Европейский суд как узнать ход дела

Обновлено: 24.09.2022

Россия 20 лет назад ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и этим приняла юрисдикцию Европейского суда по правам человека. В 2017 году наша страна заняла пятое место по абсолютному количеству жалоб в ЕСПЧ, а сограждане получили €14,6 млн компенсаций. Если думаете, что хотите оказаться в их числе, ознакомьтесь с нашей инструкцией.

  • Если нарушено право, закрепленное в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, или протоколах к ней;
  • если нарушитель – Россия, Австрия, Азербайджан, Андорра, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Македония, Польша, Норвегия, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Турция, Словения, Финляндия, Украина, Франция, Черногория, Чехия, Хорватия, Эстония, Швейцария, Швеция, а жалоба касается действия или бездействие органов и должностных лиц государственной власти, полиции, судов;
  • если дело уже рассмотрено во всех инстанциях (для России гражданские и административные споры – после второй кассации; уголовные дела и дела об административных правонарушениях – после апелляции; арбитражные споры – после первой кассации, но лучше все же пройти Верховный суд РФ);
  • если с даты вынесения окончательного решения национальным органом прошло не более 6 месяцев.


На сайте ЕСПЧ выложен специальный формуляр, который нужно заполнить, и пример его заполнения. Эксперты рекомендуют не увеличивать размер формуляра, а если для изложения жалобы не хватает места – оформить оставшуюся часть в виде приложения, размер которого не превышает 20 страниц (без учета копий приложенных документов).

Если жалоба будет написана не по правилам, шестимесячный срок на обращение в ЕСПЧ продолжит течь – а значит, возрастет вероятность его пропуска.

На любом из официальных языков стран-членов Совета Европы: русском, английском, французском, азербайджанском, албанском, армянском, болгарском, боснийском, венгерском, греческом, грузинском, датском, ирландском, исландском, испанском, итальянском, каталанском, латышском, литовском, люксембургском, македонском, мальтийском, молдавском, немецком, нидерландском, норвежском, польском, португальском, ретороманском, румынском, сербском, словацком, словенском, турецком, украинском, финском, хорватском, чешском, шведском или эстонском (п. 2 Правила 34 Регламента ЕСПЧ). При этом выбор языка не зависит ни от гражданства, ни от местонахождения сторон.

Приложения к жалобе переводить не надо.

Нет, обращение в ЕСПЧ не облагается пошлиной.


Адрес получателя пишется на английском или французском языке.

Адрес отправителя лучше написать на русском языке, продублировав на иностранном только страну («Russie» по-французски или «Russia» по-английски).

Для подачи жалобы представитель не требуется, однако он нужен во время самого процесса. Выступать представителем в ЕСПЧ вправе только адвокат – человек, правомочный заниматься адвокатской практикой в любом из государств-участников Конвенции. В качестве исключения ЕСПЧ может позволить заявителю представлять себя самостоятельно либо допустить в качестве представителя лицо без статуса адвоката (Правило 36 Регламента ЕСПЧ).

Если на момент подачи жалобы у вас уже есть представитель, его данные надо вписать на третью страницу формуляра. Отдельную доверенность прикладывать не стоит. Если представитель появился уже после подачи жалобы или вам нужно поменять представителя, используйте специальный бланк доверенности. Заверять его у нотариуса не требуется.

Граждане с низким доходом, у которых нет средств на оплату услуг представителя, после коммуницирования жалобы могут обратиться за выделением средств в ЕСПЧ. Однако на практике деньги выделяются крайне редко.

Информация о регистрации жалобы не считается важной и может не высылаться заявителю. Однако обо всех значимых решениях (приемлема ли жалоба, нужна ли по ней дополнительная информация, прошла ли она предварительную оценку и извещено ли о ней государство-ответчик) заявители информируются письменно по почте. Кроме того, вам сообщат номер досье, который надлежит указывать в последующей корреспонденции, а также вышлют набор наклеек со штрих-кодом – их следует использовать при переписке с ЕСПЧ. После получения номера досье отслеживать судьбу жалобы можно по базе ЕСПЧ.


На одном из двух официальных языков Страсбургского суда – английском или французском. Однако по делам большой важности, а также с разрешения Президента секции ЕСПЧ можно продолжить пользоваться одним из официальных языков государств-членов Совета Европы (подп. А п. 3 Правила 34 Регламента ЕСПЧ).


Подавляющее большинство дел решается без проведения слушания. Исключения бывают по просьбе одной из сторон, если слушание необходимо для дополнительного прояснения обстоятельств дела или при высокой значимости спора.

Если ЕСПЧ решил провести слушание по существу жалобы, он письменно информирует об этом стороны, а также перечисляет вопросы, которые необходимо прояснить. Процесс обычно проходит на английском или французском, однако председатель может разрешить использовать официальный язык одного из государств-участников. Длится заседание не более двух часов, при этом сторонам дается на выступление по 30 минут. Если кто-то не явился без уважительной причины, слушание проходит без него.

В день оглашения постановления его текст, а также краткий пресс-релиз публикуются на сайте ЕСПЧ. Затем секретарь суда направляет заверенные копии сторонам по почте. Как правило, постановления написаны на английском или французском, а наиболее важные – сразу на обоих языках (Правило 76 Регламента).

Уведомить об этом ЕСПЧ в течение одного месяца после вынесения постановления – и опечатку (описку, ошибку в вычислениях) исправят (правило 81 Регламента).

Постановление ЕСПЧ может быть пересмотрено Большой палатой. Оно становится окончательным:

  • когда стороны объявляют, что не будут требовать пересмотра дела Большой палатой;
  • спустя три месяца после даты вынесения постановления, если не было просьбы о его пересмотре Большой палатой;
  • если коллегия Большой палаты отклонила просьбу о пересмотре.

А вот постановление Большой палаты уже не подлежит пересмотру.

Если речь идет о присуждении компенсации, Уполномоченный РФ в ЕСПЧ спустя три месяца после вступления постановления Страсбургского суда в силу направляет заявителю письмо, в котором предлагает сообщить счёт в банке. После этого Уполномоченный распоряжается перевести деньги. Если заявитель не может совершать банковские операции (например, отбывает наказание в местах лишения свободы), ему нужно оформить нотариальную доверенность на родственника или представителя.

Когда постановление ЕСПЧ предполагает устранить нарушения прав человека и их последствия, вступившее в силу решение российского суда пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Для этого заявитель в течение трех месяцев со дня вступления в силу постановления ЕСПЧ должен подать заявление о пересмотре дела в российский суд, принявший последнее решение. К заявлению о пересмотре должны быть приложены копии документов, подтверждающих новое обстоятельство. Судья обязан возбудить производство, даже если у заявителя нет перевода постановления ЕСПЧ на русский язык. Если судье нужен перевод, он самостоятельно запрашивает его в аппарате Уполномоченного РФ при ЕСПЧ.

В этой статье и будет описано преимущество онлайн-сервисов, которые предлагаются нынче Страсбургский Суд.

Как узнать любые данные после подачи жалобы?

Абсолютным новшеством стало недавнее появление на сайте ЕСПЧ новой базы данных под названием ЕСПЧ-SOP. Эта система позволяет любому заявителю узнать судьбу поданной им жалобы, а именно, на какой стадии судебного производства она сейчас находится.

В систему заложена функция поиска жалобы по ее номеру. Он присваивается ей судом и указывается на первом листе формуляра. Если человеку известен номер, то любые сведения относительно хода дела становятся доступными. Действия этого правила не распространяются на жалобы, поданными анонимами.

В работе ЕСПЧ сведения о любых изменениях статуса жалобы обновляются на сайте в срок, который обычно равняется два месяца.

Фемида на фоне флага ЕС

К сожалению, в настоящее время данный русский Интернет-сервис отсутствует, но в скором времени должен появиться. Поисковая система функционирует на четырех языках:

  • Английский;
  • Французский;
  • Итальянский;
  • Португальский.

Для наших граждан наиболее доступным из предложенных вариантов является все же англоязычная версия. Для того, чтобы отыскать любые сведения о вашей жалобе, надо на странице поиска в нужное поле ввести ее номер. Для активации поисковой работы порядок такой: нажимается кнопка «Submit», далее, может быть три варианта развития событий:

  1. Если ваша жалоба успешно прошла процедуру регистрации, то на экране появится вся имеющаяся информация о ее текущем состоянии. В левой колонке появившейся на экране формы будут все необходимые реквизиты жалобы, а в правой – информация о стадии производства, на которой она находится;
  2. Если вашей жалобы нет в наличии базе, то система поиска выдаст вам следующий ответ: «No information can be given for this application»(«Никакая информация не может быть предоставлена по данном запросу»);
  3. При введении неверного номера на экране появится следующий отклик на ваш запрос: «The format of the application number is incorrect please reenter using the format NUMBER / YEAR e.g…» («Формат номера заявки указан неверно, пожалуйста, введите его повторно, используя формат…»)

Человек, который не знает номер своей жалобы или потерял его, к сожалению, не сможет воспользоваться этим сервисом.

Коммуницированная жалоба: как узнать точные данные?

Судебная коллегия

Для осуществления поиска своей жалобы нужно указать ее номер в соответствующем поле и нажать кнопку «Найти». Она имеет местом своего положения нижний правый угол формы поиска. Если после проделывания этих действий ничего не нашлось, то это может означать одну из следующих ситуаций, касающихся судьбы жалобы:

  • Нахождение в очереди на рассмотрение;
  • Ее рассмотрение произошло без коммуницирования;
  • Признание неприемлемости по одному или нескольким критериям;
  • Не успели опубликовать сведения в базе сайта. На практике опоздания являются достаточно распространенным явлением;
  • Если ее коммуницирование произошло очень давно, то эта база данных может и вовсе не содержать ничего о вашей жалобе.
  • Если коммуницирование уже произошло, то сведения о появятся на экране, и их можно будет просмотреть.

В ситуации, когда вы не знаете номер или же он был вами утерян, но вам известно точное название вашего дела, вы можете воспользоваться им для ее поиска. Для этого вставьте название в поле под названием «Текст». Другим способом поиска является поиск по фамилии заявителя.

На практике иногда возникают ситуации, когда название дела меняется. Этому могут поспособствовать следующие причины:

  • Слияние двух похожих дел в одно;
  • Если рассматриваются жалобы однофамильцев.
  • Если на лицо первая ситуация, то этому новому производству присваивают номера каждой жалобы, которая есть в его составе, поэтому для поиска информации по такому делу достаточно ввести номер одной из них.

Если же было поменяно название дела, номер жалобы все равно остается неизменным.

Пример:

Например, Алексей Навальный активно использует возможности европейской Фемиды. Про суд Навального можно почитать тут .

Можно привести еще два примера. Суд вынес решение по поводу запрета гей -пропаганды в РФ или пот пример дела Аношкина против России.

Решение суда: как узнать?

Публикация решений обычно происходит с опозданием в довольно существенный срок, который порой вполне может быть равен и нескольким неделям. Постановления же размещаются на сайте уже в день их непосредственного оглашения.

Сведения о неприемлемых жалобах эта база данных не содержит. Также, тут вы не отыщите сведений и о жалобах, которые были исключены из списка дел, подлежащих рассмотрению на уровне единоличного Судьи или Комитета из трех Судей ЕСПЧ.

Европейский суд по правам человека

У этого поиска также есть вариант на русском языке. Если при переходе в этот поиск не появляются на экране строки, в которые можно вписать поисковый запрос, то нужно будет нажать на «Расширенный поиск». После этого напишите номер своей жалобы и нажмите кнопку «Найти». Она находится в нижнем правом углу формы поиска. Если после этого не было ничего найдено, то, скорее всего, по вашей жалобе никаких решений еще не принималось. Если же на экране появился список, то, соответственно, решение по вашей жалобе уже приняли и внесли в базу данных. Их нужно изучать каждое по отдельности.

Если вашей жалобой занимаются Комитет из трех Судей или же Большая Палата ЕСПЧ, то дату вынесения решения или постановления можно узнать из пресс-релизов. Их публикация происходит за одну-две недели до оглашения на официальном Интернет-ресурсе суда. Публикация пресс-релиза не делается при разбирательстве дела единоличным Судьей.

Практике известны случаи направления заявителю или его представителю (юристу, адвокату) бумажного или электронного письма с извещением о публикации решения или постановления по делу.

Как узнать все итоги разбирательства?

Все постановления Страсбургского суда вступают в силу в день их оглашения. Необходимость пересмотра будет являться исключением из этого правила.

Общему правилу вступления в силу подчинены постановления Комитета из трех судей и Большой Палаты ЕСПЧ. Постановления Палаты ЕСПЧ являются по своей юридической сути завершением процесса. Ситуации, когда они теряют свою окончательность, перечислены ниже:

  1. При заявлении сторон ходатайства о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату;
  2. Если по окончанию срока в три месяца, которые начинают отсчитываться с даты вынесения постановления, стороны так и не подали ходатайство о его передаче в Большую Палату;
  3. При отклонении ходатайства о пересмотре дела Большой Палатой.

Если ваше дело было принято на пересмотр Большой Палатой, на нем делается надпись: «Обращение о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату ожидает рассмотрения». На английском эта фраза выглядит следующим образом: «Request for referral to the Grand Chamber pending». Такая надпись ставится на титульном листе постановления, но не всегда он появляется точно в срок. На практике бывают задержки. Такое решение принимают специальным органом, который называется Коллегия из пяти судей Большой Палаты ЕСПЧ. Этот орган обычно собирается несколько раз в год.

На практике для передачи дела в Коллегию на рассмотрение нужно определенное количество времени, которое зависит от многих обстоятельств самого дела.

Анонс о заседании Коллегии появляется на официальном сайте ЕСПЧ за неделю до него.

При замене надписи «Request for referral to the Grand Chamber pending» на «Final», после которой указана дата, означает, что ходатайство о пересмотре отклонено и постановление вступит в силу в указанную дату. Если же Коллегия удовлетворила ваше ходатайство, на титульном листе постановления появится надпись «Referral to the Grand Chamber»(«Передано в Большую Палату»).

Практикуются также уведомления заявителя или его представителя почтовыми отправлениями. В них сообщается о всех решениях, таких как ее принятие, отклонение, удовлетворение и вступление в силу постановлений по ней.

Оригинал постановления не выдается на руки, а сдается в архив. Стороны же получают в свое распоряжение только копии.

Заключение

В конце статьи хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существуют и различные юридические конторы, которые предлагают услуги по поиску жалоб и соответствующих решений по ним на сайте ЕСПЧ. Так что, если вы не справились с задачей самостоятельно, можно доверить это дело профессионалу.

Поиск информации о жалобе в Европейский суд по правам человека по по фамилии заявителя, наименованию организации и другим реквизитам

Поиск информации о жалобе в Европейский суд по правам человека и документов, принятых Европейским судом по правам человека по номеру

Представительство в суде и защита прав, досудебное урегулирование споров, медиация, абонентское сопровождение организаций, кадровое делопроизводство, трудовое право, восстановление на работе и выплата заработной платы, регистрация и ликвидация предприятий, земельные споры, споры связанные с недвижимостью, сопровождение сделок с недвижимостью, бесплатная юридическая консультация. Квалифицированный юрист Вологда. Квалифицированный адвокат Вологда. Квалифицированный юрист Москва. Квалифицированный адвокат Москва. Квалифицированный юрист Санкт-Петербург. Квалифицированный адвокат Санкт-Петербург. Суд по интеллектуальным правам. Европейский суд по правам человека. Апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба в Московский городской суд. Апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд. Санкт-Петербургский городской суд. Московский городской суд. Верховный суд. Кассационная жалоба. Кассационная жалоба в Верховный суд. Оценка перспектив обращения в Европейский суд по правам человека. Подготовка жалоб в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ. Оценка перспектив обращения в ЕСПЧ. Подготовка жалоб в ЕСПЧ. Жалоба ЕСПЧ. Жалоба в ЕСПЧ. Адвокат ЕСПЧ. Юрист ЕСПЧ. Адвокат Европейский суд по правам человека. Юрист Европейский суд по правам человека. Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Подготовка жалоб в Комитет ООН по правам человека. Оценка перспектив обращения в Комитет ООН по правам человека. Жалоба Комитет ООН по правам человека. Адвокат Комитет ООН по правам человека. Юрист Комитет ООН по правам человека. Арбитражный суд города Москвы. Арбитражный суд Московской области. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Арбитражный суд Вологодской области. Девятый апелляционный арбитражный суд. Десятый апелляционный арбитражный суд. Тринадцатый апелляционный арбитражный суд. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Арбитражный суд Московского округа. Арбитражный суд Северо-Западного округа. Юрист Верховный Суд. Адвокат Верховный Суд. Юрист Верховный Суд Российской Федерации. Адвокат Верховный Суд Российской Федерации. Юрист Верховный Суд РФ. Адвокат Верховный Суд РФ. Юрист Вологодский областной суд. Адвокат Вологодский областной суд. Юрист Ленинградский областной суд. Адвокат Ленинградский областной суд. Юрист Сантк-Петербургский городской суд. Адвокат Санкт-Петербургский городской суд. Юрист Московский областной суд. Адвокат Московский областной суд. Юрист Московский городской суд. Адвокат Московский городской суд. Реновация Москва. Реновация в Москве. Юрист реновация Москва. Юрист реновация в Москве. Адвокат реновация Москва. Адвокат реновация в Москве.

Как узнать судьбу жалобы отправленной в Европейский суд, если нет первичного письма с номером? Можно ли узнать результат прохождения фильтрационной секции ЕСПЧ лишь по фамилии или дате отправления? С такими вопросами часто обращаются в наш Центр.

Мы решили помочь в данном вопросе и создали реестр, позволяющий находить жалобу по фамилии заявителя или представителя. На настоящий момент реестр включает в себя несколько сотен тысяч жалоб. Но особенность реестра не в общем количестве жалоб, а в том, что бы держать баланс между полнотой реестра и датами составления новых реестров. Выглядит это так, если мы в июне 2020 года начинаем составлять Реестр за июль 2019 года, то он будет практически полным, поскольку в отношении подавляющего большинства жалоб уже принято решение фильтрационной секции и данные переданы в SOP, в другом варианте, если мы в это же время начнем составлять реестр за март 2020 года, то значительное число жалоб в него включено не будет, поскольку по ним еще не была размещена информация.

Для чего нужен Реестр?

Нередко бывает, что человек отправивший жалобу в Европейский суд в г.Страсбурге, не получив письма с ответом от ЕСПЧ, с регистрационным номером дела, начинает волноваться. Средний срок получения первого письма из Страсбурга, обычно 3-4 месяца, но в редких случаях это может быть и год и даже больше.

Например дело Kukharchuk v. Russia 9261/18 жалоба поступила в ЕСПЧ 21.06.2016 года, а принята к рассмотрению (Application awaiting first judicial decision) лишь 21.02.2018 года, так же Gaynullin v. Russia 43725/18 поступила в ЕСПЧ 23.08.2016 года принята к рассмотрению 01.10.2018, Pashkina v. Russia 43563/18 поступила в ЕСПЧ 29.10.2016 года, принята к рассмотрению 14.09.2018 года (все эти жалобы были поданы без представителя). Несколько лет ожидали первого решения ряд жалоб из Польши Zydorczak and Others v. Poland 42702/18 (подана 24.11.2015, принята 10.09.2018) и Nowak v. Poland 11960/18 тоже поданные без представителя.

Но участие адвоката тоже не гарантирует скорость прохождения фильтрационной секции. Целых 22 жалобы представителя Турецкого адвоката Sinan Tumlukolcu поданные в декабре 2016 года в интересах разных заявителей, ожидали своего часа больше года, пока 15 марта 2018 года ЕСПЧ не признал все эти жалобы неприемлемыми. Порой не везет гражданам Украины, так по делам Bondarenko v. Ukraine 18535/18 Bazalyeyev v. Ukraine 18527/18 жалобы поданные в 2014 и 2015 году (без представителей) были приняты лишь в апреле 2018 года.

Конечно такие случаи единичны, порой один на тысячу, нередко ЕСПЧ дает ответы в течении месяца, чаще всего 3-4, но некоторым придется и подождать. Для таких ожидающих собственно и подготовлен данный материал. Сразу могу порадовать – если Вы ждете ответ более 3-4 месяцев, то скорее всего Ваша жалоба успешно прошла фильтрационную секцию (случай турецкого представителя Sinan Tumlukolcu скорее редкое исключение).

Зная номер жалобы отследить её несложно в SOP (поисковая система состояния судопроизводства), подробно об этом в статье по ссылке. Так же следует помнить, что ряд дел в SOP не указываются.

Узнать номер можно:

из письма (если Вы такое получили, если не получили в течении шести месяцев напишите в ЕСПЧ (отвечают, но не всегда),

лично приехав в Страсбург и обратившись в канцелярию, так же можно обратиться за помощью к адвокатам, присутствующим в Страсбурге,

позвонить по номеру 8 10 33 388 412 01 , где предусмотрено русскоязычное меню (правда, получить сведения о номере жалобы не владея разговорным английским будет довольно сложно).

Если дело было уже коммуницировано правительств (Application Communicated to Government without request for observations), то практически наверняка его можно будет увидеть в HUDOC.

Мы же, в свою очередь создали новую систему отслеживания жалоб для тех, кто не получил первичных писем с ЕСПЧ и ещё не знает номера своего дела в Европейском суде. Это была очень трудная работа, требующая очень много времени, сил и средств.

При работе с системой все полученные данные можно (и нужно!) сверить с SOP, что бы удостовериться в правильности и актуальности данных.

Нами предусмотрена возможность поиска по фамилии (или названию организации) заявителя, фамилии представителя и дате. При этом следует указывать дату поступления жалобы в ЕСПЧ (порой есть смысл проверить несколько следующих дней.

Мы составили таблицы, по которым ЕСПЧ принял решения в 2018 году, таких решений несколько десятков тысяч. Ввиду большого объема информации , таблицы разделены по датам обращения. Используйте ту таблицу, в пределах дат которой находиться срок поступления Вашей жалобы в ЕСПЧ. В отношении жалоб поданных по России, в поиске можете использовать кириллицу, в остальных случаях фамилию в поиск следует вводить на английском языке. Если поиск русскими буквами по делу в отношении России не дал результата, попробуйте английскую транслитерацию фамилии.

Как узнать судьбу жалобы отправленной в Европейский суд, если нет первичного письма с номером? Можно ли узнать результат прохождения фильтрационной секции ЕСПЧ лишь по фамилии или дате отправления? С такими вопросами часто обращаются в наш Центр.

Мы решили помочь в данном вопросе и создали реестр, позволяющий находить жалобу по фамилии заявителя или представителя. На настоящий момент реестр включает в себя несколько сотен тысяч жалоб. Но особенность реестра не в общем количестве жалоб, а в том, что бы держать баланс между полнотой реестра и датами составления новых реестров. Выглядит это так, если мы в июне 2020 года начинаем составлять Реестр за июль 2019 года, то он будет практически полным, поскольку в отношении подавляющего большинства жалоб уже принято решение фильтрационной секции и данные переданы в SOP, в другом варианте, если мы в это же время начнем составлять реестр за март 2020 года, то значительное число жалоб в него включено не будет, поскольку по ним еще не была размещена информация.

Для чего нужен Реестр?

Нередко бывает, что человек отправивший жалобу в Европейский суд в г.Страсбурге, не получив письма с ответом от ЕСПЧ, с регистрационным номером дела, начинает волноваться. Средний срок получения первого письма из Страсбурга, обычно 3-4 месяца, но в редких случаях это может быть и год и даже больше.

Например дело Kukharchuk v. Russia 9261/18 жалоба поступила в ЕСПЧ 21.06.2016 года, а принята к рассмотрению (Application awaiting first judicial decision) лишь 21.02.2018 года, так же Gaynullin v. Russia 43725/18 поступила в ЕСПЧ 23.08.2016 года принята к рассмотрению 01.10.2018, Pashkina v. Russia 43563/18 поступила в ЕСПЧ 29.10.2016 года, принята к рассмотрению 14.09.2018 года (все эти жалобы были поданы без представителя). Несколько лет ожидали первого решения ряд жалоб из Польши Zydorczak and Others v. Poland 42702/18 (подана 24.11.2015, принята 10.09.2018) и Nowak v. Poland 11960/18 тоже поданные без представителя.

Но участие адвоката тоже не гарантирует скорость прохождения фильтрационной секции. Целых 22 жалобы представителя Турецкого адвоката Sinan Tumlukolcu поданные в декабре 2016 года в интересах разных заявителей, ожидали своего часа больше года, пока 15 марта 2018 года ЕСПЧ не признал все эти жалобы неприемлемыми. Порой не везет гражданам Украины, так по делам Bondarenko v. Ukraine 18535/18 Bazalyeyev v. Ukraine 18527/18 жалобы поданные в 2014 и 2015 году (без представителей) были приняты лишь в апреле 2018 года.

Конечно такие случаи единичны, порой один на тысячу, нередко ЕСПЧ дает ответы в течении месяца, чаще всего 3-4, но некоторым придется и подождать. Для таких ожидающих собственно и подготовлен данный материал. Сразу могу порадовать – если Вы ждете ответ более 3-4 месяцев, то скорее всего Ваша жалоба успешно прошла фильтрационную секцию (случай турецкого представителя Sinan Tumlukolcu скорее редкое исключение).

Зная номер жалобы отследить её несложно в SOP (поисковая система состояния судопроизводства), подробно об этом в статье по ссылке. Так же следует помнить, что ряд дел в SOP не указываются.

Узнать номер можно:

из письма (если Вы такое получили, если не получили в течении шести месяцев напишите в ЕСПЧ (отвечают, но не всегда),

лично приехав в Страсбург и обратившись в канцелярию, так же можно обратиться за помощью к адвокатам, присутствующим в Страсбурге,

позвонить по номеру 8 10 33 388 412 01 , где предусмотрено русскоязычное меню (правда, получить сведения о номере жалобы не владея разговорным английским будет довольно сложно).

Если дело было уже коммуницировано правительств (Application Communicated to Government without request for observations), то практически наверняка его можно будет увидеть в HUDOC.

Мы же, в свою очередь создали новую систему отслеживания жалоб для тех, кто не получил первичных писем с ЕСПЧ и ещё не знает номера своего дела в Европейском суде. Это была очень трудная работа, требующая очень много времени, сил и средств.

При работе с системой все полученные данные можно (и нужно!) сверить с SOP, что бы удостовериться в правильности и актуальности данных.

Нами предусмотрена возможность поиска по фамилии (или названию организации) заявителя, фамилии представителя и дате. При этом следует указывать дату поступления жалобы в ЕСПЧ (порой есть смысл проверить несколько следующих дней.

Мы составили таблицы, по которым ЕСПЧ принял решения в 2018 году, таких решений несколько десятков тысяч. Ввиду большого объема информации , таблицы разделены по датам обращения. Используйте ту таблицу, в пределах дат которой находиться срок поступления Вашей жалобы в ЕСПЧ. В отношении жалоб поданных по России, в поиске можете использовать кириллицу, в остальных случаях фамилию в поиск следует вводить на английском языке. Если поиск русскими буквами по делу в отношении России не дал результата, попробуйте английскую транслитерацию фамилии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: