Что входит в компетенцию судебного дорожно транспортного эксперта
Обновлено: 29.05.2023
Мы уже говорили о том, что автотехническая экспертиза считается одной из самых часто назначаемых из-за количества ДТП и судебных разбирательств. Так как исследований назначают много, эксперты загружены и не всегда готовы уделять должное количество времени каждому делу. Отсюда возможные экспертные ошибки, одна из которых — выход за пределы своей компетенции. Чтобы вы самостоятельно могли оценить заключение, мы расскажем, на какие вопросы эксперт-автотехник готов ответить, а какие будут считаться нарушением.
Что такое «компетенция эксперта-автотехника»?
Автотехническую экспертизу назначают, чтобы установить обстоятельства ДТП. Для этого у эксперта-автотехника должны быть знания и опыт в области:
- теории движения автомобиля,
- его конструкционных особенностей,
- ПДД,
- управления транспортными потоками,
- моделирования дорожных ситуаций,
- методов оценки транспортных средств,
- теории автотехнической экспертизы.
Образование эксперта-автотехника может быть разным в зависимости от специализации проводимых исследований. Уточнить название конкретных специальностей и уровень образования можно в приложении к Приказу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России № 86/1-1 от 18 апреля 2018 г .
Вопросы, которые входят в компетенцию эксперта-автотехника
Если говорить в самом общем виде, то эксперт-автотехник может отвечать на 4 типа вопросов, исследуя обстоятельства ДТП:
- вопросы о техническом состоянии транспортных средств. Так, эксперт может установить причины и время возникновения поломок, их влияние на работу других механизмов и движение транспортного средства, а также определить, можно ли их было своевременно обнаружить;
- вопросы о механизме происшествия. При наличии возможности эксперт определит скорость, время и параметры движения автомобиля, его местонахождение в разное время, рассчитает расстояние, которое проделал автомобиль, и выявит причинно-следственные связи между различными обстоятельствами ДТП;
- вопросы о технической возможности предотвратить ДТП. Для этого эксперт установит место возникновения опасности для движения, смоделирует безопасные приемы управления, рассчитает длину остановочного пути, безопасную дистанцию;
- вопросы о соответствии действий участников требованиям ПДД. Эксперт устанавливает, какие действия участников не соответствовали установленным нормам, как они связаны с происшествием, а также моделирует корректные действия участников.
Чтобы уточнить корректность других вопросов, мы всегда рекомендуем обращаться за консультацией к экспертам. Так вы избежите ошибок при назначении и сможете правильно оценить готовое заключение эксперта.
Что эксперт делать не может
Эксперт-автотехник, как и любой другой, не может решать вопросы из других областей науки, которые относятся к другим видам экспертиз. Например, при проведении медико-автотехнической экспертизы для анализа следов на автомобиле после контактного взаимодействия с человеком должен привлекаться эксперт-биолог, так как такие следы будут иметь биологическое происхождение.
Кроме этого, эксперт-автотехник не может оценивать вину участников происшествия или говорить о субъективных причинах случившегося. То есть автотехник не может в заключении сделать вывод о том, что ДТП произошло, например, по невнимательности водителя.
СПЕЦИАЛИСТ ПО АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
(введено Постановлением Минтруда России от 21.01.2000 N 7)
Должностные обязанности. Осуществляет проведение автотехнической экспертизы, используя фактические данные о техническом состоянии транспортных средств, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке и действиях участников движения, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия. В процессе осуществления экспертизы проводит исследование технического состояния транспортных средств с целью установления фактических изменений (повреждений) отдельных деталей, узлов, агрегатов, систем и дополнительного оборудования, причин, их вызвавших в результате дорожно-транспортного происшествия или посторонних внешних воздействий (попадания различных предметов, атмосферных явлений и т.п.). Определяет сложность и характер изменений (повреждений) транспортных средств, возникших в результате воздействия на них различных факторов, а также технологию и методы ремонтно-восстановительных работ. Обосновывает необходимость применения специального контрольно-диагностического оборудования и приборной базы, требующихся для восстановления поврежденных транспортных средств, в соответствии с техническими требованиями и требованиями государственных и международных стандартов, а также нормативных документов заводов - изготовителей транспортных средств, действующих на момент проведения экспертизы. Устанавливает причины и время возникновения повреждений и технических неисправностей транспортных средств. Анализирует возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно-транспортного происшествия, причинную связь между обнаруженной неисправностью (повреждением) транспортного средства и событием происшествия, а также возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания, возгорания и т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент происшествия и обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия. Исследует обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы) в целях определения скорости и направления движения транспортного средства, тормозного остановочного пути, направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами, их взаимное положение в различные моменты дорожно-транспортного происшествия. Определяет время преодоления транспортными средствами определенных участков пути, момент возникновения опасности для движения, требующий принятия экстренных мер по предотвращению происшествия. Проводит необходимые расчеты, моделирование дорожной ситуации и эксперименты (взаимного положения транспортных средств и препятствий в момент, когда водитель имел возможность предотвратить происшествие), а также исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия в целях установления правил поведения водителей в сложившейся дорожной обстановке для обеспечения безопасности дорожного движения (какие действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения Российской Федерации, предотвратить дорожно-транспортное происшествие). Устанавливает возможности водителя совершить необходимые действия для избежания или предотвращения случившегося путем снижения скорости движения в момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения, причинную связь между действиями либо бездействием водителя по управлению транспортным средством и последствиями дорожно-транспортного происшествия. На основе использования технических данных и учета объективных закономерностей проводит исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия для определения значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.), условий видимости и обзорности с места водителя в момент дорожно-транспортного происшествия (по данным о дорожной обстановке и результатам проведенного осмотра), обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке, перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению. Определяет техническую возможность предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по данным, полученным расчетным путем, в том числе по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из представленных материалов. Обеспечивает научную обоснованность, полноту и доказательность проводимой автотехнической экспертизы, а также решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств (автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов). На основе изучения отечественной и зарубежной специальной литературы, а также компьютерных баз данных проводит исследования и дает рекомендации по обоснованности исковых требований, правильности расчетов восстановительной стоимости ремонта транспортных средств, определению размера имущественного ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии. Выполняет работу по установлению предмета и цели проведения экспертизы, принадлежности прав собственника на объекты автотехнической экспертизы. Анализирует информацию об объекте автотехнической экспертизы для проведения правовой экспертизы. Обосновывает формы и методы автотехнической экспертизы. Осуществляет деловые контакты, ведет переговоры с клиентами, в соответствии с установленным порядком оформляет заключаемые договоры, контролирует их выполнение. Консультирует клиентов по действующим правилам и требованиям нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при подготовке материалов, касающихся проведения автотехнической экспертизы. Обеспечивает соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также правильность оформления документов, необходимых при осуществлении автотехнической экспертизы, составляет экспертное заключение, акты и установленную отчетность о проведенной работе. Соблюдает требования по обеспечению конфиденциальности информации, используемой в процессе экспертизы.
Должен знать: нормативные, методические и другие материалы, касающиеся автотехнической экспертизы; формы и методы проведения автотехнической экспертизы; организацию проведения работ по установлению стоимости объектов автотехнической экспертизы; порядок установления конкурентообразующих факторов использования объектов автотехнической экспертизы; таможенные правила; порядок заключения договоров купли-продажи объектов автотехнической экспертизы и регистрации переуступки прав собственности; международные договоры и соглашения, регулирующие правовые вопросы, связанные с объектами автотехнической экспертизы; конструкцию узлов и агрегатов автотехнических средств, принципы их работы, возможные повреждения и причины их возникновения; особенности конструкций современных зарубежных транспортных средств и их дополнительного оборудования; основы управляемости и устойчивости автомобилей; особенности системы "Автомобиль - водитель - дорога - среда движения" в зависимости от оснащенности автотехнических средств; Правила дорожного движения Российской Федерации; систему управления транспортными потоками; методы проведения расчетов, связанных с моделированием дорожных ситуаций, установлением длины тормозного и остановочного пути; формы и методы оценки транспортных средств; основы экономики и бухгалтерского учета; этику делового общения; правила проведения переговоров с клиентами; передовой отечественный и зарубежный опыт в области автотехнической экспертизы и использования результатов автотехнической экспертизы; правила и нормы по охране труда.
Требования к квалификации.
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) I категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник I категории" с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее 5 лет.
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) II категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник II категории" с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трассологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее 3 лет.
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник): высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник III категории" с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трассологическим исследованиям), стаж работы по специальности не менее 1 года.
Компетенция, права и обязанности судебного эксперта - автотехника регламентированы законом, сформулированным в УК и УПК РФ.
Эксперт - автотехник дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями и несет за свое заключение личную ответственность. Заключение судебного эксперта - автотехника базируется на материалах уголовного дела и является доказательством по делу. В процессах по автотранспортным преступлениям на нем наряду с другими доказательствами базируются обвинительное заключение и приговор.
Эксперт - автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта. Полностью оценивает все доказательства суд.
Под компетенцией эксперта - автотехника понимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, представленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний.
В компетенцию судебного эксперта - автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП; обстановки на месте ДТП, действий участников ДТП, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.
В компетенцию эксперта - автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания.
Судебный эксперт - автотехник имеет право знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету автотехнической экспертизы, присутствовать (с разрешения следователя, прокурора или судьи) при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемым вопросы. Он имеет право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, а также о создании ему необходимых условий при осмотре места ДТП, проведении эксперимента и при участии в следственных действиях.
Эксперт вправе осматривать место ДТП и транспортные средства для того, чтобы уточнить исходные данные, предоставленные ему для исследования. Он имеет также право собственноручно записывать в протоколе допроса свои ответы на вопросы следователя, поставленные для разъяснения заключения. Ознакомившись с протоколом допроса, эксперт может высказать свои замечания, которые обязательно заносятся в протокол.
Эксперт - автотехник обязан дать заключение по поставленным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии со своими специальными познаниями. За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованные отказ и уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности.
Эксперт - автотехник обязан детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить вопрос перед следствием или судом о предоставлении ему недостающих данных. Такие данные могут быть получены в результате дополнительных допросов участников и свидетелей ДТП, судебно-медицинской экспертизы или финансово-бухгалтерской ревизии документов, выезда на место происшествия и его осмотра, следственного эксперимента, а также из объяснительных документов соответствующих организаций.
В обязанности эксперта входит использование научно-технических средств, способствующих полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств. Эксперт обязан сообщать в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно. Эксперт участвует в разработке мер предупредительного характера, направленных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, и активно способствует улучшению качества и сокращению сроков судебных автотехнических экспертиз [6, с. 90].
Компетенция, права и обязанности судебного эксперта-автотехника регламентированы законом, сформулированным в УК и УПК союзных республик. Судебные эксперты-автотехники в своей деятельности руководствуются Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и Инструкцией о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР.
Эксперт-автотехник дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями и несет за свое заключение личную ответственность. Заключение судебного эксперта-автотехника базируется на материалах уголовного дела и является доказательством по делу. В процессах по автотранспортным преступлениям на нем наряду с другими доказательствами базируются обвинительное заключение и приговор.
Эксперт-автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта. Полностью оценивает все доказательства суд.
Под компетенцией эксперта-автотехникапонимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, представленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний.
В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП; обстановки на месте ДТП, действий участников ДТП, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.
Техническое состояние транспортных средств исследуют, чтобы установить причины и время возникновения неисправности и возможность обнаружить ее до ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью и ДТП и определяет техническую возможность его предотвращения при состоянии транспортного средства в момент ДТП. Применение термина «техническая возможность» обусловлено необходимостью решать вопросы безотносительно к субъективному состоянию водителя и его психофизиологическим характеристикам. Эксперт выясняет обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали (или могли способствовать) ДТП.
Обстановку на месте ДТП эксперт-автотехник исследует, чтобы установить параметры, характеризующие движение транспортных средств и других объектов в зоне ДТП (ширину проезжей части и обочин, коэффициенты сцепления шин с дорогой и сопротивления качению, уклон дороги, радиусы закруглений, средства организации движения). В процессе исследований определяют траектории движения транспортных средств, условия видимости и обзорности, а также другие обстоятельства, которые способствовали (или могли способствовать) ДТП.
Эксперт-автотехник определяет, как следовало действовать участникам ДТП, чтобы выполнить технические требования Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств и других нормативных актов. Сопоставляя фактические действия участников в процессе ДТП с указаниями нормативных документов, эксперт определяет степень соответствия этих действий установленным требованиям.
Он выявляет, какие действия водителя по управлению автомобилем с момента возникновения опасности могли предотвратить ДТП и какими требованиями Правил дорожного движения они предусмотрены. Он выясняет также, была ли у водителя транспортного средства возможность совершить эти действия. Тем самым эксперт определяет технические аспекты причинной связи между действиями участников ДТП (установленными как следствием и судом, так и самим экспертом) и происшествием, если выяснение этих связей требует специальных познаний.
При исследовании процесса (механизма) ДТП или его отдельных стадий эксперт-автотехник устанавливает величины и направление действия сил между столкнувшимися транспортными средствами или между транспортным средством и препятствием. Анализируя наезд автомобиля на пешехода, он определяет основные параметры их движения и взаимное расположение в различные моменты времени.
Эксперт устанавливает также момент возникновения опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания для проведения соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента. Этот момент требует принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортных средств, опрокидывания и т. п.).
Эксперт-автотехник определяет также момент, когда какой-либо предмет перестает ограничивать обзорность и водитель получает возможность увидеть пешехода или транспортное средство. Если этот момент определен следователем (судом), то эксперт принимает его в качестве исходного.
Определяя наличие у участников ДТП технической возможности предотвратить происшествие, эксперт опирается не только на предоставленные ему исходные данные, но и на сведения, которые он сам получил расчетным путем. Если полученные экспертом данные расходятся с данными, указанными следователем (судом), то эксперт указывает на это в своем заключении.
В компетенцию эксперта-автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания.
Судебный эксперт-автотехник имеет правознакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету автотехнической экспертизы, присутствовать (с разрешения следователя, прокурора или судьи) при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемым вопросы. Он имеет право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, а также о создании ему необходимых условий при осмотре места ДТП, проведении эксперимента и при участии в следственных действиях.
Эксперт вправе осматривать место ДТП и транспортные средства для того, чтобы уточнить исходные данные, предоставленные ему для исследования. Он имеет также право собственноручно записывать в протоколе допроса свои ответы на вопросы следователя, поставленные для разъяснения заключения. Ознакомившись с протоколом допроса, эксперт может высказать свои замечания, которые обязательно заносятся в протокол.
Установив в ходе исследования ДТП обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для дела, эксперт имеет право указать в своем заключении на них, даже если по поводу этих обстоятельств ему не были заданы вопросы (право эксперта на инициативу, предусмотренное ст. 191 УПК РСФСР). Он вправе также обжаловать в установленном порядке действия или решения следователя, прокурора или судьи, нарушающие права или законные интересы эксперта (ст. 22 УПК РСФСР)
Судебный эксперт-автотехник имеет право давать заключение и показания на родном языке, а при необходимости пользоваться услугами переводчика, назначаемого органами дознания, следователем или судом (ст. 179 УПК РСФСР).
Эксперт-автотехник не имеет праваисследовать материалы дела, не относящиеся к предмету экспертизы, самостоятельно собирать необходимые для заключения исходные данные, отсутствующие в деле, и изымать из дела имеющиеся данные. Он не вправе отвечать на вопросы, относящиеся к правовой оценке действий водителя и других участников ДТП, а также к оценке доказательств и юридической квалификации преступления, к установлению наличия или отсутствия вины, к удовлетворению исковых требований и др. Эти вопросы относятся к компетенции органов дознания, предварительного следствия и суда. Эксперт не имеет права привлекать посторонних лиц к порученной ему экспертизе и принимать участие в производстве по делу в случаях, если есть обстоятельства, дающие основания считать, что он лично прямо или косвенно может быть заинтересован в исходе данного дела (статьи 59 и 67 УПК РСФСР и статьи 17 и 18 ГПК РСФСР). В этих случаях эксперт заявляет самоотвод.
Судебный эксперт не имеет права отказываться или уклоняться от обязанностей эксперта и разглашать материалы уголовного дела без разрешения органа, назначившего экспертизу (ст. 139 УПК РСФСР).
Эксперт-автотехник обязан,действуя в соответствии со ст. 82 УПК РСФСР, дать заключение по поставленным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии со своими специальными познаниями (статьи 80 и 82 УПК РСФСР). За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованные отказ и уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности (ст. 181 УК РСФСР).
Эксперт-автотехник обязан детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить вопрос перед следствием или судом о предоставлении ему недостающих данных. Такие данные могут быть получены в результате дополнительных допросов участников и свидетелей ДТП, судебно-медицинской экспертизы или финансово-бухгалтерской ревизии документов, выезда на место происшествия и его осмотра,
следственного эксперимента, а также из объяснительных документов соответствующих организаций.
В обязанности эксперта входит использование научно-технических средств, способствующих полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств. Эксперт обязан сообщать в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно. Он обязан также исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют без дополнительных данных ответить хотя бы на часть поставленных вопросов. В заключении он должен сообщить о причинах, сделавших невозможным ответы на другие вопросы. Эксперт обязан обеспечить сохранность материалов дела, полученных для исследования
В указанных в законе случаях эксперт проводит экспертизу в присутствии прокурора или следователя, а также обвиняемого и предоставляет ему возможность давать необходимые разъяснения.
Эксперт обязан являться по вызову следователя или суда на допрос для разъяснения данного им заключения. В обязанности эксперта входит также установление обстоятельств, которые способствовали (или могли способствовать) ДТП, нарушению Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, если для этого требуются специальные познания и имеются необходимые данные.
Эксперт участвует в разработке мер предупредительного характера, направленных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, и активно способствует улучшению качества и сокращению сроков судебных автотехнических экспертиз
Компетенция, права и обязанности судебного эксперта - автотехника регламентированы законом, сформулированным в УК и УПК РФ.
Эксперт - автотехник дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями и несет за свое заключение личную ответственность. Заключение судебного эксперта - автотехника базируется на материалах уголовного дела и является доказательством по делу. В процессах по автотранспортным преступлениям на нем наряду с другими доказательствами базируются обвинительное заключение и приговор.
Эксперт - автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта. Полностью оценивает все доказательства суд.
Под компетенцией эксперта - автотехника понимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, представленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний.
В компетенцию судебного эксперта - автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП; обстановки на месте ДТП, действий участников ДТП, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.
В компетенцию эксперта - автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания.
Судебный эксперт - автотехник имеет право знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету автотехнической экспертизы, присутствовать (с разрешения следователя, прокурора или судьи) при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемым вопросы. Он имеет право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, а также о создании ему необходимых условий при осмотре места ДТП, проведении эксперимента и при участии в следственных действиях.
Эксперт вправе осматривать место ДТП и транспортные средства для того, чтобы уточнить исходные данные, предоставленные ему для исследования. Он имеет также право собственноручно записывать в протоколе допроса свои ответы на вопросы следователя, поставленные для разъяснения заключения. Ознакомившись с протоколом допроса, эксперт может высказать свои замечания, которые обязательно заносятся в протокол.
Эксперт - автотехник обязан дать заключение по поставленным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии со своими специальными познаниями. За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованные отказ и уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности.
Эксперт - автотехник обязан детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить вопрос перед следствием или судом о предоставлении ему недостающих данных. Такие данные могут быть получены в результате дополнительных допросов участников и свидетелей ДТП, судебно-медицинской экспертизы или финансово-бухгалтерской ревизии документов, выезда на место происшествия и его осмотра, следственного эксперимента, а также из объяснительных документов соответствующих организаций.
В обязанности эксперта входит использование научно-технических средств, способствующих полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств. Эксперт обязан сообщать в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно. Эксперт участвует в разработке мер предупредительного характера, направленных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, и активно способствует улучшению качества и сокращению сроков судебных автотехнических экспертиз [3].
Автор статьи

Читайте также: