К каким векам относят создание такого сборника правовых норм древнерусского государства и права

Обновлено: 24.09.2022

Русская Правда и другие источники права. Наиболее ранним источником права в Древнерусском государстве являлся правовой обычай, т.е. обычай, санкционированный государством. Но начиная с князя Владимира (980—1015) все большее значение приобретает законодательство, которое активнее, чем правовой обычай, способно проводить в жизнь феодальные принципы.

Постепенно накапливалось большое число как обычаев, так и законов и возникла потребность в их оформлении. Для этого были составлены правовые сборники, соединявшие воедино весь этот правовой материал. Эти сборники получили название Русской Правды. Поскольку таких сборников составлялось много, то и Русская Правда дошла до нас во многих списках (более 110). Все списки Правды делятся на три редакции: Краткую Правду, Пространную Правду и Сокращенную Правду. Для нас наибольший интерес представляют Краткая и Пространная Правда. Сокращенная редакция возникла по-видимому позднее, уже в Московском государстве в XV в. Возникла она в результате переработки Пространной редакции, приспособления ее к условиям жизни в более позднее время.

Составление Краткой Правды относится к XI в., причем многие правовые нормы, вошедшие в нее, создавались задолго до этого времени, еще в VII, VIII, IX вв., а в XI в. они были собраны в единый памятник.

Краткая Правда делится на две основные части. Первая часть (ст. 1 — 18) — Древнейшая Правда. Ее составление приписывается Ярославу Мудрому, а поэтому она известна как Правда Ярослава (она составлена, вероятно, в 1030-х гг.). В этой части мы видим еще ряд норм обычного права (таких, как кровная месть и т.д.). Кроме того, в ней еще недостаточно четко выражено право как привилегия для феодалов. В Краткой Правде устанавливается равное наказание за убийство — вира 40 гривен. Вторая часть — Правда Ярославичей XI в. была отражением княжеской домениальной собственности — это уже более высокая ступень в развитии феодального государства и права, т.е. сборник феодального права, в котором оформляется право как привилегия феодалов.

В частности, мы видим, что Правда Ярославичей более энергично охраняет крупные феодальные землевладения и регулирует взаимоотношения внутри феодальной вотчины 1 Более подробное деление Краткой Правды предусматривает четыре части: Правду Ярослава, или Древнейшую Правду (ст. 1—18), Устав Ярославичей (ст. 19—40), Покон Вирный (ст. 41—42), Урок Мостников (ст. 43). .

Пространная Правда возникла несколько позднее Правды Ярославичей, в ней правовые нормы были дополнены решениями периода княжения Владимира Мономаха — Уставом князя Владимира Мономаха (начало XII в.).

Пространная Правда представляет собой более высокую ступень феодального права. В ней более развитыми являются уголовное и гражданское право, подробнее рассматривается судоустройство и судопроизводство, вводятся статьи об охране боярской вотчины, а также регулирующие отношения феодалов и закупов, феодалов и смердов и т.д. Пространная Правда была по преимуществу боярским законодательством. В нем интересы безымянных «господ» приравнены к княжеским, а доля княжеских «продаж» строго оговорена, чтобы княжеские тиуны не могли произвольно «грабить» людей.

Пространная Правда была «лебединой песней» единой Киевской Руси: созданная в Киеве, она в равной мере удовлетворяла интересы феодалов всех княжеств, выросших на основе раннефеодальной монархии.

Некоторые историки в дореволюционный период высказали мнение, что Русская Правда не являлась официальным государственным изданием, а представляла собой лишь частные сборники (В.О. Ключевский). Это неверно. Дело в том, что Русская Правда в основном оформилась из княжеского законодательства а поэтому не вызывает сомнение тот факт, что эти сборники имели официальное значение. Бесспорно также славянское происхождение Русской Правды, поскольку она отражала жизнь именно славянского народа. Несостоятельными являются утверждения отдельных ученых о том, что Русская Правда представляла собой заимствование иностранного права — византийского, скандинавского и т.д. Отдельно ее сходство с иностранными памятникам права объясняется тем, что все правовые памятники, отражающие определенную ступень общественного развития, имеют, естественно, и общие правовые черты. Известное сходство Русской Правды с некоторыми иностранными памятниками права объясняется тем, что все они памятники феодального права.

Древними источниками права на Руси являются также русско-византийские договоры, содержавшие не только нормы международного права, но и нормы регулировавшие ряд вопросов внутренней жизни в Древнерусском государстве. В истории известно четыре договора Руси с Византией: 907, 911, 945 и 971 гг. Они говорят о высоком уровне юридической мысли в Древнерусском государстве в X в. В них содержится целый ряд норм уголовного и гражданского права.

Большое значение в качестве источников права имеют законодательные акты в виде церковных уставов и уставных грамот. В этих правовых памятниках содержатся нормы, регулировавшие отношения государства и церкви, нормы, определяющие права духовенства. Ряд норм уставных грамот регулирует правовое продолжение купечества. Устав князя Владимира, например, содержит постановления о предоставлении церкви десятой доли всех княжеских доходов (десятины) и т.д. правовое положение купечества регулируется Уставной грамотой князя Всеволода, данной церкви Ивана на Опоках. По этой грамоте учреждалось так называемое Иванское купечество.

После введения на Руси христианства духовенство всячески стремилось проводить в жизнь основные принципы византийского права, соответствовавшие интересам феодальной верхушки. Сборники норм византийского права назывались номоканонами. Русские переписчики объединяли номоканоны с нормами из других — русских, болгарских, византийских источников, создавая более объемные сборники права, которые получили название кормчих книг.

Наконец, источником права в Древнерусском государстве являлось византийское право, которое, в частности, было древнейшим источником церковного права.

РУССКАЯ ПРАВДА - памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси создана в период с 1068 по 1072 год., также это сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение Русской Правды связано с Ярославом Мудрым. Сохраняла свое значение до XV - XVI веков. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального права; является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.

Гривна - денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI- XV веках. Использовалась, в частности, для измерения веса серебра и золота (откуда и появился её денежный эквивалент).

Кун - весовая и денежная единица, а также название монет, использовавшихся на Руси в X- XV веках.

Резана - денежная единица Киевской Руси и соседних народов одна резана была равна примерно 1,48 грамм серебра 900-й пробы.

Ногата - денежная единица на Руси.

Гридин - княжеские дружинник, телохранитель князя.

Русин - группа восточнославянского населения, компактно проживающий на западе Украины, востоке Словакии, в юго-восточной Польше, на северо-востоке Венгрии и северо-западе Румынии.

Ябедник - представитель княжеской администрации, следивший за сбором налогов и вершивший княжеский суд.

Мечник - дворцовый чин древних русских князей.

Изгой - человек, оказавшийся вне общественных группировок в следствие утраты каких ни будь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство.

Смерд - свободный крестьянин с мерной долей земли.

Холоп - люди несвободного состояния, рабы в Древней Руси.

Колбяги - люди, имеющих родину за пределами Киевской Руси.

Огнищанин - управляющие княжеским хозяйством.

Ладья - транспортное средство для перемещения по воде, представляющее собой небольшое парусное судно или лодку.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).

6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему - это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.

35. А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так. же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост - давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.

Письменные правовые документы Древнерусского государства. "Русская правда" - сборник правовых норм времен правления Ярослава Мудрого. Содержание "Русской правды" как кодекса частного права. Характер судебного процесса, судебные пошлины и штрафы.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.06.2010
Размер файла 16,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Правовые нормы "Русской правды"

Содержание

    Введение
    • 1. Источники и происхождение Русской Правды
    • 2. Содержание Русской Правды
    • Заключение
    • Список использованной литературы

    Введение

    Стремительные перемены, которые происходили в последнее десятилетие прошлого века, были столь многочисленны, стремительны, взаимно противоречивы и неожиданны, что часто не позволяли наблюдателю дать им окончательную и объективную оценку.

    Многие события, происходящие сегодня, напоминают события далекого, и не очень, прошлого. Опасно проводить исторические параллели, хотя они и напрашиваются сами собой.

    Определенно можно сказать только одно: все, что происходит сегодня в сфере государственных и правовых преобразований, выросла из нашей истории и традиций. Государственно-правовое развитие России проделало долгий, трудный и прерывистый путь, придя в сегодняшнее состояние. И хотя это тоже не конечный этап нашей истории, общая картина не меняется: российское право, как и российская государственность - это единый процесс со множеством нюансов и множеством повторений.

    Поэтому необходимо изучить историю развития российского права, так как только зная причины и следствия можно провести аналогии и, избежав прежних ошибок, найти верное решение по новому проявившихся проблем.

    Большое значение в этом отношении имеет изучение эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

    Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. "Связь времен" позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Поэтому очень важно рассмотреть древнейшие памятники права, регулировавшие жизнь наших предков.

    Одним из таких важнейших памятников права является Русская Правда. Она была создана светской, государственной властью и охватывала своим влиянием дела, подведомственные светским государственным органам власти. Поэтому изучение данного документа позволяет составить общее представление о системе управления, иерархии должностей в Древнерусском государстве, административных правах и обязанностях государственных служащих, да и о повседневной жизни наших далеких предков.

    1. Источники и происхождение Русской Правды

    На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы, более четко определявшие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы.

    Наиболее интересным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, называвшихся Русская Правда. Ее появление относят к временам правления Ярослава Мудрого. Этот кодекс включил в себя отдельные нормы Закона Русского, "Правду Ярослава", а позднее - законодательство его сыновей "Правду Ярославичей".

    Ярослав жил в Новгороде и две трети ежегодно собираемой дани отправлял в Киев, отцу. Однажды он решил отказаться от выплаты дани. В ответ на это его отец приказал готовиться к войне с мятежным сыном, а Ярослав начал готовиться к войне с отцом, князем Владимиром. Для этого он нанял варяжскую дружину. Наемники буйно и разгульно вели себя в Новгороде и однажды горожане изрубили своих обидчиков. Князю варяги были нужны для обороны города, поэтому он заманил видных горожан на пир и наказал их за убийство, казнив тысячу новгородцев.

    Но на следующий день пришло известие о смерти старого князя и о том, что на киевский престол взошел брат Ярослава, Святополк. Ярослав решил вступить с ним в борьбу за власть, но не мог отважиться на это имея лишь поддержку небольшого наемного войска. Поэтому он собрал вече, покаялся и примирился с новгородцами. А те выставили ему дружину из трех тысяч человек для борьбы с Киевом - более надежное войско, чем могущие предать в любой момент наемники.

    Но необходимо было дать какие либо гарантии новгородцам, и оградить горожан от бесчинств варяжских дружин. Поэтому был издан Устав Ярослава, восемнадцать статей которого защищали жизнь, честь и имущество новгородцев от посягательств наемников.

    На всех статьях первой части Русской Правды лежит отпечаток описанных выше новгородских событий. Древнейшая Русская Правда рисует нам Новгород расколотым на два лагеря: к первому принадлежит все население Новгорода, от боярина до изгоя, к другому - все остальные чужеземцы (варяги и колбяги). Последние поставлены законом в неполноправное положение. Так, если обидчикам был новгородец, варяг должен был представить двух свидетелей; если грубияном был варяг, достаточно было клятвы новгородца.

    Особенно важно отметить, что в подробном списке лиц, жизнь которых охранялась древним обычаем кровной мести или высоким штрафом, указанны все слои городского населения, даже приезжие киевляне, но нет ни варягов, ни колбягов, хотя они имели в городе дома и имущество.

    Источниками Русской Правды были нормы обычного права и княжеская судебная практика. К нормам обычного права относятся положения о кровной мести и о круговой поруке. Но под влиянием византийского канонического права, кровная месть была ограничена путем снижения круга мстителей, или отменена путем ее замены денежным штрафом. Круговая порука, наоборот, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление.

    Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде их иногда связывают с именами князей, их принимавших (Ярослава, Ярославичей, Владимира Мономаха).

    Русская Правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

    Краткая Правда - наиболее древняя. Ее первая часть, связанная с именем князя Ярослава, относилась к тридцатым годам одиннадцатого века. Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей в последней четверти одиннадцатого века, после подавления восстания низов 1068 г.

    Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания закупов в Киеве в 1113 г.

    Сокращенная Правда относится к значительно более позднему периоду времени. Историки полагают, что она сложилась в пятнадцатом веке в Московском государстве.

    Русская Правда, как свод Древнерусского феодального права, представляла собой типичный кодекс раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально. В ней открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

    Списки Русской Правды отличаются друг от друга, а это свидетельствует о партикуляризме права и об отсутствии единой правовой системе.

    2. Содержание Русской Правды

    Русскую Правду можно определить как кодекс частного права - все ее субъекты являются физическими лицами, понятие юридического лица закон не знал. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя рассматривалась в качестве физического лица, отличающегося от других только высоким положением и привилегиями.

    Кодекс строился по принципу казуистичности, законодатель стремился предусмотреть все жизненные ситуации.

    В основном это сборник норм уголовного права, но определены также некоторые институты гражданского права. Так, Русская правда регламентирует договоры купли-продажи, поклажи, займа, личного найма. Подробно определяется порядок передачи имущества по наследству - по закону и по завещанию.

    Большое внимание русская Правда уделяет привилегиям господствующего класса и закреплению неравноправного положения смердов, закупов и холопов. Ее статьи, особенно в Пространной правде, подробно регламентируют права господ на холопов, закупов и других зависимых.

    Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений.

    Бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям. После смерда наследство получали только сыновья, а если их не было, имущество отходило в пользу князя.

    В Русской Правде не было специальных статей о праве собственности, но охране права собственности уделялось очень большое внимание. Устанавливались крупные штрафы за перепахивание межи, суровое наказание за кражу или порчу чужого коня, кражу другого имущества, незаконное пользование чужим имуществом и т.д.

    Обязательства по Русской Правде возникали прежде всего из причинения вреда. Причинивший вред чужой собственности был обязан возместить ее стоимость.

    В Русской Правде говорится также и об обязательствах из договоров. При этом характерно, что неисполнение обязательств влекло взыскание не только на имущество, но и на саму личность, не выполнившую обязательство.

    Русская Правда не знала достаточно четкого определения понятия уголовно-наказуемого деяния. На языке Русской Правды преступление - это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятие преступления еще не сложилось.

    Субъектом преступления являлись все, кроме холопов. За холопов отвечали их хозяева. В случае совершения преступления несколькими лицами, ответственность для всех была одинаковой.

    Из преступлений наибольшее внимание уделялось убийству. Так, разрешалась кровная месть, а если мстители отсутствовали, налагался высокий штраф. Потом кровная месть была заменена дифференцированной системой штрафов.

    Русская Правда различала два вида убийств: на пиру, т.е. в ссоре, в состоянии алкогольного опьянения, по неосторожности, и в разбое - то есть, умышленное убийство с целью грабежа. За последнее налагалось самое тяжкое наказание - поток и разграбление. У преступника конфисковывалось имущество, а он сам и его семья продавались в рабство.

    Другой вид тяжких преступлений - причинение телесных повреждений, увечий. Оно обычно наказывалось высоким штрафом. Хотя здесь тоже немалую роль играл статус лица, которому было нанесено увечье. Так, если это был боярин, то штраф был гораздо выше, чем за какого-либо смерда.

    Многие статьи посвящены защите имущества, чести и т.д. Но среди наказаний смертной казни не было, хотя это не значит, что на практике она не применялась. Так, существуют письменные свидетельства, что за убийство князя полагалась смертная казнь на месте свершения преступления. И вора, если его застали на месте преступления, можно было убить, и это не влекло за собой никакого наказания, а рассматривалось, как необходимая самооборона.

    Но самыми ходовыми наказаниями были штрафы: вира - денежное взыскание за убийство; продажа - штраф в пользу князя; головничество - взыскание в пользу семьи убитого. В виде наказания за тяжелые преступления обычно использовались поток и разграбление - за убийство в разбое, поджог гумна, конокрадство.

    Судебный процесс по Русской Правде носил обвинительно состязательный характер. Обе стороны на каком-либо открытом месте, обычно площади, высказывали свои обвинения, приводили доказательства. Они имели так же право приводить свидетелей. Суд выслушивал стороны, рассматривал доказательства и принимал решение по делу. Судопроизводство велось открыто и устно. А судебные пошлины и штрафы служили важным источником доходов для князей.

    Заключение

    Русскую правду можно считать первым законодательным документом, регулирующим повседневную жизнь древних славян. Кодификация законодательства свидетельствовала в первую очередь об усилении государственных начал, да и самой системы великокняжеской власти.

    В Русской Правде были собраны законодательные нормы, регулирующие отношения между отдельными категориями населения, различными его слоями. При этом очевидно, сколь велика социальная дистанция между различными слоями населения. Этот вывод напрашивается из разницы в размерах штрафов, назначаемых за убийство. Так, жизнь боярина или дружинника, оценивается в 80 гривен, а жизнь простого человека - в 40 гривен.

    Русская Правда определяет также виды преступлений, и меры наказания за различные преступления. Сравнивая Русскую правду с византийским каноническим правом, можно увидеть, что многое позаимствовано оттуда. Но предпочтительная мера наказания очень отличается. Если в последнем это - физические наказания, то законодатель в Русской Правде предпочитает использовать систему штрафов.

    Характерной чертой кодекса является его казуистичность. Эту черту можно наблюдать у большинства законодательных актов феодального периода. Законодатель рассматривает как можно большее число случаев и определяет правовые последствия для этих случаев. Основное в статьях Русской Правды -защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, а также некоторых категорий зависимого населения.

    Русская Правда представляет собой сборник нормативных актов нескольких поколений князей. При этом можно заметить, что статьи этого закона часто дополняют друг друга, но более ранние не вычеркиваются. Да и сами статьи не являются нормами закона в полном смысле слова. Это скорее пересказ решений различных княжеских съездов.

    Кроме того, нельзя сказать, что Древнейшая Русская Правда описывает в полной мере жизнь славянской Руси. Правда Ярослава представляет собой пособие для разрешения городских дрязг. Законодательством для всей Руси она стала гораздо позднее, после того как получила дополнения во время правления потомков Ярослава Мудрого.

    Список использованной литературы

    1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юрист, 2000.

    2. История государства и права России: учебник/под ред. Титова Ю.П. - М: проспект, 1999.

    3. Зуев М.Н. История России: учебник для вузов. М.: ПРИОР, 199

    4. Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории - М.: Рассвет, 1992.

    5. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века Русской истории. М.: Молодая Гвардия, 1987.

    6. Хрестоматия по истории государственного управления России с древнейших времен до начала 20-го века. Хабаровск: ДВАГС, 1999.

    Подобные документы

    На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы. Краткая редакция Русской Правды.

    контрольная работа [31,6 K], добавлен 18.12.2008

    Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Характеристика внешней и внутренней политики Ярослава Мудрого. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерд, дочери шведского конунга. "Русская Правда" - сборник норм древнего права.

    реферат [58,9 K], добавлен 18.11.2010

    Возникновение Древнерусского государства. Сущность Правды Ярослава и отображение в ней положения княжеской дружины. Развитие городов Киевской Руси во времена принятия Правды Ярослава. Экономическая мощь, политические, административные, культурные центры.

    реферат [26,7 K], добавлен 22.02.2010

    Государство и право в Древней Руси. Русская правда – памятник права Древней Руси. Преступление и наказание по Русской Правде. Некоторые положения русской правды с точки зрения современного права. Виды преступлений и наказаний.

    дипломная работа [71,5 K], добавлен 27.06.2007

    Эволюция института княжеской власти на Руси. Управление территориями в Х в., осуществляемое на основе десятинной системы. Судебные органы государства. Система государственного управления в Древнерусском государстве. Нормы и законы "Русской правды".

    контрольная работа [54,4 K], добавлен 20.04.2015

    Исторические условия принятия Правды Ярославичей. Древнейшая Правда - основа Правды Ярославичей, описание и характеристика ее нововведений. Правда Ярославичей как первый общегосударственный кодекс в истории русского феодального законодательства.

    реферат [30,4 K], добавлен 27.07.2010

    Историко-культурный контекст проживания семьи Ярослава Мудрого. История формирования личности Ярослава Мудрого. Изучение вопроса о развитии женских образов в семье Ярослава Мудрого. Династические браки как форма налаживания политических отношений.

    «Русская Правда» — кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право, принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти.

    После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

    Предыстория

    В начале становления русской государственности возник запрос на унифицированное уголовное и гражданское судопроизводство в контексте развития процессуальных правоотношений. Юридический артефакт «Русская Правда» не только исторический памятник, но и важный нормативный кодекс, руководство для судебных процессов в период издания и на несколько последующих веков. Русская Правда стала основой для судебных и уставных грамот, Судебников и даже для отдельных статей Соборного Уложения.

    Сборник правовых нормативных актов Древней Руси не возник на пустом месте. На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда».

    Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей:

    • княжеские судебные документы;
    • договоры с Византией;
    • некоторые тексты Священного писания.

    Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

    До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

    «Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

    Причины принятия

    Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

    Редакции и разделы

    Историкам известны 3 редакции «Правды»:

    • краткая;
    • пространная;
    • сокращённая.

    Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

    • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
    • «Правда Ярослава»;
    • «Правда Ярославичей»;
    • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

    Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

    В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

    Рассматривались все аспекты:

    • уголовные преступления – увечья и убийства;
    • крупные кражи;
    • мелкие хищения;
    • имущественные споры
    • и многое другое.

    Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

    Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

    Обзор содержания

    Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

    Виды нарушений закона

    Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

    Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

    Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

    Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

    Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

    Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

    В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

    Правонарушения и возмездие по Русской Правде

    В анналах истории существует убеждение о полноте и справедливости норм Русской Правды для частной жизни и правовой практики Древней Руси. Большое внимание в документе уделено сфере уголовного права в части:

    Своеобразного понятийного определения преступлений, как того, что наносит личный или имущественный ущерб реальному человеку (терминологически — «обида»).

    Систематизации преступных деяний на две стороны: личную и имущественную, с допущением бессудной расправы, разницы прав субъектов и объектов деяния и смягчающих обстоятельств.

    Определения понятия соучастия, как равной ответственности подельников, без распределения между ними функций.

    Выявления двух основных родовых объектов преступления: личность и имущество, в свою очередь, включающих в себя самые разнообразные виды правонарушений.

    Описания довольно простой и относительно мягкой системы наказаний: штрафы (виры), членовредительство и лишь в особых случаях поток и разграбление. Отмечалась конкуренция между потерпевшим лицом и государством в части применения кровной мести.

    Гармонично вписывается в общий строй уголовного права Русской Правды церковная судебная практика, являвшаяся неотделимой частью всей правовой системой Киевской Руси, которую смело можно называть церковно-юридической.

    Судопроизводство

    В Древней Руси суд творил сам князь, в чьих руках находилась власть. Судебное разбирательство велось по прихоти и произволу высшего административного лица. С появлением Русской Правды роль князя, как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде норм юридического документа. Судебные решения князей в ряде случаев становились прецедентом и фиксировались как нормы права. В последующем князь вел процессы по очень важным делам, судил высшую знать и разбирал жалобы на местные суды.

    Местные функции судопроизводства исполняли волостели и посадники, при участии выборных и вече. Кроме княжеских судов общей юрисдикции существовали:

    Церковный суд ведал не только делами о нарушениях церковных уставов и канонов, но и расследовал дела о самовольных расторжениях брака, изнасилованиями, имущественными спорами супругов, церковным воровством и подобными правонарушениями.

    Боярский суд, распространявшийся на зависимое от боярина население, в них боярин, подобно князю в основном судил сам, а часть дел перепоручал решать помощникам.

    Так как, уголовные и гражданские дела не выделялись в отдельное судопроизводство, то процессуальный порядок рассмотрения дел был для них одинаков.

    Ход судебного процесса

    Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.

    Судебная тяжба делилась на три фазы:

    Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.

    Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».

    Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.

    Доказательная база Русской Правды строилась:

    • из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
    • из «поличных» — вещественных доказательств;
    • из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
    • из присяги.

    В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.

    Система штрафов

    Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

    Слои населения по «Русской Правде»

    Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

    • князь;
    • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
    • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
    • холопы.

    Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

    Значение «Русской Правды»

    Главная мысль Русской Правды заключена в стремлении общества освободиться от родоплеменных рудиментов регулирования межличностных и имущественных отношений. Юридический кодекс включал в себя решение жизненных проблем и обеспечивал баланс между государством и общиной на принципах традиционной справедливости.

    По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

    Источники права. Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи, представлявшие собой нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникшим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона и др. Совокупность этих норм в летописных сводах и других источниках права называют «законом русским».

    Первыми письменными источниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Киевской Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг., заключавшиеся после военных походов. Они носили международно-правовой характер.

    Княжеское законодательство как источник права появилось на Руси в X в. Особое значение имеют Устав о десятинах, судах и людях церковных князя Владимира и Устав о церковных судах князя Ярослава, которые внесли существенные изменения в действовавшее гражданское, семейное и уголовное законодательство. Тем не менее крупнейшим памятником древнерусского права являлась Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

    Она была впервые обнаружена В.Н. Татищевым в 1738 г. К настоящему времени существует более ста ее списков, которые отличаются друг от друга по объему, структуре и содержанию. Русская Правда подразделяется на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция включает две части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава содержит первые 18 статей Краткой редакции и полностью посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие 20 статей Краткой редакции Русской Правды.

    Во второй половине XI в. было положено начало составлению Пространной редакции Русской Правды, которая окончательно оформилась в XII в. Она включает нормы уголовного и наследственного права, определяет правовой статус различных категорий населения.

    В XIII-XIV вв. появилась Сокращенная редакция, представлявшая собой часть переработанных статей Пространной редакции Русской Правды, адаптированных для регулирования общественных отношений периода феодальной раздробленности на Руси.

    Наряду с Русской Правдой в Киевской Руси действовали нормы Уставов князей Владимира и Ярослава, составившие основу древнерусского церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. На развитие древнерусского права оказывали определенное влияние и Кормчие книги, представлявшие собой византийские сборники церковных и гражданских постановлений. В значительной мере они регулировали отношения в сфере семейного права.

    Гражданское право. В Русской Правде и других источниках древнерусского права достаточно четко различаются две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право.

    Утверждение феодализма и феодальной собственности на землю обусловило возникновение права собственности. Первоначально феодальная собственность появилась в форме княжеского домена, боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды была закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, в ней говорится также о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и т.п.

    В Русской Правде было представлено также обязательственное право. В ней нашли отражение обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Последние фактически объединялись с понятием преступления, которое называлось «обидой».

    Недобросовестное выполнение норм обязательственного права в Древней Руси могло повлечь обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, включая и членов его семьи.

    Основными видами договоров являлись договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и личного найма. Договоры заключались в устной форме, но обязательно в присутствии свидетелей, которые назывались послухами. В письменной форме составлялись преимущественно договоры, связанные с куплей-продажей земли.

    Достаточно широкое распространение в Русской Правде получил договор займа. Объектами займа выступали в то время деньги, хлеб, мед, мех и т.п. В древнерусских источниках встречаются следующие виды займа: обычный заем, совершавшийся между купцами с упрощенным порядком оформления, и заем с самозакладом, который именовали закупничеством. В нормативных актах уже различались взимавшиеся проценты, размер которых зависел от срока займа. Срок взимания процентов не превышал, как правило, двух лет. По договору займа на короткий срок выплачивались более высокие проценты.

    Семейное право развивалось в соответствии с каноническими правилами. Первоначально в Древней Руси оно было обусловлено обычаями и связано с языческим культом. Среди форм индивидуального брака в тот период получили распространение похищение невесты, а также покупка. В соответствии сданными «Повести временных лет», мужчины в то время имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения Киевской Руси имел пять жен и несколько сотен наложниц. Это свидетельствует о достаточно широком распространении многоженства в Древней Руси языческого периода.

    Однако после введения христианства были установлены новые принципы семейного права — патриархальная семья, основанная на принципах моногамии, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, суровые наказания за внебрачные связи.

    Патриархальная семья в соответствии с Уставом князя Ярослава находилась под защитой церкви. Обручение обязательно предшествовало браку и считалось нерасторжимым. Брачный возраст составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Для придания законности браку церковь непременно требовала венчания.

    Имущественные отношения между супругами не получили достаточного освещения в древнерусских источниках. Тем не менее из них следует, что в то время возникали имущественные споры между супругами. Однако жена имела право передавать свое приданое по наследству, т.е. она сохранила определенную имущественную самостоятельность. Родители и особенно отец имели над детьми практически неограниченную власть.

    Наследственное право. Появление частной собственности повлекло за собой возникновение понятия наследства, для которого уже был характерен дифференцированный порядок. Так, у феодалов наследовать могли и дочери, а у смердов они не получали такого права.

    При наследовании по закону, преимущество получали сыновья умершего. В то же время дочерям не полагалось ничего. Закон лишь обязывал сыновей выдать сестер замуж. Следует отметить, что младший сын при распределении наследуемого имущества, которое делилось поровну, имел некоторое преимущество, получая при этом двор отца. Наследственными правами не обладали незаконнорожденные дети. Однако в том случае, если их мать являлась рабыней, то они вместе с ней получали свободу.

    При наследовании по завещанию наследодатель имел право распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

    Уголовное право. В Киевской Руси преступление именовалось «обидой», означавшей нанесение какого-либо вреда потерпевшему. В источниках древнерусского права еще не было различая между преступлением и гражданско-правовым нарушением.

    В Русской Правде нет указаний на возрастные ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Однако в ее нормах уже нашло отражение понятие соучастия. По закону все соучастники преступления должны были отвечать в равной степени.

    Хотя в Русской Правде не проводятся различия между умыслом и неосторожностью, тем не менее выделяются два вида умысла — прямой и косвенный. Так, за убийство при сведении счета полагалась высшая мера наказания — поток и разграбление, а за убийство же в драке («сваде») — лишь штраф (вира). В соответствии с нормами Русской Правды, совершивший преступление в состоянии аффекта, освобождался от ответственности. Преступное бездействие, связанное с утайкой находки или длительным невозвращением долга, подлежало также наказанию в соответствии с Русской Правдой.

    В Русской Правде обозначены лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Из этого следуют и два рода преступлений, включавших различные виды преступных деяний. К преступлениям против личности относились: убийство, телесные повреждения, побои и оскорбление действием. Однако в уставах князей Владимира и Ярослава появляется и норма, связанная с оскорблением словом. Объектом такого вида преступлений была, как правило, честь женщины.

    Большое внимание в Русской Правде уделяется имущественным преступлениям. Прежде всего это касается татьбы (кражи). Среди наиболее тяжких видов кражи выделялось конокрадство. Кроме того, к тяжким видам имущественных преступлений относилось и уничтожение чужого имущества путем поджога.

    Уставы великих князей киевских Владимира и Ярослава включают нормы, касавшиеся преступлений против церкви и в семейной сфере. Их появление было обусловлено необходимостью искоренить языческие пережитки после принятия христианства.

    В Русской Правде еще не были представлены государственные и должностные преступления. Однако из летописных сводов известно о выступлениях против князей и княжеской власти, которые могли повлечь за собой непосредственную расправу без суда и следствия. Так, например, поступила княгиня Ольга после убийства древлянами в 945 г. ее мужа князя Игоря.

    Таким образом, в процессе расселения славянских племен на территории Восточной Европы, распада общины и других институтов первобытнообщинного строя сложились предпосылки для образования

    Древнерусского государства. К ним относятся, прежде всего наличие единой территории, населения и публичной власти. Не следует также забывать, что Киевская Русь, созданная древнерусской народностью, изначально являлась полиэтническим государством, заложившим основу для возникновения и развития в дальнейшем трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.

    Власть великого князя на первом этапе развития Древнерусского государства еще зависела от решений вечевого собрания. Однако в связи с переходом от численной (десятичной) системы управления к дворцово-вотчинной, власть киевского князя значительно укрепилась, а роль вечевого собрания существенно снизилась. Произошла также социальная дифференциация населения Киевской Руси, получившая закрепление в нормах Русской Правды. Среди источников права важную роль на первом этапе играли обычаи и судебная практика, нашедшие отражение в законодательных актах, в которых еще сохранялось значительное количество архаических элементов. Тем не менее в древнерусском законодательстве на первое место ставились задачи защиты личности и имущества, которые нашли отражение в крупнейшем памятнике Древнерусского государства — Русской Правде.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: