Иск о признании информации запрещенной к распространению
Обновлено: 02.12.2023
1. Форма административного искового заявления о признании информации запрещенной должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.
2. В административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также:
1) в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) обоснование доводов об отнесении информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с указанием соответствующих норм права;
4) в случае, если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации;
5) сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.
3. К административному исковому заявлению о признании информации запрещенной прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной, могут быть представлены в суд в электронной форме.
4. Судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
5. Судья отказывает в принятии к производству административного искового заявления о признании информации запрещенной, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
КАС РФ Статья 265.2. Требования к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной и документам, прилагаемым к данному заявлению
(введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
1. Форма административного искового заявления о признании информации запрещенной должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.
2. В административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также:
1) в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) обоснование доводов об отнесении информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с указанием соответствующих норм права;
4) в случае, если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации;
5) сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.
3. К административному исковому заявлению о признании информации запрещенной прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной, могут быть представлены в суд в электронной форме.
4. Судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
5. Судья отказывает в принятии к производству административного искового заявления о признании информации запрещенной, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 данного Закона).
Правила рассмотрения дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, урегулированы в главе 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС).
Так, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Административное исковое заявление может быть подано в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В КАС РФ введены специальные правила определения подсудности по названной категории дел (ч. 2 ст. 265.1 КАС РФ). В частности, административное исковое заявление может быть подано в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
В административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 1, 2, 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, а также:
в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, – административного ответчика сведения, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ;
доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
обоснование доводов об отнесении информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с указанием соответствующих норм права;
в случае, если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации;
сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.
К административному исковому заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Следует отметить, что к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Поскольку необеспечение незамедлительного ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим запрещенную информацию, зачастую наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, ч. 4 ст. 265.3 КАС РФ предусмотрено право судьи по собственной инициативе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к спорной информации.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Прокуратура
Республики Коми
Прокуратура Республики Коми
15 декабря 2021, 17:32
Порядок производства по административным делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 данного Закона).
Правила рассмотрения дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, урегулированы в главе 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС).
Так, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Административное исковое заявление может быть подано в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В КАС РФ введены специальные правила определения подсудности по названной категории дел (ч. 2 ст. 265.1 КАС РФ). В частности, административное исковое заявление может быть подано в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
В административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 1, 2, 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ, а также:
в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, – административного ответчика сведения, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ;
доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
обоснование доводов об отнесении информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с указанием соответствующих норм права;
в случае, если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации;
сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.
К административному исковому заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Следует отметить, что к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Поскольку необеспечение незамедлительного ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим запрещенную информацию, зачастую наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, ч. 4 ст. 265.3 КАС РФ предусмотрено право судьи по собственной инициативе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к спорной информации.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Под запрещённой информацией по смыслу части 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимается информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Меры по блокировке запрещённой информации принимаются как по решениям уполномоченных органов исполнительной власти, так и на основании судебных постановлений.
Во внесудебном порядке принимаются решения о блокировке следующей информации:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования законодательства о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
з) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств.
К обращению в прокуратуру желательно приложить скриншоты, подтверждающие наличие запрещённой информации.
В случае подтверждения наличия в сети Интернет запрещённой информации, прокурор направляет в суд административное исковое заявление о признании информации запрещённой, которое рассматривается в порядке, предусмотренном главой 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Делегирование домена может быть прекращено регистратором на основании письменного решения руководителя (заместителя руководителя или приравненного к нему должностного лица) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Прекращение делегирования влечёт за собой полную утрату возможности доступа к сайту из любой географической точки.
Обратите внимание, что принятие мер по удалению из сети Интернет информации, порочащей честь и достоинство гражданина, не относится к компетенции органов прокуратуры.
Согласно пункту 5 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.
Для этого гражданину необходимо самостоятельно обращаться с иском в суд общей юрисдикции.
Прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства И.Г. Коновалов
Каковы порядок и особенности рассмотрения судами административных исковых заявлений о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации?
Указанный вопрос регламентирован главой 27.1 КАС РФ, вступившей в законную силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции – 01.10.2019.
Согласно ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Подобные административные исковые заявления предъявляются в районный суд по месту нахождения административного истца либо по месту нахождения или жительства административного ответчика.
В соответствии с ч.4 ст.265.2 КАС РФ суд возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок.
При этом форма и содержание административного искового заявления должны отвечать требованиям, указанным в ч.2 ст.265.2 КАС РФ, с учетом положений ч.ч.1, 2, 8, 9 ст.125 КАС РФ.
В силу ч.2 ст.265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела по заявлениям указанной категории в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд согласно ч.1 ст.265.3 КАС РФ привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
Таким образом, Управление Роскомнадзора по субъекту Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по административным делам указанной категории и привлекается только в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является основанием для включения в Реестр сведений о соответствующих доменных именах и (или) указателях страниц сайтов, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет.
Прокуратура
Ульяновской области
Прокуратура Ульяновской области
19 июня 2020, 12:21
Каковы порядок и особенности рассмотрения судами административных исковых заявлений о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации?
Указанный вопрос регламентирован главой 27.1 КАС РФ, вступившей в законную силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции – 01.10.2019.
Согласно ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Подобные административные исковые заявления предъявляются в районный суд по месту нахождения административного истца либо по месту нахождения или жительства административного ответчика.
В соответствии с ч.4 ст.265.2 КАС РФ суд возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок.
При этом форма и содержание административного искового заявления должны отвечать требованиям, указанным в ч.2 ст.265.2 КАС РФ, с учетом положений ч.ч.1, 2, 8, 9 ст.125 КАС РФ.
В силу ч.2 ст.265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела по заявлениям указанной категории в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд согласно ч.1 ст.265.3 КАС РФ привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
Таким образом, Управление Роскомнадзора по субъекту Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по административным делам указанной категории и привлекается только в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является основанием для включения в Реестр сведений о соответствующих доменных именах и (или) указателях страниц сайтов, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет.
Автор статьи

Читайте также:
- Установление отцовства в судебном порядке в рк
- Какие гидравлические явления возникают при расхождении судов
- Заявление о замене стороны в исполнительном производстве образец в суд
- Возникновение государства и права как объективный исторический процесс
- Отличие трудового договора от гражданско правового договора верховный суд