Использование компьютера на участке статистического учета в суде

Обновлено: 04.12.2023

Использование автоматизированных информационных систем судебного делопроизводства и судебной статистики предъявляет требования к их информационному обеспечению, в том числе логико-юридическому контролю и корректности содержащихся в информационных системах данных.

В отличие от других функциональных или технологических задач процесса информатизации судебной системы, которые могут реализовываться фрагментарно и поэтапно, решение задачи ведения судебной статистики, во-первых, оценивается конечным результатом, заключающимся в возможности пользоваться полной, достоверной и своевременно представленной статической информацией на федеральном уровне и уровне регионов; во-вторых, требует определенного уровня использования автоматизированных технологий всеми абонентами, представляющими статистическую отчетность (судами и территориальными органами Судебного департамента в субъектах Российской Федерации); в-третьих, предполагает использование единых алгоритмов формирования статистических показателей и форматов представления информации; в-четвертых, предполагает наличие каналов связи*(85) для получения обновления программного обеспечения, шаблонов форм в электронном виде и для передачи данных статистической информации от абонентов.

Можно выделить следующие задачи ведения судебной статистики, решение которых в настоящее время осуществляется с использованием специализированных программных комплексов:

- ведение баз данных первичного статистического учета, в том числе результатов рассмотрения уголовных дел по лицам (баз данных судимости); сбор, обработка и консолидация форм первичной статистической отчетности от всех судов областного звена и сводной отчетности от управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по районным судам и мировым судьям - на федеральном уровне в Судебном департаменте; сбор, обработка первичных статистических отчетов от судов, формирование сводной отчетности и направление ее на федеральный уровень - в субъектах Российской Федерации;

- сбор, обработка первичных статистических отчетов от судов, формирование сводной отчетности и направление ее на федеральный уровень территориальными органами Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и окружными (флотскими) военными судами;

- сбор, обработка и консолидация форм первичной статистической отчетности от всех судов областного звена и сводной отчетности от управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по районным судам и мировым судьям, от окружных (флотских) военных судов и сводной отчетности по военным округам от гарнизонных военных судов - на федеральном уровне в Судебном департаменте;

- описание структур форм и условий формально-логического и логико-юридического контроля в данных статистической отчетности о деятельности судов и состоянии судимости; централизованное автоматизированное формирование шаблонов форм статистической отчетности, содержащих необходимые контрольные проверки;

- обеспечение формально-логического и логико-юридического контроля достоверности данных первичного статистического учета и данных статистической отчетности о деятельности судов и состоянии судимости;

- автоматизированная загрузка поступающей отчетности, ее журнализация, автоматизированная проверка корректности форм и отсылка уведомлений о загрузке с протоколами ошибок;

- оперативное формирование отчетов и статистических справок по запросам на предоставление детализированных данных по статистическим показателям;

- подготовка статистических обзоров и анализов результатов судебной деятельности.

Для решения этих задач задействованы программные изделия подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие"; ПИ "Судебное делопроизводство", ПИ "Судимость" и ПИ "Судебная статистика".

Для свода и обработки форм отчетности судебной статистики, ведения БД СК на подсудимого существует централизованно сопровождаемое сотрудниками отдела судебной статистики Судебного департамента специальное программное обеспечение. Техническая поддержка при необходимости осуществляется по договорам разработчиком или иными специализированными организациями.

Таким образом, требования к первичному учету, технологии обработки едины для всей системы судов общей юрисдикции во всех регионах.

Статистическая отчетность верховных судов республик и равных им судов направляется в электронном виде непосредственно в центральный аппарат Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

На основе положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информационных технологий, информатизации и защите информации" 192 под информатизацией судов и системы Судебного департамента предлагается понимать процесс создания необходимых условий для удовлетворения потребностей судов и органов Судебного департамента в информации и оснащения их новыми технологиями сбора, обработки и передачи данных в электронной форме.

Этот процесс организуется с целью реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, повышения эффективности их деятельности, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

Информатизация судов может считаться эффективной лишь в том случае, если она носит комплексный, системный характер.

Достижение главной стратегической цели Государственной информационной политики — переход к информационному обществу и вхождение страны в мировое информационное сообщество — требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государственных органов на главные составляющие информационной политики, обеспечивающие этот переход: социально — правовую и технологическую составляющую.

Основным направлением формирования технологической составляющей в системе мероприятий федеральных судов общей юрисдикции и института мировых судей является формирование единой информационной инфраструктуры судов и органов Судебного.

Под судебной информационной инфраструктурой понимается совокупность взаимосвязанных систем связи, комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов, доступных судам, мировым судьям и органам Судебного департамента. Для ее создания и полноценного функционирования требуется решение следующих взаимосвязанных задач:

1) формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основывающейся на правовых актах прямого действия;

2) организация системной разработкй проектов информатизации деятельности судов и системы Судебного департамента и их взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственного управления и гражданами с применением компьютерной техники;

3) обеспечение финансирования и материально-технических условий для внедрения в судах и системе Судебного департамента комплексов средств информатизации, поддержания их в работоспособном состоянии и эффективного использования;

4) организация подготовки и переподготовки кадров по новым информационным технологиям путем модернизации форм образования в судебной системе, в частности, внедрения методов дистанционного обучения.

Решение указанных задач сопряжено с формированием инфраструктуры внедрения и эксплуатации компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий в судах и в системе Судебного департамента имеет целью:

— повысить законность и обоснованность принимаемых судебных решений и качество оформляемых судебных документов;

— улучшить оперативность сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;

— обеспечить сетевой доступ к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента;

— сократить сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел, рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;

— повысить эффективность процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации;

— улучшить достоверность и полноту первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;

— обеспечить оперативный доступ судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;

— обеспечить объективный анализ правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;

— повысить оперативность информационного взаимодействия судов с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов РФ;

— повысить эффективность информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

— повысить оперативность реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент;

— обеспечить полноту и достоверность информации, необходимой для административного управления, сократить сроки ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента;

— улучшить открытость работы всей судебной системы;

— повысить эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов.

Продвижение российской судебной системы к более тесному взаимодействию с международным судейским сообществом ставит в качестве актуальной задачи также информационное и телекоммуникационное обеспечение контактов в рамках международного судейского сообщества. На базе новых информационных технологий глобальной сети "Интернет" и современных средств связи требуется поддерживать оперативное взаимодействие между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь в рамках СНГ), а также организовать каналы связи с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным Судом, Советом Европы, региональными и общемировыми судейскими ассоциациями.

Таким образом, в настоящее время компьютерные технологии решительно внедряются во все сферы деятельности человека, в том числе и в те из них, где ранее технические средства в значительной мере не использовались. Не остались в стороне от этого процесса и органы судебной системы, работа которых традиционно прежде не была связана с широким использованием технических средств.

Сегодня в судах компьютерная техника играет важную роль во всех аспектах деятельности — от изготовления служебных документов до общей организации и контроля работы суда, взаимодействия с другими организациями, обеспечения прав граждан на доступ к правосудию и его открытости для общества.

Использование компьютерных технологий в судах преимущественно производится по следующим основным направлениям:

1. подготовка и редактирование судебных и иных служебных документов;

2. информационное обеспечение и поддержка принятия решений;

3. организация и контроль работы, составление отчетности;

4. взаимодействие с другими организациями и гражданами; обеспечение доступа граждан к правосудию и его открытости для общества.

С учетом изложенных положений далее рассматриваются основные формы использования компьютерных технологий в деятельности судов: от простых к более сложным.

Информатизацию судебной системы необходимо рассматривать в неотрывной связи с активно происходящим в последние десятилетия формированием современного информационного общества.

Сегодня во всем мире растет осознание тех колоссальных преимуществ, которые несет с собой развитие и распространение компьютерных информационно-коммуникационных технологий. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.

Инфокоммуникации становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики, политики и общественной жизни. Они предоставляют людям возможность широкого использования своего потенциала и служат достижению устойчивого экономического роста, повышению благосостояния населения, укреплению демократии, развитию культурного многообразия, укреплению международного мира и стабильности. Глобальное информационное общество — это новая ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

22 июля 2000 г. лидерами стран G8, включая Российскую Федерацию, подписана Окинавская Хартия глобального информационного общества. В ней подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности открывать огромные возможности в содействии людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого надо сделать так, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует выработки эффективных национальных и международных стратегий.

В Российской Федерации в качестве национальной стратегии разработана и реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия", рассчитанная на 9 лет 193 , в течение которых предстоит предпринять разнообразные меры, направленные на информатизацию страны.

Программа предполагает реформу нормативного регулирования информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т. д.

В государственной сфере развитие технологий направлено на создание новых возможностей взаимодействия государства и его граждан. Концепция этих преобразований получила в развитых странах наименование «Электронное правительство» (E-Government).

Электронное правительство — это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Электронное правительство — это сетевая инфраструктура органов государственной власти, обеспечивающая реализацию большинства функций государственного управления, в том числе взаимодействие государственного аппарата с институтами гражданского общества, бизнесом и населением, на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Электронное правительство — это интерактивное правительство.

В идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) — правительство правительству; G2B (government to business) — правительство бизнесу; G2C (government to citizens) — правительство гражданам.

Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений "электронного правительства" называют следующие: возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений; повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями людям; возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом; повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах.

Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов различных органов власти.

По поручению Президента РФ в Правительстве РФ был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет. Согласно постановлению Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» 194 федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов, в том числе своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет.

В числе этих сведений особый интерес для юристов представляют законы, указы, постановления, иные нормативные акты, которые становятся обязательными для размещения в сети Интернет. Там же публикуются сведения о судебных решениях, которыми были отменены или изменены отдельные нормативные акты, сведения о регистрации нормативных актов Министерством юстиции РФ и другая правовая информация.

Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям и другие возможные сервисы. Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных онлайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Создаются онлайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Для пользователей создана справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующие тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск. Правительственный портал — это важнейшая составляющая электронного правительства, его инфраструктуры. Реализация проекта создания Правительственного портала — один из первых этапов на пути к электронному правительству.

Проект "электронного правительства" реализуется с 2002 г. в качестве приоритетного.

Один из разделов проекта предусматривает вопросы информатизации судебной власти. В нем, в частности указано, что в целях повышения эффективности и качества правоприменительной деятельности судов, открытости всей судебной системы, оперативности сбора и оформления документов в процессе подготовки и слушания дел, сокращения сроков их рассмотрения на основе информационных технологий необходимо обеспечить создание единой системы учета и анализа обращений граждан, создание единой системы учета судебных дел и единого реестра судебных решений, создание системы доступа к вступившим в законную силу судебным решениям, создание системы информационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей, создание единой системы судебного делопроизводства, системы обобщения судебной практики, совершенствование системы информирования сторон и иных заинтересованных лиц о времени, месте и результатах рассмотрения дел судами.

В настоящее время отсутствуют какие-либо специальные нормативные акты, обязывающие суды размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, однако в целях обеспечения открытости правосудия и его доступности для граждан суды общей юрисдикции при наличии к тому необходимых кадровых и материальных условий по своей инициативе создают свои Интернет-страницы. На этих страницах обычно размещается информация о времени работы суда, порядке приема граждан и направления документов в суд, контактные телефоны канцелярии суда, списки дел, назначенных к слушанию, материалы судебной практики и судебной статистики. Разрабатывают свои сайты и территориальные управления Судебного департамента.

Сайт создан с целью оперативного и свободного предоставления разнообразной информации, касающейся деятельности Верховного Суда РФ, всем заинтересованным организациям, судебным учреждениям, средствам массовой информации, профессиональным юристам и частным лицам, как в России, так и за рубежом. Сайт постоянно развивается и в настоящее время в на нем представлены следующие материалы:

— законодательство о судебной системе РФ;

— сборники документов и решений Суда; постановления Пленума Верховного Суда РФ;

— журналы «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»;

— документы и решения органов судейского сообщества РФ;

— расписание рассмотрения дел в коллегиях;

— указы Президента России о назначении судей;

— разнообразная справочная информация (структура Верховного Суда РФ, порядок личного приема граждан и т. п. ).

Все материалы сайта распределены по нескольким основным разделам.

Раздел "О Верховном Суде Российской Федерации" раскрывает структуру Верховного Суда РФ, содержит список должностных лиц, их служебных телефонов, краткие биографические справки о руководстве Суда; законодательство о судебной системе; порядок личного приема граждан в Верховном Суде РФ.

Раздел периодически обновляется, в том числе в случаях изменения кадрового состава или структуры Верховного Суда РФ, внесения поправок, изменений или дополнений в законодательство о судебной системе России.

Следующий раздел "Постановления Пленума", обновляется с выходом очередных постановлений Пленума, и в настоящее время содержит все постановления Пленума Верховного Суда РФ с 1997 г., а также архивы постановлений Пленума Верховном Суда РФ с 1992 по 1996 гг. и с 1961 по 1991 гг.

В разделе "Бюллетень" находятся электронные версии журнала "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" с 1997 г.

Узнать списки назначенных к рассмотрению дел в коллегиях Верховного Суда РФ на текущую неделю, можно в разделе "Судебные заседания". Эта информация полезна как для участников заседаний, так и для заинтересованных средств массовой информации. В этом же разделе представлена информация о нормативных актах, обжалованных в судебном порядке и принятых решениях.

Имеется на сайте и раздел, посвященный органам судейского сообщества РФ: постановления и решения Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, съездов (конференций) судей, собрания судей Верховного Суда РФ и Высшей квалификационной коллегии.

Информация, представленная на сайтах судов представляет интерес у пользующихся Интернетом граждан и организаций. Так, например, идет оживленная дискуссия о необходимости представления в сети Интернет всех судебных решений, вынесенных судами в открытых судебных заседаниях. Учитывая, что такие публикации могут затронуть вопросы частной жизни граждан и содержать другие сведения, не подлежащие разглашению, этот вопрос заслуживает законодательного урегулирования.

5. Организация ведения первичного статистического учета

5.1. Основой формирования статистических отчетов о деятельности судов общей юрисдикции являются учетно-статистические карточки и журналы, утвержденные инструкциями по судебному делопроизводству , или базы данных в автоматизированном судебном делопроизводстве. В этой связи председателями судов возлагаются обязанности по организации ведения первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства на конкретных работников аппаратов судов в соответствии с приказом о распределении обязанностей, которые несут ответственность по составлению первичных статистических отчетов.

Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденная Приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 (с изм. и доп.), и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 (с изм. и доп.).

5.2. Мировые судьи при ведении судебного делопроизводства должны руководствоваться документами первичного статистического учета дел по первой инстанции, утвержденными для районных судов за исключением показателей документов первичного учета, которые обеспечивают отражение характеристик по делам, не относящимся к подсудности мировых судей.

5.3. Руководитель территориального органа Судебного департамента по согласованию с органом в субъекте Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей устанавливает порядок организации ведения судебной статистики на участках мировых судей в соответствии с действующими в субъекте Российской Федерации законодательством и принятыми нормативными актами, регулирующими организационно-правовое обеспечение мировых судей.

5.4. Утвержденная статистическая отчетность о деятельности мировых судей на уровне субъекта Российской Федерации представляется по каждому судебному участку.

5.5. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, как и в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) и возложении постановлением председателя соответствующего районного суда исполнения его обязанностей на мирового судью другого судебного участка того же судебного района все поступающие уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях продолжают регистрироваться в соответствии с их подсудностью на судебном участке отсутствующего мирового судьи.

5.6. Все документы первичного учета в судебном делопроизводстве, а также дела после рассмотрения хранятся на этом участке и не передаются на участок заменяющего судьи. При этом в учетно-статистических карточках указывается фамилия, имя, отчество мирового судьи, на которого возложено исполнение обязанности рассмотрения поступивших дел взамен отсутствующего мирового судьи. Для учета числа дел, рассмотренных каждым мировым судьей, в субъекте Российской Федерации составляются статистические таблицы, где указывается: сколько дел рассмотрено им по различным судебным участкам, а также количество отмененных и измененных судебных решений по каждому мировому судье согласно данным районных судов.

5.7. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления статистической информации, а также за соблюдение логического и формального контроля данных, сопоставление их с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода несут председатели областных и равных им судов, районных судов, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также лица, на которых возложены обязанности по организации ведения судебной статистики и составлению отдельных отчетов. Указанные лица подписывают статистические отчеты.

Настоящая Инструкция регламентирует реализацию функции ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции, верховных судах субъектов Российской Федерации, краевых (областных), судах городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных судах, участках мировых судей (далее - суды) и в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимоотношения Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с указанными судами по вопросам ведения судебной статистики.

Правовой основой осуществления Судебным департаментом при Верховном Суде и его территориальными органами (управлениями (отделами) в субъектах Российской Федерации) функции ведения судебной статистики является Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) ведет судебную статистику (абз. 12 п. 1 ст. 6 гл. II) и наделен полномочием запрашивать и получать у государственных органов необходимые документы и материалы (абз. 1 п. 2 ст. 6 гл. II).

В настоящей Инструкции изложены основные правила формирования статистических отчетов по формам о работе судов и судимости, которые обязательны для всех судов общей юрисдикции .

Кроме военных судов.

Система ведомственной статистической отчетности включает в себя статистические данные о деятельности судов (формы N 1 - 9) и о судимости (формы N 10 - 12) по приговорам, вступившим в законную силу.

Основными нормативными документами являются настоящая Инструкция, табель и формы статистической отчетности, утверждаемые Приказом Судебного департамента. Табель форм статистической отчетности судов общей юрисдикции регламентирует порядок, сроки и систему сбора и обработки статистической отчетности.

Настоящая Инструкция регламентирует правила формирования статистических отчетов на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах общей юрисдикции и участках мировых судей в соответствии с правилами судебного делопроизводства; отражает порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получение сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

Ответственность за достоверность и своевременность представления статистической информации несут председатели федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Указанные лица подписывают статистические документы. Ответственность по составлению статистических отчетов в судах возлагается на работников, в обязанности которых вменено ведение судебной статистики.

Руководитель территориального органа Судебного департамента устанавливает порядок организации ведения судебной статистики на участках мировых судей в соответствии с действующими в субъекте Российской Федерации законодательством и принятыми нормативными актами, регулирующими организационно-правовое обеспечение мировых судей.

Организация ведения первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства возлагается председателями судов на конкретных работников аппаратов судов.

Статистическая отчетность представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде на электронных бланках. Отчеты на бумажных бланках должны иметь формат А4 и являться распечаткой электронной копии отчета.

Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронные формы отчетности - на электронных бланках по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной почты Интернета. Работники, ответственные за составление отчетов по судебной статистике, должны обеспечить полное соответствие данных в отчетах на разных носителях.

Документы первичной судебной статистики на бумажном носителе составляются в двух экземплярах, подписываются лицом, ответственным за составление отчета, и председателем суда (мировым судьей). Сводные формы статистической отчетности подписываются специалистом по статистике, ответственным за сбор и обработку статистических данных, поступающих из районных судов или участков мировых судей, и начальником (заместителем начальника) управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Специализированного ПО "SKART" и "SFORM".

Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок.

В случае обнаружения недостоверных сведений в отчетах судов областного звена работникам этих судов, ответственным за ведение судебной статистики, необходимо сделать соответствующие изменения как в электронном виде, так и на бумажном носителе и представить в отдел судебной статистики как в электронном виде, так и на бумажном носителе с соответствующим сопроводительным письмом.

Статистическая информация, представленная в Судебный департамент и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации в электронном виде, должна удовлетворять следующим требованиям: идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, информации на бумажном носителе; соблюдение установленного формата, структуры, имен файлов и их архивов, содержащих статистическую отчетность. При невыполнении указанных требований статистическая отчетность считается непредставленной.

Статистическая информация формируется нарастающим итогом.

В отчетах остатки нерассмотренных дел и других материалов на начало отчетного периода приводятся по состоянию на 1 число месяца данного отчетного периода. Остатки на конец отчетного периода указываются по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом.

В остаток включаются и дела, производство по которым на конец отчетного периода приостановлено.

Статистический анализ работы судов осуществляется по единой методике расчета показателей, используемых Судебным департаментом в алгоритмах расчета Сборника основных показателей работы судов общей юрисдикции и судимости. Управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации также могут использоваться другие аналитические статистические показатели, носящие уточняющий и дополняющий характер.

Программно-информационная поддержка судов и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по вопросам ведения судебной статистики осуществляется путем размещения методических материалов и программного обеспечения в папке отдела судебной статистики, расположенной на FTP-сервере Судебного департамента. Доступ к папке реализуется с использованием ограниченного доступа через пароль и логин. Просмотр содержимого папки отдела судебной статистики и копирование информации и программного обеспечения работниками, ведущими судебную статистику в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, должен производиться не реже 1 раза в неделю. Для доступа на FTP-сервер Судебного департамента необходим полный доступ в сеть Интернет.

В настоящее время сбор и обработка данных судебной статистики в системе Судебного департамента производится в автоматизированном режиме с использованием современной вычислительной техники.

Для работы с использованием специализированного программного обеспечения необходимо руководствоваться Регламентом и Инструкцией пользователя , обязательными для применения в целях обеспечения технологической дисциплины.

Все указанные нормативно-технологические документы в актуальном состоянии помещаются на FTP-сервер Судебного департамента.

Формирование статистической отчетности на основе документов первичного статистического учета в судебном делопроизводстве при использовании автоматизированной информационной системы судебного делопроизводства, осуществляемого по правилам, определенным настоящей Инструкцией, и в соответствии с Регламентом расчета форм статистической отчетности по судебной статистике.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и суды уровня субъектов Российской Федерации могут использовать различные технологии автоматизированного сбора и обработки данных судебной статистики, внедряемых централизованным порядком. Для автоматизации судебного делопроизводства могут использоваться программные комплексы, разрабатываемые на местах, при условии совместимости форматов выходных данных, используемых при формировании статистических отчетов.

Централизованное программное обеспечение обоих видов сопровождается, тиражируется и распространяется отделом судебной статистики. Сопровождение программного обеспечения состоит, прежде всего, в своевременном внесении в настроечные файлы программ изменений в законодательстве и коррекции по этой причине программного продукта, осуществляемой силами работников отдела судебной статистики. Распространение обновленной версии программного обеспечения осуществляется с использованием FTP-сервера отдела судебной статистики.

Следует организовать работу со статистическими данными таким образом, чтобы устранить несанкционированный доступ к конфиденциальной (база статкарточек) информации.

Описание работы обоих типов программного обеспечения находится в электронном виде в директории INSTRUK в ПО SKART и SFORM.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: