Детальный учет всех объектов государственной собственности предполагает

Обновлено: 02.12.2022

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это действия уполномоченного государственного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающий существование такого имущества либо прекращения его существования.

Государственный кадастровый учет является государственной услугой, предоставляемой органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» и иными нормативными правовыми актами.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в связи с образованием или созданием данных объектов недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Проведение кадастрового учета объектов недвижимого имущества осуществляется на безвозмездной основе.

С заявлением о постановке на учет объектов вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица с приложением документов, необходимых для осуществления кадастрового учета:

- заявление о постановке на государственный кадастровый учет;

- документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя);

- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

- межевой план в отношении земельных участков или технический план для объектов капитального строительства;

- копия разрешения на ввод объекта учета в эксплуатацию для объектов капитального строительства;

- декларация об объекте недвижимости, созданном на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, если заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект учета.

По результатам проведения государственного кадастрового учета сведения об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости либо иные лица, предусмотренные Законом о кадастре.

С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

Основанием для снятия с государственного учета объекта капитального строительства является заявление о снятии с государственного учета объекта учета и акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета.

В отношении земельного участка предусмотрено снятие с кадастрового учета при преобразовании (выдел, раздел и т.п.) земельных участков, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Осуществление кадастрового учета объектов недвижимости необходимо при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с целью образования, изменения или прекращения существования объектов недвижимости в качестве объектов гражданских прав

Основные принципы учета государственного, муниципального имущества, ведения реестров государственного, муниципального имущества и размещения сведений о нем в сети «Интернет», рекомендуемые для применения в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях

Основные принципы учета государственного, муниципального имущества, ведения реестров государственного, муниципального имущества и размещения сведений о нем в сети «Интернет» разработаны на основании лучших региональных практиках, выявленных АО «Корпорация «МСП» в результате опроса субъектов Российской Федерации в 2019 году, и рекомендуются для применения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью обеспечения единых подходов при осуществлении деятельности в сфере учета имущества.

В связи с тем, что настоящий документ ориентирован на улучшение качества оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в нем рассматривается только имущество, которое может быть предоставлено субъектам МСП в аренду в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Указанная оговорка не означает, что предлагаемые принципы учета государственного и муниципального имущества не могут быть применены ко всем объектам, включенным или подлежащим включению в реестры имущества.

Совершенствование порядка учета публичного имущества повышает актуальность и достоверность информации о нем для принятия управленческих решений, планирования регионального, муниципального экономического и социального развития. Обеспечение доступности информации об имуществе, которое вовлечено или готовится к вовлечению в хозяйственный оборот, стимулирует интерес к нему со стороны потенциальных покупателей и арендаторов и в конечном счете повышает инвестиционную привлекательность регионов.

Внедрение предлагаемых основных принципов учета и ведения реестра государственного и муниципального имущества, размещения информации о нем в сети «Интернет» в нормативные правовые акты и практику работы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создаст основу для совершенствования деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений, в том числе при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

В настоящее время реализация предлагаемых принципов должна осуществляться с учетом положений действующего федерального и регионального законодательства и необходимости планирования финансовых, кадровых и иных ресурсов каждого конкретного региона и расположенных на его территории муниципальных образований.

  1. Ведение реестров государственного и муниципального имущества в электронной форме

1.1. В нормативных правовых актах по вопросу учета государственного (муниципального) имущества рекомендуется:

а) использовать следующее понятие реестра государственного (муниципального) имущества (далее – реестр): государственная (муниципальная) информационная система, представляющая собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) о государственном (муниципальном) имуществе и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета имущества, предоставления сведений о нем.

б) предусматривать ведение учета государственного (муниципального) имущества в электронной форме, что предполагает предоставление исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления), юридическими лицами (в отношении принадлежащего им на вещном праве государственного (муниципального) имущества) документов для учета государственного (муниципального) имущества в реестре исключительно в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя юридического лица – правообладателя, занимающего должность не ниже заместителя руководителя;

в) использовать для ведения учета государственного и муниципального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, информационные системы, основанные на одном и том же специализированном программном обеспечении, что дает дополнительные возможности для сопряжения таких систем между собой и проведения анализа сопоставимых данных о публичном имуществе в регионе.

1.2. Целесообразно организовать обмен информацией между реестром государственного имущества и реестрами муниципального имущества с целью ведения сводного аналитического учета государственного и муниципального имущества и использования полученных данных при планировании социально-экономического развития и принятии управленческих решений.

1.3. При выборе специализированного программного обеспечения по ведению реестра или при его обновлении рекомендуется учесть Методические рекомендации Минфина России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований[1], согласно которым такие информационные системы должны позволять:

– обеспечивать комплексный подход к учету земельных и имущественных отношений, что необходимо для объединения в единое информационное пространство всех участников процесса управления имущественными и земельными отношениями;

– вести учет всех взаимосвязей между объектами, субъектами, документами и видами права на пользование объектами;

– вести поиск и осуществлять построение аналитических отчетов;

– вести пообъектный учет с возможностью хранения всей истории значений реквизитов каждого объекта;

– осуществлять хранение и просмотр истории всех правовых отношений, возникающих по поводу каждого объекта учета;

– обеспечивать разграничение доступа на внесение, редактирование и просмотр информации для разных категорий пользователей.

1.4. В качестве дополнительной возможности целесообразно предусмотреть интеграцию информационной системы по ведению реестра с другими государственными информационными системами (геоинформационной, финансовой), электронный обмен данными с федеральными системами ГАС «Управление», Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), системой электронных госзакупок, ресурсами Росстата, ФНС, Росреестра, Роскомнадзора и других ведомств.

В частности, нанесение на карту объектов капитального строительства, помещений и земельных участков, размещение информации о них (например, через создание паспортов объектов) и использование иных возможностей картографии (специальных фильтров, помогающих подобрать интересующие объекты имущества, с учетом инфраструктуры региона, содержащих сведения о расположении технопарков, полезных ископаемых, достопримечательностей, особых экономических зон, предприятий, социальных объектов, транспортной инфраструктуры) способствует выполнению следующих задач:

– создание открытой единой базы данных для потенциальных инвесторов;

– создание дополнительной возможности для органов государственной власти, органов местного самоуправления по выявлению неучтенных земельных участков, том числе, государственная собственность на которые не разграничена с целью их постановки на государственный кадастровый учет и вовлечения в хозяйственный оборот;

– повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.

1.5. Рекомендуется привлечение балансодержателей публичного имущества (государственных и муниципальных предприятий и учреждений, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) к внесению информации о таком имуществе в реестр с использованием программного обеспечения по ведению реестра посредством предоставления им доступа к редактированию сведений исключительно о закрепленном за ними имуществе. Также целесообразно использование интеграционной шины, предоставленной разработчиком программного обеспечения по ведению реестра, позволяющей выгружать информацию в реестр непосредственно из программы, используемой балансодержателем для бухгалтерского учета закрепленного за ним имущества.

1.6. С целью выявления имущества, предоставленного представителям малого и среднего бизнеса, включения его в перечни, предусмотренные частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ, обеспечения права арендаторов – субъектов МСП, на приобретение арендуемого имущества целесообразно предусмотреть в программном обеспечении по ведению реестра учет следующих сведений об имуществе:

– о принадлежности арендатора/пользователя объекта к субъектам МСП;

– о наличии объекта в перечне имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП.

  1. Применение на территории субъекта Российской Федерации единых требований к учету государственного, муниципального недвижимого (включая земельные участки), движимого имущества и актуализации информации в реестре

2.1. В нормативном правовом акте, регулирующем учет и ведение реестра государственного (муниципального) имущества рекомендуется установить возможность совершения или одобрения сделок только в отношении учтенного в реестре имущества (за исключением имущества, стоимость которого ниже критерия, указанного в пункте 2.4. настоящих принципов).

2.2. Целесообразно осуществлять учет объектов недвижимого имущества, независимо от его стоимости, включая:

– имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями или учреждениями;

– единые недвижимые комплексы;

– части зданий, помещений, в случае, если они поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости.

2.3. Если публично-правовое образование уполномочено осуществлять распоряжение земельными участками из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется учитывать такие земельные участки в специальном разделе реестра данного публично-правового образования, что позволит отслеживать историю изменения состояний этой категории имущества.

2.4. Использовать на территории субъекта Российской Федерации единый стоимостной критерий (размер первоначальной стоимости имущества), при соответствии которому движимое имущество включается в реестр государственного имущества и муниципального имущества (например, имущество подлежит включению в реестр, если его первоначальная стоимость равна или более 200 тыс. рублей).

По усмотрению правообладателя может учитываться имущество, стоимость которого не достигает установленного критерия, а также несколько объектов движимого имущества в качестве единого объекта учета, в случае, если их суммарная стоимость соответствует установленному стоимостному критерию.

Учет особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, а также учет транспортных средств рекомендуется осуществлять независимо от их стоимости.

2.5. Сведения об ограничениях/обременениях объекта недвижимого имущества рекомендуется вносить по каждой учтенной в реестре части объекта недвижимого имущества отдельно.

2.6. Рекомендуемый срок внесения изменений в реестр в связи с изменением сведений об имуществе не более 14 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих внесение таких изменений.

2.7. Рекомендуемый срок актуализации сведений об имуществе независимо от наличия или отсутствия информации об изменениях в статусе или состоянии имущества путем представления обновленных карт учета на имущество – с периодичностью не реже одного раза год по состоянию на 1 января.

  1. Использование на территории субъекта Российской Федерации единых подходов к размещению сведений об объектах государственного и муниципального имущества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», срокам актуализации таких сведений, в том числе с целью обеспечения доступа субъектов МСП к информации о государственном и муниципальном имуществе

3.1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в своих нормативных правовых актах, регулирующих учет государственного имущества, порядок ведения его реестра и размещения информации из реестра в сети «Интернет», целесообразно рекомендовать муниципальным образованиям, расположенным на их территории, руководствоваться установленным порядком при принятии нормативных правовых актов, регулирующих учет муниципального имущества.

3.2. Рекомендуемый состав публикуемых в сети «Интернет» сведений об имуществе, учтенном в реестрах государственного, муниципального имущества:

– правообладатель/балансодержатель (при наличии);

– кадастровый (условный) номер;

– вид права на земельный участок (муниципальная собственность, государственная собственность, государственная собственность не разграничена);

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном (муниципальном) секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:

1. Стратегические цели:

- Защита интересов общества и безопасности государства

- Обеспечения сохранности, рационального использования, капитализации государственного (муниципального) имущества;

- Повышение доходности от использования государственного и муниципального имущества (рост национального богатства);

- Сокращение расходов на содержание государственного и муниципального имущества (оптимизация платежного баланса).

- Решение социальных задач связанных с использованием имущества (повышение благосостояния населения; увеличение занятости; снижение темпов инфляции).

2. Тактические цели:

- увеличение доходов соответствующих бюджетов на основе эффективного управления государственной и муниципальной собственностью;

- оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной (муниципальной) собственности в процесс совершенствования управления;

- использование государственных (муниципальных) активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей государственные (муниципальные) органам исполнительной власти решают следующие задачи:

- полная инвентаризация объектов государственной (муниципальной) собственности,

- разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

- повышение эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

- классификация объектов государственной (муниципальной) собственности по признакам, определяющим специфику управления;

- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

- определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

- обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного (муниципального) имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

- обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Указанные задачи являются приоритетными для всех государственных (муниципальных) органов исполнительной власти.

В основу деятельности органов власти положены следующие принципы управления государственным (муниципальным) имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

- Единство управления на всех уровнях.

- Разграничения полномочий между субъектами управления.

- Подотчетности, подконтрольности, самостоятельности, эффективности, достоверности, платности, конкурентности.

Кроме общих принципов существуют принципы управления:

- Определение цели управления.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

- Выбор способа достижения цели.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

- Построение системы управления.

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

- Обеспечение эффективности управления.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

- Обеспечение профессионализма управления.

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.

У граждан и юридических лиц могут возникнуть вопросы, по которым требуются экспертные консультации, например, об особенностях учетно регистрационных действий в отношении сложных объектов капитального строительства, таких как ПТК. О том, как включить в гражданский оборот объекты из состава ПТК, какие для этого нужны документы и о требованиях к их подготовке рассказали эксперты Кадастровой палаты по Москве.

Вопрос: Возможно ли выделение из состава производственно- технологического комплекса (ПТК) отдельных объектов недвижимости, если ПТК поставлен на государственный кадастровый учет как единый объект недвижимого имущества?

Ответ: В настоящее время, законодательством не урегулированы вопросы преобразования объектов капитального строительства без выполнения строительных работ, в том числе способы преобразования объектов капитального строительства, представляющих собой сложные вещи, таких как ПТК.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса РФ «выдел» может осуществляться только в случае, если объект недвижимости находится в общей долевой собственности, что допускает выделение доли в праве собственности на такой объект.

Вопрос: На основании какого документа объект недвижимости исключается из состава ПТК и включается в гражданский оборот, если в отношении него не проводились строительные работы, в том числе реконструкция?

Ответ: В случае, если постановка на кадастровый учет исходного объекта ПТК осуществлялась не в качестве единого недвижимого комплекса как неделимой вещи, исключение объекта недвижимости происходит на основании решения собственника о разделе ПТК, с подтверждением, что в результате такого раздела образуемые объекты, ранее входившие в состав ПТК, сохраняют свое назначение и образуются не в результате реконструкции.

Вопрос: Как подготовить технический план в вышеуказанном случае?

При составлении технических планов сведения об образуемых объектах недвижимости (за исключением сведений об их местоположении в границах земельного участка и площади, площади застройки) указываются на основании представленных заказчиком кадастровых работ документов, послуживших основанием для внесения сведений о ПТК в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана указывается информация об измененном составе ПТК (исходного объекта), в том числе об идентичности параметров (характеристик) образуемых объектов параметрам соответствующих объектов, включенных до преобразования в ПТК, учтенного в таком составе в реестре недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно на все объекты, образуемые в результате преобразования (раздела) ПТК. Всем объектам недвижимости – и новым, и исходному, в результате раздела присваиваются кадастровые номера.

Также возможна подготовка технического плана в связи с разделом ПТК, при котором образуется объект недвижимости, исключаемый из состава ПТК, а исходный объект недвижимости сохраняется в измененном составе (не снимается с кадастрового учета, кадастровый номер ПТК не изменяется).

При этом следует отметить, что в силу части 1 статьи 29 Закона о регистрации проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации/кадастрового учета либо для отказа осуществляются государственными регистраторами в каждом случае индивидуально после приема заявления о государственной регистрации прав
и прилагаемых к нему документов.

Вопрос: Требуется ли представлять в орган регистрации прав разрешение на ввод объекта в эксплуатацию для осуществления учетно-регистрационных действий в связи с разделом объектов недвижимости?

Ответ: Представление в орган регистрации прав разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для осуществления учетно-регистрационных действий в связи с разделом объектов недвижимости необходимо только в случае, если выполнялись строительные работы, для которых требуется получение разрешения на строительство и (или) реконструкцию.

photo

Специалисты Кадастровой палаты по Москве на регулярной основе консультируют москвичей, проводят горячие телефонные линии, вебинары, а также семинары по наиболее актуальным вопросам в сфере оборота недвижимости. Разъяснения по особенностям учетно-регистрационных действий в отношении сложных объектов капитального строительства особенно важны для недопущения ошибок при подаче документов в целях осуществления учетно-регистрационных действий

Государственный кадастровый учет – это внесение сведений в специальный кадастр недвижимости обо всем недвижимом имуществе, его существовании, либо прекращении его существования.


Кто осуществляет кадастровый учет и зачем он нужен?

Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).

В каких случаях необходимо осуществлять кадастровый учет?

Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:

  • Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);
  • Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);
  • Реконструкция недвижимости;
  • Изменение основных сведений об объекте недвижимости.

Какие документы нужны для постановки на государственный кадастровый учет?

К заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить следующие документы:

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Точный список следует уточнять в отделении МФЦ.

Что такое технический и межевой планы?

  • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

Какой порядок подачи документов на кадастровый учет?

Процедура постановки на кадастровый учет

Документы можно подать лично и дистанционно.

Лично с заявлением и пакетом документов можно обратиться в Росреестр или МФЦ (не зависимо от места жительства или места нахождения недвижимости).

Какая стоимость постановки объекта недвижимости на кадастровый учет?

Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

Госпошлина за регистрацию права собственности

Какой срок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости?

Срок постановки на кадастровый учет

Срок осуществления государственного кадастрового учета – до 10 дней с момента подачи заявления на государственный учет и государственную регистрацию прав.

До 12 дней – если заявление было подано через МФЦ.

Какие результаты проведения кадастрового учета?

В результате проведения кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Документом, подтверждающим проведение кадастрового учета, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: