализированных солевых и винных магазинах. За соблюдением порядка акцизной торговли вином и солью от казны следили винные и соляные приставы. Немного позднее появились становые, участковые и прочие виды приставов.

Становой пристав — полицейская должность, учреждённая Положением о земской полиции 1837 года. Становые приставы назначались губернским начальством. Земский суд передавал становым приставам приказания и требования и наблюдал за исполнением их, без права принимать против становых приставов принудительные меры; исправник относился к ним не лично, а через земский суд. На становом приставе лежали все исполнительные, следственные, судебно-полицейские и хозяйственно-распорядительные дела: «он прекращал всякого рода ссоры, драки, буйство и бесчиние; наблюдал, чтобы не было чинимо и допускаемо действий и поступков запрещенных; о всяком чрезвычайном происшествии доносил кому следует; побуждал обывателей принимать меры к истреблению вредных насекомых, хищных зверей и т. д.; доносил в установленное время полицейскому управлению о видах на урожай хлебов и трав и об окончательной уборке с полей хлеба» [3] .

Участковый пристав — полицейская должность, учреждённая в ходе реформы городской полиции 1866-67 годов. С образованием Градоначальств (1875) к ведению участкового пристава, помимо надзора за порядком, проверки полицейских постов и прочего, были отнесены также сыск лиц и имущества, выдача отсрочек на проживание в столице и некоторые другие функции [5] .

Думский пристав Последними из известных приставов стали думские приставы — лица, заведовавшие поддержанием порядка в Государственной Думе. Думские приставы по указанию председателя имели право применить к депутатам силовые меры за нарушение распорядка. Приставы стаскивали с трибуны тех, кого председатель лишал слова, разнимали дерущихся крайне правых и крайне левых и вообще внушали депутатам мысль, что их неприкосновенность отнюдь не означает безнаказанности. Один раз рука думского пристава даже спасла российский либерализм, остановив знаменитого черносотенца Пуришкевича, когда тот уже готов был запустить тяжелым графином в лидера кадетов Милюкова [6] .

В настоящее время

Само же слово «пристав» неоправданно забыто и самостоятельно используется только в качестве устаревшего. Ни указанный Федеральный закон, ни иные нормативные правовые акты не используют отдельного понятия «пристав» даже в качестве сокращения от «судебного пристава».

Статус сотрудников федеральной службы судебных приставов будет повышен с выходом реформы 2022 г. Планируется, что полномочия приставов будут приравнены к сотрудникам МВД. По последним новостям из Госдумы, реформа ФССП в 2022 году затронет важные аспекты работы этой государственной структуры.

Текст законопроекта уже принят и одобрен. Судя по всему, власть примет решение о вступлении в силу реформы практически без поправок.

Реформа ФССП в 2022 году

Реформа ФССП в 2022 году активно обсуждается правительством с февраля. Ее появление вызвано необходимостью повысить эффективность работы этого органа исполнительной власти. Согласно официальным источникам, всего планируется несколько важных мероприятий:

  • Сокращение штата в отделениях, изменение алгоритмов работы;
  • Проведение квалификационной комиссии для всех работников, проверка их подготовки и компетентности;
  • Изменение ставок зарплаты в большую сторону;
  • Разработка системы мотивирующих премий и льгот;
  • Изменение полномочий, должностных обязанностей;
  • Расширение социальных гарантий, ранний выход на пенсию.

Под сокращение попадут, в первую очередь, сотрудники с несоответствующей квалификацией. Основной критерий – наличие высшего образования по юриспруденции или экономики. Абсолютное большинство депутатов Госдумы выступили за внесение радикальных изменений в систему работы ФССП и повышение сотрудников до офицерских званий в сфере гражданской службы.

Нюансы и ожидаемые изменения

Реформа ФССП в России затронет 62 тысячи сотрудников по всей стране. Сейчас каждый из них несет огромную нагрузку по должностным обязанностям. Текущие методы работы службы нуждаются в изменениях, об этом говорят власти. Основной список нововведений:

  • Пенсионный возраст. Приставы смогут уходить на пенсию в 45 лет при условии выслуги в 20 из них. Возраст выхода на пенсию приравнивается к военнослужащим.
  • Средний оклад вырастет с 49,1 тыс. руб. до 58,1 тыс. Из бюджетов уже проводятся транши на эти цели в общей сумме 6,2 млрд руб.
  • Будет четко определен юридический статус приставов. До изменений в системе ФССП относили к чиновникам, которые по какой-то причине вправе хранить, переносить и применять боевое оружие.
  • Повышение дисциплины. Офицерский статус сотрудников приведет к усилению влияния ФССП на общество и более жесткому внутреннему распорядку. По расчетам законодателей новый статус сделает звание пристава уважаемым среди гражданского населения, упростит процедуры взыскания.
  • Качественная социальная защищенность. Новые льготы и преимущества привлекут молодых специалистов в эту сферу, улучшат положение действующих.
  • Новые эффективные алгоритмы работы. Изменения повлекут понижение нагрузки на работников. Деятельность судебных приставов будет приносить больше результатов.

Основной недостаток реформы – увеличение нагрузки на федеральный бюджет. Внедрение нововведений приведет к повышенным расходам. Сюда относятся планируемые проверки, реформирование системы работы, снижение пенсионного возраста и увеличение зарплат приставов.


Банковский кредитный эксперт

За 1 минуту! Рассчитаем переплаты на калькуляторе. Предложим море выгодных предложений по займам, кредитам и картам, очень гибкие условия. Попробуем?)

Новый статус службы судебных приставов

Новый статус службы судебных приставов

Выше уже упоминалось, что законопроект ФССП в 2022 году повлечет изменение статуса работников службы. Приравнивание приставов к военнослужащим приведет к:

  • Появлению сотрудников с офицерскими и специальными званиями;
  • Возрастанию полномочий до уровня работников полиции;
  • Ведению службы на контрактной основе;
  • Появлению строгой субординации;
  • Повышению требований к соискателям должности в структуре ФССП, теперь приставами смогут становиться люди с высшим образованием, вводятся квалификационные требования.

К квалификационным требованиям относятся принципы поведения и социальной жизни. Приставам будет нельзя иметь двойное гражданство, вести аморальный образ жизни.

Трудности реформирования

Реорганизация в системе ФССП вызовет несколько сложностей:

  • Требуется много финансовых вливаний. Как говорилось выше, на реформирование выделено 6,2 млрд рублей, а всего понадобится 9,5. Федеральный бюджет на данном этапе не способен погасить потребности законопроекта, понадобятся частные инвестиции.
  • Нужна аттестация всех сотрудников ФССП на соответствие новым требованиям. На данный момент нет точных методик проведения проверок квалификации. Неизвестно, сколько времени и финансовых вливаний займет эта процедура.
  • Часть служащих потеряют работу. Попасть в эту структуру будет труднее. Скорее всего, тысячи граждан пополнят ряды безработных в связи с надвигающейся оптимизацией кадров.
  • Увеличение полномочий приведут к злоупотреблению должностным положением. Подобное явление уже можно наблюдать на примере сотрудников полиции и силовых структур.

Кроме того, не ясно, как будут распределяться мотивационные бонусы между сотрудниками службы. Существует ряд рисков, по которым нижестоящие по должности приставы не почувствуют позитивных изменений.

Недостатки и критика

Недостатки и критика

Несмотря на общее воодушевление правительства по реформе судебных приставов, в органе исполнительной власти относятся к нововведениям с опаской. Основное напряжение вызвано грядущим сокращением штата, финансовыми тратами и недоверием к обещаниям о повышении заработной платы. Большинство сотрудников ФССП полагают, что вместо 50-100% увеличения оплаты труда, они увидят только 5-6%. Из-за меньшего числа коллег рабочая нагрузка только повысится.

Прежде чем реформа «заработает» отделения службы нужно переоборудовать, провести квалификационные тесты. Мероприятия займут огромное количество времени, требуют бюджетных вливаний.

По мнению экспертов, эффективность реформы была бы выше при условии повышения статуса приставов до сокращения штата. Сейчас правительство действует наоборот. Это приведет к увеличению безработицы, ухудшению положения действующих работников службы.

По мнению Груздева и Медведева, в будущем изменения позволят повысить качество деятельности и гражданской жизни сотрудников ФССП. Все затраты оправданы, т.к. на силовые структуры России возложена огромная нагрузка и ответственность.

Законопроект вступит силу с 1 января будущего года после подписи Путиным. Вероятности, что планируемые изменения откатят, практически нет.

Приказ ФССП России от 26.03.2020 № 215 «О внесении изменения в приложение № 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 15.03.2022 № 17-р «О снятии ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 15.02.2021 № 15-р «О дальнейших ограничительных мерах в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и определении численности федеральных государственных служащих, работников территориальных органов принудительного исполнения и работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 12.05.2020 № 31-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 13.05.2020 по 29.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 07.04.2020 № 25-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 04 апреля по 30 апреля 2020 г.»

Приказ ФССП России от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 26.10.2021 № 110-р «Об определении количества сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению ФССП России, работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимого для функционирования Федеральной службы судебных приставов в нерабочие дни в октябре – ноябре 2021 года»

Распоряжение ФССП России от 27.05.2020 № 33-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.06.2020»

Распоряжение ФССП России от 30.04.2020 № 29-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.05.2020 по 11.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 27.03.2020 № 19-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 30 марта по 03 апреля 2020 г.»

Судебные приставы в России стали госслужащими, или О новой силовой структуре

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В связи с введением законом специальных званий сотрудникам данной системы, теперь с нами будут общаться люди в погонах от младшего сержанта внутренней службы до полковника внутренней службы.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

Как юрист, выскажу сомнение в пользе такого механизма. Бывают случаи, когда штрафы приходят людям, не совершившим правонарушение на дороге – за полного тёзку, либо за двойной регистрационный номер на автомобиле. Думается, что беготни нам предстоит больше, чем было раньше. Хотя, поживём – увидим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: