Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных

Обновлено: 24.09.2022

Добрый день! Вопрос немного странный, но да ладно. Я бы хотел приобрести для ознакомления книгу "Моя борьба" Адольфа Гитлера, которую признали запрещенной и экстремистской. Так вот, будет ли приобретение книги считаться незаконной? P.S Я не поддерживаю идеи национал-социализма и книгу я категорически НЕ буду пропагандировать ее или же распространять. Ибо я, конечно же, понимаю за что мне это будет.

Добрый день, Виталий!

Ответственность предусмотрена лишь за производство и распространение экстремистских материалов, ст. 20.29 Кодекса об административных правонарушениях:

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Приобретение, изучение и хранение не образуют состав правонарушения и не влекут ответственности.

Но подумать о том, насколько это необходимо, всеже стоит!

Согласно ст.13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке."

Согласно ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ «Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.»

Закон не содержит каких-либо запретов в отношении владения и использования «экстремисткой» публикации в личных целях, за что ответственности также не предусмотрена. Вместе с тем, закон допускает изъятие даже одной единственной запрещенной публикации в случае ее обнаружения, как предмета изъятого из гражданского оборота.

Так что в Вашем случае при простом приобретении для ознакомления такой книги нет противоправных действий.

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031; 2007, N 21, ст. 2457; N 31, ст. 4008; 2008, N 18, ст. 1939) следующие изменения:

1) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Организационные основы противодействия экстремистской деятельности

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности;

устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию экстремистской деятельности.

Правительство Российской Федерации:

определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия экстремистской деятельности;

организует разработку и осуществление мер по предупреждению экстремистской деятельности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий ее проявлений;

организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию экстремистской деятельности необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц. Для реализации решений этих органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.";

2) в части шестой статьи 9 слова "международной компьютерной сети "Интернет" заменить словами "информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) в части шестой статьи 10 слова "международной компьютерной сети "Интернет" заменить словами "информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

4) статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Ответственность за распространение экстремистских материалов

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.".

Административная ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов экстремистской направленности

Административная ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов экстремистской направленности

Рассматривая вопрос об административной ответственности за размещение в сети «Интернет» материалов экстремистской направленности, прежде всего необходимо обратиться к понятию экстремистских материалов.

Согласно статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждому допускается свобода мысли и слова. В то же время, «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы определены как предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статья 13 «Ответственность за распространение экстремистских материалов» указанного выше федерального закона установлено.
«На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке».

Как видим, законодатель четко и последовательно устанавливает запреты на распространение экстремистских материалов.

Не вдаваясь глубоко в проблему распространения экстремистских материалов, все же отметим, что при определенных условиях путем распространения экстремистских материалов, в том числе с использованием ИТКС «Интернет», совершаются уголовно-наказуемые деяния (например, предусмотренные ст.280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и др.).

В данном случае мы рассмотрим вопрос об административной ответственности за незаконное обращение экстремистских материалов.

Ответственность за это установлена ст. 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов».
«Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц – от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства».

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Минюстом России и подлежащий опубликованию.

Объектом правонарушения по рассматриваемой статье являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защита прав и свобод человека и гражданина, безопасность общества и государства.

Субъектом административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ), рассматриваются судом (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ)

Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации в значительной мере состоит их информационных ресурсов сети «Интернет», признанных в разные годы судами экстремистскими материалами.

Как свидетельствует надзорная практика, на территории области в 2017 – 2018 гг., административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.29 КоАП РФ, совершались только с использованием ИТКС «Интернет». В 2017 г. к административной ответственности привлечено 4 физических лиц, в 2018 г. – 5. Всем им были назначены наказания в виде штрафа.

При изучении дел данной категории установлено, что виновные лица, а речь идет о лицах молодого возраста, размещали в открытом доступе в социальных сетях информационные материалы, признанные судами экстремистскими и включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации.

При этом, как правило, размещались материалы праворадикальной направленности.

Так, например, было установлено, что в сети «Интернет» на странице одного из пользователей в социальной сети «ВКонтакте» размещены материалы, признанные экстремистскими и включенные в федеральный список экстремистских материалов – видеоролик с наименованием: «Русь 88», при трансляции которого производится аудиоматериал (песня) «Русский стяг – Мы идем». Также размещены материалы, содержащие нацистскую символику – видеоролик транслирующий изображение фашисткой символики (изображение флагов со свастикой, солдата в форменном обмундировании нацистской Германии с 1935 по 1945 годы, символики СС войск). В отношении владельца ресурса, разместившего эти материалы, возбуждены 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) и ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (публичное демонстрирование нацистской символики). Постановлениями суда виновному лицу назначены наказания в виде штрафа в размере по 1000 рублей за каждое (штрафы оплачены).

Прокуратура области и впредь будет проводить активную работу по выявлению лиц, размещающих экстремистские материалы, и привлечению их административной ответственности. Эта работа способствует снижению уровня напряженности в обществе и служит профилактикой совершения более тяжких экстремистских и террористических правонарушений.

Молодым же людям перед размещением сомнительных материалов на своих интернет-ресурсах необходимо задумываться при этом не только о той угрозе, которая представляет данная информация, но также и о себе. Ведь непродуманное размещение контента с экстремистской направленностью может пагубно сказаться на дальнейшем жизненном пути, помещать достижению поставленных перед собой целей.

Старший помощник прокурора Иркутской области
по надзору за исполнением законов о федеральной
безопасности, межнациональных отношениях и
противодействии экстремизму С.М. Фёдоров

Прокуратура
Иркутской области

Прокуратура Иркутской области

29 марта 2019, 17:00

Административная ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов экстремистской направленности

Рассматривая вопрос об административной ответственности за размещение в сети «Интернет» материалов экстремистской направленности, прежде всего необходимо обратиться к понятию экстремистских материалов.

Согласно статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждому допускается свобода мысли и слова. В то же время, «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы определены как предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статья 13 «Ответственность за распространение экстремистских материалов» указанного выше федерального закона установлено.
«На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке».

Как видим, законодатель четко и последовательно устанавливает запреты на распространение экстремистских материалов.

Не вдаваясь глубоко в проблему распространения экстремистских материалов, все же отметим, что при определенных условиях путем распространения экстремистских материалов, в том числе с использованием ИТКС «Интернет», совершаются уголовно-наказуемые деяния (например, предусмотренные ст.280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и др.).

В данном случае мы рассмотрим вопрос об административной ответственности за незаконное обращение экстремистских материалов.

Ответственность за это установлена ст. 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов».
«Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц – от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства».

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Минюстом России и подлежащий опубликованию.

Объектом правонарушения по рассматриваемой статье являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защита прав и свобод человека и гражданина, безопасность общества и государства.

Субъектом административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ), рассматриваются судом (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ)

Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации в значительной мере состоит их информационных ресурсов сети «Интернет», признанных в разные годы судами экстремистскими материалами.

Как свидетельствует надзорная практика, на территории области в 2017 – 2018 гг., административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.29 КоАП РФ, совершались только с использованием ИТКС «Интернет». В 2017 г. к административной ответственности привлечено 4 физических лиц, в 2018 г. – 5. Всем им были назначены наказания в виде штрафа.

При изучении дел данной категории установлено, что виновные лица, а речь идет о лицах молодого возраста, размещали в открытом доступе в социальных сетях информационные материалы, признанные судами экстремистскими и включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации.

При этом, как правило, размещались материалы праворадикальной направленности.

Так, например, было установлено, что в сети «Интернет» на странице одного из пользователей в социальной сети «ВКонтакте» размещены материалы, признанные экстремистскими и включенные в федеральный список экстремистских материалов – видеоролик с наименованием: «Русь 88», при трансляции которого производится аудиоматериал (песня) «Русский стяг – Мы идем». Также размещены материалы, содержащие нацистскую символику – видеоролик транслирующий изображение фашисткой символики (изображение флагов со свастикой, солдата в форменном обмундировании нацистской Германии с 1935 по 1945 годы, символики СС войск). В отношении владельца ресурса, разместившего эти материалы, возбуждены 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) и ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (публичное демонстрирование нацистской символики). Постановлениями суда виновному лицу назначены наказания в виде штрафа в размере по 1000 рублей за каждое (штрафы оплачены).

Прокуратура области и впредь будет проводить активную работу по выявлению лиц, размещающих экстремистские материалы, и привлечению их административной ответственности. Эта работа способствует снижению уровня напряженности в обществе и служит профилактикой совершения более тяжких экстремистских и террористических правонарушений.

Молодым же людям перед размещением сомнительных материалов на своих интернет-ресурсах необходимо задумываться при этом не только о той угрозе, которая представляет данная информация, но также и о себе. Ведь непродуманное размещение контента с экстремистской направленностью может пагубно сказаться на дальнейшем жизненном пути, помещать достижению поставленных перед собой целей.

Старший помощник прокурора Иркутской области
по надзору за исполнением законов о федеральной
безопасности, межнациональных отношениях и
противодействии экстремизму С.М. Фёдоров

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 19, часть 2; статья 29, части 1 и 2).

Принятый в развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет понятие "экстремистские материалы" и ст. 13 данного Федерального закона устанавливает порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.

В соответствии с п. 3 ст. 1 данного Федерального закона к экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы:

-призывающие к осуществлению экстремистской деятельности;

обосновывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-относящиеся к экстремистским в силу прямого указания закона:

труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии;

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство;

публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы могут быть признаны экстремистскими, если их содержание направлено на формирование положительного (одобрительного) отношения к экстремистской деятельности. Для определения того, в каких именно фрагментах текста содержится соответствующий смысл, формирующий положительное отношение к экстремистской деятельности, необходим его лингвистический анализ, определяющий значение используемых автором рассматриваемых материалов, речевых оборотов и смысловых конструкций и их возможное восприятие со стороны аудитории, содержание в тексте призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Исключение для проведения лингвистического анализа (экспертизы) составляют материалы, которые являются экстремистскими в силу прямого указания закона.

В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Действующее законодательство процедуру рассмотрения этой категории дел специально не предусматривают.

В Определении от 2 июля 2013 года N 1053-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", суды должны исходить из того, что обязательным признаком экстремистских материалов является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам о возбуждении ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Между тем, материалы не могут быть признаны экстремистскими на том лишь основании, что содержащаяся в них информация не укладывается в общепринятые представления, не согласуется с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступает в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями.

Городскими, районными, межрайонными, специализированными прокурорами Свердловской области в 2015 году в суд направлено 44 заявления об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими. В 2016 году работа прокуроров в указанной сфере продолжается на постоянной основе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает в порядке особого производства, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

В заявлении прокурора о признании информационного материала экстремистским ставится вопрос об установлении юридического факта -признания материала экстремистским. Установление данного факта имеет юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Также прокурорами активно используются полномочия по предъявлению исковых заявлений о признании материалов экстремистскими в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц в данном случае - это те, кому может быть причинен вред в результате формирования экстремистской пропагандой преступной мотивации, к участию в деле могут быть привлечены заинтересованные лица (авторы изданий, печатные издательства).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации. В связи с чем в данном случае конфискация по решению суда информационных материалов, признанных экстремистскими, представляет собой особую меру государственного противодействия экстремизму, направленную на предупреждение экстремистской деятельности, и преследует цель полностью исключить доступ к ним и тем самым предотвратить опасность негативного воздействия соответствующей информации на любых лиц, включая собственников.

На основании вступившего в законную силу решения суда материалы, признанные экстремистскими, вносятся федеральным органом государственной регистрации в федеральный список экстремистских материалов. Данный список находится в общем доступе и размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 19, часть 2; статья 29, части 1 и 2).

Принятый в развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет понятие "экстремистские материалы" и ст. 13 данного Федерального закона устанавливает порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими.

В соответствии с п. 3 ст. 1 данного Федерального закона к экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы:

-призывающие к осуществлению экстремистской деятельности;

обосновывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности;

-относящиеся к экстремистским в силу прямого указания закона:

труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии;

публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство;

публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы могут быть признаны экстремистскими, если их содержание направлено на формирование положительного (одобрительного) отношения к экстремистской деятельности. Для определения того, в каких именно фрагментах текста содержится соответствующий смысл, формирующий положительное отношение к экстремистской деятельности, необходим его лингвистический анализ, определяющий значение используемых автором рассматриваемых материалов, речевых оборотов и смысловых конструкций и их возможное восприятие со стороны аудитории, содержание в тексте призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Исключение для проведения лингвистического анализа (экспертизы) составляют материалы, которые являются экстремистскими в силу прямого указания закона.

В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Действующее законодательство процедуру рассмотрения этой категории дел специально не предусматривают.

В Определении от 2 июля 2013 года N 1053-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", суды должны исходить из того, что обязательным признаком экстремистских материалов является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам о возбуждении ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Между тем, материалы не могут быть признаны экстремистскими на том лишь основании, что содержащаяся в них информация не укладывается в общепринятые представления, не согласуется с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступает в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями.

Городскими, районными, межрайонными, специализированными прокурорами Свердловской области в 2015 году в суд направлено 44 заявления об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими. В 2016 году работа прокуроров в указанной сфере продолжается на постоянной основе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает в порядке особого производства, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

В заявлении прокурора о признании информационного материала экстремистским ставится вопрос об установлении юридического факта -признания материала экстремистским. Установление данного факта имеет юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и для изъятия, дальнейшего предотвращения распространения материала иными лицами.

Также прокурорами активно используются полномочия по предъявлению исковых заявлений о признании материалов экстремистскими в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц в данном случае - это те, кому может быть причинен вред в результате формирования экстремистской пропагандой преступной мотивации, к участию в деле могут быть привлечены заинтересованные лица (авторы изданий, печатные издательства).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации. В связи с чем в данном случае конфискация по решению суда информационных материалов, признанных экстремистскими, представляет собой особую меру государственного противодействия экстремизму, направленную на предупреждение экстремистской деятельности, и преследует цель полностью исключить доступ к ним и тем самым предотвратить опасность негативного воздействия соответствующей информации на любых лиц, включая собственников.

На основании вступившего в законную силу решения суда материалы, признанные экстремистскими, вносятся федеральным органом государственной регистрации в федеральный список экстремистских материалов. Данный список находится в общем доступе и размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: