Информационное обеспечение принятия государственных решений в сфере экономики обеспечивает кто

Обновлено: 10.08.2022

Информационное обеспечение принятия управленческих решений – это специальная формируемая и используемая субъектами управления государственных компаний информационная система, опосредующая правовые, организационные, непосредственно информационные, методические, программные, технологические элементы, обеспечивающие эффективные сбор, обработку и использование информационных ресурсов для обеспечения процессов разработки, корректировки и реализации управленческих решений.

Значение информационного обеспечения принятия управленческих решений в государственных компаниях

На сегодняшнем этапе развития общества не вызывает сомнения, что наличие у субъекта управления полной, актуальной, достоверной информации и способность субъекта к сбору, обработке, анализу и использованию информационных ресурсов является необходимым условием разработки и принятия эффективного управленческого решения.

Указанное в полной мере относится как к системе частного бизнеса, так и к системе публичного управления. Управленческий процесс в самом общем виде опосредует следующие этапы:

  • анализ текущего состояния объекта;
  • выявление проблемы и ее характеристик;
  • выявление факторов и условий, оказывающих влияние на выявленную проблему и состояние управляемого объекта;
  • анализ доступных субъекту управления инструментов, методов, ресурсов;
  • разработка и выбор наиболее эффективных моделей преодоления проблемы, объединяющих принципы, методы, инструменты и ресурсы преодоления проблемы;
  • реализация принятого управленческого решения;
  • контроль эффективности реализации принятого управленческого решения;
  • выявление недостатков управленческого процесса и процесса реализации решения, корректировка управленческого решения.

На всех указанных этапах субъект управления нуждается в технологиях сбора и обработки актуальной, полной, достоверной информации. В условиях современного управления, прежде всего, государственного управления, в том числе в государственных компаниях, массивы такой информации могут быть обширными, и потому на государственном уровне активно обсуждается проблема внедрения инструментов и методов в управление, которые бы обеспечили эффективную обработку больших массивов данных для принятия управленческих решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Итак, усилия субъектов управления сегодня направлены на выстраивание эффективной системы информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений, в том числе в государственных компаниях.

Сущность информационного обеспечения принятия управленческих решений в государственных компаниях

Система информационного обеспечения может быть охарактеризована как система организационно-правовых, методических, программных, информационных, технологических элементов, которые обеспечивают надлежащий уровень качества принимаемых управленческих решений за счет эффективного использования информационных ресурсов и информационных технологий.

Информационная система обеспечения принятия управленческих решений в государственных компаниях характеризуется следующими чертами:

  • информационная система включает в себя элементы, которые обеспечивают информационное обеспечение задач разного уровня управления и разные потребности в информации, в том числе она содержит информационно-технологического основу для сбора, обработки, анализа информации для принятия управленческих решений;
  • система информационного обеспечения принятия управленческих решений – это постоянно развивающаяся динамичная система, которая требует обновления и модернизации исходя из новых задач и новых технологий, внедряемых в практику;
  • система информационного обеспечения управления нуждается в постоянном взаимодействии с внешней средой, для того чтобы предоставлять полную, актуальную информацию для нужд управления. Кроме того, информационная система должна быть интегрирована в иные организационные системы управления государственной компании;
  • система информационного обеспечения должна гарантировать и решение внутриорганизационных вопросов в государственных компаниях, в частности координировать усилия разных элементов внутренней структуры государственной компании, обеспечивать информацией кадровые процессы и пр.

Требования к информационному обеспечению принятия управленческих решений

Для эффективного принятия управленческих решений информационное обеспечение управленческих процессов должно гарантировать, что собираемая и анализируемая информация соответствует следующим требованиям:

  • актуальность. Названные требования к информации для принятия управленческих решений требуют, чтобы информация собиралась и передавалась оперативными способами, была своевременной, отличалась новизной и соответствовала тем задачам, которые в конкретный временной период ставит перед собой государственная компания или ее отдельное подразделение;
  • достоверность. Указанное требование к информации предполагает, что информация должна отражать факты, события, причины и взаимосвязи объективно. Обеспечение названного требования предполагает применение познавательных, аналитических инструментов и методов, что требует не только использования информационных технологий, но и привлечения специалистов надлежащего уровня;
  • достаточность. Названное требование к информации предполагает всестороннее раскрытие информации об исследуемой проблеме, процессе, явлении, о содержании факторов, на него влияющих и пр.;
  • комплексность и системность. Информация должна соответствовать целям, задачам управления государственной компанией или управления отдельным подразделением государственной компании или отдельным направлениям деятельности, при этом отражая взаимосвязи и влияние принятых решений на иные аспекты деятельности;
  • логичность и лаконичность. Указанные требования предполагают, что итоги сбора и обработки информации должны характеризоваться доступностью для быстрого осмысления и быстрой передачи информации.

В свою очередь, наличествуют и требования к технологиям информационного обеспечения: технологии информационного обеспечения должны гарантировать доступность, актуальность, возможности оперативного получения и анализа информации для решения оперативных и стратегических задач управления.

В целях повышение эффективности управления государственными программами, оптимизации процессов разработки, реализации, мониторинга реализации и оценки эффективности государственных программ, а также повышение информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственных программ создана аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» "Портал государственных программ"

Портал государственных программ предназначен для обеспечения открытости информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в части исполнения ими своих полномочий и функций в сфере разработки и реализации государственных программ Российской Федерации (за исключением государственных программ Российской Федерации, сведения о которых отнесены к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера), а также для комплексной информационно-аналитической поддержки процесса разработки и согласования государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы), повышения эффективности мониторинга и контроля их реализации.

Для достижения поставленных целей Портал государственных программ обеспечивает решение следующих задач

  • Повышение доступности информации о ходе реализации федеральными органами исполнительной власти государственных программ, в том числе путем проведения общественной экспертизы указанных программ и мониторинга их реализации с использованием средств Портала государственных программ.
  • Создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга реализации государственных программ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти.
  • Обеспечение единства и взаимосвязи процессов разработки и мониторинга реализации государственных программ посредством их осуществления на базе единой программной платформы.

Создание, развитие и эксплуатация Портала государственных программ осуществляются на основе следующих принципов

  • Полнота, достоверность, своевременность предоставления информации для включения в Портал государственных программ и доступность такой информации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера.
  • Однократность ввода информации, необходимой для формирования проектов государственных программ с использованием Портала государственных программ.
  • Информационное взаимодействие Портала государственных программ с иными информационными системами.
  • Доступность и бесплатность программных средств Портала государственных программ, необходимых участникам указанного Портала для осуществления ими функций в сфере разработки и реализации государственных программ.
  • Использование усиленной квалифицированной электронной подписи для обеспечения юридически значимого электронного документооборота.

Заказчиком и оператором Портала государственных программ выступает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Пользователями Портала государственных программ являются государственные органы Российской Федерации, а также физические и юридические лица, использующие Портал государственных программ в целях получения информации о государственных программах, в том числе в форме открытых данных.


Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.

Важнейшая характеристика государства - это уровень его информационного обеспечения, оказывающего существенное влияние на все процессы социально-экономического развития общества.

Многолетний опыт работы по совершенствованию государственного управления подтверждает, что информационное обеспечение следует рассматривать как одно из стратегических направлений повышения эффективности деятельности на всех уровнях: государственном, отраслевом, региональном, международном и других.

Информация выступает важнейшим компонентом, обеспечивающим полноценную жизнедеятельность, как ее конечных пользователей-граждан, так и государства в целом, что отражает мировые тенденции развития от индустриального общества к информационному. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, что без применения новейших достижений информатики, радиоэлектроники, связи, вычислительной и телекоммуникационной техники невозможно эффективно управлять государством, его экономикой.

Основные характеристики современного типа экономического роста заключаются в достижении нового качества жизни, увеличении доступа населения к ресурсам высокого качества, повышении ценности знаний, усилении воздействия человеческого капитала на экономический рост.

Информационное обеспечение в системе государственного управления: сущность, назначение, задачи

Государственное управление выражается в реализации внешних и внутренних функций государства через его организационные структуры [1, с. 9].

Организационная структура концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения.

Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах.

Организационная структура должна обеспечивать и регламентировать:

• полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенных на него функций;

• сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего уровня с целями вышестоящего;

• комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;

• рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;

• реализацию прав и ответственность при решении управленческой задачи;

• полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.

Деятельность органов государственного управления основывается на Конституции государства и принятых в соответствии с ней законодательных актах.

Конституция разделяет государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В классическом варианте разделение властей представлено институтами:

• законодательная власть - парламент, представительные органы местного управления;

• исполнительная - правительство, исполнительные органы на республиканском и региональном уровне;

• судебная власть - органы правосудия и надзора.

Каждая из ветвей власти имеет систему органов, учреждений и лиц, обеспечивающих реализацию властных функций через соответствующий механизм реализации.

Существуют критерии построения организационной структуры управления:

• территориальный масштаб компетенции (по этому критерию выделяют республиканские и местные органы управления);

• порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);

• характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);

• порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единичного управления).

На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления [2, с. 70].

В сфере государственного управления информационные технологии становятся ключевым фактором повышения эффективности управления, позволяя перейти на качественно новый уровень реализации всех функций государственного управления, прежде всего контроля, сбора и анализа информации, организации системы информационно-аналитического обеспечения выработки, принятия, реализации и оценки эффективности управленческих решений.

Информационные технологии способствуют установлению оперативной обратной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность государственных органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой - появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе по отдельным социальным группам). Информационные технологии дают возможность свободного доступа широких слоев населения к информации и их активного участия в общественно-политической жизни страны [3, с. 431].

Информационное обеспечение - система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения информацией пользователей (потребителей) информации.

Система информационного обеспечения включает в себя информационные ресурсы, организационно-функциональное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение и предназначена для сбора, накопления, обработки, хранения и выдачи информации пользователям.

Информационное обеспечение государственного управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.

К пользователям информации относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информацией и пользующиеся ею. Такими общепризнанными средствами являются системы информационного обеспечения различных классов и видов, средства телерадиокомпаний, массовой информации [1, с. 11].

Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей, потоков информации - вариантов организации документооборота; систем классификации и кодирования информации, унифицированную систему документации и различные информационные массивы.

Требования к информационному обеспечению:

· представлять полную, достоверную и своевременную информацию для реализации поставленных задач и процессов принятия управленческих решений с минимумом затрат на ее сбор, хранение, поиск, обработку и передачу;

· обеспечивать взаимную увязку задач функциональных подсистем на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов;

· предусматривать эффективную организацию хранения и поиска данных, позволяющую формировать данные в рабочие массивы под регламентированные задачи и функционировать в режиме информационно-справочного обслуживания;

в процессе решения поставленных задач обеспечивать работу сотрудников в режиме диалогов.

Для создания информационной базы управленческого анализа необходимо решить следующие задачи:

· установить объем, содержание, виды, периодичность анализа;

· определить методику решения отдельных задач, систему показателей, факторов;

· уточнить на основании принятой методики приемы решения;

· определить общую потребность в информации по задачам;

· устранить дублирование информации, изучив взаимосвязь аналитических задач;

· определить объем, содержание периодичность, источники информации для формирования информационной базы анализа хозяйственной деятельности.

Вся необходимая информация должна быть классифицирована по группам в зависимости от связи с системой управления [4, с. 39].

Решение задач, стоящих перед информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации[7].

Понятие и назначение информационной системы обеспечения процесса управления.В условиях модернизации системы государственного управления необходима системная поддержка принятия решений на высших уровнях государственного управления, а также организация проектного управления по основным направлениям социально-экономического развития страны.

На фоне возрастающих темпов развития скорость и качество разработки и принятия решений в системе государственного управления ограничены возможностями инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение необходимой информации, обращающейся преимущественно на основе традиционного бумажного документооборота.

На практике в государственном управлении информация о происходящих процессах с нижних уровней системы управления поступает в форме отчетности. Оценки, полученные на основе таких отчетов, нередко отстают от действительности, а система контроля носит эпизодический и дискретный характер. Интеграция межведомственного информационного взаимодействия при этом пока отсутствует, а существующие ведомственные автоматизированные информационные системы призваны обеспечивать сбор, накопление, функциональную обработку и выдачу информации для поддержки принятия решений ведомственного характера. Государственные информационные ресурсы оказались фактически разделены по сферам ведения органов государственных власти.

Одной из важнейших задач решаемой в рамках оптимизации процесса государственного управления становится интеграция в рамках совокупности разрозненных государственных информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях эффективного решения задачи интеграции ведомственных и региональных информационных систем, а также оптимизации разработки и принятия управленческих решений в современный период используются возможности информационной системы ситуационных центров органов государственной власти (Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, министерств и ведомств, глав администраций субъектов Российской Федерации), ведомственных и региональных информационно-аналитических центров.

Особое внимание уделяется развитию программно-технических и информационно-аналитических компонентов упомянутых центров, включая создание специализированных информационных систем ситуационного анализа актуальных социально-экономических и общественно-политических вопросов и проблем развития страны и регионов. При этом используется единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия и обеспечивается совместимость всех государственных информационных систем.

Названные проблемы и условия их разрешения являются предпосылками разработки Государственной автоматизированной системы «Управление» (ГАС «Управление»).

Информационная система ГАС «Управление» представляет собой единую вертикально интегрированную автоматизированную систему, включающую центральную информационную систему, ведомственные информационные системы и иные информационные системы, предназначенную для принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Создание единой вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению ими своих полномочий.

Официальными документами,в соответствии с которыми создается ГАС "Управление", являются:

1.Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. N 516-р.

2.Концепция создания единой вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы управленияГАС "Управление", утвержденная протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 июня 2009 г. № 90.

3.Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе ГАС "Управление"» (69).

Основные положения ГАС «Управление».Основнойцелью создания системы является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти при разработке и принятия решений в ходе исполнения ими своих полномочий и социально-экономического развития Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующиезадачи:

1) формирование, систематизация, использование и хранение государственных информационных ресурсов;

2) интеграция всех существующих информационно-телекоммуникационных систем федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) создание современных методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых наиболее сбалансированных управленческих решений;

4) разработка и внедрение информационных технологий интеллектуальной обработки данных, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления документированной информации с использованием средств электронной цифровой подписи;

5) создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей регламентацию порядка и процедур обмена данными между органами государственной власти;

6) гарантированный уровень информационной безопасности системы.

Основными принципами, на основе которых формируется и функционирует система, а также требованиями, предъявляемыми к системе, являются следующие:

системность ГАС "Управление", предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой; системность предполагает иерархичность включаемой в систему информации независимо от организационного (ведомственного, межведомственного) и территориального распределения пользователей системы;

открытость системы, позволяющая расширение состава предоставляемых услуг и технологий, увеличение числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;

стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;

полнота, актуальность и достоверность информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений;

комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами;

семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (информационных ресурсов, терминологической системы, протоколов взаимодействия участников, системы показателей, форматов представления данных, регламентов отчетности);

комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.

Структура системы ГАС «Управление».Основными компонентами системыГАС «Управление» являются:

1) информационный компонент, обеспечивающий на всех этапах сбор, обработку, хранение и представление информации;

2) телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей;

3) компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения защиты всей системы;

4) автоматизированное рабочее место - комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде информации, а также организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;

5) центр обработки данных - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;

6) выносной мультимедийный комплекс - информационно-технологический и программно-технический комплексы, обеспечивающие реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных;

7) ведомственный (региональный) сегмент системы - программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

8) сети связи специального назначения - комплекс эксплуатируемых Федеральной службой охраны Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации к информации.

ГАС «Управление» включает три уровняинформационных систем.

Первый уровень (федеральный) обеспечивает сбор, обработку, хранение и аналитическое представление информации, поступающей со второго и третьего уровней системы «Управление» в интересах высших органов государственной власти Российской Федерации.

Второй уровень (ведомственный) составляют информационно-аналитические системы, которые обеспечивают сбор и обработку отчетной информации о результативности деятельности федеральных органов власти Российской Федерации.

Третий уровень (региональный) составляют информационно-аналитические системы, в которых осуществляется сбор и предварительная обработка отчетной информации о результативности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для контроля:

1.Предпосылки активизации использования информационных технологий

в федеральных органах государственной власти

2.Цели и задачи информатизации федеральных органах государственной власти

3.Приоритеные направления информатизации федеральных органах государственной власти

4.Механизмы и условия обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий

5.Понятие, структура и основные положения информационной системы ГАС «Управление»

8 сентября 2011 г., 28 декабря 2012 г., 22 ноября 2013 г., 26 декабря 2014 г., 25 февраля, 27 ноября 2015 г., 20 ноября 2018 г., 2 февраля, 22 мая, 18 ноября 2019 г., 21 августа 2020 г., 17 мая 2022 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения

1. Создать государственную автоматизированную информационную систему "Управление" (далее - система "Управление").

2. Установить, что:

абзацы второй - четвертый утратили силу;

Информация об изменениях:

финансирование работ по созданию системы "Управление" осуществляется в течение 2009 - 2010 годов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения

3. Утвердить прилагаемое Положение о государственной автоматизированной информационной системе "Управление".

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1506 настоящее постановление дополнено пунктом 3.1

Федеральное казначейство - оператором системы "Управление", за исключением центральной информационной подсистемы "Контур";

Федеральную службу охраны Российской Федерации - оператором системы "Управление" в части центральной информационной подсистемы "Контур".

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации представить до 1 марта 2010 г. в Правительство Российской Федерации план по созданию и вводу в эксплуатацию системы "Управление".

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

создать и обеспечить функционирование региональных автоматизированных информационных систем, информационные ресурсы которых предназначены для их последующей интеграции в систему "Управление";

обеспечивать достоверность и своевременность предоставления данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в систему "Управление", в том числе сведений, указанных в подпункте "д" пункта 4 и подпункте "ж.1" пункта 5 Положения о государственной автоматизированной информационной системе "Управление", утвержденного настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

25 декабря 2009 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759 настоящее Положение изложено в новой редакции

Положение
о государственной автоматизированной информационной системе "Управление"
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088)
(в редакции постановления Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759)

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2012 г., 22 ноября 2013 г., 26 декабря, 26 декабря 2014 г., 25 февраля, 27 ноября 2015 г., 20 ноября 2018 г., 2 февраля, 22 мая, 18 ноября 2019 г., 21 августа 2020 г., 17 мая 2022 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящее Положение определяет цель создания, назначение и структуру государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - система "Управление"), ее участников, их полномочия и обязанности.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в пункт 2 внесены изменения

2. Система "Управление" представляет собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую формирование и обработку данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования, а также предоставление и анализ информации на основании указанных данных в соответствии с настоящим Положением.

3. Система "Управление" создается с целью повышения эффективности государственного управления.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 3.1 с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

3.1. Пользователями системы "Управление" (далее - пользователи) являются:

уполномоченные лица участников стратегического планирования, определенных статьей 9 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

уполномоченные лица государственных внебюджетных фондов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", государственных и муниципальных учреждений;

уполномоченные лица иных юридических лиц в случае исполнения этими юридическими лицами государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

4. Система "Управление" предназначена для решения следующих задач:

а) обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

б) осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией документов стратегического планирования и выполнения приоритетных национальных проектов, мероприятий, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в случае если осуществление мониторинга, анализа и контроля их выполнения с использованием системы "Управление" предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) осуществление мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

г) обеспечение оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2015 г. N 163 пункт 4 дополнен подпунктом "д"

д) осуществление мониторинга, анализа и контроля за достижением целевых значений показателей, предусмотренных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, в разрезе субъектов Российской Федерации, а также за реализацией мероприятий, направленных на их достижение;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 4 дополнен подпунктом "е"

е) обеспечение стратегического планирования в части:

государственной регистрации документов стратегического планирования;

ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования;

мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в установленном порядке;

мониторинга и контроля показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

мониторинга эффективности деятельности участников стратегического планирования;

организации доступа участников стратегического планирования, юридических и физических лиц к документам стратегического планирования;

разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования в установленном порядке;

информационно-аналитического обеспечения участников стратегического планирования при решении ими задач стратегического планирования;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом "ж" с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

ж) осуществление мониторинга и анализа казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров (соглашений), заключенных в рамках их исполнения.

5. Система "Управление" обеспечивает систематизацию и анализ:

а) информации об уровне социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в сопоставлении с мировой статистикой;

б) информации об эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 5 дополнен подпунктом "б.1

б.1) информации о результатах мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 5 дополнен подпунктом "б.2

б.2) показателей социально-экономического развития Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

в) информации о ходе реализации программ, проектов и комплексов мероприятий, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 5 дополнен подпунктом "в.1"

в.1) информации о ходе разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования, ходе реализации документов стратегического планирования;

г) информации о бюджетных проектировках и об исполнении федерального бюджета, о кассовом исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также о бюджетной отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований;

д) официальной статистической информации, сбор которой осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р;

е) картографической информации и связанных с ней данных об объектах и о ресурсах на территории Российской Федерации;

ж) нормативной и справочной информации, содержащейся в ведомственных информационных системах;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2015 г. N 163 пункт 5 дополнен подпунктом "ж.1"

ж.1) информации о ходе достижения целевых значений показателей, предусмотренных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, в разрезе субъектов Российской Федерации, а также о ходе реализации мероприятий, направленных на их достижение;

з) иной информации, требующейся пользователям системы "Управление".

II. Основные принципы построения системы "Управление" и ее структура

6. Основными принципами формирования и функционирования системы "Управление" являются:

а) централизация сбора и предоставления информации для всех заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также исключение запросов информации, содержащейся в системе "Управление", непосредственно у источника информации;

б) актуальность и достоверность информации, содержащейся в системе "Управление";

в) адаптируемость состава информации, содержащейся в системе "Управление", к изменяющимся требованиям пользователей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в подпункт "г" внесены изменения

г) открытость для информационного взаимодействия, в том числе интеграции, с системой "Управление" существующих и создаваемых государственных и иных информационных ресурсов, ведомственных и межведомственных информационных систем на основе единой системы показателей и единых стандартов информационного взаимодействия;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

д) единство используемых в системе "Управление" терминов, нормативной и справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности;

е) единство стандартов технологий, форматов для участников создания и эксплуатации системы "Управление";

Информация об изменениях:

Подпункт "ж" изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

ж) безвозмездность доступа пользователей к информации, содержащейся в системе "Управление";

з) безопасность системы "Управление" с учетом требований обеспечения информационной безопасности;

Информация об изменениях:

Подпункт "и" изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

и) открытость содержащейся в системе "Управление" информации, в том числе возможность ее публикации в форме открытых данных, за исключением информации ограниченного доступа.

7. Система "Управление" имеет следующую структуру:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в подпункт "а" внесены изменения

а) центральная информационная подсистема "Федерация", предназначенная для сбора, систематизации, обработки, хранения данных и предоставления информации, содержащейся в системе "Управление", осуществления форматно-логического контроля данных, выявления несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведения гармонизации информации, содержащейся в системе "Управление", а также обеспечивающая информационное взаимодействие, в том числе интеграцию, с информационными системами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость информационного взаимодействия, в том числе интеграции, которых в систему "Управление" определяется функциональными требованиями к ней;

б) центральная информационная подсистема "Контур", предназначенная для организации защищенного доступа структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений, а также при планировании деятельности этих органов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в подпункт "в" внесены изменения

в) подсистема ведения реестров, справочников и классификаторов, предназначенная для ведения федерального государственного реестра стратегического планирования, централизованного ведения и распространения реестров, справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах, и формирования данных, необходимых для принятия управленческих решений;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 подпункт "г" изложен в новой редакции

г) информационно-аналитическая подсистема, предназначенная для сопоставления и анализа информации, содержащейся в системе "Управление", а также обеспечивающая мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, мониторинг и контроль показателей социально-экономического развития Российской Федерации, мониторинг эффективности деятельности участников стратегического планирования, информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений, информационно-аналитическое обеспечение участников стратегического планирования при решении ими задач стратегического планирования, в том числе с использованием визуальных средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в системе "Управление";

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

д) портал системы "Управление" состоит из закрытой части, содержащей информацию, определенную пунктом 5 настоящего Положения, и открытой части, являющейся публичным информационным ресурсом и обеспечивающей свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления и местного самоуправления, документам стратегического планирования и документам, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, используемой в целях общественного обсуждения документов стратегического планирования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 7 дополнен подпунктом "е"

е) портал методической поддержки развития системы "Управление", который размещается на технических средствах центров обработки данных, обеспечивающих его функционирование и входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 7.1 с 1 июня 2019 г. - Постановление Правительства России от 22 мая 2019 г. N 641

7.1. Доступ пользователей к закрытой части портала системы "Управление" осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: