Эмпирическая база исследования это судебная практика

Обновлено: 06.06.2023

При написании работы студенты должны использовать данные юридической прак­тики, в том числе опубликованной, что позволяет им обосновать те­оретические выводы своей работы, обнаружить недостатки в деятель­ности практических органов, вскрыть их причины, наметить возмож­ные пути и средства их устранения, внести свои предложения по со­вершенствованию законодательства и юридической деятельности. Все это формирует эмпирическую базу исследования.

К исследованию практики необходимо тщательно подготовиться: изучить соответствующее законодательство, нормативные акты минис­терств и ведомств, Постановления Конституционного суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного су­да РФ, проанализировать статистические данные по интересующим вопросам за предыдущие пе­риоды времени.

При написании курсовой работы по возможности, а выпускной квалификационной работы обязательно – сту­денты должны использовать не только данные опубликованной практи­ки, но и проводить личное изучение и обобщение судебно-следственной практики. Такое изучение проводится по заранее разработанному плану (программе), согласованному с научным руководителем. Иссле­дование практики применительно к избранной теме может включать в себя следующие слагаемые: статистические данные, материалы обоб­щения работы суда, прокуратуры, органов предварительного рассле­дования по конкретным регионам, данные проведенного социологичес­кого исследования (анкетирования, тестирования практических ра­ботников по актуальным проблемам темы), примеры из отдельных уго­ловных дел, подтверждающие те или иные выводы автора.

Материалы судебной практики (и опубликованной, и лично собранной) обязательно должны быть проанализированы студентом. Не допускается их механическое воспроизведение в работе без каких-либо комментариев. Приводимые примеры из практики должны быть связаны с конкретным положением работы, в тексте работы должен содержаться анализ каждого приводимого источника, охарактеризовано его значение для рассматриваемой темы. При этом определенную помощь студенту могут оказать методические указания по обобщению судебно-следственной практики при курсовом и диплом­ном исследовании, разработанные на кафедре уголовного процесса и криминалистики.

В курсовых работах и выпускных квалификационных работах должно быть проанализировано не менее 3-х судебных, административных, следственных решений либо протоколов судебных, следственных, административных действий, а также материалов самостоятельно проведенных социологических исследований, анализа официальной статистики и т.д. по выбранной тематике, принятых, произведенных или отражающих период не позднее, чем за 2 года до начала выполнения работы. В случае необходимости (проведение сравнительного анализа, необходимости иллюстрации изменения практики применения законодательства, иных подобных случаев) допускается использование эмпирической базы, относящейся к более раннему сроку.

5. Логико-юридическая структура работы. Составление плана

Курсовые работы, выпускные квалификационные работы выполняются в виде текстового документа – пояснительной записки, который может быть дополнен при необходимости графическим материалом, как входящим, так и не входящим в приложение к работе (чертежами, схемами, алгоритмами, графиками, демонстрационными листами (плакатами), иллюстрациями, фотографиями, слайдами, электронными презентациями, выполненными в программной среде Microsoft PowerPoint), собранным или подготовленным при выполнении работы.

Сама по себе основная часть работы может сопровождаться иллюстрациями (графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.) и должна в краткой и четкой форме раскрывать:

- творческий замысел работы, сформулированные цели, которые должны быть достигнуты, или требования, которым должна удовлетворять данная работа;

- постановку задачи, выбор и обоснование пути решения поставленной задачи и способов ее реализации;

- анализ и конкретизацию решения;

- обобщение материалов юридической практики;

- выводы и рекомендации.

После предварительного изучения литературы следует составить черновой набросок плана (или несколько вариантов плана). По мере изучения литературы или нормативного материала план может уточ­няться, меняться (перечень вопросов темы сужаться или дополнять­ся). Окончательный план работы согласовывается с научным руково­дителем.

План может быть простым, когда тема работы разбивается на главы или вопросы, без подразделения на более мелкие руб­рики, а также сложным, когда каждая глава подразделяется на па­раграфы.

Курсовая работа, выпускная квалификационная работа должны включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:

- основная часть – исследовательский раздел;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц.

Минимальный объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет:

- по программе бакалавриата – 70 страниц;

- по программе специалитета – 80 страниц;

- по программе магистратуры – 90 страниц.

Титульный лист.

Формы титульных листов приведены в приложениях к настоящим рекомендациям:

- курсовая работа – приложение Д;

- выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата – приложение Е;

- выпускная квалификационная работа по программе специалитета – приложение Ж;

- выпускная квалификационная работа по программе магистратуры – приложение К.

Формулировка темы в задании и титульном листе выпускной квалификационной работы должна строго соответствовать ее формулировке в приказе по университету по форме, приведенной в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям.

Задание.

Задание на курсовую работу и выпускную квалификационную работу является обязательным и содержит необходимые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки студента.

Выполнение выпускной квалификационной работы может осуществляться на конкретных материалах судебных и правоохранительных органов, адвокатских образований, являющихся базой учебных, производственных и преддипломных практик. Студент должен принимать активное участие в формулировании научным руководителем задания.

Руководитель работы совместно со студентом формулирует задание, соответствующее тематике курсовой работы или выпускной квалификационной работы, которое студент оформляет в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций (приложения А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям).

При заполнении раздела 3 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям следует указать основные нормативные правовые акты, на основе которых пишется работа.

Раздел 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, заполняется, если подготовка графического материала необходима при выполнении данной работы. Если нет необходимости подготовки графического материала, то в разделе 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, пишется: «не предусмотрено».

Форма задания заполняется рукописным или машинописным способом.

Реферат.

Реферат к курсовой работе или выпускной квалификационной работе является обязательным и размещается на отдельном листе (странице). Рекомендуемый средний объем реферата 850 печатных знака. Объем реферата не должен превышать одной страницы.

Заголовком служит слово “Реферат” (для реферата на иностранном языке – соответствующий иностранный термин).

Реферат должен содержать:

- сведения об объеме работы, о количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источниках, графическом материале;

- перечень ключевых слов;

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание работы и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

- объект исследования или разработки;

- метод или методологию проведения работы (исследования) и аппаратуру;

- полученные результаты и их новизну;

- рекомендации или итоги внедрения результатов работы;

- общественно-социальную значимость, экономическую или иную эффективность работы;

Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Изложение материала в реферате должно быть кратким, точным и соответствовать положениям ГОСТ 7.9-95. Сложных грамматических оборотов следует избегать.

Содержание.

Содержание включает введение, заголовки всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) основной части, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы (Приложение Н к настоящим рекомендациям).

Материалы, представляемые на технических носителях данных, должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя, обозначений и наименований документов, имен и форматов соответствующих файлов, а также места расположения носителя в работе.

В конце содержания перечисляется графический материал, представляемый к защите, с указанием: “На отдельных листах”.

Введение.

Введение должно раскрывать основной замысел курсовой работы, выпускной квалификационной работы. В нём:

- обосновывается выбор данной темы;

- формулируется актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость;

- изла­гаются основные направления разработки проблемы в литературе или наоборот, отмечается неразработанность или дискуссионность этой проблемы;

- предмет и объект исследования (кроме курсовой работы);

- анализ использованной литературы и источников;

- обозначается свое отношение к выбранной теме.

Во введении выпускной квалификационной работы по программе магистратуры также рекомендуется сформулировать элементы учебно-научной новизны и положения, выносимые на публичную защиту, а также обобщить результаты научно-практической апробации работы.

Последнее предложение во введении: «Курсовая работа (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, …(кол-во) глав, заключения, списка использованных источников».

Объем введения должен быть не превышать 10 процентов от величины основной части работы.

Эмпирическая база исследования: что это такое + примеры

Написать исследование без методологической базы невозможно. Однако это далеко не весь инструментарий, который нужен студенту для курсовой, дипломной или других работ. Иногда стоит использовать эмпирическую, теоретическую, нормативную и другие виды баз.

В этой статье мы подробно поговорим об эмпирической базе исследования в курсовой или дипломной работе. Вы не только разберётесь в терминологии, но и увидите примеры описания эмпирической базы исследования.

Хотите первыми получать полезные материалы? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Эмпирическая база исследования: что это такое

Эмпирическая база исследования — это фактический материал научной работы, неопровержимые и достоверные данные. Их студент использует в соей работе как основу для наблюдения, эксперимента, построения гипотезы, создания модели и так далее.

Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования?

Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.

Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.

Что может составлять эмпирическую базу

Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:

  1. В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
  2. В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
  3. В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
  4. В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
  5. В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
  6. В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.

Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что может составлять эмпирическую базу

Для основательного исследования, стоит собрать больше данных

Месторасположение эмпирической базы в работе

Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.

Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:

  • показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
  • уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
  • привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
  • объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.

Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.

Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.

Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.

Эмпирическая база исследования: примеры

Можно долго читать характеристики эмпирической базы и так и не разобраться, что это такое на самом деле. Поэтому мы собрали реальные примеры описания, которые можно встретить в курсовых, дипломах и диссертациях. Изучайте образцы и используйте их в качестве шаблона для своего исследования.

Примеры описания эмпирической базы исследования в курсовых

Курсовая работа по социологии

Тема: «Российские женщины-политики в социальных медиа: анализ сетевых аккаунтов»

Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа аккаунтов российских женщин-политиков в социальных сетях Twitter, Facebook, «Вконтакте», Livejournal, Instagram, «Одноклассники» и YouTube. Наблюдение велось в период с 1 января 2017 года по 8 апреля 2017 года. Изучения этого периода достаточно, чтобы увидеть, как политики комментировали праздники, важные события России (например, митинги 26 мая или теракт в Санкт-Петербурге) и дает возможность изучить публикации на протяжении достаточно длительного периода времени.

Аккаунты отбирались по следующему принципу:

Посты на страничках должны публиковаться не реже раза в неделю, в противном случае аккаунт будет считаться заброшенным.

В выборку попадают аккаунты политиков разных рангов:

  • высший эшелон власти — министры;
  • депутаты, пресс-секретари;
  • местные политики.

Для каждой группы было отобрано 2-3 наиболее популярных представителя. Степень их известности и популярности оценена при помощи статистики их цитирования в СМИ. Также учитывалось то, насколько популярны их аккаунты (сколько у них фолловеров).

Курсовая работа по психологии

Тема: «Психологический анализ особенностей формирования искусственного билингвизма у аутичных детей»

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие две группы детей (экспериментальная и контрольная), насчитывающие 15 испытуемых, в возрасте 10-11 лет, проживающих на территории Москвы и Московской области, с диагностированным расстройством аутичного спектра, не отягощённым умственной отсталостью.

Примеры описания эмпирической базы исследования в дипломных

Дипломная работа по финансовому праву

Тема: «Особенности правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на российском рынке ценных бумаг»

Эмпирическая база исследования: Фактологической основой работы явились статистические сведения Госкомстата России, Минфина России, ФСФР России, Банка России, официальные материалы МНС России, а также другие официальные источники.

Дипломная работа по медицине

Тема: «Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности»

Эмпирическая база исследования: Исследования проводилось на базе Волгоградского государственного медицинского университета путём анкетирования. В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, а также врачи ЛПУ и Центра санэпиднадзора г. Волгограда и г. Волжского.

Пример описания эмпирической базы исследования в диссертации

Диссертация по праву

Тема: «Право и корпоративные нормы»

Эмпирическая база исследования: Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности ряда организаций, как местного, так и межрегионального масштаба, в основу которого было положено изучение и детальный анализ корпоративных актов указанных структур.

Все образцы описания эмпирической базы исследования в курсовых работах, дипломах и диссертациях вы можете скачать в формате Word.

Надеемся, теперь вы сможете уверенно описать эмпирическую базу своего учебного исследования и с лёгкостью защитите его перед комиссией. А если не хватает времени оформлять реферат, курсовую или дипломную самостоятельно — доверьте это нашему студенческому сервису.

База эмпирического исследования – это та организация (учреждение), где проводилось эмпирическое исследование. В качестве таковой может выступать какое-либо учреждение или организация (образования, здравоохранения, социальной сферы, производственная, коммерческая, структуры МЧС, МВД, Минобороны и др.), профиль деятельности которых соответствует типу данных, искомых в проводимом студентом психологическом исследовании, а условия деятельности позволяют студенту организовать эмпирическое (в том числе экспериментальное) исследование по теме курсовой или выпускной квалификационной работы и собрать необходимый эмпирический материал. Базой эмпирического исследования может служить и ВГУ (его конкретные факультеты или иные подразделения) либо другие вузы.

В отдельных работах невозможно указать точную базу эмпирического исследования. Например, когда изучаются семьи с определенным стажем супружеской жизни, и студент формирует выборку по этому признаку из брачных пар, принадлежащих к разным слоям населения, работающих в различных учреждениях, проживающих в разнообразных районах города или области. Или: исследуются особенности самоопределения лиц пожилого возраста, и с этой целью в эмпирическом исследовании принимают участие пожилые испытуемые, набранные случайным образом, у каждого из которых свое место проживания.

Но в любом случае в этой части Введения требуется указать, что представляла собой выборка эмпирического исследования и каков был ее общий объем.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Все, что предпринимается в исследовании впервые, характеризует его новизну. Это может быть, например, применение уже известного исследовательского приема (методики) к новому объекту (еще не изученному другими авторами) или, наоборот, разработка нового способа исследования уже хорошо изученного объекта. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы. Это может быть обнаружение новых научных фактов, стоящей за ними закономерности, открытие нового психологического явления и т.д. При этом необходимо конкретно сформулировать, в чем именно выражается новизна проведенного исследования. Например, при изучении самоотношения у игроманов новым является не просто исследование самоотношения как такового, а раскрытие его особенностей у игроманов, причем относительно не всей системы самоотношения, а отдельных его аспектов, таких как самоуважение, саморуководство, самоуверенность.

Таким образом, студент описывает все, что впервые привнесено им в психологическую науку (может быть представлен теоретический, методический, эмпирический, практический планы новизны исследования – все одновременно или несколько из них). Так, новым для науки может быть введение и обоснование определенного понятия, систематизация теоретических представлений об изучаемом явлении, разработка и апробация новой методики, предназначенной для изучения конкретного психологического феномена, психометрическое обоснование методики (вновь разработанной или уже известной), разработка и апробация коррекционной (тренинговой) программы и т.д.

Теоретическая значимость исследования требует указания на то, что данное исследование расширяет и / или уточняет психологическую теорию, теоретические представления, уже сложившиеся в психологии по данной проблематике.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в практической деятельности. При этом важно не просто заявить о «всеобщей» полезности полученных результатов, а указать, для чего именно они могут быть использованы. Иными словами, здесь описывается, как результаты предпринятого исследования могут применяться в практической деятельности психолога и / или других специалистов.

Пример № 9
1.«Практическую значимостьпроведенного нами исследования мы видим в том, что изучение особенностей групповой идентичности позволит правильно организовывать межличностное взаимодействие в разных малых группах, предложить психологические рекомендации по разрешению возникающих в них трудностей, по оптимизации их жизнедеятельности как групповых субъектов. Кроме того, использованный в работе комплекс методик может найти применение в социально-психологической диагностике, в деятельности различных психологических служб в целях изучения особенностей общения, взаимоотношений, социального познания субъектов в разных сферах жизнедеятельности. Материалы и выводы нашего исследования могут быть использованы в просветительской работе психологов, а также в образовательном процессе – в ходе профессиональной подготовки не только психологов, но и других специалистов сферы «человек – человек». В этом нам также видится практический выход нашей работы». 2. «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста (может найти применение в работе психологических служб, функционирующих в производственных организациях, и отдельных практических психологов)». 3. «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации». 4. «Разработана эффективная психодиагностическая методика (способ, технология, коррекционная программа), имеющая широкие возможности применения в психологии спорта (обеспечивающая эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации, психологического консультирования спортсменов)». 5. «Предложены научно обоснованные психолого-педагогические (социально-психологические) рекомендации, позволяющие оптимизировать профессиональную деятельность работников органов внутренних дел в направлении создания в соответствующих подразделениях благоприятного социально-психологического климата». 6. «Материалы и выводы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки психологов в вузах, а также в ходе просветительской работы психологов в молодежной среде, с педагогами и родителями подростков и юношей».

Этапы исследования.

При характеристике этапов исследования кратко излагается временнáя последовательность действий, которая осуществлялась автором в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, например: подбор литературных источников, теоретический анализ проблемы; формулирование целей, задач и гипотезы исследования, ее последующее уточнение; подбор (разработка) методического инструментария, составление программы эмпирического исследования; проведение пилотажного и основного исследований, сбор эмпирических данных и т.д. Обычно указываются и сроки (продолжительность) каждого этапа. Не стоит приводить конкретные даты этапов, достаточно указать период (например, январь – март 2011 года). Если исследование охватывало лишь последний курс обучения, то его рамки должны обозначаться от сентября предыдущего года до мая текущего. В случае проведения студентом исследования по одной и той же проблематике в течение нескольких лет, его длительность также должна быть отражена в выделяемых этапах.

Пример № 10
«Исследование было проведено в период с 2006 по 2008 гг. и включало в себя следующие этапы. Первый этап (сентябрь 2006 г. – май 2007 г.): изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, уточнение категориального аппарата, выдвижение гипотезы, разработка программы эмпирического исследования, проведение пилотажного исследования. Второй этап (сентябрь – декабрь 2007 г.): уточнение теоретических аспектов исследования и его гипотезы, корректировка программы эмпирического исследования. Третий этап (январь – май 2008 г.): осуществление основного эмпирического исследования, проведение в его рамках эксперимента, обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и психологических рекомендаций, целостное оформление выпускной квалификационной работы».

Апробация работы.

Апробация работы включает в себя участие автора в тех или иных мероприятиях, в ходе которых с результатами его исследования было ознакомлено научное психологическое сообщество или же эти результаты нашли практическое воплощение. Понятно, что не у всех студентов, выполняющих выпускную квалификационную работу, есть возможность провести апробацию своего исследования. Данный раздел Введения обязателен лишь для тех из них, кто в той или иной форме сумел это сделать. Описывая апробацию своего исследования, студент может перечислить, на каких конференциях, научных семинарах и иных мероприятиях им были представлены результаты выполненного исследования, где они были опубликованы и каково число его публикаций по теме данного исследования. Это помогает очертить значимость ознакомления с этим исследованием научного психологического сообщества. Показать апробацию своего исследования можно и указав на то, где конкретно на практике были внедрены его результаты (это нередко имеет место, если студент проводит исследование по заказу конкретной организации. Тогда именно она и выступает потребителем полученных психологических данных, отраженных в форме предлагаемых им рекомендаций, и использует их для улучшения своей деятельности).

Структура работы.

В этом пункте описывается текст выпускной квалификационной работы: количество основных разделов текста (например, введение, две главы, заключение); количество источников, содержащихся в списке литературы (если среди них есть иноязычные источники, их число называется отдельно); число приложений.

Экспериментальная база исследования

Написать курсовую или дипломную невозможно без предварительной подготовки. Необходимо продумать тему, цели и задачи и, конечно, собрать теоретическую и практическую базы исследования.

Но это не единственные базы исследований, которые нужны при подготовке. Существует множество разновидностей баз, которые используют студенты. Одна из них — опытно-экспериментальная.

Чтобы узнать, что из себя представляет экспериментальная база исследования, читайте статью. В ней мы расскажем, в каких научных работах её необходимо указывать, где брать и размещать нужную информацию, а также приведём понятные примеры.

Больше полезных материалов ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Экспериментальная база исследования: что это такое и зачем она нужна

Чем опытно-экспериментальная база отличается от стандартной? Это лишь часть большого целого или отдельная часть исследования? И так ли уж она нужна в курсовой, дипломе или диссертации? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Экспериментальная база исследования: определение

Что входит в базу исследования? Все источники, материалы и методы, которые использует студент, чтобы написать свою работу. Без них ни одно исследование невозможно.

А экспериментальная база входит в общую и означает следующее:

Опытно-экспериментальная база исследования — это данные, которые студент получает в ходе экспериментальных опытов, анализирует по специальной методике и делает на их основе итоговые выводы.

Экспериментальную базу часто путают с эмпирической. Они действительно очень похожи. Но только в первой данные всегда формируются в процессе эксперимента. А в описании приводят следующие параметры:

  • условия эксперимента;
  • место, где проводились опыты;
  • количество человек, принявших участие;
  • конкретные действия, которые выполняли экспериментаторы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Экспериментальная база исследования: определение

Эксперименты можно проводить абсолютно в разных науках

Экспериментальная база исследования: зачем она нужна

Опытно-экспериментальная база нужна в тех исследованиях, которые имеют экспериментально-практический характер. Чтобы написать такую работу, студенту необходимо углубиться в изучение выбранной темы. Лучше всего для этого подходят опыты, которые учащиеся проводят в ходе практической деятельности. В подобных экспериментах студенты делают выборку из определённых людей или материалов (всё зависит от характера опыта), чтобы исследовать конкретные аспекты.

Результаты, полученные в ходе такой экспериментальной деятельности, записывают и используют в практической части курсовой или дипломной работы.

Например, студент проходит практику в организации или на предприятии. Весь практический материал, который он соберёт в процессе, ляжет в основу его итоговой работы. А чтобы проверить гипотезы и обосновать выводы, студенту необходимо провести эксперименты. Вот эти данные и станут экспериментальной базой.

Конечно, можно делать анализ левых данных, которые студент берёт с потолка. Но в таком случае результаты могут не совпадать с реальными показателями, а работу отправят на доработку.

Какой должна быть опытно-экспериментальная база

Нельзя взять первых попавшихся людей, провести с ними опыты и представить результаты как экспериментальную базу. Данные должны соответствовать определённым характеристикам:

  • соотноситься с темой;
  • быть репрезентативными;
  • обладать высокой точностью и достоверностью.

Данные и результаты, к которым должен прийти в исследовании студент, не должны вызывать вопросов у проверяющих. А для их обработки стоит использовать корректные методы математического или статистического анализа или других методологических приёмов.

Запомните, чем большее количество данных вы используете в исследовании, тем достовернее итоговые результаты.

Экспериментальная база исследования: в каких науках применяют

Во всех ли научных дисциплинах нужны опытно-экспериментальные базы?

Если ваша курсовая или дипломная носит исключительно теоретический характер, то можно обойтись и без экспериментальных данных. Там иногда и практической части не бывает — расписали теорию, похвастались знаниями и можно делать выводы.

Такие работы довольно редки. Как правило, от студентов всё-таки требуют исследовательского подхода, разработанной методики и реальных экспериментальных данных, на основе которых учащиеся доказывают главную гипотезу.

Чаще всего именно опытно-экспериментальные базы встречаются в следующих письменных работах:

  • педагогических;
  • экономических;
  • социологических;
  • психологических;
  • естественно-научных.

Везде, где требуются описания практических экспериментов и их результатов.

Экспериментальная база исследования: место и объём

Где размещают экспериментальную базу в исследовании

Что послужило опытно-экспериментальной базой исследования? Эту информацию необходимо разместить во введении к курсовой или дипломной работе. Её указывают после методологической базы и краткого описания этапов, которые требовалось пройти, чтобы провести полноценный эксперимент. Если, конечно, опыт ставили поэтапно.

Какой объём экспериментальной базы

Размер опытно-экспериментальной базы исследования небольшой. Всё зависит от количества собранных данных и выборки, на основании которой проводились эксперименты. Часто экспериментальная база занимает всего один абзац, состоящий из четырёх-пяти строчек.

Сложности в сборе экспериментальной базы исследования

Раньше подобные экспериментальные исследования поощрялись университетами. Вузы договаривались с образовательными учреждениями или производственными организациями, помогая студентам.

Теперь же успех практически всегда зависит от желания и ответственности самого учащегося. Ему необходимо создать нужные условия, часто проявляя организаторские способности, навыки нестандартного мышления и другие soft skills, чтобы договориться с руководством и заинтересовать участников. Ведь люди на улицах спешат и не готовы уделять много времени, совершать холодные звонки на незнакомые номера — рисковать нарваться на грубость, а опрашивать исключительно знакомых — получать не очень объективные результаты.

Как же можно решить вопрос с аудиторией исследования:

  • устроиться в лабораторию и проводить опыты там;
  • если вы преподаватель, вовлекать в экспериментальные опыты и опросы студентов;
  • использовать социальные сети и ресурсы таргетированной рекламы;
  • искать официальные результаты исследований, которые проводились другими организациями;
  • вступать в сообщества, которые могут обладать интересующими данными, и пытаться работать с ними.

Сложности в сборе экспериментальной базы исследования

Социальные сети могут стать отличной площадкой для опросов

Примеры экспериментальной базы в исследовании

На первый взгляд, понятно, что такое опытно-экспериментальная база и где она располагается. Но чтобы окончательно закрыть все вопросы, мы подготовили несколько примеров, как её описывают и где размещают непосредственно в исследовательских работах.

Пример общей формулировки экспериментальной базы

Экспериментальная база исследования. Экспериментальной базой данного исследования являются результаты проведённого наблюдения за группами лиц, которые вошли в выборку, в том числе, за контрольной группой.

Пример экспериментальной базы в социологическом исследовании

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» (ФГБОУ ВПО «АГАО») и филиале КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе участвовали преподаватели данных организаций и педагоги МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Бийского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыки и ИЗО №17» г. Бийска, МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа № 1» Смоленского района, МБОУ «Гимназия №1» г. Бийска, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Бийска, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Бийска Алтайского края.

Число респондентов составило 268 человек, контрольная (136 педагогов) и экспериментальная (132 педагога) группы.

Пример экспериментальной базы в педагогическом исследовании

Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе Московского полевого учебного Центра «Экосистема» с учащимися МОУ №15, 34, 45, 55, 57, 91, 109, 228, 444, 654, 702, 827, 1018, 1067, 1200, 1210, 1216, 1277, 1294, 1500, 1508, 1522, 1537, 1554, 1561, 1567, 1572, 1874, «Школа Сотрудничества», «Эрудит-2», «Пироговская гимназия» г. Москвы, практикующими краткосрочные сезонные выезды на полевые практикумы в это специализированное учреждение.

Контрольные срезы осуществлялись у учащихся этих же школ до посещения ими Центра «Экосистема».

Проведено анкетирование 1030 учащихся в возрасте 11-16 лет, из них 550 анкетированы дважды (на разных этапах освоения программ «Центра»).

Пример экспериментальной базы в психологическом исследовании

В процессе участники прошли несколько личностных тестов, которые исследовали уровень стресса и адаптивности.

Пример месторасположения экспериментальной базы

Чтобы знать, где расположить описание опытно-экспериментальной базы исследования, вы можете скачать и посмотреть наш пример в формате Word.

Мы разобрались, что такое опытно-экспериментальная база и как её составить. А если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно и нужна помощь в написании курсовой или диплома, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты найдут нужные данные и оформят работу по ГОСТу.

Основные методы научного исследования в юриспруденции

Хорошую курсовую или диплом по юриспруденции невозможно представить без проработанной научно-исследовательской методологии. А чтобы грамотно использовать юридические методы, стоит с ними познакомиться и разобраться в нюансах.

Этим мы и займёмся в статье. Посмотрим, какие методы исследования в юриспруденции существуют и какие вопросы они помогают решать.

Ещё больше полезных материалов ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками, чтобы учиться выгодно.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Методы научного исследования в юриспруденции

Правоведение, как и любая наука, активно использует различные методы. Давайте дадим определение данному понятию:

Метод — это определённый набор приёмов, подходов и методик достижения поставленных целей и задач. Иначе говоря, это способ, который ведёт к познанию.

Условно все методы исследования в курсовой и дипломной работе по юриспруденции можно разделить на четыре группы:

  1. Общие методы. Они отражают мировоззренческие подходы и могут применяться не только в научных исследованиях, но и в обычной жизни.
  2. Общенаучные методы. Базируются на логических законах и могут использоваться во всех научных дисциплинах.
  3. Частнонаучные, или междисциплинарные методы. Эти методы могут применяться для изучения нескольких предметных областей.
  4. Специальные методы, или узкоспециализированные. Их разрабатывают в рамках одного научного предмета, чтобы решать специфические задачи.

Методы научного исследования в юриспруденции

Будущему юристу стоит хорошо разбираться в методах. Это полезно не только в учёбе, но и в работе

Методы исследования в юриспруденции: примеры

Чтобы не запутаться во всём многообразии методов, которые используются в научной дисциплине «Право», мы разделили их по четырём основным группам в удобной таблице:

Общие методы Общенаучные методы Частнонаучные методы Специальные методы
обобщение; диалектологический метод: анализ, синтез; культурологический метод; сравнительно-правовой метод;
наблюдение; логический метод: дедукция, индукция, аналогия; исторический метод; формально-юридический метод;
сравнение; системный метод; социологический метод; метод юридической герменевтики;
описание; функциональный метод; статистический метод; метод социально-правового эксперимента.
эксперимент; системно-структурный метод. кибернетический метод;
моделирование. аксиологический метод;
синергетический метод.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Основная задача будущего юриста — из всего многообразия представленных методов исследования собрать методологическую базу своего курсового или дипломного проекта. А чтобы не ошибиться в выборе, стоит понять, какие методики помогут максимально полно раскрыть заявленную в работе тему и достичь указанные во введении цели и задачи.

Общие методы исследования в юриспруденции

Юриспруденция активно пользуется общими методами исследования, которые присущи разным наукам. Они необходимы для обоснования центральной теории и практических выводов.

Так, например, метод моделирования помогает создавать различные правовые и государственные явления и изучать их развитие. Метод сравнения — сопоставлять и сравнивать их между собой. А экспериментальный метод — проверять, как данные образцы будут действовать в особых условиях.

Общенаучные методы исследования в юриспруденции

Среди всего многообразия общенаучных методов в юриспруденции чаще всего используют следующие:

  • диалектический метод;
  • логический метод;
  • системный метод;
  • функциональный метод;
  • системно-структурный метод.

Диалектический метод исследования в юриспруденции

Диалектический метод базируется на основных принципах диалектики, изучая государственно-правовые системы и явления с точки зрения единства и борьбы противоположностей. В его рамках активно используется анализ и синтез, которые помогают разделять сложные явления на отдельные элементы и исследовать их взаимосвязи.

Логический метод исследования в юриспруденции

Логический метод предполагает, что государства, их правовые системы и юридические явления исследуются с помощью формальной логики. В качестве приёмов в данной методологии используют дедукцию и индукцию, принципы аналогии и тождества.

Системный метод исследования в юриспруденции

Во главе системного метода — изучение сложных правовых явлений как составных частей единой системы. Эта методология применяется, когда необходимо исследовать взаимодействующие факторы. Например, рассмотреть право, как совокупность различных отраслей, институтов и нормативных положений.

Функциональный метод исследования в юриспруденции

В рамках функционального метода исследователи специально изучают различные функции правовых институтов и социальных явлений, а также то, как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает понять, какие потребности общества решают изучаемые элементы.

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции — это изучение государственно-правовых элементов как цельной системы и иерархической структуры.

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции

Уметь видеть и стоить системы — важный навык для юриста

Например, можно рассмотреть структуру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • вначале идут общие положения;
  • потом классификация административных правонарушений;
  • далее — органы, которые рассматривают данные дела;
  • в конце даётся перечень и порядок административных штрафов и наказаний.

Помимо структуры здесь имеют важное значение взаимосвязи, которые существуют между перечисленными элементами.

Системно-структурный и системный методы очень похожи. Различие между ними в том, что в первом методе сложные правовые явления изучаются не только с системных позиций. В нём делается особый акцент на классификацию и чёткую структурную составляющую.

Частнонаучные методы исследования в юриспруденции

Частнонаучные методы не зря называются междисциплинарными. Это значит, что они могут применяться в тематических исследованиях разных научных дисциплин. Например, в социологии и математике, филологии и философии. Так, в юриспруденции чаще всего можно встретить следующие частные методы:

  • культурологический метод;
  • исторический метод;
  • социологический метод;
  • статистический метод;
  • кибернетический метод;
  • аксиологический метод;
  • синергетический метод.

Давайте подробнее познакомимся с перечисленными методами исследования в юриспруденции и на примерах посмотрим, как их можно использовать.

Культурологический метод исследования в юриспруденции

В рамках культурологического метода право рассматривается как один из факторов, который влияет и регулирует социальные и культурные процессы в обществе.

Например, можно исследовать, как менялись правовые нормы в зависимости от культурных изменений в социуме. И наоборот. А также разбираться, какое место правоведение занимает среди других социально значимых явлений — религии, этики, морали.

Исторический метод исследования в юриспруденции

Исторический метод — один из самых популярных во многих научных дисциплинах. В юриспруденции он помогает изучать государства и другие правовые аспекты с точки зрения их временного развития. Учитывая особенности отдельных эпох, можно понять логику, по которой писались и действовали законы.

Приведём пример исторического метода исследования в юриспруденции. Описывая правовую систему Советского Союза, невозможно не указать на материалистический подход, предложенный Карлом Марксом. Именно он оказывал непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на правоведение.

Исторический метод исследования в юриспруденции

Карл Маркс — человек, идеи которого легли в основу многих сфер жизни в СССР

Социологический метод исследования в юриспруденции

Социологический метод исследует право и его отдельные элементы через призму общественных явлений и процессов. А люди и их сообщества рассматриваются как отдельные субъекты правовой системы.

Например, его можно применять, чтобы проанализировать, как соблюдаются правовые нормы в разных слоях общества.

Статистический метод исследования в юриспруденции

Статистический и математический методы исследования в юриспруденции используют для подсчёта и демонстрации количественных показателей.

Например, его можно применять для того, чтобы изучить количество административных правонарушений и вывести их средний показатель за год.

Методы, в которых активно используются достижения статистики и математики, помогают повышать качество правовых действий в правоведческой науке и доказательность курсовых и дипломных работ у студентов юридических университетов.

Кибернетический метод исследования в юриспруденции

Кибернетический метод применяют тогда, когда рассматривают, как автоматизировать, обработать, сохранить или найти способ легко ориентироваться в юридической информации. В данной методологии активно используют технологические достижения и базы данных.

Аксиологический метод исследования в юриспруденции

Аксиологический метод рассматривает человеческие ценности, как значимый фактор в жизни людей. В юриспруденции его применяют, чтобы анализировать правовые элементы в качестве ценностных ориентиров общества, а также их регулятивные функции.

Император Карл V считал себя наместником Бога на Земле и все общественные и правовые законы выстраивал с точки зрения религиозных ценностей и норм. Не сумев подавить движение, которое возникло благодаря Мартину Лютеру, он, несмотря на военные успехи в других областях, отрёкся от престола и ушёл в монастырь.

Синергетический метод исследования в юриспруденции

В основе синергетического метода — изучение правовых элементов, как самоорганизующихся систем. Это значит, что государства, законы и нормы рассматриваются не как логичные явления, подчиняющиеся причинно-следственным связям, а нелинейные, возникшие самостоятельно.

Общенаучные и частнонаучные методы исследования в юриспруденции составляют основу для методологической базы студента. Именно на них стоит обратить внимание в первую очередь, продумывая методологию проекта.

Специальные методы исследования в юриспруденции

Среди методов правового исследования в юриспруденции выделяют узкоспециализированные. Их используют, чтобы разбираться в сложных юридических вопросах.

Специальными методами исследования в истории юриспруденции являются следующие:

  • сравнительно-правовой метод;
  • формально-юридический метод;
  • метод юридической герменевтики;
  • метод социально-правового эксперимента.

Сравнительно-правовой метод исследования в юриспруденции

Сравнительно-правовой метод системно и комплексно исследует правовую культуру. Для этого в его рамках могут проводить различные операции:

  • делать сравнительный анализ юридических практик, применяемых в разных государствах;
  • сопоставлять различные примеры решения правовых вопросов в отдельных странах;
  • изучать правоведческие традиции, благодаря которым возникают государственные институты и правовые нормы.

Формально-юридический метод исследования в юриспруденции

Формально-юридический метод иначе называют догматическим. С его помощью исследуют правовые факты, явления и тексты, пропуская их через призму специально разработанных конструкций и терминов.

Также среди специальных методов можно выделить социально-правовой эксперимент. Он помогает опробовать новую юридическую практику. Например, так вводили суд присяжных.

Формально-юридический метод исследования в юриспруденции

Суд присяжных появился как социально-правовой эксперимент

Метод юридической герменевтики в юриспруденции

Метод юридической герменевтики активно развивается в современной правовой науке. Это методика, которая помогает толковать древние юридические тексты, учитывая при этом множество факторов:

  • культуру и язык той эпохи, к которой относится юридический текст;
  • жизненные условия, в которых создавались описываемые законы;
  • возможные противоречия, допускаемые в тексте и другие особенности.

Описание методов исследования в юриспруденции: пример

Как описать методы исследования в курсовой или дипломной работе по юриспруденции? Кратко приведём правила и несколько примеров.

Где описывать методы исследования

Методы исследования в курсовых и дипломных по юриспруденции описываются в начале работы — во введении. Это необходимо сделать после того, как вы определили основные цели и задачи юридического исследования.

Как описывать методологию: примеры

Чтобы грамотно описать методологическую базу исследования, ориентируйтесь на следующие образцы:

Пример 1: Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений. Помимо этого, в проекте применялись: логический метод, чтобы изложить весь материал, дать рекомендации и сделать итоговые выводы; метод системного анализа; метод сравнительного правоведения; исторический метод; метод моделирования; метод обращения к выводам институциональной экономической теории, налогообложения и других наук.

Пример 2: Чтобы раскрыть тему, в работе использовались общенаучные методы: социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический; общелогические методы теоретического анализа и узкоспециализированные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.

Мы разобрали, какие методы исследования существуют в юриспруденции и какие задачи можно решать с их помощью. Надеемся, теперь у вас не будет проблем с написанием курсовых или дипломных работ. А если не хватает времени готовить проект самостоятельно, доверьте это нашему студенческому сервису.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: