Демократизм равенство граждан перед законом федерализм взаимная ответственность государства

Обновлено: 24.09.2022

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

    Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

    Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается … после его вынесения
    в течение 3-х дней
    в течение суток
    немедленно

    В основе разграничения актов управления на письменные, устные и конклюдентные лежит
    объем полномочий субъектов власти
    форма принятия акта
    функциональное назначение акта
    вид субъекта, принявшего акт

    Определение: «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» относится к понятию:
    охрана госграницы
    разведка
    оборона
    безопасность

    Срок привлечения правонарушителя к административной ответственности по общему правилу составляет …
    2 месяца, а по делам, рассматриваемым судьей, 3 месяца
    4 месяца
    6 месяцев
    1 месяц

    Мерами административного наказания являются:
    административный арест, лишение свободы, административный штраф
    замечание, строгий выговор, конфискация имущества, изъятие вещей и документов
    предупреждение, лишение специального права, административный арест
    все перечисленное

    Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в случае обжалования может быть пересмотрено…
    вышестоящим должностным лицом
    прокурором
    вышестоящим судом
    вышестоящим органом
    судьей, органом, должностным лицом, вынесшим решение по жалобе

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, является …
    государственный комитет
    федеральная служба
    федеральное агентство
    федеральное министерство

    Государственное регулирование (в широком смысле слова) — это
    одна из функций государственного управления
    деятельность органов исполнительной власти по осуществлению функций государственного управления
    то же, что и государственное управление
    деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений

    Классификация: 1) демократизм; 2) равенство граждан перед законом; 3) федерализм; 4) взаимная ответственность государства и личности; 5) гуманизм; 6) законность — относится к понятию
    методы государственного управления
    методы административного права
    источники административного права
    принципы административного права

    Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности …
    обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти
    предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником, урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности
    выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами, а вопросов текущего (оперативного) характера – единолично компетентным должностным лицом
    лежит в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны

    Обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, доказывать свою невиновность
    Да
    Нет

    Условия и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции регламентируются:
    ФЗ РФ «Об оружии» и ФЗ РФ «О полиции»
    ФЗ РФ «О полиции»
    Положением об органах внутренних дел РФ
    ФЗ РФ «Об оружии»

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области экологии, именуется как:
    Государственный комитет РФ по экологии и мониторингу окружающей природной среды
    Министерство природных ресурсов и экологии РФ
    Федеральный надзор РФ по экологии и гидрометеорологии
    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    Решение о предоставлении гражданину жилплощади относится :
    к нормативному акту
    к смешанному акту.
    к индивидуальному акту
    к общему акту

    К субъектам административной опеки относятся:
    лица слабой социальной защищенности, нуждающиеся в специальной помощи государства
    лица, проживающие в пограничных зонах с особым административно-правовым режимом
    закон не предусматривает таких субъектов.
    лица, условно-досрочно освободившиеся из мест лишения свободы

    Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

    Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

    1. Перечень особо ценных объектов культурного наследия народов России определяется
    Правительством РФ
    Президентом РФ
    Правительствами субъектов РФ
    Министром культуры РФ

    2. Без составления протокола может быть назначено административное наказание в виде
    предупреждения
    административного штрафа, не превышающего 100 рублей
    возмездного изъятия орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения
    административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда

    3. Непосредственно руководит таможенным делом в РФ
    Региональная таможенная служба
    Правительство РФ
    Министерство финансов РФ
    Государственный таможенный комитет РФ

    4. Федеральную государственную службу занятости населения в РФ возглавляет
    Министерство труда и социального развития РФ
    Министерство экономического развития и торговли РФ
    Правительство РФ
    Министерство промышленности, науки и технологий РФ

    5. Государственные служащие, наделенные правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, то есть действия, влекущие правовые последствия, — это
    руководители
    должностные лица
    представители власти
    специалисты

    6. Одним из видов административных договоров является
    трудовой договор
    договор найма жилого помещения
    договор купли-продажи
    контракт о прохождении военной службы

    7. Из перечисленных процессуальных фигур, лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, могут являться
    потерпевший
    защитник
    лицо, в отношении которого ведется производство по делу
    свидетель
    эксперт

    8. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями и
    разрабатываемыми на их основе уставами
    методическими разработками руководящих органов управления образованием
    государственными образовательными стандартами
    образовательными программами

    9. Одной из особенностей административных правоотношений является то, что
    в них, как правило, отсутствует власть и подчинение
    обеими сторонами правоотношения должны выступать субъекты исполнительной власти
    в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством
    разрешение споров между сторонами может осуществляться только в судебном порядке

    10. Основной федеральный орган государственного управления в области связи называется
    Федеральное агентство правительственной связи и информации
    Министерство связи РФ
    Государственная фельдъегерская служба РФ
    Министерство РФ по связи и информатизации

    11. Классификация: 1) демократизм; 2) равенство граждан перед законом; 3) федерализм; 4) взаимная ответственность государства и личности; 5) гуманизм; 6) законность — относится к понятию
    принципы административного права
    методы государственного управления
    источники административного права
    методы административного права

    12. Из перечисленного, полномочиями Президента РФ в области обороны являются:
    назначение и освобождение федеральных министров
    назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил
    определение основных направлений военной политики, утверждение военной доктрины
    введение военного положения
    издание указов о призыве граждан на военную службу

    13. Одним из видов почтовой связи является
    телефонная
    факсимильная
    телеграфная
    фельдъегерская

    14. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, — это
    правительство РФ
    федеральное агентство
    федеральная служба
    министерство РФ

    15. Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью, называется
    экологической экспертизой
    мониторингом окружающей среды
    надзором в области природопользования
    контролем в области охраны природы

    Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

    Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

    Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

    Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

    Принципы демократического государства (применительно к РФ):

    Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

    Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

    Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

    Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

    Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

    Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

    Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


    Дата публикации: 13.03.2013 г.
    Дата изменения: 14.12.2016 г.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: