К какому виду машиностроения относится производство морских и речных судов локомотивов и вагонов

Обновлено: 02.10.2023

Машиностроение – это одна из отраслей тяжелой промышленности, которая производит машины разного назначения, начиная от техники общего назначения и заканчивая оборонной продукцией.

Применение выпускаемой продукции повсеместно.

Цель производства продукции машиностроения заключается в повышении производительности труда и его облегчения, по средствам производимой продукции.

  1. Гражданские самолеты и вертолеты
  2. Авиационные двигатели
  3. Радиолокация и радионавигация, средства радиосвязи
  4. Электродвигатели
  5. Деревообрабатывающее оборудование
  6. Буровое, горношахтное и нефтедобывающее оборудование
  7. Котлы и турбины
  8. Подъемно-транспортное оборудование
  9. Подвижной состав железных дорог
  10. Морские и речные суда
  11. Двигатели внутреннего сгорания, дизельные, тепловые, энергетические установки.
  12. Автомобили, троллейбусы, автобусы, прицепы
  13. Сельскохозяйственная техника, тракторы
  14. Холодильное и компрессорное оборудование
  15. Производственное оборудование (для переработки зерна, производства хлеба, переработки молока и др.)
  16. Технологическое оборудование (ткацкое, прядильное и т. п.)
  17. Микросхемы
  18. Батареи аккумуляторные

Применение продукции общего машиностроения

Продукция транспортного машиностроения имеет две зоны применения – гражданская и военная. Выпуск и применение продукции часто зависит от исторического периода, например, в эпоху транспортной революции массовой потребностью пользовались грузовой водный и наземный транспорт. Это повлияло на быстрое и интенсивное развитие судостроения.

Отрасль транспортного машиностроения выпускает продукцию, широко используемую население (пассажирские суда, вагоны, лайнеры и т. п.).

Сельскохозяйственная техника применяется в сборе урожая, обработке земли, и т. п., так же зачастую данную технику применяют в качестве тягачей.

Продукция авиастроения служит как для гражданского, так и военного применения. Каждый год выпускается немало пассажирских самолетов, конечно при этом велик процент импорта бортового транспорта. Так же немало предприятий занимается оснащением военной обороны вертолетами и Боингами, а также комплектующими к ним.

Наиболее сильной стороной России является производство железнодорожной продукции, такой как вагоны, составы (как пассажирские, так и грузовые), двигатели и другие комплектующие. Так же мы являемся наиболее крупным экспортером.

Готовые работы на аналогичную тему

Применение продукции тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение производит продукцию намного массивнее и тяжелее других. Все машины, предназначенные для транспортировки грузов, производятся данной отраслью.

Вся продукция, производимая отраслью тяжелого машиностроения, применяется в лесопромышленной, сельскохозяйственной, строительной сферах.

Тяжелое машиностроение производит оборудование и комплектующие для него, применяемые для добычи природных материалов (металлы, нефть), в горнодобывающем деле, в нефтеперерабатывающей промышленности.

Подъемно-транспортное оборудование (краны, экскаваторы, подъемники, лифты) широко применяются в строительстве.

Кузнечнопрессовое оборудование применяется при первичной обработке металла на заводах, производимых детали на другие отрасли машиностроения.

Применение продукции среднего машиностроения

Большим спросом пользуются легковые автомобили. Автомобили применяются для частного пользования, в настоящее время авто является неотъемлемой частью повседневной жизни. К тому же в России неплохо развит экспорт автомобильной продукцией, несмотря на то что, импорт развит гораздо лучше.

Тракторы по своему назначению используются населением в сельском хозяйстве (возделывание земли, в качестве тягача).

Станко-инструментальная продукция применяется для всех отраслей народного хозяйства. Производимая продукция (лесоперерабатывающие и металлообрабатывающие станки, оборудование и детали из металла, литейное и кузнечнопрессовое оборудование и тп) широко применяется на производстве.

Так же к среднему машиностроению относится отрасль танкостроения, продукция которой оснащает оборону страны.

Продукция робототехники применяется в области образования, как высокотехнологичный исследовательский инструмент.

На протяжении уже долго времени роботы применяются на производстве. Роботы заменяют людей в опасных и энергоемких операций. Особенно хорошо роботы используются в производстве автомобилей.

В сельском хозяйстве применение роботов началось сравнительно недавно, для ухода за культурами.

Так же свое место роботы нашли и в медицине, в качестве экзоскелетов, кардиостимуляторы и др.

Применение продукции точного машиностроения

В состав точного машиностроения входит такая отрасль как приборостроение, которая в свою очередь выпускает средства измерения (вольтметры, осциллографы, термометры, измерители звука и др), обработки информации и тп, которые применяются во многих отраслях и спектрах жизни.

Продукция радиотехнической и электронной промышленности широко применяется в отраслях народного хозяйства, в машиностроении, в связи, в транспорте, в повседневной жизни (телевизоры, магнитофоны, транзисторные радиоприемники, магнитолы и тп.

Продукция, выпускаемая радиотехнической промышленностью служат для удовлетворения потребностей населения бытовыми электроприборами.

Электротехническая отрасль выпускает оборудование для производства электроэнергии и передачи ее потребителям и преобразование ее в другие виды электроэнергии (механическую, тепловую и тп.).

Электротехническое оборудование применяется в строительстве, общественной инфраструктуре, в энергетике, здравоохранении, промышленности и др. производит такую продукцию как:

Машиностроение - важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включает в себя станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое и сельскохозяйственное машиностроение.

К машиностроения принято относить также электротехническую промышленность, радиоэлектронику и вычислительную технику, и транспортное машиностроение всех видов.

История развития машиностроения

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованием металлорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение Украины возникло еще в середине XIX века. Наличие металла, выгодное транспортно-географическое положение, высокая концентрация сельскохозяйственного производства способствовали развитию тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (например использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационного обеспечения процессов.

Объекты производства

Объектом машиностроительного производства является изделие, которым называют продукт конечной стадии производства. Им может быть любой предмет, или множество предметов производства, которые производят на предприятии. Для автомобильного завода изделием является автомобиль, для моторного - мотор, для завода по производству заготовок - отливка, Кованка подобное. Стандарты предусматривают следующие виды изделий: заготовки, детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Заготовка - изделие, из которого вследствие изменения формы, размеров, жесткости поверхностей и свойств материала получают деталь или сплошную сборочную единицу.Деталь это изделие, которое изготавливают без сборочных операций, например, вал, шестерня, хромированная гайка, трубка, сварная из одного куска металла и др..

Сборочная единица - изделие, составные части которого соединяются между собой вследствие выполнения сборочных операций ( свинчивания, склеивания, сварки,например, автомобиль, станок, редуктор, сварная ферма или корпус.

Комплекс - два и более сборочные единицы, соединенные между собой на заводе, изготовленные сборочными операциями и предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.

Комплект - два и более изделий, не соединенных между собой и предназначенных для выполнения однотипных функций вспомогательного характера (запчасти, инструмент, приспособления, комплект измерительной аппаратуры).

Типы машиностроительного производства

В машиностроительном производстве различают три основных типа: массовое, серийное и единичное.

Принадлежность производства к тому или иному типу определяется степенью специализации рабочих мест, номенклатуре объектов производства, формой движения этих объектов по рабочим местам.

Массовое производство характеризуется непрерывным изготовлением ограниченной номенклатуры изделий на узкоспециализированных рабочих местах. Этот тип производства позволяет механизировать и автоматизировать технологический процесс в целом и организовать его более экономно.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий (детали изготавливают партиями а также узлы - сериями), повторяющийся через определенные промежутки времени, и широкой специализацией рабочих мест. Разделение серийного производства на крупно-, средне-и мелкосерийное условно, так как в различных отраслях машиностроения при одной и той же количества изделий в серии, но при существенной разнице их размеров, сложности и трудоемкости производство может быть отнесено к различным типам. По уровню механизации и автоматизации крупносерийное производство приближается к массового, а мелкосерийное к единичному.

Единичное производство - отмечается изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяется через неопределенные промежутки времени или вообще не повторяются. Рабочие места при этом не имеют определенной специализации. Значительный процент технологических операций выполняют вручную.

Одним из признаков производства является коэффициент закрепления операций, под которым понимают отношение количества всех операций, выполняемых в течение единицы времени (месяц), с количеством рабочих мест:

K =<></p>
<p>^ < O>\! \! \ Diagup \! \ !<>_ < P>\;,

где О - количество различных операций, выполняемых на на рабочих местах участка или цеха в течение месяца; Р - количество рабочих мест на участке или в цехе.

Отрасли машиностроения по группам

Традиционное машиностроение делят на следующие группы отраслей: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроения

До тяжелого машиностроения относятся отрасли, производящие оборудование для горной и металлургической промышленности, энергетические блоки (энергетическое машиностроение), подъемно-транспортное оборудование.

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме легкой и пищевой).

  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Производство технологического оборудования по отраслям
    • Строительное и коммунальное машиностроение
    • Сельскохозяйственное машиностроение
    • Химическое машиностроение
    • Лесопромышленное машиностроение

    Среднее машиностроение

    В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

    • Автомобильная промышленность
    • Тракторостроение
    • Станкостроение
    • Робототехника
    • Инструментальная промышленность
    • Оборудование легкой промышленности
    • Оборудование пищевой промышленности
    • Промышленность бытовых приборов и машин

    Точное машиностроение

    Ведущие отрасли точного машиностроения - приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность.
    Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна - это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

    • Приборостроение
    • Радиотехническая и электронная промышленность
    • Электротехническая промышленность

    Производство металлических изделий и заготовок

    • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
    • Производство массовых металлоизделий (метизов) - проволока, канаты, гвозди, крепеж.

    Отраслевая структура и особенности размещения машиностроения

    Тяжелое машиностроение выпускает горно-шахтное, подъемно-транспортное, металлургическое оборудование, оборудование для химической и строительного комплексов, путевые машины ( бульдозеры, экскаваторы, катки, грейдеры ) и другие. Оно является металлоемких, поэтому тяготеет к металлургическим базам; одновременно оно - громоздкое, поэтому тяготеет к потребителю. Продукция этой отрасли выпускается небольшими партиями или даже единичными образцами (паровые котлы, турбины,прокатные станы ) и является трудоемким.

    Уровнем развития тяжелого машиностроения выделяются прежде развитые страны, где есть тяжелая промышленность. Среди стран, тяжелое машиностроение ориентируется на добывающую промышленность (добыча нефти, газа, руды, угля ) или на металлургическую промышленность ( Индия, Бразилия, Аргентина ).

    Транспортное машиностроение состоит из производства автомобилей, морских и речных судов, локомотивов, вагонов, трамваев, троллейбусов и т.п.. Оно ориентируется преимущественно на развитые страны, где есть значительный спрос на эту продукцию, а также на сырьевую базу.

    Автомобилестроение обозначено большой капиталоемкостью, а острая конкуренция обуславливает высокий уровень монополизации. Крупнейшими монополиями по производству легковых автомобилей является «Вольво», «Даймлер-Бенц», ФИАТ, БМВ, «Дженерал-моторс», «Форд-мотор», «Тойота», «Ниссан», «Опель». Среди регионов лидерство держит Северная Америка. Среди стран выделяются США, Япония и Франция.

    АвтоЗАЗ-Daewoo в Украине наладил выпуск автомобиля «Таврия» улучшенного качества и трех моделей «Daewoo». В Ильичевске начато составление моделей Leganza,Nubira, Lanos.

    Компания General Motors в рамках совместного предприятия АвтоЗАЗ-Daewoo инвестировала в автомобилестроение 100 млн дол. для сборки Opel Astra и Vectra. В Луцке создан СП по сборке шестой модели ВАЗ, а в Мелитополе на базе недавно построенного моторного завода налажен выпуск двигателей фирмы «Рено», в том числе для СП «Рено-ЛАЗ» по производству новых автобусов.

    Выпуск автомобилей в России снизился, Украина в 1998 г. выпустила 25,7 тыс. легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение сосредоточено в таких странах, как США, Канада, Япония, ФРГ, Россия, Чехия, Беларусь. Здесь производятся грузовики большой и средней грузоподъемности. Крупнейшие центры: Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород в России, Минск и Жодино в Беларуси, Дирборн в США, Нагоя в Японии, Копршивниця в Чехии (грузовики «Татра») Японии ( Mitsubishi, Nissan, Hino), Италии ( Iveco ), Швеции (Volvo), Франции (Renault), ФРГ и США (Даймлер-Крайслер, Mercedes, MAN ), а также модели Scania и DAF. Россия с Украиной образовали 4 СП по сборке небольших грузовиков «Газель» в Симферополе, Ильичевске, Кременчуге и Киевской области.

    Производство автобусов сосредоточено в ФРГ («Мерседес»), Венгрии («Икарус»), Украина (ЛАЗ), России (ПАЗ, ЛИАЗ), США, Японии, Швеции (Вольво), Франции (Рено).

    Производство мотоциклов сосредоточены в Японии (Suzuki, Jawa, Jamaha, Kawasaki, Honda); ФРГ (BMW), Франции (Pegeout), США и Италии.

    Локомотивостроение исторически сложилось там, где была развита сеть железных дорог: в Западной Европе, России, Украины, США, Японии. В большинстве развитых стран выпускают и используют электровозы (исключение США, где высок удельный вес тепловозов), а в развивающихся странах, применяют тепловозы и паровозы. Новейшие типы локомотивов вводит Япония, скорость движения на ее специальных скоростных железных по Тихоокеанскому поясу - самая высокая. В США разработан новый тип скоростного железнодорожного состава, который будет двигаться со скоростью 240 км / час и станет одним из самых надежных с точки зрения безопасности движения. В Украине тепловозы и электровозы производятся в Луганске, Харькове и Днепропетровске, трамваи - в Луганске, троллейбусы - в Днепропетровске.

    Морское машиностроение сосредоточено в Японии; эта страна дает 38% строящегося тоннажа. По объему военного судостроения лидируют США. С середины семидесятых годов быстро - при активном участии японских монополий и с использованием японского судового оборудования - морское судостроение развивается в Южной Корее (20% мирового объема), Сингапуре, Бразилии. В Западной Европе самые высокие темпы развития судостроения - в Германии и Италии (соответственно 5,4 и 4,3%). Китай в последнее время вытеснил с третьего места Германию и его удельный вес составляет 6,1%.

    В отдельных странах сформировалась определенная специализация: Япония делает судна для перевозки наливных и насыпных грузов, Франция - сжиженных газов и химикатов, Финляндия - ледоколы и пассажирские суда, США - судна-баржовозы и газовозни танкеры.

    Новая тенденция - перемещение судостроительных мощностей в развивающиеся страны. Кроме Республики Корея в «первую десятку» вошла Бразилия. Это связано с наличием сырьевой базы и дешевых трудовых ресурсов.

    В мировом производстве судов удельный вес Украины в 1995 году составляла 0,8%, а в 1998 упала до 0,3%. Ведущими покупателями украинских судов является Греция (41% от общей стоимости проданных судов), Россия (30%), Дания, Либерия, Нидерланды.

    Станкостроение является отраслью, определяющей научно-технический прогресс в мире. Оно требует привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов, поэтому размещается в основном в экономически развитых странах. Не случайно на шесть из них - Японию, ФРГ, США, Италию, Швейцарию и Францию - приходится 75% производства станков. В экспорте станков лидируют те же страны.

    Станкостроение в странах мира имеет узкую специализацию. Так, США и ФРГ первые за выпуском станков с программным управлением; Япония и ФРГ - металлорежущих станков; США, Япония и ФРГ - кузнечно-прессовых станков; Швейцария - прецизионных станков.

    Сельскохозяйственное машиностроение включает выпуск комбайнов, жаток, сеялок, косилок, оборудования для животноводства и т.п.. Все эти машины ориентируются на потребителя и производятся в тех странах, где они необходимы. Многие развивающиеся, имеют цеха по сборке сельскохозяйственной техники, а комплектующие завозят из Западной Европы, Японии и США. По объему производства сельскохозяйственных машин лидируют США, они же являются основными потребителями этой техники.Зерноуборочные комбайны выпускают в Ростове-на-Дону, Таганроге, Сызрани, Красноярске (Россия) Луганске и Кировограде (Украина); кукурузоуборочные - в Херсоне (Украина); льноуборочные - Бежецкий, Люберцы (Россия); хлопкоуборочных - Ташкент (Узбекистан); картофелеуборочные - Гомель (Беларусь), Рязань, Тула (Россия).Херсонский завод кукурузоуборочных комбайнов наладил производство зерноуборочного комбайна «Славутич».

    Авиа-и ракетостроение характерно для экономически развитых стран. США производит «Шаттл», Франция - "Орион", Россия - искусственные спутники, космические станции, модули; Украина - ракетоносители «Зенит» и «Протон». Также Украина принимает участие в комической программе «Морской старт». Крупнейшие производители самолетов в мире - Boeing (США) и Airbus (консорциум Западной Европы). Также различные типы самолетов производят Франция, Италия, Канада, Швеция и другие. Россия производит военные и гражданские самолеты и вертолеты: МИГ, СУ, АН, ИЛ, ТУ и другие. В Украине производят авиадвигатели (завод «Мотор-Сич» в Запорожье). Авиазаводы в Киеве и Харькове налаживают выпуск ТУ-334, АН-140, АН-74, АН-74 ТК.

    Важным направлением машиностроения является производство оружия. В мире среди производителей оружия выделяются развитые страны, а среди покупателей, как развитые страны, так и развивающиеся.

    Приборостроение - это производство электро-и радиоизмерительных оптических приборов, приборов времени, средств связи и т.п.. Крупнейшими производителями электротехнического оборудования в мире есть компании АВВ (Швейцария и Швеция), Siemens (ФРГ), General Electric (США), GEC-Alsthom (Франция и Великобритания).

    Эти отрасли производства сначала появились в Европе, США и Японии, а затем были перенесены также в Новые индустриальные страны (НИС) Восточной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в расчете на дешевую рабочую силу.

    Одним из направлений приборостроения является электронная промышленность. Она зародилась в США, затем перешла в Европу и Японию, а теперь сместилась в НИК.Сейчас такие НИК, как Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Бразилия, входят в десятку первых стран, уступая лишь США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции. Сначала в этих странах только составляли бытовую электронику из американских, европейских и японских деталей; теперь здесь внедряют свое интегрированное производство, которое содержит все основные стадии. Выпускаются персональные компьютеры, большие интегральные схемы, периферийные системы, оборудование для электронного проектирования, средства связи, волоконная оптика и т.п.. В 1997 году в мире было произведено 80 млн персональных компьютеров. Лидер - компания Compag (США).

    В Украине эта отрасль тоже широко представлена: большинство продукции производится на предприятиях военно-промышленного комплекса. Среди центров выделяются Киев, Днепропетровск, Львов, Одесса, Харьков, Симферополь.

    В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

    Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале ("Уралмаш" в Екатеринбурге), Сибири ("Сибтяжмаш" в Красноярске).

    Размещение отраслей тяжелого машиностроения обусловлено тем, что для предприятий тяжелого машиностроения характерны производства, связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

    К металлоемким отраслям относят и производство оборудования для угольной промышленности. Крупные центры производства горношахтного оборудования созданы в Западной Сибири - Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые широко используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

    Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефте- и газодобывающих районах - на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

    Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры. Одним из крупнейших центров по производству турбин для гидроэлектростанций является завод "Электросила" в Санкт-Петербурге; Таганрогский завод "Красный котельщик" производит половину всех паровых котлов РФ. Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде.

    Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной электроэнергетики потребовало организации производства оборудования для атомных электростанций; так, в Санкт-Петербурге выпускают атомные реакторы, крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

    В развитых центрах машиностроения получило развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Как правило, такие станки выпускают небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России в зарубежных странах. Такие предприятия работают в Коломне (Центральный район), Воронеже (Центрально-Черноземный район), Новосибирске (Западно-Сибирский район).

    К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

    Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Строительство современных судов требует установки на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении большое развитие получило кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Основные Центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря - Санкт-Петербург, Выборг, специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов - атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом - Мурманск, специализирующиеся на производстве лесовозов.

    Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где АО "Красное Сормово" выпускает суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река - море", суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

    Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Значительная металлоемкость определила размещение его вблизи металлургических баз. Пассажирские тепловозы производят в Коломне (Центральный район), электровозы - в Новочеркасске (Северо-Кавказский район), маневровые тепловозы - в Муроме и Людинове (Центральный район). В Демихово начато производство пригородных электропоездов, что позволило отказаться от импорта этой продукции из Латвии.

    Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье. С учетом этого фактора стало развиваться вагоностроение в Нижнем Тагиле, где производят вагоны повышенной грузоподъемности, Калининграде, Новоалтайске. На производстве изотермических вагонов специализируется Брянский завод тяжелого машиностроения; в Твери выпускают пассажирские вагоны дальнего следования и двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей, в Санкт-Петербурге и в Мытищах - вагоны для метрополитена. На производстве грузовых вагонов, контейнеров и битумовозов специализируется Абаканский вагоностроительный завод.

    Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы.

    Общее машиностроение включает группу машиностроительных отраслей, специализирующихся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

    Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. Они размещаются там, где есть квалифицированные кадры.

    Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперационным поставкам. Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической отраслей промышленности.

    Одной из показательных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускает Московский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, автомобили малой грузоподъемности - Ульяновский (УАЗ) завод. Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

    Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде, малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган). По лицензии фирмы "Мерседес-Бенц" начата сборка автобусов различных модификаций на заводе ГолАЗ (г. Голицино Московской области)

    Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

    Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра (Москва) и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

    Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентоспособную продукцию.

    Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуются оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий. Без этого нельзя достичь технологического обеспечения развития экономики и участия страны в международном разделении труда в качестве полноправного партнера.

    Отрасли машиностроения в России — что входит в состав

    Российское машиностроение является крупной отраслью промышленности, которая включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.

    Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. От состояния и развития этой отрасли промышленности зависит функционирование других отраслей народного хозяйства.

    Предприятия машиностроительной сферы обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население — предметами потребления.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Класс ОКВЭД 28, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, включает в себя следующие составляющие машиностроения:

    • производство машин и оборудования, оказывающих механическое или термическое воздействие на материалы, или выполняющих различные операции с материалами (например, упаковка, обработка, взвешивание и т.д.), включая производство деталей и составных частей;
    • производство стационарных и передвижных или переносимых устройств;
    • производство оборудования для перевозки пассажиров;
    • выпуск устройств для перевозки грузов;
    • производство электрооборудования и оптических приспособлений;
    • производство машин для ограниченного использования в промышленности;
    • организация строительства машин для ограниченного назначения, например, развлекательное оборудование для выставок.

    Особенности структуры, основные виды, какие приоритетные

    Тяжелое машиностроение

    Тяжелое машиностроение — это материалоемкая отрасль машиностроения, характеризующаяся большим потреблением металла и малой трудоемкостью.

    К тяжелому машиностроению относят:

    • выпуск металлургического оборудования (печи, конвертеры, прокатные станы, кузнечно-прессовое оборудование, комплексные и автоматические линии, конвейеры, а также различные типы вспомогательного оборудования);
    • производство горно-шахтного оборудования (оно очень разнообразно, что обусловлено как различиями в условиях его эксплуатации, так и его целевым назначением. К примеру, использование горнопроходческого комбайна в целях добычи полезных ископаемых нерационально, а угледобывающий комплекс бесполезен при извлечении железной руды. К горно-шахтному оборудованию можно отнести дробилки, грохоты, сепараторы, скребковый (или ленточный) конвейер, отбойный молоток);
    • выпуск тяжелых станков;
    • производство крупных морских и речных судов;
    • производство локомотивов и вагонов;
    • выпуск крупноэнергетических машин.

    К последнему направлению относится комплекс как энергетического оборудования (энергооборудования), так и коммуникаций (трубопроводов, каналов, линий электропередач) энергоносителей.

    Например, котлы паровые и водогрейные, котлы-утилизаторы (котлы-охладители), турбины паровые и газовые, вспомогательное оборудование котельных установок, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины и паровые котлы, блоки разделения воздуха, холодильные установки, нагнетатели (воздуходувки, газодувки и эксгаустеры).

    Подъемно-транспортное оборудование — лебедки с ручным электрическим приводом; тали и тельферы, применяемые для вертикального и горизонтального перемещения грузов; лифты, транспортеры; гравитационные спуски; оборудование пневматического и гидравлического транспорта, грузовые тележки с подъемом; электрокары; уравнительные площадки.

    Среднее машиностроение

    Среднее машиностроение — группа предприятий, деятельность которых отличается узкой специализацией и широкими связями по кооперативным поставкам.

    К среднему машиностроению относятся:

    • тракторостроение (отрасль, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним);
    • робототехника (разработка автоматизированных технических систем);
    • технологическое оборудование для легкой промышленности (состав отрасли представлен в ОК 012-93 Классификаторе ЕСКД, Классе 80. Оборудование технологическое текстильной и легкой промышленности);
    • станкоинструментальная промышленность (производство металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, автоматических и полуавтоматических линий, оборудования и изделий из металла);
    • устройства и приспособления для пищевой промышленности;
    • автомобильная промышленность (приоритетом данной отрасли является производство легковых и грузовых автомобилей).

    Российское автомобилестроение является ведущей отраслью отечественного машиностроения, которая определяет экономический и социальный уровень развития страны. Предприятия автомобильной промышленности работают во многих регионах России.

    Факторы и тенденции, влияющие на российское автомобильное машиностроение:

    • после того, как иностранный капитал пришел в российскую экономику, в стране появились заводы по сборке иномарок в разной степени локализации. Некоторые из этих предприятий были построены на инвестиции зарубежных автоконцернов; основа их деятельности — выпуск моделей инвесторов;
    • локализация производства иномарок постоянно увеличивалась и была связана с изготовлением кузова и салона, сборкой двигателя, трансмиссии, навесных агрегатов, элементов подвески;
    • на рынке грузовых машин превалируют национальные торговые марки (ГАЗ и КамАЗ), однако и в данном сегменте есть примеры локализованной сборки брендов иностранных автомобилей;
    • в 2018 году выпуск легковых автомобилей увеличился на 15,3 %; продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли приблизительно на 13%;
    • в 2019 году Правительство РФ планировало сотрудничество с производителями автомобилей по новому пакету государственной поддержки, нацеленному на углубление локализации производства машин;
    • в 2020 году производство автомобилей было временно прекращено из-за пандемии в связи с COVID-19;
    • в июне 2020 года загрузка автозаводов в России упала ниже 30%.

    Общее машиностроение

    Общее машиностроение представлено:

    1. Железнодорожным машиностроением (грузовое вагоностроение, локомотивостроение, производство путевой техники, пассажирское вагоностроение).
    2. Судостроением (производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизация и техническое обслуживание).
    3. Авиационной промышленностью. Предприятия авиапрома полностью обеспечивают потребности в самолетах и вертолетах армии, силовых ведомств и государственных структур страны. Задачами авиационной промышленности являются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
    4. Ракетно-космической промышленностью. Это одна из самых сложных и наукоемких отраслей машиностроения. К ней относятся производственные предприятия, научные институты, исследовательские и испытательные центры. Ракетно-космическая отрасль играет главную роль в обеспечении военной, экономической безопасности государства и освоении космоса; ее задачами являются разработка, производство, ремонт и модернизация боевых ракетных комплексов и ракетных комплексов космического назначения, наземного оборудования космических систем и образцов космической техники гражданского и военного назначения.
    5. Производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

    Точное машиностроение

    Характеристика ведущих отраслей точного машиностроения:

    • приборостроение (занимается разработкой и производством средств измерений, обработки и представления информации, автоматических и автоматизированных систем управления);
    • радиотехническое и электронное машиностроение;
    • электротехническаяпромышленность. Отрасль машиностроения, выпускающая оборудование для производства электроэнергии, передачи ее потребителям и преобразования в другие виды энергии —механическую, тепловую и т.д.

    Последнее направление также подразделяется на следующие отрасли: электротехническое промышленное машиностроение, обеспечивающее производство электромашин и энергетического оборудования; бытовая электротехническая промышленность, задача которой — производство бытовых электрических приборов и электрики; кабельная промышленность, занимающаяся производством силовых, измерительных кабелей и проводов.

    Точное машиностроение является специфичной областью промышленности, которая требует высококвалифицированных кадров, инвестиций и поддержки передовых достижений конструкторских бюро.

    Центры машиностроения в России

    Производство оборудования для энергетической промышленности предполагает большую металлоемкость продуктов производства, что вызывает проблемы в их транспортировке. Поэтому предприятия в данной отрасли располагаются вблизи центральных районов развития металлургии, которые расположены в:

    • Екатеринбурге;
    • Орске;
    • Красноярске;
    • Иркутске;
    • Комсомольск-на-Амуре.

    Горно-шахтное производство создается в следующих центрах тяжелого машиностроения:

    • Новокузнецк;
    • Прокопьевск;
    • Кемерово;
    • Красноярск.

    Оборудование, необходимое для газовой и нефтяной промышленности производится в центрах, ориентированных на добычу нефти и газа:

    • Урал;
    • Поволжье;
    • Северный Кавказ;
    • Западная Сибирь.

    Российское автомобилестроение представлено в следующих производственных центрах:

    • Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы;
    • Московский регион (ЗИЛ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
    • Нижегородский район (ГАЗ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
    • Ульяновский район (УАЗ, производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности).
    • легковые автомобили производятся в следующих районах: Волго-Вятский, Центральный, Уральский;
    • автобусные заводы расположены в: Ликино, Голицино, Павлово, Уральском районе (Курган), Северо-Кавказском районе (Краснодар).

    Крупнейшие центры железнодорожного машиностроения расположены:

    • в Центральном районе России;
    • на Северо-Западе страны;
    • на Северном Кавказе.

    Всего в российском судостроении заняты более тысячи предприятий. Крупнейшими центрами российского судостроения являются:

    • Санкт-Петербург;
    • Северодвинск;
    • Нижний Новгород;
    • Калининградская область.

    Крупнейшие центры авиакосмической промышленности сосредоточены преимущественно во внутренних регионах страны:

    • в Центральной России;
    • в Поволжье;
    • на Урале.

    Центры развития точного машиностроения:

    • Москва;
    • Зеленоград;
    • Тула;
    • Казань;
    • Чебоксары.

    Проблемы машиностроительного комплекса России

    В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Кроме того, обесценивание национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие данного сектора.

    По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны.

    Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика.

    После относительно стабильного периода в 2020 году возобновилась кризисная тенденция в отрасли машиностроения России, которая переживает подобные периоды болезненнее других промышленных отраслей.

    Темпы спада здесь, как правило, больше, чем в экономике в целом, а восстановление после кризиса происходит медленнее. Так было в 2009 году, в 2015 году, и 2020 году.

    Судостроение – это сложный процесс производства морского транспорта.

    Данное производство требует наличия множества квалифицированных специалистов.

    Машиностроение как отрасль промышленности

    Машиностроение – крупная отрасль производства, занимающаяся изготовлением оборудования и предметов народного потребления.

    Основная задача машиностроения заключается в постоянном повышении качества производства автомобилей и оборудования, а также в увеличении объема производства на предприятиях.

    Машиностроение включает 225 отраслей, взаимодействующих между собой.

    Прежде всего машиностроительное производство имеет прочные связи с черной металлургией, так как использует ее продукцию, а металлургические комплексы в свою очередь используют отходы машиностроения в своей работе.

    Предприятия машиностроения размещают по определенным критериям. Самый важный принцип заключается в наличии поблизости металлургических баз и квалифицированных кадров. Преимуществом будет близкое расположение научных центров и рынка сбыта. Важная роль принадлежит специализации и кооперированию.

    История судостроения

    Судостроения появилось ещё в древности, когда возникла острая надобность в больших судах. Интенсивное развитие судостроения началось лишь в XV—XVI веках на территории Испании и Португалии. А затем оно начало развиваться и в других странах – в Англии и во Франции.

    Поставку материалов для производства парусов и судов осуществляли Великое княжество Литовское и Российская империя, ведь изначально суда строили из дерева, а паруса ткали из льна.

    Благодаря постепенному развитию этого производства значительно увеличивались размеры созданных кораблей.

    Во время производства корабелы пытались найти всё новые и новые способы, которые помогли бы ещё больше усовершенствовать характеристики судов, такие, как скорость или грузоподъёмность корабля.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Морское машиностроение

    Морской транспорт играет большую роль в экономическом развитии страны, потому что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей, так как с каждым годом увеличивается объем мировых морских грузоперевозок.

    Данным видом производства занимаются только специализированные предприятия и верфи. По статистике, один работник морского машиностроения обеспечивает работой 4 человека из другой сферы деятельности благодаря производству кораблей и судов.

    Методы постройки судов постоянно улучшаются наряду с активным развитием науки и техники.

    В производстве судна есть ряд важных этапов:

    • достапельный этап, направленный на обработку материалов и создание отдельных деталей;
    • стапельный этап, что заключается в сборке корпуса судна, состоящего из отдельных блоков, также проводится проверка на водонепроницаемость и полную изоляцию помещений от воздействия воды;
    • достроенный этап, на котором проходит ряд действий для спуска судна на воду, для достройки;
    • последняя проверка производства – комплексная: ревизия, пробное швартование и контрольный выход в море.

    Судостроение относится и к тяжелому, и среднему машиностроению.

    Оно делится на два вида:

    Суда всех типов выполняют ряд важных задач и имеют огромное количество функций таких, как транспортировка грузов в различные страны мира, спасательные операции, проведение мероприятий по очистке экологической среды, укладка кабелей и труб в мировом океане, научные исследования, рыболовство, экскурсии и круизы, военные операции и другие важные задачи.

    Вместе с развитием морского машиностроения увеличивается количество заказов на крупные и сложные суда, это делает производство более трудоемким.

    К наиболее перспективным видам продукции относится такое направление коммерческого и продовольственного производства, как изготовление суден для рыбодобывающей сферы.

    Отдельного внимания заслуживают грузопассажирские суда, предназначенные для речного судоходства.

    Проблематика судостроения

    В настоящее время существует множество факторов, которые препятствуют развитию судостроения. Одной из проблем является то, что развитие кооперирования между судоремонтными и судостроительными производствами практически не осуществляется. Это приводит к тому, что развитие этих сфер не совершенствуется и стоит на месте.

    Важной проблемой остается увеличение трудоемкости производства. Это происходит вследствие высокого показателя издержек, так как из-за технических проблем с оборудованием иногда невозможно вовремя закрыть сроки строительства. Одной из причин этого является растущая стоимость импортного оборудования.

    Проблемой является также большая конкуренция в сфере судостроения среди многих стран мира. Подобные суда востребованы на мировом рынке из-за того, что являются одним из наиболее востребованных видов продукции, оказывающей четкую перспективу.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: