Дике это судебный процесс

Обновлено: 28.11.2022

Афинское право различало две формы процесса: по государственным делам («графэ») и по частным делам («дикэ»). Основные различия между ними сводились к следующему:

1) Процесс «графэ» возбуждался в тех случаях, когда были затронуты интересы государства; процесс «дикэ» возникал вследствие нарушения чьих-либо личных интересов.

2) Процесс «графэ» мог быть начат любым полноправным гражданином, даже если это дело не касалось его лично; процесс «дикэ» мог возбудить только тот, кого данное дело касалось непосредственно.

3) При выигрыше процесса «графэ» обвинитель не получал никакой материальной выгоды, поскольку штраф с виновного поступал в государственную казну; выигрыш процесса «дикэ» был сопряжен с материальной выгодой для истца.

4) Истец, возбудивший процесс «графэ», был обязан довести его до конца, - в противном случае ему угрожал штраф в размере 1000 драхи; процесс «дикэ» мог быть остановлен истцом на любой стадии, за что он не нес никакой ответственности.

5) Начиная процесс «графэ», истец на был обязан вносить судебную пошлину; при процессе «дикэ» судебная пошлина с истца взималась в обязательном порядке.

Следует, однако, отметить, что в реальной жизни государственный и частный процессы не были строго разграничены, и от самого истца зависел выбор конкретной процессуальной формы. В Древних Афинах не существовало должности государственного обвинителя. Частные граждане обвиняли других частных граждан в преступлениях против государства, религии и общественной морали. Материальные и моральные выгоды, которые мог приобрести обвинитель в случае выигрыша процесса, способствовали возникновению многочисленного контингента профессиональных ябедников - так называемых сикофантов, которые злоупотребляли правом каждого афинянина защищать государственные интересы и благосостояние отдельных граждан. Они неплохо зарабатывали тем, что шантажировали состоятельных граждан, справедливо полагая, что Народный суд не пожелает оправдать тех, кто может заплатить большие штрафы. Правда, если истец не мог подкрепить свои обвинения вескими доказательствами и получал голосов меньше, чем пятая часть присяжных, он подвергался штрафу или публичной порке. Этики сутяжники и клеветники, стремившиеся нагреть руки на чужих невзгодах, пользовались всеобщим осуждением и презрением.

Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане мужского пола. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи или опекун, за метека - его простат, за раба - его господин. Ответчиками же были обязаны выступать все мужчины и женщины всех сословий. Судебный процесс, независимо от его конкретных форм, имел ярко выраженный состязательный характер.

Ход судебного процесса, как государственного, так и частного, начинался с вызова обвиняемого или ответчика в суд. Вызов осуществлялся самим обвинителем (истцом) в присутствии свидетелей; в случае неявки ответчика дело рассматривалось заочно, с неблагоприятными для ответчика последствиями. Должностное лицо, на имя которого была подана письменная жалоба, прежде всего, устанавливало основательность этой жалобы, после чего производило предварительное расследование (анакризис). При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения не поступали, судьи переходили к рассмотрению дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. В ходе анакризиса также заслушивались и записывались показания свидетелей, изучались вещественные доказательства, письменные документы и т.п. Женщины, несовершеннолетние и близкие родственники сторон не допускались к даче показаний. Допросы рабов производились только под пыткой и в присутствии сторон.

Все материалы, собранные в ходе предварительного расследования, заключались в специальные сосуды (глиняные или металлические) и опечатывались, - в дальнейшем, в ходе судебного разбирательства, можно было ссылаться исключительно только на эти материалы.

После завершения анакризиса назначался день судебного заседания. Оно открывалось оглашением жалобы обвинителя (истца) и возражений противоположной стороны. Затем обе стороны произносили речи (в частных делах по две, в государственных – по одной). Для произнесения речей обе стороны имели равное время, которое измерялось водяными часами (клепсидрами). И, хотя адвокатуры в полном смысле этого слова в Афинах не существовало, сторонам не воспрещалось прибегать к помощи квалифицированных специалистов – знатоков права и риторов. Впрочем, эту помощь предпочитали не афишировать.

По окончании судоговорения судьи (без предварительного совещания между собой) выносили решение о виновности путем тайного голосования с использованием цветных камешков; при этом судьи обладали значительной свободой в определении преступного или непреступного характера совершенного деяния. Если голоса судей распределялись поровну, обвиняемый считался оправданным, - это предоставляло ему право возбудить новый иск против ложного обвинения. Если же судьи признавали его виновным, производилось второе тайное голосование, по результатам которого определялась конкретная мера наказания; эта мера (в случае отсутствия прямого указания о ней в законе) могла быть предложена как обвинителем (истцом), так и обвиняемым (ответчиком).

Неудовлетворенные решениями или приговорами нижестоящих судов стороны могли апеллировать к гелиэе. Вердикты гелиэи являлись, как правило, окончательными и не подлежали пересмотру или отмене.

Основным недостатком судебной системы Древних Афин была ее ограниченность, предоставление юридических прав только свободным мужчинам. Даже свободно рожденные афинянки исключались из исономии. Метеки, чужеземцы и рабы могли предъявлять иски только через граждан-покровителей. Шпионаж сикофантов, частые пытки рабов, смертная казнь за мелкие правонарушения, восприимчивость судей к красноречию платных ораторов - это тоже пороки данной системы, которой, из-за ее относительной мягкости и непродажности, завидовала остальная Греция.

Однако, в то же время, глубоко продуманная система и тщательно организованная процедура судебного процесса фактически исключала грубые ошибки в решении уголовных дел и гражданских тяжб, случаи злоупотребления и произвола в деятельности правозащитных учреждений. Даже противники афинской демократии были вынуждены признавать их высокую объективность и компетентность. Причины этого достойного и заслуживающего внимания явления следует усматривать в активном участии основной массы свободного населения в отправлении правосудия, в общем уважении к праву как элементу политической культуры каждого афинского гражданина.

(греч. ), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода — одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д. занимает существ. место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как государство). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из которых они возникли. Классич. выражение идеи кос-мич. правосудия — фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эриннии, союзницы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставляет концепцию Д.-распри (фр. В 80 — вероятно, обыгрывая значение Д.тяжба) и всеобщей войны противоположностей как естеств. и справедливого состояния вещей. Филос. поэма Парменида построена как откровение, получаемое им из уст богини Д. — хранительницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греч. идея Д. как космич. справедливости типологически сопоставима с др.-егип. понятием «Маат» (персонификация правды, дочь солнечного бога Ра, супруга То-та) и ведич. (см. Веды) понятием космич. закона — «рта».

Анализу образованного от термина — справедливость, имеющему уже более этич., нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой этики» Аристотеля.

Hirzel В., Themis, Dike und Verwandtes, Ьрг., 1907 ; G u ё r i n P., L'iuie de Justice dans la conception de l'Univers chez les premiers philosophes grecs, Strasbourg, 1934 ; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt, B., 1964 : V l a s t o s G., Equality and Justice in Early Greek cosmologies, в кн.: Studies in presocratic philosophy, ed. D. J, Furley and R. E. Alien, v. 1, b.—N. Y., 1970 , p. 56—91.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Полезное

Смотреть что такое "ДИКЕ" в других словарях:

ДИКЕ — ДИКЕ (δίκη), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода одна из Ор (времен года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеческих прегрешениях («Труды и дни»,… … Античная философия

ДИКЕ — Дика (Δίκη), в греческой мифологии божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды (Hes. Theog. 901 след.), одна из гор. По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде. «Неумолимая» Д. хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня… … Энциклопедия мифологии

ДИКЕ — (Дика) в греческой мифологии одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с представлением о том,… … Большой Энциклопедический словарь

ДИКЕ — (Дика), в греческой мифологии одна из Ор (см. ОРЫ), богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с… … Энциклопедический словарь

ДИКЕ — (греч.). Богиня справедливости, дочь Зевса и фемиды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИКЕ греч. Мифологическая богиня справедливости, дочь Фемиды. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

дике — сущ., кол во синонимов: 2 • астероид (579) • богиня (346) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дике — У этого термина существуют и другие значения, см. Дике (значения). Дике, Дикэ, Дика (др. греч. Δίκη, «право, справедливость, правда») в древнегреческой мифологии[1]ора, богиня правды, понимаемой как единый закон мироустройства. Атрибутом… … Википедия

Дике — Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет неумолимая . Ключи от ворот, через… … Античный мир. Словарь-справочник.

ДИКЕ — Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет «неумолимая». Ключи от ворот, через… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ДИКЕ — Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет «неумолимая». Ключи от ворот, через… … Список древнегреческих имен

ДИКЕ (δίκη), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода -одна из Ор (времен года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеческих прегрешениях («Труды и дни», 256 ел.). Дике занимает существенное место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как государство). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (фр. В 1 DK) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из которых они возникли. Классическое выражение идеи космического правосудия - фр. В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эринии, союзницы Дике, разыщут его». Эпическому пониманию Дике как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставляет концепцию Дике-распри (фр. В 80 - вероятно, обыгрывая значение Дике-тяжба) и всеобщей войны противоположностей как естественного и справедливого состояния вещей. Философская поэма Парменида построена как откровение, получаемое им из уст богини Дике - хранительницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греческая идея Дике как космической справедливости типологически сопоставима с древнеегипетским понятием «Маат» (персонификация Правды, дочь солнечного бога Ра, супруга Тота) и ведическим понятием космического закона - «рита».

Анализу образованного от δίκη термина δικαιοσύνη - справедливость, имеющему уже более этический, нежели юридический смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я книга «Никомаховой этики» Аристотеля.

Лит.: Hirzel R. Themis, Dike und Verwandtes. Lpz., 1907; Isonomia. Hrsg. von J. Mau und E. G. Schmidt. В., 1964; Vlastos G. Equality and Justice in Early Greek cosmologies, -Studies in presocratic philosophy. Ed. by D. J. Furley and R. E. Allen. Vol. 1. L.; N. Y, 1970, p. 56-91; Havelock E. A. The greek concept of justice. From its shadow in Homer to its substance in Plato. Camb. (Mass.), 1978.

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция . П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин . 2008 .

Полезное

Смотреть что такое "ДИКЕ" в других словарях:

ДИКЕ — Дика (Δίκη), в греческой мифологии божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды (Hes. Theog. 901 след.), одна из гор. По своим функциям она близка богиням Адрастее и Фемиде. «Неумолимая» Д. хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня… … Энциклопедия мифологии

ДИКЕ — (Дика) в греческой мифологии одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с представлением о том,… … Большой Энциклопедический словарь

ДИКЕ — (Дика), в греческой мифологии одна из Ор (см. ОРЫ), богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. Дике сообщает Зевсу о всех несправедливостях, творящихся на земле. Одно из прозвищ Дике Астрея (звездная, небесная), вероятно, связано с… … Энциклопедический словарь

ДИКЕ — (греч.). Богиня справедливости, дочь Зевса и фемиды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИКЕ греч. Мифологическая богиня справедливости, дочь Фемиды. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

ДИКЕ — (греч. ), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256… … Философская энциклопедия

дике — сущ., кол во синонимов: 2 • астероид (579) • богиня (346) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дике — У этого термина существуют и другие значения, см. Дике (значения). Дике, Дикэ, Дика (др. греч. Δίκη, «право, справедливость, правда») в древнегреческой мифологии[1]ора, богиня правды, понимаемой как единый закон мироустройства. Атрибутом… … Википедия

Дике — Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет неумолимая . Ключи от ворот, через… … Античный мир. Словарь-справочник.

ДИКЕ — Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет «неумолимая». Ключи от ворот, через… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ДИКЕ — Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде. Дочь Зевса и Фемиды. Считалось, что она неотступно преследует преступников и в конце концов настигает их, поражая мечом. Дике имеет эпитет «неумолимая». Ключи от ворот, через… … Список древнегреческих имен

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал судом по делам об умышленных убийствах, поджогах, религиозных и, иногда, государственных преступлениях; б) суд эфетов - по делам о неумышленных убийствах и об убийствах метеков; в) суд диэтетов - по малозначительным гражданские и уголовные дела. Диэтеты избирались поровну от каждой филы из числа граждан старше 60 лет и формировали 10 палат, каждая из которых была самостоятельной низшей судебной инстанцией. Частные диэтеты - это третейские судьи.

Процесс - состязательный: главным признавался принцип эквивалентности. Субъектами процесса могли быть все полноправные граждане. За женщин, рабов и метеков представительствовали мужья, хозяева и т. д.

Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

Перед началом суда могло быть назначено следствие. В установленный день проходило заседание суда, суть которого - соревнование жалобы истца и возражений ответчика, причем речи участников процесса строго ограничивались во времени. Основные доказательства: документы, показания свидетелей, скрепленные их клятвами, внешние признаки преступлений. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало. Если го­сударственный процесс истец проигрывал трижды, то он считал­ся СУТЯГОЙ, лишенным общественного доверия уже на все после­дующие времена.

Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязан­ность доказывания лежала на участниках.

Доказательства:

1) клятва,

2) пока­зания под пыткой,

3) свидетельские показания.

Самым важным свидетель­ством считалось письменное, потому что его трудно подвергнуть изменению.

Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток:

- вливание в ноздри уксуса,

прижигание тела рас­каленным предметом и др.

Все заботы по ведению процесса ложились на самого граж­данина. Адвокатов не было, но были помощники в написании ре­чей (логографы) и так называемые помогающие ораторы: обвини­тель и обвиняемый произносили несколько вступительных фраз, авсе остальное с дозволения судей произносил оратор. Время на выступление таким ораторам определялось по водяным часам - клепсидре. Но по особо важным делам судебное слушание прово­дилось без ограничения времени — «без воды».

Судьи голосовали по внутреннему убеждению. В тексте при­сяги гелиастов были такие обещания: «судить по законам и поста­новлениям народа и его выборных органов, а в случаях, не пре­дусмотренных законом, но нелицеприятному убеждению решать обо всем, что содержится в жалобе, и выслушивать с одинаковым вниманием речи обвинителя и обвиняемого». Кроме того, судьи обещали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было.

Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков. Состав судов был обычно нечет­ным, но если случалось, что за и против обвинения голосовали поровну (при одном судье, уклонившемся от голосования), то об­виняемогоне судили, а отпускали (. ).

Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравно­вешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для раз­ных кляузников и доносчиков (СИКОФАНТОВ), которые в случае победы получа­ли часть имущества осужденного, существовало сильное иску­шение начинать такие процессы.

Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане Афин:

- за женщин и несовершеннолетних действовал глава семьи,

- за метека – простат,

- за раба – его господин.

Существовало 2 вида судебного процесса:

1. «ДИКЕ» как вид частного процесса, начинался по заявления потерпевшего, его родственника или представителя. «Дике» предполагал своей целью лишь возмещение ущерба, и начавший процесс гражданин мог прекратить его в любое время.

2. «ГРАФЕ» как вид процесса публичного. Он начинался по заявлению любого гражданина Афин, и не мог прекратиться по его желанию, приобретая общественно значимый, политический характер. «Графе» требовал не возмещения ущерба, а, прежде всего, применения наказания к виновному. Как правило, этот вид процесса реализовывался в делах о государственных, политических преступлениях и преступлениях против семьи, которые приравнивались к политическим.

Начавший процесс обязан был довести его до конца под угрозой штрафа в 1000 драхм. В некоторых случаях жалобщик при выигрыше получал часть стоимости конфискованного имущества виновного. Выгода такого рода толкала некоторых афинских граждан на написание доносов. Со временем образовался целый разряд профессиональных доносчиков – СИКОФАНТОВ.

Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное расследование, устанавливало обстоятельства дела (АНАКРИЗИС).

Если дело было сложным, могло быть проведено и основное расследование. До слушания дела и во время слушания обвиняемый и ответчик имели право (как и заявитель) представить свои показания или возражения против рассмотрения дела по существу.

Показания до суда запечатывались в специальные сосуды (обеспечивались).

При рассмотрении дела по существу стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Судьи выслушивали стороны сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей. Исход дела решался тайным голосованием при помощи камней и сосудов. Предлагать наказания разрешалось и обвинителю и обвиняемому.

На судебные решения и приговоры допускались апелляции к Гелиэе, решения которой были окончательными и не подлежали обжалованию.

[1] Необходимым условием существования спартиата были общественные трапезы. Все обязаны были постоянно находиться на виду, включая время приема пищи. Для организации таких обязательных совместных трапез, спартиаты были обязаны перечислять небольшой налог. Те, кто переставал выплачивать такой налог в силу тех или иных обстоятельств, выпадал из общественной жизни и подвергался осуждению, переходя в разряд ГИПОМЕЙОНОВ (т.е. опустившихся).

[2] Периэки заключали договоры купли-продажи, мены. Для регулирования имущественных отношений периэки пользовались своими обычаями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: