Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в арбитражном суде какой бюджет

Обновлено: 26.11.2022

Госпошлина — проводки в бухучете по отражению операций с ее участием мы разберем в статье — является федеральным сбором. Вы узнаете о том, какие бывают виды госпошлин и от чего зависит тот или иной способ их фиксации в бухгалтерском учете.

Нюансы бухгалтерского учета госпошлины в 2020-2021 годах

Госпошлина, согласно ст. 13 НК РФ, признается сбором федерального уровня. В последнее время в эту сферу корректив не вносилось, поэтому в 2020-2021 годах, как и прежде, для отражения учетных записей по ее начислению и уплате используют сч. 68 (субсч. «Государственная пошлина»).

При этом вид корреспондирующего счета при начислении госпошлины зависит от ее типа. Госпошлина может уплачиваться в связи:

  • с приобретением некоторых имущественных объектов;
  • осуществлением хозопераций по основной деятельности компании;
  • осуществлением операций, не имеющих отношения к ее основной деятельности;
  • участием фирмы в судебных разбирательствах.

Рассмотрим, как ведется учет госпошлины и какими проводками необходимо зафиксировать операцию по начислению соответствующих сумм в перечисленных ситуациях.

Жажда знаний не даёт покоя? Пройдите курс повышения квалификации «Актуальные изменения в работе бухгалтера - 2022».

Вы получите только нужную информацию, которая пригодится в работе бухгалтера.

По окончании курса у вас будет удостоверение о повышении квалификации на 120 ак.часов, которое будет указано в государственном реестре ФИС ФРДО Рособрнадзора и целых 40 часов ИПБР.

Здесь вы можете записаться!

Начислена госпошлина при покупке имущества: какой счет бухгалтерского учета используется

Госпошлина, уплачиваемая при приобретении (создании) имущественных объектов, относится на увеличение их фактической стоимости (п. 8 ПБУ 14/2007, п. 8 ПБУ 6/01):

Такие записи будут использоваться, например, при уплате госпошлины в связи с регистрацией приобретенного объекта основных средств.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки по операциям, связанным с основной деятельностью

В случае уплаты госпошлины за те или иные действия, необходимые для осуществления текущей работы предприятия, ее сумма относится на расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99). Бухучет госпошлины будет строиться таким образом, чтобы при этом в дебете записи по начислению госпошлины стоял один из затратных счетов:

Примеры подобных расходов:

  • заверение рабочей документации фирмы и ее копий;
  • регистрация договоров;
  • заверение подписей сотрудников, корректности перевода с одного языка на другой и т. д.

Некоторые нюансы возникают при отражении в бухгалтерском учете госпошлины, внесенной за лицензии, получаемые на определенный временной промежуток, как правило, на несколько месяцев (например, лицензии на розничную продажу алкоголя). На сегодняшний день есть несколько вариантов учета такой госпошлины:

  1. Ее сумма может быть списана в расходы единовременно (письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 03-03-06/1/12248).
  2. Существует также мнение, что подобные затраты должны быть предварительно учтены в расходах будущего периода, а уже затем они списываются на издержки (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5).

Тогда в проводках по госпошлине за выдачу лицензии будут использоваться следующие записи:

  • Дт 97 Кт 68/госпошлина — начислена госпошлина;
  • Дт 44 Кт 97 — часть госпошлины отнесена на расходы.

Последняя проводка будет делаться в соответствии с порядком, применяемым фирмой для учета расходов будущих периодов, до полного списания госпошлины на издержки.

Есть также позиция, что такие лицензии образуют НМА (п. 3 ПБУ 14/2007, пп. 4, 9, 17 IAS 38). В этом случае сумма госпошлины будет списана на издержки в качестве амортизации:

  • Дт 08 Кт 60, 76 — отнесена сумма госпошлины за лицензию в стоимость НМА;
  • Дт 04 Кт 08 — оприходована лицензия;
  • Дт 44 Кт 05 — начислена амортизация.

По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют (п. 23 ПБУ 14/2007).

Стоит понимать, что каждый из перечисленных способов организации бухгалтерских проводок для госпошлины имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, выбранный метод учета подобных расходов необходимо закрепить в учетной политике фирмы.

Бухучет госпошлины по операциям, не связанным с основной деятельностью

Госпошлина за осуществление действий, не относящихся к основной деятельности фирмы, должна быть отнесена на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99):

Такая проводка найдет применение, в частности, при начислении госпошлины, уплачиваемой при отчуждении некоторых видов активов (п. 11 ПБУ 10/99).

Аналогично учитывается госпошлина, уплаченная за участие в судебном процессе.

Плата, взимаемая частными нотариусами: отражение в бухгалтерском учете

Согласно ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-I госпошлиной может считаться плата за услуги только тех нотариусов, которые работают в госконторах. Частные же нотариусы взимают не госпошлину, а тариф. Таким образом, для учета нотариальных услуг частников сч. 68 использоваться не может, а начисление госпошлины в этом случае будет выглядеть так:

Начисление и оплата госпошлины: проводки

В записях по оплате госпошлины в проводках используется корреспонденция сч. 51 и 68:

Однако на практике часто встречаются ситуации, когда госпошлина уплачивается не с расчетного счета фирмы, а наличными через ее представителя. Правомерны ли такие действия? Ответ на этот вопрос нам дает письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-05-04-03/43, в котором чиновники подтвердили правомочность подобных действий. При этом, уплачивая госпошлину, к платежной квитанции необходимо приложить документы, подтверждающие принадлежность уплаченных средств фирме, совершающей действие, за которое взимается госпошлина. Это может быть доверенность на представителя, копии учредительных документов, расходный ордер о выдаче представителю наличности для уплаты госпошлины.

Бухгалтерские проводки по уплате госпошлины в этом случае будут иметь следующий вид:

  • Дт 71 Кт 50 — выдана наличность под отчет представителю;
  • Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 71 — отражена сумма уплаченной госпошлины.

Возмещение госпошлины по решению суда: проводки

Госпошлина может быть не только уплаченной, но и полученной компанией в составе судебных издержек. Согласно ст. 110 АПК РФ и ст. 98 ГПК РФ все судебные издержки взыскиваются с проигравшей стороны. А поскольку госпошлина — часть судебных издержек, то фирма, уплатившая ее при подаче иска в суд (и выигравшая дело), может с полным правом рассчитывать на ее возмещение проигравшей стороной.

При этом для госпошлины, подлежащей получению по решению суда, проводки в бухучете будут выглядеть так:

  • Дт 76 Кт 91.1 — госпошлина к возмещению по решению суда;
  • Дт 51 Кт 76 — поступило возмещение госпошлины.

Как отражается госпошлина в налоговом учете

Все виды госпошлины в налоговом учете входят в категорию прочих расходов. Причем отражать ее следует на момент начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ). Для разных обстоятельств этот момент может приходиться или на дату уплаты, или на дату оформления регистрационных документов и пр.

Так, при регистрации каких-либо действий госпошлина уплачивается заранее, однако в расходы ее следует включать только после приема регистрационных документов уполномоченным органом. А вот при оплате госпошлины при лицензировании она учитывается в момент начисления (письмо ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400). Если же госпошлина обусловлена покупкой внеоборотных активов, то сумма госпошлины войдет в первоначальную стоимость объектов, при условии что она внесена до их приобретения. Если после, то в категорию прочих расходов.

Итоги

Проводка в бухучете госпошлины имеет многочисленные особенности. Госпошлина может быть отнесена на расходы по основной деятельности, прочие расходы или на увеличение стоимости актива.

При списании госпошлины проводки ведутся с использованием затратных счетов в корреспонденции со сч. 68, к которому открывается соответствующий субсчет. Плата за совершение юридически значимых действий, взимаемая частными нотариусами, госпошлиной не является, поэтому при проведении в бухучете подобных хозопераций сч. 68 не используется.

Подборка наиболее важных документов по запросу В какой бюджет зачисляется госпошлина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: В какой бюджет зачисляется госпошлина

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 333.22 "Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ "Довод апелляционной жалобы о неправомерном взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины подлежит отклонению, так как основан на неверном толковании статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что размер государственной пошлины может быть уменьшен судом только в случае, если государственная пошлина в федеральный бюджет еще не уплачена. После зачисления государственной пошлины в бюджет, указанные денежные средства становятся судебными расходами, которые подлежат распределению между сторонами, при принятии окончательного судебного акта по существу иска, В связи с чем уплаченная сумма государственной пошлины включается в состав судебных расходов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 333.16 "Государственная пошлина" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ "В части распределения понесенных при подаче иска расходов истца, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, поскольку в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44, статей 333.16, 333.17 НК РФ, пункта 21 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", статей 101, 110 АПК РФ после зачисления государственной пошлины в бюджет, указанные средства становятся судебными расходами, освобождение от распределения которых ответчика как государственного органа, в зависимости от результата рассмотрения дела, не предусмотрено."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: В какой бюджет зачисляется госпошлина

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как уменьшить госпошлину или получить отсрочку по ее уплате?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) По общему правилу отсрочка (рассрочка) по уплате госпошлины может быть предоставлена на срок не более года, если иное не предусмотрено НК РФ. Получить отсрочку (рассрочку) на больший срок, но не более трех лет можно только по части госпошлины, зачисляемой в федеральный бюджет. При обращении в суд вопрос об отсрочке (рассрочке) подлежащей уплате госпошлины решается Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции или мировыми судьями по рассматриваемым ими делам исходя из имущественного положения плательщика (абз. 3 п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 64; п. 2 ст. 333.20, п. 1 ст. 333.41 НК РФ; ст. 90 ГПК РФ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Типичные ошибки в судебных актах по гражданским делам
(Коцубин Ю.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2018, N 5) В соответствии с п. 2 ст. 8 и ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к федеральному сбору, однако в силу п. 2 ст. 12 НК РФ это означает лишь то, что государственная пошлина как сбор установлена федеральным законом и обязательна к уплате на всей территории Российской Федерации. При этом отнесение госпошлины к федеральному сбору вовсе не означает, что она подлежит зачислению в федеральный бюджет. В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в ст. 56, ст. 61, ст. 61.1 и ст. 61.2 БК РФ. Согласно п. 2 ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины только по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Нормативные акты: В какой бюджет зачисляется госпошлина

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение) В соответствии с порядком, установленным ст. 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, за исключением случаев уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, которая зачисляется в доход федерального бюджета.

Ссылки на реквизиты для уплаты государственной пошлины даны в ознакомительных целях, перед использованием требуется дополнительная проверка их актуальности.

I. Размеры госпошлины при обращении в арбитражные суды РФ и ВС РФ

(по делам, рассматриваемым в соответствии с АПК РФ)

1. Подача искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

- до 100 000 рублей - 4% цены иска, но не менее 2 000 рублей;

- от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей + 3% суммы, превышающей 100 000 рублей;

- от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей + 2% суммы, превышающей 200 000 рублей;

- от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей + 1% суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

- свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей + 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей.

2. Подача заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

- для физических лиц - 300 рублей;

3. Подача искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 6 000 рублей;

4. Подача иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 6 000 рублей;

5. Подача заявления о выдаче судебного приказа - 50 % размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера, установленной пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ;

6. Подача заявления об обеспечении иска - 3 000 рублей;

7. Подача апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

8. Подача кассационной жалобы на судебный приказ - 3000 рублей;

9. Подача надзорной жалобы - 6000 рублей;

10. Подача заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):

- для физических лиц - 300 рублей;

11. Подача заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 3 000 рублей.

Обращаем внимание, что оформить квитанцию для оплаты госпошлины можно на официальных сайтах арбитражных судов.

Размеры иных государственных пошлин по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с АПК РФ, арбитражными судами, см. ст. 333.21 НК РФ.

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в пункт 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г.

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 99-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 99-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 5 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 600 рублей;

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 19-ФЗ пункт 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 4 500 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 7 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 2 000 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8) при подаче заявления по делам особого производства - 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) не применяется с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 11 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 2 250 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 12 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 300 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 13 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 250 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 14 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 15 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц - 300 рублей;

для организаций - 6 000 рублей;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 16 с 28 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 491-ФЗ

16) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении - 300 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в арбитражном апелляционном суде составляет 3000 рублей (пп. 4, 12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

Реквизиты для уплаты государственной пошлины (Выданы ИФНС России №13 по городу Москве Письмо от 25 января 2021 г. №20-21/01560)

  • Для юридических лиц: Образец заполнения бланка платежного поручения на оплату государственной пошлины юридическими лицами
  • Для физических лиц: Образец заполнения Извещения на уплату государственной пошлины физическими лицами через отделения Сберегательного банка России
  • Внесение сторонами денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек
  • КБК 182 1 08 01000 01 1050 110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах уплачиваемая при обращении в суды)
  • КБК 182 1 08 01000 01 1060 110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу)

Государственная пошлина в арбитражных судах взимается при подаче:

1) исковых заявлений, под которыми понимается:

  • первоначальный и встречный иск;
  • правопреемство (правопреемник занимает место истца и платит государственную пошлину, если она не была уплачена);
  • выделение одного или нескольких исков из соединенных требований в отдельное производство (государственная пошлина не пересчитывается);
  • повторно поданный иск, который ранее был оставлен без рассмотрения (снова уплачивается государственная пошлина);

2) иных заявлений:

  • заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами);
  • заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора;
  • заявлений о выдаче исполнительного листа на решения третейского суда;
  • заявлений об обеспечении иска;
  • заявлений об отмене решения третейского суда;
  • заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения;

3) апелляционных жалоб;

4) кассационных жалоб;

5) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания).

Размеры и сроки уплаты государственной пошлины

Срок уплаты государственной пошлины, по общему правилу, определен на момент обращения в арбитражный суд, то есть до подачи искового заявления, заявления, жалобы (п.п. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, установлены ст. 333.21 НК РФ.

При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Цена иска, если иск подлежит оценке, определяется истцом на момент подачи иска. В случае неправильного указания цены иска ее определяет арбитражный суд. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.

При отсутствии добровольной уплаты государственной пошлины арбитражный суд со дня вступления судебного акта в законную силу выдает исполнительный лист на ее взыскание.

По имущественным спорам для определения размера государственной пошлины необходимо определить цену иска.

Часть 2 ст. 103 АПК РФ приводит перечень требований, по которым не определяется цена иска, поскольку эти требования относятся к признанию права. В частности, к таким требованиям относятся: о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения. В этих случаях государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

Формы уплаты государственной пошлины

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Доказательством уплаты плательщиком государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, в котором в соответствии с п. 3.8 ч. 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено Центральным банком РФ 03.10.2002 №2-П) указывается дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа) - в поле «Списание со счета плательщика», проставляется штамп банка и подпись ответственного исполнителя - в поле «Отметка банка».

Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины

Арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года. После истечения срока, предоставленного в качестве отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, и при неуплате госпошлины арбитражный суд выдает исполнительный лист на взыскание государственной пошлины с плательщика. Исполнительный лист направляется в налоговый орган. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка. При этом ходатайство может быть изложено как отдельно, так и в исковом заявлении (заявлении), апелляционной жалобе. До обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной жалобой ходатайство о рассрочке, отсрочке уплаты государственной пошлины арбитражным судом не принимается.

К ходатайству должны быть приложены доказательства, подтверждающие невозможность уплаты государственной пошлины в установленных законом размерах, а именно:

  • подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны);
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.
  • Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

В суде апелляционной инстанции в случае отклонения судом ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины апелляционная жалоба подлежит возвращению на основании ч.1 ст.264 АПК РФ.

Льготы при обращении в арбитражные суды (предусмотрены ст. 333.37 НК РФ).

Как следует из Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий в отношении дел, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. В частности, к ним относятся дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.

Механизм возврата или зачета государственной пошлины

1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в следующих случаях:.

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законом,

2) возвращения судом заявления, искового заявления или отказа в их принятии судом.

Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражным судом.

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от своих требований до обращения с заявлением, исковым заявлением в суд. В этом случае возврат госпошлины производится на основании письменного заявления плательщика госпошлины и приложением документальных доказательств отказа от своих требований до момента поступления заявления либо искового заявления в суд.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.

Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: