Эмпирическая база исследования это судебная практика
Обновлено: 06.06.2023
При написании работы студенты должны использовать данные юридической практики, в том числе опубликованной, что позволяет им обосновать теоретические выводы своей работы, обнаружить недостатки в деятельности практических органов, вскрыть их причины, наметить возможные пути и средства их устранения, внести свои предложения по совершенствованию законодательства и юридической деятельности. Все это формирует эмпирическую базу исследования.
К исследованию практики необходимо тщательно подготовиться: изучить соответствующее законодательство, нормативные акты министерств и ведомств, Постановления Конституционного суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, проанализировать статистические данные по интересующим вопросам за предыдущие периоды времени.
При написании курсовой работы по возможности, а выпускной квалификационной работы обязательно – студенты должны использовать не только данные опубликованной практики, но и проводить личное изучение и обобщение судебно-следственной практики. Такое изучение проводится по заранее разработанному плану (программе), согласованному с научным руководителем. Исследование практики применительно к избранной теме может включать в себя следующие слагаемые: статистические данные, материалы обобщения работы суда, прокуратуры, органов предварительного расследования по конкретным регионам, данные проведенного социологического исследования (анкетирования, тестирования практических работников по актуальным проблемам темы), примеры из отдельных уголовных дел, подтверждающие те или иные выводы автора.
Материалы судебной практики (и опубликованной, и лично собранной) обязательно должны быть проанализированы студентом. Не допускается их механическое воспроизведение в работе без каких-либо комментариев. Приводимые примеры из практики должны быть связаны с конкретным положением работы, в тексте работы должен содержаться анализ каждого приводимого источника, охарактеризовано его значение для рассматриваемой темы. При этом определенную помощь студенту могут оказать методические указания по обобщению судебно-следственной практики при курсовом и дипломном исследовании, разработанные на кафедре уголовного процесса и криминалистики.
В курсовых работах и выпускных квалификационных работах должно быть проанализировано не менее 3-х судебных, административных, следственных решений либо протоколов судебных, следственных, административных действий, а также материалов самостоятельно проведенных социологических исследований, анализа официальной статистики и т.д. по выбранной тематике, принятых, произведенных или отражающих период не позднее, чем за 2 года до начала выполнения работы. В случае необходимости (проведение сравнительного анализа, необходимости иллюстрации изменения практики применения законодательства, иных подобных случаев) допускается использование эмпирической базы, относящейся к более раннему сроку.
5. Логико-юридическая структура работы. Составление плана
Курсовые работы, выпускные квалификационные работы выполняются в виде текстового документа – пояснительной записки, который может быть дополнен при необходимости графическим материалом, как входящим, так и не входящим в приложение к работе (чертежами, схемами, алгоритмами, графиками, демонстрационными листами (плакатами), иллюстрациями, фотографиями, слайдами, электронными презентациями, выполненными в программной среде Microsoft PowerPoint), собранным или подготовленным при выполнении работы.
Сама по себе основная часть работы может сопровождаться иллюстрациями (графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.) и должна в краткой и четкой форме раскрывать:
- творческий замысел работы, сформулированные цели, которые должны быть достигнуты, или требования, которым должна удовлетворять данная работа;
- постановку задачи, выбор и обоснование пути решения поставленной задачи и способов ее реализации;
- анализ и конкретизацию решения;
- обобщение материалов юридической практики;
- выводы и рекомендации.
После предварительного изучения литературы следует составить черновой набросок плана (или несколько вариантов плана). По мере изучения литературы или нормативного материала план может уточняться, меняться (перечень вопросов темы сужаться или дополняться). Окончательный план работы согласовывается с научным руководителем.
План может быть простым, когда тема работы разбивается на главы или вопросы, без подразделения на более мелкие рубрики, а также сложным, когда каждая глава подразделяется на параграфы.
Курсовая работа, выпускная квалификационная работа должны включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:
- основная часть – исследовательский раздел;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц.
Минимальный объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет:
- по программе бакалавриата – 70 страниц;
- по программе специалитета – 80 страниц;
- по программе магистратуры – 90 страниц.
Титульный лист.
Формы титульных листов приведены в приложениях к настоящим рекомендациям:
- курсовая работа – приложение Д;
- выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата – приложение Е;
- выпускная квалификационная работа по программе специалитета – приложение Ж;
- выпускная квалификационная работа по программе магистратуры – приложение К.
Формулировка темы в задании и титульном листе выпускной квалификационной работы должна строго соответствовать ее формулировке в приказе по университету по форме, приведенной в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям.
Задание.
Задание на курсовую работу и выпускную квалификационную работу является обязательным и содержит необходимые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки студента.
Выполнение выпускной квалификационной работы может осуществляться на конкретных материалах судебных и правоохранительных органов, адвокатских образований, являющихся базой учебных, производственных и преддипломных практик. Студент должен принимать активное участие в формулировании научным руководителем задания.
Руководитель работы совместно со студентом формулирует задание, соответствующее тематике курсовой работы или выпускной квалификационной работы, которое студент оформляет в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций (приложения А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям).
При заполнении раздела 3 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям следует указать основные нормативные правовые акты, на основе которых пишется работа.
Раздел 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, заполняется, если подготовка графического материала необходима при выполнении данной работы. Если нет необходимости подготовки графического материала, то в разделе 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, пишется: «не предусмотрено».
Форма задания заполняется рукописным или машинописным способом.
Реферат.
Реферат к курсовой работе или выпускной квалификационной работе является обязательным и размещается на отдельном листе (странице). Рекомендуемый средний объем реферата 850 печатных знака. Объем реферата не должен превышать одной страницы.
Заголовком служит слово “Реферат” (для реферата на иностранном языке – соответствующий иностранный термин).
Реферат должен содержать:
- сведения об объеме работы, о количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источниках, графическом материале;
- перечень ключевых слов;
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание работы и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен отражать:
- объект исследования или разработки;
- метод или методологию проведения работы (исследования) и аппаратуру;
- полученные результаты и их новизну;
- рекомендации или итоги внедрения результатов работы;
- общественно-социальную значимость, экономическую или иную эффективность работы;
Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Изложение материала в реферате должно быть кратким, точным и соответствовать положениям ГОСТ 7.9-95. Сложных грамматических оборотов следует избегать.
Содержание.
Содержание включает введение, заголовки всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) основной части, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы (Приложение Н к настоящим рекомендациям).
Материалы, представляемые на технических носителях данных, должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя, обозначений и наименований документов, имен и форматов соответствующих файлов, а также места расположения носителя в работе.
В конце содержания перечисляется графический материал, представляемый к защите, с указанием: “На отдельных листах”.
Введение.
Введение должно раскрывать основной замысел курсовой работы, выпускной квалификационной работы. В нём:
- обосновывается выбор данной темы;
- формулируется актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость;
- излагаются основные направления разработки проблемы в литературе или наоборот, отмечается неразработанность или дискуссионность этой проблемы;
- предмет и объект исследования (кроме курсовой работы);
- анализ использованной литературы и источников;
- обозначается свое отношение к выбранной теме.
Во введении выпускной квалификационной работы по программе магистратуры также рекомендуется сформулировать элементы учебно-научной новизны и положения, выносимые на публичную защиту, а также обобщить результаты научно-практической апробации работы.
Последнее предложение во введении: «Курсовая работа (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, …(кол-во) глав, заключения, списка использованных источников».
Объем введения должен быть не превышать 10 процентов от величины основной части работы.
Написать исследование без методологической базы невозможно. Однако это далеко не весь инструментарий, который нужен студенту для курсовой, дипломной или других работ. Иногда стоит использовать эмпирическую, теоретическую, нормативную и другие виды баз.
В этой статье мы подробно поговорим об эмпирической базе исследования в курсовой или дипломной работе. Вы не только разберётесь в терминологии, но и увидите примеры описания эмпирической базы исследования.
Хотите первыми получать полезные материалы? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Эмпирическая база исследования: что это такое
Эмпирическая база исследования — это фактический материал научной работы, неопровержимые и достоверные данные. Их студент использует в соей работе как основу для наблюдения, эксперимента, построения гипотезы, создания модели и так далее.
Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования?
Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.
Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.
Что может составлять эмпирическую базу
Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:
- В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
- В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
- В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
- В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
- В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
- В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.
Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Для основательного исследования, стоит собрать больше данных
Месторасположение эмпирической базы в работе
Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.
Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:
- показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
- уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
- привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
- объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.
Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.
Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.
Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.
Эмпирическая база исследования: примеры
Можно долго читать характеристики эмпирической базы и так и не разобраться, что это такое на самом деле. Поэтому мы собрали реальные примеры описания, которые можно встретить в курсовых, дипломах и диссертациях. Изучайте образцы и используйте их в качестве шаблона для своего исследования.
Примеры описания эмпирической базы исследования в курсовых
Курсовая работа по социологии
Тема: «Российские женщины-политики в социальных медиа: анализ сетевых аккаунтов»
Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа аккаунтов российских женщин-политиков в социальных сетях Twitter, Facebook, «Вконтакте», Livejournal, Instagram, «Одноклассники» и YouTube. Наблюдение велось в период с 1 января 2017 года по 8 апреля 2017 года. Изучения этого периода достаточно, чтобы увидеть, как политики комментировали праздники, важные события России (например, митинги 26 мая или теракт в Санкт-Петербурге) и дает возможность изучить публикации на протяжении достаточно длительного периода времени.
Аккаунты отбирались по следующему принципу:
Посты на страничках должны публиковаться не реже раза в неделю, в противном случае аккаунт будет считаться заброшенным.
В выборку попадают аккаунты политиков разных рангов:
- высший эшелон власти — министры;
- депутаты, пресс-секретари;
- местные политики.
Для каждой группы было отобрано 2-3 наиболее популярных представителя. Степень их известности и популярности оценена при помощи статистики их цитирования в СМИ. Также учитывалось то, насколько популярны их аккаунты (сколько у них фолловеров).
Курсовая работа по психологии
Тема: «Психологический анализ особенностей формирования искусственного билингвизма у аутичных детей»
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие две группы детей (экспериментальная и контрольная), насчитывающие 15 испытуемых, в возрасте 10-11 лет, проживающих на территории Москвы и Московской области, с диагностированным расстройством аутичного спектра, не отягощённым умственной отсталостью.
Примеры описания эмпирической базы исследования в дипломных
Дипломная работа по финансовому праву
Тема: «Особенности правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на российском рынке ценных бумаг»
Эмпирическая база исследования: Фактологической основой работы явились статистические сведения Госкомстата России, Минфина России, ФСФР России, Банка России, официальные материалы МНС России, а также другие официальные источники.
Дипломная работа по медицине
Тема: «Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности»
Эмпирическая база исследования: Исследования проводилось на базе Волгоградского государственного медицинского университета путём анкетирования. В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, а также врачи ЛПУ и Центра санэпиднадзора г. Волгограда и г. Волжского.
Пример описания эмпирической базы исследования в диссертации
Диссертация по праву
Тема: «Право и корпоративные нормы»
Эмпирическая база исследования: Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности ряда организаций, как местного, так и межрегионального масштаба, в основу которого было положено изучение и детальный анализ корпоративных актов указанных структур.
Все образцы описания эмпирической базы исследования в курсовых работах, дипломах и диссертациях вы можете скачать в формате Word.
Надеемся, теперь вы сможете уверенно описать эмпирическую базу своего учебного исследования и с лёгкостью защитите его перед комиссией. А если не хватает времени оформлять реферат, курсовую или дипломную самостоятельно — доверьте это нашему студенческому сервису.
База эмпирического исследования – это та организация (учреждение), где проводилось эмпирическое исследование. В качестве таковой может выступать какое-либо учреждение или организация (образования, здравоохранения, социальной сферы, производственная, коммерческая, структуры МЧС, МВД, Минобороны и др.), профиль деятельности которых соответствует типу данных, искомых в проводимом студентом психологическом исследовании, а условия деятельности позволяют студенту организовать эмпирическое (в том числе экспериментальное) исследование по теме курсовой или выпускной квалификационной работы и собрать необходимый эмпирический материал. Базой эмпирического исследования может служить и ВГУ (его конкретные факультеты или иные подразделения) либо другие вузы.
В отдельных работах невозможно указать точную базу эмпирического исследования. Например, когда изучаются семьи с определенным стажем супружеской жизни, и студент формирует выборку по этому признаку из брачных пар, принадлежащих к разным слоям населения, работающих в различных учреждениях, проживающих в разнообразных районах города или области. Или: исследуются особенности самоопределения лиц пожилого возраста, и с этой целью в эмпирическом исследовании принимают участие пожилые испытуемые, набранные случайным образом, у каждого из которых свое место проживания.
Но в любом случае в этой части Введения требуется указать, что представляла собой выборка эмпирического исследования и каков был ее общий объем.
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
Все, что предпринимается в исследовании впервые, характеризует его новизну. Это может быть, например, применение уже известного исследовательского приема (методики) к новому объекту (еще не изученному другими авторами) или, наоборот, разработка нового способа исследования уже хорошо изученного объекта. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы. Это может быть обнаружение новых научных фактов, стоящей за ними закономерности, открытие нового психологического явления и т.д. При этом необходимо конкретно сформулировать, в чем именно выражается новизна проведенного исследования. Например, при изучении самоотношения у игроманов новым является не просто исследование самоотношения как такового, а раскрытие его особенностей у игроманов, причем относительно не всей системы самоотношения, а отдельных его аспектов, таких как самоуважение, саморуководство, самоуверенность.
Таким образом, студент описывает все, что впервые привнесено им в психологическую науку (может быть представлен теоретический, методический, эмпирический, практический планы новизны исследования – все одновременно или несколько из них). Так, новым для науки может быть введение и обоснование определенного понятия, систематизация теоретических представлений об изучаемом явлении, разработка и апробация новой методики, предназначенной для изучения конкретного психологического феномена, психометрическое обоснование методики (вновь разработанной или уже известной), разработка и апробация коррекционной (тренинговой) программы и т.д.
Теоретическая значимость исследования требует указания на то, что данное исследование расширяет и / или уточняет психологическую теорию, теоретические представления, уже сложившиеся в психологии по данной проблематике.
Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в практической деятельности. При этом важно не просто заявить о «всеобщей» полезности полученных результатов, а указать, для чего именно они могут быть использованы. Иными словами, здесь описывается, как результаты предпринятого исследования могут применяться в практической деятельности психолога и / или других специалистов.
Пример № 9 |
1.«Практическую значимостьпроведенного нами исследования мы видим в том, что изучение особенностей групповой идентичности позволит правильно организовывать межличностное взаимодействие в разных малых группах, предложить психологические рекомендации по разрешению возникающих в них трудностей, по оптимизации их жизнедеятельности как групповых субъектов. Кроме того, использованный в работе комплекс методик может найти применение в социально-психологической диагностике, в деятельности различных психологических служб в целях изучения особенностей общения, взаимоотношений, социального познания субъектов в разных сферах жизнедеятельности. Материалы и выводы нашего исследования могут быть использованы в просветительской работе психологов, а также в образовательном процессе – в ходе профессиональной подготовки не только психологов, но и других специалистов сферы «человек – человек». В этом нам также видится практический выход нашей работы». 2. «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста (может найти применение в работе психологических служб, функционирующих в производственных организациях, и отдельных практических психологов)». 3. «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации». 4. «Разработана эффективная психодиагностическая методика (способ, технология, коррекционная программа), имеющая широкие возможности применения в психологии спорта (обеспечивающая эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации, психологического консультирования спортсменов)». 5. «Предложены научно обоснованные психолого-педагогические (социально-психологические) рекомендации, позволяющие оптимизировать профессиональную деятельность работников органов внутренних дел в направлении создания в соответствующих подразделениях благоприятного социально-психологического климата». 6. «Материалы и выводы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки психологов в вузах, а также в ходе просветительской работы психологов в молодежной среде, с педагогами и родителями подростков и юношей». |
Этапы исследования.
При характеристике этапов исследования кратко излагается временнáя последовательность действий, которая осуществлялась автором в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, например: подбор литературных источников, теоретический анализ проблемы; формулирование целей, задач и гипотезы исследования, ее последующее уточнение; подбор (разработка) методического инструментария, составление программы эмпирического исследования; проведение пилотажного и основного исследований, сбор эмпирических данных и т.д. Обычно указываются и сроки (продолжительность) каждого этапа. Не стоит приводить конкретные даты этапов, достаточно указать период (например, январь – март 2011 года). Если исследование охватывало лишь последний курс обучения, то его рамки должны обозначаться от сентября предыдущего года до мая текущего. В случае проведения студентом исследования по одной и той же проблематике в течение нескольких лет, его длительность также должна быть отражена в выделяемых этапах.
Пример № 10 |
«Исследование было проведено в период с 2006 по 2008 гг. и включало в себя следующие этапы. Первый этап (сентябрь 2006 г. – май 2007 г.): изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, уточнение категориального аппарата, выдвижение гипотезы, разработка программы эмпирического исследования, проведение пилотажного исследования. Второй этап (сентябрь – декабрь 2007 г.): уточнение теоретических аспектов исследования и его гипотезы, корректировка программы эмпирического исследования. Третий этап (январь – май 2008 г.): осуществление основного эмпирического исследования, проведение в его рамках эксперимента, обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и психологических рекомендаций, целостное оформление выпускной квалификационной работы». |
Апробация работы.
Апробация работы включает в себя участие автора в тех или иных мероприятиях, в ходе которых с результатами его исследования было ознакомлено научное психологическое сообщество или же эти результаты нашли практическое воплощение. Понятно, что не у всех студентов, выполняющих выпускную квалификационную работу, есть возможность провести апробацию своего исследования. Данный раздел Введения обязателен лишь для тех из них, кто в той или иной форме сумел это сделать. Описывая апробацию своего исследования, студент может перечислить, на каких конференциях, научных семинарах и иных мероприятиях им были представлены результаты выполненного исследования, где они были опубликованы и каково число его публикаций по теме данного исследования. Это помогает очертить значимость ознакомления с этим исследованием научного психологического сообщества. Показать апробацию своего исследования можно и указав на то, где конкретно на практике были внедрены его результаты (это нередко имеет место, если студент проводит исследование по заказу конкретной организации. Тогда именно она и выступает потребителем полученных психологических данных, отраженных в форме предлагаемых им рекомендаций, и использует их для улучшения своей деятельности).
Структура работы.
В этом пункте описывается текст выпускной квалификационной работы: количество основных разделов текста (например, введение, две главы, заключение); количество источников, содержащихся в списке литературы (если среди них есть иноязычные источники, их число называется отдельно); число приложений.
Написать курсовую или дипломную невозможно без предварительной подготовки. Необходимо продумать тему, цели и задачи и, конечно, собрать теоретическую и практическую базы исследования.
Но это не единственные базы исследований, которые нужны при подготовке. Существует множество разновидностей баз, которые используют студенты. Одна из них — опытно-экспериментальная.
Чтобы узнать, что из себя представляет экспериментальная база исследования, читайте статью. В ней мы расскажем, в каких научных работах её необходимо указывать, где брать и размещать нужную информацию, а также приведём понятные примеры.
Больше полезных материалов ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Экспериментальная база исследования: что это такое и зачем она нужна
Чем опытно-экспериментальная база отличается от стандартной? Это лишь часть большого целого или отдельная часть исследования? И так ли уж она нужна в курсовой, дипломе или диссертации? Попробуем ответить на все эти вопросы.
Экспериментальная база исследования: определение
Что входит в базу исследования? Все источники, материалы и методы, которые использует студент, чтобы написать свою работу. Без них ни одно исследование невозможно.
А экспериментальная база входит в общую и означает следующее:
Опытно-экспериментальная база исследования — это данные, которые студент получает в ходе экспериментальных опытов, анализирует по специальной методике и делает на их основе итоговые выводы.
Экспериментальную базу часто путают с эмпирической. Они действительно очень похожи. Но только в первой данные всегда формируются в процессе эксперимента. А в описании приводят следующие параметры:
- условия эксперимента;
- место, где проводились опыты;
- количество человек, принявших участие;
- конкретные действия, которые выполняли экспериментаторы.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Эксперименты можно проводить абсолютно в разных науках
Экспериментальная база исследования: зачем она нужна
Опытно-экспериментальная база нужна в тех исследованиях, которые имеют экспериментально-практический характер. Чтобы написать такую работу, студенту необходимо углубиться в изучение выбранной темы. Лучше всего для этого подходят опыты, которые учащиеся проводят в ходе практической деятельности. В подобных экспериментах студенты делают выборку из определённых людей или материалов (всё зависит от характера опыта), чтобы исследовать конкретные аспекты.
Результаты, полученные в ходе такой экспериментальной деятельности, записывают и используют в практической части курсовой или дипломной работы.
Например, студент проходит практику в организации или на предприятии. Весь практический материал, который он соберёт в процессе, ляжет в основу его итоговой работы. А чтобы проверить гипотезы и обосновать выводы, студенту необходимо провести эксперименты. Вот эти данные и станут экспериментальной базой.
Конечно, можно делать анализ левых данных, которые студент берёт с потолка. Но в таком случае результаты могут не совпадать с реальными показателями, а работу отправят на доработку.
Какой должна быть опытно-экспериментальная база
Нельзя взять первых попавшихся людей, провести с ними опыты и представить результаты как экспериментальную базу. Данные должны соответствовать определённым характеристикам:
- соотноситься с темой;
- быть репрезентативными;
- обладать высокой точностью и достоверностью.
Данные и результаты, к которым должен прийти в исследовании студент, не должны вызывать вопросов у проверяющих. А для их обработки стоит использовать корректные методы математического или статистического анализа или других методологических приёмов.
Запомните, чем большее количество данных вы используете в исследовании, тем достовернее итоговые результаты.
Экспериментальная база исследования: в каких науках применяют
Во всех ли научных дисциплинах нужны опытно-экспериментальные базы?
Если ваша курсовая или дипломная носит исключительно теоретический характер, то можно обойтись и без экспериментальных данных. Там иногда и практической части не бывает — расписали теорию, похвастались знаниями и можно делать выводы.
Такие работы довольно редки. Как правило, от студентов всё-таки требуют исследовательского подхода, разработанной методики и реальных экспериментальных данных, на основе которых учащиеся доказывают главную гипотезу.
Чаще всего именно опытно-экспериментальные базы встречаются в следующих письменных работах:
- педагогических;
- экономических;
- социологических;
- психологических;
- естественно-научных.
Везде, где требуются описания практических экспериментов и их результатов.
Экспериментальная база исследования: место и объём
Где размещают экспериментальную базу в исследовании
Что послужило опытно-экспериментальной базой исследования? Эту информацию необходимо разместить во введении к курсовой или дипломной работе. Её указывают после методологической базы и краткого описания этапов, которые требовалось пройти, чтобы провести полноценный эксперимент. Если, конечно, опыт ставили поэтапно.
Какой объём экспериментальной базы
Размер опытно-экспериментальной базы исследования небольшой. Всё зависит от количества собранных данных и выборки, на основании которой проводились эксперименты. Часто экспериментальная база занимает всего один абзац, состоящий из четырёх-пяти строчек.
Сложности в сборе экспериментальной базы исследования
Раньше подобные экспериментальные исследования поощрялись университетами. Вузы договаривались с образовательными учреждениями или производственными организациями, помогая студентам.
Теперь же успех практически всегда зависит от желания и ответственности самого учащегося. Ему необходимо создать нужные условия, часто проявляя организаторские способности, навыки нестандартного мышления и другие soft skills, чтобы договориться с руководством и заинтересовать участников. Ведь люди на улицах спешат и не готовы уделять много времени, совершать холодные звонки на незнакомые номера — рисковать нарваться на грубость, а опрашивать исключительно знакомых — получать не очень объективные результаты.
Как же можно решить вопрос с аудиторией исследования:
- устроиться в лабораторию и проводить опыты там;
- если вы преподаватель, вовлекать в экспериментальные опыты и опросы студентов;
- использовать социальные сети и ресурсы таргетированной рекламы;
- искать официальные результаты исследований, которые проводились другими организациями;
- вступать в сообщества, которые могут обладать интересующими данными, и пытаться работать с ними.
Социальные сети могут стать отличной площадкой для опросов
Примеры экспериментальной базы в исследовании
На первый взгляд, понятно, что такое опытно-экспериментальная база и где она располагается. Но чтобы окончательно закрыть все вопросы, мы подготовили несколько примеров, как её описывают и где размещают непосредственно в исследовательских работах.
Пример общей формулировки экспериментальной базы
Экспериментальная база исследования. Экспериментальной базой данного исследования являются результаты проведённого наблюдения за группами лиц, которые вошли в выборку, в том числе, за контрольной группой.
Пример экспериментальной базы в социологическом исследовании
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» (ФГБОУ ВПО «АГАО») и филиале КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе участвовали преподаватели данных организаций и педагоги МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Бийского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыки и ИЗО №17» г. Бийска, МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа № 1» Смоленского района, МБОУ «Гимназия №1» г. Бийска, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Бийска, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Бийска Алтайского края.
Число респондентов составило 268 человек, контрольная (136 педагогов) и экспериментальная (132 педагога) группы.
Пример экспериментальной базы в педагогическом исследовании
Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе Московского полевого учебного Центра «Экосистема» с учащимися МОУ №15, 34, 45, 55, 57, 91, 109, 228, 444, 654, 702, 827, 1018, 1067, 1200, 1210, 1216, 1277, 1294, 1500, 1508, 1522, 1537, 1554, 1561, 1567, 1572, 1874, «Школа Сотрудничества», «Эрудит-2», «Пироговская гимназия» г. Москвы, практикующими краткосрочные сезонные выезды на полевые практикумы в это специализированное учреждение.
Контрольные срезы осуществлялись у учащихся этих же школ до посещения ими Центра «Экосистема».
Проведено анкетирование 1030 учащихся в возрасте 11-16 лет, из них 550 анкетированы дважды (на разных этапах освоения программ «Центра»).
Пример экспериментальной базы в психологическом исследовании
В процессе участники прошли несколько личностных тестов, которые исследовали уровень стресса и адаптивности.
Пример месторасположения экспериментальной базы
Чтобы знать, где расположить описание опытно-экспериментальной базы исследования, вы можете скачать и посмотреть наш пример в формате Word.
Мы разобрались, что такое опытно-экспериментальная база и как её составить. А если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно и нужна помощь в написании курсовой или диплома, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты найдут нужные данные и оформят работу по ГОСТу.
Хорошую курсовую или диплом по юриспруденции невозможно представить без проработанной научно-исследовательской методологии. А чтобы грамотно использовать юридические методы, стоит с ними познакомиться и разобраться в нюансах.
Этим мы и займёмся в статье. Посмотрим, какие методы исследования в юриспруденции существуют и какие вопросы они помогают решать.
Ещё больше полезных материалов ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками, чтобы учиться выгодно.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методы научного исследования в юриспруденции
Правоведение, как и любая наука, активно использует различные методы. Давайте дадим определение данному понятию:
Метод — это определённый набор приёмов, подходов и методик достижения поставленных целей и задач. Иначе говоря, это способ, который ведёт к познанию.
Условно все методы исследования в курсовой и дипломной работе по юриспруденции можно разделить на четыре группы:
- Общие методы. Они отражают мировоззренческие подходы и могут применяться не только в научных исследованиях, но и в обычной жизни.
- Общенаучные методы. Базируются на логических законах и могут использоваться во всех научных дисциплинах.
- Частнонаучные, или междисциплинарные методы. Эти методы могут применяться для изучения нескольких предметных областей.
- Специальные методы, или узкоспециализированные. Их разрабатывают в рамках одного научного предмета, чтобы решать специфические задачи.
Будущему юристу стоит хорошо разбираться в методах. Это полезно не только в учёбе, но и в работе
Методы исследования в юриспруденции: примеры
Чтобы не запутаться во всём многообразии методов, которые используются в научной дисциплине «Право», мы разделили их по четырём основным группам в удобной таблице:
Общие методы | Общенаучные методы | Частнонаучные методы | Специальные методы |
обобщение; | диалектологический метод: анализ, синтез; | культурологический метод; | сравнительно-правовой метод; |
наблюдение; | логический метод: дедукция, индукция, аналогия; | исторический метод; | формально-юридический метод; |
сравнение; | системный метод; | социологический метод; | метод юридической герменевтики; |
описание; | функциональный метод; | статистический метод; | метод социально-правового эксперимента. |
эксперимент; | системно-структурный метод. | кибернетический метод; | |
моделирование. | аксиологический метод; | ||
синергетический метод. |
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Основная задача будущего юриста — из всего многообразия представленных методов исследования собрать методологическую базу своего курсового или дипломного проекта. А чтобы не ошибиться в выборе, стоит понять, какие методики помогут максимально полно раскрыть заявленную в работе тему и достичь указанные во введении цели и задачи.
Общие методы исследования в юриспруденции
Юриспруденция активно пользуется общими методами исследования, которые присущи разным наукам. Они необходимы для обоснования центральной теории и практических выводов.
Так, например, метод моделирования помогает создавать различные правовые и государственные явления и изучать их развитие. Метод сравнения — сопоставлять и сравнивать их между собой. А экспериментальный метод — проверять, как данные образцы будут действовать в особых условиях.
Общенаучные методы исследования в юриспруденции
Среди всего многообразия общенаучных методов в юриспруденции чаще всего используют следующие:
- диалектический метод;
- логический метод;
- системный метод;
- функциональный метод;
- системно-структурный метод.
Диалектический метод исследования в юриспруденции
Диалектический метод базируется на основных принципах диалектики, изучая государственно-правовые системы и явления с точки зрения единства и борьбы противоположностей. В его рамках активно используется анализ и синтез, которые помогают разделять сложные явления на отдельные элементы и исследовать их взаимосвязи.
Логический метод исследования в юриспруденции
Логический метод предполагает, что государства, их правовые системы и юридические явления исследуются с помощью формальной логики. В качестве приёмов в данной методологии используют дедукцию и индукцию, принципы аналогии и тождества.
Системный метод исследования в юриспруденции
Во главе системного метода — изучение сложных правовых явлений как составных частей единой системы. Эта методология применяется, когда необходимо исследовать взаимодействующие факторы. Например, рассмотреть право, как совокупность различных отраслей, институтов и нормативных положений.
Функциональный метод исследования в юриспруденции
В рамках функционального метода исследователи специально изучают различные функции правовых институтов и социальных явлений, а также то, как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает понять, какие потребности общества решают изучаемые элементы.
Системно-структурный метод исследования в юриспруденции
Системно-структурный метод исследования в юриспруденции — это изучение государственно-правовых элементов как цельной системы и иерархической структуры.
Уметь видеть и стоить системы — важный навык для юриста
Например, можно рассмотреть структуру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- вначале идут общие положения;
- потом классификация административных правонарушений;
- далее — органы, которые рассматривают данные дела;
- в конце даётся перечень и порядок административных штрафов и наказаний.
Помимо структуры здесь имеют важное значение взаимосвязи, которые существуют между перечисленными элементами.
Системно-структурный и системный методы очень похожи. Различие между ними в том, что в первом методе сложные правовые явления изучаются не только с системных позиций. В нём делается особый акцент на классификацию и чёткую структурную составляющую.
Частнонаучные методы исследования в юриспруденции
Частнонаучные методы не зря называются междисциплинарными. Это значит, что они могут применяться в тематических исследованиях разных научных дисциплин. Например, в социологии и математике, филологии и философии. Так, в юриспруденции чаще всего можно встретить следующие частные методы:
- культурологический метод;
- исторический метод;
- социологический метод;
- статистический метод;
- кибернетический метод;
- аксиологический метод;
- синергетический метод.
Давайте подробнее познакомимся с перечисленными методами исследования в юриспруденции и на примерах посмотрим, как их можно использовать.
Культурологический метод исследования в юриспруденции
В рамках культурологического метода право рассматривается как один из факторов, который влияет и регулирует социальные и культурные процессы в обществе.
Например, можно исследовать, как менялись правовые нормы в зависимости от культурных изменений в социуме. И наоборот. А также разбираться, какое место правоведение занимает среди других социально значимых явлений — религии, этики, морали.
Исторический метод исследования в юриспруденции
Исторический метод — один из самых популярных во многих научных дисциплинах. В юриспруденции он помогает изучать государства и другие правовые аспекты с точки зрения их временного развития. Учитывая особенности отдельных эпох, можно понять логику, по которой писались и действовали законы.
Приведём пример исторического метода исследования в юриспруденции. Описывая правовую систему Советского Союза, невозможно не указать на материалистический подход, предложенный Карлом Марксом. Именно он оказывал непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на правоведение.
Карл Маркс — человек, идеи которого легли в основу многих сфер жизни в СССР
Социологический метод исследования в юриспруденции
Социологический метод исследует право и его отдельные элементы через призму общественных явлений и процессов. А люди и их сообщества рассматриваются как отдельные субъекты правовой системы.
Например, его можно применять, чтобы проанализировать, как соблюдаются правовые нормы в разных слоях общества.
Статистический метод исследования в юриспруденции
Статистический и математический методы исследования в юриспруденции используют для подсчёта и демонстрации количественных показателей.
Например, его можно применять для того, чтобы изучить количество административных правонарушений и вывести их средний показатель за год.
Методы, в которых активно используются достижения статистики и математики, помогают повышать качество правовых действий в правоведческой науке и доказательность курсовых и дипломных работ у студентов юридических университетов.
Кибернетический метод исследования в юриспруденции
Кибернетический метод применяют тогда, когда рассматривают, как автоматизировать, обработать, сохранить или найти способ легко ориентироваться в юридической информации. В данной методологии активно используют технологические достижения и базы данных.
Аксиологический метод исследования в юриспруденции
Аксиологический метод рассматривает человеческие ценности, как значимый фактор в жизни людей. В юриспруденции его применяют, чтобы анализировать правовые элементы в качестве ценностных ориентиров общества, а также их регулятивные функции.
Император Карл V считал себя наместником Бога на Земле и все общественные и правовые законы выстраивал с точки зрения религиозных ценностей и норм. Не сумев подавить движение, которое возникло благодаря Мартину Лютеру, он, несмотря на военные успехи в других областях, отрёкся от престола и ушёл в монастырь.
Синергетический метод исследования в юриспруденции
В основе синергетического метода — изучение правовых элементов, как самоорганизующихся систем. Это значит, что государства, законы и нормы рассматриваются не как логичные явления, подчиняющиеся причинно-следственным связям, а нелинейные, возникшие самостоятельно.
Общенаучные и частнонаучные методы исследования в юриспруденции составляют основу для методологической базы студента. Именно на них стоит обратить внимание в первую очередь, продумывая методологию проекта.
Специальные методы исследования в юриспруденции
Среди методов правового исследования в юриспруденции выделяют узкоспециализированные. Их используют, чтобы разбираться в сложных юридических вопросах.
Специальными методами исследования в истории юриспруденции являются следующие:
- сравнительно-правовой метод;
- формально-юридический метод;
- метод юридической герменевтики;
- метод социально-правового эксперимента.
Сравнительно-правовой метод исследования в юриспруденции
Сравнительно-правовой метод системно и комплексно исследует правовую культуру. Для этого в его рамках могут проводить различные операции:
- делать сравнительный анализ юридических практик, применяемых в разных государствах;
- сопоставлять различные примеры решения правовых вопросов в отдельных странах;
- изучать правоведческие традиции, благодаря которым возникают государственные институты и правовые нормы.
Формально-юридический метод исследования в юриспруденции
Формально-юридический метод иначе называют догматическим. С его помощью исследуют правовые факты, явления и тексты, пропуская их через призму специально разработанных конструкций и терминов.
Также среди специальных методов можно выделить социально-правовой эксперимент. Он помогает опробовать новую юридическую практику. Например, так вводили суд присяжных.
Суд присяжных появился как социально-правовой эксперимент
Метод юридической герменевтики в юриспруденции
Метод юридической герменевтики активно развивается в современной правовой науке. Это методика, которая помогает толковать древние юридические тексты, учитывая при этом множество факторов:
- культуру и язык той эпохи, к которой относится юридический текст;
- жизненные условия, в которых создавались описываемые законы;
- возможные противоречия, допускаемые в тексте и другие особенности.
Описание методов исследования в юриспруденции: пример
Как описать методы исследования в курсовой или дипломной работе по юриспруденции? Кратко приведём правила и несколько примеров.
Где описывать методы исследования
Методы исследования в курсовых и дипломных по юриспруденции описываются в начале работы — во введении. Это необходимо сделать после того, как вы определили основные цели и задачи юридического исследования.
Как описывать методологию: примеры
Чтобы грамотно описать методологическую базу исследования, ориентируйтесь на следующие образцы:
Пример 1: Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания социально-правовых явлений. Помимо этого, в проекте применялись: логический метод, чтобы изложить весь материал, дать рекомендации и сделать итоговые выводы; метод системного анализа; метод сравнительного правоведения; исторический метод; метод моделирования; метод обращения к выводам институциональной экономической теории, налогообложения и других наук.
Пример 2: Чтобы раскрыть тему, в работе использовались общенаучные методы: социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический; общелогические методы теоретического анализа и узкоспециализированные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.
Мы разобрали, какие методы исследования существуют в юриспруденции и какие задачи можно решать с их помощью. Надеемся, теперь у вас не будет проблем с написанием курсовых или дипломных работ. А если не хватает времени готовить проект самостоятельно, доверьте это нашему студенческому сервису.
Автор статьи

Читайте также:
- Иск кредитора о взыскании долга с руководителя компании которую исключили из егрюл
- В случае склонения к коррупционному нарушению государственный гражданский служащий обязан
- Судебные ораторы античности список
- Бабек мамедрзаев суд из за чего
- Дегунино было отказано в принятии иска о расторжении брака и разделе имущества решение