Есть ли наши суда в суэцком канале

Обновлено: 10.08.2022

На Суэцком канале восстановили судоходство, ранее приостановленное из-за севшего на мель танкера. Речь идет о судне Coral Crystal, следовавшем под флагом Панамы из Порт-Саида, сообщает ТАСС со ссылкой на службу навигации канала. Ранее телеканал Sky News сообщил о приостановке судоходства по Суэцкому каналу из-за судна, севшего на мель на 54-м км пути. На момент инцидента на канале было четыре судна, следующих в египетский город Суэц.

Как пояснили в пресс-службе канала, судно сняли с мели с помощью двух буксиров, после чего танкер продолжил движение по назначенному маршруту — в Порт-Судан.

Как перекрывался Суэцкий канал

Это не первый случай приостановки судоходства на Суэцком канале. 23 марта контейнеровоз Ever Given длиной 400 м сел на мель в Суэцком канале. Его сняли с мели только 29 марта, а движение восстановили к 3 апреля.

В мае специалисты начали углублять русло, чтобы обеспечить двустороннее движение в южной части недалеко от того места, где застряло судно. 7 июля контейнеровоз покинул Суэцкий канал.

Подробнее о последствиях аварии — в материале “Ъ” «Торговля окунулась в суэцкую жизнь».

Фотогалерея

Суэцкий коллапс

Груженый контейнеровоз Ever Given тайваньской Evergreen перегородил Суэцкий канал утром 23 марта. Судно длиной почти 400 метров направлялось из Китая в Роттердам под флагом Панамы

Груженый контейнеровоз Ever Given тайваньской Evergreen перегородил Суэцкий канал утром 23 марта. Судно длиной почти 400 метров направлялось из Китая в Роттердам под флагом Панамы

Фото: Maxar Technologies / Handout via Reuters

В качестве возможных причин инцидента назывались плохие погодные условия, человеческий фактор, технический сбой. В управляющей судном компании Bernhard Schulte Shipmanagement сообщали, что причиной стал сильный ветер. Администрация Суэцкого канала обвинила капитана Ever Given в произошедшем

В качестве возможных причин инцидента назывались плохие погодные условия, человеческий фактор, технический сбой. В управляющей судном компании Bernhard Schulte Shipmanagement сообщали, что причиной стал сильный ветер. Администрация Суэцкого канала обвинила капитана Ever Given в произошедшем

Над высвобождением гигантского контейнеровоза работали 13 буксиров, велись земляные работы на берегу, однако эвакуации мешала масса полностью загруженного Ever Given

Над высвобождением гигантского контейнеровоза работали 13 буксиров, велись земляные работы на берегу, однако эвакуации мешала масса полностью загруженного Ever Given

24 марта был организован пропуск судов в южном направлении — из Средиземного моря в Красное — по старому руслу Суэцкого канала

24 марта был организован пропуск судов в южном направлении — из Средиземного моря в Красное — по старому руслу Суэцкого канала

Фото: Reuters / File Photo

Компания, участвовавшая в снятии судна с мели, сообщила, что для спуска на воду 224-тысячетонного контейнеровоза было извлечено около 30 тыс. куб. м песка

Компания, участвовавшая в снятии судна с мели, сообщила, что для спуска на воду 224-тысячетонного контейнеровоза было извлечено около 30 тыс. куб. м песка

В пробке находились более 400 судов, в том числе танкеры с российской нефтью

В пробке находились более 400 судов, в том числе танкеры с российской нефтью

25 марта цена на нефть марки Brent выросла более чем на https://im.kommersant.ru/Issues.photo/CORP/2021/03/25/KMO_120232_24954_1_t222_095620.jpg за баррель на фоне новостей о блокировке Суэцкого канала

25 марта цена на нефть марки Brent выросла более чем на $2 за баррель на фоне новостей о блокировке Суэцкого канала

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Колонна судов растянулась почти до Индии. Египетские власти заявили, что потребуют компенсации от владельца контейнеровоза

Колонна судов растянулась почти до Индии. Египетские власти заявили, что потребуют компенсации от владельца контейнеровоза

Сообщалось, что Суэцкий канал из-за инцидента ежедневно терял $12–14 млн дохода. Эксперты оценили потери мировой экономики в $10 млрд за неделю. В 2020 году через канал прошло 18,8 тыс. судов и 1,17 млрд тонн груза. Его доходы за год составили $5,6 млрд

Сообщалось, что Суэцкий канал из-за инцидента ежедневно терял $12–14 млн дохода. Эксперты оценили потери мировой экономики в $10 млрд за неделю. В 2020 году через канал прошло 18,8 тыс. судов и 1,17 млрд тонн груза. Его доходы за год составили $5,6 млрд

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

29 марта стало известно, что Суэцкий канал открыт и готов к возобновлению навигации после того, как перегородившее его судно Ever Given было снято с мели. Полностью движение восстановилось только к 3 апреля

29 марта стало известно, что Суэцкий канал открыт и готов к возобновлению навигации после того, как перегородившее его судно Ever Given было снято с мели. Полностью движение восстановилось только к 3 апреля

После аварии администрация Суэцкого канала объявила о начале реализации проекта по расширению и углублению второй нитки канала

После аварии администрация Суэцкого канала объявила о начале реализации проекта по расширению и углублению второй нитки канала

Фото: Suez Canal Authority / Handout via Reuters

Администрация Суэцкого канала изначально потребовала от владельца судна компенсацию в размере $916 млн за нанесенный ущерб, репутационные потери и затраты по спасению. На контейнеровоз был наложен арест. Ever Given покинуло место стоянки – Большое Горькое озеро – только в июле, спустя 106 дней после аварии, когда управление канала и хозяин Ever Given подписали мировое соглашение. Последняя известная сумма требований — $550 млн

Администрация Суэцкого канала изначально потребовала от владельца судна компенсацию в размере $916 млн за нанесенный ущерб, репутационные потери и затраты по спасению. На контейнеровоз был наложен арест. Ever Given покинуло место стоянки – Большое Горькое озеро – только в июле, спустя 106 дней после аварии, когда управление канала и хозяин Ever Given подписали мировое соглашение. Последняя известная сумма требований — $550 млн

Фото: Li Ziheng / Xinhua / AP

Груженый контейнеровоз Ever Given тайваньской Evergreen перегородил Суэцкий канал утром 23 марта. Судно длиной почти 400 метров направлялось из Китая в Роттердам под флагом Панамы

Фото: Maxar Technologies / Handout via Reuters

В качестве возможных причин инцидента назывались плохие погодные условия, человеческий фактор, технический сбой. В управляющей судном компании Bernhard Schulte Shipmanagement сообщали, что причиной стал сильный ветер. Администрация Суэцкого канала обвинила капитана Ever Given в произошедшем

Над высвобождением гигантского контейнеровоза работали 13 буксиров, велись земляные работы на берегу, однако эвакуации мешала масса полностью загруженного Ever Given

24 марта был организован пропуск судов в южном направлении — из Средиземного моря в Красное — по старому руслу Суэцкого канала

Фото: Reuters / File Photo

Компания, участвовавшая в снятии судна с мели, сообщила, что для спуска на воду 224-тысячетонного контейнеровоза было извлечено около 30 тыс. куб. м песка

В пробке находились более 400 судов, в том числе танкеры с российской нефтью

25 марта цена на нефть марки Brent выросла более чем на $2 за баррель на фоне новостей о блокировке Суэцкого канала

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Колонна судов растянулась почти до Индии. Египетские власти заявили, что потребуют компенсации от владельца контейнеровоза

Сообщалось, что Суэцкий канал из-за инцидента ежедневно терял $12–14 млн дохода. Эксперты оценили потери мировой экономики в $10 млрд за неделю. В 2020 году через канал прошло 18,8 тыс. судов и 1,17 млрд тонн груза. Его доходы за год составили $5,6 млрд

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

29 марта стало известно, что Суэцкий канал открыт и готов к возобновлению навигации после того, как перегородившее его судно Ever Given было снято с мели. Полностью движение восстановилось только к 3 апреля

После аварии администрация Суэцкого канала объявила о начале реализации проекта по расширению и углублению второй нитки канала

Фото: Suez Canal Authority / Handout via Reuters

Администрация Суэцкого канала изначально потребовала от владельца судна компенсацию в размере $916 млн за нанесенный ущерб, репутационные потери и затраты по спасению. На контейнеровоз был наложен арест. Ever Given покинуло место стоянки – Большое Горькое озеро – только в июле, спустя 106 дней после аварии, когда управление канала и хозяин Ever Given подписали мировое соглашение. Последняя известная сумма требований — $550 млн

Фото: Amr Nabil / AP

Все суда, которые застряли на входе в Суэцкий канал после его блокировки контейнеровозом Ever Given, прошли через морскую артерию. Об этом заявил глава управления канала Усама Рабийе, передает El Balad.

В субботу последняя группа из 61 судна прошла через канал. Кроме того, его прошли еще 24 судна, прибывшие уже после разблокировки судоходной артерии. «Таким образом, в субботу через канал в общей сложности прошло 85 судов», — пояснил Рабийе.

35 судов прошли через канал с северного «европейского» направления, остальные 50 прибыли с юга. Общая вместимость только этой группы составляет 4,2 млн т.

Фото:Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Ранее 3 апреля Рабийе говорил, что в течение дня через Суэцкий канал пройдут последние суда из образовавшейся пробки. Всего из-за инцидента на входах в канал застряли 422 судна.

Блокировка канала вызвала кратковременное подорожание нефти, рост цен на морские перевозки и страховые тарифы.

Как оценить и повысить рентабельность продаж

Фото: Shutterstock

Цена на золото нарисовала «крест смерти». Что это такое и чем он опасен

Фото: Shutterstock

Как защитить кожу от солнца: подробная инструкция от дерматолога

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффетт

Фото: Hannelore Foerster / Getty Images

Сможет ли еврозона сохранить единство перед лицом кризиса — The Economist

Нужна ли вашему бизнесу омниканальность и как ее внедрить

Фото: Shutterstock

Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов

Фото: Mark Kolbe / Getty Images

Как искать информацию о здоровье в интернете и не навредить себе

Операция по снятию контейнеровоза с мели шла почти неделю. После нескольких неудачных попыток благодаря полнолунию и высокому приливу Ever Given удалось снять с мели.


С вечера понедельника в канале возобновилась навигация. Власти начали расследование инцидента, до его завершения контейнеровоз останется в Большом Горьком озере.

Владельцы судна решили не доводить дело до суда и добровольно выплатить компенсацию. Управление Суэцкого канала оценивало нанесенный ему ущерб в $1 млрд. Ущерб компаниям-владельцам других судов, потерпевших убытки в результате простоя, выплатят их страховщики.

После инцидента Рабийе заявлял, что администрация канала рассматривает возможность его расширения. При этом текущую глубину — 24 метра — увеличивать не станут.

Война на повестке дня. США показали Китаю и Европе, что могут в любой момент парализовать их торговлю.

Чтобы добраться до важнейших секретов, необязательно иметь Штирлица в стане врага. Для этого обычно вполне достаточно вдумчиво проанализировать имеющуюся в открытом доступе информацию. Наглядной иллюстрацией этой максимы может служить поставивший весь мир на уши инцидент с блокировкой Суэцкого канала. Чтобы понять, что это было, кто, зачем и почему организовал это якобы совершенно случайное происшествие, нужно всего лишь совсем немного поработать головой. Давайте же пропустим через неё самую базовую информацию об этом инциденте, соотнеся с ней происходившие одновременно важнейшие политические события, и тогда всё сразу встанет на свои места.

Что произошло в Суэцком канале

Итак, в минувшую среду (обращаем внимание на все детали!) гигантский японский контейнеровоз, оператором которого является тайваньская компания, набитый снизу доверху китайским грузом, который следовал из КНР в Европу, "случайно" полностью перегородил русло южной части Суэцкого канала, обеспечивающего 12% мировой торговли – в основном из Европы и арабских стран в Китай и обратно. Это случилось в том месте канала, где нет дублирующих водных путей. Перед закупоркой канала капитан контейнеровоза предпринял очень странные манёвры, которые на графике один к одному напоминают мужские гениталии (компания-оператор судна Ever Given утверждает, что это "чистое совпадение"). Блокировка была осуществлена филигранно: никто из членов экипажа контейнеровоза не пострадал, судно не повреждено, акватория не загрязнена. Фирма-оператор заявила, что причиной инцидента стал… внезапно подувший ветер, после чего судно-гигант упёрлось носом и кормой аккурат в противоположные берега.

В результате на главной водной артерии мира образовалась "пробка", в которую попали десятки огромных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов, в общей сложности примерно 200 судов. В ней застряло свыше 6,3 миллиона баррелей нефти, в том числе и российской – минимум на 400 миллионов долларов. После того как Ever Given стащат с мели, нормальное движение восстановится только через несколько недель. По данным Bloomberg, ежедневные потери из-за перекрытого канала составляют порядка 9,6 миллиарда долларов. Каждая минута "самой дорогой пробки" в истории обходилась (обратите внимание на цифру) в 6,66 миллиона долларов.

Короче, "подул ветер" и сдул 400-метровое судно шириной 59 метров и грузоподъемностью около 224 тысяч тонн с такими, можно сказать, эпохальными последствиями и именно в том месте Суэцкого канала, где это означает его блокировку. Тех, кто в это верит, можно пожалеть, ибо означает сие только одно: голова используется ими лишь для того, чтобы в неё есть.

Что произошло в мировой политике

Понятно, что раз вышеизложенная версия не работает, следует найти реальное объяснение произошедшему. Единственный способ сделать это – посмотреть, что произошло в последнее время в мировой политике, кому это выгодно, а для кого, напротив, означает "чёрную метку".

Самые свежие знаковые события на мировой арене – это завершившиеся громким скандалом американо-китайские переговоры в Анкоридже (штат Аляска), показавшие, что отношения между обеими странами основательно разрушены, что никакой Кимерики не будет. Это подтвердил на состоявшейся на днях пресс-конференции в Белом доме президент США Джо Байден, заявивший, что Вашингтон не позволит Китаю стать первой страной в мире. Это во-первых.

Во-вторых, состоялся визит в Китай министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в ходе которого китайские власти официально подтвердили, что заключённый 20 лет назад российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве будет не просто продлён, но и наполнится новым содержанием. Подвергаясь растущему прессингу со стороны США, обе суверенные страны фактически встали на путь оформления антиамериканского союза – в ответ на создание США антироссийского и антикитайского союзов из "демократических" стран и недовольных соседей.

В-третьих, по итогам 2020 года Китай впервые в современной истории лишил США звания главного торгового партнёра в торговле с Евросоюзом. "Похищение" Китаем Европы произошло во многом благодаря Суэцкому каналу.

В-четвёртых, продолжали обостряться китайско-тайваньские отношения – по причине подготовки Тайванем к провозглашению себя при поддержке США отдельным от Китая государством, что в Пекине рассматривается как акт сепаратизма, требующий применения военной силы. Превращение китайцев Тайваня в "тайваньчиков", а самого острова – в "непотопляемый авианосец" США, пистолет, приставленный Америкой к виску Китая, для Пекина вещь абсолютно неприемлемая. Примерно как Крым с базирующимся в Севастополе американским флотом для России. Китайским ответом на это будет наверняка блокада Тайваня в расчёте на приход к власти там прокитайских сил (бывших врагов–гоминьдановцев, теперь – почти союзников), которые имеют достаточно сильные позиции, особенно в армии, или высадка китайских войск на острове.

В-пятых, Китай бросил открытый вызов американцам не только в Европе, но и на Ближнем и Среднем Востоке с перспективой заменить для местных правящих кругов США. Непосредственным триггером блокировки Суэцкого канала могли послужить события, имеющие отношение именно к пятому пункту.

Два важнейших турне

24–31 марта совершает визит в Европу редко выезжающий из страны министр обороны, член Госсовета КНР Вэй Фэнхэ. Он посещает Венгрию, Сербию, Грецию и Северную Македонию. Две страны из этого списка – давние члены НАТО и также члены ЕС. Китайского министра принимают на высшем уровне. В Белграде Вэй Фэнхэ предупредил, что Китай не допустит повторения событий, произошедших во время бомбардировок НАТО Югославии в 1999 году, в ходе которых американцы нанесли удар по посольству КНР в Белграде с жертвами среди китайских дипломатов и журналистов. Китайский военный министр, выступающий, безусловно, в качестве личного представителя председателя Си Цзиньпина, посетил место трагедии, заявив: "Вооружённые силы Китая никогда не позволят истории повториться, поскольку Китай полон решимости и имеет возможности для защиты своих национальных интересов". Самое интересное, что у всех этих стран тоже есть свои "Тайвани" – Закарпатье, Косово, Северный Эпир…

И в это же время глава МИД КНР Ван И проводит недельное турне по Ближнему Востоку: Саудовская Аравия, Турция, Иран, ОАЭ, Бахрейн и Оман. В ходе этого визита Пекин выдвинул неожиданную инициативу по Ближнему Востоку – пять принципов урегулирования конфликтов в регионе. Ван И заявил о готовности КНР провести прямые переговоры Палестины и Израиля, конференцию по безопасности в Персидском заливе. Он касался в своих выступлениях ситуации в Сирии, войны в Йемене, затрагивал другие актуальные темы. Это прямой вызов интересам США в регионе, так как с Москвой, также играющей в регионе важную роль, Пекин как-нибудь договорится. Эксперты единодушно увидели в этом событии "политический приход" Китая в регион, "активизацию ближневосточной политики" КНР.

Можно предположить, что, прикрываясь этими громкими фразами, высокопоставленные китайские представители зондировали настроения правящих кругов стран Европы и Ближнего Востока с Ираном, заинтересованных в хороших отношениях с Пекином, чтобы выяснить, как они поведут себя, если произойдут те или иные неожиданности.

Что имеем в сухом остатке

Из всего вышесказанного вытекает простейшее логическое умозаключение. Суэцкий канал заблокировали специально. Речь идёт об американо-тайваньской провокации. Мотивов к её осуществлению у Тайваня и США было более чем достаточно. Один Тайвань на неё никогда бы не решился.

Это сигнал, можно сказать, последнее предупреждение Вашингтона, направленное сразу по нескольким адресам. Во-первых, Китаю (нельзя не слушаться США, точить зубы на Тайвань, сильно дружить с Россией, лезть на Ближний Восток). Во-вторых, Европе (вы с кем связались – вся ваша дурацкая торговля с Китаем висит на волоске, мы можем прикрыть её в любой момент). В-третьих, России (союз с Китаем вам дорого обойдётся, ваши поставки нефти в КНР через Суэцкий канал могут накрыться в любой момент). И ещё, конечно, это предупреждение США странам Ближнего Востока (шутить не будем, за шашни с Китаем накажем вас по полной программе).

Короче, эта провокация США, осуществлённая с помощью зависимых от них стран, явно приурочена к провалу американо-китайских переговоров в Анкоридже, рабочему визиту Лаврова в Китай и турне глав МИД и Минобороны КНР по Ближнему Востоку и Европе. Всё сходится. И всё ясно.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Случаи блокировки движения по Суэцкому каналу

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 марта 2021 года администрация Суэцкого канала объявила, что навигация по нему приостановлена. Прохода ожидают не менее 150 судов. Это произошло из-за того, что 23 марта на мель сел шедший под панамским флагом контейнеровоз Ever Given.

ТАСС подготовил материал о Суэцком канале и случаях блокировки движения по нему.

Суэцкий канал

Суэцкий канал - судоходный канал, связывающий Средиземное (город Порт-Саид) и Красное (город Суэц) моря. Проложен на территории Египта в наиболее узкой части Суэцкого перешейка, соединяющего Азию и Африку. Путь через него является кратчайшим между Индийским и Атлантическим океанами.

Канал был открыт для судоходства в 1869 году. После реконструкции в 2015 году его длина составляет 193 км, ширина - 205-225 м (измеряется на глубине 11 м), глубина по фарватеру - 24 м. По каналу могут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. тонн.

В настоящее время по нему осуществляется 12% мирового объема морских грузоперевозок. Канал пропускает около 19 тыс. судов в год, или более 50 в сутки. За его эксплуатацию в казну Египта, по данным администрации канала, ежегодно поступает в среднем $5 млрд (в 2020 году - $5,6 млрд).

Случаи блокировки движения

По словам экспертов, инциденты, аналогичные нынешней ситуации, в Суэцком канале случаются нечасто. Самый громкий эпизод произошел в 2004 году. Тогда 7 ноября танкер Tropic Brilliance, шедший под либерийским флагом и имевший на борту более 140 тыс. тонн сырой нефти, из-за поломки навигационного оборудования сел на мель около города Исмаилия. Он полностью заблокировал движение, у южного и северного входов в канал скопилось более 100 судов. В результате аварии никто из членов экипажа не пострадал, угрозы окружающей среде создано не было. Судно удалось снять с мели лишь 9 ноября. По оценкам специалистов, убытки Египта составили примерно $24 млн.

Еще один случай длительного ограничения движения по Суэцкому каналу произошел в 1990 году. Утром 29 сентября американский контейнеровоз Robert Lee из-за аварии двигателя врезался в восточный берег этой водной артерии. Это привело к скоплению более 80 судов. 30 сентября движение было возобновлено.

Кроме того, были случаи, когда в Суэцком канале аварии судов приводили к блокировке движения на несколько часов. Так, 18 августа 1990 года танкер Silver Energy, следовавший под мальтийским флагом, из-за неполадки в двигателе врезался в берег канала. В результате он получил пробоину, из которой вылилась нефть. Движение судов вскоре возобновилось, после того как танкер удалось отбуксировать в безопасную зону, а нефтяное пятно локализовать.

13 сентября 2006 года в канале вблизи города Исмаилия затонуло египетское судно. Из 50 человек, находившихся на борту, погибли двое, еще несколько пропали без вести. Суда стояли в канале примерно час, пока длилась спасательная операция.

По данным СМИ, в последний раз навигация в Суэцком канале была приостановлена в октябре 2017 года. Тогда из-за технических неполадок сел на мель, повернувшись перпендикулярно фарватеру, японский контейнеровоз OOCL. Через несколько часов он был отбуксирован.

Скопление судов на подходах к каналу мешает поставкам российского газа

Крупнейший затор в мировом судоходстве за последние годы лишь незначительно затронул поставки российской нефти, однако может коснуться сжиженного газа. Вместе с десятками других судов на подходах к Суэцкому каналу оказались заблокированными три СПГ-танкера, обслуживающие грузы НОВАТЭКа — Yamal Spirit, Clean Horizon и Yenisei River. Суда уже второй день ждут, чтобы пройти через канал, движение по которому парализовал севший на мель гигантский контейнеровоз Ever Given. Также на подходах к каналу стоят четыре танкера с отгруженной из Новороссийска нефтью, в основном казахстанского происхождения. По оценкам аналитиков, критического влияния на рынки нефти ситуация не окажет, но возможен всплеск спотовых цен на газ.

Контейнеровоз Ever Given встал поперек российского газа и казахстанской нефти

Контейнеровоз Ever Given встал поперек российского газа и казахстанской нефти

Фото: Cnes2021 / Distribution Airbus DS / AFP

Контейнеровоз Ever Given встал поперек российского газа и казахстанской нефти

Фото: Cnes2021 / Distribution Airbus DS / AFP

Три порожних танкера класса Arc4 Yamal Spirit (принадлежит канадской Teekay), Clean Horizon и Yenisei River (принадлежат Dynagas), доставляющие сжиженный газ с проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ», возвращаются из Азии и подходят к Суэцкому каналу, следует из данных Marinetraffic. Они находятся в общем потоке танкеров, застрявших на входе в канал из-за севшего на мель 400-метрового контейнеровоза Ever Given. Пока, судя по данным Marinetraffic, суда не собираются идти по более продолжительному и затратному пути в обход мыса Доброй Надежды.

Также проблемы коснулись нефти российских нефтекомпаний.

Как отмечает Argus, на входе в канал и на подходе к нему находятся четыре танкера, перевозящие смесь Каспийского трубопроводного консорциума (среди акционеров — РФ, «Роснефть» и ЛУКОЙЛ), которая отгружается из Новороссийска.

В основном это нефть казахстанского происхождения, но смесь содержит и нефть, добытую в РФ. В НОВАТЭКе, «Роснефти», ЛУКОЙЛе, «Газпром нефти» на запрос “Ъ” не ответили.

По мнению аналитиков Argus, на отгрузки российского сорта Urals перекрытие Суэцкого канала никак не повлияет, поскольку поставки Urals в Азию через канал идут редко — в основном трейдеры предпочитают формировать крупные партии для отгрузки на танкерах VLCC вокруг мыса Доброй Надежды (столь большие суда не могут пройти через Суэц). Но участники рынка допускают, что остановка движения по каналу может привести к удорожанию Urals на рынке Европы, поскольку прерваны поставки среднетяжелой нефти с Ближнего Востока. Так, поставки иракской нефти из Басры в марте составляли до 10% всего импорта сырья в Средиземноморье, отмечают в Argus.

Собеседники “Ъ” отмечают, что задержки танкеров увеличат транспортные расходы, но их размер будет зависеть от того, когда Ever Given сдвинется с места. В любом случае, по словам источников “Ъ”, стоит ожидать роста ставок фрахта.

К тому же, по мнению одного из собеседников “Ъ”, покупатели не склонны относить задержку грузов в данном случае к форс-мажору, что может привести к штрафам за задержку поставок.

Дмитрий Маринченко из Fitch полагает, что критического влияния на рынок нефти ситуация не окажет, поскольку почти в любом регионе есть запасы. Рынок СПГ — менее гибкий, а его транспортировка стоит дороже, поэтому спотовые цены на газ могут временно вырасти, если проблему не удастся быстро решить. «Но масштаб роста цен будет ограничен — спрос на газ сейчас снижается, так как отопительный сезон в Северном полушарии подходит к концу»,— отмечает аналитик.

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море с Красным, один из самых загруженных транспортных узлов в мире. Даже незначительные задержки на транзитном коридоре могут приводить к заторам и нарушению сроков поставки сырья (см. справку).

Как перекрывался Суэцкий канал

Утром 23 марта судно Ever Given, следовавшее в Роттердам, встало поперек канала и село на мель, перекрыв его почти полностью. Пока судно продолжает стоять на якоре в южной части канала. Его правление сообщало, что переместить контейнеровоз, застрявший по диагонали на однополосном участке, пытались восемь буксиров.

Тем временем, по данным Норвежской ассоциации судовладельцев, на обоих концах канала остаются заблокированными около 150 судов.

«Мы не можем исключать, что это (разблокировка канала.— “Ъ”) может занять несколько недель, в зависимости от ситуации»,— сообщил глава голландской Boskalis (задействована в освобождении судна) Питер Бердовски в эфире местного телеканала.

По словам главы группы спецпроектов юрфирмы Vegas Lex Анастасии Чередовой, договор поставки обычно содержит перечень обстоятельств, относимых к форс-мажору, распределение рисков и порядок действий сторон. Учитывая длительность процедур разрешения споров, вероятно, существенная часть «очевидных» претензий между продавцами и покупателями будет урегулирована в ходе переговоров. Юрист отмечает также, что штрафы зависят от применимого права и договора, и нередко стороны устанавливают дифференцированную шкалу в зависимости от вида нарушения.

«Можно лишь сказать, поскольку речь идет об экспорте, размер ответственности может быть достаточно существенным»,— заключает госпожа Чередова.

Посадку контейнеровоза Ever Given на мель уже сейчас нельзя всерьез рассматривать как форс-мажор, полагает старший юрист практики международного коммерческого арбитража КИАП Мария Краснова. Для признания обстоятельства непреодолимой силой (форс-мажором) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер, что подразумевает исключительность события, наступление которого не является обычным в конкретно взятых условиях, отмечает юрист. Посадка Ever Given на мель в связи с усилением ветра в южной части Суэцкого канала вряд ли может рассматриваться в качестве такого обстоятельства, особенно если речь идет о возможном возмещении убытков со страховщиков, считает госпожа Краснова. По условиям страхования морского каско или грузов посадка на мель относится к классическим sea perils (опасностям судоходства), и ни скорость, ни сила ветра в данном случае принципиального значения не имеют, отмечает она, в отличие от человеческого фактора. В случае выявления признаков грубой неосторожности со стороны экипажа контейнеровоза Ever Given страховщики вправе отказать в выплате возмещения в полном объеме, полагает юрист.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: