Давайте суд сироте что значит

Обновлено: 21.07.2024

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 81:3 / Пс 81:3

Иоанн Златоуст (~347−407)

Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте

Не говорит: судите праведнику, или пророку, или священнику, относительно которых Бог дает такое повеление: «не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс 104:15), а сиру, говорит, и убогу, смирен­ному и нищему. Почему? Потому, что они обычно терпят обиды, как и Павел говорил: «для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор6:7). Между тем для них крайне тяжело терпеть обиды вследствие сла­бости, происходящей от возраста, и бедности. Поэтому законодатель особенно и заботится о них.

Источник: Беседа на псалом 81.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте

О златая правда! Когда ты водворишься между людьми? Когда можно насытиться тебя? Внегда явитися нам славе Божией.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

«Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте». И тот и другой из них имеет нужду в помощи.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте.

Производите, говорит, праведный суд сиротам и нищим, которые бывают обижаемы, и не презирайте их, а равно и смиренных и бедных, — где бедным и нищим называет или одного и того же, или нищим того, кто прежде был богат, а потом лишился богатства; а бедным того, кто трудами своих рук приобретает нужное, как мы сказали в 11м псалме, при изъяснении слов: ради страдания нищих.

Посему и Великий Василий говорит: Поелику человеческий род презирает бедных; то посему Писание иногда говорит нам: судите сироте, как неимущему попечителя и отца, и оправдите вдовицу—лице, презираемое в жизни многими по причине бессилия, ибо вдовство удобопопираемо для склонных к их обидам, а теперь: судите сироте и нищему, из которых и тот и другой требует помощи, первый как не могущий по причини незначительного возраста, как не могущий предать обижающих суду, а второй по бедности, как не имеющий сил защищать свои права. Итак вы, которым вверен суд, вступитесь в дело сих обижаемых и лишенных защитников, и восполните от себя то, чего недостает у них по возрасту, чтоб иметь похвалу Иова: я был отцом бессильным. В духовном значении, поелику делающий грех рожден от диавола, то кто устранил себя добровольно от родства с ним, осиротев, к величайшему своему блаженству, без злого сего отца, тот должен получить от нас надлежащее попечение. Слова Исихия: не говорит: судите праведному, или пророку, или священнику, к которым столь много возбуждает внимания в других, и заповедуя не делать им вреда, а говорит: не прикасайтесь к помазанникам моим и с пророками моими не поступайте худо, но (судите) сироте и нищему, смиренному и бедному; почему? Потому что первым прилично терпеть обиды, а для последних подвергаться обиде по причине бессилия их, зависящего от возраста и нищеты не легко; почему законодатель и оказывает им больше снисхождения (в изд. своде).

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 3−4 Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.

При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы — богач и бедняк, знатный и незнатный.

«Суди сиру и смирену». Сего, говорит Пророк, желает каждый из обидимых.

«Да не приложит ктому величатися человек на земли». Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно; будет от того великая польза для других людей, потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им. Пророк же не просто присоединил сие к настоящему псалму, но во-первых с намерением показать, в каком состоянии был древле человеческий род, и как Единородное Божие Слово, вочеловечившись, благовременно приложило к язвам потребныя врачевства; а сверх сего Пророк учит, что не восхотевших сколько либо воспользоваться сим благодеянием Бог всяческих предаст тягчайшим казням в день втораго пришествия.

Евфимий Зигабен

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

Суди сиру и смиренну (уничиженному)

Ты, говорит, услышал его (бедного) и выслушал со вниманием, чтобы быть судьею для сирого и уничиженного и наказать гордого.

Да не приложит ктому величатися человек на земли

Дабы всякий человек, видя наказание Божие, постигшее тех, которые наносили обиды другим, не осмеливался еще далее величаться, то есть гордиться и превозносить себя пред низшими себя. Выражение на земли значит вообще между людьми, или среди людей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

Понеже рекл, что Господь услышит желание убогих, а желание их в том состоит, дабы защитил их от гонителей: сего ради, заключая псалом, молит о сем Бога, аки бы тако глаголя: понеже Ты, Господи, к бедным и утесненным яко Отец милосердый являешися, подая им помощь и молитвы их приемля, и желания исполняя, – суди убо сиру и смирену, сиречь: сотвори правосудие всем бедным и смиренным рабам Твоим. Защити их от гонящих, отмсти обиды, наносимыя им от злодеев, да не приложит к тому бренный человек, сущий на земли, величатися пред Тобою, Богом, сущим на небеси, и да не дерзает превозноситися брение противу скудельника.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

См. Толкование на Пс. 9:37

Прот. Григорий Разумовский

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

По переводу с еврейского: «Чтобы дать суд сироте и угнетенному, чтобы перестали гнать человека с земли», или иначе, – «да не устрашает более человек на земле». По связи с предыдущим все это можно выразить так: Ты, Господи, услышал желание убогих, а желание это состоит в том, чтобы защитить их от гонителей. Поэтому сотвори праведный суд всем бедным и смиренным рабам Твоим: защити их от притеснителей, отомсти обиды, наносимые им от злодеев. Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно, будет от того великая польза для других людей; потому что, взирая на потерпевших наказание, другие не осмелятся поступать подобно им: бренный человек на земле не приложит величатися пред Тобою, Высочайшим и Всемогущим Богом.

«Во всех делах смотри на конец, смотри, как станешь пред строгим Судьею, от Коего ничто не скрыто: Его не умилостивишь дарами, и извинений Он не принимает, но по правде будет судить. О жалкий и безумный грешник, какой дашь Ты ответ Богу, ведующему все твои беззакония, когда боишься иной раз человеческого гневного взгляда! Для чего не готовишь себя на день судный, когда нельзя будет никому оправдывать или защищать себя чрез другого, но всякий сам за себя понесет свое бремя? Тогда ни один порок не останется без своей казни. Там гордые исполнятся всяческого стыда и скупые стеснены будут самою жалостною бедностью. Тогда бедный и смиренный получит великую уверенность, а гордого страх обымет» (О подражании Христу Фомы Кемпийского, по переводу К. П. Победоносцева. Гл. XX1V. С. 79, 81).

Евгений пишет: "Исаия 1,17 Иеремия 22,3 Пс. 81:4, - в этих местах Писание повелевает нам защищать угнетенных, вдов, нищих и сирот. Как мы можем это сделать, не идя против установленной власти? Или это адресуется к судьям и князьям земли? "

Я с Вашего позволения приведу здесь эти прекрасные тексты Библии, чтоб все читающие на сайте могли легко с ними ознакомится.

Ис.1:17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Иер.22:3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Делайте это там, где Вы можете, не бунтуя против власти, потому что не к этому призывает нас Господь, а тихо и мирно принимайте участие добрыми делами в жизни нуждающихся, обиженных, угнетенных. И так своим примером Вы будете распространять свет Христова характера. совсем не обязательно обладать властью и счетами в банках, чтоб протянуть руку помощи страдающему. Делайте то, что можете и не смотрите на тех кто богаче Вас, ожидая чтоб они это сделали. Вас Господь никогда не спросит за другого человека, а только о Вас. Примите решение и начинайте делать шаг и дальше Вам Господь Сам укажет как это делать лучше. Это очень важно.

Когда проповедь Евангелия только начинала открывать свою дверь язычникам, и Павел, избранный Господом, отправлялся проповедывать, то главное на что обратили его внимание апостолы было следующее:

Гал.2:9,10 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

Посмотрите что говорит Библия об истреблении величественных и раскошных городов древности, за что они были истреблены:

Иез.16:49,50 Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.
И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.

Бедные могут оказаться путем для прощения Ваших грехов. Но не лицемерьте, просите чтоб Господь дал Вам Духа Своего и чтобы Вы могли посмотреть на ситуацию Его глазами.

Дан.4:24 искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой.

Старайтесь не судить людей почему они попали в трудную ситуацию, потому что это не то что делает наш Господь.

1Цар.2:7-9 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.

И тогда, когда явится Господь в славе Своей, чтобы утешить страдальцев ожидающих его, и Вы услышите и Его уст слова:

Мф.25:34-36 приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Но к чему говорить о человеческих мнениях, когда из Божественных слов открывается, что ни чем другим так тяжело не прогневляли иудеи Господа, как оскорблениями вдовиц и несправедливым отношением к слабым? Это обстоятельство, по единогласному свидетельству пророков, навлекло на иудеев заслуженное отвержение. Только то одно, говорится у них, может смягчить гнев за преступление, если будет оказано почтение вдовицам и предоставлена справедливость правого суда слабым… Здесь скрывается также и образ Церкви. Итак, вы видите, святые вдовицы, что ни коим образом не должно оставлять по легкомыслию тот подвиг, который находится под защитой Божественного благоволения.

О вдовах.

Свт. Василий Великий

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Научитеся добро творити. Вот правило, которому вы вовсе не покоряетесь и которому не обучились. А поскольку можно доброму научиться, закон же вас не научил, потому что его предписания отринуты, как недобрые, то по всей необходимости должно вам наконец прибегнуть к евангельскому учению. Уразумей же ясно из примера способ домостроительства слова. Представь человека роскошного и богатого, у которого приготовлены различные снеди для стола, но все прочее ему не нравится, а есть у него расположение к одному только; и после того как он отверг поодиночке все неугодное ему, служители необходимо доходят до того, чего тайно требует его природа. Так и теперь, после того как отринуто все подзаконное, необходимо устрояется принятие Евангелия. Измыйтеся. Какая же от того польза? Да чисти будите. А для чего нужна чистота? Да узрите Бога. Ужели для меня достаточно измыться и, получив прощение в прежних делах, остаться в покое? Или нужно и другое что-нибудь?

Отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима Ибо очищение чрез омовение зависит от человеколюбия Господня, а отложение лукавства есть дело собственной нашей тщательности. Но чтобы мы, понадеявшись на одну благодать омовения, не оставили исполнения заповедей, для сего совокупляет воедино целый объем жизни. Отымите лукавства от сердец ваших, как бы искорените лукавые помышления во владычественной силе души, чтобы не отражалось ни слова, ни дела худого. Пред очима Моима. Поскольку и те, которые вне веры, хранят многие из правил честной жизни, например, воздержность в супружеском обращении и в приятностях пищи, также постоянство и безмятежность нрава, то не удовольствовался, сказав: отымите лукавства, но присовокупил: пред очима Моима, потому что ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. Или поскольку Отец видит в тайне (ср.: Мф. 6, 6), то слова пред очима Моима значат: на всяком месте, видимом Богу, чтобы мы отъяли лукавство не только в делах, но и в помышлениях. А сие приобретается посредством совершенной любви, потому что любы, по слову Павлову, не мыслит зла (ср.: 1 Кор. 13, 4, 5).

Научитеся добро творити, потому что нравственное учение не ясно и не всякому с первого раза бывает открыто, а надобно учиться и тому, как делать добро. Ибо сказано: Праведне праведное гоните (Втор. 16, 20), то есть по законам правды совершай праведное дело. Как можно делать что-нибудь, относящееся к врачеванию, не по способу врачебной науки, так можно сделать что-нибудь и праведное, но неправедно. Например, самое употребление травы есть нечто, относящееся к врачеванию; и оно – по правилам врачебной науки, когда приняты во внимание сила травы, и свойство болезни, и время, и мера, и образ употребления. Но сделанное по науке отлично от сделанного наудачу. Кто действует по правилам искусства, тот всегда будет производить одно и то же, пока держится сего закона. А кто действует наудачу, тот не всегда достигает полезного конца, но если помог ныне, то в другое время тем же самым повредит. Так и упражнение в добре, производимое по науке, совершается чинно, пока этот внутренний закон управляет каждым действием. Но Пророк в других местах показывает необходимость учиться тому, что должно делать, говоря: всяк, иже не научится правде на земли, истины не сотворит (Ис. 26, 10). А Давид и страх Божий полагает в числе изучаемого, говоря: Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас (Пс. 33, 12).

Взыщите суда, или суда Христова, которым судит нас и воздает нам по достоинству Христос, Которого не взыскав и не имея пред очами, не можем пребыть делающими доброе, потому что наставником в благочестии служит размышление о проповеданном страшном для нас предстоянии на Суде; или поскольку все подвергнется исследованию и суду, так как ничего не бывает без рассуждения и случайно, ибо сказано: все твори с советом (ср.: Сир. 32, 21) и мысли праведных судбы (ср.: Притч. 12, 5), то надобно, чтобы разум, как судья, заняв в нас самое высшее место, всякий раз рассуждал и исследовал, что должно говорить и что делать, и по тщательном рассуждении соизволял на дела и уступал стремлениям души. Сие-то говорит и Павел: Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были (1 Кор. 11, 31).

Избавите обидимаго. Обиды бывают двоякие: иным нанесена обида в телесном, например, в имении и в чем-нибудь другом внешнем, а у других терпит обиду самая душа. Но нам без сего различения повелевается избавлять обидимого. Надобно знать, что мы обязаны иметь большее попечение о тех, в которых терпит вред самое главное. Кто подпал власти диавола и держится у него в плену, того должны мы со всем тщанием освободить от диавола и привести его разум в послушание Христово. Но надобно прилагать попечение и о том, чтобы нуждающихся избавлять от телесных обид, когда, подпав власти хищников и притеснителей, увлекаются их насилием, как потоком. А если мы не в состоянии избавить, то словами утешения подкрепим в них терпение к перенесению трудностей, не щадя ничего, от нас зависящего. Если же и в сем не достигнем желаемого, то, по крайней мере, окажем сострадание по братолюбию.

Судите сиру – потому что возраст сирот легко пренебрегается и сиротам трудно вести в суд обидчиков. Посему судите сирот, которые лишены защитников; собой восполните им то, чего недостает у них по возрасту, чтобы вам похвалиться с Иовом: аз бых отец немощным (Иов. 29, 16). А может быть, смысл сего изречения можно протолковать и более духовно. Поскольку Бог называется Отцом уверовавших во Христа и возлюбивших жизнь, сообразную с Евангелием, то, если кто чрез преступление закона сделал себя чуждым Богу и как бы осиротел, лишившись Его о себе промышления, ты потщись правдивым и разумным судом снова ввести его в свойство с Богом, и не снисходя к нему безрассудно, и не употребляя безжалостного отлучения. Но судите ему, предлагая полезные способы покаяния. И поскольку всяк творяй грех от диавола рожден есть (ср.: 1 Ин. 3, 8), то если кто добровольно отлучил себя от сего сродства с лукавым отцом и приступает к учению благочестия, чтобы посредством Евангелия возродиться во Христе Иисусе, как блаженно осиротевший, да будет он предметом особой попечительности у поставленных домостроителями общих всем благ. А что есть сиротство полезное, это показывает псалом, желающий детям Иуды, чтобы они осиротели от лукавого. Ибо, таким образом, окажется справедливым желание: да будут сынове его сири (Пс. 108, 9), да не имеют лукавого учителя жизни, за недуг сребролюбия принявшего на себя укоризненные имена татя и предателя.

И оправдите вдовицу. И это – такое лицо, которое по немощи во многих случаях жизни терпит лишения, потому что вдовство открыто нападениям желающих обидеть. И вы всеми мерами помогайте вдовству, оказывая ему должную справедливость, особливо же если найдется действительная вдовица, лишенная человеческой помощи, всю же надежду имеющая в Боге и пребывающая в молитвах, так что по своему подвижничеству и в сердце своем чиста от всякой скверны. Поскольку же во многих местах Писания Бог говорит о душе человеческой как о Своей невесте, то, если душа стала вдовой по причине отпадения от Христа, духовно блудодействовала чрез идолослужение и отлучена от союза с Женихом-Словом, надобно, чтобы она оправдалась и научилась оправданию чрез покаяние. Или, поскольку Израиль по плоти есть вдовствующая Церковь, освободившаяся от ига рабства законного, так что она без нарекания в прелюбодеянии может принадлежать другому мужу – Христу, обручающему ее Себе во спасение; надобно, чтобы и она оправдалась, наученная нами евангельской правде Христовой.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Научитесь делать добро. Таким образом от большого нечестия они даже потеряли познание добродетели. Так и пророк Давид говорит: «придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.» (Псал. 33:12). Это знание выше всех знаний и достойно тем большего старания, чем больше встречает препятствий – от насильственного влечения природы, от лености воли, от козней бесов, от множества дел. Так и Варух говорит: Сей Бог наш, не вменитс ин к Нему: изобрете всяк путь хитрости (Вар. 3:36-37).

Ищите правды (Взыщите суда), т.е. защиты обижаемых, для чего нужно много трудов и бодрости души; потому и сказал: взыщите. Много помрачает правду, - и подарки, и неведение, и властолюбие, и стыд, и страх, и лицеприятие; потому и нужна великая бдительность.

Спасайте угнетенного. Это важнее предыдущего; здесь требуется не только правое суждение, но и приведение дела к окончанию.

Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Бог много печется, чтобы никто не терпел зла, а еще больше, когда кто, подвергаясь злу, терпит притом еще другое несчастье. Вдовство и сиротство невыносимы и сами по себе; но если притом еще другие обижают этих несчастных, то – двойное кораблекрушение.

Толкование на пророка Исаию.

Видишь ли ты, какое большое значение Бог придает везде милости и заступничеству за тех, кому причиняется несправедливость? Мы должны совершать такие добрые дела и тогда сможем по благодати Божией получить уготованные блага.

Гомилии на Послание к Евреям.

Навещая кого-либо, воздавайте больше чести сиротам и вдовам и во всякой нужде находящимся, нежели славным и известным.

Огласительные слова к просвещаемым.

Если ты окажешь милость вдове, многие грехи твои смоются.

Гомилии на 1—е послание к Коринфянам.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 17-18 Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу, и приидите, истяжимся, глаголет Господь; и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю

Показавши бессилие законного служения словами: что ми множество жертв ваших, глаголет Господь? Исполнен есмь и прибавивши к этому: кто бо изыска сия рук ваших? Опять благовременно указывает на достоинство жизни, сообразной с евангелием и показывает путь истинно святой жизни не в образах и сенях, но в самых делах и в созерцаемых в добродетели красотах, заключающих достославное. Ибо что говорит: научитеся добро творити. Но, скажи мне, говорил ли кто-нибудь, что он совершенно забывает о заповеди закона? И не позволяет ли он совсем оставить без внимания установленное Богом чрез Моисея? Но как потом мог сказать Христос: не мните, яко приидох разорити закон и пророки; не приидох разорити, но исполнити (Мф. 55:17)? И как Павел мог сказать: темже убо закон свят, и заповедь свята и праведна и блага (Рим. 7:12). При этом мы опять спрашиваем: так как закон благ, если понимать его духовно; то не освобождает ли нас всецело от закона Христос? Напротив, приводит нас к превосходному и лучшему, предустроивши воспитание чрез закон как бы некоторое основание в нас, и то, что в сенях и образах, предназначивши для древних как бы предуготовлением к истинному служению. К этому необходимо присовокупить еще и следующие: закон Моисеев учит воздерживаться от порока и греха и назначает наказание за постыдные дела. Поэтому Павел говорит: греха не знах, точию законом (Рим. 7:7). А учение евангельское побуждает нас заботиться о всякой добродетели, посему и в самом деле, в собственном смысле и по истине может быть названо благом. Ибо заповеди: не убий, не прелюбы сотвори удерживали от греха воспитываемых, но и не указывали еще вполне, в чем состоит благо, – не указывали, что не должно гневаться на брата, не иметь похоти, и не приводили к совершенству добродетели. Ибо превосходно побеждать гнев, иметь силу подавлять худые желания, и не позволять уму думать даже и о том, что служит поводом к безместной и постыднейшей похоти. Итак, поистине прекрасны учение Евангельское и сила жизни во Христе. Поэтому нужно сказать приверженцам письмен: научитеся добро творити, взыщите суда, то есть, научитесь судить правильно. Кроме других всех дурных дел, призванные к управлению иудейской синагогой болели еще и тем, что не творили, говорю, праведного суда во всяком деле; напротив подавали голоса неправедно и соблазнялись подарками и увлекались корыстолюбием и желающим поступить неправедно продавали согласие своей нечестивой воли. Ибо пророк говорит: начальники ее суд творили даров ради (Ис. 5:23). Поэтому для тех, которые желают жить согласно с евангелием, необходима и небесполезна для соблюдения справедливости заповедь – судить праведно, не только в делах внешних, но и в делах, касающихся ума и сердца Поэтому я говорю: когда Бог осуждает порок, сатана хвалит его; и когда закон Спасителя убеждает нас творить достойное любви добро, сатана увлекает нас в противоположную сторону. Тогда ум наш бывает как бы судиею и решителем; и кто похвалил добро и оказывает ему преимущество, тот взыскал суда; а кто дозволил пороку одержать победу, тот уже стал неспособным к праведному суду и справедливо услышит: горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое, полагающим тму свет, и свет тму, полагающим горькое сладкое и сладкое горькое (Ис. 5:20). Поэтому евангельская слава состоит в праведном суде и в защите обижаемых. Ибо на это, думаю, и указывают слова: избавите обидимаго. При этом надобно оказывать сострадание и соблюдать беспристрастие: судите сиру, . Не суть ли они как бы тяжущиеся с Господом? Ибо, говорит, оправдится во словесех своих и победит, внегда судити Ему (Пс. 50:6). Ибо никто не будет чист от скверны, но и никто не похвалится иметь чистое сердце, но сами себя изобличат и произнесут над собою осуждение; если бы не была велика и достойна благоговения божественная слава, как пишет нам премудрый Павел: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). Итак, тем, которые как бы переходят от жизни под законом чрез веру к превосходной христианской жизни, обещает отпущение прежних грехопадений. Ибо она (вера) есть начало нашего упования и начаток божественного к нам милосердия, как бы дверь и путь. А что для очищения как тех, которые сильно осквернены, так и тех, которые немного страдали этим недугом, достаточно будет благодати чрез веру, в этом он уверяет, говоря: и аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю. Ибо если очищает Бог, то ничто не может остаться неочищенным, как говорит Павел: Идеже умоножися грех, преизбыточествова благодать(Рим. 5:20). И опять: Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй, кто осуждаяй?(Рим. 8:33-34).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Взыщите судá – творите добро притесненным, которых сами вы осудили, взяв неправедные дары; судите си́ру и оправдите вдови́цу – которых не хотели вы и выслушать, потому что у них не было, и не могли они принести вам даров.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Исидор Пелусиот

Поскольку многие из тех, кто подает весьма важные советы, не в состоянии исполнить и маловажного, но, любомудрствуя на словах, должны стыдиться дел своих, то и сказано: научитеся добро творити. Посему тому, кто не желал бы подпасть укоризне и понести наказание, надлежит проводить жизнь, согласную со словом.

Многие, любомудрствуя на словах, обличаются делами, потому что, пред всеми повторяя непрестанно Божественные изречения, в тайне делают непозволительное. Посему сказано: научитеся добро творити. Ибо хорошо говорить, не поступая при этом право, - не только суетное и пустое дело, но и возбуждает смех в людях степенных.

Письма. Книга II.

Блж. Иероним Стридонский

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Научитесь делать добро. Таким образом нужно учиться добродетели и недостаточно природной доброты для праведности, вели кто не научится ей посредством соответственных наставлений. И Иисус, сын Сирахов, говорит нечто подобное: «ты пожелал мудрости, сохраняй заповеди и Господь даст тебе ее». И тот же Исайя впоследствии упоминает: «всякий, кто не научится правде на земле, не будет совершать правды». (Гл. 26, 10 по LXX). Таким образом нужно учиться праведности и топтать пороги у учителей мудрости.

Ищите правосудия помогайте притесненному, разбирайте тяжбы сироты, защищайте вдову: тогда приходите и обвиняйте Меня, говорит Господь. Иудейские жертвы заменяются евангельскими заповедями, и потому Он печется о сиротах и вдовах, чтобы, мученики выступали на брань, не заботясь о защите супруг и детей своих. Когда же, говорит, вы сделаете это, то обвиняйте Меня, если Я не воздам наград, какие Я обещал. А говоря ищите правосудия, показывает, что не все могут справедливо судить, но те кои мудры. Потому и Соломон в сонном видении просил у Бога того, чтобы, получив мудрость, мог справедливо судить народ.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Тертуллиан

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Господь Бог устами пророков Своих произнес слово, показывающее, сколь много Он уважает вдовство: Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Стало быть, Бог принял под Свое покровительство эти два беспомощные состояния, которые тем дороже для божественного Его милосердия, чем более презираются людьми. Ты видишь, что Он считает как бы равным Себе человека, имеющего попечение о вдовице. Вот как Он дорожит тою, которой объявил Себя ревностным защитником.

К жене.

Лопухин А.П.

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 9:39 / Пс 9:39

Афанасий Великий (~295−373)

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому. Когда, говорит, сотворишь отмщение за нищих, тогда не приложит ктому величатися человек.

Источник: Толкование на псалмы.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

«Суди сиру и смирену». Сего, говорит Пророк, желает каждый из обидимых.

«Да не приложит ктому величатися человек на земли». Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно; будет от того великая польза для других людей, потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им. Пророк же не просто присоединил сие к настоящему псалму, но во-первых с намерением показать, в каком состоянии был древле человеческий род, и как Единородное Божие Слово, вочеловечившись, благовременно приложило к язвам потребныя врачевства; а сверх сего Пророк учит, что не восхотевших сколько либо воспользоваться сим благодеянием Бог всяческих предаст тягчайшим казням в день втораго пришествия.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

Суди сиру и смиренну (уничиженному)

Ты, говорит, услышал его (бедного) и выслушал со вниманием, чтобы быть судьею для сирого и уничиженного и наказать гордого.

Да не приложит ктому величатися человек на земли

Дабы всякий человек, видя наказание Божие, постигшее тех, которые наносили обиды другим, не осмеливался еще далее величаться, то есть гордиться и превозносить себя пред низшими себя. Выражение на земли значит вообще между людьми, или среди людей.

Григорий Разумовский (1883−1967)

Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли

По переводу с еврейского: «Чтобы дать суд сироте и угнетенному, чтобы перестали гнать человека с земли», или иначе, — «да не устрашает более человек на земле». По связи с предыдущим все это можно выразить так: Ты, Господи, услышал желание убогих, а желание это состоит в том, чтобы защитить их от гонителей. Поэтому сотвори праведный суд всем бедным и смиренным рабам Твоим: защити их от притеснителей, отомсти обиды, наносимые им от злодеев. Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно, будет от того великая польза для других людей; потому что, взирая на потерпевших наказание, другие не осмелятся поступать подобно им: бренный человек на земле не приложит величатися пред Тобою, Высочайшим и Всемогущим Богом.

«Во всех делах смотри на конец, смотри, как станешь пред строгим Судьею, от Коего ничто не скрыто: Его не умилостивишь дарами, и извинений Он не принимает, но по правде будет судить. О жалкий и безумный грешник, какой дашь Ты ответ Богу, ведующему все твои беззакония, когда боишься иной раз человеческого гневного взгляда! Для чего не готовишь себя на день судный, когда нельзя будет никому оправдывать или защищать себя чрез другого, но всякий сам за себя понесет свое бремя? Тогда ни один порок не останется без своей казни. Там гордые исполнятся всяческого стыда и скупые стеснены будут самою жалостною бедностью. Тогда бедный и смиренный получит великую уверенность, а гордого страх обымет» (О подражании Христу Фомы Кемпийского, по переводу К. П. Победоносцева. Гл. XX1V. С. 79, 81).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: