Государство могущественно тогда когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни

Обновлено: 24.09.2022

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.

Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. Н. Макиавелли Ж. Боден

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Б. Спиноза Т. Гоббс Ш. Монтескье

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи, связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс, защитник абсолютной монархии в Англии, разработал тем не менее ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

1. Верховенство закона , «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е.: а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Разделение властей . В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Незыблемость свободы личности, ее прав , чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк.

Урок в 10 классе Тема: «Понятие и признаки правового государства»

Урок по курсу «Право и политика» в 10 классе Тема: «Понятие и признаки правового государства».


Понятие и признаки государства. Формы государства

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Понятие и признаки государства. Формы государства". Ориентирована на учебник "Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобра.

Лекция «Государство и право. Понятие государства и его признаки» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»

Лекция «Государство и право. Понятие государства и его признаки» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)».

Лекция «Государство и право. Понятие государства и его признаки» для дисциплины «Право» для специальности "Право и организация социального обеспечения"

Лекция «Государство и право. Понятие государства и его признаки» для дисциплины «Право» для специальности "Право и организация социального обеспечения".

Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 1".

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2"

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Правовое государство. Признаки правового государства Часть 2".

1. Отметьте цифрами признаки, характеризующие: 1 – демократическую форму
государственного режима; 2 – тоталитарную форму государственного режима.
А. Свобода личности в сфере экономической деятельности.
Б. Преследование за инакомыслие.
В. Правовой характер деятельности государственных органов.
Г. Плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы.
Д. Диктатура одной политической партии.
Е. Всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни.
Ж. Гарантированность личных прав и свобод.
З. Отсутствие реальных прав и свобод.
И. Воздействие населения на органы государственной власти.
К. Главенство государства над правом.
Л. Максимальный учет интересов меньшинства.
М. Демократические методы осуществления государственной власти.
Н. Отсутствие учета интересов меньшинства.
2. Отметьте признаки, не соответствующие характеристике правового
государства.
А. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Б. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
В. Контроль государства за всеми сферами общественной жизни.
Г. Взаимная ответственность государства и личности.
Д. Режим законности и стабильности правового порядка.
Е. Милитаризация общественной жизни.
Ж. Реализация принципа разделения властей.
3. Соотнесите имена мыслителей и их точки зрения по вопросу возникновения и
развития идей правового государства.
1. Аристотель.
2. Спиноза.
3. Гегель.
4. Локк.
А. Задача государства – обеспечить свободу каждого следовать своему желанию во всех
случаях, когда это не запрещает закон.
Б. Государство – это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой
все строится на правовой основе.
В. Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не
только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу.
Г. Государство – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при
которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
4 (!). Решите задачу.
В этом году в наш класс пришел новенький – Сергей Филимонов. Его отношения с
непререкаемым авторитетом, отличником, капитаном футбольной команды, рубахой-
парнем Димой Маркиным сразу же не сложились. Уж очень разные эти ребята.
В выходные ребята из нашего класса ходили на футбол. У входа на стадион Диму
остановили сотрудники полиции и запретили ему пронести стеклянную бутылку с пивом.
- Еще чего! – возмутился Дима. – Напридумывают всяких дурацких правил, а мы
выполняй. Я имею право собственности на эту бутылку – куда хочу, туда с ней и иду.
Бутылку не выкину, и все! – заявил он. После этого Диму на стадион не пустили.
В понедельник, рассказывая эту историю в классе, Дима сказал: - Эту полицию вообще близко к стадиону пускать нельзя! это нельзя, то нельзя. Что хотят,
то и творят!
- А я считаю: хорошо, что меры безопасности продумывают, – сказал Сергей. – Я помню,
когда на стадион можно было со спиртным, и бутылками проходить, – такие драки были,
сколько людей пострадало! Теперь лучше стало, спокойнее.
- Давно я к тебе присматриваюсь, Филимонов, и что-то ты мне не нравишься. На все у
тебя своя точка зрения, свое мнение, – сказал Димы. – Таким, как ты, не место в нашем
классе. Все, устраиваем ему бойкот, – с раздражением добавил Дима.
- Да за что бойкот? Человек только высказал свое мнение, – возразила Оля.
- А я сказал – бойкот! – настаивал Дима.
- Ты все без нас решил? – поинтересовался Илья. – А я, например, против. Хотя бы
поставь вопрос на голосование. Может быть, кто-то, так же как и я, против.
- Еще чего, будем мы тут время тратить. Бойкот – все разговоры. А кто против – тот мне
не друг! – Дима выше из класса, громко хлопнув дверью.
Напишите, каким принципам демократии противоречит поведение Димы.
5. Отметьте

1. Отметьте цифрами признаки, характеризующие: 1 – демократическую форму
государственного режима; 2 – тоталитарную форму государственного режима.
А. Свобода личности в сфере экономической деятельности.
Б. Преследование за инакомыслие.
В. Правовой характер деятельности государственных органов.
Г. Плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы.
Д. Диктатура одной политической партии.
Е. Всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни.
Ж. Гарантированность личных прав и свобод.
З. Отсутствие реальных прав и свобод.
И. Воздействие населения на органы государственной власти.
К. Главенство государства над правом.
Л. Максимальный учет интересов меньшинства.
М. Демократические методы осуществления государственной власти.
Н. Отсутствие учета интересов меньшинства.
2. Отметьте признаки, не соответствующие характеристике правового
государства.
А. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Б. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
В. Контроль государства за всеми сферами общественной жизни.
Г. Взаимная ответственность государства и личности.
Д. Режим законности и стабильности правового порядка.
Е. Милитаризация общественной жизни.
Ж. Реализация принципа разделения властей.
3. Соотнесите имена мыслителей и их точки зрения по вопросу возникновения и
развития идей правового государства.
1. Аристотель.
2. Спиноза.
3. Гегель.
4. Локк.
А. Задача государства – обеспечить свободу каждого следовать своему желанию во всех
случаях, когда это не запрещает закон.
Б. Государство – это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой
все строится на правовой основе.
В. Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не
только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу.
Г. Государство – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при
которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
4 (!). Решите задачу.
В этом году в наш класс пришел новенький – Сергей Филимонов. Его отношения с
непререкаемым авторитетом, отличником, капитаном футбольной команды, рубахой-
парнем Димой Маркиным сразу же не сложились. Уж очень разные эти ребята.
В выходные ребята из нашего класса ходили на футбол. У входа на стадион Диму
остановили сотрудники полиции и запретили ему пронести стеклянную бутылку с пивом.
- Еще чего! – возмутился Дима. – Напридумывают всяких дурацких правил, а мы
выполняй. Я имею право собственности на эту бутылку – куда хочу, туда с ней и иду.
Бутылку не выкину, и все! – заявил он. После этого Диму на стадион не пустили.
В понедельник, рассказывая эту историю в классе, Дима сказал: - Эту полицию вообще близко к стадиону пускать нельзя! это нельзя, то нельзя. Что хотят,
то и творят!
- А я считаю: хорошо, что меры безопасности продумывают, – сказал Сергей. – Я помню,
когда на стадион можно было со спиртным, и бутылками проходить, – такие драки были,
сколько людей пострадало! Теперь лучше стало, спокойнее.
- Давно я к тебе присматриваюсь, Филимонов, и что-то ты мне не нравишься. На все у
тебя своя точка зрения, свое мнение, – сказал Димы. – Таким, как ты, не место в нашем
классе. Все, устраиваем ему бойкот, – с раздражением добавил Дима.
- Да за что бойкот? Человек только высказал свое мнение, – возразила Оля.
- А я сказал – бойкот! – настаивал Дима.
- Ты все без нас решил? – поинтересовался Илья. – А я, например, против. Хотя бы
поставь вопрос на голосование. Может быть, кто-то, так же как и я, против.
- Еще чего, будем мы тут время тратить. Бойкот – все разговоры. А кто против – тот мне
не друг! – Дима выше из класса, громко хлопнув дверью.
Напишите, каким принципам демократии противоречит поведение Димы.
5. Отметьте

непротиворечивого законодательства. гражданского общества.

Правовое государство - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Тема 20. Государство в политической системе общества.

Основные компоненты политической системы
Политические и правовые нормы
Политическая структура
Политическая деятельность
Политическое сознание и политическая культура

Политические и правовые нормы - это сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.

Политическая структура - совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.

Политическая деятельность - разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическое сознание - многообразие проявления духовности, отражающее деятельность механизмов политической власти и направляющее поведение людей в сфере политических отношений.

Политическая культура - это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений.

Политика - сфера отношений между классами, нациями, социальными группами людей, государствами по поводу завоевания, удержания и использования власти, их участия в делах государства.

Политический институт - это структурная форма осуществления политики. Различают институты организационные (государство, партии и т.д.) и процедурные (выборы, всенародное обсуждение и т.д.).

Политическая система общества - это система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества.

Место государства в политической

Системе общества

Выступает официальным пред- Специфичность и чёткость границ

представителем всего общества. политического пространства. Терри-

ториальные пределы на которые рас-

Государство - орган власти, распространена его власть.

правового принуждения, активно

использующий санкции поощрения Выполняет общественные функции и наказания за соблюдение

или нарушение установленных норм. Обеспечивает и защищает основные права и свободы человека и гр-на.

Данный материал позволяет раскрыть понятия « государство», «гражданство», «политический режим»; определить причины возникновения, признаки, функции, формы государства; способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи государства и гражданина; создавать условия для формирования гражданственности.

ВложениеРазмер
gosudarstvo.zip 205.19 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: раскрыть понятия « государство», «гражданство», «политический режим»; определить

причины возникновения, признаки, функции, формы государства; способствовать

теоретическому осмыслению взаимосвязи государства и гражданина; создавать условия

для формирования гражданственности.

1. Работа в рабочей тетради – тема 1 - № 2, 5, 7,

II. Изучение нового материала

Эпиграф урока: "Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу" (Спиноза).

С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от человека соблюдения многочисленных норм, правил. Еще в античности возникло это противоречие между стремящейся к свободе человеческой личностью и жесткими ограничениями, налагаемыми на нее государством.

Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Как появилось государство? Какие признаки его характеризуют? Какие бывают государства? Вот на эти вопросы мы и попытаемся сегодня дать ответ.

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом

и обладающая суверенитетом.

Задание : Опираясь на текст учебника § 2 п.1 стр.11-13, назовите теории возникновения государства.

Теории происхождения государства

1. «Божественная» (государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда)

2. Договорная (добровольное соглашение людей как согласование интересов членов общества)

3. Теория завоевания (первые государства – результат завоевания земледельческих общин

воинственными племенами кочевников)

4. Классовая (с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически

господствующего, но малочисленного класса появилась необходимость укрепить свое положение с

помощью политической власти)

В повседневной жизни термин "государство" отождествляется с такими понятиями, как страна, Родина, отечество.

Чем отличается страна от государства? Родина - место, где мы родились .

Страна - крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям, территория, имеющая определенные границы, обладающая государственным суверенитетом.

Государство же имеет свои отличительные черты, имеет свои признаки.

1) единство территории;

2) наличие особой публичной власти;

3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право

государств решать свои внутренние и внешние вопросы;

4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке);

5) издание законов, имеющих общеобязательную силу на всей территории данного государства;

6) наличие символов государства.

Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции. В различное историческое время функции были различны. Современные государства выполняют следующие внутренние и внешние функции.

1. Экономические : выработка экономической политики, создание необходимых условий для развития народного хозяйства, установление правовых основ рынка, управление государственным сектором экономики, налогообложение, поощрение конкуренции.

2. Социальные : охрана труда и здоровья людей, оказание поддержки семье, установление государством пенсий, пособий, защита престарелых, инвалидов, страхование жизни, здоровья.

3. Правовые: установление государственных правовых норм, издание законов, применение силы, если законы не выполняются.

4. Организационные : государство занимается обучением и расстановкой кадров на государственных предприятиях и в учреждениях, осуществляет контроль за исполнением властных решений.

5. Политические : осуществление политической власти, поддержка демократических норм и институтов.

6. Образовательные : обеспечивает обязательность, непрерывность начального или среднего образования, демократизацию общества.

7. Культурно-воспитательные : воспитание гражданственности, патриотизма.

1.участие в решении глобальных проблем современности;

2.защита границ, обеспечение национальной безопасности;

3.развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

4.отстаивание государственных интересов в международных делах.

Следующий вопрос, который мы рассматриваем – это вопрос о форме государства (схема)

Государства различаются между собой по форме правления, политическому режиму и национально- государственному устройству.

Власть главы является бессрочной, пожизненной и передается по наследству;

Глава государства выступает как носитель государственного суверенитета;

Монарх не несет юридической ответственности за свои действия и результаты правления.

Высшие органы власти – выборные учреждения;

Состав высших органов власти регулярно обновляется;

Действует принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную;

Государственные деятели несут юридическую ответственность за свои действия и результаты правления.

Административные части не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции; местные власти подчиняются центральным (Франция, Венгрия, Чехия, Греция)

Отдельные территории обладают значительной самостоятельностью; наряду с общими федеральными законами действуют и собственные законы и собственные органы управления (РФ, США, Германия, Мексика, Канада)

Объединения независимых государств для совместного решения задач (Швейцарская конфедерация)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: