Имеют ли право налоговые органы оказывать платные государственные услуги

Обновлено: 24.09.2022

Отрасль оказания платных услуг постоянно развивается. Зачастую их стоимость у частных лиц намного ниже, чем предлагают организации. Но как быть уверенным, что вас не обманут, и можно ли при необходимости привлечь к ответу нарушителя, узнаем в нашей статье.

Может ли физлицо оказывать услуги без ИП?

Если гражданин решил заняться предпринимательством для постоянного получения прибыли, то ему следует легализовать бизнес, оформив ИП. Однако многие люди не получают статус индивидуального предпринимателя. В таком случае они имеют право оказывать услуги по нескольким типам договоров.

В заключении соглашения обычно заинтересован наниматель. Причиной являются опасения о качестве выполняемых работ и отказе устранять недостатки.

При оформлении договора устанавливаются четкие права и обязанности, а также появляется возможность обратиться в суд, если одна из сторон нарушает его условия.

Виды договоров и оказываемых услуг

Для оформления соглашения об оказании услуг между заказчиком и исполнителем — физическим лицом обычно используется один из двух типов договора:

возмездного оказания услуг.

Различие между ними заключается в том, что в результате подрядных работ происходят материальные изменения. Например, это может быть построенный дом, установленная сантехника и т.п. При оказании возмездной услуги вещественных результатов не появляется (услуги репетитора, няни, сиделки и т.п.).

Заключение договора

Гражданин, который не имеет статуса индивидуального предпринимателя, имеет право оказывать услуги на основании договоров, как другим физическим лицам, так и организациям. В каждом из этих случаев есть свои нюансы.

С юридическим лицом

Практически каждой компании необходима сторонняя помощь для осуществления деятельности — уборка помещений, стирка спецодежды и т.п. На рынке множество фирм, предлагающих подобные услуги, однако частные лица предлагают более выгодные цены.

Договор следует составлять тщательно, четко указывая в нем обязанности сторон, объем работ, стоимость, сроки и порядок взаиморасчетов.

Если такими услугами компания пользуется редко, то составляется индивидуальные соглашение. В остальных случаях подготавливается типовой образец, который существенно упрощает процедуру оформления отношений с исполнителем услуг.

Важно помнить, что отношения между нанимателем и исполнителем не должны перейти из гражданско-правовых в трудовые. Для этого в нем обязательно указывается, что регулирование взаимоотношений между сторонами производится на основании гл. 37 ГК РФ (подряд) или гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).

Стороны должны именоваться в договоре «Подрядчиком» и «Исполнителем». Это важный нюанс, так как исполнитель имеет значительные отличия от работника предприятия:

не подчиняется внутренним инструкциям фирмы и ее руководству;

срок отношений истекает по окончанию соглашения;

исполнитель самостоятельно обеспечивает себя расходными материалами и инструментами, если иное не предусмотрено условиями;

не положен больничный, отпуск и другие гарантированные ТК РФ блага;

оплата происходит только после того, как работы выполнены и подписан акт об их приеме;

не нужно оформлять трудовую книжку и становиться на учет в отделе кадров.

С физическим лицом

Между физическими лицами оформить соглашение значительно проще. Оно может быть заключено в устной форме, если объем работ и их стоимость невелики (например, разовая уборка квартиры). Для работ большего объема обычно используют простую письменную форму. При достижении его стоимости в 10 МРОТ, письменная форма становится обязательной.

Если одна из сторон не может лично подписать документ, то от ее имени вправе выступать представитель. Его полномочия должны быть подтверждены доверенностью. Для некоторых случаев предусмотрено обязательное заверение договора нотариусом (ренты, завещания, ипотеки).

Срок действия договора

Если иное не указано в условиях, то договор вступает в действие с момента подписания его обеими сторонами. Он является действующим до окончания указанного в нем срока, либо до полного выполнения обязательств сторон — когда работы окончены, подписан акт приема-передачи и проведен расчет.

Налогообложение

Для легального получения доходов, законодательство не требует обязательного оформления ИП. Однако налоги и социальные взносы должны быть уплачены с любых видов доходов, в том числе и полученных по договорам оказания услуг.

С таких средств гражданин обязан уплатить:

налог на доходы физических лиц, равный 13%. Если исполнитель не является резидентом России, то НДФЛ составляет 30% от вознаграждения за оказанные услуги;

взнос в пенсионный фонд — 22% от суммы вознаграждения;

взнос в фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 % от полученного дохода.

Стоит учесть различия, которые появляются при перечислении налогов между подрядчиками — физическими и юридическими лицами. Юридическое лицо является налоговым агентом. Оно должно вычесть налоги из вознаграждения и перечислить их в соответствующие организации.

Заключая договоры с юридическими лицами, исполнитель должен понимать, что всю указанную в нем сумму вознаграждения на руки он не получит.

В случае выполнения договоров с подрядчиком — физическим лицом, исполнитель получит всю оговоренную сумму. После этого он обязан самостоятельно рассчитать обязательные платежи и перечислить их в соответствующие органы.

Договоры, заключаемые исполнителем с юридическими лицами, могут оказаться как гражданско-правовыми, так и трудовыми. По трудовым у организации возникает существенно больший объем обязательств. Поэтому не стоит допускать ошибок в составлении этого документа. Если у вас имеются сомнения, проконсультируйтесь у наших юристов.

Комментарии

Как регулируется бухгалтерская деятельность ООО оказывающего услуги физическим лицам и получающее наличные за свои услуги (в конкретном случае - психологическое консультирование). Что нужно отдать клиенту, как отчитаться за прибыль, как ее правильно оформить в приход?

Какая у вас система налогообложения?

Ведите книгу учета расходов и доходов и отчитываетесь перед налоговой каждый год.

С уважением, Олег

Я - единственный учредитель и директор ООО. Мне оказывают услуги (дизайнерские услуги, услуги по составлению смет, услуги копирайтинга) физ.лица. Я оплачиваю их услуги, перечисляя деньги с расчетного счета ООО на их личные банковские карты. Никаких договоров не заключено с ними.

Недавно я начал размышлять на тему - правомерна ли такая оплата услуг физических лиц и не попадет ли мое ООО на какое-нибудь административное взыскание.

Подскажите, правильно ли я поступаю. И посоветуйте, если неправильно, что сделать?

Для правомерности перечисления средств на счета физических лиц, у вас должны быть договоры с этим физическим лицом и акты выполненных работ.

Вопросы могут возникнуть у налоговых органов, тем более не ясно, был ли удержан НДФЛ при таком перечислении.

Недавно я начал размышлять на тему .

Заключайте с ними гражданско-правовые договоры на каждый вид услуг. Вы обязаны с каждого договора перечислять НДФЛ за этих лиц.

Сергей Александрович, добрый день.

Вам обязательно необходимо иметь договора на данные услуги, к которому по итогам выполнения работ, услуг — прикладываются акты выполненных работ или оказанных услуг.

При камеральной проверки у налоговой вопросов, при отсутствии данных договоров и актов, будет к Вам очень много.

Добрый день Сергей Александрович!

Вы правильно озаботились данным вопросом.

ООО может оплачивать услуги физических лиц за оказанные ими услуги, однако Вы как налоговый агент обязаны удерживать НДФЛ 13% с каждого физического лица и перечислять их в бюджет, кроме того Вы обязаны перечислять за указанных физических лиц пенсионные взносы как и по трудовым договорам за своих сотрудников.

В случае если в будущем поменяете объект налогообложения с 6% (доходы) на УСН 15% (доходы за вычетом расходов), то сможете суммы указанных перечислений ставить в расход.

За указанное Вами деяние предусмотрена налоговая ответственность.

НК РФ Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

С уважением, Владислав Быков

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, связанных с возмещением расходов исполнителя по договору возмездного оказания
услуг, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую

выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса. В связи с вышеизложенным оплата учебным заведением физическому лицу в соответствии с заключенным договором возмездного оказания услуг расходов (получение визы, проезд, проживание), а также дополнительные выплаты, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (в размере 600 руб. в сутки на территории Российской Федерации и 2500 руб. в сутки за рубежом), признаются
доходом физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц наряду с вознаграждением, выплачиваемым физическому лицу по такому договору.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,

предусмотренных ст. ст. 218 — 221 Кодекса (п. 3 ст. 210 Кодекса).Пунктом 2 ст. 221 Кодекса установлено, что налогоплательщики, получающие доходы от
выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг).Вместе с тем расходы на оплату питания не включаются в состав профессионального налогового вычета.

Учитывая изложенное, налоговая база по доходам, полученным физическим лицом по договору возмездного оказания услуг, определяется как разница между суммой выплат по договору и суммой фактически произведенных и документально

подтвержденных расходов, понесенных исполнителем при выполнении работ (услуг) по договору.

При этом такие налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту, а при его отсутствии — путем представления в налоговый орган

1. Утвердить прилагаемый перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг (далее - перечень).

ГАРАНТ:

Пункт 2 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2010 г.

2. Установить, что:

к организациям, оказывающим платные услуги, включенные в перечень (далее - платные услуги), относятся федеральные органы исполнительной власти (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Платные услуги не могут оказываться иными организациями;

при предоставлении федеральными органами исполнительной власти государственных услуг запрещается требовать от граждан и организаций обращения за оказанием платных услуг, не включенных в перечень, а также документы, являющиеся результатом оказания таких платных услуг.

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 настоящего постановления в части утверждения методики расчета платы за оказание платных услуг не применяются к отношениям, связанным с экспертизой качества, эффективности и безопасности лекарственных средств

3. Установить, что основные положения по расчету платы за оказание платных услуг утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Методика расчета платы за оказание платных услуг, включая состав затрат на их оказание, в том числе затрат на организационно-технические и иные мероприятия, необходимые для обеспечения оказания платной услуги, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, если иное не установлено постановлениями Правительства Российской Федерации.

Размер платы за оказание платной услуги не может превышать экономически обоснованные расходы на оказание платной услуги, определенные в соответствии с указанной методикой.

4. Если иное не установлено постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, утверждает конкретные размеры платы в отношении платных услуг, оказываемых:

непосредственно указанным федеральным органом исполнительной власти;

федеральной службой или федеральным агентством, подведомственными указанному федеральному органу исполнительной власти;

федеральным государственным учреждением или федеральным государственным унитарным предприятием, находящимися в ведении указанного федерального органа исполнительной власти либо в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных этому органу.

5. Операции со средствами, полученными от оказания платных услуг, осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленной компетенцией:

в 2-месячный срок утвердить методики расчета платы за оказание платных услуг, а также привести свои нормативные правовые акты в соответствие с требованиями настоящего постановления;

обеспечить размещение на своих официальных сайтах и сайтах подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий методик расчета платы за оказание платных услуг, сведений о конкретных размерах платы за оказание платных услуг и порядке ее взимания, а также своевременное обновление указанной информации.

7. Министерству экономического развития Российской Федерации:

организовать мониторинг исполнения требований настоящего постановления и представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 марта, доклад о его результатах;

совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, представить до 1 марта 2010 г. в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, изменений, предусматривающих включение в состав указанных государственных услуг всех действий, необходимых для их оказания, ранее осуществлявшихся в составе платных услуг и соответственно изменяющих размер платы за государственную услугу, а также создании стимулирующих финансовых механизмов, позволяющих федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам повышать качество и объем предоставления государственных услуг.

8. Установить, что действие настоящего постановления не распространяется на:

проведение экспертиз, расследований, исследований, обследований, испытаний и иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

услуги по обязательному подтверждению соответствия, оказываемые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";

оценку соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна;

услуги, оказываемые в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне", федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об обеспечении единства измерений" и Воздушным кодексом Российской Федерации;

деятельность капитана морского порта, осуществляемую в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в целях выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

платные услуги, оказываемые в рамках реализации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Установить, что:

положения пункта 3 настоящего постановления в части утверждения методики расчета платы за оказание платных услуг не применяются к отношениям, связанным с экспертизой качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

пункт 12 перечня действует до дня вступления в силу Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2, который вступает в силу с 1 января 2010 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

2 декабря 2009 г.

Перечень платных услуг,
оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг

1. Государственная экологическая экспертиза.

2. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок.

3. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

4. Государственная экспертиза проектной документации.

5. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий.

6. Экспертиза при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций.

7. Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям в целях государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации.

8. Экспертиза соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровней и направленности федеральным государственным требованиям в целях государственной аккредитации образовательного учреждения.

9. Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории, в целях государственной аккредитации образовательного учреждения.

10. Экспертиза в целях подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

11. Экспертиза в целях признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

ГАРАНТ:

Пункт 12 настоящего перечня действует до дня вступления в силу Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"

12. Экспертиза качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственных средств.

13. Экспертиза качества, эффективности и безопасности изделий медицинского назначения в целях государственной регистрации изделий медицинского назначения.

14. Анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях выдачи фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата.

15. Ветеринарно-санитарная экспертиза.

16. Экспертиза возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами.

17. Экспертиза проектов геологического изучения недр.

18. Испытание вывозимых с территории Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в целях принятия решения о возможности вывоза из Российской Федерации данных специальных технических средств.

19. Предоставление информации (копий документов) из государственных информационных систем в целях предоставления государственных услуг (в случае, если такая информация (копия документа) является в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимой и обязательной для предоставления соответствующей государственной услуги).

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2009 г. N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг"

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2, который вступает в силу с 1 января 2010 г.

Пункт 12 перечня, утвержденного настоящим постановлением, действует до дня вступления в силу Федерального закона "Об обращении лекарственных средств

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 2009 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 декабря 2009 г. N 49 (часть II ) ст. 5983

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 352 настоящее постановление признано утратившим силу

Решением Верховного Суда РФ от 28 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1298 абзац второй пункта 2 настоящего постановления признан недействующим со дня вступления названного решения в законную силу в части, исключающей возможность для организаций, не относящихся к федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, оказывать платные услуги по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и других видов оценок

2. Могут ли сотрудники ИФНС РФ оказывать платные услуги от своего имени?

Ответы на вопрос:

Для оказания услуг сотруднику ИФНС необходимо сообщить об этом руководителю. Вопрос о конфликте интересов будет рассматриваться на комиссии, созданной при инспекции.

Могут если они это делают негласно.

Сотрудники ИФНС не вправе заниматься оказанием платных услуг.

А если это сделано "на коммерческой основе", можете пожалуйста привести статью из закона, спасибо.

Ответы на уточнение:

Вы не написали, какая услуга оказана и кем конктерно.

Похожие вопросы

Платные услуги врачи должны оказывать в рабочее время или после него и есть ли документы подтверждающие правило оказания платных услуг врачами.

Имеет ли школа право оказывать платные услуги в виде дополнительных платных занятий для подготовке детей к ОГЭ.

Прокуратура выявила в нашей организации недочеты, а именно в положение об оказании платных услуг учреждением культуры было прописано, что учреждение вправе оказывать платные услуги сторонним организациям БЕСПЛАТНО. Каким законом можно обосновать возможность такого предоставления услуг?

Суд отказал в расторжении кредитного договора, игнорируя требования об отключении всех платных услуг в том числе и смс. Можно ли в апелляции обязать банк все таки прекратить оказывать эти платные услуги?

Суд отказал в расторжении кредитного договора, игнорируя требования об отключении всех платных услуг в том числе и смс. Можно ли в апелляции обязать банк все таки прекратить оказывать эти платные услуги?

Суд отказал в расторжении кредитного договора, игнорируя требования об отключении всех платных услуг в том числе и смс. Можно ли в апелляции обязать банк все таки прекратить оказывать эти платные услуги?

Добрый день, подскажите пожалуйста, учреждение оказывает платные услуги, сотрудникам установлены премии за оказание платных услуг, может ли сотрудник отказаться от выполнения таких услуг, может ли это являться причиной увольнения?

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[1] бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

образовательные и медицинские услуги;

деятельность, связанная с торговлей;

предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;

перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;

сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);

о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н[2], п. 92 Инструкции № 174н[3]).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Начислены доходы от оказания платных услуг

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

Тема оказания платных услуг государственными и муниципальными учреждениями традиционно вызывает большой интерес. К ней мы неоднократно обращались в нашем журнале[1]. Рассмотрим сегодня вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального действия, как положение об оказании (порядок оказания) платных услуг.

Правовая основа.

Действующее федеральное законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но здравый смысл подсказывает, что такие документы необходимы: на практике они существуют и имеют нормативный статус. К примеру, их содержание учитывается при принятии контрольными и судебными органами решений в отношении учреждений[2].

Более того, указание на необходимость наличия в учреждениях собственных положений об оказании платных услуг (порядков) нередко содержится в региональной и муниципальной нормативно-правовой базе. Так, комитет по физической культуре и спорту Барнаула прямо требует от руководителей подведомственных учреждений (в том числе автономных) разработать и утвердить локальным актом порядок предоставления платных услуг. Причем сделать это надо с учетом общих правил, утвержденных самим комитетом[3].

Бывает и так, что учредитель полностью берет на себя функцию по утверждению положения об оказании платных услуг – в отношении всех подведомственных учреждений[4] либо отдельного учреждения[5]. Хотя согласно действующему федеральному законодательству в этом случае орган-учредитель превышает свои полномочия.

Что касается регулирования цен на услуги, для бюджетных учреждений учредитель должен устанавливать лишь порядок определения стоимости (абз. 1 ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[6]), а действия автономных учреждений в этом плане вообще не регулируются – аналогичных полномочий учредителя законодательство не предусматривает (ст. 9 Закона № 174-ФЗ[7]). В свою очередь, тарифы на платные услуги орган-учредитель утверждает в отношении любых муниципальных учреждений[8], но из этого правила есть исключения, например муниципальные учреждения культуры, самостоятельно устанавливающие для себя такие тарифы[9]. А для отдельных видов услуг, предоставляемых учреждениями (скажем, в сфере социального обслуживания), действует государственное регулирование тарифов[10]. Правда, речь здесь идет только об утверждении тарифов, а не об установлении правил оказания платных услуг в целом.

Законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но на практике он необходим.

Если эти правила не «спущены сверху» автономному учреждению, их разработка и утверждение входят в компетенцию сотрудников и руководителя АУ. Важно, что ни рассмотрение, ни утверждение данных правил не отнесено федеральным законодательством к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Однако на практике нередки случаи, когда наблюдательный совет все же рассматривает проект такого документа, представленный руководителем АУ, и выносит свое заключение в форме рекомендации[11] – хотя соответствующего полномочия совета нет даже в уставе учреждения[12].

Структура и содержание рассматриваемого документа могут быть разными – они зависят как от отраслевой специфики деятельности учреждения, так и от степени детализации вопросов, связанных с оказанием платных услуг. Итак, какие же содержательные блоки включаются в положение об оказании (порядок оказания) платных услуг?

Общие положения.

В этом разделе, традиционном для нормативного документа любого уровня, обычно указывается его функция (регулирование деятельности по оказанию платных услуг конкретным учреждением), приводятся правовые акты, на основании которых он разработан. Сюда относятся ГК РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», законы № 7-ФЗ и 174-ФЗ, встречается даже упоминание Конституции РФ, НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Есть ссылки и на отраслевую правовую базу (например, для учреждений здравоохранения это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и общефедеральные правила оказания платных медицинских услуг[13]), региональные документы (в частности, во многих субъектах РФ действуют областные законы о социальном обслуживании и их подзаконные акты). В нормативную базу следует включить и ссылку на устав учреждения – правила оказания платных услуг и учредительный документ АУ не должны противоречить друг другу.

Данный раздел зачастую содержит описание (иногда детальное и пространное) целей и задач предоставления платных услуг. В частности, для учреждения спортивной направленности задачи могут быть такими:

организация досуга в области физкультуры и спорта;

повышение эффективности работы и улучшение качества услуг;

привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения, развития и совершенствования услуг, расширение материально-технической базы учреждения;

развитие массовых и индивидуальных видов спорта, направленных на физическое воспитание населения;

привлечение населения, школьников к регулярным спортивным занятиям.

По мнению автора статьи, практический смысл в подобном перечислении отсутствует. Описание целей остается скорее некоей данью традиции.

Ни рассмотрение, ни утверждение правил оказания платных услуг не отнесено к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

В первый раздел документа также входят дополнительные общие нормы. К примеру, в локальном акте могут присутствовать положения о том, что контроль оказания платных услуг осуществляет наблюдательный совет автономного учреждения, изменения и дополнения в порядок оказания платных услуг вносит руководитель АУ, платные услуги, подлежащие лицензированию, предоставляются с момента получения учреждением лицензии… Полагаем, необходимости вносить такие детали тоже нет, поскольку эти нормы общеизвестны. Ну а контроль за оказанием платных услуг федеральное законодательство и вовсе не относит к компетенции наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).

Вместе с тем в разделе могут присутствовать важные содержательные, концептуальные моменты. Скажем, норма о том, что штатные сотрудники учреждения оказывают платные услуги со своего согласия в рамках своего рабочего времени при условии качественного выполнения государственного (муниципального) задания в полном объеме. Нередко сюда включают и отдельное указание на то, что предоставление учреждением платных услуг не должно подменять выполнение государственного (муниципального) задания, мешать его полноценному выполнению.

Используемые понятия.

В число основных понятий обычно входят следующие:

1) исполнитель (поставщик) – конкретное автономное учреждение;

2) заказчик (потребитель услуги) – гражданин (физическое лицо) или юридическое лицо, которому предоставляется платная услуга;

3) платная услуга – услуга, предоставляемая на возмездной основе гражданину (юридическому лицу) за счет его личных средств на основании заявления и (или) договора.

Если специфика деятельности учреждения подразумевает, что заказчик и потребитель услуги могут не совпадать в одном лице (например, дети заключают договоры на оказание социальных услуг для их недееспособных родителей, организации – договоры на оказание образовательных услуг потенциальным работникам), понятия «заказчик» и «потребитель услуги» разграничиваются. В зависимости от специфики деятельности в данном разделе могут расшифровываться и другие понятия (например, «льгота»).

Перечень платных услуг.

Существует два подхода к установлению перечня платных услуг: либо он приводится в самом положении об оказании платных услуг (порядке), либо в положении делается отсылка на перечень, утверждаемый руководителем автономного учреждения в виде отдельного документа. Поскольку оба документа относятся к локальным актам самого учреждения (то есть в них достаточно легко вносить изменения), представляется, что лучше включать перечень платных услуг непосредственно в положение. В любом случае следует помнить: перечень должен соответствовать тем видам деятельности, осуществление которых на платной основе предусмотрено уставом учреждения.

Разрабатывая ту или иную платную услугу и включая ее в перечень, учреждению нужно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, и обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Вот, например, как может быть сформулирован перечень платных услуг театра:

организация и проведение фестивалей, конференций, конкурсов и других культурно-зрелищных мероприятий (в том числе по заказу сторонних организаций);

создание театральных постановок, подготовка концертов, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ;

предоставление сценической площадки для проведения гастрольных и выездных мероприятий другим лицам, совместных театральных, концертных, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ и мероприятий;

организация и проведение тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства, литературы;

проведение мероприятий по организации досуговой деятельности, эстетическому воспитанию и обучению населения (клубы по интересам, тематические вечера, арт-студии и т. п.);

изготовление сценическо-постановочных средств, предоставление напрокат светотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, биноклей;

организация работы буфетов и баров в здании театра и на прилегающей территории в целях улучшения качества обслуживания зрительской аудитории;

проведение художественных выставок (в том числе выставок-продаж) и экскурсий;

рекламная и издательская деятельность, реализация информационно-справочных и рекламных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью учреждения, изготовление и реализация сувенирной продукции и цветов (для выражения благодарности зрителей артистам).

В реальности в положениях об оказании платных услуг учреждений можно встретить самые разные услуги. Например, те же театры включают в локальные акты такую позицию, как «предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом учреждения» (получается, что у театра даже можно заказать автофургон для квартирного переезда), а дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов заявляют о «реализации выпечки и полуфабрикатов» (по сути, здесь идет речь о торговле, ориентированной на людей «с улицы»).

Однако согласно букве закона любая деятельность автономного учреждения (в том числе платная) должна соответствовать полномочиям его учредителя в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Поэтому, разрабатывая платную услугу, учреждению нужно одновременно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, а впоследствии обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Внимание нужно обратить и на другой момент. Наименования из перечня платных услуг следует формулировать именно как услуги для потребителя. Из определения должно быть понятно, что конкретно предлагается получателю. К примеру, формулировка «Проведение дискотек» соответствует предоставляемой услуге, а «Участие в конкурсах и грантах» (реальное название, включенное в локальный акт учреждения) – нет.

От редакции:

В следующем номере журнала мы продолжим рассматривать содержание положения об оказании платных услуг.

[1] См., например, цикл статей К. Г. Чагина «Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях», 2017, № 5 – 8.

[2] См., например, Постановление АС ПО от 17.10.2017 № Ф06-25514/2017 по делу № А12-6248/2017, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.07.2017 по делу № 33-11142/2017.

[3] Приказ комитета по физической культуре и спорту г. Барнаула от 26.04.2018 № 13 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в сфере физической культуры и спорта».

[4] Постановление администрации Камешковского района Владимирской области от 02.02.2016 № 94 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг (работ) муниципальными учреждениями Камешковского района».

[5] Постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 10.04.2017 № 1534 «Об утверждении Положения о предоставлении платных услуг МАУ «Ритуал-сервис» (вместе с Положением о предоставлении платных услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением «Ритуал-сервис»).

[6] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[7] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

[8] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[9] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

[10] Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

[13] Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: