Иски о возмещении ущерба имуществу в результате чрезвычайных ситуаций

Обновлено: 06.02.2023

В соответствии с абзацем седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185), приказываю:

Утвердить прилагаемую Методику оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.

УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 01.09.2020 N 631

Методика
оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

1. Методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций (далее - Методика) разработана в соответствии с абзацем седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185), в целях выработки единого подхода для оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и основывается на следующих нормативных правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981) (далее - постановление N 304);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 42, ст. 5919; 2020, N 27, ст. 4210) (далее - постановление N 1327);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846 "Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 42; N 27, ст. 4210) (далее - Положение);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 106) (далее - Правила).

2. Результаты расчетов, выполненные по Методике, применяются при классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением N 304 (на основании размера материального ущерба). Положения Методики направлены на повышение оперативности и обоснованности классификации чрезвычайных ситуаций.

II. Общие положения и область применения методики

3. Согласно классификации, установленной постановлением N 304, основными критериями, определяющими отнесение произошедшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации соответствующего характера, являются количество людей, погибших и (или) получивших вред здоровью, и размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба).

4. Для целей Методики термины "материальный ущерб" и "ущерб" являются идентичными.

Значение всех понятий приведено исключительно в целях использования в Методике.

5. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций является основой для определения характера чрезвычайных ситуаций в целях установления источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий и планирования мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

6. Методика устанавливает общие положения, на основе которых проводится оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Методика предназначена для практического использования специалистами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.

8. Методика не предназначена для определения морального вреда и упущенной выгоды. Ущерб от чрезвычайных ситуаций определяется в денежном выражении и на определенную дату.

9. Организация работы по оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также непосредственный сбор, обобщение информации и оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций могут быть выполнены как последовательно и поэтапно, так и параллельно.

10. Общим требованием для оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций является исключение двойного счета, когда объект, которому причинен ущерб, учитывается несколько раз при определении различных видов ущерба.

III. Составляющие оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

11. В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55201-2012 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1193-ст (Стандартинформ, 2013), ущерб от чрезвычайной ситуации - абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

12. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций, таким образом, включает определение размеров следующих его составляющих:

1) оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости, а также недвижимого имущества;

2) оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу;

3) оценка размера вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в том числе:

нанесенного поверхностным и подземным водам;

нанесенного животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных;

причиненного лесам и находящимся в них природным объектам (по оперативным данным);

нанесенного атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, недрам, а также объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации,

водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

IV. Расчет составляющих оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

13. Оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости осуществляется путем расчета затрат на оказание помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим гражданам.

Ущерб, связанный с оказанием помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим гражданам, рассчитывается умножением количества граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, на размер этой помощи.

14. При расчете, указанном в пункте 13 Методики, оцениваются следующие виды помощи:

1) единовременное пособие членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении), в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи, а также в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации 1 ;

2) единовременное пособие гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека 2 );

15. Оценка размера вреда имуществу физических лиц в части недвижимого имущества осуществляется путем расчета расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.

На основании информации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о количестве утраченных (поврежденных) жилых помещений и их суммарных общих площадях, а также показателях средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, определенных Минстроем России в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения, определенного постановлением N 1327, рассчитывается общий объем расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.

16. Оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу осуществляется путем расчета расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также расчета ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре и сельскому хозяйству.

Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации определен пунктом 1 Перечня мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам приложения N 1 к Положению.

При определении расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления осуществляют их оценку в соответствии с актами обследования поврежденных объектов и сметными расчетами на проведение работ.

Расчет ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация, в соответствии с их сферой ведения. При оценке затрат на восстановление утраченных или поврежденных объектов учитываются только объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

17. Расчет составляющих вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (при наличии такой возможности) осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на основании методических и иных документов Правительства Российской Федерации, Минприроды России и Росрыболовства.

V. Порядок проведения оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

18. Проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления и (или) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции организуют оказание органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону чрезвычайной ситуации своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. По результатам оценки ущерба от чрезвычайной ситуации оформляется справка об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации, утверждаемая руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера) (рекомендуемый образец приведен в приложении к Методике).

Для чрезвычайной ситуации муниципального характера справка об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации утверждается главой местной администрации муниципального района (муниципального (городского) округа), для чрезвычайной ситуации локального характера - руководителем организации (объекта).

Статья 11.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 320-ФЗ)

1. В целях организации возмещения ущерба, причиненного жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - жилые помещения), органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования (далее - программа) в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов.

2. Программа предусматривает:

а) страхование расположенных на территории субъекта Российской Федерации жилых помещений граждан, права собственности на которые оформлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в пользу страхователей - собственников жилых помещений наряду с оказанием помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при причинении ущерба застрахованным жилым помещениям;

б) перечень иных лиц (кроме собственников жилых помещений), которые могут принять участие в программе в качестве страхователей (наниматели жилых помещений, иные граждане, имеющие основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении жилого помещения), их права и обязанности, порядок возмещения ущерба, причиненного застрахованным такими лицами жилым помещениям, в том числе порядок предоставления жилых помещений взамен утраченных;

в) перечень подлежащих страхованию рисков, при наступлении которых предоставляется помощь в возмещении ущерба за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

риск утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. При этом участие страховщика в возмещении ущерба, причиненного застрахованному в рамках программы жилому помещению, по договору страхования должно быть в размере страховых сумм по данному риску, определенных Правительством Российской Федерации (далее - минимальный объем обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации);

иные риски, которые субъект Российской Федерации вправе включать в программу (риск повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, риск утраты (гибели) и (или) повреждения жилого помещения в результате иных событий);

г) порядок включения страховщиков в программу и доведения информации о страховщиках, участвующих в программе, до граждан, имеющих намерение заключить договор страхования жилых помещений;

д) срок действия договора страхования жилого помещения, который не может составлять менее одного года;

е) размеры страховых сумм по риску, группе рисков исходя из минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с абзацем вторым подпункта "в" настоящего пункта, размера (доли) участия страховщика в возмещении ущерба в соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 5 настоящей статьи и максимального размера подлежащего возмещению ущерба;

ж) характеристику жилищного фонда (в том числе состояние жилых помещений, их расположение на территории субъекта Российской Федерации, этажность, материал, год постройки), учитываемую при оценке страхового риска и возмещении ущерба;

з) порядок направления страховщиком оферты (предложения заключить договор страхования жилого помещения, содержащего существенные условия такого договора) и ее акцепта (принятия предложения) страхователем, а также предоставления страхователю подписанного страховщиком договора страхования жилого помещения;

и) порядок заключения договора страхования жилого помещения, порядок и способы уплаты страховой премии, доступные для граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации, включая право страхователя на уплату страховой премии в рассрочку;

к) порядок и сроки возмещения ущерба в случае утраты (гибели) или повреждения жилого помещения;

л) основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в программе, с учетом предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и плановый период в случае, если такая поддержка программой определена;

м) иные положения в области организации и реализации мер по возмещению ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан.

3. Методика разработки программ утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

4. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать методику расчета страховых тарифов по договору страхования жилых помещений в части минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

5. Возмещение ущерба, причиненного застрахованному в рамках программы жилому помещению, осуществляется:

а) в случае утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации:

страховщиком путем выплаты страхового возмещения в размере минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации;

субъектом Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации, а также предоставленных на эти цели субъекту Российской Федерации из федерального бюджета в размере и порядке, определенных Правительством Российской Федерации;

б) в случае наступления иных рисков, предусмотренных программой в соответствии с абзацем третьим подпункта "в" пункта 2 настоящей статьи:

страховщиком в размере (доле) его участия в возмещении ущерба, предусмотренном программой по соответствующему риску, в соответствии с условиями договора страхования жилого помещения;

субъектом Российской Федерации в размере (доле) его участия в возмещении ущерба, установленном в программе, за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации, и (или) иных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок расчета максимального размера ущерба по риску, группе рисков, подлежащего возмещению в рамках программы и включающего страховое возмещение и помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации исходя из общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, а также определенной субъектом Российской Федерации в программе характеристики жилищного фонда.

7. Сведения о максимальном размере подлежащего возмещению в рамках программы ущерба по соответствующим рискам должны быть предоставлены страховщиком страхователю вместе с договором страхования жилого помещения.

8. В целях организации возмещения ущерба, причиненного застрахованным в рамках программ жилым помещениям, страховщики и органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют в соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

9. В случае утраты (гибели) застрахованного в рамках программы жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю - собственнику жилого помещения в денежной форме либо путем предоставления субъектом Российской Федерации в его собственность другого жилого помещения при условии уступки страхователем субъекту Российской Федерации права требования к страховщику суммы причитающегося к выплате страхового возмещения за утраченное жилое помещение.

10. В случае повреждения застрахованного в рамках программы жилого помещения возмещение ущерба осуществляется страхователю страховщиком в пределах предусмотренной договором страхования жилого помещения страховой суммы и субъектом Российской Федерации исходя из размера (доли) его участия в возмещении ущерба.

11. Порядок и условия проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, методика определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Оказание субъектом Российской Федерации помощи в возмещении ущерба за утраченное (погибшее) или поврежденное жилое помещение не является основанием для отказа страховщика в страховом возмещении по договору страхования жилого помещения или уменьшения размера страхового возмещения.

Некоторые действия налоговых и таможенных органов зачастую наносят непоправимый урон компаниям. Однако уже есть судебная практика возмещения убытков, причиненных бизнесу незаконными действиями или решениями государственных служащих. "Известия" рассмотрели наиболее распространенные случаи, связанные с оспариванием таких действий.

Право на возмещение ущерба от действий или бездействия властей закреплено в статье 53 Конституции. В отношении налогового законодательства эта норма конкретизирована в статьях 103, 21 и 35 Налогового кодекса, указывает Галина Акчурина, руководитель практики налоговых споров "ФБК-Право": "В статье 103 НК говорится о недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля, причем речь идет именно о возмещении убытков, в том числе и упущенной выгоды. Статья 21 НК определяет, что налогоплательщик имеет право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями или бездействием должностных лиц. А статья 35 НК гласит, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные в силу неправомерных действий".

Что такое хорошо и что такое плохо

Незаконными действиями налоговых органов являются действия, осуществленные ими вопреки законодательству о налогах и сборах. В частности, когда в ходе выездной проверки инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налога, который не является предметом этой проверки. "Например, в решении о выездной проверке содержится, что ее предметом является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль, - приводит пример Семен Аипкин, ведущий консультант АКГ "Интерком-Аудит". - Однако должностные лица, осуществляющие проверку, требуют представить документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты НДС".

К незаконным действиям также можно отнести случай, когда в рамках выездной проверки налоговики проверяют период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, а также требуют документы за период, в котором такое решение было вынесено. Кроме того, незаконно, когда в ходе камеральной или выездной проверки налоговики запрашивают документы, не подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. "Речь идет о разных таблицах, которые на практике инспекторы требуют представить в ходе камеральной либо выездной проверки, - добавляет Семен Аипкин. - Таблицы не являются документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, поэтому они не указываются в требовании о представлении документов". То есть компания вправе отказать налоговикам в представлении таблиц.

"Часто нарушают права налогоплательщика решения о привлечении к ответственности, по которым на организацию налагается обязанность по уплате тех или иных налогов, пеней, штрафов, требования об уплате налогов, инкассовые поручения, решения о приостановлении операций по счетам, решения о взыскании начисленных налогов за счет имущества налогоплательщика, - отмечает Галина Акчурина. - Также решения налоговых органов по назначению выездной проверки, продлению выездной проверки или о выемке документов". Если такие акты появляются, то они могут быть обжалованы в суд, и если эти акты приняты незаконно, то убытки, причиненные этими актами, формально по закону подлежат возмещению.

Кто рублем ответит?

Законодатель установил исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых у государства возникает обязанность возместить вред, причиненный бизнесу госорганами, они определены статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса. "Наибольшее количество дел рассматриваемой категории связано с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, судебных приставов-исполнителей, налоговых органов. Иски о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями госорганов, рассматриваются арбитражными судами", - указывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Горюнова.

Следует учитывать, что возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15, 16 и 1064 ГК, включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность его поведения, размер ущерба и причинно-следственную связь). В частности, из-за неправомерного изъятия налоговиками денежных средств у компании возникли убытки в результате выплаты по решениям судов зарплаты работникам с индексацией. Суд удовлетворил требования компании о взыскании за счет федерального бюджета средств в возмещение убытков, причиненного незаконным посягательством налоговиков на деловую репутацию заявителя (решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12 мая 2006 г. N А64-1749/04-16).

Попробуй докажи

Для возмещения ущерба организации нужно доказать противоправность действий госорганов, наличие причинно-следственной связи между их действиями и возникшими убытками, а также размер последних. Арбитражная практика в этом случае единообразна: недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении иска. Сегодня истцам зачастую не удается доказать противоправность действий госорганов, что исключает иные элементы состава правонарушения: вину госоргана и причинно-следственную связь между его действиями и возникновением убытков (определение ВАС от 11 декабря 2007 г. N 16144/07). "Доказательствами являются полученные сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела (ст. 64 АПК), - напоминает Семен Аипкин. - Допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи".

Анализ судебной практики показывает, что истцам часто не удается убедить суд в наличии причинно-следственной связи между незаконными действиями госорганов и возникновением убытков (определения ВАС от 22 января 2007 г. N 16302/06, от 20 июля 2007 г. N 8768/07, от 19 февраля 2007 г. N 15508/05, от 6 февраля 2008 г. N 681/08). "Например, исковые требования ООО были мотивированы тем, что с января 2000 года по 2005 год при проведении контроля налоговики периодически нарушали права истца, принимая незаконные решения о доначислении налога, пеней, приостановлении операций по счетам общества, осуществлении зачета, сроков возмещения налога, что привело к убыткам, подлежащим взысканию, - приводит пример Ольга Горюнова. - Однако суд отказал в удовлетворении иска, указав, что суммы налогов, подлежащие возврату или возмещению (которые своевременно не были выплачены обществу), не могут рассматриваться как единственный источник финансирования предпринимательской деятельности. Помимо этого, причинная связь между действиями налоговиков и расходами ООО, а также факт причинения убытков истцом не доказаны (определение ВАС от 3 марта 2008 г. N 2745/08)".

В случаях доказанности истцами всех элементов указанных составов правонарушений причиненный им вред возмещается (определение ВАС от 14 апреля 2008 г. N 4124/08). Например, был удовлетворен иск ОАО о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями судебного пристава-исполнителя о списании средств с его счета инкассовым поручением через 1,5 года после добровольного исполнения решения суда (постановление ФАС ДО от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/5171, определение ВАС от 7 марта 2008 г. N 228/08). Незаконность действий судебного пристава-исполнителя ранее также была установлена решением суда, а причинная связь между его действиями и убытками, причиненными ОАО, была очевидна. Суды также удовлетворяют иски о возмещении ущерба, причиненного компаниям незаконным изъятием имущества и его последующей реализацией (определения ВАС от 31 августа 2007 г. N 10623/07, от 22 июня 2007 г. N 7334/07; постановления ФАС МО от 10 августа 2005 г. N КА-А40/7306-05, ФАС СЗО от 28 августа 2006 г. N А56-6956/2003). Кроме того, суды удовлетворяют иски о возмещении убытков, вызванных длительной невыдачей таможенными органами разрешений на использование имущества без законных на то оснований (постановление ФАС СЗО от 7 августа 2007 г. N А13-9444/2006-09).

Тем не менее пока в большинстве случаев органы государственной власти уклоняются от возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями. "Можно констатировать, что пока государство не готово брать на себя эти расходы и эту ответственность", - подытоживает Галина Акчурина. Но, возможно, скоро ситуация изменится к лучшему. В настоящее время президиум ВАС подготовил проект постановления "О способах защиты прав и законных интересов участников экономического оборота в случае причинения им вреда со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц". Постановление станет единым документом, закрепляющим сложившуюся судебную практику по решению подобных споров.


Хорошо, когда все хорошо. Но так не бывает. В Вашей жизни могут произойти разного рода неприятности: болезнь, ДТП, увольнение с работы и т.п. Лучше, если Вы, как представитель гражданского общества, будете обладать знаниями, а главное, умением выходить из таких ситуаций. Одна из таких неприятностей: Вашему имуществу нанесен ущерб со стороны третьих лиц или по Вашей вине нанесен ущерб чьему-либо имуществу. В первой ситуации Вам необходимо получить полную и справедливую компенсацию, а во втором - минимизировать потери. Данная статья о том, как этого добиться.

1. Типичные жизненные ситуации, требующие возмещения ущерба

В ситуации, когда произошло ДТП, все более или менее ясно: ничего не трогайте, вызывайте представителя ГИБДД, откройте приложение к полису ОСАГО и действуйте по инструкции. Система возмещения ущерба в целом отлажена, хотя и вызывает множество нареканий.

Другое дело, если причинен ущерб недвижимости, т.е. в ситуации, когда:


  • - Вашу квартиру или офис затопили соседи или Вас затопили фирмы, находящиеся над Вами, по своей вине или вине эксплуатирующих служб;
  • - протекла крыша или нарушилась герметичность стены;
  • - случился пожар по вине сторонних лиц, например, соседей или арендаторов;
  • - случились другие аварии недвижимости, например, появились трещины при перепланировке, или соседи пробурились к Вам в результате ремонта;
  • - все вышеперечисленное случилось по Вашей вине, но потерпевший требует заоблачные, ничем не обоснованные, суммы;
  • - Вас не устраивает сумма страховых выплат, которую насчитала страховая компания;
  • - необходима встречная экспертиза для защиты Вашей позиции в суде;
  • - Вы уже судитесь с противоположной стороной и хотите привлечь независимого оценщика для квалифицированной оценки ущерба, либо уже добились соответствующего определения суда.

2. Что необходимо знать или немного теории

При причинении повреждений имуществу, например, при заливе квартиры соседями, пожаре, повреждении автомобиля при ДТП и прочих, произошедших в результате чьих либо действий, гражданин имеет юридическую основу для восстановлении своих прав и компенсации понесенных убытков, в соответствии со Статьей 15 Гражданского Кодекса РФ ("Возмещение убытков"), которая гласит:


"1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы."


Положение об обязательности привлечения независимого оценщика при возникновении имущественных споров содержится в Статье 8 " Федерального закона №135-Ф3 “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, которая гласит:


"Проведение оценки . является обязательным . при возникновении спора о стоимости объекта . ".


Ущерб, в соответствии с законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, оценивают фирмы или индивидуальные предприниматели, обладающие лицензией на ведение оценочной деятельности и полисом страхования профессиональной ответственности.


Все оценщики обязаны придерживаться процедур и методов оценки, изложенные в нормативном документе:«Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 №519 «Об утверждении стандартов оценки».

Для оценки ущерба Оценщики, как правило, применяют затратный метод.


Предпосылка данного метода заключается в том, что стоимость любого имущества зависит от затрат на воспроизводство или замещение аналогичного имущества.

Согласно затратному подходу, стоимость оцениваемого объекта определяется, как сумма восстановительной стоимости составляющих элементов объекта за вычетом накопленного износа. Применительно к оценке ущерба от залива или пожара затратный метод предполагает расчет сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ с учетом износа материалов на дату нанесения ущерба.

Под восстановительной стоимостью понимаются затраты по воссозданию объекта в первоначальном виде, включая в них предпринимательскую прибыль. В данном случае, это затраты на ремонтно-восстановительные работы внутренней отделки квартиры согласно смете, затраты на ремонт или восстановление поврежденного имущества (мебели, оргтехники, документов, баз данных и т.п.), затраты на химическую чистку подпорченного имущества.

Под накопленным износом понимается общая потеря стоимости оцениваемого объекта на момент оценки в процентном выражении, под воздействием физических, функциональных и внешних факторов.

Расчет стоимости ущерба производится в три этапа.

На первом этапе на основе данных, полученных от ремонтных и других организаций, определяется рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ по различным видам имущества, а именно:


  1. сметная стоимость ремонтно-строительных работ в помещении (сметные расчеты производятся (например, базисно-индексным методом) по заказу Оценщика силами специалиста-сметчика организации, имеющей лицензию на изготовление пректно-сметной документации, на основании Актов осмотров;
  2. стоимость ремонта имущества (данные о стоимости ремонта и восстановления мебели оценщики получают из прайс-листов или в результате опросов ремонтных организаций);
  3. стоимость чистки подпорченного имущества (данные о стоимости химчистки оценщик получает по Интернету).

На третьем этапе определяется сумма ущерба с учетом износа материалов.

Виновной стороной при заливе или пожаре в жилых зданиях, как показывает судебная практика, признаются:


  1. жильцы, которые нарушили соответствующие статьи «Правил пользования жилыми помещениями (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25) или
  2. эксплуатирующая организация (бывшие ЖЭКи), которая нарушила соответствующие статьи «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Утверждены постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170).

3. Ущерб лучше предотвратить

Для предотвращения заливов и аварий по вине эксплуатирующих служб (если текут трубы коммуникаций, протекает крыша, разгерметизировались стены, возникли трещины) Вам следует предпринять следующие действия.


Если вы предпринимаете переоборудование системы водоснабжения, т.е меняете разводку труб, устанавливаете водонагреватель, прокладываете шланг гибкой подводки и т.п., то все свои действия согласовывайте с эксплуатирующей организацией и, при необходимости, проводите силами ее работников. Обязательно сохраняйте ВСЕ квитанции, чеки и расписки о работах по ремонту вашей квартиры, офиса, а также чеки за мебель, ковры и оргтехнику. Заведите себе такую привычку, в наше время она сэкономит Вам большие средства.

4. Неприятное событие случилось. Готовьтесь к суду

Итак, неприятное событие свершилось. Что же следует предпринять? Первым делом, конечно, следует взять себя в руки и остановить приток воды в помещение. Если Вас топят соседи, то сходите к ним, если их нет дома или залив случился по причине аварии коммуникаций - звоните сразу в диспетчерскую эксплуатирующей организации. Не забудьте узнать, под каким номером в журнале записан Ваш вызов.

Не волнуйтесь и не вступайте в перепалку с виновником, сразу Вы не определите объективно, кто истинный виновник и какова стоимость ущерба. Виновниками могут быть и эксплуатирующие организации и соседи.

Вызовите работника эксплуатационной организации (ЖЭУ) для фиксации факта аварии. Он составит соответствующий акт, полностью описывающий все повреждения нанесенные помещению и Вашему имуществу. Один экземпляр акта должен обязательно остаться у Вас (если его у Вас нет, то запомните хотя бы его номер и дату составления, потом его можно затребовать через суд).

По возможности, пригласите двух свидетелей. Это могут быть Ваши соседи.

Если в результате происходящих событий у Вас или у Ваших близких резко ухудшилось самочувствие, вызовите скорую или врача на дом. Он зафиксирует Ваше состояние и примет необходимые меры.

Вызывать работников ЖЭУ следует даже при небольших повреждениях. Дефекты могут проявиться позже в большем объеме, поскольку часть воды может задержаться в конструкциях перекрытия.

Желательно вызывать работников ЖЭУ и при проявлении следов залива в других помещениях, иначе на суде виновник может сказать, что дефекты, не зафиксированные в акте ЖЭУ - не его вина. При составлении акта будьте внимательны, следует зафиксировать все повреждения как можно точнее.

После проявления всех следов аварии (при заливах — дождаться высыхания помещения) Вам следует встретиться с виновником аварии и попытаться уладить вопрос без обращения в суд. Здесь Вам пригодились бы сохраненные чеки и квитанции, чтобы обосновать сумму, предъявляемую к оплате. Упомяните также, что в случае несогласия виновника залива платить за ремонт Ваших помещений, Вы обратитесь в суд, и, в случае признания его вины судом, виновнику залива придется оплатить еще и Ваши судебные издержки. К ним относятся стоимость оценки ущерба, услуги адвоката и т.п. Иногда это срабатывает - человек пугается судебных хлопот. Вообще не один раз случалось, что потенциальный ответчик пугался приглашения на экспертизу (как сосед, так и эксплуатационщики), и дело улаживалось миром. Но ни в коем случае не следует расслабляться раньше, чем деньги окажутся в Ваших руках. Итогом переговоров должна быть сумма компенсации и крайняя дата, когда Вы ее получите.

Если миром уладить вопрос не удалось, или Вас кормят обещаниями, подыскивайте адвоката, специализирующегося на аналогичных делах. Адвоката может порекомендовать и оценщик, поскольку последнего судья часто вызывает в суд в качестве эксперта. Можно, конечно, самостоятельно написать исковое заявление, но грамотный юрист учтет все дополнительные факторы (например, моральный ущерб, упущенную выгоду от аренды затопленного помещения), а сумма, потраченная на оплату его услуг, вернется Вам в случае успешного исхода дела.

После проявления всех следов аварии приглашайте независимого оценщика для фиксации (фотографирования), замера объема повреждений и составления Акта осмотра. Осмотр производится в присутствии виновной стороны, которого Вы обязаны заранее оповестить телеграммой с уведомлением о вручении (текст телеграммы и сроки укажет оценщик). Виновная сторона может, конечно, проигнорировать приглашение или не подписать Акт, но в таком случае на суде у него будет менее выигрышная позиция. Акт осмотра - это основной юридический документ для последующего составления сметы на ремонтно-восстановительные работы, а также для оценки ущерба, нанесенного заливом Вашему домашнему имуществу (коврам, мебели, аппаратуре и т.п.).

При составлении смет стоимость материалов берется по рыночным ценам, если Вы сохранили чеки и квитанции. Если нет - стоимость материалов определяется по «Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве», и по «Каталогу текущих цен в строительстве». А вот расценки на работы принимаются государственные с коэффициентами, устанавливаемыми центрами ценообразования (Федеральные единичные расценки на строительные работы ФЕР-2001 и на ремонтно-строительные работы ФЕРр-2001 Госстроя России, в Москве МЦЦС).

Таким образом, стоимость работ получается несколько ниже реальной, хотя конечная цифра зависит от квалификации и опыта сметчика. Это сложившаяся в судах практика и искусственное увеличение стоимости ремонта может привести к проигрышу дела в суде.

Спешить с вызовом оценщика в день залива не следует. После подсыхания следы залива видны даже лучше. До вызова оценщика и фиксации дефектов ни в коем случае не устраняйте следы повреждений, никто составлять смету по акту ЖЭУ не будет, а если согласится - бегите от таких горе-экспертов.

Если Вы - потенциальный виновник залива, а причиной залива является некачественный шланг гибкой подводки (по этой причине происходит очень много заливов) или сверхнормативное давление в системе водоснабжения и т.п. - срочно приглашайте эксперта и получите заключение о причине аварии.

С юридической точки зрения можно делать ремонт помещения сразу после получения на руки отчета об оценке ущерба, с практической же точки зрения сначала убедитесь, что помещение окончательно просохло (2-4-недели). Вода может задержаться, например, в пустотах плит перекрытий.


После получения на руки отчета об оценке ущерба можно еще раз попытаться с виновником уладить дело миром. Если это не удалось, готовьтесь к судебной тяжбе. При соблюдении с Вашей стороны всех формальностей, т.е. все документы (отчет и лицензия оценщика, исковое заявление) в порядке, суд наверняка признает Вашу правоту.

И напоследок, два замечания.

Если до судебного разбирательства Вы уже провели ремонт, и сумма потребовалась значительно более крупная, чем та, что указана в отчете оценщика, может появиться искушение подать исковое заявление с другой суммой, обосновав его чеками, квитанциями и сметами организации, осуществлявшей ремонт. Но победный исход в данном случае не гарантирован. Если ответчик - человек разумный, он может усомниться в ценах, и в свою очередь попросить суд об экспертизе, а строители Ваши, поверьте, наверняка накрутили цены, и это обстоятельство всплывет в суде.

У Вас могут возникнуть сложности с получением денег с ответчика, если это спившийся нищий человек или бедный пенсионер. Тогда Вы будете получать деньги долго. Однако, если не предпринимать таких усилий, в частности, если хотя бы не фиксировать факты заливов, то они будут неоднократно повторяться. Когда же у эксплуатирующей организации накопится достаточно фактов о несоблюдении Вашим соседом «Правил пользования жилыми помещениями», то она может принять меры к недобросовестному жильцу вплоть до выселения. Но это уже друга история.

Автор — начальник отдела оценки, аудиторско-консалтинговойгруппы «АРНИ Polaris International», к.т.н.

В первую очередь важно определить причину пожара. От этого зависит от кого, в каком объеме и в каком порядке вы можете требовать возместить причиненный ущерб.
Если, например, пожар возник из-за аварии на опасном объекте и это страховой случай, возместить вред в пределах страховой суммы вы можете потребовать от страховщика, застраховавшего ответственность владельца этого объекта. А если сумма страхового возмещения не покрывает ваши убытки, оставшуюся часть вы можете потребовать с самого владельца такого объекта в общем порядке, направив ему претензию или сразу обратившись в суд.
В остальном руководствуйтесь общим порядком, в котором можно возместить материальный ущерб.

1. Кто и как устанавливает причину пожара
Это зависит от конкретных обстоятельств: возбуждалось ли по факту пожара уголовное дело или дело об административном правонарушении, произошел ли пожар на опасном объекте и т.д.
Так, если по факту пожара рассматривается дело об административном правонарушении, обстоятельства пожара, включая его причины, могут быть установлены в ходе производства по этому делу. Для этого в том числе может быть назначена экспертиза. Рассматривать такие дела, в частности, могут органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор (ст. 24.1, ч. 1 ст. 26.4, ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ).
А если пожар возник в результате преступления, экспертизу могут назначить при предварительном расследовании по уголовному делу, которое в зависимости от ситуации могут проводить дознаватели органов федерального государственного пожарного надзора или следователи органов внутренних дел (п. 3 ч. 2, п. 6 ч. 3 ст. 151, ч. 1 ст. 195 УПК РФ).
Если же пожар произошел из-за аварии на опасном производственном объекте, причины также может установить специальная комиссия, которая проводит техническое расследование по факту такой аварии (п. п. 1, 2 ст. 12 Закона о промышленной безопасности).
Если вы являетесь потерпевшим по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, то можете ознакомиться с результатами экспертиз, проведенных по этим делам (п. 11 ч. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 206 УПК РФ, ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ).
Кроме того, чтобы установить и подтвердить в дальнейшем причину пожара, вы можете самостоятельно заказать экспертизу. Закон это не запрещает. А если дело дойдет до суда, заключение внесудебной экспертизы (не как экспертное заключение, а как иной документ) суд может принять в качестве доказательства (см. Позицию ВАС РФ).

Можно ли потребовать возместить ущерб от участников тушения пожара
Нет, если они действовали в условиях крайней необходимости или обоснованного риска. В таком случае личный состав пожарной охраны и иные участники тушения пожара освобождаются от обязанности возместить ущерб, причиненный в ходе тушения пожара (ст. 22 Закона о пожарной безопасности).

2.1. Когда можно потребовать возместить ущерб из-за пожара от лица, не являющегося причинителем вреда
Это возможно в тех случаях, когда обязанность возместить вред на третье лицо возложил закон (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Таким лицом может быть страховщик, осуществивший страхование ответственности за причинение вреда (п. 4 ст. 931 ГК РФ). Например, произошел пожар в результате аварии на автозаправочной станции жидкого моторного топлива и ваше имущество пострадало. В отношении автозаправочной станции был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если это страховой случай, требовать возмещения вреда вы можете напрямую от страховщика (ч. 1 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 8 Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта).
Также вы можете требовать возместить вред от организации, работником которой является непосредственный виновник пожара, если вред он причинил при исполнении своих трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). Например, если работник подрядной организации, осуществляющей ремонт в вашем помещении, нарушил правила проведения сварочных работ, что и стало причиной пожара, то возмещение вреда вы может потребовать от самой организации.

3. В каком объеме можно получить возмещение ущерба
Вы можете требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, включая (см. Позицию ВС РФ):
стоимость имущества, которое уничтожено огнем;
расходы по восстановлению или исправлению имущества, поврежденного в результате пожара или при его тушении;
иные вызванные пожаром убытки. В частности, упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Но в некоторых случаях размер возмещения может быть уменьшен. Например, если вы сами допустили грубую неосторожность.
Обратите внимание: если вы предъявляете требование возместить вред к страховщику, он возмещает его только в пределах страховой суммы (п. 4 ст. 931, п. 1 ст. 947 ГК РФ). Если сумма возмещения не покрывает фактический ущерб, разницу вы можете требовать с причинителя вреда, застраховавшего свою ответственность (ст. 1072 ГК РФ).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: