Что такое коффердам на судах

Обновлено: 20.04.2024

  • Коффердам (от нем. Kofferdamm) — кораблестроительный термин, применяется в двух значениях.

Узкий отсек, служащий для разделения помещений на судне. Применяется для исключения просачивания газов из цистерн.

Связанные понятия

Судовой отсек — пространство в корпусе корабля, ограниченное по длине сплошными поперечными переборками, по ширине бортами или сплошными продольными переборками.

Двойное дно — кораблестроительный термин, часть корпуса судна: водонепроницаемый настил, привариваемый к верхним кромкам днищевого набора (флорам, вертикальному килю, стрингерам) на расстоянии нескольких футов от основного дна. Двойное дно является платформой, несущей большую часть нагрузки от перевозимых грузов, энергетические установки и прочие механизмы; при повреждении днища предотвращает попадание воды в корпус судна, а на танкерах — разлив нефти.

Пиллерс (от англ. pillar — колонна или столб) — несущий элемент судового набора на который укладываются палубные бимсы. Представляет из себя одиночную вертикальную опорную стойку, которая служит опорой для корабельной палубы принимая на себя её вес, а также вес палубного груза и оборудования.

Конструктивная противоторпедная защита корабля — специальные конструкции, предназначенные для обеспечения живучести корабля и его защиты от воздействия контактных и неконтактных взрывов торпед и мин, которые подразделяются на бортовую и днищевую.

Надстро́йка судова́я — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна.

Боевая рубка — специальное помещение на корабле, оборудованное средствами управления корабля и предназначенное для размещения его главного командного пункта. Во время боя командир корабля находится в боевой рубке и оттуда управляет кораблём. Помимо командира в боевой рубке находится личный состав, необходимый для обслуживания технических средств управления кораблём. Впервые боевые рубки стали предусматриваться на кораблях при их проектировании и строительстве в конце XIX века.

Переборка — вертикальная стенка внутри корпуса судна, кроме двойного борта, разделяющая внутреннее пространство на отсеки. Также к переборкам относятся наружные стенки надстроек и рубок.

Цементи́рованная броня́ Кру́ппа (англ. Krupp cemented armour, K.C.A.) — вариант дальнейшего развития брони Круппа. Процесс изготовления во многом такой же с небольшими изменениями в композиции сплава: 0,35 % углерода, 3,9 % никеля, 2,0 % хрома, 0,35 % марганца, 0,07 % кремния, 0,025 % фосфора, 0,020 % серы. K.C.A. обладала жёсткой поверхностью брони Круппа путём применения углеродосодержащих газов, но также обладала более высокой «волоконной» эластичностью в задней части листа. Эта увеличенная эластичность.

Корпус судна — основная часть судна в виде водонепроницаемого и полого внутри тела обтекаемой коробчатой (для надводных судов) или цилиндрической (для подводных лодок) формы.

Броневой пояс — толстый слой металлической брони, расположенный на внешней поверхности бортов или с внутренней стороны корпуса военных кораблей, обычно броненосцев, линкоров, крейсеров и линейных крейсеров, а также авианосцев, переоборудованных под новые задачи из указанных выше типов судов.

Спардек — разновидность облегченной верхней палубы, предназначенной для защиты перевозимого груза от действия морских волн. Как правило, спардеком оснащались только гражданские трёхпалубные суда, на которых спардек размещался над главной палубой и из-за чего они часто назывались спардечными. Опыт эксплуатации таких плавсредств показал, что их строительство не является целесоообразным, так как спардек не принимает участия в усилении общей продольной прочности судовых конструкций.

Броневая палуба — элемент конструкции бронированных боевых кораблей. Представляет собой горизонтальное перекрытие корпуса корабля настилом из броневых плит, часто выпуклым или имеющим уходящие вниз скосы, предназначенное для защиты от попадающих сверху снарядов, бомб, осколков и обломков. У тяжёлых кораблей обычно соединяет между собой верхние или нижние кромки бортовых поясов, но может использоваться и в качестве самостоятельного элемента бронирования.

Ватерли́ния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Также — в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

Котельное отделение (англ. boiler compartment, boiler-room) — специальное помещение на судне или корабле, в котором устанавливаются паровые котлы главной энергетической установки, а также оборудование и устройства, необходимые для собственной работы котлов. Также в нем может размещаться ряд вспомогательных механизмов корабля. Расположение котельных отделений на корабле может чередоваться с размещением машинных отделений (эшелонное расположение энергетической установки) или располагаться одно за другим.

Противоторпе́дный буль, бортово́й буль или противоми́нная наде́лка) (англ. anti-torpedo bulge, иногда anti-torpedo blister «противоторпедный блистер») — форма пассивной защиты надводных боевых кораблей от торпед в виде продольной подводной полости корпуса судна. Противоторпедные були (по одному булю на каждый борт) использовались в конструкциях крупных надводных боевых кораблей — авианосцев, линкоров и крейсеров) в период Первой и Второй мировых войн.

Ми́дель, ми́делевое сече́ние (от нидерл. middel, буквально — средний, середина) — наибольшее по площади поперечное сечение тела, движущегося в воде или воздухе. Иногда площадью миделя называют площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную направлению движения тела.

Ахтерштевень (нидерл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк) — задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль.

Ру́бка (от нидерл. roef — каюта) — закрытое сооружение специального назначения на палубе надводного судна, корабля или на палубе надстройки.

Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.

Ходовая рубка — специальное помещение, размещающееся в корабельной рубке или в надстройке, из которого осуществляется управление кораблём на ходу. Оборудование ходовой рубки состоит из приборов и устройств, необходимых для управления рулём, энергетическими установками, контроля за скоростью, курсом, пройденным расстоянием и глубиной под килем, связи с командным пунктом и боевыми постами корабля, наблюдения за окружающей обстановкой с помощью радиолокационных и гидроакустических средств и применения.

Па́луба, также дек (англ. deck) — архитектурный элемент судна, горизонтальное перекрытие в корпусе или надстройках, опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии) и состоящее из набора (бимсов, карлингсов и др.) и настила (обычно деревянного или металлического); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали.

Бимс (от англ. beams — брусья) — поперечная балка, поддерживающая палубу, платформу, крышу надстройки. Часть набора корпуса корабля. Предназначен для придания жесткости перекрытиям, распределения нагрузки палубы на борт, конструкции и переборки, обеспечения поперечной прочности корабля.

Бульб (от фр. bulbe — «луковица») — утолщение на конце чего-либо, позволяющие воспринять повышенные нагрузки основными несущими элементами конструкции. Например, утолщения строительных элементов — ферм, колонн (капитель), балок (вут), опор мостов (бык); в судостроении — каплевидное обтекаемое образование подводной части наружной обшивки корпуса судна в носовой оконечности.

Мо́стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.

Прочный корпус (ПК) — корпус подводной лодки (ПЛ), предназначенный выдерживать забортное давление в подводном положении.

Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.

Транцевая корма — тип образований кормы судна, при котором она имеет плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.

Гарвеевская броня — броневая сталь, лицевая поверхность которой для придания прочности насыщалась углеродом. Нагретый почти до температуры плавления лист выдерживался до нескольких недель в контакте с углеродистым веществом, например древесным углем. После этого, путём многократной закалки маслом и водяными брызгами, насыщенная углеродом лицевая сторона становилась сверхтвёрдой, в отличие от более мягкого внутреннего слоя. Этот процесс, получивший впоследствии название цементации (науглероживания.

Спонсон (выступ), Спансон: * на флоте: участок верхней палубы, выступающий за линию борта корабля, бортовой выступ. На кораблях броненосного флота на спонсоне размещались орудия противоминной артиллерии.

Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).

На современных крупных судах дымовая труба — удлинённая вертикальная или с наклоном в сторону кормы судна конструкция, возвышающаяся над надстройками (рубками) судна и предназначена для отвода продуктов горения в атмосферу. Является важной частью архитектурного оформления силуэта судна. Представляет собой кожух, внутри которого находятся газо-выхлопные, дымоходные трубы, глушители и т. п. Кожухи имеют различную форму. Иногда на судне ставится декоративная фальштруба, не связанная с машинным отделением.

Погреб боевых припасов, Погреб боеприпасов — защищённые от разрушения противником (в том числе на корабле) помещения для хранения пороха, взрывчатых веществ и боеприпасов.

Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Старинное название шканцев и юта — ахтерзейль-кастель.

Корма́ — задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров. Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан.

Нос — передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность носа судна называется форштевнем.

Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.

Борт — боковая часть судна, состоит из наружной обшивки и подкрепляющего набора. Часть борта выше верхней палубы называют фальшбортом.

Орудийная башня, также турель (фр. Tourelle — башенка) — выступающая вверх от стены или крыши башенка, характерный элемент средневекового замка. Часто пристраивалась методом ложного свода к углу бастиона, крепостной башни. Из турелей вели оборонительный обстрел прилегающей стены в дни военной осады. С исчезновением военной необходимости турели остались декоративным элементом (например, в стиле шотландских баронов).

узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. К. изолируют, например, жилые помещения от цистерн для жидкого топлива. На танкерах грузовые цистерны отделены К. от носовых помещений и от машинного отделения. При перевозке грузов с низкой температурой вспышки К. заполняют водой. Скапливающиеся в К. газы удаляются через вентиляционную систему. На военных кораблях устаревших конструкций К. называют водонепроницаемые отсеки, расположенные вдоль бортов, не защищенных бронёй; служили для предохранения от проникновения воды внутрь корабля при подводных пробоинах.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Коффердам" в других словарях:

Коффердам — Коффердам:отсек ограниченный соседними шпангоутами в междудонном пространстве. Коффердам (в кораблестроении) узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Коффердам (в стоматологии) пластина из латекса, предназначенная для… … Википедия

КОФФЕРДАМ — (Cofferdam) 1. Продольный водонепроницаемый отсек, расположенный у бортов непосредственно за поясной броней. Назначение К. предохранить судно от затопления через бортовые пробоины или расшатавшиеся броневые болты. К. часто заполняется пробкой или … Морской словарь

коффердам — отсек, кофердам Словарь русских синонимов. коффердам сущ., кол во синонимов: 2 • кофердам (1) • отсек … Словарь синонимов

КОФФЕРДАМ — (англ. cofferdam) узкий непроницаемый для газов отсек на судне (напр., для отделения жилых помещений от цистерн с нефтепродуктами) … Большой Энциклопедический словарь

коффердам — (англ. cofferdam) узкий водонепроницаемый отсек, отделяющий, изолирующий соседние помещения на судне. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. коффердам [англ. cofferdam] – 1) мор. узкий непроницаемый отсек, отделяющий два соседних… … Словарь иностранных слов русского языка

коффердам — (англ. cofferdam), узкий горизонтальный или вертикальный отсек на судне для разделения соседних помещений (например, жилых помещений от цистерн с нефтепродуктами). В некоторых случаях заполняется водой. * * * КОФФЕРДАМ КОФФЕРДАМ (англ. cofferdam) … Энциклопедический словарь

Коффердам (стоматология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коффердам. Коффердам во рту пациента. Коффердам ( … Википедия

Коффердам (кораблестроение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коффердам … Википедия

коффердам — (истор.; англ. cofferdam водонепроницаемая перемычка) полоска резины, укрепляемая на шейке зуба для защиты препарируемой части зуба от затекания слюны; в настоящее время практически не применяется … Большой медицинский словарь

коффердам — коффердам, коффердамы, коффердама, коффердамов, коффердаму, коффердамам, коффердам, коффердамы, коффердамом, коффердамами, коффердаме, коффердамах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

(Cofferdam) — 1. Продольный водонепроницаемый отсек, расположенный у бортов непосредственно за поясной броней. Назначение К. — предохранить судно от затопления через бортовые пробоины или расшатавшиеся броневые болты. К. часто заполняется пробкой или кокосовыми оческами с целью наименьшей потери плавучести при его заполнении водою. 2. К. на танкерах — узкие отсеки, образуемые двумя разделительными переборками, установленными на некотором отстоянии друг от друга (не менее 1 м); К. устраиваются с целью отделения одних помещений от других особо надежным образом (напр. систерны для масла и для питательной воды, нефтяные систерны от машинно-котельных отделений, светлые сорта нефтепродуктов от темных сортов и т. д.). К. обычно оставляются пустыми, а в некоторых случаях для большей надежности заполняются водой. 3. К. — деревянный ящик, применяемый для подъема судов, затонувших в положении, близком к прямому при расположении палубы неглубоко под водою (не более 5—7 м). К. состоит из деревянных досок и представляет как бы ящик, построенный по периметру всего борта затонувшего судна и возвышающийся над уровнем воды. К. с обеих сторон обтягивается толстой парусиной. Соединение К. с бортом должно быть прочным и водонепроницаемым. После подводки К. вода из него и из судна выкачивается до всплытия последнего.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

непроницаемый для газов и нефтепродуктов узкий сухой разделительный отсек между соседними помещениями и цистернами на судне (изолирует, например, цистерны питьевой воды от цистерн с топливом).

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Полезное

Смотреть что такое "КОФФЕРДАМ" в других словарях:

Коффердам — Коффердам:отсек ограниченный соседними шпангоутами в междудонном пространстве. Коффердам (в кораблестроении) узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Коффердам (в стоматологии) пластина из латекса, предназначенная для… … Википедия

коффердам — отсек, кофердам Словарь русских синонимов. коффердам сущ., кол во синонимов: 2 • кофердам (1) • отсек … Словарь синонимов

КОФФЕРДАМ — (англ. cofferdam) узкий непроницаемый для газов отсек на судне (напр., для отделения жилых помещений от цистерн с нефтепродуктами) … Большой Энциклопедический словарь

коффердам — (англ. cofferdam) узкий водонепроницаемый отсек, отделяющий, изолирующий соседние помещения на судне. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. коффердам [англ. cofferdam] – 1) мор. узкий непроницаемый отсек, отделяющий два соседних… … Словарь иностранных слов русского языка

коффердам — (англ. cofferdam), узкий горизонтальный или вертикальный отсек на судне для разделения соседних помещений (например, жилых помещений от цистерн с нефтепродуктами). В некоторых случаях заполняется водой. * * * КОФФЕРДАМ КОФФЕРДАМ (англ. cofferdam) … Энциклопедический словарь

Коффердам (стоматология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коффердам. Коффердам во рту пациента. Коффердам ( … Википедия

Коффердам (кораблестроение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коффердам … Википедия

коффердам — (истор.; англ. cofferdam водонепроницаемая перемычка) полоска резины, укрепляемая на шейке зуба для защиты препарируемой части зуба от затекания слюны; в настоящее время практически не применяется … Большой медицинский словарь

Коффердам — (англ. cafferdam, голл. kofferdam) узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. К. изолируют, например, жилые помещения от… … Большая советская энциклопедия

коффердам — коффердам, коффердамы, коффердама, коффердамов, коффердаму, коффердамам, коффердам, коффердамы, коффердамом, коффердамами, коффердаме, коффердамах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Вы когда-нибудь смотрели на большой мост или другое сооружение, основание которого было укоренено под водой, и задавались вопросом, как инженеры строили его? Когда строительство должно происходить где-то под водой, инженеры используют ряд больших забивных свай в водяном русле, называемых коффердамами, для создания сухого рабочего места.

Как строятся коффердамы

С точки зрения геотехнической инженерии, процесс не так прост, как просто толкание свай в землю, инженеры должны тщательно спроектировать конструкцию, чтобы не затопить и защитить рабочих. Традиционно вы можете увидеть коффердамы в процессе строительства опор мостов, но они могут быть использованы в самых разнообразных водных технологиях.

Сваи коффердама вбиваются в землю в любом образовании, необходимом для определенной глубины. Когда вода находится на одной стороне конструкции, а вода откачивается с другой ее стороны, это создает гидравлически неустойчивую систему, которая может привести к просачиванию воды через землю.

Не вдаваясь в сложность геотехнической инженерии этого гидравлического явления, существует глубина, на которой стена может быть вбита в землю, что будет препятствовать просачиванию воды на другую сторону стены - обычно это определяется типом почвы и уровнем грунтовых вод. Сваи, используемые в коффердамах, обычно загоняются в поверхность на минимуме этой расчетной высоты, чтобы не допустить попадания воды.

После установки коффердам

Как только весь коффердам установлен, насосы используются для отвода воды внутрь структуры плотины, в результате чего создается сухое рабочее пространство.

Где используются

Эти конструкции очень часто используются при строительстве плотин , опор мостов или других надводных сооружений. Хотя может показаться, что наличие такой большой рабочей зоны под окружающим уровнем воды может быть опасным, это не всегда действительно так. Работа внутри коффердамов обычно разрешается только в самых нетронутых условиях, когда вода обычно статична. В этих состояниях режимы разрушения свайной плотины являются медленными и предсказуемыми по своей природе. Чтобы помочь в борьбе с этими медленными сбоями, ряд первичных или резервных насосов может работать на перегрузке, чтобы сохранить внутреннюю часть коффердама сухой до тех пор, пока экипаж не сможет эвакуироваться.

Использование коффердам для ремонта кораблей

Когда суда будут отремонтированы, инженеры также будут использовать коффердамы в качестве сухого дока, чтобы изолировать судно от воды и отремонтировать его там, где оно стоит. Обычно это делается на больших кораблях, где в противном случае было бы невозможно поднять судно из воды. Так, например, когда круизное судно удлиняется или расширяется, инженеры построят вокруг корабля коффердам и откачивают воду, позволяя рабочим иметь сухую рабочую зону. Важно отметить, что коффердамы не дешевы, но для проектов, где они используются, они являются единственным вариантом строительства.

Безопасность строительства

Также может показаться, что создание этих больших коффердамов очень дорого. Инженеры избегают использования любых форм подводного строительства любой ценой, но, когда это необходимо, коффердамы намного безопаснее, чем другие методы подводного строительства, такие как использование дайверов. Они также являются более надежным решением, когда необходимо продолжать проекты на краю озер или океанов.

Как только проект завершен, вода закачивается обратно в коффердам и сваи удаляются. С точки зрения временных строительных площадок гигантские коффердамы могут быть одними из самых крутых и впечатляющих.

Коффердам с самого начала утвердился в нашей практике. Пациенты Smile-at-Once уже привыкли лечиться с ним и не удивляются этому приспособлению. Но стоит в наших соцсетях мелькнуть фотографии с коффердамом во рту пациента, как от людей начинают сыпаться вопросы: «А что это за непонятная зеленая/синяя резиновая салфетка? Зачем стоматологи натягивают ее на зубы? Это больно? Почему в других стоматологиях я никогда такого не встречал?»

Давайте мы расскажем обо всем по порядку. А если вам уже приходилось лечить зубы с коффердамом, расскажите о своем опыте в комментариях под статьей – что понравилось, что показалось неудобным. Кстати, выглядит коффердам именно так, как на фото.

Что такое коффердам?

Термин «коффердам» немецкий, имеет голландские корни и широко используется. в обиходе моряков. И в стоматологии, конечно. 😁 Однако кораблестроение может кое-что подсказать: там коффердам – это узкий отсек, который изолирует друг от друга, например, цистерны с топливом и каюты, чтобы жидкость не просочилась сквозь стену в соседнее помещение.

То есть коффердам – это изоляция.

В стоматологии у него та же функция. Коффердам – это латексный эластичный платок, который разделяет область лечения (например, один-два зуба) и остальную полость рта.

Зачем коффердам стоматологу?

Прежде всего коффердам защищает рабочее поле от посторонних жидкостей. А значит, лечение пройдет на более качественном уровне.

Резиновая прослойка не дает крови, гною, слюне из полости рта пациента попадать на обработанный зуб – он остается чистым и сухим (конечно, если его поверхность специально высушивают в процессе лечения). Чистота – залог того, что в подготовленные полости и каналы вместе со слюной не попадут патогенные бактерии. А значит, что в будущем под пломбой не разовьются новые воспаления, вторичный кариес и т.п. Сухость важна на определенных этапах установки пломбы, чтобы материал герметично сцепился с поверхностью зуба.

Также коффердам немного расширяет рабочее поле. Стоматологу не приходится отодвигать губы и щеки пациента, подкладывать и менять ватные валики. Врач концентрируется именно на лечении.

Зачем коффердам пациенту?

Конечно, перечисленные выше преимущества тоже идут вам в плюс – ведь именно вы будете наслаждаться успешным и беспроблемным результатом лечения. А еще коффердам повышает комфорт вашего пребывания в кресле стоматолога.

  • Вам в рот не попадает крошка при сверлении, вода при промывании зуба, фрагменты стоматологических препаратов, едкие и кислые растворы.
  • Снижается риск местных аллергических реакций на лекарственные препараты.
  • Мягкие ткани десны, губ и щек защищены от случайных царапин и контактов с инструментами.
  • Вы можете не переживать, что случайно попадете языком под наконечник бормашины.
  • Можно сглатывать слюну, ведь она ничем не загрязняется. А слизистые не пересыхают.
  • Нет надобности в постоянной работе слюноотсоса, он не сдавливает вам край губы.
  • Также не нужны ватные шарики и валики для сбора слюны, врачу не приходится их постоянно менять, а вам – сплевывать в чашу рядом с креслом.
  • Меньше устают лицевые мышцы и связки, ведь вам не приходится сильно раскрывать рот.

Больно ли устанавливать коффердам?

Коффердам – это не только сам одноразовый платок, но и целый набор для его фиксации: шаблоны и штампы для разметки, щипцы, пробойники, рамки и зажимы.

Есть целый ряд методик наложения: техника дуги, техника крыльев, «вначале коффердам» и т.д. Но суть у них одинаковая. По шаблону в платке делают маленькие отверстия под нужное количество зубов (одна дыра – под один зуб). Потом коффердам по намеченным отверстиям аккуратно и плотно натягивают вокруг каждого зуба, включая межзубные промежутки. Край коффердама около десны фиксируют зажимом-клипсой (его еще называют «кламп»). А свободные концы натягивают на рамку, чтобы получился своего рода зонтик с зубом/зубами посередине.

При необходимости полотно коффердама продевают между каждым зубом, прикрывая десну и межзубные сосочки.

При необходимости полотно коффердама продевают между каждым зубом, прикрывая десну и межзубные сосочки.

Пациенты переживают, что при «продавливании» резинового полотна между зубами врач что-нибудь травмирует. Но это случается, только если стоматолог плохо владеет техниками наложения коффердама и мало работает с изоляцией.

При правильной фиксации боли и микротравм возникать не должно. Опытные стоматологи устанавливают систему буквально за 30 секунд без всякого дискомфорта для пациента.

Можно ли использовать изоляцию несколько раз?

Сам латексный платок строго одноразовый, его утилизируют сразу после лечения. А вот щипцы-пробойники, рамки и зажимы-клампы часто стерилизуют после каждого использования и применяют многоразово.

У коффердама есть недостатки?

Система очень удобная и позволяет проводить лечение зубов с высоким уровнем качества. Но установить коффердам можно не всегда, и определенные минусы есть.

  • Пациентам с проблемами дыхания коффердам может не подойти. Дело в том, что растянутый на рамке платок часто закрывает рот полностью, поэтому дышать вы будете в основном носом.
  • Очень редко, но все-таки встречается аллергия на латекс и тальк в составе коффердамов. Сейчас, правда, выпускают разные варианты изоляции, которые подходят и для аллергиков. Но не все стоматологи держат их под рукой.
  • Установить коффердам на зубы с брекетами не получится.
  • При фиксации зажимов на установленные коронки или виниры есть риск их поцарапать и повредить.
  • Врач должен учиться правильно устанавливать коффердам. Потребуется определенная сноровка и практика, чтобы процесс проходил быстро, без сучка без задоринки. А еще без ассистента врачу в две руки будет неудобно натягивать латексную салфетку на зубы и на рамку.

А что такое раббердам и оптидам?

Фактически это одно и то же. Раббердам – это вариант названия той же самой эластичной пластины, просто образован он от англ. rubber «резина, каучук». А оптидам – это уже конкретный продукт OptiDam, у которого есть небольшие конструктивные особенности. Также можно встретить ФлексиДам и другие аналоги. В целом они работают по точно такому же принципу.

Как устанавливают жидкий коффердам, так же?

Нет, принцип уже другой. Это гелеобразный материал. Его выпускают в мерных шприцах. Состав наносят слоем на слизистые, а потом «засвечивают» полимеризационной лампой, чтобы материал застыл и не растекался. В итоге десны оказываются под толстой пленкой.

Конечно, в этом случае попадание воды и частиц в рот уже ничем не блокируется. Жидкий коффердам лишь защищает мягкие ткани от химических ожогов и раздражений. Такую изоляцию часто используют при профессиональном отбеливании зубов, чтобы отбеливающий состав не попал на десны.

Зачем нужны разноцветные пленки?

Синие и зеленые полотна коффердама лучше подходят для работы со светоотверждаемыми пломбировочными материалами. А еще они дают хороший контраст, благодаря им врач лучше видит белое рабочее поле. Иногда для контраста берут даже черные варианты. Светлые и почти прозрачные тона нужны, чтобы оценить расположение зуба относительно соседних, серые и коричневые – для более качественного подбора цвета реставраций.

Кроме разных цветов коффердамы выпускают также разной толщины, от 0,12 до 0,39 мм. Тонкие легче натягиваются и дают меньше помех при контрольных рентгенах, плотные лучше защищают мягкие ткани. Кстати, чтобы на рентген-снимках не было лишних деталей, в ряде случаев металлические рамки заменяют на пластиковые.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: