Где в библии написано про суд божий
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 12.09.2024
В Библии слово «суд» встречается 186 раз.
но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лицо Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицом Господним.
между тем Египтяне хоронили всех первенцев, которых поразил у них Господь, и над богами их Господь совершил суд.
и будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд.
не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.
Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят;
Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам;
пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал.
она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд.
И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: «из такого-то колена Израилева раб твой»,
Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.
тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его.
Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
тогда Ты услышь с неба и соверши суд над рабами Твоими, воздай виновному, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его.
Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Свой в царя у Господа, Бога твоего. По любви Бога твоего к Израилю, чтоб утвердить его навеки, Он поставил тебя царем над ним — творить суд и правду.
и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда.
Когда совершал Ииуй суд над домом Ахава, тогда он нашел князей Иудийских и сыновей братьев Охозии, служивших Охозии, и умертвил их.
Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа, Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд,
Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу».
все, служащие при царе, и народы в областях царских знают, что всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд — смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив. А я не звана к царю вот уже тридцать дней.
Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, —
Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах;
И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд».
Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.
Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей.
Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот, тьма, — озарения, и ходим во мраке.
И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.
Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,
Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.
дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит.
Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.
Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.
Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Емаф, где он произнес суд над ним.
посему так говорит Господь Бог: вот и Я против тебя, Я Сам, и произведу среди тебя суд перед глазами язычников.
За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам.
И будешь посмеянием и поруганием, примером и ужасом у народов, которые вокруг тебя, когда Я произведу над тобою суд во гневе и ярости, и в яростных казнях; — Я, Господь, изрек сие; —
Сожгут домы твои огнем и совершат над тобою суд перед глазами многих жен; и положу конец блуду твоему, и не будешь уже давать подарков.
в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный,
И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою.
И придут на тебя с оружием, с конями и колесницами и с множеством народа, и обступят тебя кругом в латах, со щитами и в шлемах, и отдам им тебя на суд, и будут судить тебя своим судом.
и скажи: вот, Я — на тебя, Сидон, и прославлюсь среди тебя, и узнают, что Я — Господь, когда произведу суд над ним и явлю в нем святость Мою;
тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я — Господь Бог их.
А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду,
Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив.
И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу на них.
Так говорит Господь Бог: довольно вам, князья Израилевы! отложите обиды и угнетения и творите суд и правду, перестаньте вытеснять народ Мой из владения его, говорит Господь Бог.
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле.
Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе.
Говорят слова пустые, клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля.
Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.
Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь;
Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется.
От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный.
Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда.
так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему;
«Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
«Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте».
Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;
стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.
Воспылав гневом, он думал выместить на Иудеях зло обративших его в бегство; поэтому приказал правящему колесницею непрестанно погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним. Ибо он сказал с высокомерием: кладбищем для Иудеев сделаю Иерусалим, когда приду туда.
Но когда боли нисколько не умалялись, ибо пришел уже на него праведный суд Божий, он, отчаиваясь в себе, написал к Иудеям письмо, имевшее значение мольбы, следующего содержания:
и вслух вельмож и сыновей царских, и вслух старейшин, и вслух всего народа, от малого до большого, всех живших в Вавилоне при реке Суд.
Отвечал я и сказал: не мог ли бы Ты соединить воедино как тех, которые сотворены были прежде, так и тех, которые существуют и которые будут, дабы скорее объявить им суд Твой?
чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя.
Ибо по смерти настанет суд, когда мы оживем; и тогда имена праведных будут объявлены и показаны дела нечестивых.
Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.
Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных.
Слова содержащие «суд»
Сколько раз в Библии встречается слово «суд»? Ответ — 186 раз.
Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставите на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Вот что рассказал Иисус Христос ученикам о Своем пришествии судить людей и о самом суде. Когда придет Сын Человеческий в Своей славе и с Ним все святые ангелы, тогда сядет Он на Свой царский престол, и соберутся перед Ним все люди. Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов. Овец (то есть добрых людей) поставит с правой стороны, а козлов (упрямых, нераскаявшихся грешников) – с левой. Тогда Царь скажет тем, кто стоит у Него по правую сторону: «Придите, благословенные Отцом Моим, наследуйте царство небесное, уготованное для вас от создания мира. (Помните, Бог сотворил Небо для ангелов. Там будут все святые). Потому что, когда Я был голоден, вы дали Мне есть, когда хотел пить, вы напоили Меня, был странником – вы пустили Меня к себе, был нагим – вы одели Меня, когда был болен, вы посетили Меня, был в темнице – вы пришли ко Мне». Тогда праведники ответят Ему: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим (голодным) и накормили? Когда мы видели Тебя жаждущим и напоили? Когда видели мы Тебя странствующим и приняли? Когда Ты был нагим, а мы Тебя одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и посетили?» На это Иисус Христос ответит: «Истинно говорю вам: если вы сделали это хотя бы для одного из Моих меньших братьев, то сделали для Меня». Затем Он обратится к стоящим по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный дьяволу и его ангелам, потому что, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть, хотел пить – вы не напоили Меня, был нагим – вы не одели Меня, Я был болен, в темнице – не посетили Меня». Они тогда скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным, жаждущим, странником, нагим или в темнице и не послужили Тебе?» «Истинно говорю вам: если вы не сделали это ни для одного из этих меньших, то не сделали и для Меня». И отправятся они на мук вечные, а праведники – в вечную жизнь.
Дети! Подавайте нищим, помогайте бедным, жалейте несчастных, привечайте больных и странников. Вашу копеечку, ваш кусок хлеба, которые вы подаете нищим, вашу ласку несчастным, вашу помощь нуждающимся принимает Сам Христос. Не нищему вы подаете милостыню и оказываете помощь, а Самому Иисусу Христу, Который за это наградит вас.
Если бы к вам обратился за помощью или попросил милостыню Сам Иисус Христос, вы, разумеется, не отказали бы Ему. Почему же вы тогда иногда не помогаете бедным и больным и гоните от себя нищих? Ведь вы отказываете Самому Иисусу Христу, ведь вы Его от себя гоните.
Так проводил Страстную неделю Господь наш Иисус Христос. Днем Он учил людей в храме, а по ночам уходил из Иерусалима в Вифанию или на Масличную гору возле Иерусалима. Во вторник вечером Иисус Христос прямо сказал Своим ученикам: «Через два дня, в день Пасхи, Сын Человеческий будет распят».
Для того чтобы понять шестую главу, прежде нужно ответить на пять важных вопросов.
Первый вопрос: События, которые разворачиваются перед нами при снятии первой печати, уже произошли или должны будут произойти в будущем? ХОТЯ многие богословы пытались приурочить их к прошлому (Введение), имеются серьезные основания полагать, что откровение было дано Иоанну относительно будущих событий.
Прежде всего, видения, возникающие в 4 и 5 главах, предваряются в 4:1 словами: «после сего», т. е. они последовали за обращением Господа к семи церквам, позднее его; в нем же, как явствует из 1:19, отражено то, «что есть» («сейчас», в дни Иоанна), в отличие от того, «что будет после сего». Поскольку в 5:1 книга еще «запечатана», ясно, что печати будут сняты с нее в какое-то время после того, что открывается нам в 5 главе.
Все попытки приурочить «снятие печатей» к событиям, совершавшимся в прошлом, успехом не увенчались; Они не привели к сколько-нибудь согласованному толкованию одних и тех же мест хотя бы двумя комментаторами. Да и не находим мы в истории ничего, что соответствовало бы событиям, описываемым в книге Откровения. Вывод отсюда один: события эти произойдут в будущем.
Второй вопрос: Существует ли какая-нибудь взаимосвязь между снятием печатей и восхищением Церкви? В послании фиатирской церкви о восхищении говорится как о будущем событии (2:25,28). Подразумевается оно как то, что произойдет в будущем, и в послании филадельфийской церкви (3:10−11). Однако, начиная с 6 главы, мы не находим более ничего, что имело бы отношение к церквам или к восхищению Церкви, как описывается оно в знакомых нам местах, например, в 1Кор 15:51−58 и в 1Фес 4:13−18. Поскольку в главах 6−18 тема Церкви и восхищение ее не возникает, многие приходят к выводу, что оно уже произошло — прежде того, что описано в главе 4, и, значит, до наступления времени великой скорби.
Третий вопрос: Как соотносятся «семь печатей» с тем, что написано в Дан 9:27? Судьба Израиля, получающая «завершение» в 70-ую седьмину Даниила, становится понятнее при сопоставлении сказанного пророком с тем, что описывается в Откровении Иоанна. Опять-таки, некоторые богословы пытались «найти» в прошлом исполнение пророчества Даниила в 9:27, но безуспешно; правомочнее, по-видимому, рассматривать последние семь лет как некий финальный период, предваряющий второе пришествие Христа и, следовательно, относящийся к грядущим временам.
Четвертый вопрос: Говорится ли в Откровении о полных семи годах, предсказываемых Даниилом в 9:27, или только о второй половине этого семилетия, т. е. о тех трех с половиной годах, о которых часто говорят как о времени «великой скорби»? (Иер 30:7; Дан 12:1; Мф 24:21). Поскольку в Откр 7:14 о «великой скорби» сказано вполне определенно, и тот же период времени назван в 6:17 «великим днем гнева Его», представляется, что написанное в Дан 9:27 тождественно событиям, о которых читаем в Откровении.
Большинство богословов считает, что события, о которых говорится, начиная с шестой главы, будут происходить на протяжении всего семилетия. Однако в самой книге Откровения нигде не сказано о семи годах, но повторяется о трех с половиной, или о 42 месяцах (11:2; 13:5). Так как происходящее в шестой и последующих главах, по-видимому, соответствует событиям в дни великой скорби, а не в мирное время первой половины семилетия (1Фес 5:3), напрашивается вывод, что страшные эти катаклизмы придутся, следуя один за другим, на последние три с половиной года перед возвращением Христа на землю. При этом события, «вызванные» снятием четвертой и далее печатей, будут беспрецедентно жуткими.
Пятый вопрос: Как связаны между собой проповедь Христа о последнем времени (Мф 24−25) и события, представленные в Откровении?
Дуайт Пентекост утверждает, что порядок событий в Откровении и в Евангелии от Матфея поразительно совпадает:
а) война (Мф 24:6−7; Откр 6:3−4);
б) голод (Мф 24:7; Откр 6:5−6);
в) смерть (Мф 24:7−9; Откр 6:7−8);
г) мученичество за проповедь слова Божия (Мф 24:9−10,16−22; Откр 6:9−11);
д) «помрачение» солнца и луны и падение звезд с неба (Мф 24:29; Откр 6:12−14);
е) Божии суды (Мф 24:32 — 25:26; Откр 6:15−17).
Следует уяснить себе, что события, о которых рассказывается в Откровении, прежде были описаны пророками древности; это поможет нам в толковании символических образов Иоаннова видения. Все свидетельствует о том, что апостол повествует о последнем периоде человеческой истории (вероятно, о завершающих ее трех с половиной годах), кульминацией которого станут второе пришествие Христа и установление Им на земле царства Его.
Откр 6:1−2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей… Тут же Иоанн услышал громкий голос одного из животных: иди и смотри (по гречески это скорее звучит как: «пусть идет, да совершится то, чему быть надлежит, а ты (Иоанн) смотри»). Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец («стефанос»); и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
Поскольку в Откр 19:11 Христос, грядущий на землю вторично, изображен как Едущий на белом коне, некоторые склонны думать, что и здесь, в 6:2, речь идет о Христе, тем более, что белый конь — это символ победы. Действительно, римские полководцы, одержавшие победу на поле боя, въезжали в столицу на белом коне, а за ними шли враги, взятые в плен.
Но с точки зрения хронологии событий такое понимание не выдерживает критики. Ведь Христос должен прийти на землю как Победитель не в начале времени великой скорби, а в конце его. Кроме того: всадники, появляющиеся вслед за тем на других конях, вполне очевидно, несут на землю разрушение и суды Божьи, которые предваряют второе пришествие Христа.
Более правильным представляется такое толкование: всадник на белом коне — это будущий правитель мира, называемый порой антихристом, хотя в Откровении это название не употребляется. Вполне вероятно, что это тот самый «вождь народа», о котором упоминает пророк Даниил в 9:26. Примечательно, что этот правитель имеет лук, но без стрел — указание на то, что возглавленное им мировое правительство придет к власти не в результате войны (в этой связи ком на 13:4).
Будущее это правительство начнет свою деятельность в мирной обстановке, которая скоро, однако, сменится разрушением и гибелью (1Фес 5:3). В целом печати, трубы и чаши гнева Божия свидетельствуют о страшных судах Божиих, грядущих на мир при конце его; кульминацией этого периода явится второе пришествие Христа.
3. ТРЕТЬЯ ПЕЧАТЬ (6:5−6)
Откр 6:5−6. По снятии третьей печати появляется всадник на вороном коне, и в руке у всадника весы (в русской Библии — мера). Голос, который слышит при этом Иоанн, раздается посреди животных, т. е. он, по всей вероятности, исходил от Сидящего на престоле. Сказанное Им может быть передано так: «Малая мера пшеницы за дневную плату труженика (серебряный римский динарий, равный примерно 10 копейкам, составлял в дни Иоанна обычную плату поденщика), и (точнее» — или) «трижды столько ячменя за дневную плату». Это — свидетельство о наступивших великой нужде и голоде, символом которых является вороной конь (черный цвет — цвет скорби и нищеты).
Исходя из того, что вино — символ крови Христовой, а елей — символ благодати, вторая часть фразы — относительно «вина и елея» — может быть понята в духовном смысле — как указание на то, что и в годину великой скорби не будут повреждены, а, значит, продолжат свое действие факторы спасающей Крови и благодати. Подтверждение этому находим в «пришедших на небо от великой скорби» (Откр 7:14).
4. ЧЕТВЕРТАЯ ПЕЧАТЬ (6:7−8)
Откр 6:7−8. Конь бледный появляется по снятии четвертой печати. Словом «бледный» передано греческое слово «бледнозеленый»; цвет четвертого коня как бы «трупный», и имя его всаднику — смерть; и ад следовал за ним, пишет апостол, подразумевая, возможно, злые силы преисподней. Перед нами страшная картина последствий войны, голода, массовой гибели. Когда свирепствуют война и голод, людей начинают косить и заразные болезни; в видении Иоанна смерть им несут и дикие звери. Если выражение четвертая часть земли понимать буквально, то при сегодняшних цифрах земного населения с началом великой скорби погибнет приблизительно миллиард человек.
Те события, которые символизируются первыми четырьмя печатями, могут рассматриваться как соответствующие беспрецедентному периоду великой скорби в целом (сравните Иер 30:7; Дан 12:1; Мф 24:21−22).
5. ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ (6:9−11)
Откр 6:9. После снятия пятой печати Иоанну вновь предстает видение неба; его внимание привлечено к душам, находящимся под жертвенником (или у подножия жертвенника; в этой связи Исх 29:12; Лев 4:7). Это души христианских мучеников, как бы принесенные в жертву; подробнее о них говорится в главе 7. Здесь о них сказано, что они были убиты за слово Божие и за свидетельство, с которым они бесстрашно шли к людям.
Откр 6:10−11. И возопила она громким голосом, говоря: доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле, за кровь нашу? В ответ каждому из них даны была одежды белые — в знак их праведности; им было сказано, что время великой скорби все еще продолжается и что последний суд Божий над людскими злодеяниями не может начаться, пока число замученных, подобно им, праведников не достигнет известного Богу и Им определенного предела. Этот суд, как и освобождение праведных, состоятся во второе пришествие Христа на землю.
6. ШЕСТАЯ ПЕЧАТЬ (6:12−17)
Откр 6:12−14. В момент снятия шестой печати произошло сильное землетрясение. Но еще более страшным было одновременное изменение неба: солнце на нем стало мрачно, как власяница (т. е. одежда из черной шерсти), и луна сделалась, как кровь, и звезды небесные пали на землю, подобно незрелым плодам смоковницы, сотрясаемой сильным ветром.
Видимо, в следующие мгновения небо скрылось, свившись, как свиток. И по причине упомянутого страшного землетрясения всякая гора и остров двинулись с мест своих. Но и это еще не было концом событий, потому что еще одна печать оставалась неснятой. Она ознаменует нарастание событий все более ужасных — по мере того, как будет близиться возвращение на землю Христа.
Многие богословы пытались толковать стихи 12−14 иносказательно, но, думается, правильнее понимать их соответственно написанному. Речь тут может идти о катастрофических изменениях на солнце, которое почти перестанет освещать землю (как и луна, отражающая солнечный свет); о массовом падении астероидов, метеоритов и т. п.
Суды «труб и чаш», о которых речь в Откровении пойдет позднее, тоже предполагают величайшие потрясения в небесах и на земле перед вторым пришествием Христа.
Откр 6:15−17. Беспредельный страх в неверующих всех социальных слоев вызовут эти суды Божии. Люди будут молить горы и скалы: Падите на нас и сокройте нас от Божьего гнева. Смерть станет для них желанной. Проявления гнева триединого Бога — невыносимыми. Это будет самый драматический период во всей человеческой истории.
В целом глава 6 относится к наиболее важным главам книги Откровения, к ее «осевым» главам. В ней раскрывается действие первых шести печатей и «подготавливается» вступление в действие седьмой — которой, в свою очередь, «вводятся» в видение Иоанна семь труб и семь чаш гнева Божия; о них речь пойдет в главах 8−9,16.
Содержанием шестой главы перечеркиваются лжеучения относительно того, что Бог, будучи Богом любви, не может обрушить гневные Свои суды на наш грешный мир. Этой главой ставится также важный вопрос, сформулированный в ее заключительных словах: Кто может устоять? (6:17). Ответ очевиден: Только те, кто вручили себя милости Божией до начала Его судов, смогут устоять в процессе их. Об этих людях, которые будут спасены в дни великой скорби, будет говориться в следующей главе.
Что такое Страшный суд, частично знает всякий человек. Даже если он не читал Евангелие, не слышал христианской проповеди и вообще не имеет веры. Знает, потому что у всех людей есть совесть. Еще до того, как откроются судебные книги и Судья Нелицемерный произнесет Свое определение о нашей вечной участи, еще в настоящей земной жизни нас судит строгий голос совести. Так же, как и Небесный Судья, этот обвинитель неподкупен и справедлив, потому что совесть – Vox Dei, глас Божий в человеке. Она и осуществляет малую репетицию последнего дня Господнего, вызывая щемящее чувство вины и стыда еще до окончательного осуждения наших беззаконий.
Впрочем, земное бытие оставляет нам право не слушаться этого свидетельства и поступать, как мы хотим; но внутренний голос совести все равно не устанет обличать до конца дней, напоминая о нашей неправоте. Об этом написал апостол Павел в послании к Римлянам. Рассуждая о язычниках, Павел отмечает: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2,15). Конечно же, к христианам это относится точно так же, как и к язычникам, потому что закон благодати не отменяет закона совести.
Апостольские слова позволяют представить интересную картину. На сердцах всех людей, как на неких скрижалях, написан божественный закон совести, который возвышает свой голос независимо от нашего желания. Причем в душе всякого человека, как верующего, так и неверующего, постоянно заседает некий внутренний парламент. Помимо голоса совести, слышатся другие речи и высказывания – наших хотений, чувств, ума, воли. Докладчики сменяют друг друга, обговариваются те или иные «законопроекты», выносятся какие-то решения. Голос совести можно уподобить речи верховного правителя – президента. Его мнение преобладает над шумом заседания. Но в противовес правителю выступает оппозиция, в которой можно угадать нашептывания врага рода человеческого. Подвергать сомнению указы президента есть его древнейшее занятие.
Конечный вердикт остается за выбором голосования. Здесь уже важна личность самого человека, взвешивающего все «pro et contra». Святитель Феофан Затворник так говорит об этом: «Кто решитель? Свободное лицо человека действующего. И никто не может решить, почему это лицо склоняется на ту или другую сторону, и решений его никаким образом нельзя подвесть под какие-либо законы, чтобы по нему можно было и предугадать его решения»[1]. Итак, человек делает свой выбор, и на этом заседание заканчивается – для того, чтоб началось следующее.
Этот внутренний парламент будет работать и на Страшном суде. Правда, обсуждения и решения будут касаться не сегодняшних, а прошлых дел человека с целью их духовно-нравственной оценки. К такому выводу приводит дальнейший ход речи Павла: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим.2,15-16).
Как интересно, что весь этот внутренний мысленный совет Павел относит к Страшному суду. Получается, в тот день наш сердечный парламент воспримет на себя судебную функцию, и еще до Божьего приговора человека осудит его собственная совесть. В настоящей жизни этот совет в своих решениях может ошибаться или убегать от совестных обличений. Но в день оный судебное производство будет курироваться всевидящим Божиим оком, и ошибки здесь исключены. Наш собственный душевный парламент (исполняющий уже судебную функцию и возглавляемый Христом) примет честное и последнее решение относительно нас самих.
Святые отцы подтверждают и развивают мысль апостола. По словам святителя Иоанна Златоуста, «в день суда предстанут наши собственные мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку на том судилище не надо будет другого обвинителя»[2]. Так же рассуждает и святитель Василий Великий. По его мнению, Страшный суд будет событием более внутреннего, нежели внешнего порядка: он произойдет в совести человека, в его памяти и уме. Причем суд Божий совершится с молниеносной быстротой: «Вероятно, что какой-то несказанной силой, в мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, отпечатлеются в памяти нашей души»[3]. «Не нужно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию, и следствия Божия суда неизреченной силой во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собой и во владычественном души, словно в зеркале, увидит образы содеянного им»[4].
Подобное представление о последнем суде немного ломает привычные стереотипы, не правда ли? Оказывается, никого никуда не будут тащить, как пойманного вора. Прежде Божьего определения человек сам все поймет и окажется в своем собственном аду. Не знаю, как кому, а мне это внутреннее самоосуждение представляется гораздо более страшным, чем пытки грешников на полотнах Босха. Когда тебе самому все теперь ясно, когда ты понимаешь, что все в твоей жизни было неправильно и второго шанса никогда не будет, и совесть жжет изнутри нестерпимым огнем – это самый жуткий ад. Ад – это поздно, говорил Достоевский, и такое «поздно» вкупе с мучениями совести действительно страшнее и дантовского ада, и фантазии гениального Иеронима.
Потому и суд мы называем Страшным, хотя в Библии нет такого словосочетания. Вообще-то христианин должен ожидать судного дня с радостью и надеждой. Вместе с армянским поэтом Григором Нарекаци мы должны бы произнести:
Мне ведомо, что близок день Суда,
И на суде нас уличат во многом,
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Но грехи тревожат, и веры мало, и страх наказания тяготит. И совесть – та, которая уже сейчас имеет полномочия судить, – подсказывает строки церковной молитвы: «Страшного Твоего и грозного, и неумытного суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имея лютая, яже един аз содеях прилежно»[6].
А после церковных слов хочется произнести и свои, простые слова: Господи, прими нас, кающихся, помилуй нас, не умеющих радоваться о Тебе. Позволь нам встретить Твой приход в покаянии. Веруем, что не изгонишь, примешь и простишь – потому что веру и покаяние никогда не отвергнет Сказавший: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1,15).
Итак, апостол Павел, а за ним и святые отцы говорят, что суд Божий будет предварен непререкаемым свидетельством человеческой совести. Конечное изречение Судьи о вечной участи человека никем не оспорится, ибо совесть подсудимого подтвердит этот приговор. Некоторое подобие Страшного суда мы опытно познаем уже в этой жизни, когда наша совесть судит наши мысли, слова, дела. Только в тот день голос совести будет как обнаженный острый меч. Пока еще этот меч покрыт ржавчиной нашего лукавства и самообмана, но в день Господень всякая ржавчина сойдет, и отточенный клинок совести – голоса Божьего в человеке – разделит праведность от беззакония и ясно обозначит нашу вечную участь. И об этом стоит думать и переживать.
Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся ( 1Кор.15:51-52 ), и каждому будет определена вечная участь по его делам ( Мф.25:31-46 , 2Кор.5:10 ), словам ( Мф.12:36 ) и помышлениям.
Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.
В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течение жизни духовно определяется по отношению к Богу.
Почему Страшный Суд называется Страшным?
Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ( Иоил.2:31 ).
Этот День называется также и Днём гнева Божия ( Рим.2:5 ). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то — благоговейный, а у кого-то — сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:31 ).
Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.
Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом Истины высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.
Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного Суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать всё та же нескончаемая вечность. Осознание этого факта также будет сопряжено с сильным страхом (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).
В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?
Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?
Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
прп. Авва Дорофей
Мы все умрём, предстанем перед судом Божиим и узнаем о себе правду — кто-то из нас войдёт в бесконечную любовь, радость, мир и свободу Рая; для кого-то дверь, в которую он отказывался войти всю жизнь, закроется навсегда. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что всё, что любовь может сделать по отношению к тем, кто закоснел во зле, — это положить злу предел, который самими злыми будет переживаться как мука вечная.
Сергей Худиев
Автор статьи
Читайте также:
- Где находится новосибирский сельский суд
- Несут ли государственные органы ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий
- Эффективное правосудие по гражданским делам это соответствие правосудия
- Сколько лет учиться на адвоката в турции
- В соответствии с утвержденным порядком иска по татебным делам что бы отыскать пропащую вещь