Финансовая деятельность государства правовые основы задачи методы формы
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 12.09.2024
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.
2) материальный аспект.
Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.
Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;
2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
4. Системы и правовое положение гос органов и органов МСУ, осуществляющих финансовую деятельность.
1. Финансовая деятельность государства – это механизм социального управления. Она имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны. Управляющая роль финансовой деят-ти гос-ва проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Финансовая деят-ть гос-ва – это деят-ть гос-ва по образованию и использованию децентрализованных и централизованных фондов, обеспечивающих бесперебойное функционирование гос-ва на каждом этапе общественного развития.
Задачи финн деят-ти:
- плановое собирание и распределение денежного фонда(принцип единства кассы);
- экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития и интенсификации
- контроль за законным и целесообразным использованием денежным и материальным ресурсами.
2. Основные принципы финансовой деятельности государства основаны на положениях Конституции(разобрать самостоятельно):
· Законности (финансовая деятельность регламентирована НПА, ФЗ, ПП РФ)
· Гласности (прозрачность, открытость)
· Единство (законодательство, налоги)
· Для органов самоуправления К РФ дополнительно формулирует 2 принципа: самостоятельно.
Финансовая деят-ть гос-ва осуществляется методами, их разнообразие зависит от множества факторов: задач гос-ва на конкретном этапе; источником доходов гос-ва; под цели использования средств; под субъекты финансовых отношений.
Метод или способ, конкретный путь достижения цели финансовой деятельности государства.
По Карасевой: все способы осуществления финн деят-ти подразделяются на общие и специальные. Общие, использую при осуществлении практически всех функций финн деят-ти: командно-волевой (метод властных предписаний); рекомендательный(используется редко, гос-во рекомендует как поступить), согласование (коллегиальный); СПЕЦИАЛЬНЫЕ способы используют в процессе реализации определенных функций финн деят-ти гос-ва: метод добровольных платежей; метод фин-вых изъятий; штрафной метод (пени, санкции за нарушение правовых норм); метод безвозвратного финансирования, метод возвратного финансирования (кредитования); метод межбюджетных трансфертов (с 94 года) и т.д.
А по Химичевой и Грачевой выделяют: методы используемые для привлечения денежных средств в гос бюджет; методы используемые при распределении денежных средств; и методы применяемые для использования денежных средств.
К средствам финн деят-ть гос-ва относят правовые нормы, нормы бухгалтерского учета, операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.
Формы осуществления финн деят-ти:
1) Правовая (главная. Осуществляя финн деят-ть гос-во издает финансово-правовые и финансово-плановые акты);
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.
2) материальный аспект.
Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.
Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Функции финансов:
1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;
2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.
Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовое положение и функции; органы представительной власти; органы исполнительной власти.
Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансовРФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросамфедерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Финансовое право». Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться и успешно сдать экзамен или зачет по данному предмету. Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
Оглавление
- 1. Понятие финансов и их функции
- 2. Понятие финансовой деятельности РФ, задачи и методы ее осуществления
- 3. Конституционные основы финансовой деятельности
- 4. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- 5. Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность
- 6. Финансовая система РФ как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Понятие финансовой деятельности РФ, задачи и методы ее осуществления
Финансовая деятельность — осуществление государством функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны.
Функции финансовой деятельности:
1) образование государственных и муниципальных денежных фондов;
2) распределение государственных финансовых ресурсов;
3) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
4) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;
5) эмиссия денежных знаков.
Методы финансовой деятельности:
1) при образовании денежных фондов используются методы:
а) метод обязательных платежей. Денежные средства изымаются в той или иной форме в обязательном установленном порядке и в установленные сроки для зачисления их в бюджеты определенного уровня. К таким средствам относятся налоги, иные обязательные поступления;
б) метод добровольных взносов (лотереи, займы, вклады в банке);
2) при распределении денежных средств:
а) метод финансирования, выражающийся в безвозвратном и безвозмездном предоставлении денежных средств;
б) метод кредитования, состоящий в предоставлении денежных средств на основе возвратности, платности, срочности;
3) при использовании денежных фондов — метод расчетных операций:
а) наличный денежный расчет;
б) безналичный денежный расчет, присущий расчетам предприятий, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления.
В финансировании учреждений применяется нормативный метод, исходящий из выполнения определенной работы (лечения больного, подготовки специалистов), а не содержания штатных единиц. Как элемент финансовой деятельности развивается финансовый рынок — сфера реализации ценных бумаг (акций, облигаций, кредита). Финансовый рынок используется для формирования денежных фондов предприятий, организаций, а также для пополнения финансовых ресурсов государства.
В период военного положения могут быть введены меры, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, на свободное перемещение денежных средств, установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования.
При введении на всей территории страны или ее отдельных территориях чрезвычайного положения устанавливается особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций.
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Финансовое право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.
Оглавление
- 1. Понятие и функции финансов
- 2. Финансовая деятельность Российской Федерации: понятие, функции и методы
- 3. Конституционные основы финансовой деятельности
- 4. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- 5. Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность
- 6. Понятие и признаки финансовой системы РФ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по финансовому праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Финансовая деятельность Российской Федерации: понятие, функции и методы
1. Под финансовой деятельностью государства понимается осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
2. В ходе финансовой деятельности производится образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.
3. Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:
☝ межотраслевой характер — в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;
☝ осуществление финансовой деятельности происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;
☝ сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.
4. Финансовая деятельность муниципальных образований направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется через органы местного самоуправления.
5. К методам финансовой деятельности относятся следующие:
☝ финансирование — распределение и предоставление государственных денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе;
☝ кредитование — выделение средств на началах возмездности и возвратности. Финансирование и кредитование подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях, и других факторов;
☝ обязательные и добровольные платежи. Они охватывают несколько видов платежей, каждый из которых отличается своеобразием. Например, основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физических лиц. Существуют обязательные платежи и отчисления, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке РФ (Банке России) депонируются обязательные резервы;
☝ безналичные денежные расчеты.
6. Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также их использование осуществляются посредством расчетных операций, которые производятся в разных формах.
Автор статьи
Читайте также:
- Кто принимает законы в правовом государстве
- 4 какие предпосылки необходимы для создания правового государства
- Восстановит ли суд работника если компания забыла ознакомить с приказом об увольнении
- Возможно ли в государстве обойтись без судов
- Правительство имеет право на обман если это полезно государству