Доктрина разделения властей как основа статуса суда
Обновлено: 30.11.2023
Разделение властей, в теории государства и права — принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые была выдвинута английским мыслителем Джоном Локком, который считал, что государство – основной носитель политической власти, который должен гарантировать права и свободы граждан, и сохранения собственности. Согласно понятиям Локка, для воплощения этой идеи необходимо четкое разделение публично-правовых функции государства в целях «уравновешивания» притязаний различных государственных органов на власть. По идее Дж. Локка, законы в государстве должна принимать законодательная власть (парламент), осуществлять эти законы должна исполнительная власть (монарх и правительство). Однако верховной властью наделяется законодательная власть. Все остальные виды власти ей подчиняются, но, вместе с этим, должные активно влиять и оказывать на нее всяческое воздействие. Данная теория была направлена сыграть значительную роль в борьбе против абсолютизма. Позже она была развита Ш. Монтескье. Он ратовал за включение судебных органов в иерархию разделения властей. Судьи, по его мнению, должны быть независимыми, а сам принцип разделения властей должен быть закреплен конституционно. В то время, время королевского абсолютизма многих стран Европы, в качестве государственной формы отношения монархии и подобного разделения властей предлагалась конституционная монархия, некая форма компромисса буржуазии и дворянства. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США. Разделение властей — один из важных элементов правового государства и демократии.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во всевластие, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие…
Понятие принципа разделения властей сегодня.
При характеристике государства недостаточно указания на многообразия его институтов государства, перечисления этих институтов.
Государственная власть тогда эффективно действует, когда в ней есть разделение труда, институты государства выстраиваются по-особому, формируются самостоятельные власти, каждая из которых сконцентрирована на своей особой стороне деятельности.
Таких властей, свидетельствующих о развитости, совершенстве государственной деятельности, три:
В соответствии с эти различаются три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.
Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах.
В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесения в него коррективов, уточнений. Они касаются двух вопросов.
Во-первых, власть в государстве должна быть одновременно и «разделена» и оставаться целостной, единой. Вот почему наряду с названными «тремя властями» необходим в качестве особого института глава государства (президент в республике, монарх в конституционной монархии).
Во-вторых, оказалось, что в жизни, особенно с переходом общества в индустриальную и постиндустриальную эпохи, деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь исполнением законов. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций. Поэтому довольно острый характер имеет проблема подчиненности и порядка формирования правительства. Отсюда возникает проблема выбора между президентской и парламентской формами правления…
Какие государственные органы обеспечивают выполнения принципа разделения властей?
Вообще, государственные органы многообразны.
Государственные органы, имеющие властные полномочия, делятся по различным основаниям – по содержанию их деятельности, по правовым аспектам их деятельности. Однако, наиболее существенное значение имеет деление государственных органов по трем, вышеуказанным властям. Это, соответственно:
Законодательные органы (Дума, Федеральное собрание), т.е. представительные органы, формируемые на основе всеобщих выборов, на местах эти функции выполняют муниципальные представительные органы, например, муниципальные советы.
Исполнительные органы (правительство, центральные ведомства, их подразделения на местах), при этом следует различать, с одной стороны, органы, выполняющие политические функции и включающие «силовые» ведомства, а с другой – органы социально-культурного управления.
Судебные органы, и связанные с ними иные правоохранительные учреждения – органы расследования уголовных дел, исполнения судебных решений и приговоров, а также прокуратура.
Вместе с этим деление государственных органов по трем властям является неполным. В него нужно внести два уточнения:
Во-первых, существенное место в государственном механизме занимает такое подразделение государства, важное в плане современного понимания разделения властей, как глава государства, т.е. институт президентства (ведь Президент выполняет не только функции управления исполнительной властью).
Во-вторых, не нужно забывать о еще одном блоке государственных органов – органов надзора и контроля (они «работают» в сфере как законодательных органов в виде парламентского контроля, так и в сфере исполнительных органов – ведомственные и общегосударственные инспекции, и т.д.).
Принцип разделения властей в Российской Федерации, и его особенности.
Конституция, как основной закон государства, закрепляет основы разделения властей. Конституции действительно демократических стран не только устанавливают оптимальное для страны построение государственных органов, и соответственно расставляют по места все основные институты государства, но и всегда исходят из определенных основополагающих начал, которые придают через конституцию действительно демократический облик государства. Одним из таких основополагающих начал является принцип разделения властей.
Характерной особенностью применения этого принципа в России является тот факт, что он закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года:
…Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей….
Статья 3 Конституции РФ. Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей…
Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, является законодательным и представительным органом России. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Правительство России исполняет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Важной особенностью принципа разделения властей в Российской Федерации является то, что Президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти.
Однако принцип разделения властей в Российской Федерации имеет особенности относительно функций и полномочий Президента РФ. Вот что гласит статья 83 Конституции РФ:
Президент Российской Федерации:
а) Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) По предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.
з) Утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) Формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) Назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Также, статья 84, пункт (б) Конституции РФ предусматривает такое полномочие Президента РФ, как «распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации».
Из этого следует, что Президент РФ сочетает не только функции руководства государством, но и полномочия главы Правительства. Вследствие этого, можно сомневаться в прозрачности и чистоте самой идеи принципа разделения властей в Российской Федерации.
Думаю, что на характер принципа разделения властей накладывает отпечаток государственное обустройство той или иной страны. Не исключением здесь являются многие страны Западной Европы и США, где воплотились идеи Монтескье о разделении властей. В этих регионах также прослеживается довольно чёткое разграничение единой верховной власти (в строгом, узком смысле слова – политической) на три подсистемы власти – законодательную, исполнительную и судебную.
Рассмотрим в качестве примера систему разделения властей в США. По конституции страны законодательная власть осуществляется конгрессом США и законодательными собраниями (легистратурами) штатов. Конгресс состоит из двух палат – сената и палаты представителей. Исполнительная власть в стране принадлежит президенту. Он является высшим должностным лицом, совмещающим полномочия главы государства и главы правительства. Президент избирается не конгрессом, а коллегией выборщиков. Он не подчинён конгрессу. Однако палата представителей может предъявить обвинение (импичмент) против президента в случае правонарушений с его стороны. Но решение, в свою очередь, по отстранению президента от должности и привлечения его к ответственности принимает сенат квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов. Пять раз процедура импичмента возбуждалась против президентов: три из них были отклонены сенатом.
Конгресс утверждает государственный бюджет по представлению президента. Законы, принятые конгрессом, подписывает президент, и после этого они вступают в силу (он может их возвращать, наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за него вторично (2/3 голосов в каждой из палат).
Верховный Суд США – высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. Суд состоит из председателя и восьми членов. По конституции США за президентом закреплено право «по совету и с согласия» сената назначать «судей Верховного Суда». Суд является органом конституционного надзора. Он вправе отменить принятые конгрессом законы или распоряжения президента, если сочтёт их не соответствующими конституции США. Решения Верховного Суда окончательны и принимаются всеми властными органами к исполнению. Таким образом, действующая в США система сдерживания и противовесов не позволяет чрезмерной концентрации власти в одной из её ветвей.
Несколько иная ситуация в других странах, например, в Великобритании. Здесь парламент – законодательная власть, выдвигает главу правительства и назначает исполнительную власть из представителей победившей партии. Основой легитимности правительства выступает парламент. Часть же парламента из неправящего меньшинства выступает в роли оппозиции к исполнительной власти. Кроме того, свой источник легитимности имеет и королева (глава государства), наделённая определёнными функциями: роспуск парламента, назначение премьер-министра, одобрение законов. Суть подобного разделения состоит в том, чтобы создать необходимый механизм сдерживания и противовесов, не допустить узурпации власти, сосредоточения её в одних руках, в одном политическом институте.
Разделение властей в либеральных демократиях осуществляется не только «по горизонтали» (между законодательной, исполнительной и судебной властями), но и по «вертикали» – между национальными и местными органами управления. Среди режимов такого рода преобладают федерации – США, Канада, Австралия, Германия и некоторые другие. Здесь местное самоуправление является объектом конституционных гарантий. Однако и в централизованных (унитарных) государствах, вроде Франции и Великобритании, данный критерий разделения властей играет достаточно важную роль.
Также интересен такой фактор «распределения» власти, так называемая категория диффузности власти, т.е. её рассеивание в политической системе. Например, в США она разделена не только в центре, как уже об этом говорилось, но и рассеяна от центра к штатам (федеральный принцип), от них к органам местного самоуправления, а также между различными группами, участвующими в политическом процессе. Это разного рода ассоциации: партии, профсоюзы, группы давления (лобби), социальные инициативы и т.д. В США эти организации охватывают более двух третей самодеятельного населения. Через эти организации граждане США оказывают определённое влияние на процесс принятия политических решений и их исполнение. Особенно велика в этом деле роль средств массовой информации («четвёртая власть»). Диффузность власти – это раздача власти, её распыление между множеством институтов государственного и негосударственного характера. Отсюда и происходят понятия «плюралистическая демократия», «политический плюрализм».
Власть, ее ветви затрагивают все аспекты деятельности человека, организаций и государства. От неё зависит всё – наше настоящее и будущее, судьбы организаций, государств и отдельных личностей. И можно сказать, что грядущая судьба государственности связана с изучением, освоением направлений власти и их проблем
Сущность судебной власти и основные направления ее деятельности
Судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, защищающая конституционный строй, права, свободы и законные интересы граждан, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, объединений. разрешающая конфликты субъектов правоотношений.
Судебная система является самостоятельным социально-политическим институтом в системе государственной власти. Судебная власть является системным образованием, это одна из государственных ветвей власти, представляющая собой систему государственных судебных органов.
Основные направления деятельности судебной власти:
- охрана правопорядка от правонарушений и преступных деяний;
- охрана прав, свобод и интересов граждан;
- контроль за деятельностью государственных органов.
Судить правосудие от имени государства могут только суды. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность судебной системы по вопросам осуществления правосудия. Решения судов обязательны для граждан, их объединений и организаций, государственных и муниципальных органов, высших органов государственной власти и управления.
Сущность судебной власти разные правоведы характеризуют по-разному:
- судебная власть — это система судебных органов или учреждений государства, призванных к применению закона в порядке судебного производства;
- судебная власть — это совокупность функций и полномочий судебных органов.
Судебная система обладает исключительными полномочиями на разрешение конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемыми в формах конституционного, административного, гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства.
Судебная власть является базовой характеристикой общества, необходимым элементом общественной организации, без которого невозможны функционирование и жизнеспособность общества. Судебная власть регулирует взаимоотношения между государственно-правовыми, общественными институтами и гражданами. Современное государство и общество испытывают потребность в такой судебной власти, которая могла бы осуществлять свою деятельность независимо от политических приоритетов и пристрастий иных ветвей власти, в соответствии с государственными целями достижения и сохранения социального благополучия и мира правовыми методами, контролировать сохранение баланса личности и власти.
Готовые работы на аналогичную тему
Судебная власть в системе разделения властей
Разделение властей — это политико-правовая доктрина, лежащая в основе организации власти демократического государства и выступающая одним из основополагающих принципов, на которых строится политическая демократия.
Основное значение теории разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в рамках одного института, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и осуществляющего наказание.
Судебная власть является важнейшей составной частью власти в концепции разделения властей. Каждой из ветвей государственной власти характерны: особая система органов, выполняющая строго определенные функции; особые формы осуществления полномочий и возложенных функций.
Принцип разделения властей — это организация механизма государственной власти, которая состоит из трех самостоятельных ветвей (законодательной, исполнительной, судебной), действующих на основе баланса и взаимного контроля, взаимодействия и сотрудничества, системы сдержек и противоречий, направленных на решение стоящих перед государством задач для обеспечения прав, свобод и интересов граждан.
Самостоятельность каждой ветви власти не должна приравниваться в абсолютизации властных полномочий соответствующих органов или к ее автономности в государственном механизме. Смысл принципа разделения властей во взаимодействии всех ветвей власти, а не в обособленности.
Системой органов, выполняющей строго определенные функции судебной власти, являются:
- суды (вся совокупность судебной системы) — созданная в законодательном порядке жестко структурированная система, деятельность которой осуществляется в детально и строго регламентированной процедуры;
- правосудие — особая форма деятельности, направленная на разрешение разного рода конфликтов и споров (политических, экономических и т.д.) на основе действующего права, участниками которых являются граждане и их объединения, юридические лица, муниципальные органы и собственно само государство.
Кадровым составом судебной системы являются судьи, образующие специальный профессиональный слой — судейский корпус, обладающий особым правовым статусом. Судебная власть является независимой и самостоятельной, но, в тоже время, она тесно связана с другими ветвями власти. Законодательная власть обуславливает структуру судебной системы, статус судей, компетенцию судебных органов, размеры государственного финансирования. Законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса. От исполнительной власти зависит создание необходимых условий для деятельности судов, подготовка кадров и др.
Конституционные обязанности законодательной и исполнительной власти в отношении судебной власти ограничиваются организационными аспектами (формирование структуры и судейского корпуса). После назначения судьи ни один из уполномоченных органов законодательной или исполнительной власти не может вмешиваться в деятельность судьи, сместить его с должности, не может оказывать влияние на правоприменительную деятельность как отдельного суда, так и в целом всей судебной системы.
Одной из основных целей демократизации общества является идея создания правового государства, когда судебная власть должна стать важнейшим элементом структуры государственной власти совместно с законодательной и исполнительной ветвями. Правовое государство без судебной власти не может реализовывать функции охраны правопорядка, защиты прав, свобод и интересов граждан. Признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о ее самостоятельности указывает, что государство признает необходимость самоограничения власти, реализация которого реализуется посредством системы разделения властей.
Доктрина разделения властей – это теория политико-правового характера, в соответствии с которой фундамент государственной власти составляет ее разделение между независимыми друг от друга ветвями в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.
Проблема рассредоточения власти – это практические трудности, обусловленные реализацией принципа разделения властей в разрезе отдельных, независимых друг от друга политических институтов, наделенных своими правами и обязанностями в соответствующей отрасли власти при наличии системы сдержек и противовесов.
Характеристика доктрины разделения властей
Доктрина разделения властей была предложена Джоном Локком, однако термин ввел Шарль Луи де Монтескье в своих политических работах.
Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную выступает в качестве важнейшего принципа организации государственного управления и функционирования современного правового государства. Сущность данного принципа состоит в том, что законодательные (представительные) органы власти осуществляют законотворческую деятельность, органы исполнительной власти отвечают за исполнительно-распорядительную деятельность, а суды реализуют судебную власть. Каждая ветвь власти при этом признается самостоятельной и относительно независимой от других видов власти. В основе разделения властей находятся естественное выделение таких функций, как законотворческая, функция государственного управления и функция правосудия.
На каждую ветвь власти возлагается обязанность осуществления государственного контроля в той или иной мере в пределах их полномочий.
Готовые работы на аналогичную тему
В современных условиях разделения властей подразумевает выделение предметов ведения каждого органа государственного управления, а также муниципального управления.
Для федеративных государств характерно формирование трехуровневой системы органов государственного управления, в рамках которых выделяют федеральные органы государственного управления, региональные органы государственного управления, а также органы управления на местах. В последнем случае речь идет о муниципальных органах власти, которые фактически выделяются в самостоятельный уровень власти, независимый от государственной власти.
Сущность принципа разделения властей состоит в распределении и сбалансированности властных полномочий между различными органами государственного управления для исключения сосредоточения полномочий или их большей части в ведении централизованного органа государственной власти или отдельного должностного лица. Принцип разделения властей направлен на предотвращение произвола власти. Независимость ветвей власти друг от друга позволяет им выступать в качестве сдерживающих, уравновешивающих и контролирующих элементов по отношению друг к другу.
Сущность и значение проблем рассредоточения власти
Практическая реализация принципа разделения властей сталкивается с рядом проблем, обусловленных противодействием власти ее рассредоточению.
Фактически для многих, даже развитых стран с демократическим режимом власти характерно преобладание исполнительной власти. В России данное преобладание хорошо отражается в формировании верхней палаты российского парламента, в состав которой включаются представители исполнительной власти регионального уровня. Кроме того, преобладающая роль в подготовке различных законопроектов, рассматриваемых и принимаемых российским парламентом, возлагается на исполнительные органы власти в лице различных министерств и ведомств, федеральных служб, комиссий.
Проблема рассредоточения власти состоит в недостаточно четком разделении ветвей власти, их полномочий, а также предметов ведения. В результате возникают достаточно абсурдные ситуации, примером которых может являться подготовка исполнительными органами власти тех законов, которые по сути, именно эта власть и должна исполнять.
Также рассредоточению власти на практике зачастую мешает глава государства, статус которого может носить достаточно неопределенный характер. С одной стороны, президент государства, как правило, находится во главе исполнительной власти, однако те или иные инструменты, которыми наделена должность главы государства, позволяет ему оказывать влияние на любую ветвь власти.
Также существенной проблемой рассредоточения власти является ее вертикаль, в которой механизм разделения властей ведет к возникновению различных сложностей. В мировой практике не существует идеальной универсальной модели вертикального разделения властей. Основу вертикального разделения власти формирует институт федерального воздействия, природа которого определяется вертикальной структурой федеративного государства и наличием у него центральных органов власти. Центральные органы власти наделены особыми полномочиями, которые призваны обеспечивать конституционный правопорядок, суверенитет, территориальную целостность и единство федеративного государства. Такие полномочия обладают приоритетом перед предметами ведения и полномочиями региональных органов власти.
Действия государственной власти, направленные на рассредоточение этой власти, должны решать три основные задачи:
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде судах как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона.
Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и законов во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам Конституции в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений в-четвертых, применяют меры юридической ответственности конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п. в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни.
По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка. Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве.
Все конституции мира содержат разделы главы о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть - власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов.
Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также - гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.
Судебная власть в системе разделения властей
Конституции зарубежных стран, говоря о судебной власти, устанавливают следующее:
•определение судебной власти как одной из составляющих триединой системы разделения властей;
•основные принципы организации и деятельности судебной системы;
•правовой статус судей;
•судебные гарантии прав и законных интересов граждан.
Конституционные основы судебной власти детально развиты в законах о судоустройстве (например, французский Кодекс судоустройства 1978 г.) и законах о статусе судей (Закон «О судьях» в ФРГ 1961 г.).
По сравнению с законодательной властью судебная власть не является выразителем народного суверенитета. Задачей судебной власти является не выработка общеобязательных норм поведения, как это делает законодательная власть, а рассмотрение конкретных дел на основе правовых норм, принимаемых парламентом, то есть осуществление правосудия. Осуществляется оно только судами. Однако наличие в стране судов не равнозначно наличию судебной власти. Как самостоятельная, независимая ветвь власти судебная власть несовместима с тоталитарными и авторитарно-феодальными режимами. Утверждение самостоятельной власти – это результат движения стран по пути правовой государственности.
Деятельность судебной власти можно подразделить на три направления:
•Охрана прав и законных интересов граждан;
•Охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений;
•Контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки, в частности контроль за законностью актов органов исполнительной власти.
Эти вопросы рассматриваются судами в особой процессуальной форме, установленной законом, несоблюдение которой влечет за собой неправомочность принятого решения.
Независимость судебной власти обеспечивается конституционными и законодательными запретами на какое-либо вмешательство государства и любых его органов в деятельность судебной власти по осуществлению правосудия.
Юрисди́кция (лат. jurisdictio) — пределы компетенции того или иного суда либо другого органа государственной власти.
Термин «юстиция» имеет латинское происхождение — в римской мифологии так звали богиню правосудия. Поэтому в правовой доктрине до сих пор под юстицией принято понимать: в организационном смысле — судебное ведомство, систему судебных учреждений; в процессуальном смысле — правосудие, вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.
правосудие – это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.
Судебная инстанция - ей считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятия решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
Разделение властей — это правовая доктрина, политическая теория, политический институт, подразумевающий разделение государственной власти между темя ее контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Теория разделения властей появилась более 300 лет назад (конец XVII – середина XVIII вв.). Ее основателями считаются английский философ-материалист Джон Локк и французский правовед и философ Шарль Луи Монтескье. Возникновение теории разделения властей была подготовлена предшествующим политическим развитием государств, накопленным опытом в поддержании стабильности в государстве и обществе, организации всей государственно-правовой жизни.
Теория разделения властей зарождается и материализуется на той стадии развития государства и общества, когда:
- возникли все предпосылки для участия общества в политических процессах и социально-политической жизни страны;
- присутствует идеологический и политический плюрализм;
- среди интеллектуальных слоев общества наблюдается активный поиск средств и путей внедрения надежных гарантий прав и свобод граждан и подданных;
- предпринимаются попытки оградить граждан, общество и государство от узурпации государственной власти со стороны отдельных лиц или органов государства.
Фазы развития теории разделения властей:
- I фаза (с XVI в. до сер. XVII в.) — создание такого мировоззренческого фонда и социальной обстановки, в которых возможно появление теории разделения властей, теоретическое и практическое оформление ее структурных элементов;
- II фаза (со втор. пол. XVII в. до сер. XVIII в.) — создание концепции разделения властей, гармоническое соединение их в единое целое и оформление отдельных частей;
- III фаза (с сер. XVII в. до кон. перв. пол. XIX в.) — внесение первых корректировок, которые появляются в результате практической деятельности по внедрению основных положений принципа разделения властей в жизнь.
Готовые работы на аналогичную тему
В основе возникновения принципа разделения властей лежат реально существующие предпосылки и условия (объективные факторы) и субъективные факторы (философские и политико-правовые воззрения). Дж. Локк рассматривал разрабатываемую теорию разделения властей, как способ достижения сложившихся целей и решения некоторых социально-политических задач.
Реализация положений теории разделения властей в России
Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ (ст. 10). Государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является независимой и самостоятельной. Все органы государственной власти действуют в рамках своей компетенции. Благодаря принципу разделения властей между органами государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений, который позволяет им контролировать и сдерживать друг друга, не допуская чрезмерной концентрации в руках одного органа или лица.
В России выделяют 3 относительно самостоятельных периода развития теории разделения властей:
- Первый период (апрель 1985 г. — сентябрь 1993 г.). Формально-юридическое закрепление принципа разделения властей и начало его воплощения в жизнь. Активное и постоянное изменение существующих правовой, государственной, политической систем общества. «Разделению» власти подлежат не ветви государственной власти, а только властные функции. Вопросы разделения функций разных ветвей власти переносится из сферы государственной жизни на общественную и партийную.
- Второй период (конец 80-х — начале 90-х гг.). В 1991 году был учрежден институт президентства, образование Конституционного Суда, в механизме государственной власти наряду с законодательной властью выделяются и укрепляются исполнительная и судебная власть. В 1992 году в Конституции было закреплено положение о том, что государственная власть основана на принципах разделения властей (ст. 3). Принцип разделения властей признается не только теоретически, начинает воплощаться в реальную жизнь. В период с сентября по декабрь 1993 года была ликвидирована система органов законодательной власти, Конституционного Суда, установлено верховенство исполнительной власти, единовластие Президента. Принцип разделения властей функционировал только формально-юридически, номинально. Фактически действовал принцип технического распределения между разными государственными органами предметов ведения, функций, госорганами сферы деятельности, но не разделения властей.
- Третий период (с 12 декабря 1993 г. по настоящее время). Конституция 1993 г. закрепила за каждой ветвью власти вопросы, находящиеся в их компетенции. Законодательным и представительным органом является Парламент — Федеральное Собрание, включающее Государственную Думу и Совет Федерации. Исполнительная власть принадлежит Правительству РФ, судебная — осуществляется конституционным, гражданским, административным и уголовным судопроизводством.
К судебным органам, осуществляющим судебную власть, относятся:
- Конституционный Суд — орган конституционного контроля, независимо и самостоятельно осуществляющий конституционное судопроизводство, и судебную власть;
- Верховный Суд — высший судебный орган по административным, гражданским, уголовным делам;
- Высший Арбитражный Суд — высший судебный орган, разрешающий экономические споры и дела, рассматривающие арбитражные суды.
В системе высших структур власти особая роль принадлежит институту президентства. Президент, согласно Конституции — это глава государства, гарант Основного закона, прав и свобод человека. Президент вводит меры по охране целостности, независимости и суверенитета России, определяет направления внешней и внутренней государственной политики, обеспечивает взаимодействие и функционирование органов государственной власти. Президент фактически является главой Правительства и выполняет соответствующие функции.
Автор статьи

Читайте также:
- Нарушение принципа непосредственности в гражданском процессе судебная практика
- Почему из всех существовавших рабовладельческих государств только право древнего рима было
- Как оплатить госпошлину в бутырский суд
- Принципы судопроизводства экономического суда снг
- Классификация конституционных принципов судебной власти