Государство как субъект гражданских правоотношений днр

Обновлено: 07.02.2023

Граждане как субъекты гражданских правоотноотношений

Правосубъектность для граждан представляет собой право общего типа, которое установлено и гарантировано государством и предоставляет лицу возможность выступать в качестве участника гражданских правоотношения.

Основными составляющими гражданской правосубъектности выступают следующие категории:

  • Гражданская правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности.
  • Гражданская дееспособность, как способность отвечать за совершенные деяния, активно участвовать в имущественном обороте без чего-либо согласия, в том числе в случае заключения договоров, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, а также приобретать и осуществлять гражданские права.

Все граждане обладают правопособностью, а также дееспособностью, что дает им возможность реализовывать принадлежащие им права и обязанности. Категории правоспособности и дееспособности имеют разные значения. Так, правоспособность означает наличием абстрактной, теоретической возможности иметь имущественные права и обязанности. В Российской Федерации правоспособность имеют абсолютно все граждане с момента рождения и до момента смерти. Перечень прав, которые приобретают гражданин, перечисляется в статье 18 ГК РФ. Так, граждане имеют следующие права:

  • Могут иметь имущество на праве собственности.
  • Приобретают право на наследование и завещание имущества.
  • Вправе заниматься предпринимательской и иной любой не запрещенной законом деятельностью.
  • Вправе совершать любые не противоречащие закону сделки, участвовать в обязательствах и т.д.

Данный перечень является открытым, то есть граждане, исходя из смысла законодательства, могут иметь права и обязанности, которые не запрещены законом и не противоречат общим началом гражданского законодательства. Таким образом, гражданская правоспособность ограничивается только запретами, установленными нормами действующего законодательства. Гражданским кодексом РФ также определено, что гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это значит, что граждане не имеют привилегии исходя из занимаемой должности, национальности, имущественного положения, языка и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Граждане как субъекты гражданского права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Понятие и значение дееспособности гражданина

Смысл дееспособности заключается в том, что лицо имеет право участвовать в имущественном обороте без чьего-либо согласия. Наличие дееспособности означает также наличие у гражданина деликтоспособность, то есть способности, которая позволяет самостоятельно нести ответственность за неправомерные действия.

Так, никто не может быть ограничен в дееспособности, кроме случаев, которые установленных нормами действующего законодательства. Так, невменяемые несовершеннолетнего лица. Полный или частичный отказ гражданина о дееспособности граждане могут быть ограничены в дееспособности. Отказ от своей дееспособности недействителен, за исключением тех случаев, когда закон прямо на это указывает.

Гражданское законодательство устанавливает следующие виды дееспособности:

  • Полная.
  • Частичная. Частичной дееспособностью обладают малолетние в возрасте от 6 до 14 лет.
  • Неполная. Данной дееспособностью обладают несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые имеют право самостоятельно распоряжаться своим заработком, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения и т.п.
  • Ограниченная. Гражданине лишаются права совершать сделки, кроме мелких бытовых, а также получать доход и распоряжаться им. Подобную дееспособность могут иметь лица, которые злоупотребляют алкогольной продукцией, наркотическими средствами, психотропными веществами и тп.

Граждане могут быть признаны недееспособными, если они не достигли определённого возраста, а также является недееспособным по причине психического расстройства. Законодатель также предусматривает ряд исключение из этого правила:

  • Возможность приобретения полной дееспособности до достижения 18 лет в случае вступления в брак. Кроме того, местные органы власти при наличии уважительных причин могут снизить брачный возраст она два года и более.
  • Эмансипация. Несовершеннолетний может быть объявлен эмансипированным, если он работает по трудовому договору или контракту, или с согласия родителей, иных законных представителей занимается предпринимательской деятельности. Лицо можно признать эмансипированным по решению органа опеки или попечительства, если имеется согласие родителей или иных представителей. Если такое согласие отсутствует, несовершеннолетний имеет право обратиться в суд.

Значение прав и обязанностей граждан

Право предоставляются гражданину как субъекту гражданского права особый правовой статус с целью реализации принадлежащих ему прав и обязанностей. Однако гражданское законодательство под понятием гражданина имеется ввиду граждан государства – Российской Федерации. Однако на территории государства помимо граждан проживают также лица, имеющие гражданство других государств, не имеющие определённого гражданства (апатриды), имеющие двойное гражданство (бипатриды). Однако они должны подчиняться правопорядку, который существует в настоящее время в государстве.

Гражданин является физическим лицом и может выступать в качестве участника гражданских правоотношений. При этом он имеет ряд общественных, естественных признаков и свойств, которые определённым образом индивидуализируют его. В частности, это имя, гражданство, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Так, участие в гражданских правоотношениях возможно лишь под определенным именем, хотя возможно и использование псевдонима – в случае реализации авторских прав. Национальные обычаи некоторых народов России и других государств приводят к тому, что у многих народов отсутствует отчество, поэтому в официальных документах оно не указывается.

1. Донецкая Народная Республика, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в части 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Статья 161. Порядок участия Донецкой Народной Республики, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

1. Органы государственной власти, иные государственные органы от имени Донецкой Народной Республики могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. (Часть 1 статьи 161 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 24.04.2020 № 140-IIНС)

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в части 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и порядке, предусмотренных законами, указами Главы Донецкой Народной Республики и постановлениями Правительства Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.

Статья 161(1). Основные положения об органах государственной власти, иных государственных органах

1. Органы государственной власти, иные государственные органы могут наделяться правами юридического лица в случаях, если это предусмотрено в нормативных правовых актах, определяющих их правовое положение.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы, наделенные правами юридического лица, подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в организационно-правовой форме государственного органа.

Государственная регистрация органов государственной власти, иных государственных органов в качестве юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном законом.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, образованные (созданные) в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, являются правоспособными. Правоспособность таких органов прекращается со дня вступления в силу законов о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики, предусматривающих упразднение (ликвидацию) таких органов, если иное не установлено данными законами.

Правоспособность органов государственной власти, иных государственных органов, образованных (созданных) в соответствии с законами, возникает со дня вступления в силу таких законов и прекращается со дня вступления в силу законов, предусматривающих упразднение (ликвидацию) таких органов, если иное не установлено законами. В отношении указанных органов принятие (издание) отдельных нормативных правовых актов распорядительного характера об их образовании (создании) не требуется.

Правоспособность органов государственной власти, иных государственных органов, образованных (созданных) Главой Донецкой Народной Республики, Правительством Донецкой Народной Республики, возникает со дня вступления в силу нормативных правовых актов об их образовании (создании) и прекращается со дня вступления в силу нормативных правовых актов, предусматривающих их ликвидацию, если иное не установлено указанными нормативными правовыми актами.

4. Особенности образования (создания), реорганизации и упразднения (ликвидации) органов государственной власти, иных государственных органов определяются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики о правовом положении таких органов. (Статья 1611 введена Законом от 24.04.2020 № 140-IIНС)

Статья 162. Ответственность по обязательствам Донецкой Народной Республики, муниципальных образований

1. Донецкая Народная Республика, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Донецкой Народной Республикой, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Донецкая Народная Республика, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Донецкая Народная Республика не отвечает по обязательствам муниципальных образований.

5. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам других муниципальных образований, а также по обязательствам Донецкой Народной Республики.

6. Правила частей 2 – 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Донецкая Народная Республика приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Донецкой Народной Республики.

Статья 163. Особенности ответственности Донецкой Народной Республики в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, иностранных граждан и государств

Особенности ответственности Донецкой Народной Республики в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, иностранных граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

1. Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами выступают также публично-правовые образования. Участие последних в гражданско-правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК к публично-правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:

1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций — экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти. Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично-правовых образований;

2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично-правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;

3) правоспособность государства, иных публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие от правоспособности юридических лиц.

По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной), другие трактуют ее как специальную. Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер;

4) к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов ( п. 2 ст. 124 ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица. По своей организационной структуре, порядку создания, формам имущественного обособления, порядку осуществления деятельности и т.д. публично-правовое образование, безусловно, отличается от юридического лица.

Субъект гражданского права — это участник правоотношений, на которого распространяют свое действие нормы гражданского права. Государство является особым субъектом гражданского права, так как, оно выступает носителем политической власти.

Государство не относится к юридическим лицам, оно само определяет порядок осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей, реализует правосубъектность посредством системы государственных органов. Территория государства, с юридической точки зрения, это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая конкретному государству, в границах которой оно осуществляет свое верховенство. Территория государства, согласно международному праву, связана с ее населением. Необходимыми атрибутами государства являются государственная территория и ее население.

На сегодняшний день отсутствует единый взгляд правоведов на правовую природу и источник возникновения государства. В подавляющем большинстве случаев государство рассматривается как особая форма организации и функционирования власти. Восприятие государства как юридической категории имеет публично-правовой характер.

Государство — это форма обеспечения социального компромисса, равный и активный участник правовых отношений. Государство выступает носителем предметно-практической деятельности и познания, является источником активности, направленной на объект через разные формы собственной деятельности.

Государство — это субъект определенной предметной активности, субъект права и субъект общественных отношений. Природа отношений между государством и органами государственной власти имеет общие черты с сущностью правоотношений юридического лица и его органами управления.

В разные исторические эпохи существовало множество взглядов на правовую природу государства:

  • цивилистическая теория, территория государства рассматривалась как объект собственности и вещь;
  • публичная собственность государства;
  • пространственная территория, рассматривает территорию государства как пространственный предел государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность государства состоит в обеспечении общественного интереса, участие государства в частноправовых отношениях — не единственная сфера его функционирования. Частноправовое и публично-правовое направление деятельности государства лишает его возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Такое участие опосредовано деятельностью органов государственной власти. Государство получает статус субъекта гражданского права без административной процедуры ее легитимации в гражданском обороте.

Как субъект гражданского права государство лишено частноправовой возможности его ликвидации. Создание государства или прекращение его деятельности имеет трансцендентный характер. Это происходит путем использования механизма международно-правового признания государства, находится за пределами гражданско-правового инструментария.

Признаки государства как субъекта гражданского права

В гражданских правоотношениях от имени государства участвуют органы управления госимуществом, финансовые и иные, уполномоченные на это органы. Основная часть государственного имущества закреплена за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за государственными организациями и учреждениями на праве оперативного управления. Государственные учреждения и предприятия участвуют в гражданском обороте, как самостоятельные субъекты, от своего имени.

Являясь непосредственным собственником государственного имущества, государство несет ответственность по своим обязательствам. Как субъект имущественных правоотношений государство действует через Министерство финансов (при переходе к государству конфискованного, бесхозного имущества, при выпуске государственных займов и т.д.).

Признаки государства как субъекта гражданского права:

  • организационное единство;
  • ответственность по обязательствам;
  • обособленное имущество;
  • возможность для муниципальных образований и субъектов РФ выступать от своего имени при приобретении имущественных, личных неимущественных прав в суде.

Несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями, на него распространяется принцип равенства с иными субъектами (субъекты Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица). От имени субъектов Федерации выступают правительства, президенты, министерства и ведомства, областные думы, законодательные собрания и др. От имени муниципальных образований выступают представительные органы местного самоуправления. По специальному поручению государства от имени государства могут выступать граждане и юридические лица.

Ответственность государства по своим обязательствам

Государство, его субъекты и муниципальные образования обладают имущественной ответственностью, они не отвечают по обязательствам друг друга, созданных ими юридических лиц. На них может возлагаться ответственность за несостоятельность предприятий, учредителями которых они были, которая возникает вследствие исполнения некомпетентных указаний учредителя.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам в отношении созданных им учреждений, если у этих учреждений недостаточно собственных средств в случае, если государство — собственник закрепленного за ними имущества. В случае недостаточности имущества казенного предприятия также предусмотрена субсидиарную ответственность.

Государство несет ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков государственными органами в результате их незаконных действий. Перечень объектов, которыми государство имеет право отвечать по своим обязательствам, ограничен. Нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными государством юридическими лицами на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Ответственность в отношениях с иностранными партнерами у государства ограничена, оно обладает судебным иммунитетом. Иностранные партнеры не имеют права предъявить к государству судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств, без получения от компетентных государственных органов предварительного согласия, отраженного в международном праве.

Учрежденные государством юридические лица не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законодательством (например, с федеральными казенными предприятиями). Государство и субъекты РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Исключение составляют случаи поручительства, которое выступает способом обеспечения исполнения обязательств.

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Это могут быть как отдельные люди, так и коллективы, а также различные организации. В юридической науке выделяют следующие три основные группы субъектов:

  1. граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;
  2. отечественные и иностранные юридические лица;
  3. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Все субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском кодексе По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее и в других нормативных актах. Эти самые лица являются носителями различных прав и обязанностей.

Физические лица как субъекты гражданского права

Для обозначения человека как участника правоотношений в юридической практике используется термин «физическое лицо». Это может быть не только гражданин России, но и иностранец, и лицо без гражданства.

В теории права качества физических лиц отличаются правоспособностью и дееспособностью. Первая возникает в момент рождения и исчезает только со смертью. Это возможность людей иметь гражданские права и нести обязанности. Вторая (дееспособность) реализуется по достижении совершеннолетия и предполагает ответственность за совершаемые действия, осознанное принятие тех или иных решений.

По общепризнанному правилу никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Невозможен полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности. Не следует смешивать с ограничением правоспособности лишение гражданина тех или иных субъективных прав.

Закон предусматривает постепенное расширение дееспособности несовершеннолетних. Если дети до 6 лет полностью недееспособны, то ребята в возрасте 6-14 лет могут самостоятельно совершать сделки, не требующие специального оформления и регистрации, без цели корыстного обогащения. С этого же возраста обязательно согласие ребенка на усыновление.

Готовые работы на аналогичную тему

Дееспособность подростков (с 14 до 18 лет) максимально приближена к возможностям совершеннолетних. Подростки вправе совершать крупные сделки, требующие нотариального оформления и регистрации, с письменного согласия родителя или попечителя, делать вклады в финансово-кредитные учреждения и пользоваться ими, самостоятельно распоряжаться авторскими и интеллектуальными правами. Однако родители или попечители несут ответственность при недостатке у ребенка финансовых средств.

Совершеннолетние граждане также могут быть ограничены в дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над такими людьми устанавливается попечительство.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий или не руководит ими, тоже может быть признан судом недееспособным. Общество обязано взять на себя заботы о жизненном статусе душевнобольного и сделать это в форме, гарантирующей гражданину сохранность его прав. В таком случае, все сделки от имени недееспособного гражданина совершает его опекун.

Опекуны и попечители, которыми могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Возможны и такие случаи, когда человек длительное время отсутствует, и никаких сведений в месте его постоянного жительства нет. Попытки отыскать гражданина также оказываются безрезультатными. Тогда он может быть официально признан безвестно отсутствующим или умершим. Орган опеки и попечительства назначает доверительно управляющего имуществом пропавшего человека.

Отсутствие гражданина или сведений о нем в течение пяти лет дает право заинтересованной стороне обратиться в суд с иском о признании человека умершим. Этот срок может быть сокращен до 6 месяцев, если в момент исчезновения лица существовала реальная угроза его гибели.

Юридические лица как субъекты гражданского права

Наряду с физическими лицами, субъектами гражданского права являются также юридические лица – организации, которые могут от своего имени приобретать имущество и личные неимущественные права, иметь обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или в третейском суде.

Юридические лица отличаются следующими характеристиками:

  1. организационное единство;
  2. имущественная обособленность;
  3. самостоятельная гражданско-правовая ответственность;
  4. выступление в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как физические лица, юридическое лицо обладает не общей правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в учредительных документах.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации и прекращается с исключением его из единого государственного реестра юридических лиц.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны указать в своем названии также и характер деятельности.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные организации. По цели своей деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей.


Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Наряду с физическими и юридическими лицами, участниками отношений, регулируемыми гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

Государство, как таковое, неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют органы власти и должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют государству являться субъектом права.

В гражданско-правовых отношениях участвуют все три уровня власти: федеральный центр; субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, министерство финансов РФ способно представлять в гражданском обороте федеральную власть, но в тоже время оно действует и как самостоятельная структура.

От имени государства могут выступать как представительные, так и исполнительные органы власти Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее . Главным ведомством, осуществляющим управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 21.03.2016

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: