Электронное распределение дел по назначению между адвокатами

Обновлено: 07.02.2023

Продолжающееся обсуждение вопроса распределения дел по назначению позволяет мне поделиться собственным опытом в этой области.

Упоминать о последних изменениях, внесенных в УПК РФ, и предоставлении Совету ФПА РФ полномочий определять порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, нет необходимости. Однако напомнить ретивым следователям о возможных последствиях нарушений установленного порядка допуска адвокатов в дело по назначению лишний раз не помешает.

Совет ФПА РФ на своем заседании в Санкт-Петербурге принял проект временного порядка участия адвокатов в защите по назначению, предусматривающий три варианта организации этой процедуры: графики, координатор и электронная система. Разумеется, наиболее прогрессивной и современной является электронная система распределения дел.

В АП Калининградской области электронная система была введена в 2010–2011 гг. и сразу же зарекомендовала себя положительным образом.

Что побудило нас перейти на данную систему? Во-первых, необходимость борьбы с «карманными адвокатами», с их готовностью предать интересы клиента за 500 рублей;

во-вторых, стремление защитить интересы доверителей и адвокатов, участвующих в деле по соглашению с доверителем, в целях соблюдения их процессуальных прав;

в-третьих, желание упорядочить работу адвокатов, сделав информацию открытой и прозрачной, поскольку любой адвокат, позвонив администратору системы, получает ответ о наибольшем и наименьшем количествах дней занятости адвокатов в районе и количестве дел, порученных лично ему за определенный промежуток времени.

Как мы пришли к этой системе? Случайно. Это совсем не наша наработка.

Из разговора с президентом Адвокатской палаты Пермского края А.И. Григорьевым в 2010 г. я узнал, что у них разработана и эффективно действует электронная система распределения дел по назначению, и немедленно договорился о приезде в Пермь с целью ознакомления. Пермяки приняли меня очень радушно, все показали, рассказали, познакомили с автором программы, мы обменялись контактами. К началу запуска программы у нас мне предоставили право поработать с системой: самому заполнить четыре всплывающих окна, получить СМС на телефон и ордер со штрихкодом на электронную почту. Все очень просто!

Оказалось, что и для запуска программы ничего особенного не надо, всего лишь представить ее администратору порайонные реестры адвокатов, желающих участвовать в распределении дел по назначению, с их адресами и мобильными телефонами, порайонное наименование органов, назначающих адвокатов, а также их электронные адреса.

Затем программа формирует график дежурств адвокатов, разбивающий адвокатов на дни, и вот мы уже готовы к работе. Сначала запустили программу в двух районах города, а через три месяца – во всей области без исключения.

Параллельно с этим мы письменно уведомили все органы о том, что у нас вводится электронная система распределения дел и что звонки и телефонограммы уже не принимаются. Через неделю мы провели занятия с представителями заинтересованных органов, чтобы они усвоили, что требование о назначении защитника направляется в палату только в виде копии, фотокопии или скана процессуального документа (определение суда, постановление следователя), без чего нельзя ввести в ордер необходимые данные. Двух занятий оказалось достаточно, чтобы представители государственных органов получили образцы электронных ордеров и необходимую информацию о том, что необходимо вносить в постановление, определение.

Программа заработала и действует по настоящее время.

Мы заплатили за нее 80 000 рублей, еще расходуем 7800 руб. ежемесячно (в эту сумму входит оплата мобильному оператору за 4500 СМС-уведомлений).

Понятно, что еще нужно выплачивать зарплату администратору в палате, но это совсем не те деньги, которые тратились на координаторов.

Опыт применения системы показал, что палате, адвокатам, следствию, судам не составило никакого труда перейти на электронную систему, потому что есть определенный порядок.

Ордер выдается на все время участия адвоката в предварительном следствии и в суде до момента обжалования приговора.

Адвокаты, которые не участвуют в системе, платят 250 рублей в месяц. Те, кто участвуют в системе, имеют смартфон и электронную почту, соглашаются на требования адвокатской палаты в части повышения квалификации, ответственности за отказ в принятии поручения, отчетности по итогам года. Если адвокат занят в день дежурства, он заблаговременно уведомляет об этом администратора. Один раз в год адвокаты предоставляют сведения о количестве дел, дней занятости, о начисленных и выплаченных суммах.

Рассмотрим, как работает система на примере следователя. По электронной почте программы или по факсу администратора палаты ему направляется постановление о назначении защитника. Администратор заполняет четыре всплывающих окна программы: район, ФИО следователя, ФИО обвиняемого, место и время действия. Программа выбирает адвоката из тех дежурных, у кого в этот день меньше всего дел, и направляет адвокату СМС-уведомление и электронный ордер со штрихкодом, а следователю по электронной почте – электронный ордер, в котором все указано, в том числе электронная почта и мобильный телефон адвоката.

Задачи администратора программы:
– добавление в программу фамилий, телефонов и адресов электронной почты адвокатов, следователей, если их нет на начало месяца;
– повседневный контроль за программой, обратная связь с адвокатами (если адвокат в течение получаса не отзвонился, заявка считается принятой);
– доклад руководству палаты об адвокатах, не принявших заявки, для принятия мер.

Задачи адвоката:
– знать свои дни дежурств и стараться не загружать их своими делами, так как в день дежурства бывает две и более заявки;
– по получении СМС или электронного ордера связаться со следователем для уточнения места и времени или переносе участия на удобное для обоих время;
– распечатать ордер и в дальнейшем предъявлять его при посещении СИЗО или суда при продлении срока содержания под стражей.

Для удобства пользования органам направляется код доступа, чтобы они сами вошли в программу, совершили четыре действия администратора и получили электронный ордер о назначении адвоката. Этой функцией пользуются только работники, да и то редко.

Единственное, с чем адвокаты не согласились, это с предусмотренной программой возможностью направлять в палату уведомления следователей и суда о производстве процессуальных действий с участием адвокатов. Такую функцию программы мы сочли излишней. Палата – не отделение почты. УПК РФ не менялся в этой части, и мы не намерены его нарушать.

Значение повсеместного введения электронной системы распределения дел по сравнению с другими способами, предусмотренными принятым ФПА РФ временным порядком, состоит в том, что участие адвоката в деле в обход электронного ордера реально означает нарушение уголовно-процессуального закона при производстве процессуального действия, что делает протокол действия недопустимым доказательством.

Электронный ордер должен повсеместно стать регулятором взаимоотношений палаты и органов дознания, следствия и суда, мерилом добросовестности и порядочности адвоката по назначению.

Электронная система распределения дел – огромный шаг вперед в деле защиты прав адвокатов и интересов доверителей в оказании квалифицированной юридической помощи. И пусть некоторые возражают, что не везде существует доступ в интернет. Действительно его где-то нет, но там, где есть суды, он обязательно имеется. Все адвокаты имеют мобильный телефон, следовательно, СМС о назначении адвоката защитником по такому-то делу они обязательно получат.

Вспоминая, сколько жалоб палата получала на адвокатов по назначению от их доверителей, что те якобы и в допросе, и в деле не участвовали, и ордер выписали задним числом и что адвоката по соглашению не пускали на следственные действия, он сидел под дверью, в то время как приглашенный следователем адвокат подписывал все документы, удивляешься, почему такие простые решения не пришли кому-то в голову раньше.

Конечно, электронная система тоже должна совершенствоваться. Так, в ней стоит предусмотреть обратную связь адвоката, его обязанность предоставлять сведения о себе, учитывать дни занятости, суммы, подлежащие оплате, суммы, уже полученные адвокатом, и прочие необходимые параметры.

Я за взаимное сотрудничество и поддерживаю открытость в нашей корпорации, при которой прокурор, утверждающий обвинительное заключение, или судья при подготовке дела к слушанию могут зайти на сайт ФПА РФ, по определенному паролю получить доступ в систему и сразу просмотреть – назначен ли адвокат по делу в соответствии с порядком, либо он участвует в деле в нарушение порядка по сговору со следователем.

Я не ратую за то, чтобы мы были контролерами правосудия, я за то, чтобы в наш адрес было как можно меньше упреков.

Адвокатура вступает в новую эру с введением Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР), в рамках которой адвокатская деятельность будет модернизирована с помощью различных сервисов и цифровой системы взаимодействия. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев прокомментировал для «Сферы» грядущие изменения системы распределения дел по назначению и общее направление цифровизации в адвокатуре.

Цифровизация за справедливость

Первым этапом внедрения КИС АР станет создание функционала распределения дел по назначению судебно-следственных органов. Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” завершить эту стадию планируется к 2021 г. Необходимость равномерного и справедливого распределения дел по назначению обсуждалась в адвокатуре последние пять лет. Реформа этой системы была продиктована целым рядом факторов, основной из них – ситуация с так называемыми карманными адвокатами.

«Замена советской организации адвокатуры на многовариантную по составу адвокатских образований привела к снижению контроля за распределением дел по назначению. Сама адвокатура разрасталась, ее пополняли бывшие сотрудники следствия и прокуратуры, «бизнес-адвокаты», для многих из которых идея общественного служения значительно уступает сугубо прагматическим целям. Также значительно увеличилась нагрузка на фоне снижения профессионального уровня сотрудников следствия, суда и адвокатов по сравнению с советским периодом. Появилось связанное с этим стремление восполнить образовавшиеся недостатки иными методами. Перечисленные и другие факторы привели к опасности разрастания явления, которое социологи называют «рабочими группами в уголовном процессе» (в том или ином виде оно существует даже в самых развитых юрисдикциях). Суть такой группы в том, что каждый из ее профессиональных участников заинтересован в скорейшем расследовании и разрешении уголовных дел с наименьшими усилиями или затратами», – отмечает вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, первый вице-президент Адвокатской палаты Московской области Михаил Толчеев.

Адвокатура, по его мнению, оказалась не единственной пострадавшей стороной в этой ситуации. «Карманные адвокаты» для следствия и суда стали не просто уловкой, позволяющей улучшить показатели работы, но и нанесли им серьезный репутационный удар, отмечает Михаил Толчеев. Решение внедрить систему, позволяющую определить адвоката по назначению методом случайного выбора, было принято с целью искоренить подобные явления. Внедрять новую систему региональные палаты начали более десяти лет назад: позитивные изменения сразу стали заметны там, где применяли метод случайного выбора защитника по назначению.

Судьба автоматизации

Глобальных законодательных изменений внедрение новой системы распределения не потребует (Закон № 400-ФЗ заблаговременно принят). Однако любая автоматизация, как отмечают специалисты, всегда выявляет проблемы в бизнес-процессах – в данном случае – адвокатуры.

«Безусловно, создание такой системы и внедрение новых видов взаимодействия с окружающим миром, идентификация адвоката в этом взаимодействии, безопасность и конфиденциальность коммуникации, а также ответственность ее участников потребуют изменения нормативной регламентации. Они будут необходимы как на уровне адвокатского сообщества, так и на уровне законодательного регулирования. Уже сейчас мы задумались над созданием рабочей группы, которая будет действовать параллельно с рабочей группой по разработке КИС АР, формулируя задачи для таких изменений, а также и возможные варианты их решения, которые будут выноситься на обсуждение», – рассказывает вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев.

Развитие цифровой среды в адвокатуре будет происходить за счет последовательного включения в систему новых сервисов: ведение делопроизводства (для адвокатов, образований и палат), обучение, а также возможность искать доверителей в рамках КИС АР.

Интерес у адвокатов вызывает и заявленная в проекте система межведомственного электронного взаимодействия. Адвокат на практике сможет через свой личный кабинет направлять запросы в различные органы и организации, заявлять исковые требования, ходатайства и многое другое, рассказывает Михаил Толчеев. Таким образом, значительная часть профессиональной деятельности защитника будет переведена в цифровую плоскость, в том числе и взаимодействие с адвокатскими палатами (через действующий кабинет, где появится дополнительная вкладка).

Впрочем, вести деятельность в рамках КИС АР и пользоваться тем или иным сервисом – этот выбор остается за конкретными кабинетами, коллегиями, бюро. Некоторые эксперты отмечают, что именно среди наименее технически оснащенных адвокатских кабинетов, которых большинство в России, эта система будет востребована. Также сервис сможет упростить для руководителей образований контроль за движением денежных средств, перечисляемых в качестве оплаты труда по назначению.

В связи с санкционным удалением мобильного приложения КИС АР из маркета App Store, а также с учетом участившейся в последнее время нестабильной работы сервисов Google по отправке push-уведомлений, нами выпущена обновленная версия мобильного приложения КИС АР с новой конфигурацией пуш-уведомлений.

В целях нивелирования последствий внешнего негативного влияния (компьютерные атаки, вредоносные программы, санкционные ограничения работы ПО и т.д.) мы изменили дислокацию приложения из аккаунта разработчика в аккаунты ФПА РФ, поэтому для корректной работы мобильного приложения КИС АР требуется его переустановка.

В настоящее время мобильное приложение КИС АР доступно для скачивания в App Store и PlayMarket Google, в скором времени ожидается публикация в Huawei AppGallery.

Ссылки для скачивания приложения КИС АР также размещены в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Общая информация о КИС АР

В настоящее время российская адвокатура, являющаяся ключевым участником рынка юридических услуг в стране, приступила к построению Комплексной информационной системы адвокатуры России (далее – КИС АР), которая должна стать частью экосистемы цифровой экономики России посредством ее интеграции с информационными системами органов юстиции, судов, правоохранительных и иных государственных органов.


Общая характеристика системы КИС АР:

– создается по типу ERP-систем (Enterprise Resourse Planning System);

– разрабатывается и функционирует с учетом принципов интегрированности, адаптируемости, распределенности, масштабируемости, безопасности данных и других принципов, обеспечивающих безопасность и независимость адвокатуры в информационном пространстве;

– состоит из комплекса подсистем (функциональных модулей), обеспечивающих сопровождение (цифровизацию) процессов, осуществляемых Федеральной палатой адвокатов РФ, адвокатскими палатами субъектов РФ, а также адвокатами при осуществлении ими адвокатской деятельности;

– эксплуатируется оператором (Федеральная палата адвокатов РФ) и пользователями (адвокатские палаты субъектов РФ, адвокатские образования и адвокаты), при этом отдельные подсистемы обеспечивают функционал для внешних пользователей (например, подсистема сопровождения процесса назначения адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в части, их касающейся, эксплуатируется дознавателями, следователями и судьями как участниками процесса назначения);

– предполагает использование внутренних (адвокатура) и иных (внешних) информационных ресурсов и информационных систем посредством их интеграции.

КИС АР обеспечивает работу адвокатских палат по принципу так называемого тонкого клиента (thin client), когда основная часть задач по обработке информации переносится на удаленно находящийся сервер, что позволяет кардинально минимизировать затраты адвокатских палат с помощью реализации комплекса организационных мер и технических решений.

При этом каждая адвокатская палата субъекта РФ работает исключительно в своем информационном пространстве, внутри которого, также с ограничением доступа, расположены личные кабинеты адвокатов и адвокатских образований, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.

Взаимодействие КИС АР с внешними информационными системами посредством интеграции через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооборота (МЭДО) позволит обеспечить адвокатуре возможность перейти на безбумажный (электронный) документооборот с государственными информационными системами (Минюст России, ФСИН России, ГАС «Правосудие», ФНС России и др.) при сохранении информационной независимости адвокатуры.

cisar.jpg

Защита данных и обеспечение работоспособности системы

КИС АР размещена на технологической платформе «SberCloud», представляющей собой совокупность виртуальных ресурсов (серверы, диски, сети), на базе которых создана ИТ-инфраструктура, обеспечивающая комплексную безопасность данных посредством выполнения следующих условий:

– оборудование в России в ЦОД стандарта Tier III;

– изолированная инфраструктура, в том числе контроль доступа и видеонаблюдение;

– двухфакторная аутентификация и контроль действий администраторов;

– средства защиты от лидеров отрасли (антивирусная защита, базовая защита от DDoS-атак, регулярное тестирование на проникновение);

– резервное копирование и восстановление данных любых объемов;

– регулярные аудиты информационной безопасности на соответствие международному стандарту ISO/IEC 27001;

– лицензии ФСБ России и ФСТЭК России о соответствии требованиям по технической защите конфиденциальной информации;

– аттестация на соответствие требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

В целях максимально допустимой информационной безопасности КИС АР размещена в инфраструктуре облачной платформы «SberCloud», предназначенной для размещения государственных информационных систем при обеспечении первого класса защищенности (Аттестат соответствия № 59/20-ВИ от 30 июня 2020 г.) и информационных систем персональных данных при обеспечении первого уровня защищенности персональных данных (Аттестат соответствия № 44/19-ВИ от 24 октября 2019 г.).

Задачи и перспективы решения

С учетом требований Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ) в качестве первоочередной к разработке в составе КИС АР была определена подсистема автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению (подсистема АРПН КИС АР), предназначенная для обеспечения доступа адвокатов к участию в оказании юридической помощи в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда независимо от избранной ими формы адвокатского образования и принадлежности к конкретному адвокатскому образованию при условии исключения влияния любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.

Функционал подсистемы АРПН КИС АР основан на положениях действующего законодательства в данной сфере, включая «Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве» и принятые в его исполнение региональные правила адвокатских палат субъектов РФ, а также иные локальные акты, регулирующие деятельность адвоката при оказании юридической помощи в уголовном судопроизводстве, исполнение которых является обязательным для адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ (Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, утв. VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г.; решение Совета ФПА РФ «О двойной защите» от 27 сентября 2013 г. (в ред. от 28 ноября 2019 г.); Рекомендации Совета ФПА РФ об обеспечении непрерывности защиты по назначению от 28 ноября 2019 г. и др.).

Подсистема АРПН КИС АР учитывает региональные особенности организации участия адвокатов в судопроизводстве по назначению и предполагает удобство использования программы адвокатами и адвокатскими палатами, с одной стороны, а также дознавателями, следователями, судьями (уполномоченными органами) – с другой.

25 марта 2021 г. состоялось межведомственное совещание, совместно организованное Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, в котором приняли участие представители МВД России, ФСБ России, СК России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и иных заинтересованных уполномоченных органов, посвященное началу введения в эксплуатацию подсистемы АРПН.

На совещании была представлена презентация подсистемы и обсуждались отдельные вопросы особенностей ее эксплуатации с учетом специфики деятельности отдельных правоохранительных органов и судов. Участники совещания определили общий порядок взаимодействия Федеральной палаты адвокатов РФ и ведомств при осуществлении поэтапного внедрения подсистемы АРПН в Российской Федерации. По результатам пилотной эксплуатации подсистемы она будет планово внедряться в регионах с учетом организационной готовности адвокатских палат и уполномоченных органов.

В течение 2021–2022 гг. в составе подсистемы АРПН КИС АР будет разработан финансовый блок, позволяющий не только обеспечивать электронный обмен документами между адвокатами и уполномоченными органами, но и осуществлять полноценный контроль и статистический учет всех проходящих платежей по работе адвокатов по назначению и определения объема образовывающихся задолженностей уполномоченных органов в сфере оплаты вознаграждения защитников по назначению.

Параллельно будет разработано техническое задание для подсистемы обеспечения проведения квалификационного экзамена (подсистема ОПКЭ КИС АР), функционал которой позволит централизованно осуществлять не только письменную часть квалификационного экзамена, но и информатизировать часть процессов, связанных с допуском претендентов на присвоение статуса адвоката к квалификационному экзамену, а также обеспечит информационное сопровождение процедуры сдачи второго этапа экзамена – устной его части.

С учетом требований законодательства запуск этой подсистемы запланирован на 2022 г.

АИС АПМ: от электронных реестров до мобильного приложения

В апреле 2021 года у адвокатов Москвы появилось своё мобильное приложение для работы, которое можно скачать в магазинах Store (iOS) и Google Play (Android). Адвокатура Москвы поднялась еще на одну ступень в развитии информационных технологий. Президент Адвокатской палаты города Москвы Игорь Поляков напомнил, что развитие информационно-технологической инфраструктуры московской адвокатуры началось ещё в 2016 году: «При разработке автоматизированной системы нашей главной задачей было создать такой продукт, который станет незаменимым помощником в работе каждого адвоката. Всего за 4 года от первых шагов по созданию электронных реестров адвокатов и адвокатских образований мы пришли к автоматизированному распределению дел по назначению и автоматизации всех связанных с ним процессов – от поступления заявки до формирования постановления на оплату труда. Помимо этого, Автоматизированная информационная система Адвокатской палаты города Москвы включает в себя систему электронного документооборота с Палатой и различные сервисы, которые могут потребоваться адвокатам в ходе их профессиональной деятельности».

О развитии АИС АПМ, её проблемах, интеграции с электронными сервисами ФПА РФ и судов, о результатах работы и перспективах развития читайте в материале пресс-службы АП Москвы.

Адаптация к новому

Для постоянной помощи адвокатам создана служба поддержки по электронной почте, действуют несколько чатов в мессенджере WhatsApp, в котором вице-президент Адвокатской палаты города Москвы Сергей Зубков и разработчики системы отвечают на вопросы адвокатов, связанные с работой АИС АПМ.

По мнению адвоката, члена рабочей группы Адвокатской палаты города Москвы по разработке АИС АПМ Льва Глухова, АИС АПМ постоянно модернизируется благодаря обратной связи пользователей. Он также отметил, что за два года изменилось отношение к адвокатам по назначению. «Запуская два года назад модуль АИС АПМ «Адвокат по назначению», мы констатировали неизбежность ошибок Это свойственно любому новому программному обеспечению, особенно такому сложному. Этот период прошел, однако нет пределов совершенствованию – всё требует изменений согласно уточняющимся условиям эксплуатации. Важно, что удалось наладить работу с обратной связью, с откликами пользователей системы. И адвокаты, и инициаторы заявок активно информируют как о своих пожеланиях в работе системы, так и о проблемах, с которыми они сталкиваются при использовании. Замечания устраняются, насколько возможно оперативно, предложения обсуждаются рабочей группой и включаются в протоколы работы. Бесспорно, что за два года АИС АПМ смогла существенно продвинуться в достижении своей главной цели: упорядочение процесса назначения адвокатов, исключение «дублёров». Изменилось и отношение правоохранительных органов и судов к адвокатам по назначению: они уже не воспринимаются как статисты. В целом повышается авторитет всего адвокатского сообщества и уважение к нему», – сказал адвокат.

Преимущества работы с АИС АПМ

Вице-президент Адвокатской палаты города Москвы Сергей Зубков отмечает, что благодаря АИС АПМ адвокату теперь не нужно представлять в Палату дополнительные отчеты и документы. Начисление и выплата разового (однократного) дополнительного вознаграждения за отчетный месяц в размере 600 рублей производится Палатой автоматически на основании данных АИС АПМ. Помимо этого, адвокаты могут удалённо направлять в Палату документы, удостоверенные их простой электронной подписью.

Актуальные проблемы

Член Совета Адвокатской палаты города Москвы, участник рабочей группы по разработке АИС АПМ Максим Устинюк рассказал, что одна из актуальных проблем системы – сбои во время пиковой нагрузки: «Когда Совет Адвокатской палаты города Москвы организовал проведение в АИС АПМ Общего собрания адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатских кабинетах и малочисленных адвокатских образованиях, мы столкнулись со сбоями системы, возникшими по причине её пиковой нагрузки из-за большого количества единовременных пользователей. Чтобы решить эту проблему и предотвратить дальнейшие возможные неполадки, на одном из последних заседаний Совета Адвокатской палаты города Москвы было принято решение о проведении нагрузочного тестирования – автоматизированного испытания информационной системы, имитирующего различные нагрузочные модели с целью комплексной оценки производительности, проверки качественной и бесперебойной работы, а также проверки соответствия требованиям, предъявляемым к АИС АПМ.

Помимо этого, как в любой электронной системе, тем более такой сложной, и которая не имеет аналогов и разрабатывалась с нуля, периодически выявляются незначительные технические ошибки, в целом не влияющие на стабильность работы системы и устраняемые группой разработчиков с каждым выходом обновления».

Максим Устинюк также призвал коллег активнее регистрироваться в системе: «Современные цифровые технологии позволяют адвокатам в своей профессиональной деятельности упростить рабочие процессы и сократить затрачиваемое на них время. Уже сейчас у адвокатов есть возможность удаленно взаимодействовать с Палатой по целому ряду вопросов, что существенно экономит время. Однако до сих пор в АИС АПМ прошли регистрацию меньше трети московских адвокатов. Хотелось бы пожелать коллегам более активно использовать все возможности АИС АПМ. Для этого достаточно в отделе кадров получить логин и пароль, а затем пройти авторизацию в системе на сайте».

Перспективы развития

По словам вице-президента АП Москвы Сергея Зубкова, одна из главных перспективных задач на сегодня – интеграция АИС АПМ с Комплексной информационной системой Адвокатуры России (КИС АР) и Комплексной информационной системой судов общей юрисдикции (КИС СОЮ).

В 2020 году в ходе вебинара «Электронное правосудие в Москве», организованного Адвокатской палатой города Москвы при поддержке Московского городского суда и Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве, уже был презентован Портал для адвокатов Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции, созданный для упрощения и ускорения коммуникаций между судебной системой и адвокатским сообществом. С его помощью адвокат может удалённо подать заявление на оплату издержек за выполнение поручений в порядке ст. 51 УПК РФ, ст. 50 ГПК РФ и ст. 54 КАС РФ, и отслеживать его статус в личном кабинете. Адвокатская палата города Москвы и Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве ведут работу по интеграции этих двух систем, которые полностью автоматизируют процесс защиты по назначению как для адвокатов, так и для судейского сообщества: от распределения поручения до оплаты работы.

Советник Президента ФПА РФ по информационным технологиям Сергей Гаврилов отметил, что Адвокатской палате города Москвы удается успешно преодолевать трудности, возникающие при внедрении информационных систем.

«Прежде всего я хотел бы поздравить Адвокатскую палату города Москвы с созданием и внедрением АИС АПМ. Это прекрасный результат, за которым стоит огромный труд. Я, в определенной степени, был свидетелем того, как происходило создание вашей системы, и у меня сложилось крайне благоприятное впечатление о том, как организована работа. При создании и внедрении информационных систем всегда возникают сложности, и Адвокатской палате Москвы успешно удается их преодолевать.

Автоматизированные системы распределения поручений по назначению органов дознания, следствия и суда, эксплуатируются ещё несколькими региональными палатами адвокатов в России. Подход Федеральной палаты адвокатов заключается в том, чтобы тщательно изучить этот уникальный опыт и использовать его при создании разрабатываемой в настоящее время комплексной информационной системы адвокатуры России – КИС АР», - сказал Сергей Гаврилов.

Член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян рассказала о том, как будут взаимодействовать между собой АИС АПМ и КИС АР: «Окончательный формат взаимодействия Комплексной информационной системы адвокатуры России и Автоматизированной информационной системы Адвокатской палаты Москвы будет согласован после запуска КИС АР в промышленную эксплуатацию. Сначала должен пройти тестовый этап, после чего будут сформулированы протоколы обмена данными между КИС АР и теми программами, которые в настоящее время используются адвокатскими палатами. В результате этого взаимодействия на первом этапе будут формироваться единые статистические формы».

Вице-президент Адвокатской палаты города Москвы Сергей Зубков отметил, что в 2021 году все столичные адвокаты полностью перейдут на удалённый документооборот с Палатой после того, как Советом будут полностью регламентированы соответствующие правила. А для удобства адвокатов мобильное приложение в дальнейшем будет полностью дублировать функции полной версии АИС АПМ.


Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак, под руководством которого был подготовлен и в настоящее время дорабатывается с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения, проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, в своем выступлении на пленарном заседании подробно остановился на тех проблемах адвокатской корпорации, которые можно решить только путем применения новых технологий.

Это, прежде всего, проблема «карманных адвокатов», из-за которой адвокатура чаще всего подвергается критике. Решить ее можно только путем внедрения во всех субъектах РФ электронной программы распределения дел между адвокатами, участвующими в судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда. По его мнению, только такой способ полностью исключает влияние сотрудников правоохранительных органов и судей на распределение дел и гарантирует полную независимость при назначении адвокатов, поэтому электронная программа, разработанная Федеральной палатой адвокатов РФ, должна быть как можно скорее введена в действие во всех региональных палатах.

Заместитель министра также отметил необходимость внедрения новых технологий в деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи и сказал, что в этом отношении большие надежды возлагает на Федеральную палату адвокатов: необходимо разъяснять адвокатам преимущества новых инструментов, которые предлагает Legal tech для информационно-технологического обслуживания профессиональной юридической деятельности (в частности, технологии решения основных правовых задач, облегчающие работу юристов, например автоматизирующие повторяющиеся задачи, такие как подготовка и анализ типовых договоров, выявление проблемных положений в документах для дальнейшего анализа). Такие технологии сокращают издержки на оказание квалифицированной юридической помощи и делают ее более качественной и эффективной.

«Мы сейчас находимся в таком историческом моменте, когда можно благодаря пониманию того, насколько выгодно эффективное использование новых технологий, продвинуться сразу на несколько шагов вперед и догнать самые передовые мировые юридические фирмы. Для этого надо привить понимание, что такие технологии очень удобны и необходимы. В нашей стране среди профессионалов существует определенный консерватизм, нет доверия к этим инструментам, нет уверенности, что надо поскорее начать ими пользоваться. Федеральная палата адвокатов, на мой взгляд, должна сыграть важнейшую роль при их внедрении в нашей стране, чтобы развилось понимание, что надо пользоваться информационными технологиями, и чтобы мы этот скачок сделали», – подчеркнул Денис Новак.

По его мнению, следует включить в Концепцию положение о том, чтобы ФПА РФ обеспечила заказ у российских разработчиков Legal tech базовых программ, позволяющих оказывать юридическую помощь с применением самых новых технологий, например сервисов составления проектов договоров, и включить в программу повышения квалификации адвокатов обязательные часы обучения по использованию этих программ (при бесплатном предоставлении доступа к ним фирмами-разработчиками).

Также Денис Новак считает необходимым в плане повышения квалификации обязать каждого адвоката завести реквизиты, необходимые для того, чтобы подавать процессуальные документы в электронном виде.

Кроме того, заместитель министра сообщил о планах Минюста России по созданию единого портала по правовому просвещению и правовому информированию, которые недавно обсуждались на совещании с участием представителей ФПА РФ. Планируется разработка сервисов, облегчающих поиск адвокатов для граждан, одна из составляющих этого проекта – размещение на сайтах адвокатских палат реестров адвокатов с указанием специализации, электронных адресов и телефонов.

«Так мы сможем сделать важное дело по внедрению новых технологий в правовое информирование и правовое просвещение, – сказал он. – Человек, который сталкивается с юридической проблемой, должен иметь информацию о том, как ее решить, – отсюда потянется цепочка юридических услуг. Почему сейчас у нас стагнация рынка юридических услуг? Потому что люди не понимают, что надо обращаться к юристу сразу, как только возникла проблема».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: