Исторические условия возникновения государства и права в древней индии

Обновлено: 24.09.2022

Появлением основных организованных селений во впадине реки Инд считается период от III тысяч лет до нашей эры. Именно эту дату считают отправной точкой древнеиндийской истории:

в период XXIV—XV веков до нашей эры происходило расхождение родовых, племенных отношений населения, в ходе чего процесс классообразования стал предпосылкой к возникновению первых государств, таких как:

  • Хараппская цивилизация во впадине реки Инд в период около 2000- 1500 годов до нашей эры;
  • Ведическая цивилизация на северной территории Индии в период около 1500 -1000 годов до нашей эры;

период X—IV веков до нашей эры характеризовался процессом развития государств во впадинах рек Инд и Ганг;

В следующие периоды развития государственности при условиях произрастания обширного количества государств, происходил постепенный процесс разложения основ древнего индийского рабовладельческого общественного строя, на основах которого формировались феодальные отношения.

В период до образования государственного древнего индийское общества, общество представлялось группой населения, объединенного родоплеменными связями. Внутри племен формировалась структура, которая основывалась на родовых общинах, которые включали в себя несколько патриархальных семей. Главные вопросы подлежали решению во время проведения общинных и племенных собраний. Управление родоплеменными группами производили старейшины, которые занимали свое место на выборной основе, а так же военные вожди, их называли - раджи. В момент концентрирования власти у проявляющейся родоплеменной аристократии- раджанов, одновременно возникала классовость в структуре общества, которая и привела в конечном итоге к образованию государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура древеиндийского общества

Социальная структура древнеиндийского общества с ведического периода древняя индийская община была сформирована из категорий населения, которые были обусловлены проявлениями варно-кастовой структуры:

  • брахманы –представляли собой жреческую аристократию. Считается, что они произошли из уст Пуруши –первого человека на Земле, который принес себя в жертву. Брахманы занимались изучением божественных книг, исполнением судебных, управленческих и законодательных функций; обычно брахманы облачались в белые одеяния, были вправе «воспользоваться всем, что видят и чего захотят». Наказанием за совершение преступления являлось изгнание либо острижение.
  • кшатрии – представляли собой светскую аристократию, цари, военные начальники. Кшатрии произошли из рук Пуруши, они облачались в одеяния красного цвета.
  • вайшьи – представляли собой крестьян, ремесленников, торговцев. Считалось, что они появились из бедер божества, облачались в деяния желтого и синего цвета.
  • шудры – представляли собой отступников, изгоев, нищих крестьяне, чужаков, отпущенные на свободу рабы. Считалось, что произошли они из ступни Пуруши, им было дозволено иметь семью, передавать имущество по наследству, но их можно было продать или купить, отпущенные на волю они так и зависели от прежнего хозяина.

Брахманы, кшатрии, вайшьи обязаны были пройти особенный обряд посвящения, поэтому считалось, что они рождены дважды, шудры именовались «неприкасаемые».

Отмечается, что деление на касты деление в своем почти неизмененной форме неофициально дошли и до наших времен, например, особенные кастовые суды.

В варновую систему не были вхожи также:

  • чандалы - представлялись отверженными, к примеру дети, рожденные от брака шудры и брахманки;
  • парии- в переводе «презренные даже для отвергнутых»;
  • швапачи и др.

Данные категории общества занимались выполнением работ, считающихся позором для всех остальных варн: убийство осужденных преступников, удаление различных нечистот и т.д., поэтому общение с ними представителей других варн было категорически запрещено. Все иностранцы именовались - млеччха.

Рабы, также именуемые «даса», тоже не включались в состав сельской общины.

Законы Ману устанавливали семь разрядов рабов:

  1. военнопленные или «захваченные под знаменем»;
  2. находящиеся в долговом рабстве - за содержание;
  3. рожденные дома;
  4. купленные;
  5. подаренные;
  6. доставшиеся по наследству;
  7. в силу наказания.

Рабы могли находиться в собственности конкретных семей либо целых общин в общем. Но самому рабу было дозволено заводить семью, получать имущество в наследство от отца, требовать высвобождения за плату.

Государственный строй империи Маурьев

Первая половина VI века до нашей эры на территории Северной Индии охарактеризована существованием 12 крупных и постоянно находящихся во вражде между собой деспотически настроенных монархий.

Попытка захвата Индии Александром Македонским в III веке до нашей эры спровоцировала возвышение династии Маурьев, которая являлась создателем крупнейшего за весь исторический период Древней Индии государство около 322—187 годов до нашей эры, чрезвычайно расширившего территорию благодаря завоеваниям ослабевших соседних поселений.

Вся мощь власти государства была сосредоточена в руках раджи (царя), сам государственный аппарат включал в себя высших сановников, их доверенных лиц, надзирателей.

Царь возглавлял централизованный государственный аппарат, он обладал высшим советом, который так же называли «мантрипаришад», в него были включены: главный советник, главнокомандующий, главный судебный чиновник (толкователь права и астролог), верховный придворный жрец, советник по религиозным вопросам.

Другими немаловажными инстанциями являлись особая канцелярия, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор и т.д.

Государство было разделено на поселения, области, провинции, управление которыми осуществляли государственные чиновники, обладающие полицейскими и судебными полномочиями. Довольно часто в разные районы отсылались специальные инспекторы для контроля.

На местном уровне действовали собрания общинников и горожан.

Судебная система состояла из царских, внутриобщинных, кастовых и иных судов. Древние кастовые суды был известны еще в прошлом веке.

Распад империи Маурьев случился уже при преемниках правителя Ашоки. Империя разделилась на Западную и Восточную часть.

Первые государства на территории Индии возникли во 2-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати). Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).

Государственный строй. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция "чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей. Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов. Подобную эволюцию претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом - раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивают власть царя. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда.

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий – варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: брахманы – члены жреческих родов; кшатрии – военная аристократия; вайшьи – свободные полноправные общинники и шудры – низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах – дхармах. С течением времени сословия становились все более замкнутыми, а переход из одной варны в другую строго запрещался.

Рабство Древней Индии неразвито, поскольку наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя. Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования – еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью – был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, который обязательно принадлежал к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы (совет царских сановников, тайный совет, царский совет). Одним из главных источников процветания государства были войны и грабеж других народов. Главнокомандующим армией считался царь, которому переходила большая часть награбленного имущества, остальное же подлежало дележу среди солдат.

Административно-территориальное деление было представлено – главными провинциями (которыхбыло четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией, а управляли царевичи), обычными провинциями, областями, округами, деревнями.

В Древней Индии существовали две системы судов – царские и кастовые (т.е. внутриобщинные).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

Проводимые в Северо-Западной Индии раскопки свидетельствуют о присутствующих уже в IV в. до н. э. на данных территориях общественно-политических процессах. Вокруг крупнейших центров Махенджо-Даро и Харапп сосредотачивались орошаемое земледелие, ремесленное производство и торговля. Это были в определенном смысле города-протогосударства, ведшие между собой постоянную борьбу за первенство.

В истории Древней Индии выделяют несколько периодов развития государственности:

  • Первый период - древний, или ведический (IV- пер. пол. II в. до н. э.). Основные сведения о данном периоде изложены в ведах – источниках литературно-религиозного характера.
  • Второй период (втор. пол. II - пер. пол. I в. до н. э.). Завоевание индийских земель арийскими племенами. Арии ввели свое общественное деление всего населения на особые сословия - варны. Наивысшее положение занимали жрецы или брахманы. К сословию кшатрии относились знатные воины, а к вайшьи – торговцы и крестьяне. Шудры занимали относительно низкое положение.
  • Третий период - магадхо-маурийский (втор. пол. I в. до н.э. - II в. до н.э.). В Северной Индии сформировано сильнейшее государство с центром в городе Магатха, правила в котором династия Маурья. После ухода войск Александра Македонского Чандрагупта возглавил в Северной Индии освободительное движение и в 318 году до н.э. создал новое сильное государство, просуществовавшее вплоть до II в. до н.э.

Процесс возникновения государства на территории Древней Индии происходил на протяжении длительного времени вследствие разложения родоплеменной организации у дравидов (коренного населения), а позже у ариев (завоевателей).

Причины возникновения государства в Древней Индии

Одной из основных причин возникновения государственности в Древней Индии является внешняя причина – завоевание территорий Индии арийскими племенами. Дравиды, коренное темнокожее население ее территорий, было завоевано пришедшими с севера светлокожими ариями. Это обусловило все дальнейшее развитие государственности, общества и права в Древней Индии.

С большой степенью достоверности политическую историю Индии можно изучать лишь начиная с третьего периода формирования индийского общества. К этому времени относятся знаменитые письменные источники, характеризующие политическое устройство Древней Индии: «Арт-хашастра» (Каутилье), законы Ману (дхармашастра, составленная брахманами Индии). Данные источники предоставляют основные сведения о государственном и общественном строе, основных институтах разных отраслей права, правовом статусе царя.

Готовые работы на аналогичную тему

На территории Индии в I в. до н. э. появляются правители – раджи или цари. Это период начала создания первых сильных государств, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитие торговых связей, экономики, развитию культуры и государственности. К концу IV в. до н. э. в Индии сформировалась уже достаточно сильная империя и культура, дошедшая до наших дней с небольшими изменениями

Общественно-политическое устройство индийского государства

Разложение первобытнообщинного строя, дальнейшее развитие имущественного и общественного неравенства способствовало появлению разных сословий, именуемых варны.

Свободное население стали делить на группы, которые были неравны по правам, обязанностям, общественному положению. Законы Ману определяли существование следующих варн: брахманы - члены жреческих родов; вайшьи – полноправные свободные общинники; кшатрии – военная аристократия; шудры - неравноправные члены общества, низшая варна.

Образ жизни каждого сословия описывался в дхармах – специальных законах. Со временем сословия становились все более и более замкнутыми, запрещался переход из одной варны в другую. В Древней Индии рабство было неразвито, так как параллельно рабовладельческим отношениям сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Труд рабов в экономике страны играл незначительную роль.

Государство возглавлял раджа, он стоял во главе государственного аппарата, обладал полнотой законодательной власти, являясь верховным судьей, главой фискальной администрации. Царь назначал приближенных государственных чиновников и издавал эдикты. В Индии строго соблюдался принцип наследования. Наследником престола становился одни из сыновей царя, которого часто назначали еще при жизни последнего.

Значительную роль при дворе играл царский жрец, чья принадлежность к брахманскому роду была обязательной. При царе работали советы:

  • царский совет;
  • совет царских сановников;
  • тайный совет.

Основным источником процветания государства выступали грабеж и войны соседних территорий. Царь был главнокомандующим армией, к нему переходила большая часть награбленного, оставшееся солдаты делили между собой.

В административно-территориальном делении выделяли четыре основные провинции, обладающие особым статусом (в частности, большей автономией) и которыми управляли царевичи. Также выделяли обычные провинции, округа, области и деревни.

В Древней Индии функционировали две системы судов – царские и внутриобщинные, или кастовые. Высшая судебная инстанция – царский суд, в котором принимали непосредственное участие царь, брахманы и советники. Царь, в качестве высшего судьи ежегодно мог объявлять амнистии. Большую часть дел рассматривали общинные кастовые суды.

В древний период Индия являлась относительно централизованным унитарным государством на территории Индостана и части современного Афганистана. Но составные части страны имели значительную автономию, с которой монарх обязан был считаться, что подтверждают тексты «Архашастры» и Законов Ману.

По правовому статусу и полномочиям монарх в Индии отличался от египетских фараонов и вавилонских царей:

  • Во-первых, его личность не обожествлялась. У него не было возможности применять какие-либо телесные наказания по отношению к жрецам;
  • Во-вторых, он считался высшим должностным лицом, в чьи обязанности входила охрана подданных;
  • В-третьих, законом предусматривалась ответственность монарха за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;
  • В-четвертых, свою власть монарх осуществлял при помощи шаришада (совет должностных лиц). Все это делало власть монарха ограниченной.

Осуществление царской власти происходило при помощи центральных и местных органов государственного аппарата, который был менее многочисленный и бюрократизированный, чем в Древнем Египте.

Все чиновники разделялись на высших и низших, которые принадлежали к определенным категориям и сферам управления.

Административно-территориальное деление Древней Индии на провинции, города и деревни учитывалось при создании аппарата управления. Каждая административно-территориальная единица управлялась специально назначенным чиновником. В провинции управлял близкий родственник царя, через нижестоящих должностных лиц осуществляющий хозяйственный, полицейский и судебный контроль В городских кварталах эти функции выполнял мукхья, относящийся к низшим городским чиновникам. В сельской местности главой являлся деревенский староста.

Законы Ману

Особое место среди источников права Древней Индии занимают законы Ману, возникшие в II в. до н.э. – II в. н.э. Это сборник предписаний в области нравственных и правовых отношений, обязательных для соблюдения населением Древней Индии.

Готовые работы на аналогичную тему

Источники Законов Ману:

  • религиозные традиции;
  • правовые обычаи;
  • нормы морали;
  • правовые прецеденты;
  • нормативные акты царей Древней Индии.

Исследователи считают, что составителями документа являлась группа брахманом, работавшая над Законами на протяжении продолжительного времени.

Текст разделен на 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустиший. Такая форма имела ряд недостатков. Большой объем затруднял применение правового акта в повседневной жизни. Название глав не указывало на общественные отношения, регулируемые их нормами. Нумерация статей начиналась в каждой главе с начала, что также усложняло их использование и делало возможными ошибки и злоупотребления в суде.

Гражданское право по Законам Ману

Гражданско-правовые нормы находятся в разных главах (I, VIII, IX, X, XI). Так, глава I, содержит несколько статей, относительно основного института гражданского права – собственности. Статья 100 гласит: «Все, что существует в мире – это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно он имеет право на все это».

Законы дают представление о разнообразных предметах собственности (скот, дом, деньги, золото, домашняя утварь, оружие, зерно и др.), что подтверждает значительное развитие гражданско-правовых отношений.

Обязательственному праву, как подотрасли гражданского права, также в законах Ману уделено большое внимание. Законодателем выделены два вида обязательств: из причинения вреда и из договора.

Большое количество статей и развитое отражение гражданско-правовых отношений свидетельствуют о высокой степени развития гражданского права в Древней Индии

Брачно-семейное и уголовное право

В статьях Законов Ману, в первую очередь в III и IX главах, особое внимание уделено семейным отношениям. Они строились на принципе верховенства власти мужа и отца.

Законы Ману выделяют следующие виды преступлений:

  • Государственные;
  • Религиозные;
  • Против личности;
  • Против собственности;
  • Должностные;
  • Против порядка управления;
  • Против нравственности.

По степени общественной опасности уголовные правонарушения делились на две группы: тяжкие преступления (совершенные с применением насилия) и все другие (без применения насилия). Тяжкими являлись убийство, грабеж, изнасилование и др.

Любой человек, даже царь, мог быть субъектом преступления, но наказание напрямую зависело от варны, к которой относился виновный.

Хорошо отразилось в Законах Ману понятие рецидива. За повторное совершение правонарушений ответственность повышалась.

Значительное развитие уголовного права подтверждается наличием норм, о «соучастии», «обстоятельствах, смягчающих вину», «обстоятельствах, отягчающих вину» и «обстоятельствах, освобождающих от вины».

Процессуальное право

Глава VIII содержит исключительно нормы, касающиеся состава суда, порядка судопроизводства, видов доказательств.

Процессуальное право Древней Индии закрепляло неукоснительный принцип коллегиальности. При судебном рассмотрении дел должен был соблюдаться установленный законом ритуал.

Важной особенностью была состязательность судебного процесса.

Судебный процесс начинал истец, который подавал заявление и сам представлял доказательства. Затем заслушивали ответчика, после чего судьями тщательно исследовались доказательства сторон. Если же ответчиком полностью признавались претензии, то судьи сразу могли приступить к вынесению решения по делу.

Доказательствами являлись показания свидетелей, клятва, ордалии и вещественные доказательства.

Показания трех свидетелей, обличающие ответчика, были достаточны для подтверждения вины, однако требования к лицам, кто мог стать свидетелем, были достаточно жесткие.

При рассмотрении некоторых дел важнейшими доказательствами считались вещественные. Например, при иске о границах участков, судьям достаточно было межевых знаков.

При отсутствии иных доказательств по решению судей могли быть применены клятва или ордалии (божий суд).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: