Государственные корпорации как субъекты административного права

Обновлено: 24.09.2022

Салфетников М.А., соискатель Ростовского юридического института МВД России.

В статье исследуются публичные, специальные функции управления государственными корпорациями; государственные корпорации рассматриваются в качестве самостоятельных субъектов правоотношений с особым административно-правовым статусом; высказывается необходимость внесения изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: государственная корпорация, функции, государственное управление государственными корпорациями, субъекты административных правоотношений, административно-правовой статус.

The paper reviews public, special functions and state administration functions of public corporations and offers corresponding classification criteria; public corporations are viewed as independent subjects of legal relations with a specific administrative-legal status. Necessity to introduce some alterations in the current legislation is expressed.

Key words: public corporation, functions, state administration of public corporations, subjects of legal relations, administrative-legal status.

Образование государственных корпораций в Российской Федерации в современных условиях напрямую связано как с усилением роли государства в экономических отношениях, так и с созданием так называемых прорывных технологий и новых отраслей производства. Для достижения указанных целей все существующие формы собственности - государственная, муниципальная и частная - не могут быть использованы в полной мере. Поэтому государственная корпорация представляет собой, по существу, новую форму собственности - частно-государственную, где используются преимущества обеих форм, поскольку государственная корпорация не ограничена рамками бюджетного финансирования и может тесно взаимодействовать с субъектами предпринимательской деятельности. При этом в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 8), Федеральный закон от 08.07.1999 N 140-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", в частности ст. 1, предопределили возможность создания ранее не имеющей своего места в смысле самостоятельной организационной правовой формы в российском законодательстве государственной корпорации как некоммерческой организации (со своей индивидуальной структурой управления), которая для достижения определенных целей может осуществлять предпринимательскую деятельность.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Имея в виду отличительные признаки государственных корпораций в российском праве, нельзя не сказать об их количественном, законодательном существовании и некоторой специфике, учитывая определенные обстоятельства.

С одной стороны, государственная корпорация как организация условно предпринимательского типа занимается производством в рамках целевой правоспособности; с другой стороны, она реализует поставленные перед ней социально-экономические цели, основными из которых можно назвать:

  • формирование положительных тенденций, обеспечивающих прогрессивные структурные изменения в макроэкономике;
  • поступательное развитие социальной инфраструктуры;
  • охрану окружающей среды;
  • воспроизводство общественных благ.

ГК "Ростехнологии" вправе участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; контролировать соблюдение организациями требований проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием ГК "Ростехнологии".

ГК "Росатом" осуществляет в том числе государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии; обеспечивает контроль над обращением ядерных материалов в Российской Федерации.

При этом отметим, что ГК "Росатом" как единственная из числа существующих в смысле величины объема государственно-властных полномочий и непосредственного осуществления деятельности по государственному управлению обладает функциями государственного управления, как в широком, так и в узком смысле, и фактически уравнивается с органом государственной власти.

В этой связи и учитывая положение ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, устанавливающее, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации, считаем объем государственно-властных полномочий ГК "Росатом" избыточным.

Рассматривая государственные корпорации как самостоятельные субъекты правоотношений, обладающие публичными функциями, можно указать, что они представляют собой самостоятельную организационно-правовую форму с особым административно-правовым статусом с учетом специальных функций, носящих, с одной стороны, государственно-управленческий характер (ГК "Росатом"), с другой - организационно-координирующий (ГК "Агентство по страхованию вкладов", ГК "Внешэкономбанк", ГК "Роснанотех", ГК "Ростехнологии"), с третьей - смешанный, включающий и государственно-управленческий, и организационно-координирующий характер (ГК "Олимпстрой", ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ").

В свою очередь, федеральные органы государственной власти обладают функциями государственного управления в отношении государственных корпораций (последние в данном случае рассматриваются как объект административно-правовых отношений) и в юридической науке могут быть классифицированы следующим образом, включая самостоятельные виды:

  1. контрольные:
  • специальный внешний контроль (осуществляется Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) над финансовой деятельностью государственных корпораций - ГК "Росатом", ГК "Агентство по страхованию вкладов");
  • общий внешний контроль, проводимый федеральными органами государственной власти: Президентом РФ (ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ", ГК "Олимпстрой", ГК "Ростехнологии"); Правительством РФ (ГК "Агентство по страхованию вкладов", ГК "Внешэкономбанк", ГК "Роснанотех", ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ", ГК "Олимпстрой", ГК "Ростехнологии", ГК "Росатом");
  • внутренний контроль над деятельностью государственных корпораций, осуществляемый подразделениями внутреннего аудита (ГК "Росатом" и ГК "Внешэкономбанк") и ревизионными комиссиями (ГК "Роснанотех", ГК "Ростехнологии", ГК "Олимпстрой");
  1. организационно-регулирующего характера:
  • полномочия субъектов публичного представительства (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ принимают участие в управлении государственными корпорациями путем представления кандидатур в состав органов управления государственных корпораций - ГК "Росатом", ГК "Роснанотех", ГК "Ростехнологии", ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ", ГК "Агентство по страхованию вкладов");
  • полномочия субъектов, реализующих функции по государственному управлению государственными корпорациями самостоятельно.

Говоря о функциях государственного управления, осуществляемых федеральными органами власти в отношении государственных корпораций, полагаем, что мнения ученых-юристов, таких, как Ю.С. Цимерман , Д.Н. Нетесов , Е.К. Глушко , в части ненадлежащего, недостаточного контроля, необходимости установления надзора над реализацией государственными корпорациями государственно-властных полномочий, оспоримы с учетом приведенных выше обстоятельств.

См.: Цимерман Ю.С. Государственная корпорация - специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. N 10. С. 37.
См.: Нетесов Д.Н. Правовой режим государственных корпораций // Реформы и право. 2008. N 3. С. 47.
См.: Глушко Е.К. Административно-правовая природа государственных корпораций // Там же. С. 14.

Между тем отдельные вопросы, связанные с управлением государственными корпорациями со стороны федеральных органов государственной власти, имея свои особенности, требуют разрешения путем уточнения ряда норм в соответствующей сфере правового регулирования.

Остановимся на некоторых из них.

Так, генеральный директор ГК "Росатом", ГК "Роснанотех", ГК "Ростехнологии", ГК "Внешэкономбанк" назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ", ГК "Олимпстрой" - Правительством РФ.

Обращая внимание на положение части "д" ст. 83 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ федеральных министров, необходимо констатировать, что статус генерального директора ГК "Росатом" может быть приравнен к статусу федерального министра Российской Федерации или заместителя Председателя Правительства РФ. Такое опосредованное управление государственными корпорациями, с одной стороны, имеет преимущество в смысле эффективности исполнения ими функций, с другой стороны, может привести к появлению недопустимого вектора воздействия государственных корпораций на политические процессы в России, что является существенным недостатком такой правовой конструкции.

В отношении государственного контроля над деятельностью государственных корпораций, осуществляемого специальным органом государственной власти - Счетной палатой, выделенного выше в самостоятельный вид контроля - специальный внешний контроль над финансовой деятельностью государственных корпораций, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства и пробелы в действующем законодательстве.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" задачами Счетной палаты в том числе являются организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

Очевидно, что государственные корпорации - получатели средств из федерального бюджета в части целевого их использования - должны быть подконтрольны уполномоченному или специальному органу - Счетной палате.

Однако только в отношении ГК "Росатом", ГК "Агентство по страхованию вкладов", ГК "Ростехнологии" Счетная палата осуществляет прямой внешний контроль в силу положений п. 15 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", согласно которым Счетная палата в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет соответствующий контроль.

Сложившуюся ситуацию можно определить как правовую коллизию, при которой, с одной стороны, использование федеральных бюджетных средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации на функционирование государственных корпораций, осуществляется в отсутствие внешнего контроля со стороны уполномоченного федерального органа, осуществляющего контроль над использованием таких средств (за исключением ГК "Росатом", ГК "Агентство по страхованию вкладов", ГК "Ростехнологии"), так как специальными законами о государственных корпорациях такой контроль не предусмотрен; с другой стороны, подобный контроль должен осуществляться с учетом положений норм бюджетного законодательства, включая нормы статей Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Полагаем, что вопрос внешнего контроля над государственными корпорациями со стороны специально уполномоченного федерального органа - Счетной палаты - в части использования федеральных бюджетных средств (исключая ГК "Росатом", ГК "Агентство по страхованию вкладов", ГК "Ростехнологии") может и должен быть решен путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

С учетом изложенного полагаем, что государственные корпорации, имеющие и сочетающие в себе признаки юридического лица и органа государственной власти, рассматриваемые в качестве субъектов и объектов административных правоотношений (со своими особенностями и отдельными недостатками), представляют собой новую сформировавшуюся организационно-правовую форму в российском праве, имеющую административно-правовой статус.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Государственные корпорации как субъекты административного права

Государственные корпорации являются самостоятельными субъектами административного права.

В ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. В литературе по гражданскому праву государственная корпорация иногда признается разновидностью учреждений. Однако при сходстве ее функций с функциями учреждения между этими некоммерческими организации немало отличий (корпорация — собственник имущества, не имеет учредительных документов и т.д.), выделяющих государственную корпорацию в оригинальный субъект права.

В контексте административного права вызывает интерес, прежде всего, своеобразие организации управления деятельностью корпорации. Акцентируя далее внимание на этом, отметим, что государственные корпорации могут создаваться в качестве отраслевых, межотраслевых либо для выполнения определенных государственных задач. Адекватно профилируются функции и компетенция их органов управления. Федеральный закон, на основании которого создается государственная корпорация, определяет ее правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления деятельностью и т.д.

Органами управления государственной корпорации являются: а) наблюдательный совет — высший орган управления: б) правление — коллегиальный исполнительный орган; в) генеральный директор (президент корпорации «Олимпстрой») — единоличный исполнительный орган. Органом внутреннего финансового контроля корпорации является ее ревизионная комиссия.

Общее для органов данных корпораций сводится к тому, что их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т.д., причем каждого из них, определены федеральными законами о соответствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравнению с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Иерархически, функционально и юридически их объединяет общность цели создания и деятельности корпорации. Они призваны, кроме всего прочего, обеспечить единство управления корпорации. Этому способствует то, что генеральный директор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельностью. В известной степени скоординированы правомочия генерального директора и наблюдательного совета.

В силу государственной природы корпораций, порядка формирования, сути полномочий их органы должны быть отнесены к государственным органам корпораций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые целями деятельности корпораций. Вместе с тем в законах порядок формирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации. Наряду с совпадением норм по принципиальным вопросам организации и правового регулирования деятельности корпораций в законах имеются нормы, предусматривающие особенности организации управления соответствующей корпорации.

Например, функции, полномочия и порядок деятельности всех органов управления корпорации «Росатом» определяются законом о данной корпорации, а корпорации «Роснанотех» — только наблюдательного совета, других же ее органов они определяются, кроме того, положениями о них. утверждаемыми наблюдательным советом на основе Закона о корпорации. Другой пример, члены наблюдательного совета «Ростехнологии» назначаются Президентом РФ. «Роснанотех» — Правительством РФ. Имеются различия в количественном составе наблюдательного совета, правления, правовом положении их членов; не во всех корпорациях предусмотрено создание научно-технического совета в статусе консультативного органа и т.д.

В управленческом аспекте существенными особенностями обладает корпорация «Росатом». Она объявлена Законом уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии. «Росатом» наделена широкими полномочиями и функциями в области государственного управления использованием атомной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Издаваемые корпорацией нормативные правовые акты являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц (п. 4 ст. 8 Закона).

Кроме того, на корпорацию возложены функции «оказания государственных услуг, управления имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области» (ст. 4 Закона). Следовательно, в корпорации концентрируются отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства.

Однако, вопреки этому, корпорация как единый субъект права не является государственным органом. Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют органы управления корпорации. К такому выводу склоняет содержание Закона относительно видов ее деятельности (ст. 15), полномочия в отношении ее учреждений (ст. 16) и т.д. Обозначение корпорации в законе в качестве «уполномоченного органа», «органа государственного управления», строго говоря, является не совсем удачным. Оно может быть воспринято лишь как указание на то, что предусмотренные в Законе цели создания корпорации, функции и полномочия, виды деятельности и т.д. определяются применительно к корпорации в целом. Ведь по Закону корпорация «Росатом» «является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации» (п. 1 ст. 3 Закона).

Действительно, Закон признает корпорацию единым образованием, определяет полномочия Президента РФ и Правительства РФ в отношении именно корпорации и полномочия самой корпорации в определенных областях ее деятельности. Но признавая корпорацию органом государственного управления, в нем вместе с тем обстоятельно регламентируется организационно-правовой статус, включая полномочия, органов управления корпорации, практически и юридически реализующих полномочия корпорации, реально организующих ее многообразную деятельность. Налицо случай вольного, непрофессионального обращения с понятием «орган государственного управления».

Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет некоторые особенности.

Наблюдательный совет корпорации формируется Президентом РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного совета. В состав совета входят девять членов: восемь — представители и резидента РФ и Правительства РФ и генеральный директор корпорации по должности, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Исключительные полномочия наблюдательного совета, закрепленные в ст. 24 Закона, не могут быть переданы другим органам корпорации. К ним относятся, например, утверждение основных направлений деятельности и финансово-экономических показателей деятельности корпорации на очередной год; одобрение проекта программы деятельности корпорации на долгосрочный период и направление его в Правительство РФ; утверждение финансового плана деятельности корпорации на не менее чем трехлетний период; утверждение годового отчета корпорации и направление его в Правительство РФ и т.д.

Однако перечень полномочий наблюдательного совета, данный в ст. 24, является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Иго изменение возможно лишь законом.

Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Значимость его роли в корпорации подчеркивает специальное положение Закона о том, что он присутствует на заседаниях Правительства РФ, приглашается на заседания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

На генерального директора возложено руководство текущей деятельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным органом он действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями.

Генеральный директор возглавляет правление корпорации, организует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления. В круг его полномочий входит представление на утверждение наблюдательного совета финансового плана деятельности корпорации; утверждение директив представителям корпорации в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ корпорации. Ему предоставлено право назначать на должность и освобождать от должности своих заместителей, распределять обязанности между ними; утверждать организационную структуру корпорации; принимать решения о создании филиалов, об открытии представительств и о создании учреждений корпорации и утверждать положения о них либо их уставы. К его ведению относятся многие вопросы, связанные с приемом и увольнением работников, оплатой их труда и др. Генеральный директор издает приказы, положения, инструкции и распоряжения по вопросам деятельности корпорации.

Правление корпорации образуется в составе генерального директора, являющегося его членом по должности, и других членов. Последние назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генерального директора и работают в корпорации на постоянной основе. Деятельностью правления руководит генеральный директор корпорации. Полномочия правления немногочисленны и в основном не являются решающими в юридическом смысле, хотя и важными по существу.

К ним относятся представление на утверждение наблюдательного совета предложения по основным направлениям деятельности и финансово-экономическим показателям деятельности корпорации на очередной год; разработка проектов программы деятельности корпорации на долгосрочный период и финансового плана деятельности корпорации; подготовка предложений о направлении использования прибыли корпорации; создании филиалов и открытии представительств и создании учреждений корпорации и др.

При выявлении роли правления в управлении корпорацией важно учитывать, что его возглавляет генеральный директор, наделенный решающей властью по важнейшим вопросам деятельности корпорации. Как уже сказано, на него возложена реализация решений наблюдательного совета и правления, а также издание правовых актов но вопросам деятельности корпорации.

Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Это подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество.

Однако анализируемая форма юридического лица практически не применялась нашим государством. До 2007 г. было создано всего лишь две корпорации, одна из которых осуществляет свою деятельность до сих пор - государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». В 2007 г. были созданы государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк»)», Российская корпорация нанотехнологий (ГК «Роснанотех»), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и
развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» и на основе реорганизации Федерального агентства по атомной энергии - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Административно-правовой статус государственной корпорации основан на следующих положениях:

- имущество, переданное государственной корпорации РФ, является ее собственностью;

- государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное;

- использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

- может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям;

- обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

- особенности правового положения устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

- для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, поскольку в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Во второй половине 2007 года в Российской Федерации стали активно создаваться государственные корпорации, которые следует рассматривать как новую форму взаимодействия государства и бизнеса по решению важных для экономики страны задач.

В частности, по состоянию на апрель 2008 года в Российской Федерации были созданы следующие государственные корпорации (смотри таблицу).

Государственная корпорация - это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством[115]. Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента Российской Федерации.

В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУПы) в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяются положения о необходимости раскрытия информации, обязательное для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты Российской Федерации.

Госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство Российской Федерации.

Контрольно-надзорные органы государства1 без согласия самих госкорпораций не могут:

запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области взимания налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

направлять представителей для участия в проводимых госкорпорацией мероприятиях;

проводить проверки соответствия деятельности госкорпораций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию;

в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации или совершения госкорпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества госкорпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

Нередко законодательство о государственных корпорациях входит в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации. Например, законодательство о госкорпорации «Олимпстрой» предусматривает возможность предоставления ей таможенных и налоговых льгот. В тоже время, действующий Налоговый кодекс РФ запрещает индивидуальные налоговые льготы. Статья 268 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает установление льготного таможенного режима только в отношении посольства РФ, воинских частей, в рамках оказания гуманитарной помощи при катастрофах и стихийных бедствиях, в учебных целях, для выставочного оборудования и для нужд самих таможенных органов.

Во второй половине 2007 года в Российской Федерации стали активно создаваться государственные корпорации, которые следует рассматривать как новую форму взаимодействия государства и бизнеса по решению важных для экономики страны задач. В частности, по состоянию на апрель 2008 года в Российской Федерации были созданы следующие государственные корпорации:

· Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;

· «Агенство по страхованию вкладов»;

· «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

· «Российская корпорация нанотехнологий»[1];

· Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

· «Российские автомобильные дороги»;

Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций

[1] В соответствии с федеральным законом от 27 июля 2011г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» проводится реорганизация в форме преобразования в открытое акционерное общество.

устанавливается отдельным законодательством[1]. Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента Российской Федерации.

В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяется положение о необходимости раскрытия информации, обязательное для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты Российской Федерации.

Госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство Российской Федерации.

Контрольно-надзорные органы государства (федеральные органы государственного финансового контроля; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области взимания налогов и сборов; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) без согласия самих госкорпораций не могут:

· запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

· запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области взимания налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

· направлять представителей для участия в проводимых госкорпорацией мероприятиях;

· проводить проверки соответствия деятельности госкорпораций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию;

· в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации или совершения госкорпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

· устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества госкорпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

Нередко законодательство о государственных корпорациях входит в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации. Например, законодательство о госкорпорации «Олимпстрой» предусматривает возможность предоставления ей таможенных и налоговых льгот. В то же время действующий Налоговый кодекс РФ запрещает индивидуальные налоговые льготы. Статья 268 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает установление льготного таможенного режима

только в отношении посольства РФ, воинских частей, в рамках оказания гуманитарной помощи при катастрофах и стихийных бедствиях, в учебных целях, для выставочного оборудования и для нужд самих таможенных органов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: