Должностные обязанности работников аппарата суда обеспечивающих деятельность архива суда

Обновлено: 10.08.2022

от 3 июня 2016 года N 205-од

Об утверждении Инструкции по организации и ведению архива на судебном участке

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

1. Утвердить Инструкцию по организации и ведению архива на судебном участке (приложение).

2. Признать утратившими силу приказы Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей:

- от 26 февраля 2010 года N 43 "Об утверждении Инструкции по организации и ведению архива на судебном участке" с внесенными в него изменениями,

- от 17 ноября 2011 г. N 171 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта архива судебного участка".

Утверждена
Приказом
Министерства юстиции
Республики Коми
от 3 июня 2016 г. N 205-од
(приложение)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ АРХИВА НА СУДЕБНОМ УЧАСТКЕ

Инструкция по организации и ведению архива на судебном участке (далее - Инструкция) разработана в целях установления единого порядка работы с оконченными делопроизводством документами, образующимися в деятельности мирового судьи Республики Коми.

Инструкция определяет процедуры подготовки и оформления к последующему хранению документов, образующихся в деятельности мирового судьи Республики Коми, в том числе в электронном виде, требования к учету, использованию и хранению указанных документов, методику отбора для постоянного хранения и выделения к уничтожению судебных дел, материалов, нарядов, журналов, картотек.

Используемые понятия и сокращения

Документы судебного участка - документы, образующиеся в деятельности мирового судьи Республики Коми, в том числе судебные дела, материалы, наряды, журналы, картотеки.

Инструкция по архиву федеральных судов - Инструкция о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19.03.2019 N 56;

Инструкция по судебному делопроизводству - Инструкция по судебному делопроизводству на судебном участке;

ПИ "АМИРС" - программное изделие "АМИРС";

Примерная номенклатура - Примерная номенклатура дел и документов, образующихся в деятельности мировых судей, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 262;

Электронные документы - документы, образующиеся в деятельности мирового судьи Республики Коми в электронном виде, в том числе наряды, журналы, картотеки.

I. Общие положения. Экспертная комиссия

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Правилами организации архива, Инструкцией по архиву федеральных судов, Инструкцией по судебному делопроизводству, Примерной номенклатурой.

2. Исполнение установленных настоящей Инструкцией требований и процедур осуществляет работник аппарата мирового судьи, ответственный за ведение архива.

3. На судебных участках, за которыми не закреплен архивариус, ответственным за ведение архива является секретарь судебного участка.

На судебных участках, за которыми закреплен архивариус, последний исполняет обязанности, связанные с ведением архива, в соответствии с его должностной инструкцией. Секретарь судебного участка исполняет обязанности по ведению архива в части полномочий, не переданных архивариусу, в том числе готовит документы к сдаче в архив, ведет сдаточные описи, готовит акты приема-передачи документов в архив и другое.

4. Номенклатура дел судебного участка составляется и ведется в соответствии с Примерной номенклатурой и Инструкцией по судебному делопроизводству. Электронные документы подлежат включению в индивидуальную номенклатуру дел судебного участка по тем же правилам, что и документы на бумажном носителе.

5. Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов судебного участка мировым судьей создается постоянно действующая экспертная комиссия судебного участка.

6. Экспертная комиссия судебного участка является совещательным органом при мировом судье. Персональный состав экспертной комиссии судебного участка утверждается мировым судьей из числа квалифицированных работников в составе не менее трех человек. Секретарем экспертной комиссии судебного участка назначается работник аппарата мирового судьи, ответственный за ведение архива.

7. Экспертная комиссия судебного участка осуществляет следующие функции (п. 4.9 Правил организации архива):

- организация ежегодного отбора для хранения и уничтожения дел и документов, в том числе электронных документов;

- рассмотрение и согласование проектов номенклатуры дел судебного участка, описей документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, описей электронных документов постоянного хранения, актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, и других актов;

- подготовка предложений об определении сроков хранения документов, не предусмотренных Примерной номенклатурой, перечнями, и об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных Примерной номенклатурой, перечнями;

- методическое руководство работами в области обеспечения сохранности документов судебного участка.

8. Экспертная комиссия судебного участка имеет право:

- в пределах своей компетенции давать рекомендации по вопросам разработки номенклатур дел и формирования дел в делопроизводстве, экспертизы ценности документов, розыска недостающих дел постоянного срока хранения и оформления документов;

- приглашать на заседания комиссии в качестве консультантов и экспертов представителей уполномоченного учреждения в области архивного дела.

9. Экспертиза ценности документов проводится ежегодно. По результатам экспертизы ценности в соответствии с настоящей Инструкцией составляются годовые разделы описей документов постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, годовые разделы описей электронных документов, акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

10. Вопросы, относящиеся к компетенции экспертной комиссии судебного участка, рассматриваются на заседаниях, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседания экспертной комиссии судебного участка оформляются протоколом, который подписывается участвовавшими в заседании членами экспертной комиссии.

11. Решения экспертной комиссии судебного участка принимаются простым большинством голосов. Приглашенные консультанты и эксперты имеют право совещательного голоса, в голосовании при принятии решения экспертной комиссии судебного участка не участвуют.

12. Ведение делопроизводства экспертной комиссии судебного участка, хранение и использование ее документов, а также контроль за исполнением принятых экспертной комиссией судебного участка решений возлагается на секретаря экспертной комиссии.

II. Оформление и передача документов в архив

13. Документы судебного участка подлежат оформлению и сдаче в архив не позднее чем через один год после окончания делопроизводства по ним (наступления события, являющегося основанием для списания судебного дела, материала, журнала в архив).

Картотеки учетно-статистических карточек и алфавитные указатели к ним, полугодовые и годовые статистические отчеты о работе судов общей юрисдикции - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

14. Решение о передаче в архив судебных дел и материалов принимает мировой судья в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству.

15. Работник аппарата мирового судьи, ответственный за ведение архива, тщательно просматривает все производство по судебному делу, материалу, наряду, журналу, картотеке, подлежащим сдаче в архив, обращение к исполнению вступившего в законную силу судебного решения (постановления).

17. Все выявленные при проверке в ходе передачи в архив документов судебного участка (в том числе электронных) недостатки в их формировании и оформлении секретарь судебного участка обязан устранить.

18. Требования к оформлению обложки (титульного листа) судебного дела, материала, наряда, журнала, вкладыша электронного документа, а также требования к подшивке и нумерации листов устанавливаются Инструкцией по судебному делопроизводству, при этом судебное дело или наряд на бумажном носителе, подлежащие постоянному хранению, подшиваются в твердую обложку на 4 прокола (п. 4.21 Правил организации архива).

19. В наряде, подлежащем постоянному и временному (свыше 10 лет) хранению, составляется внутренняя опись по форме N 1 в приложении к настоящей Инструкции.

Листы, на которых сделана внутренняя опись, нумеруются отдельно (п. 4.22 Правил организации архива).

Если наряд, подлежащий постоянному и временному (свыше 10 лет) хранению, подшит без бланка внутренней описи документов, то составленная по установленной форме внутренняя опись подклеивается к внутренней стороне лицевой обложки дела (п. 4.30 Правил организации архива).

Изменения состава документов наряда, подлежащего постоянному и временному (свыше 10 лет) хранению (изъятия, включения документов, замена документов копиями), отражаются в графе "Примечание" внутренней описи со ссылками на соответствующие акты. При необходимости могут быть составлены новая итоговая запись к внутренней описи и лист-заверитель дела.

20. В конце наряда, подлежащего постоянному и временному (свыше 10 лет) хранению, подшивается отдельный лист-заверитель по форме N 2 в приложении к настоящей Инструкции. Лист-заверитель не нумеруется.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

(часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

1. Общие положения и руководство организацией

1.1. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.04.2015 N 95)

(см. текст в предыдущей редакции)

Процессуальные документы суда оформляются в соответствии с процессуальным законодательством.

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)

Организационно-распорядительные документы суда оформляются в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 04.03.2019 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

1.4. Председатель районного суда в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статьей 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" осуществляет в том числе следующие функции:

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61)

(см. текст в предыдущей редакции)

организует работу суда;

устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе распределяет обязанности между работниками аппарата суда, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

(п. 1.4 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. Ответственный за делопроизводство, назначенный председателем суда, обеспечивает его организацию в соответствии с Инструкцией и знакомит всех работников аппарата суда с нормативно-методическими документами по делопроизводству.

1.6. Задачи и функции отделов делопроизводства, обеспечения судопроизводства по гражданским делам, обеспечения судопроизводства по уголовным делам регламентируются положением об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также положениями о соответствующих отделах, утвержденными приказом председателя соответствующего районного суда.

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 61, от 21.10.2019 N 238)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен с 1 января 2012 года. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.6 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.12.2010 N 270)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.7. Обязанности, права и ответственность работников аппарата суда определяются их должностными регламентами, утверждаемыми председателем суда.

(п. 1.7 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.12.2011 N 232)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.8. Прием граждан в суде производится в соответствии с правилами внутреннего распорядка суда, положением о приемной суда и регламентом организации деятельности приемной суда, утвержденными председателем соответствующего суда (либо лицом, исполняющим его обязанности), на основании Типовых правил внутреннего распорядка суда, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации, Примерного положения о приемной федерального суда общей юрисдикции и Типового регламента организации деятельности приемной федерального суда общей юрисдикции, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 1.8 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.10.2019 N 238)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. Номенклатура основных нарядов и дел, которые ведутся в суде, формируется в соответствии с Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения и Инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утвержденными Судебным департаментом.

(п. 1.9 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.10.2019 N 238)

1. Функциональные обязанности работников арбитражных судов по ведению делопроизводства

1.1. Ведение делопроизводства в судебных составах арбитражного суда осуществляется секретарями судебных заседаний, специалистами по делопроизводству судебных составов либо при необходимости помощниками судей.

В других структурных подразделениях суда делопроизводство ведется специалистами, на которых функции делопроизводства возложены должностным регламентом, либо работниками подразделения, которым руководителем подразделения наряду с другими обязанностями поручено выполнение такой работы.

Обязанности этих работников определяются их должностными регламентами, утверждаемыми председателями арбитражных судов.

Перечень функциональных обязанностей, приведенных в пунктах 1.2 - 1.5 Инструкции, является примерным и может быть скорректирован должностными регламентами сотрудников суда, утверждаемыми председателем арбитражного суда.

1.2. Специалисты подразделения делопроизводства арбитражного суда:

регистрируют в САС исковые заявления (заявления) (далее - исковые заявления), дополнительные материалы по делу (заявления, ходатайства, жалобы и т.п.), в том числе поданные в электронном виде путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, лиц, обратившихся с указанными документами, ответчиков и третьих лиц; апелляционные, кассационные жалобы и приложенные к ним документы в САС, а также регистрируют в САД документы непроцессуального характера, подлежащие рассмотрению в судебных составах и подразделениях;

предварительно определяют специализацию споров по поступившим заявлениям и вносят в САС данные из классификаторов системы;

передают поступившие исковые заявления в судебный состав согласно установленной специализации и вводят информацию об этом в САС. Если в суде применяется автоматизированное распределение исковых заявлений, они передаются после распределения непосредственно судье или его помощнику;

формируют реестры передачи документов судьям или в судебные составы и подразделения и передают документы по реестру специалистам по делопроизводству судебного состава или иному уполномоченному на прием документов лицу;

осуществляют поиск информации по документам и делам;

оформляют справки о непоступлении в суд искового заявления (заявления) при поступлении запросов;

регистрируют судебные дела, поступившие для рассмотрения из других судов, вводят в САС необходимые сведения по судебному делу;

формируют реестры для отправки судебных дел и документов отделениями почтовой связи и оформляют почтовую корреспонденцию, в том числе формируют списки бандеролей для отправки отделениями почтовой связи;

вносят в САС информацию о дате отправки документов и дел, почтовые адреса и иные обязательные реквизиты истцов, ответчиков, третьих лиц;

формируют и печатают конверты, наклейки на бандероли или посылки для отправки их отделениями почтовой связи;

ведут учет количества поступивших в суд документов и дел, составляют соответствующие сводки;

формируют и оформляют дела по номенклатуре.

1.3. На секретаря судебного заседания возлагаются следующие обязанности:

заполнение статистической карточки по делу;

направление и вручение под расписку копий судебных актов лицам, участвующим в деле, а также иным лицам по указанию судьи, в том числе размещение информации по судебным делам в САС суда, а также контроль за ее размещением в сети Интернет;

направление извещений о времени и месте судебного заседания;

размещение списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, на информационных стендах или киосках. Контроль соответствия сведений о месте и времени рассмотрения судебных дел, размещенных в сети Интернет (в том числе в сервисе "Календарь судебных заседаний"), судебным актам, вынесенным по судебному делу, проверка правильности формирования списков на информационных панелях и информационных киосках, размещенных у зала судебного заседания, при необходимости распечатка списка и размещение на информационном стенде или на отведенном для этого месте;

подготовка информации для судьи о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о причинах их неявки в судебное заседание;

проверка явки лиц, прибывших в судебное заседание по вызову суда, информирование судьи о неявке лиц и причинах неявки;

проверка явки арбитражных заседателей в судебное заседание, информирование судьи об их неявке и причинах неявки, если они известны;

ведение протокола судебного заседания; организация ведения аудиопротокола и последующая его обработка; ознакомление с протоколами лиц, участвующих в деле, по их ходатайствам;

содействие судье в проведении видеоконференц-связи;

ведение протокола о совершении отдельного процессуального действия;

заполнение бланков исполнительных листов по делам;

по указанию судьи возвращение по заявлениям лиц, участвующих в деле, представленных документов или их отправка заказными письмами с уведомлением о вручении;

выдача на основании вынесенного судом судебного акта вещественных доказательств лицу (организации), представившему их, или лицу, определенному судом;

по указанию судьи ознакомление лиц, участвующих в деле, и иных лиц с материалами судебного дела (производства), если в суде не создано соответствующее подразделение либо не назначено ответственное лицо по ознакомлению с материалами судебных дел (производств);

контроль поступления из отделений почтовой связи уведомлений о вручении писем с копиями судебных актов лицам, участвующим в деле, извещений о времени рассмотрения дел в суде;

ввод информации в САС о прохождении искового заявления и дела в суде;

свидетельствование копий судебных актов и документов;

подготовка судебных дел для сдачи в архив, сдача дел в архив;

выполнение другой работы по поручению судьи и председателя судебного состава.

1.4. На специалиста по делопроизводству судебного состава, подразделения возлагаются следующие обязанности:

прием по реестру под расписку от специалистов подразделения делопроизводства исковых заявлений, дополнительных материалов, других документов и судебных дел;

на основании визы председателя судебного состава передача исполнителям по реестру исковых заявлений и судебных дел;

передача исполнителям дополнительных материалов к поступившим исковым заявлениям, писем, жалоб и иных обращений, а также другой документации под расписку в реестре (журнале );

Все упомянутые в настоящей Инструкции журналы и реестры могут вестись в арбитражном суде в электронном виде. В случае необходимости подписания тех или иных граф журнала/реестра страницы журнала распечатываются, нумеруются и подшиваются по порядку в соответствующее номенклатурное дело, при этом возможна организация электронного подписания таких журналов/реестров, в том числе путем проставления отметок "передано-принято" в САС арбитражного суда.

регистрация в САС информации по резолюции председателя судебного состава (если в суде не применяется автоматизированное распределение исковых заявлений и дел) о назначении судьи, судьи-докладчика, о движении судебного дела, совершенных процессуальных действиях и принятых судебных актах;

регистрация в САД информации по резолюции руководителя структурного подразделения о назначении исполнителя, действиях по исполнению документа, направлении ответа заявителю, итоговых документах и т.д.;

внесение в регистрационные карточки САС и САД дополнительных данных по делам и документам по мере их прохождения в судебном составе или подразделении суда;

формирование и подшивка судебных дел по мере поступления материалов дела, нумерация листов дела;

оформление судебных дел, апелляционных, кассационных производств;

формирование реестров дел и документов для передачи в другие подразделения суда;

подготовка сопроводительных писем;

свидетельствование копий судебных актов и документов;

направление копий судебных актов и исполнительных листов;

формирование реестра отправки дел и документов, передача реестров в экспедицию под расписку вместе с делами и документами, запечатанными в конверты;

формирование документов для вложения в почтовые конверты, печатание на конвертах адресов отправителей и получателей, заполнение почтовых уведомлений о вручении корреспонденции адресатам;

печатание наклеек для пакетов и бандеролей, конвертование пакетов и бандеролей;

ведение необходимой справочно-информационной работы;

направление документов и дел по запросам, передача документов и дел в архив суда;

составление актов на уничтожение дел по номенклатуре с истекшими сроками хранения и передача этих дел в службу хозяйственного обеспечения для уничтожения;

периодическая сверка наличия судебных дел и документов, находящихся на исполнении у судей, помощников судей, работников судебного состава, подразделения;

информирование председателя судебного состава, руководителя подразделения о сроках исполнения поручений, дел и документов;

подготовка предложений по номенклатуре дел судебного состава, подразделения и формирование номенклатурных дел по срокам хранения документов, передача дел в архив для постоянного хранения;

своевременная подготовка заявок для получения бланков, средств оргтехники, канцелярских принадлежностей, их учет и выдача работникам;

хранение печатей, штампов, бланков, используемых в работе, в судебном составе, подразделении;

оформление заявок на машинописные и копировальные работы, передача их в группу автоматизированной подготовки документов и копировально-множительное бюро, получение готовой работы;

печатание копий судебных актов, подлежащих отправке, заверение их подлинности, оформление пакетов для отправки, сдача их в экспедицию;

выполнение иной работы по поручению председателя судебного состава и руководителя подразделения.

1.5. Помощник судьи, обеспечивая исполнение судьей полномочий и содействуя осуществлению правосудия, на основании поручений судьи выполняет следующие обязанности:

изучает поступившие судье исковые заявления, заявления, жалобы, представления и вносит предложения по их рассмотрению;

принимает участие в решении задач подготовки дела к судебному разбирательству, включая подбор законов и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения дела;

подготавливает заключения по сложным и спорным вопросам применения норм материального права;

оказывает судье помощь в совершении действий при подготовке дела к судебному разбирательству, предусмотренных статьей 135 АПК РФ. При этом помощник судьи не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса;

принимает участие в организации подготовки и проведения судебного процесса, а именно: контролирует изготовление и своевременное направление копий судебного акта, которыми извещаются или вызываются участники процесса; формирует список судебных дел, назначенных для рассмотрения в судебном заседании; готовит судье информацию о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, а также о причинах их неявки в судебное заседание; контролирует поступление документов, истребованных судом;

оказывает судье содействие в организации и проведении видеоконференц-связи судебного заседания;

ведет протокол судебного заседания в случаях отсутствия в суде секретарей судебного заседания;

оказывает содействие судье при подготовке проектов судебных актов;

осуществляет контроль по исковым заявлениям, заявлениям и жалобам, оставленным без движения, а также по делам, по которым отложено рассмотрение либо приостановлено производство;

контролирует работу специалистов по формированию материалов дела; по своевременному направлению лицам, участвующим в деле, и другим участникам арбитражного процесса судебных актов, исполнительных листов;

контролирует правильность заполнения электронных статистических карточек;

проверяет в САС полноту и правильность заполнения реквизитов судебных дел и документов, полей статистической карточки судебного дела;

подготавливает с использованием САС периодические (ежемесячные, квартальные, полугодовые и годовые) статистические отчеты по рассмотрению судебных дел и по другим вопросам, участвует в составлении статистического отчета о работе судьи;

готовит данные и материалы, необходимые судье для обобщений, докладов, статей, выступлений;

от 24 ноября 2009 года

Методические рекомендации размещены на FTP-сервере Судебного департамента в папке Courtinf (логин для доступа . пароль . ).

Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации предлагаю довести указанный документ до сведения председателей районных (городских), гарнизонных военных судов, а также администраторов соответствующих судов.

Заместитель Генерального директора
А.Я.Перепеченов

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации
А.В.Гусев
24 ноября 2009 года

Методические рекомендации по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (далее - администратор) осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", федеральных законов от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и должностным регламентом, утвержденным председателем соответствующего суда.

Администратор реализует свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда, гарнизонного военного суда - под контролем управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - Управление (Отдел) и во взаимодействии с ним.

Квалификационные требования к лицу, замещающему должность федеральной государственной гражданской службы администратора, изложены в соответствующем Типовом должностном регламенте, утвержденном приказом Судебного департамента от 22 августа 2006 года N 80.

Администратор подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

1. Планирование и отчетность

Администратор осуществляет свою деятельность согласно плану, который составляется в соответствии с требованиями Инструкции об организации планирования и контроля в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента от 25 декабря 2001 года N 1/6 (далее - Инструкция), с учетом примерного плана-графика работы администратора и методических указаний Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации к нему от 14 января 2000 года N СД-ВВ/36.

План должен содержать конкретные мероприятия по всем направлениям организационного обеспечения деятельности суда и для решения задач, поставленных перед администратором председателем соответствующего суда, начальником Управления (Отдела) в пределах полномочий, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

План на очередной период составляется с учетом результатов выполнения плана предшествующего периода и должен включать незавершенные или переносимые по срокам исполнения мероприятия.

Инструкцией предусмотрено составление ежеквартальных планов работы администратора суда.

План работы администратора районного суда, гарнизонного военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Управления (Отдела). После утверждения (не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу) копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем структурном подразделении Управления (Отдела).

План работы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда составляется в одном экземпляре, согласовывается с председателем соответствующего суда и не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, представляется на утверждение начальнику Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов (ГУОПО) либо начальнику Главного управления обеспечения деятельности военных судов (ГУВС) Судебного департамента, после утверждения копия плана возвращается в суд и хранится в наряде "Планы и отчеты о деятельности администратора суда", оригинал плана подшивается в одноименный наряд в соответствующем отделе ГУОПО.

Помимо квартального администратор вправе осуществлять ежемесячное, еженедельное и ежедневное планирование своей деятельности, что позволит более оперативно организовать работу и установить повседневный контроль исполнения текущих и перспективных мероприятий. Для этого администратору рекомендуется вести Рабочую тетрадь в форме еженедельника или иной произвольной форме.

По окончании отчетного периода (квартала) в соответствии с требованиями вышеназванной Инструкции администратор представляет начальнику Управления (Отдела) письменный отчет-справку о выполнении плановых мероприятий за своей подписью, утверждаемый председателем соответствующего суда, а администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного флотского военного суда соответственно начальнику ГУОПО либо ГУВС.

2. Отдельные вопросы организационного обеспечения деятельности суда

На здании суда может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, в залах судебных заседаний - флаг и герб субъекта Российской Федерации.

На здании суда должна иметься наружная вывеска с названием суда, соответствующая по оформлению требованиям, содержащимся в приказе Судебного департамента от 31 декабря 2002 года N 151 "О бланках, вывесках и печатях федеральных судов общей юрисдикции".

В помещении суда должны быть установлены стенды с информацией для граждан и (или) технические средства аналогичного назначения.

Технические средства - информационные терминалы (киоски), электронные табло и т.п., входящие в состав подсистемы "Отображение информации коллективного пользования" ИРЦВ.42 5500 9.077 ГАС "Правосудие" и взаимодействующие с базой данных автоматизированной системы судебного делопроизводства суда (Программное изделие (ПИ) "Судебное делопроизводство" ИРЦВ.80379-01).

В занимаемых судами помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего суда, которая должна содержать:

порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным;

сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

условия и порядок получения информации о деятельности суда;

иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией, а именно: указатель расположения кабинетов председателя суда, его заместителей, судей и работников аппарата суда, залов судебных заседаний, структурных подразделений суда; размере и условиях оплаты государственной пошлины, наименование получателя платежей и т.д.; сроках и порядке обжалования судебных решений; данные о территориях судебных участков, обслуживаемых мировыми судьями, их юридический адрес и место фактического расположения.

На информационных стендах и (или) технических средствах аналогичного назначения также могут быть размещены образцы исковых заявлений (жалоб). У стенда и технических средств необходимо оборудовать место, позволяющее гражданам вести необходимые записи.

По поручению председателя суда администратор доводит приказы, распоряжения, указания, решения, инструкции, рекомендации, информационные письма Судебного департамента и его территориальных органов по вопросам деятельности суда до работников суда; готовит проекты приказов, распоряжений председателя суда (при отсутствии в суде соответствующих структурных подразделений и их руководителей); осуществляет контроль исполнения работниками суда Правил внутреннего распорядка суда, утвержденных председателем соответствующего суда и Правил поведения работников аппарата суда, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 года N 156.

3. Организация делопроизводства и работы архива суда

3.1. Организация делопроизводства в суде

Основными нормативными методическими документами, определяющими и устанавливающими единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации, являются Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденные приказами Судебного департамента соответственно от 15 декабря 2004 года N 161 и от 29 апреля 2003 года N 36 с последующими изменениями и дополнениями (далее - Инструкции), Руководство по делопроизводству в военных судах, утвержденное приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 года N 40 (далее - Руководство) и эксплуатационная документация на ПИ "Судебное делопроизводство": ИРЦВ.80379-01 31 01 ПИ СДП. Описание применения.

Правила и порядок работы с документами, установленные вышеназванными Инструкциями, обязательны для всех работников аппаратов судов. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкций, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Задачи и функции отдела дело- и судопроизводства регламентируются Положением о соответствующем отделе, утверждаемым председателем суда. Права, обязанности и ответственность работников отдела определяются должностными регламентами, утвержденными председателем суда.

При осуществлении должностных полномочий работниками отдела делопроизводства администратор организует правильное применение ими положений Инструкции.

С целью повышения эффективности названной деятельности администратор контролирует (по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие) выполнение работниками аппарата суда функциональных обязанностей.

3.2. Организация приема граждан

В суде должна функционировать Приемная граждан, являющаяся структурным подразделением суда (составной частью структурного подразделения), созданным в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан, деятельность которой регламентируется Положением о приемной в суде, утвержденным председателем суда на основании Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 216 и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 26 ноября 2008 года; и Регламентом организации деятельности приемной, утвержденным председателем суда, на основании Типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, согласованного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 179, и утвержденного Генеральным директором Судебного департамента 19 июня 2009 года.

Прием граждан в суде осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка суда, утверждаемыми председателем суда на основе Типовых правил внутреннего распорядка судов, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 года N 101.

Администратор контролирует соответствие действий работников аппарата суда названным Правилам.

3.3. Организация учета, приема, хранения и уничтожения вещественных доказательств, поступающих в суд

Хранение вещественных доказательств в суде, включая учет, принятие на хранение и выдачу вещественных доказательств после вступления судебного акта, которым заканчивается дело, в законную силу, осуществляется в случаях, предусмотренных законом и в порядке, установленном названными выше Инструкциями, Руководством, Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 620.

Администратор осуществляет контроль соблюдения требований названных выше нормативных документов.

Организационно-распорядительным документом председателя суда определяются место и условия хранения вещественных доказательств, а также назначается лицо, ответственное за этот участок работы.

Хранение вещественных доказательств осуществляется в условиях, не допускающих утрату и обеспечивающих их возврат владельцам или передачу иным лицам в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

3.4. Организация работы архива суда

Основными нормативными методическими документами, регламентирующими организацию работы архива суда, являются Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования и Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденные соответственно приказами Судебного департамента от 28 декабря 2005 года N 157 и 1 июня 2007 года N 70, а для военных судов -соответствующие приказы Министерства обороны Российской Федерации, регулирующие вопросы архивного делопроизводства.

Администратору необходимо знать требования, предъявляемые к архивным помещениям и организации работы архива суда, содержащиеся в перечисленных выше нормативных документах, и принимать меры к оборудованию архивных помещений в соответствии с этими требованиями.

Администратор организует правильное применение и контролирует соблюдение положений названной Инструкции ответственным работником отдела делопроизводства за работу архива при осуществлении им должностных полномочий.

Администратор организует прохождение работником архива не реже одного раза в год инструктажа по вопросам противопожарной безопасности, ознакомление с правилами пользования противопожарным инвентарем.

Администратору следует учитывать, что совершенствование работы аппарата суда, оперативность и качество решения вопросов, содержащихся в документах, в значительной мере зависит от организации хранения документов, то есть от методов их классификации. Единый подход к классификации документов в суде обеспечивает номенклатура дел - оформленный в установленном порядке систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в суде, с указанием сроков хранения. Номенклатура дел является основным учетным документом в судебном делопроизводстве и необходима для организации информационно-поисковой системы.

Администратору следует также знать, что номенклатура нарядов, которые ведутся в суде, ежегодно утверждается председателем суда и согласовывается с архивной службой субъекта Российской Федерации.

4. Организация ведения судебной статистики

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" на администратора возлагается обязанность по организации ведения судебной статистики в соответствующем суде.

Ведение судебной статистики в судах определяют два нормативных документа: Табель форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, утверждаемый приказом Судебного департамента ежегодно (далее - Табель) и Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 года N 169 (далее - Инструкция).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: