Источник возмещения затрат государства

Обновлено: 06.12.2022

Затраты, осуществленные за счет средств субсидии, отнесены на расходы по обычным видам деятельности. При проверке Счетной палатой РФ указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям ПБУ 10/99. Как предприятию обосновать правильность своих действий?

Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…). При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами). Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.

Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:

- или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);

- или в составе прочих расходов, чтобы соблюсти требование соответствия доходов и расходов, с учетом того, что в силу п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и Инструкции по применению Плана счетов (описание счетов 86 и 98) средства субсидии подлежат отражению в составе прочих доходов (позиция Счетной палаты РФ).

Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.

Отражение государственной помощи по международным стандартам.

Согласно п. 29 – 31 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчетности.

Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.

В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.

Как видим, при учете государственной помощи ПБУ 13/2000 предполагает первый метод: средства со счета 86 «Целевое финансирование» списываются на финансовые результаты предприятия как прочие доходы.

Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.

Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.

Дискуссия в отношении альтернативных методов отражения государственной помощи интересна тем, кто поднимает проблему достоверного формирования себестоимости. «Свернутое» представление или отнесение расходов на финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы показатель себестоимости был достоверным и не зависящим от того, за счет каких источников финансируются входящие в себестоимость затраты.

Случаи несоответствия доходов расходам в российском бухучете.

Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.

В силу п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к прочим расходам. При этом не принимаются во внимание цели, на которые получены заемные средства. Единственным исключением является та часть процентов, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, на что есть прямое указание в ПБУ 15/2008. Как резюмировано в Письме Минфина России от 20.02.2017 № 07-01-07/9681, нормативные правовые акты Минфина по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам в качестве каких-либо иных активов. Однако не разумнее ли было бы отнести проценты по кредиту, взятому на закупку сырья и материалов, на удорожание этих материалов или хотя бы списать проценты на прочие затраты в составе себестоимости? Но в отношении учета процентов по заемным средствам (за исключением процентов, уплачиваемых в рамках финансирования инвестиций) принцип соответствия доходов и расходов не соблюдается. По всей видимости, отдельное отражение процентов важно с точки зрения анализа финансовой отчетности предприятия.

Как прочие отражаются расходы социального характера, хотя, следуя принципу соответствия доходов и расходов, логичнее их списывать за счет нераспределенной прибыли, так как этим расходам никакие доходы не соответствуют. Однако, как указано в Письме Минфина России от 19.12.2008 № 07-05-06/260, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение расходов организации на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В соответствии с ПБУ 10/99 к прочим расходам организации относятся перечисления средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

ПБУ 10/99 содержит прямое указание на то, что амортизационные отчисления относятся к расходам по обычным видам деятельности. При этом признаем, что есть практика списания начисленной амортизации по непроизводственным объектам в дебет счета 91-2 «Прочие расходы», в результате чего полностью соблюдается соответствие доходов и расходов. Однако в Письме Минфина России от 26.12.2016 № 07-01-07/77882 специально рассмотрен вопрос учета амортизации по основным средствам, приобретаемым за счет бюджетных средств. Чиновники указали, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации, а амортизационные отчисления считаются расходами по обычным видам деятельности. При этом финансистов не смутил тот факт, что в результате одновременного применения п. 8 ПБУ 10/99 и ПБУ 13/2000 нарушается п. 19 ПБУ 10/99 (соответствие доходов и расходов).

Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.

Предоставление бюджетных средств на компенсацию понесенных расходов.

Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат. В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000. Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.

Свобода организации в разработке способов учета.

Напомним: согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Причем предприятие использует последовательно следующие документы:

международные стандарты финансовой отчетности;

положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

рекомендации в области бухгалтерского учета.

Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.

Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:

предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);

закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;

предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.

Подборка наиболее важных документов по запросу Доходы от компенсации затрат государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Доходы от компенсации затрат государства

Судебная практика: Доходы от компенсации затрат государства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право") По мнению налогоплательщика, взысканные решением суда в его пользу денежные средства (неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами, возмещение государственной пошлины) правомерно им отражены в составе внереализационных доходов текущего периода на основании подп. 6 п. 4 ст. 271 НК РФ как доходы прошлых периодов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 23 "Полномочия антимонопольного органа" Федерального закона "О защите конкуренции"
(В.Н. Трофимов) По мнению суда, разъяснившего порядок применения пп. "к" п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции, по смыслу положений указанного Закона взыскание дохода является мерой ответственности в виде изъятия дохода, полученного в результате незаконных действий. Данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать указанным образом расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства. Правило определения размера дохода, подлежащего перечислению в бюджет, основано на принципе взыскания только того дохода, который получен именно от противоправных действий, и не предполагает его исчисление в виде суммы "чистого" дохода (с учетом особенностей результатов хозяйственной деятельности того или иного субъекта).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Доходы от компенсации затрат государства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как оплатить получение выписки из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2022) в поле "вид платежа" - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Ответственность за антиконкурентный сговор (картель) при участии в закупках
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 5) Как отмечено в Решении Свердловского УФАС от 02.10.2019 по делу N 066/01/11-1466/2019, взыскание денег в доход бюджета - специфическая форма принудительного воздействия, позволяющая изъять доходы, полученные хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.

О ВОЗМЕЩЕНИИ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НА ПОИСКИ

И ОЦЕНКУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОМ НЕДР В ЦЕЛЯХ РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ

ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В СЛУЧАЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА ОТКРЫТИЯ

МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ

НЕДР, ПРОВОДИВШИМ РАБОТЫ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ

ИЗУЧЕНИЮ УЧАСТКА НЕДР ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ

(В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИВЛЕЧЕННЫХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" и устанавливает порядок возмещения расходов государства (в случае их наличия) на поиски и оценку полезных ископаемых на участке недр, расположенном на территории Российской Федерации или континентальном шельфе Российской Федерации (далее - участок недр), при предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств (далее - пользователь недр).

2. При предоставлении участка недр в пользование в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр пользователь недр возмещает расходы государства на поиски и оценку только тех видов полезных ископаемых, право разведки и добычи которых ему предоставляется.

3. Под расходами государства в целях настоящего Положения понимаются расходы на поиски и оценку полезных ископаемых, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР, государственного бюджета СССР, государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, средств части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемых пользователям недр, средств федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе средств фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. В состав подлежащих возмещению расходов государства включаются расходы на проведение:

а) общих и детальных поисков, в том числе поисковых работ, проводимых при геологической съемке масштаба 1:50000 и крупнее;

б) поисково-оценочных работ, в том числе тематических и иных исследований, связанных с геологическим изучением участка недр и оценкой его перспектив.

5. В случае если работы, проводимые за счет средств, указанных в пункте 3 настоящего Положения, в целях поисков и оценки полезных ископаемых выполнялись на площади участка недр, а также за его пределами, то произведенные расходы государства возмещаются пользователем недр пропорционально доле площади участка недр в общей площади, на которой проводились работы.

6. Расчет сумм подлежащих возмещению расходов государства осуществляется Федеральным агентством по недропользованию на основании заявления пользователя недр в течение 30 дней с даты подачи заявления с учетом всех затрат, отраженных в документации об объемах и стоимости выполненных работ за период их проведения.

7. Суммы подлежащих возмещению расходов государства, определенные в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, пересчитываются на дату подачи заявления с использованием индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

8. В случае если документация об объемах выполненных работ не содержит данных о расходах государственных средств, то при расчете указанных расходов используется фактическая стоимость единицы аналогичных видов работ в соответствующем регионе в текущем году.

9. Рассчитанные Федеральным агентством по недропользованию суммы подлежащих возмещению расходов государства утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

10. Суммы подлежащих возмещению расходов государства, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР, государственного бюджета СССР, государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, средств части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемых пользователям недр, и средств федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, поступают в доход федерального бюджета.

Суммы подлежащих возмещению расходов государства, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и средств фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе средств части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, передаваемых пользователям недр, поступают в доход бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

11. Пользователь недр до подачи заявки на предоставление права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия им месторождения полезных ископаемых перечисляет рассчитанную и утвержденную в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения сумму на счет, открытый в соответствии с законодательством Российской Федерации в учреждении Банка России или кредитной организации Федеральному агентству по недропользованию для учета средств, поступающих во временное распоряжение.

12. Суммы подлежащих возмещению расходов государства в течение 10 дней с даты принятия решения о предоставлении пользователю недр права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия им месторождения полезных ископаемых перечисляются Федеральным агентством по недропользованию в федеральный бюджет и/или в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации (в зависимости от источников финансового обеспечения затрат).

13. В случае если пользователю недр, возместившему расходы государства, отказано в установленном порядке в предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия им месторождения полезных ископаемых, то суммы, уплаченные в возмещение расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых, в течение 10 дней с даты принятия решения об отказе возвращаются Федеральным агентством по недропользованию пользователю недр.

Субсидии предпринимателям — это деньги, которые власти разных уровней выделяют на возмещение затрат на ведение бизнеса. Субсидии всегда бывают целевыми: например, на открытие малого бизнеса, на покупку оборудования, сырья и т.д.

Каждый регион вправе предоставлять субсидии предприятиям в той области, которую хотят подержать: например, в Сургуте это рыболовство, в Ярославской области — высокотехнологичное производство, а во Владимирской — туристическая отрасль и т.д. Есть субсидии для оборудования рабочих мест для инвалидов.

Кроме этого, действует федеральная программа, предоставляющая субсидии организациям, которые занимаются «внедрением наилучших доступных технологий». Служба занятости выдает субсидии на открытие своего дела в размере годового размера пособия.

Чтобы узнать, какие именно субсидии на возмещение затрат вы можете получить в вашем регионе, нужно зайти на сайт местной администрации и запустить внутренний поиск по слову «субсидия».

Можно также проконсультироваться с юристом, который занимается обслуживанием компаний. У таких специалистов есть информация о различных формах государственной поддержки предпринимателей.

Как подать заявку на субсидию?

Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.

На сайте данного учреждения вы найдете документ, который называется «Правила (или порядок) предоставления субсидий для возмещения затрат на…»

В этом документе вы узнаете условия государственной поддержки. Такими условиями могут являться:

  • организационная форма предприятия, а также отнесение компании к малому, среднему или крупному бизнесу;
  • размер возмещения затрат (например, 50% от расходов на оборудование, но не более 500 000 руб.);
  • дополнительные условия: например, создание новых рабочих мест;
  • документы, необходимые для назначения выплаты, и сроки, в которые она будет производиться;
  • порядок рассмотрения заявок и причины их отклонения и т.д.

Документы, которые должна подать компания для предоставления субсидии на возмещение затрат, определяет организация, выделяющая деньги. Основными из них являются следующие:

  1. Заявление по форме, прописанной в «Правилах…».
  2. Копии ИНН, ОГРН, и устава юр. лица (для ИП копия паспорта).
  3. Финансово-экономическое обоснование проекта.
  4. Копии документов, подтверждающих затраты, которые подлежат возмещению.

Предоставление этих документов возможно и по почте (заказным письмом), и лично (в приемные часы гос. учреждения).

Основания для отказа в предоставлении субсидии

К сожалению, субсидии выдают не всем желающим, поэтому необходимо быть очень внимательным, соблюдая порядок подачи документов. Основными причинами отказа в выдаче субсидии являются:

  • предоставление документов не в полном объеме;
  • указание недостоверных сведений;
  • несоответствие проекта условиям, необходимым для получения субсидий;
  • назначение аналогичной субсидии в этом году ранее;
  • нецелевое использование средств субсидий, полученных в предыдущие периоды.

Кроме этого, тем, кто подает документы позже остальных, бюджетных средств на получение субсидии может просто не хватить, даже если предприятие идеально соответствует всем условиям.

И еще нужно помнить: если вам назначили гос. поддержку, необходимо в указанные сроки заключить договор о получении субсидии. В противном случае будет считаться, что вы от субсидии отказались, и деньги получит другой предприниматель.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Фото: ТАСС/ Владимир Смирнов

Собственники домовладений, которые заключили соглашение о газификации по старым правилам, смогут компенсировать потраченные средства. Но получить выплаты смогут только в случае, если договор социальной газификации был заключен после 21 апреля 2021 года. С таким заявлением выступил вице-премьер Александр Новак, сообщает ТАСС.

Речь идет о гражданах, которые проводили работы по газификации после того, как президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию поручил запустить программу, но законодательные изменения по ней еще не приняли. Вместе с юристами рассказываем, кому положена компенсация и как ее получить.

Закон о бесплатной газификации домов

Президент России Владимир Путин поручил подключить домовладения в населенных пунктах, куда уже заведен газ, до конца 2022 года. В послании парламенту 21 апреля глава государства заявил, что считает недопустимым, чтобы россияне платили за подключение домовладений к газовым сетям, и поручил правительству и регионам разработать план газификации.

11 июня Путин подписал закон, позволяющий бесплатно подводить газ к участкам за счет надбавок к тарифам за его транспортировку. Согласно документу, газ к участкам будут проводить без привлечения денег граждан. Источником финансирования станет инвестиционная надбавка газораспределительной организации.

Первый этап газификации продлится до 2023 года, второй — до 2030 года. За доведение газопровода до границ земельных участков будет отвечать единый оператор газификации. В 67 регионах в этом качестве выступит «Газпром», еще в 12 регионах — крупная региональная компания. Комплексный договор на подключение россияне будут заключать по принципу единого окна, что сократит сроки работ. По принятым нормам, вся ответственность за прокладку сетей и подключение возлагается на единого оператора газификации и регионального оператора.

Кто сможет вернуть деньги

Получить денежную компенсацию за газификацию могут не все граждане, заключившие договор газификации после 21 апреля этого года. Список лиц, которые могут на нее претендовать, ограничен, рассказала адвокат Виктория Данильченко.

«К ним относятся малоимущие семьи и малоимущие одинокие люди, которые являются таковыми по независящим от них причинам, участники и инвалиды ВОВ, вдовы погибших и умерших участников и инвалидов ВОВ, труженики тыла, инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, а также неработающие одиноко проживающие пенсионеры старше 70 лет», — пояснила Данильченко.

Возвратить денежные средства по договорам газификации граждане России смогут в течение полугода со дня подачи заявки на газификацию

Возвратить денежные средства по договорам газификации граждане России смогут в течение полугода со дня подачи заявки на газификацию (Фото: Yui Mok\ТАСС)

Как получить компенсацию

Возвратить денежные средства можно в течение полугода со дня подачи заявки на газификацию, рассказал генеральный директор юридической компании «Достигация» Артем Баранов. Он уточнил, что получить услугу можно будет через МФЦ, сайт госуслуг или обратившись центр социальной защиты по месту жительства.

Перед тем как подать заявление, нужно подготовить документы: паспорт, документ о составе семьи, копии проектно-сметной или договорной документации на газификацию, документы об оплате газового оборудования и приборов учета, квитанции об оплате выполненных работ по газификации с приложением акта. Это лишь общий перечень — список документов может различаться в зависимости от ситуации конкретного гражданина и региона, объяснил Баранов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: