Фрахтование судов на условиях рейсового чартера основные формы

Обновлено: 24.09.2022

ФРАХТОВАНИЕ СУДОВ (CHARTERING OF VESSELS) - процесс заключения условий договора фрахтования судна. В более широком смысле под фрахтованием понимается также работа по бронированию линейного тоннажа, которое оформляется подписанием букинг-нота. Ф.с. в трамповом судоходстве обычно осуществляется через экспедиторов - фрахтовых брокеров, а в линейном судоходстве - через разветвленный аппарат аквизиторов (см. Аквизиция). В торговом мореплавании применяются след, основные виды Ф.с. 1. Фрахтование на условиях рейсового чартера (voyage charter) которое делится на: а) фрахтование на один рейс ( single voyage) - соглашение, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется на обусловленном судне перевезти обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения. Этот вид Ф.с. оформляется рейсовым чартером; б) фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages) - разновидность рейсового чартера, применяемого при перевозках большого кол-ва однородного груза в одном и том же направлении одним и тем же судном. Обычно такие договоры заключаются с условием, что судно после окончания выгрузки должно немедленно вернуться в порт погрузки для совершения след, рейса или же вправе в балластном направлении перевозить грузы других фрахтователей. Кол-во последовательных рейсов может быть твердо оговорено в чартере либо ограничено определенным периодом времени. Соглашение обычно оформляется одним чартером с указанием кол-ва рейсов, которое должно совершить судно; в) фрахтование по генеральному контракту (general contract) - соглашение, по которому судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти обусловленное кол-во груза. При перевозках по генеральному контракту судовладелец вправе выделить для перевозки любые пригодные для этой цели суда, причем их наименование в соглашении не указывается. На каждый рейс судна, осуществляющего перевозку по генеральному контракту, выписывается отдельный чартер либо составляется лишь букинг-нот, в котором делается ссылка на то, что перевозка совершается в счет исполнения генерального контракта. В настоящее время контрактация тоннажа получила широкое распространение, что поставило вопрос о создании стандартной формы контракта. Такая форма (volume contract) была разработана совместными усилиями Балтийской и международной морской конференцией и Международной ассоциацией судовладельцев. 2. Фрахтование на условиях тайм-чартера (time charier), которое в зависимости от способа определения продолжительности нахождения судна в аренде делится на обычный тайм-чартер и на круговые рейсы. По условиям кругового рейса время аренды определяется фактической продолжительностью обусловленного рейса. 3. Фрахтование на условиях бэрбоут-чартера или димайз-чартера.

Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "ФРАХТОВАНИЕ СУДОВ" в других словарях:

ФРАХТОВАНИЕ СУДОВ — заключение договора на перевозку груза речными и морскими судами. Вознаграждение (плата) за перевозку называется фрахтом. Чартер оформляется между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс или срок и… … Большой экономический словарь

Фрахтование — (англ. chartering) разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным, авиационным или автомобильным транспортом, Наиболее развито Ф. в морских перевозках, где оно… … Большая советская энциклопедия

ФРАХТОВАНИЕ судна — заключение договора фрахтования (чартера) о найме судна для перевозки груза. В трамповом судоходстве Фрахтование обычно осуществляется через брокеров, а в линейном судоходстве через агентов аквизиторов. Заключению договора фрахтования… … Морской энциклопедический справочник

фрахтование — я; ср. Спец. 1. к Фрахтовать. Переходить к фрахтованию иностранных судов. 2. Коммерческая деятельность, связанная с заключением договоров на перевозку груза, пассажиров морским, речным и другими видами транспорта. Виды фрахтования. * * *… … Энциклопедический словарь

ФРАХТОВАНИЕ — (англ. chartering) заключение договора на морскую перевозку, соглашение о найме судна (группы судов) для выполнения рейса или ряда рейсов либо на оговоренный период времени. При Ф. на конкретную перевозку в договоре (чартере) устанавливают все… … Энциклопедический словарь экономики и права

фрахтование — я; ср.; спец. 1) к фрахтовать Переходить к фрахтованию иностранных судов. 2) Коммерческая деятельность, связанная с заключением договоров на перевозку груза, пассажиров морским, речным и другими видами транспорта. Виды фрахтования … Словарь многих выражений

АГЕНТИРОВАНИЕ СУДОВ — выполнение агентом по договору с принципалом, являющимся судовладельцем или фрахтователем судна, действий по представлению и защите интересов принципала в порту. Порученные действия выполняются агентом от имени принципала и касаются широкого… … Энциклопедия юриста

Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации — Морская арбитражная комиссия при Торгово промышленной палате Российской Федерации один из старейших и известных в мире специализированных постоянно действующих арбитражных (третейских) судов, преемник Морской арбитражной комиссии при… … Википедия

Трамповые перевозки должны оформляться юридически, договорной формой является чартер. Обычно такой вид договора заключается через третье лицо (посредника или фрахтового брокера). Договор чартера имеет несколько условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.

Перевозчик, который доставляет груз в порт назначения, должен получить плату за перевозку. Такая плата называется фрахтом. Ставка фрахта зависит от конъюнктуры рынка. Вес, мера, стоимость груза влияют на калькуляционные расчеты. Если рассмотреть примеры из международной практики, то можно проследить, что чартерные договоры бывают стандартными и частными, а также по видам грузов.

Договор рейсового чартера

Если для транспортировки груза требуется все судно или определенные помещения судна используется договор рейсового чартера.

Рейсовый чартер имеет несколько этапов. Судно совершает рейс в порт погрузки, принимает груз, совершает рейс в порт разгрузки, выдает груз. Если рассматривать типовой договор, то можно отметить, что он содержит большое количество условий рейсового чартера.

Типовых форм договора несколько:

  • тайм-чартер – владелец судна обязан предоставить фрахтователю свое судно на срок определенный договором, для целей, прописанных в договоре, за плату, внесенную в договор;
  • димайз-чартер – фрахтователь имеет право владеть судном.

Чартер – договор морской перевозки со сложными условиями. Ответственность и режим чартера устанавливаются вместе с соглашениями о коносаменте, которые бывают многосторонними и двусторонними. Выявляется право наиболее свойственное договору, и на этой основе происходит коллизионное регулирование.

Перечислим основные коллизионные привязки:

  • закон флага;
  • личный закон и закон места нахождения собственника судна;
  • закон места заключения договора;
  • закон языка и места исполнения договора;
  • закон валюты фрахта;
  • личный закон и закон места нахождения сторон договора;
  • закон порта отправления и порта назначения;
  • закон места совершения соглашения.

Так как договор является договором присоединения, закон места совершения соглашения считается главной коллизионной привязкой.

Фрахтование судов

Процесс заключения договора фрахтования судна называется фрахтованием судов.

Фрахтование может осуществляться по рейсовому чартеру, существует несколько видов.

Если судно предоставлено в распоряжение фрахтователя – это фрахтование на один рейс. Если судно перевозит большое количество груза в одном направлении – это фрахтование на последовательные рейсы. Если перевозка груза происходит в обе стороны – это фрахтование на круговой рейс. Если владелец судна дал обязательство перевезти груз в определенных количествах за определенное время – это фрахтование по генеральному контракту.

Тайм-чартер

Фрахтование может осуществляться по тайм-чартеру. Владелец судна, продолжая контролировать судно и экипаж, предоставляет его в распоряжение фрахтователя. Обычно тайм-чартер предусматривает отдельный район плавания судна. Существует несколько видов тайм-чартера. Судовладелец может предоставить судно вместе с командой и взять на себя все расходы по ее содержанию, а также поддерживать судно в надлежащем состоянии и обеспечить его страхование; Фрахтователь берет на себя расходы на приобретение топлива, налоговые платы, сборы в портах, оплачивает лоцманские и буксировочные услуги; Фрахтователь платит аренду. Исключение составляет время простоя из-за поломки судна или аварии.

Фрахтование может осуществляться бербоут-чартером.

Это вид договора, по условиям которого владелец судна передает его фрахтователю без экипажа за арендную плату. Иными словами, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Существует еще соглашение об услугах или об управлении, когда эксплуатацию судна осуществляет оператор.

Контейнеровоз в открытом море

Контейнеровоз в открытом море

Трамповое судоходство, а вместе с ним и институт фрахтования суден, зародилось еще во времена раннего средневековья в средиземноморском бассейне. В те времена договоры фрахтования заключались в виде так называемых чартер-партий (лат. charta partita - бумага, разделенная на части).

Шкипер (перевозчик) и купец (грузоотправитель) составляли чартер-партию на одном листе бумаги, который потом разрывали на две части, по одной для каждой из сторон договора.

В случае необходимости идентичность чартер-партии проверялась путем сопоставления краев разорванного документа. Таким образом, чартер-партия (чартер, договор фрахтования) является одним из старейших видов договоров не только в торговом мореплавании, но также и во всей транспортной сфере.

Сегодня термин «фрахтование» в морском праве означает соглашение о найме судна (его части) или для осуществления определенного рейса (рейсов), или на определенный период времени. Соответственно, исследователи выделяют два основных вида фрахтования: рейсовый чартер и тайм-чартер. Если при заключении договора рейсового чартера судно фрахтуется на один или несколько рейсов, то при заключении тайм-чартера судно фрахтуется на определенное время независимо от количества рейсов, которые будут осуществлены в данное время.

Законодательное регулирование фрахтования в Украине

Следует обратить внимание, что в Кодексе торгового мореплавания Украины рейсовый чартер и тайм-чартер регулируются различными нормами. Более того рейсовый чартер регулируется теми нормами, которые регулируют договоры морской перевозки, а не договоры фрахтования.

Исходя из этого, можно говорить о том, что законодатель считает рейсовый чартер одним из видов договоров морской перевозки, а не фрахтования. Действительно, у договора морской перевозки и договора рейсового чартера (особенно, если для перевозки груза нанимается не все судно, а его часть) есть много общего.

Фактически и в том, и в другом случае целью заключения договора является доставка груза в определенный порт. Но в тоже время, по нашему мнению, юридически рейсовый чартер все же является видом фрахтования, а не морской перевозки.
В подтверждение данной позиции говорит тот факт, что предметом договора рейсового чартера (также как и тайм-чартера) является не перевозка груза, а наем судна или его части. Поэтому считаем более целесообразным объединение норм, которые регулируют рейсовый чартер и тайм-чартер, в одной главе Кодекса торгового мореплавания Украины.

В соответствии со ст. 203 Кодекса торгового мореплавания Украины по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить судно фрахтователю для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на определенное время. То есть, глава 1 раздела 6 Кодекса Торгового мореплавания Украины регулирует тайм-чартер.

Договор фрахтования (чартера) на определенное время заключается в письменной форме. Обязательными реквизитами тайм-чартера (его существенными условиями) в соответствии со ст. 205 Кодекса торгового мореплавания Украины являются:

название судна, его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и т.д.);

срок действия договора;

место приема и сдачи судна.

Судовладелец обязан передать судно фрахтователю в мореходном состоянии. Мореходным состоянием судна считается состояние пригодное для его использования с целью, предусмотренной договором фрахтования судна на определенное время.

Также судовладелец обязан поддерживать судно в мореходном состоянии на протяжении всего срока действия договора фрахтования на определенное время, оплачивать страховку и, в случае если по условиям договора судно должно быть укомплектовано экипажем, содержание экипажа.

Экипаж подчиняется распоряжениям фрахтователя относительно эксплуатации судна, за исключением распоряжений относительно управления судном, внутреннего распорядка на судне и состава экипажа. Фрахтователь обязан осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора фрахтования на определенное время.

Фрахтователь может в пределах прав, предоставляемых ему по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время, заключить от своего имени самостоятельный договор чартера (фрахтования) судна с третьим лицом, то есть передавать судно в субаренду.

2) Рейсовый чартер.

Рейсовый чартер регулируется главой 2 раздела 5 Кодекса торгового мореплавания Украины, которая регулирует отношения морской перевозки. В соответствии со ст. 133 Кодекса торгового мореплавания Украины по договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Фрахтователем и фрахтовщиком признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер). В соответствии со ст. 134 Кодекса торгового мореплавания Украины документом, подтверждающим наличие и содержание договора морской перевозки груза, является, в частности, рейсовый чартер, который подписывается в случае, если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений на судне.

Рейсовый чартер заключается в письменной форме. Согласно ст. 136 Кодекса торгового мореплавания Украины обязательными реквизитами рейсового чартера (его существенными условиями) являются:

наименование судна и груза;

порт назначения (или места направления судна).

Фрахтовщик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние. Под мореходным состоянием в рейсовых чартерах понимается техническая готовность судна к плаванию, снаряжение судна надлежащим образом, обеспечение его всем необходимым, укомплектование экипажем.

Кроме этого фрахтовщик обязан привести трюмы и иные помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, которое обеспечивает должный прием, перевозку и сохранность груза (ст. 143 Кодекса торгового мореплавания Украины).

Как было упомянуто выше, основными видами фрахтования являются рейсовый чартер и тайм-чартер.

Рейсовый чартер - фрахтование судна на один или несколько рейсов.

Тайм-чартер - фрахтование судна на определенное время.

В свою очередь основные виды фрахтования делятся на несколько подвидов.

Рейсовый чартер имеет такие подвиды: фрахтование судна на один рейс, фрахтование судна на несколько рейсов, фрахтование судна на круговой рейс и фрахтование судна по контракту. В свою очередь в тайм-чартере выделяют собственно тайм-чартер, бербоут-чартер и димайз-чартер.

Виды договоров фрахтования

Фрахтование на один рейс

Фрахтование на несколько последовательных рейсов

Фрахтование на круговой рейс

Фрахтование по контракту

Следует отметить, что на сегодняшний день существует масса видов смешанных договоров фрахтования, в частности наиболее распространенные из них – это дейли-чартер, слот-чартер и договор на управление судном.

Фрахтование судна на один рейс. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения.

Фрахтование судна на круговой рейс. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения и в обратном направлении.

Фрахтование судна на несколько последовательных рейсов. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения. Судно после окончания одного рейса должно немедленно вернуться в порт отправления для совершения следующего рейса в том же направлении. Составляется один чартер, в котором указывается количество рейсов.

Фрахтование судна по контракту. Фрахтовщик обязуется за определенный период времени перевезти определенное количество груза в определенном направлении. Перевозка выполняется разными судами, наименование которых в контракте не указывается. На каждый рейс судна составляется отдельный чартер либо выписывается коносамент, в котором делается ссылка на контракт.

Собственно тайм-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время вместе с командой, члены которой являются сотрудниками фрахтовщика.

Бербоут-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время без команды.

Димайз-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время вместе с командой, члены которой становятся сотрудниками фрахтователя.

Кодекс торгового мореплавания Украины выделяет два вида тайм-чартера: фрахтование судна с экипажем и фрахтование судна без экипажа.

Смешанные договора фрахтования:

Дейли-чартер. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения. В отличие от рейсового чартера плата за перевозку устанавливается за тонну дедвейта судна за каждый день его нахождения в рейсе.

Слот-чартер. Договор между несколькими фрахтователями судна, по которому между его участниками распределяется вместимость судна в соответствии с установленными квотами загрузки (слотами).

Договор на управление судном. Судовладелец передает право на коммерческую эксплуатацию судна специальному менеджеру, который осуществляет все расходы на управление судном от его имени и на его риск, а судовладелец компенсирует менеджеру расходы и выплачивает вознаграждение.

Вышерассмотренные несоответствия между теорией торгового мореплавания и действующим законодательством Украины влекут за собой ряд проблем на практике при заключении и исполнении договоров фрахтования. Неопределенность юридической природы данного вида договоров порождает множество споров между их сторонами.

В частности такие споры связаны с определением прав и обязанностей сторон, а также ответственности за ненадлежащее выполнение договора. Во избежание риска неправильного толкования положений договора фрахтования во время его исполнения, рекомендуем детально регламентировать условия фрахтования в самом договоре.

Договор фрахтования судна необходимо понимать как договор аренды всего судна или его части. В морской индустрии наряду с понятием «договор фрахтования судна» употребляется понятие «чартер». Необходимо сказать, что эти понятия равнозанчны. Фразы «судно находится в чартере» или «судно зафрахтовано» означают, что судно находится в аренде. При этом грубейшей ошибкой будет, если сказать «договор чартера».

Различают следующие классические виды чартеров: рейсовый чартер, тайм-чартер, бербоут-чартер и димайз-чартер. Не так давно появился новый вид чартера – слот-чартер, который отличный от указанных классических видов чартеров. Применение того или иного вида чартера зависит от существенных условий и от того, какую степень риска на период фрахтования принимает на себя фрахтовщик.

Рейсовый чартер применяется в трамповом и регулярном судоходстве для перевозки массовых грузов. По этому чартеру фрахтовщик (судовладелец) обязуется перевезти конкретный груз на обусловленном судне за один или несколько рейсов. Фрахтователь обязуется передать этот груз судовладельцу и уплатить фрахт. Рейсовый чартер фрахтовщик заключает от своего имени.

На практике используются три вида фрахтования судов по рейсовому чартеру: фрахтование на один рейс, фрахтование на несколько последовательных рейсов и фрахтовый контракт (contract of affreightment), по которому фрахтовщик обязуется перевезти регулярными рейсами определенное количество груза фрахтователя в течение оговоренного календарного периода (например 6 месяцев).

Тайм-чартер – это договор, согласно которому одна сторона (судовладелец) обязуется предоставить за вознаграждение другой стороне (фрахтователю) на определенный срок судно для обусловленных договором целей.

Правовая природа тайм-чартера понимается неодинаково. В США, Великобритании, Германии, Хорватии, Сербии и Черногории тайм-чартер рассматривают как однотипный с рейсовым чартером договор. В Польше он считается самостоятельным договором, не совпадает ни с договором морской перевозки груза, ни с имущественным наймом. Во Франции тайм-чартер понимается как один из трех видов договора фрахтования судна. Его компонентами являются два элемента: аренда судна и наем услуг экипажа.

Очень краткой, но основной характеристикой тайм-чартера является то, что по этому договору у судовладельца остается право навигационной эксплуатации судна, а к фрахтователю переходит право коммерческой эксплуатации судна.

Бербоут-чартер используется в трамповом судоходстве и предполагает наделение фрахтователя правом владения судном и осуществления контроля над ним. Именно фрахтователь с точки зрения всех практических целей рассматривается как владелец судна в течение срока действия чартера. Капитан и судовой экипаж становятся служащими фрахтователя, который несет ответственность за управление, эксплуатацию и плавание судна. Обязанностью фрахтователя является обеспечение судна всеми необходимыми запасами потребления, в том числе водой и смазочными материалами. Фрахтователь несет все расходы по эксплуатации судна, а также все риски, возникающие в связи с эксплуатацией судна. По этому чартеру к фрахтователю переходят и право навигационной эксплуатации судна, и право коммерческой эксплуатации судна.

Димайз-чартер – вид чартера, по которому судовладелец передает судно фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся его служащими; фрахтователь принимает на себя все расходы по судну, включая заработную плату экипажа, и расплачивается с судовладельцем ежемесячно. Фрахтователь несет также расходы по поставке и ремонту судна. В отличие от тайм-чартера, где право на спасательную вознаграждение принадлежит судовладельцу и фрахтовщику в равных долях, в бербоут-чартере и димайз-чартере – это право принадлежит только фрахтовщику.

Использование понятия «димайз-чартер» на сегодняшний день очень ограничено. И это название договора фрахтования судна уже уходит в прошлое. Как правило, мировая практика использует понятие «бербоут-чартер».

Слот-чартер — это договор, по которому одна сторона (заказчик), за плату арендует определенное количество контейнеровместимости (слотов) на контейнеровозе, а другая сторона (перевозчик) обязана предоставить для перевозки грузов в контейнерах место на судне. Договор, как правило, носит долгосрочный характер.

Слот-чартер, с присущими только ему особенностями, является уникальным чартером, который по определению ВIМСО не является ни тайм-чартером, ни рейсовым чартером. Слот-чартеру присущи черты этих обоих чартеров, поэтому его еще можно назвать гибридом этих видов чартеров. В отличие от тайм-чартера, по которому фрахтуется все судно, по слот-чартеру фрахтуется только определенное количество контейнеровместимости (слотов), хотя и на определенное время. В отличие от рейсового чартера, фрахтователь по слот-чартеру не фрахтует судно на рейс, а фрахтует на время только определенное количество контейнеровместимости (слотов).

Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс, рейсовый чартер (договор перевозки груза), или фрахтования на время (тайм-чартер) — который в свою очередь является договором имущественного найма судна.

В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

Содержание

Форма чартера

Формы чартеров устанавливаются различными транспортными уставами и кодексами.

В настоящее время известно более 400 стандартных форм чартеров (проформ), разработанных под эгидой Английской палаты судоходства и БИМКО.

Существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки угля, кокса, зерна, риса, соли, фруктов, удобрений и др. Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, осуществляются на базе чартера «Дженкон».

Структура чартера

С точки зрения структуры, все условия чартера делятся на постоянные и переменные. На постоянные условия приходится подавляющая часть всего содержания чартера, они составляют его неизменную сущность. Переменные условия, наоборот, меняются от сделки к сделке.

Обычно все переменные условия чартера, начиная от наименования судовладельца и фрахтователя и заканчивая подписями сторон, выносятся в виде блока клеток на отдельный лист и образуют часть «А» чартера.

Постоянные условия также раcполагаются на отдельном листе сплошным блоком, образуя часть «Б». Они должным образом связаны с соответствующими переменными условиями части «А»

Основные условия чартера

Круг условий, содержащихся в чартере очень широк. Можно выделить следующие наиболее важные условия чартера:

  • Субститут (англ. substitute) — право судовладельца заменить поименованное судно другим; (англ. Seaworthiness). Данное условие означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным и крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса; (англ. safe port). Данное условие означает, что в тех случаях, когда в чартере не обозначен порт или порты, делается оговорка, что порт должен быть безопасным;
  • Всегда на плаву (англ. always afloat). Судно ни при каких условиях не должно осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды; (англ. laytime) — время, отводимое на грузовые операции; (англ. demurrage) — плата за простой. За простой судна сверх нормы судовладельцу возмещаются затраты на содержание судна во время стоянки;
  • Контрсталийное время (англ. detention) — время, превышающее сталийное время.В случае, если фрахтователь держит судно в простое дольше установленного в чартере срока (обычно это 5-10 суток), на него ложится обязанность возместить судовладельцу не только расходы на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек. (англ. dispatch) — компенсация усилий фрахтователя за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени;
  • Канцеллинг (англ. cancelling) — право фрахтователя расторгнуть договор морской перевозки, если судно не пришло в порт погрузки к определенному сроку.
  • Нотис о готовности судна (англ. notice of readiness). Данное условие означает, что прибыв в назначенный порт, капитан должен заявить о готовности судна к грузовым операциям.
  • Прекращение ответственности (англ. cesser clause). Данная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с того момента, когда судно загружено.

Виды чартеров

Литература

  • Гуцуляк В. Н. Международное морское право (публичное и частное) — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 416 c.
  • Забелин В. Г. Фрахтовые операции во внешней торговле. — М.: РосКонсульт, 2000. — 256 с.

Ссылки

  • Торговое мореплавание
  • Морское право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чартер (морское право)" в других словарях:

Морское право — (международное морское частное право) подотрасль международного частного права, которая регулирует имущественные отношения, осложнённые иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота и связанные с… … Википедия

МОРСКОЕ ПРАВО — совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере морской деятельности. М.П. содержит нормы гражданского, административного, уголовного, трудового, гражданско процессуального и международного права, а также целую систему разнообразных … Морской энциклопедический справочник

Чартер — Чартер (англ. Charter хартия, устав; здесь договор) договор между владельцами транспортного средства и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок. Воздушный… … Википедия

Чартер (в торговле) — Чартер договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок.Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс рейсовый чартер(договор перевозки груза) или фрахтования на время (тайм… … Википедия

морское торговое право — диспач. | баратрия. диспаша. диспашер. | бодмерея. локо. | коносамент. мета. | рецеписса. канцелинг. | узанс, узанция. таймшит. | вольная гавань. тайм чартер. карго … Идеографический словарь русского языка

Бербоут-чартер — (англ. Bareboat charter) в торговом мореплавании договор фрахтования судна без экипажа. Основные права и обязанности сторон По договору фрахтования судна без экипажа судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить… … Википедия

Рейсовый чартер — (англ. Voyage charter party) договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт. Права и обязанности… … Википедия

Тайм-чартер — (англ. Time charter) в торговом мореплавании договор фрахтования судна c экипажем на время. Основные права и обязанности сторон По договору тайм чартера судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю… … Википедия

Судовладелец — (англ. Shipowner), а также сравнительно редко арматор (от лат. вооружающий, снаряжающий) юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени. Судовладелец не обязательно является владельцем судна, им может быть лицо,… … Википедия

Чартерный рейс — Чартер договор между владельцами транспортного средства (теплохода, самолета, автобуса и т. п.) и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок. Воздушный чартер договор фрахтования … Википедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: