Дипломирование ком состава речных судов

Обновлено: 30.11.2023

Статья 54. Дипломирование членов экипажа судна

1. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным положением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Перечень морских портов, в которых осуществляется выдача дипломов и квалификационных свидетельств членам экипажей судов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава судов, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для рыболовства, считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено капитаном морского порта, выдавшим диплом или квалификационное свидетельство, в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Подтверждения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

6. Порядок выдачи дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов, подтверждений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, в форме электронных документов, а также порядок их централизованного учета в электронном виде, информирования заинтересованных лиц по их запросам о статусе дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2020 г. N 396 “О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 87”


Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2020 г. N 396 “О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 87”

В соответствии со статьей 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356) и подпунктом 5.2.53.14 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

Министр Е.И. Дитрих

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 25 сентября 2020 г. N 396

Изменения,
вносимые в Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 87

1. Подпункт "г" пункта 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"При совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа дипломов, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящего Положения".

2. В пункте 4 перед словом "боцман" вставить слово "шкипер;".

3. В пунктах 23, 56, 84 и 96 слова "медицинское заключение, подтверждающее годность для работы на судах по состоянию здоровья" заменить словами "медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне.".

4. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Квалификационные испытания проводятся при:

первичном получении квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения);

получении диплома в случае повышения в должности;

получении диплома при истечении срока действия диплома, и отсутствии необходимого стажа плавания;

первичном получении диплома лицами, имеющими военно-морское образование;

получении диплома судоводителя маломерного судна;

получении диплома судоводителя прогулочного судна.".

5. Пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Протокол квалификационных испытаний вносится в информационную систему, ему присваивается уникальный идентификационный номер, после чего протокол подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании. Протокол квалификационных испытаний служит основанием для выдачи квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения) при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Положением.".

6. Пункт 24 изложить в следующей редакции:

"24. Для получения квалификационного свидетельства дополнительно к документам (копиям), указанным в пункте 23 настоящего Положения, необходимо представить справку, подтверждающую стаж плавания не менее одного месяца, выданную в соответствии с настоящим Положением, или справку, подтверждающую выполнение учебной программы, включающей практическую подготовку на судне не менее одного месяца, а также пройти в образовательной организации, указанной в пункте 22 настоящего Положения, подготовку по одной из программ: подготовка шкипера, подготовка боцмана, подготовка рулевого, подготовка матроса, подготовка моториста, подготовка лебедчика, подготовка радиооператора, подготовка электрика судового, подготовка повара судового, подготовка проводника на водном транспорте, подготовка моториста-рулевого, подготовка моториста-матроса, подготовка лебедчика-моториста, согласованных Росморречфлотом.".

7. В пункте 43 слова "полученные на основании записей в трудовой книжке" дополнить словами ", а также сведениями о трудовой деятельности в электронной форме".

8. Пункт 47 изложить в следующей редакции:

"47. Выдача квалификационного документа осуществляется через информационную систему на основании протокола квалификационных испытаний с формулировкой "соответствует должности" (в случае, предусмотренном пунктом 22 настоящего Положения, протокол квалификационных испытаний не требуется), путем присвоения каждому выдаваемому квалификационному документу уникального идентификационного номера, при условии, что информация об образовании и подготовках, необходимых для получения квалификационного документа, имеется в информационной системе. Рекомендуемые образцы квалификационных документов приведены в приложении к настоящему Положению.".

9. Пункт 50 изложить в следующей редакции:

"50. В дипломы вносятся следующие ограничения:

"недействительно для работы судоводителем на судах с радиолокационными станциями" - при отсутствии у судоводителей тренажерной подготовки в тренажерном центре по использованию радиолокационной станции;

"недействительно для работы судоводителем на судах с электронными картами" - при отсутствии у судоводителей тренажерной подготовки в тренажерном центре по использованию электронных карт";

"недействительно для работы членом экипажа земснаряда производительностью более " - при отсутствии высшего или среднего профессионального образования, а также при отсутствии стажа плавания на земснарядах производительностью более не менее двух месяцев за последние пять лет";

"недействительно для работы на пассажирских судах" - при отсутствии подготовки в образовательной организации для работы на пассажирских судах;

"недействительно для работы на наливных судах, осуществляющих перевозки опасных грузов" - при отсутствии подготовки в образовательной организации для работы на наливных судах;

"недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" - при отсутствии высшего или среднего профессионального образования, а также при отсутствии стажа плавания не менее двух месяцев за последние пять лет на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт.".

10. В пункте 59 слова "недействительно для работы на судах мощностью до 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью менее " заменить словами "недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью более ".

11. Пункт 60 изложить в следующей редакции:

"60. При отсутствии высшего или среднего профессионального образования по смежной специальности лица, имеющие дополнительное профессиональное образование, полученное по результатам обучения по программе профессиональной переподготовки, согласованной Росморречфлотом, по окончании учебы получают дипломы помощника капитана, помощника командира земснаряда, помощника механика, помощника капитана - помощника механика, помощника командира земснаряда - помощника механика, помощника электромеханика с ограничениями: "недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью более ;".

12. Абзац первый пункта 79 изложить в следующей редакции:

"79. Для занятия должностей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, на пассажирских судах с мощностью главных двигателей более 550 кВт необходимо пройти подготовку в образовательной организации по управлению неорганизованной массой людей по программе, согласованной Росморречфлотом.".

13. Абзац первый пункта 80 изложить в следующей редакции:

"80. Для занятия должностей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, на наливных судах с главными двигателями мощностью более 550 кВт, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая суда с главными двигателями мощностью более 550 кВт, буксирующих либо толкающих другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, необходимо пройти подготовку в образовательной организации для работы на наливных судах, осуществляющих перевозки опасных грузов;".

14. Пункт 81 изложить в следующей редакции:

"81. Лицам командного состава, работающим на судах мощностью главных двигателей менее 330 кВт или на земснарядах производительностью менее , для получения дипломов без ограничений помощника капитана на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или помощника командира земснаряда на земснарядах производительностью более необходимо представить документ о наличии высшего или среднего профессионального образования и справку о стажировке не менее месяца на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или на земснарядах производительностью более .".

15. Дополнить пункт 88 Положения абзацем в следующей редакции:

"При обмене документа на право управления маломерным судном, выданного Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, на диплом судоводителя маломерного судна, при условии эксплуатации беспалубных маломерных судов грузоподъемностью до 500 кг, используемых в целях промышленного рыболовства, теоретическая и практическая подготовка по управлению маломерным судном по программе, согласованной Росморречфлотом, не требуется, а квалификационные испытания не проводятся. В диплом судоводителя маломерного судна вносится ограничение: "Только беспалубные маломерные суда грузоподъемностью до 500 кг, используемые в целях промышленного рыболовства.".

Обзор документа

Минтранс внес изменения в порядок дипломирования членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.

Квалификационные свидетельства выдаются в т. ч. по должности шкипера.

Ряд поправок обусловлен введением электронных трудовых книжек.

Уточнены виды ограничений, которые вносятся в дипломы.

При обмене документа на право управления маломерным судном, выданного Госинспекцией по маломерным судам МЧС, на диплом судоводителя маломерного судна, при условии эксплуатации беспалубных маломерных судов грузоподъемностью до 500 кг, используемых для промышленного рыболовства, теоретическая и практическая подготовка по управлению маломерным судном по программе, согласованной Росморречфлотом, не требуется, а квалификационные испытания не проводятся. В диплом судоводителя маломерного судна вносится ограничение: "Только беспалубные маломерные суда грузоподъемностью до 500 кг, используемые в целях промышленного рыболовства".

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29, ст.3418, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18, ст.2141, N 29, ст.3625, N 52, ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30, ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.55, N 29, ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478, N 27, ст.4300; 2017, N 27, ст.3945) и подпунктом 5.2.53.14 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612, N 24, ст.2601, N 52, ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11, ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18, ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, ст.652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286; N 18, ст.2177, N 30, ст.4311, 4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, 5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17, ст.2571, N 20, ст.2925, N 38, ст.5300; 2016, N 1, ст.242, N 2, ст.325, N 7, ст.996, 997, N 16, ст.2229, N 21, ст.4741, N 37, ст.5497, N 40, ст.5752, N 42, ст.5929; 2017, N 10, ст.1485, N 37, ст.5539),

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 349 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст.2279; 2015, N 1, ст.262).

в Министерстве юстиции

25 апреля 2018 года,

регистрационный N 50903

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минтранса России

от 12 марта 2018 года N 87

Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

I. Общие положения

1. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта (далее - Положение) устанавливает требования к профессиональному образованию и стажу плавания кандидатов на получение дипломов и квалификационных свидетельств (далее - квалификационные документы), порядок формирования и работы квалификационных комиссий (далее - комиссии), проведения квалификационных испытаний, порядок выдачи и учета квалификационных документов, а также их аннулирования для членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.

2. Формирование комиссий, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (далее - АБВВП). Выдача и учет квалификационных документов, а также их аннулирование, проведение квалификационных испытаний осуществляется АБВВП или филиалами АБВВП, в которых созданы комиссии.

Федеральное агентство морского и речного транспорта публикует в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласованные программы подготовки и перечни вопросов для квалификационных испытаний, предусмотренные настоящим Положением.

3. Членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются дипломы по следующим должностям:

старший помощник капитана;

судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях (далее - маломерное судно);

судоводитель прогулочного судна;

б) судоводители судов со скоростью более 30 км/ч (далее - скоростные суда):

капитан скоростного судна;

старший помощник капитана скоростного судна;

в) судовые механики:

первый помощник механика;

г) судоводители с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

старший помощник капитана - первый помощник механика;

помощник капитана - помощник механика;

капитан скоростного судна - механик скоростного судна;

старший помощник капитана скоростного судна - первый помощник механика скоростного судна;

При совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа дипломов, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящего Положения;

д) члены экипажа земснаряда:

первый помощник командира земснаряда;

помощник командира земснаряда;

е) члены экипажа земснаряда с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

командир земснаряда - механик;

первый помощник командира земснаряда - первый помощник механика;

помощник командира земснаряда - помощник механика;

ж) судовые электромеханики:

первый помощник электромеханика;

з) судовые радиоспециалисты:

4. Членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются квалификационные свидетельства по следующим должностям:

проводник на водном транспорте;

5. Квалификационные документы выдаются лицам не моложе 18 лет, представившим подтверждение стажа плавания, необходимого для получения квалификационного документа, имеющим соответствующее образование и заключение о годности к работе в составе экипажей судов внутреннего водного транспорта по состоянию здоровья:

а) гражданам Российской Федерации, окончившим образовательные организации Российской Федерации или имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

б) гражданам Российской Федерации, окончившим иностранные учебные заведения и имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

в) иностранным гражданам и лицам без гражданства, окончившим образовательные организации Российской Федерации или имеющим квалификационные документы, выданные Российской Федерацией.

6. Образовательные организации и учебно-тренажерные центры, осуществляющие подготовку членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, должны направлять в информационную систему государственного портового контроля (далее - информационная система) сведения о выданных документах, об образовании и/или подготовках, предусмотренных настоящим Положением, не позднее дня выдачи документа.

II. Проведение квалификационных испытаний

7. Квалификационные испытания проводятся при:

первичном получении квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения);

получении диплома в случае повышения в должности;

получении диплома при истечении срока действия диплома, и отсутствии необходимого стажа плавания;

первичном получении диплома лицами, имеющими военно-морское образование;

получении диплома судоводителя маломерного судна;

получении диплома судоводителя прогулочного судна.

8. На официальном сайте АБВВП или сайтах филиалов АБВВП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

а) о процедуре проведения квалификационных испытаний членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, включая настоящее Положение;

б) рекомендуемые образцы заявлений;

в) перечень прилагаемых документов;

г) график проведения квалификационных испытаний;

д) перечень вопросов, по которым проводятся квалификационные испытания.

9. Для проведения квалификационных испытаний руководителем АБВВП создаются комиссии при АБВВП и ее филиалах, назначаются председатели комиссий и утверждаются составы комиссий.

10. В состав комиссии должно включаться не менее пяти членов, включая председателя, заместителя председателя и секретаря. К работе в комиссии могут привлекаться специалисты АБВВП, представители научных, образовательных и общественных организаций, представители судовладельцев и квалифицированные специалисты судов внутреннего водного транспорта, при этом не менее трех членов комиссии должны иметь соответственно дипломы капитана, командира земснаряда и механика.

11. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

от 15 марта 2012 года N 62

(с изменениями на 13 мая 2015 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2022 года на основании
приказа Минтранса России от 8 ноября 2021 года N 378
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Минтранса России от 2 декабря 2020 года N 533.

Приказ Минтранса России от 2 декабря 2020 года N 533 отменен на основании приказа Минтранса России от 12 апреля 2021 года N 126.

- Примечание изготовителя базы данных.

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 15, ст.1519; N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.I), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30; N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425; N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253; N 25, ст.3534; N 30 (ч.I), ст.4590, 4596; N 45, ст.6335; N 48, ст.6728)

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу постановлений Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 года N 900 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст.4119; 2002, N 36, ст.3494) и от 28 июля 2000 года N 576 "Об утверждении Положения о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст.3396).

в Министерстве юстиции

4 июня 2012 года,

регистрационный N 24456

Приложение

Положение о дипломировании членов экипажей морских судов

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377; N 15, ст.1519; 2005, N 52 (ч.I), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30; N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425; N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253; N 25, ст.3534; N 30 (ч.I), ст.4590, 4596; N 45, ст.6335; N 48, ст.6728).

2. Настоящее Положение устанавливает порядок прохождения подготовки, учета стажа плавания, проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов, порядок выдачи дипломов, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационных свидетельств, подтверждений к дипломам для работы на танкерах (нефтяных, газовозах, химовозах), свидетельств о квалификации судовых поваров (далее - квалификационные документы), требуемых в соответствии с Конвенцией ПДНВ для членов экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания (далее - морские суда), за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и спортивных парусных судов, внесения в квалификационные документы ограничений, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, а также порядок продления и учета квалификационных документов (далее - дипломирование).

3. Квалификационные документы, выданные другими государствами - участниками Конвенции ПДНВ, подтверждаются на основании запросов в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании Российской Федерацией квалификационных документов, выданных соответствующим иностранным государством, с выдачей подтверждения о признании квалификационного документа, выданного иностранным государством, для работы на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с настоящим Положением.

Квалификационные документы, выданные в соответствии с настоящим Положением, в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании соответствующим иностранным государством квалификационных документов, выданных Российской Федерацией, подтверждаются информационной системой государственного портового контроля (далее - информационная система) по запросам, направляемым в информационную систему в соответствии с пунктами 14 и 15 Правила I/2 Конвенции ПДНВ.

(Абзац дополнительно включен с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167)

4. Выдача льготных разрешений в соответствии со статьей VIII Конвенции ПДНВ в Российской Федерации не производится.

II. Организация дипломирования

5. Организацию деятельности по дипломированию в соответствии с Конвенцией ПДНВ и настоящим Положением осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот). Росморречфлот публикует в сети Интернет согласованные программы подготовки и перечни вопросов для квалификационных испытаний, предусмотренные настоящим Положением.

Пункты 1 и 5.3.6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 41, ст.4526; N 52 (ч.III), ст.5591; 2007, N 6, ст.764; 2008, N 16, ст.1706; N 31, ст.3743; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 5, ст.623; N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18 (ч.II), ст.2249; N 19, ст.2338; N 30, ст.3829; N 36, ст.4361; 2010, N 26, ст.3350; 2011, N 14, ст.1935; N 32, ст.4832; N 47, ст.6660).

Программы подготовки в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ, предусмотренные настоящим Положением, согласовываются также с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167)

6. Росморречфлот обеспечивает капитанов морских портов необходимым количеством бланков квалификационных документов.

Форма бланков квалификационных документов, выдаваемых капитанами морских портов, установлена пунктом 1 раздела A-I/2 Кодекса ПДНВ и в соответствии с пунктом 6 Правила I/2 Конвенции ПДНВ включает подтверждение, требуемое статьей VI Конвенции ПДНВ.

(Абзац дополнительно включен с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167)

7. Для проведения дипломирования капитан морского порта создает под своим председательством морскую квалификационную комиссию (далее - МКК) в составе дипломного отдела, имеющего освидетельствованную систему стандартов качества дипломирования в соответствии с Правилом 1/8 Конвенции ПДНВ. К работе в МКК привлекаются специалисты службы капитана морского порта, образовательных организаций, научных и общественных организаций и судовладельцев. По представлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) в состав МКК включаются специалисты в области рыболовства.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167. - См. предыдущую редакцию)

8. Капитан морского порта организует учет протоколов квалификационных испытаний, выданных квалификационных документов, изъятых, аннулированных или приостановленных квалификационных документов путем ведения дипломных дел на бумажных носителях и внесения данных протоколов квалификационных испытаний и данных о выданных и изъятых квалификационных документах в информационную систему. Данные о протоколах квалификационных испытаний и выдаваемых квалификационных документах вносятся капитаном морского порта в информационную систему не позднее дня выдачи протокола квалификационных испытаний или квалификационного документа.

В протоколах квалификационных испытаний и выдаваемых капитаном морского порта квалификационных документах указывается присвоенный информационной системой учетный номер протокола квалификационных испытаний или квалификационного документа соответственно.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167. - См. предыдущую редакцию)

9. К дипломированию в соответствии с настоящим Положением допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья для работы на морских судах и занятия должностей членов экипажей морских судов, предусмотренных настоящим Положением, получившие образование в российских образовательных организациях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, освидетельствованную систему стандартов качества подготовки в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ, осуществляющих обучение по программам подготовки в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящего Положения, направляющих в информационную систему информацию о выданных документах, предусмотренных настоящим Положением, и признанных в установленном порядке (далее - морские образовательные организации) или иностранных учебных заведениях, соответствующих требованиям Конвенции ПДНВ, прошедшие подготовку для экипажей морских судов в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящим Положением в морских образовательных организациях и/или в учебно-тренажерных центрах, имеющих освидетельствованную систему стандартов качества подготовки в соответствии с Правилом 1/8 Конвенции ПДНВ, направляющих в информационную систему информацию о выданных документах, предусмотренных настоящим Положением, и освидетельствованных в установленном порядке (далее - УТЦ), соответствующие требованиям к стажу работы на судне согласно настоящему Положению, и в соответствии со следующими условиями:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167. - См. предыдущую редакцию)

граждане Российской Федерации, окончившие морские образовательные организации Российской Федерации или имеющие квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167. - См. предыдущую редакцию)

граждане Российской Федерации, окончившие иностранные учебные заведения и имеющие квалификационные документы, выданные Российской Федерацией;

иностранные граждане и лица без гражданства, окончившие морские образовательные организации Российской Федерации или имеющие квалификационные документы, выданные Российской Федерацией.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167. - См. предыдущую редакцию)

10. Членам экипажей морских судов для занятия должностей капитанов судов и других лиц командного состава судов, капитанов судов, плавающих на удалении от берега до 50 морских миль и до 250 морских миль от побережья Российской Федерации (далее - прибрежное плавание), других лиц командного состава судов прибрежного плавания, специалистов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ) выдаются квалификационные документы по следующим специальностям в соответствии с уровнями ответственности, определенными разделом А-I/1 Кодекса ПДНВ:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167. - См. предыдущую редакцию)

вахтенный помощник капитана - уровень эксплуатации;

старший помощник капитана - уровень управления;

капитан - уровень управления;

вахтенный помощник капитана прибрежного плавания - уровень эксплуатации;

старший помощник капитана прибрежного плавания - уровень управления;

капитан прибрежного плавания - уровень управления;

вахтенный помощник капитана прибрежного плавания судов валовой вместимостью менее 500 - уровень эксплуатации;

капитан прибрежного плавания судов валовой вместимостью менее 500 - уровень управления;

судовые механики (далее также - судомеханики):

механик судов с главной двигательной установкой менее 750 кВт;

(Абзац дополнительно включен с 11 декабря 2015 года приказом Минтранса России от 13 мая 2015 года N 167)

вахтенный механик - уровень эксплуатации;

второй механик судов с главной двигательной установкой менее 3000 кВт - уровень управления;

второй механик - уровень управления;

старший механик судов с главной двигательной установкой менее 3000 кВт - уровень управления;

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 ноября 2021 года N 378

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2011, N 25, ст.3534; 2017, N 52, ст.7923), подпунктом 5.2.53.13 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2009, N 3, ст.378),

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

в Министерстве юстиции

30 ноября 2021 года,

регистрационный N 66102

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 8 ноября 2021 года N 378

Положение о дипломировании членов экипажей морских судов

I. Общие положения

1. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов разработано в целях реализации Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее - Конвенция ПДНВ), пункта 3 Стандарта A3.2 "Питание и столовое обслуживание" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве в части подготовки и квалификации судовых поваров (далее - КТМС), Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (далее - Полярный кодекс), Международного кодекса по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурной вспышки (далее - Кодекс МГТ), а также Конвенции Международного союза электросвязи.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст.3073). Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 20 августа 2013 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст.4429).

Резолюция N MSC.391(95) Международной морской организации "Принятие Международного кодекса по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурной вспышки (Кодекс МГТ)" принята 11 июня 2015 г. Кодекс, одобренный данным документом, приобрел обязательную силу согласно главам II-1, II-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст.2768).

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст.1211). Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 августа 1995 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст.5370).

2. Настоящее Положение устанавливает требования к наличию подготовки (квалификации), стажу работы на судне, проведению квалификационных испытаний кандидатов на получение квалификационных документов, порядок приема заявлений и выдачи квалификационных документов, льготных разрешений, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, внесения в квалификационные документы записей, в том числе ограничений, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, и порядок их снятия, а также порядок продления и учета квалификационных документов для членов экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания (далее - морские суда), за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и спортивных парусных судов (далее - дипломирование).

3. Квалификационные документы, выданные иностранными государствами - участниками Конвенции ПДНВ, подтверждаются капитаном морского порта на основании запросов на его имя в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании Российской Федерацией квалификационных документов, выданных соответствующим иностранным государством, и официального подтверждения морской администрацией иностранного государства факта выдачи и действительности квалификационного документа, который заявлен для признания, с выдачей подтверждения о признании квалификационного документа, выданного иностранным государством, для работы на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Квалификационные документы, выданные в соответствии с настоящим Положением, в случаях, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании соответствующим иностранным государством квалификационных документов, выданных Российской Федерацией, подтверждаются по запросам в соответствии с пунктами 14 и 15 Правила I/2 Конвенции ПДНВ.

Квалификационные документы, выданные в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62, действуют до окончания срока их действия.

4. Выдача льготных разрешений, предусмотренных статьей VIII Конвенции ПДНВ, производится в соответствии с правилами, указанными в главе XI настоящего Положения.

II. Организация дипломирования

5. Организацию деятельности по дипломированию в соответствии с Конвенцией ПДНВ и настоящим Положением осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта в том числе с помощью цифровых технологий.

Программы подготовки, предусмотренные настоящим Положением для получения квалификационных документов, а также правилами V/2, VI/1, VI/4 и VI/6 Конвенции ПДНВ, должны быть согласованы Росморречфлотом. Программы подготовки в соответствии с Правилом VI/4 Конвенции ПДНВ, предусмотренные настоящим Положением, согласовываются также с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Росморречфлот публикует в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" программы подготовки (включая программы подготовки в соответствии с Правилом VI/4 Конвенции ПДНВ) и перечни вопросов для квалификационных испытаний, предусмотренные настоящим Положением.

6. Форма квалификационных документов, выдаваемых капитанами морских портов, установлена пунктом 1 раздела A-I/2 Кодекса ПДНВ и в соответствии с пунктом 6 Правила I/2 Конвенции ПДНВ включает подтверждение, требуемое статьей VI Конвенции ПДНВ. Оформление и печать квалификационных документов осуществляются дипломными отделами службы капитана морского порта по образцам, представляемым Росморречфлотом. Квалификационные документы могут выдаваться в электронной форме.

7. Для проведения квалификационных испытаний капитан морского порта создает под своим председательством морскую квалификационную комиссию (далее - МКК) в составе дипломного отдела, имеющего освидетельствованную систему стандартов качества дипломирования в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ. К работе в МКК могут привлекаться специалисты службы капитана морского порта, образовательных организаций, научных и общественных организаций и судовладельцев. По представлению Федерального агентства по рыболовству в состав МКК могут включаться специалисты в области рыболовства. По представлению Госкорпорации "Росатом" в состав МКК могут включаться специалисты в области эксплуатации паросиловых установок на судах с ядерными энергетическими установками. Перечень служб капитана морского порта, в которых создаются МКК, устанавливается Росморречфлотом.

8. Капитан морского порта организовывает учет заявлений, протоколов квалификационных испытаний, выданных квалификационных документов, изъятых, аннулированных или приостановленных квалификационных документов путем ведения дипломных дел на бумажных носителях и с использованием цифровых технологий. Данные о заявлениях, протоколах квалификационных испытаний и выдаваемых квалификационных документах регистрируются капитаном морского порта не позднее дня подачи заявления, выдачи протокола квалификационных испытаний или квалификационного документа.

В заявлениях, протоколах квалификационных испытаний и выдаваемых капитаном морского порта квалификационных документах указывается присвоенный учетный номер заявления, протокола квалификационных испытаний или квалификационного документа соответственно.

9. Квалификационные документы в соответствии с настоящим Положением выдаются лицам не моложе 18 лет, годным по состоянию здоровья для работы на морских судах и занятия должностей членов экипажей морских судов, предусмотренных настоящим Положением, получившим образование в российских образовательных организациях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, систему стандартов качества подготовки, освидетельствованную классификационным обществом - членом Международной ассоциации классификационных обществ (далее - МАКО) в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ, осуществляющих подготовку по программам в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящего Положения и признанных в установленном порядке, или иностранных учебных заведениях, соответствующих требованиям Конвенции ПДНВ, при наличии международных соглашений о признании с соответствующим иностранным государством (далее - морские образовательные организации), прошедшим подготовку для экипажей морских судов в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и настоящим Положением в морских образовательных организациях и/или в российских учебно-тренажерных центрах (далее - УТЦ), имеющих систему стандартов качества подготовки, освидетельствованную классификационным обществом - членом МАКО в соответствии с Правилом I/8 Конвенции ПДНВ, и освидетельствованных в установленном порядке, а также соответствующим требованиям к стажу работы на судне согласно настоящему Положению.

10. Членам экипажей морских судов для занятия должностей на судне выдаются следующие квалификационные документы:

10.1. Дипломы судоводителей:

вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью 500 и более - уровень эксплуатации (Правило II/1 Конвенции ПДНВ);

старший помощник капитана морского судна валовой вместимостью от 500 до 3000 - уровень управления (пункт 3 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

капитан морского судна валовой вместимостью от 500 до 3000 - уровень управления (пункт 3 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

старший помощник капитана морского судна валовой вместимостью 3000 и более - уровень управления (пункт 1 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

капитан морского судна валовой вместимостью 3000 и более - уровень управления (пункт 1 Правила II/2 Конвенции ПДНВ);

вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью менее 500, занятого в прибрежном плавании (на удалении от берега до 50 морских миль и до 250 морских миль от побережья Российской Федерации), - уровень эксплуатации (пункт 3 Правила II/3 Конвенции ПДНВ);

капитан морского судна валовой вместимостью менее 500, занятого в прибрежном плавании, - уровень управления (пункт 5 Правила II/3 Конвенции ПДНВ);

судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях;

судоводитель прогулочного судна.

10.2. Дипломы судовых механиков (далее - судомеханик):

вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более - уровень эксплуатации (Правило III/1 Конвенции ПДНВ);

второй механик морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более - уровень управления (Правило III/2 Конвенции ПДНВ);

старший механик морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более - уровень управления (Правило III/2 Конвенции ПДНВ);

второй механик морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт - уровень управления (Правило III/3 Конвенции ПДНВ);

старший механик морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт - уровень управления (Правило III/3 Конвенции ПДНВ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: