Государственное имущество субъекта федерации подлежит обязательному учету

Обновлено: 02.12.2022

Основные принципы учета государственного, муниципального имущества, ведения реестров государственного, муниципального имущества и размещения сведений о нем в сети «Интернет», рекомендуемые для применения в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях

Основные принципы учета государственного, муниципального имущества, ведения реестров государственного, муниципального имущества и размещения сведений о нем в сети «Интернет» разработаны на основании лучших региональных практиках, выявленных АО «Корпорация «МСП» в результате опроса субъектов Российской Федерации в 2019 году, и рекомендуются для применения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью обеспечения единых подходов при осуществлении деятельности в сфере учета имущества.

В связи с тем, что настоящий документ ориентирован на улучшение качества оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в нем рассматривается только имущество, которое может быть предоставлено субъектам МСП в аренду в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Указанная оговорка не означает, что предлагаемые принципы учета государственного и муниципального имущества не могут быть применены ко всем объектам, включенным или подлежащим включению в реестры имущества.

Совершенствование порядка учета публичного имущества повышает актуальность и достоверность информации о нем для принятия управленческих решений, планирования регионального, муниципального экономического и социального развития. Обеспечение доступности информации об имуществе, которое вовлечено или готовится к вовлечению в хозяйственный оборот, стимулирует интерес к нему со стороны потенциальных покупателей и арендаторов и в конечном счете повышает инвестиционную привлекательность регионов.

Внедрение предлагаемых основных принципов учета и ведения реестра государственного и муниципального имущества, размещения информации о нем в сети «Интернет» в нормативные правовые акты и практику работы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создаст основу для совершенствования деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений, в том числе при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

В настоящее время реализация предлагаемых принципов должна осуществляться с учетом положений действующего федерального и регионального законодательства и необходимости планирования финансовых, кадровых и иных ресурсов каждого конкретного региона и расположенных на его территории муниципальных образований.

  1. Ведение реестров государственного и муниципального имущества в электронной форме

1.1. В нормативных правовых актах по вопросу учета государственного (муниципального) имущества рекомендуется:

а) использовать следующее понятие реестра государственного (муниципального) имущества (далее – реестр): государственная (муниципальная) информационная система, представляющая собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) о государственном (муниципальном) имуществе и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета имущества, предоставления сведений о нем.

б) предусматривать ведение учета государственного (муниципального) имущества в электронной форме, что предполагает предоставление исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления), юридическими лицами (в отношении принадлежащего им на вещном праве государственного (муниципального) имущества) документов для учета государственного (муниципального) имущества в реестре исключительно в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя юридического лица – правообладателя, занимающего должность не ниже заместителя руководителя;

в) использовать для ведения учета государственного и муниципального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, информационные системы, основанные на одном и том же специализированном программном обеспечении, что дает дополнительные возможности для сопряжения таких систем между собой и проведения анализа сопоставимых данных о публичном имуществе в регионе.

1.2. Целесообразно организовать обмен информацией между реестром государственного имущества и реестрами муниципального имущества с целью ведения сводного аналитического учета государственного и муниципального имущества и использования полученных данных при планировании социально-экономического развития и принятии управленческих решений.

1.3. При выборе специализированного программного обеспечения по ведению реестра или при его обновлении рекомендуется учесть Методические рекомендации Минфина России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований[1], согласно которым такие информационные системы должны позволять:

– обеспечивать комплексный подход к учету земельных и имущественных отношений, что необходимо для объединения в единое информационное пространство всех участников процесса управления имущественными и земельными отношениями;

– вести учет всех взаимосвязей между объектами, субъектами, документами и видами права на пользование объектами;

– вести поиск и осуществлять построение аналитических отчетов;

– вести пообъектный учет с возможностью хранения всей истории значений реквизитов каждого объекта;

– осуществлять хранение и просмотр истории всех правовых отношений, возникающих по поводу каждого объекта учета;

– обеспечивать разграничение доступа на внесение, редактирование и просмотр информации для разных категорий пользователей.

1.4. В качестве дополнительной возможности целесообразно предусмотреть интеграцию информационной системы по ведению реестра с другими государственными информационными системами (геоинформационной, финансовой), электронный обмен данными с федеральными системами ГАС «Управление», Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), системой электронных госзакупок, ресурсами Росстата, ФНС, Росреестра, Роскомнадзора и других ведомств.

В частности, нанесение на карту объектов капитального строительства, помещений и земельных участков, размещение информации о них (например, через создание паспортов объектов) и использование иных возможностей картографии (специальных фильтров, помогающих подобрать интересующие объекты имущества, с учетом инфраструктуры региона, содержащих сведения о расположении технопарков, полезных ископаемых, достопримечательностей, особых экономических зон, предприятий, социальных объектов, транспортной инфраструктуры) способствует выполнению следующих задач:

– создание открытой единой базы данных для потенциальных инвесторов;

– создание дополнительной возможности для органов государственной власти, органов местного самоуправления по выявлению неучтенных земельных участков, том числе, государственная собственность на которые не разграничена с целью их постановки на государственный кадастровый учет и вовлечения в хозяйственный оборот;

– повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.

1.5. Рекомендуется привлечение балансодержателей публичного имущества (государственных и муниципальных предприятий и учреждений, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) к внесению информации о таком имуществе в реестр с использованием программного обеспечения по ведению реестра посредством предоставления им доступа к редактированию сведений исключительно о закрепленном за ними имуществе. Также целесообразно использование интеграционной шины, предоставленной разработчиком программного обеспечения по ведению реестра, позволяющей выгружать информацию в реестр непосредственно из программы, используемой балансодержателем для бухгалтерского учета закрепленного за ним имущества.

1.6. С целью выявления имущества, предоставленного представителям малого и среднего бизнеса, включения его в перечни, предусмотренные частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ, обеспечения права арендаторов – субъектов МСП, на приобретение арендуемого имущества целесообразно предусмотреть в программном обеспечении по ведению реестра учет следующих сведений об имуществе:

– о принадлежности арендатора/пользователя объекта к субъектам МСП;

– о наличии объекта в перечне имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП.

  1. Применение на территории субъекта Российской Федерации единых требований к учету государственного, муниципального недвижимого (включая земельные участки), движимого имущества и актуализации информации в реестре

2.1. В нормативном правовом акте, регулирующем учет и ведение реестра государственного (муниципального) имущества рекомендуется установить возможность совершения или одобрения сделок только в отношении учтенного в реестре имущества (за исключением имущества, стоимость которого ниже критерия, указанного в пункте 2.4. настоящих принципов).

2.2. Целесообразно осуществлять учет объектов недвижимого имущества, независимо от его стоимости, включая:

– имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями или учреждениями;

– единые недвижимые комплексы;

– части зданий, помещений, в случае, если они поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости.

2.3. Если публично-правовое образование уполномочено осуществлять распоряжение земельными участками из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется учитывать такие земельные участки в специальном разделе реестра данного публично-правового образования, что позволит отслеживать историю изменения состояний этой категории имущества.

2.4. Использовать на территории субъекта Российской Федерации единый стоимостной критерий (размер первоначальной стоимости имущества), при соответствии которому движимое имущество включается в реестр государственного имущества и муниципального имущества (например, имущество подлежит включению в реестр, если его первоначальная стоимость равна или более 200 тыс. рублей).

По усмотрению правообладателя может учитываться имущество, стоимость которого не достигает установленного критерия, а также несколько объектов движимого имущества в качестве единого объекта учета, в случае, если их суммарная стоимость соответствует установленному стоимостному критерию.

Учет особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, а также учет транспортных средств рекомендуется осуществлять независимо от их стоимости.

2.5. Сведения об ограничениях/обременениях объекта недвижимого имущества рекомендуется вносить по каждой учтенной в реестре части объекта недвижимого имущества отдельно.

2.6. Рекомендуемый срок внесения изменений в реестр в связи с изменением сведений об имуществе не более 14 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих внесение таких изменений.

2.7. Рекомендуемый срок актуализации сведений об имуществе независимо от наличия или отсутствия информации об изменениях в статусе или состоянии имущества путем представления обновленных карт учета на имущество – с периодичностью не реже одного раза год по состоянию на 1 января.

  1. Использование на территории субъекта Российской Федерации единых подходов к размещению сведений об объектах государственного и муниципального имущества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», срокам актуализации таких сведений, в том числе с целью обеспечения доступа субъектов МСП к информации о государственном и муниципальном имуществе

3.1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в своих нормативных правовых актах, регулирующих учет государственного имущества, порядок ведения его реестра и размещения информации из реестра в сети «Интернет», целесообразно рекомендовать муниципальным образованиям, расположенным на их территории, руководствоваться установленным порядком при принятии нормативных правовых актов, регулирующих учет муниципального имущества.

3.2. Рекомендуемый состав публикуемых в сети «Интернет» сведений об имуществе, учтенном в реестрах государственного, муниципального имущества:

– правообладатель/балансодержатель (при наличии);

– кадастровый (условный) номер;

– вид права на земельный участок (муниципальная собственность, государственная собственность, государственная собственность не разграничена);

Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации

1. В собственности субъекта Российской Федерации может находиться:

имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7, 7.1 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления полномочий;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться:

а) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений;

б) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации;

в) архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения;

г) имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 77-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания;

(пп. "е" в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) имущество, необходимое для организации предоставления образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

з) имущество библиотек субъекта Российской Федерации, межмуниципальных библиотек;

и) музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;

к) имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации;

л) имущество, необходимое для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

(пп. "л" в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

м) утратил силу. - Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

н) имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

н.1) имущество, необходимое для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей;

(пп. "н.1" введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ)

о) служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

п) пожарные объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров;

р) имущество, необходимое для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;

с) объекты спорта и иное имущество, необходимое для организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

(пп. "с" в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

т) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(пп. "т" в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ф) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

х) имущество, необходимое для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

(пп. "х" введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

ц) имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы);

(пп. "ц" введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ч) утратил силу. - Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

ш) имущество, необходимое для обеспечения деятельности научных и научно-технических организаций субъектов Российской Федерации;

(пп. "ш" введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

щ) имущество, необходимое для осуществления регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;

(пп. "щ" введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

э) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

ю) имущество, необходимое для обеспечения донорской кровью и ее компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения;

ю.1) имущество, расположенное на территориях речных портов, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации (за исключением видов имущества, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

(пп. "ю.1" введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 221-ФЗ)

я) аэропорты и (или) аэродромы, вертодромы, посадочные площадки гражданской авиации, включая имущество, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации (за исключением аэродромов совместного базирования);

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 02.06.2016 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

я.1) имущество, необходимое для реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

(см. текст в предыдущей редакции)

я.2) имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

(пп. "я.2" введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

я.3) имущество, необходимое для осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

(пп. "я.3" введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

я.4) имущество для сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

я.5) имущество, необходимое для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

3. В целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, обеспечивают за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений субъекта Российской Федерации, субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

4. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации, а также порядок учета имущества субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Статья 56. Общие вопросы управления и распоряжения имуществом субъекта Российской Федерации

1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное владение и (или) пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, в том числе в муниципальную собственность, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

3. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества субъекта Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.

Важное значение для формирования муниципальной собственности имеет разграничение имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями. По данным Минрегиона России, на 1 октября 2007 г. из федеральной собственности в муниципальную было передано 24 275 объектов имущества стоимостью 263,4 млрд руб.

Поскольку порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами был установлен только в конце 2005 г., муниципалитеты не смогли своевременно провести инвентаризацию и составить перечни передаваемого в собственность Российской Федерации и субъектов РФ имущества в соответствии с решаемыми ими вопросами местного значения, что привело к замедлению процесса разграничения муниципального имущества.

По данным мониторинга, проведенного Минрегионом России, на 1 октября 2007 г. все виды имущества разграничены между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями в 20 субъектах РФ, по отдельным видам имущества – в 48 субъектах РФ; в 12 субъектах РФ имущество между муниципальными образованиями не разграничено. При этом на 1 ноября 2007 г. имущество из собственности муниципальных районов передано лишь 6 604 вновь образованным городским и сельским поселениям (55% от общего числа вновь образованных поселений).

Полагаем, что завершить описанный процесс до 1 января 2009 г. достаточно проблематично. Следовательно, возникает вопрос о продлении сроков приватизации и отчуждения непрофильного муниципального имущества, тем более что в результате проведения массовой ускоренной приватизации объектов муниципальной собственности возможно снижение цен на приватизируемое имущество. Более равномерному ходу процесса способствовало бы продление срока отчуждения и приватизации имущества минимум на два года (до 1 января 2011 г.), в частности потому, что 2011 г. является последним годом второго цикла среднесрочного бюджетного планирования (на 2009 г. и на период до 2011 г.).

Вместе с тем можно согласиться с рядом специалистов, которые считают увеличение сроков приватизации и отчуждения непрофильного муниципального имущества нецелесооб­разным. Принятие данного предложения может потребовать продления переходного периода реализации Федерального закона № 131-ФЗ, так как после 1 января 2009 г. (даты окончания переходного периода) все муниципальные образования (поселения, муниципальные районы, городские округа) будут обязаны полностью исполнять установленные данным законом полномочия по решению вопросов местного значения, при этом не имея соответствующего ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ имущества или имея излишнее имущество.

В настоящее время при применении норм федерального законодательства, устанавливающих порядок разграничения имущества, возникает множество вопросов. В частности, не полностью разработана нормативно-правовая база для разграничения имущества. В результате в ряде случаев муниципальное имущество в соответствии с перечнями, подготовленными муниципальными образованиями, не принимается в федеральную собственность.

Порядок передачи органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований и порядок передачи муниципальной собственности установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

В связи с совершенствованием разграничения полномочий был вначале определен, а затем уточнен порядок перераспределения имущества между муниципальными образованиями. Так, изменения, внесенные Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ и вступившие в силу с октября 2007 г., предполагают, что разграничение имущества осуществляется не только в соответствии с законами субъектов РФ, но и на основании иных нормативных правовых актов субъектов РФ (которые являются также основанием для возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество), то есть включая нормативные правовые акты исполнительных органов власти субъектов РФ, принимаемые по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Вводится также новая правовая норма о том, что споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Разграничение имущества в соответствии с установленным порядком осуществляется не между всеми муниципальными образованиями, а лишь между вновь образованными. Однако анализ правоприменительной практики показывает необходимость урегулировать порядок и сроки разграничения муниципального имущества не только между вновь образованными муниципальными образованиями, но и между муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу гл. 12 Федерального закона № 131-ФЗ.

Поскольку у всех муниципальных образований должны иметься объекты собственности в соответствии с решаемыми вопросами местного значения, разграничение муниципального имущества должно предшествовать его перепрофилированию и отчуждению. При этом следует учитывать, что законы субъектов РФ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Практика показывает, что перечень передаваемого имущества согласуется не всегда, в особенности если такое имущество передается «сверху вниз» – от органов государственной власти органам местного самоуправления. Следует уточнить правовую норму об обязательном приеме в муниципальную собственность объектов имущества, например находящихся в ветхом или аварийном состоянии. Кроме того, важно определить регламент деятельности согласительных комиссий по передаче объектов собственности.

Серьезной задачей является разграничение единых имущественных комплексов в сфере здравоохранения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом между уровнями публичной власти, а также между поселениями, муниципальными районами и городскими округами. Правоприменительная практика показывает, что этому препятствуют отсутствие необходимой документации, разница в тарифах при предоставлении одной и той же услуги в соседних муниципальных образованиях, отсутствие конкретного порядка при передаче имущественных комплексов.

В действительности сохранение и восстановление существовавших ранее имущественных комплексов (особенно в сфере ЖКХ) проводится в масштабе муниципального района с использованием усредненных тарифов на услуги ЖКХ для всех расположенных на его территории поселений. Такой путь решения избрало большинство муниципальных образований России: Култаевское сельское поселение Пермского края, Гагаринский район Смоленской области, Московская область и т.д. В некоторых муниципалитетах, несмотря на недостаточную правовую урегулированность, новые имущественные комплексы создаются в форме межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения нескольких поселений.

Наряду с этим разграничение совместно используемого имущества в случае, если один объект (например, здание) используется одновременно несколькими публичными субъектами – Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями, – может осуществляться двумя путями:
Если имущество является делимым, то каждому из публичных субъектов передаются его части (например, изолированные помещения в здании). Если имущество является неделимым, то есть не может быть разделено в натуре без изменения своего целевого назначения и несоразмерного ущерба всему имуществу или не подлежит разделу в силу закона (например, имущественный комплекс предприятия или учреждения – больницы, школы и т.п., земельный участок под зданием, принадлежащим нескольким собственникам, и т.д.), оно должно поступить в общую долевую собственность использующих его публичных субъектов РФ. Поскольку какая-либо специальная методика расчета долевой собственности законом или иными актами не установлена, доли могут быть определены соглашением сторон. Если же достичь соглашения о размерах долей каждого из участников не удается, то в силу ст. 245 Гражданского кодекса РФ доли всех участников общей собственности должны признаваться равными.

В соответствии с Гражданским кодексом право собственности на имущество возникает только после его регистрации. На основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного закона (после 1 января 1998 г.). Следовательно, муниципальное имущество, соответствующее вышеназванной норме, подлежит государственной регистрации и последующему разграничению.

Однако согласно ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ в переходный период органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать имущество, находящееся на день вступления в силу гл. 12 Федерального закона в собственности Российской Федерации и собственности субъектов РФ, для решения вопросов местного значения до регистрации права собственности на него.

Процесс разграничения имущества в настоящее время идет медленно и связан со значительными трудностями. Важной задачей для муниципальных образований является проведение инвентаризации и учет объектов собственности. Учет всех видов имущества (недвижимого по всем категориям, движимого, ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, регламентирован постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Порядок учета муниципального имущества целесообразно установить по аналогии с названным порядком.

Основной целью организации учета объектов, находящихся в собственности муниципалитетов, являются обеспечение прозрачности информации об активах и результатах деятельности объектов собственности, регулярная оценка эффективности сохранения указанных объектов в муниципальной собственности, расширение доступа частных инвесторов на рынок муниципальной собственности. Для достижения указанной цели необходимо провести инвентаризацию имущества (в частности, в отношении организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципалитетам), разработать и принять положение о раскрытии информации о собственности муниципального образования, в том числе по отдельным объектам собственности, а также порядок оценки независимыми организациями рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

В некоторых муниципальных образованиях (Братск, Новосибирск, Андреевское сельское поселение Пермского края, Славянское городское поселение Приморского края и др.) инвентаризация недвижимого имущества и постановка его на учет с внесением в реестр завершены. Однако в большинстве муниципальных образований существуют проблемы, связанные с нехваткой в местных бюджетах средств для инвентаризации, недостаточным правовым регулированием учета имущества казны, отсутствием правоустанавливающих документов, в том числе на бесхозяйные объекты недвижимости. Кроме того, сумма государственной пошлины при регистрации права собственности на объекты недвижимости (например, 7,5 тыс. руб. за регистрацию права хозяйственного ведения для одного МУП) является весьма значительной. Так, ориентировочные затраты на паспортизацию объектов недвижимости в муниципальных образованиях Гагаринского района Смоленской области составляют 16 млн руб. При этом у большей части объектов недвижимости нет технической документации, для них не проводилась даже первичная инвентаризация.

В целях ускорения процесса разграничения имущества, а также повышения эффективности его использования целесообразно ввести упрощенный порядок оформления права муниципальной собственности на имущество, приобретенное муниципальными образованиями в ходе разграничения, с компенсацией затрат на его регистрацию за счет средств федерального бюджета. Кроме того, важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями.

  1. В ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ дополнить перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, видами имущества, необходимыми органам местного самоуправления для решения отдельных вопросов местного значения, в том числе в связи с невозможностью обеспечить предоставление населению общественных услуг частным бизнесом в отдельных отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований, а также в связи с наличием локальных (местных) монополий при условии реализации принципа эффективного использования данного имущества.
  2. Усовершенствовать процедуру разграничения собственности между поселениями, муниципальными районами и городскими округами, описанную в ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.:
    • отменить обязательную государственную регистрацию права муниципальной собственности в случае перераспределения между данными муниципальными образованиями объектов собственности, принадлежащих им в силу прямого указания закона, при отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих указанное право;
    • установить порядок и сроки разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями, не указанными в ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ (муниципальными образованиями, созданными до вступления в силу гл. 12 Федерального закона № 131).
  3. Установить особый порядок отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества, не соответствующего требованиям ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе в случае невыполнения органами местного самоуправления в добровольном порядке указанных требований.
  4. Урегулировать:
    • порядок учета и налогообложения имущества, поступающего в казну, в том числе в казну муниципального образования, единый порядок ведения реестров муниципальной собственности;
    • порядок и условия передачи в собственность муниципального образования в процессе безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями имущества бесхозяйного, непригодного для эксплуатации или требующего капитального ремонта, в том числе порядок возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества;
    • порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти в случае недостижения договоренностей между органами публичной власти о передаче или принятии в собственность соответствующего публично-правового образования отдельных объектов имущества, а также в случае перераспределения полномочий между уровнями публичной власти, поселениями, муниципальными районами и городскими округами;
    • срок, в течение которого объекты муниципального имущества должны использоваться органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в целях уточнения оснований для передачи объектов из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации или субъектов РФ;
    • срок рассмотрения органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ предложений органов местного самоуправления о передаче объектов имущества из собственности Российской Федерации и субъектов РФ в муниципальную собственность, а также предложений о перераспределении имущества между поселениями, муниципальными районами и городскими округами.

Наряду с этим полагаем, что не менее важно внести изменения в постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», включив в перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, предложения органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о передаче указанного имущества в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность.

Целесообразно также принять постановление Правительства РФ, определяющее перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в процессе его разграничения между поселениями, муниципальными районами и городскими округами.

Однако весь спектр проблем, возникающих при разграничении муниципального имущества, обозначенным кругом вопросов не исчерпывается. Очевидно, что процессы, связанные с формированием муниципальной собственности и совершенствованием управления ею, требуют дальнейшего изучения и законодательного регулирования. Необходимо ускорить их решение на основе достижения общественного согласия между органами публичной власти всех уровней и населением. При этом основными принципами следует считать необходимость повышения эффективности использования муниципального имущества и улучшение качества обслуживания населения.

1. Ведение реестров собственности субъекта Российской Федерации означает включение (внесение) в них объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение (удаление) из реестров собственности субъекта Российской Федерации при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета, в том числе при ликвидации (списании).

2. Ведение непосредственно банка данных Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации и баз данных специализированных реестров субъекта Российской Федерации осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений об объектах учета.

3. Каждый объект учета реестров собственности субъекта Российской Федерации должен быть описан в картах соответствующего реестра.

4. Внесение в реестры собственности субъекта Российской Федерации сведений об объектах учета, внесение изменений и дополнений в эти сведения, а также исключение этих сведений из реестров, осуществляются на основании правоустанавливающих документов или копий этих документов (далее - документы), оформленных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

5. В целях обеспечения достоверности предоставляемых государственными унитарными (казенными) предприятиями и государственными учреждениями субъекта Российской Федерации сведений об объектах собственности субъекта Российской Федерации, подлежащих включению в реестры собственности субъекта Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по ведению реестров собственности субъекта Российской Федерации вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации).

6. Внесение в реестры собственности субъекта Российской Федерации сведений об объекте учета, изменений и дополнений в них, а также исключение сведений из реестров собственности субъекта Российской Федерации осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня получения необходимых документов.

Сведения об объектах учета, исключенных из реестров собственности субъекта Российской Федерации, переносятся в архивную базу данных и хранятся в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

7. Карты реестров и другие документы, на основании которых ведутся реестры собственности субъекта Российской Федерации, хранятся в архиве государственного органа, уполномоченного на ведение каждого вида реестра собственности субъекта Российской Федерации.

8. Идентификация объекта учета в реестрах собственности субъекта Российской Федерации осуществляется по специально присваиваемому данному объекту реестровому номеру.

9. Реестры собственности субъекта Российской Федерации ведутся на электронных носителях информации. При этом обеспечивается вывод сведений, содержащихся в реестрах собственности субъекта Российской Федерации, на бумажные носители информации.

10. Исправление ошибок в реестрах собственности субъекта Российской Федерации должно быть обосновано и производиться с письменного разрешения руководителя уполномоченного государственного органа или лица, исполняющего его обязанности, в течение трех рабочих дней со дня обнаружения ошибки.

11. За внесение в реестры собственности субъекта Российской Федерации сведений об объектах учета, изменений и дополнений в них, а также за исключение сведений из реестра плата не взимается.

12. Органы, осуществляющие специализированный учет объектов собственности субъекта Российской Федерации, обязаны в соответствии с порядком, установленным законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, представлять все сведения из документов специализированного учета, необходимые для ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации и обеспечения единства методологии и организации процесса учета наличия и движения имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: