Что такое досудебный аудит

Обновлено: 30.11.2023

Статья 1. Аудиторская деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под стандартами аудиторской деятельности в целях настоящего Федерального закона понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган).

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В последнее время обозначилась тенденция урегулирования налоговых споров в досудебном порядке – 15% из них не доходят до суда. Так, в 2019 г. суды первой инстанции вынесли на 15,2% меньше решений по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, чем в 2018 г. 1

С одной стороны, это связано с более активной позицией налогоплательщиков. Ранее они руководствовались тем, что налоговый орган должен доказать их вину, и были уверены, что суд вынесет решение в их пользу. Теперь же налогоплательщики понимают, что есть шанс доказать свою невиновность до суда. С другой стороны, налоговые органы стали прислушиваться к плательщикам налогов и обращать внимание на судебную практику. Если налоговая инспекция понимает, что ее решение не устоит в суде, то отменяет его, чтобы не формировать положительную арбитражную практику в пользу налогоплательщика по спорному вопросу.

Досудебное урегулирование спора позволит защитить активы компании

На данный момент существует двухуровневая система досудебного урегулирования разногласий с налоговым органом. Первая стадия добровольная: плательщик налогов направляет в налоговый орган возражения по материалам проверки. Уже на этом этапе можно снять часть доначислений. Вторая стадия обязательна для налогоплательщика (за некоторым исключением), так как в случае несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора в дальнейшем обратиться в суд с иском об отмене решения налогового органа нельзя. На этом этапе он подает жалобу в вышестоящий налоговый орган, после чего возможна отмена решения нижестоящего налогового органа о доначислении налогов и привлечении к ответственности.

И как соблюсти эту процедуру, чтобы при дальнейшем обращении в суд, если конфликт не удалось урегулировать, исковое заявление не было возвращено или оставлено без рассмотрения

Рассмотрим пример: сотрудники нашей компании приняли участие в одном из недавних налоговых споров. По результатам выездной проверки налоговый орган хотел доначислить налоги, пени и штрафы в размере 56 млн руб. Предприятию было отказано в налоговых вычетах по НДС и учете расходов по налогу на прибыль. Претензии у налогового органа были стандартные: наличие хозяйственных отношений с контрагентами, обладающими признаками компаний-«однодневок», фиктивный документооборот, отсутствие признаков реальности сделок.

Наши специалисты изучили документы, проверили обоснованность акта проверки инспекции, собрали дополнительные доказательства реальности сделок в виде первичных документов, выявили факты оправданности расходов, подготовили письменные возражения. Инспекция изучила документы и возражения, выслушала представителей организации, после чего согласилась с доводами налогоплательщика о необоснованности части предъявленных претензий и отказалась от 75% доначислений – 42 млн руб.

Но налогоплательщик не согласился с частичным снятием обвинений. Поэтому в вышестоящий налоговый орган была направлена апелляционная жалоба, по итогам рассмотрения которой решение налоговой инспекции было отменено полностью. Так компании удалось на досудебной стадии урегулирования спора защитить активы на сумму 56 млн руб.

Немного статистики: во сколько обойдется проверка?

Как указал глава ФНС России Даниил Егоров на своем сентябрьском выступлении, с учетом моратория на проведение проверок в этом году их количество снизилось на 65% 2 . Вместе с тем согласно утвержденному в январе плану в 2020 г. собираемость налогов и взносов должна составить 98,72% 3 . И, несмотря на пандемию, план этот никто не отменял.

Средняя сумма доначислений по результатам проверок остается высокой. По итогам 2019 г. в расчете на одну проверку доначисления составили 32 млн руб. 4 Можно прогнозировать, что в этом году их средняя сумма останется в этих же пределах.

Советы бизнесу

Несмотря на то что процедура обжалования решения налогового органа в досудебном порядке затягивает сроки разрешения спора, возможность не доводить его до суда является несомненным плюсом для бизнеса хотя бы потому, что это позволяет избежать судебных издержек. Потому хотелось бы дать несколько советов предпринимателям, как урегулировать спор с налоговым органом без суда.

1. Пассивное поведение налогоплательщика во время проверки может привести к серьезным убыткам и даже банкротству компании. Именно поэтому важно занимать активную позицию еще до получения акта налоговой проверки.

Во-первых, необходимо реагировать на все письменные запросы налогового органа: представлять полноценные ответы, по сложным моментам учета – письменные пояснения. Во-вторых, во время проверки нужно вести собственный параллельный сбор доказательств. Это может быть обращение к мнению специалистов, заблаговременное формирование запросов в государственные органы, отправка писем поставщикам, ответы на которые позволят подтвердить свою позицию. Например, в одном из налоговых споров нам помогли запросы, своевременно направленные поставщикам налогоплательщика. Ответы на них мы смогли представить в момент написания возражений на акт налоговой проверки, что сыграло существенную роль при отстаивании интересов налогоплательщика.

Немаловажно обжалование действий или бездействия должностных лиц налогового органа (ст. 138 НК РФ). Налогоплательщику не следует оставлять без внимания нарушения своих прав – рекомендуем фиксировать их в жалобах. Это важно, поскольку собранные налоговым органом доказательства будут признаны недопустимыми, если они получены с нарушением налогового законодательства (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Когда речь идет о возможных многомиллионных доначислениях, инертность недопустима. Компании нужно консолидироваться. Сотрудники должны понимать, что доначисления могут привести к банкротству организации и, следовательно, потере ими рабочих мест.

2. Подготовьтесь к допросам.

Допросы представляют собой мероприятия налогового контроля и широко используются налоговой инспекцией для установления фактов виновности плательщиков налогов. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

К допросу необходимо готовиться: исходя из требований налогового органа нужно определить, о каких обстоятельствах могут спросить, и освежить в памяти значимые факты. Часто на допросе выясняется, что сотрудника компании к нему не подготовили, а потому он не смог точно ответить, когда приступил к работе, какие у него должностные обязанности, как зовут руководителя и т.д. Впоследствии это может быть истолковано против компании.

При подготовке к допросам рекомендуем обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)». Это письмо содержит примерные перечни вопросов, которые могут задать при проведении допросов.

3. В течение месяца после получения акта налоговой проверки обязательно представьте свои письменные возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Причем недостаточно просто написать о своем несогласии. Разложите акт на мелкие фрагменты, проанализируйте каждый довод и проверьте, является ли он допустимым, достаточным, правомерным. Затем сформулируйте доводы в пользу компании. Форма возражений может быть произвольной. Но желательно, чтобы они выглядели так: за опровержением довода налогового органа следует довод в защиту компании по тому же факту с приложением подтверждающих документов.

Акт налоговой проверки представляет собой документ, в котором изложены фактические обстоятельства и доказательства вины налогоплательщика (п. 2 ст. 100 НК РФ), на основании которых налоговый орган принимает решение – виновен плательщик налогов или нет. Отдельные факты могут быть неверно оценены, недостаточно исследованы или неправильно интерпретированы налоговым органом. Поэтому налогоплательщик должен донести до проверяющих свою позицию, указав на возможные ошибки и раскрыв обстоятельства, которые налоговая инспекция не увидела во время проверки. Причем он должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается в подтверждение своих возражений. В этом помогут первичные документы, расчеты, обращение к специалистам за мнением, заявление ходатайств о допросе лиц, которых налогоплательщик считает важным привлечь для доказательства своей невиновности. Важно учитывать, что суды не всегда принимают во внимание доказательства, которые не были известны налоговому органу на этапе досудебного урегулирования спора.

Как показывает практика, если письменные возражения составлены грамотно и к ним приложены подтверждающие документы, то налоговый орган учитывает их при вынесении решения и уменьшает размер доначислений или отменяет их.

4. Не игнорируйте процедуру ознакомления с материалами проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

С актом проверки компания получает материалы, подтверждающие факты совершения ею правонарушения. На этапе ознакомления с ними важно собрать документы, которые подтвердят вашу добросовестность и на которые вы сможете ссылаться в письменных возражениях в свою защиту.

У нас был случай, когда налоговый орган, ориентируясь на выписки из банка спорного контрагента, изобразил в акте проверки движение денежных потоков в виде схемы с помощью стрелочек. Поскольку нет регламентирующих документов, устанавливающих, в каком виде выписки должны быть представлены, налоговый орган их не приложил. Во время ознакомления с материалами проверки мы добились получения банковских выписок, проанализировали их и выяснили, что налоговый инспектор неверно представил в акте движение денежных средств по цепочкам контрагентов, вывод его был ошибочен. Это помогло нам в защите прав налогоплательщика.

5. При проведении экспертизы ставьте дополнительные вопросы. Не удовлетворяют результаты экспертизы – ходатайствуйте о назначении дополнительной.

Одним из мероприятий налогового контроля является проведение экспертизы до вынесения решения о привлечении организации к ответственности (ст. 95 НК РФ). Когда у налогового органа недостаточно компетенций, проверяющие принимают решение привлечь эксперта. Например, в случае спора о реальности выполнения третьим лицом работ эксперту задают вопрос о том, мог ли налогоплательщик выполнить их самостоятельно. Мнение эксперта о том, что привлечение третьих лиц не требовалось, может стать подтверждением фиктивности сделки. Его заключение в качестве доказательства вины среди прочих будет положено в основу акта проверки, а затем и решения о привлечении к ответственности налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе ходатайствовать о проведении дополнительной экспертизы, если его не устроили выводы основной (п. 10 ст. 95 НК РФ). Налоговый орган может отказать в ее проведении, но это будет вашим козырем при опровержении результатов экспертизы уже в зале суда. В последнее время суды интересуются, почему налогоплательщик, несогласный с результатами экспертизы, не воспользовался правом на дополнительную на этапе досудебного урегулирования спора, и отказывают в проведении судебной экспертизы.

В заключение отметим, что несмотря на попытки налоговых органов уменьшить количество налоговых споров, разрешаемых в судебном порядке, они все еще остаются наиболее распространенными в арбитражной практике. Однако хочется верить, что положительные тенденции в сфере досудебного урегулирования налоговых споров имеют долгосрочный характер. Это, несомненно, будет способствовать улучшению налогового климата, особенно сейчас, в условиях преодоления последствий пандемии.

3 Сведения о показателях деятельности ФНС России на 2020 г. (утв. Министром финансов РФ А.Г. Силуановым 22 января 2020 г.).


Ведение претензионной работы на предприятии или в учреждении, организованное и отрегулированное соответствующим положением, способствует не только оперативному и обоснованному рассмотрению и направлению требований о выполнении предусмотренных договором или законом обязательств, но и грамотной финансовой политике организации в целом. Рассмотрим основные правила ведения претензионной работы, а также порядок принятия и содержание положения о ее осуществлении.

В чем заключается рекламационно-претензионная работа?

Рекламация, с точки зрения отечественной практики гражданско-правовых отношений (законодательно закрепленное определение данного термина отсутствует), представляет собой документ, в котором излагаются нарушения при исполнении контрагентом обязательств по сделке и конкретные требования по устранению недостатков, компенсации понесенных затрат и выплате неустойки либо иных штрафных санкций.

Таким образом, рекламация является синонимичным понятием по отношению к претензии. Оба этих документа направлены на досудебное урегулирование споров между контрагентами. Регулирование вопросов их составления, направления и рассмотрения осуществляется разделом договора о порядке разрешения споров. Более широким понятием по отношению к рассматриваемому является претензионно-исковая работа.

Претензионная работа хозяйствующего субъекта включает в себя:

Претензионно-исковая работа помимо указанных пунктов предполагает также составление и направление искового заявления в суд, сбор необходимых для его составления документов и иных доказательств.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Претензионно-исковая работа в организации - это комплекс мер, направленных на урегулирование споров с контрагентами по поводу нарушения договорных обязательств одной из сторон. Она охватывает весь цикл действий от выявления нарушения до удовлетворения претензии (добровольного либо принудительного). Чтобы организовать такую работу, определите, какие сотрудники будут в ней участвовать, как они будут взаимодействовать между собой. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и узнайте, как организовать претензионно-исковую работу. Это бесплатно.

Чем регулируется порядок претензионной работы?

Законодательные нормы, в соответствии с которыми хозяйствующим субъектом осуществляется претензионная работа, не кодифицированы и содержатся разрозненно во множестве нормативных правовых актов. К числу источников регулирования осуществления претензионной работы можно отнести:

  • Гражданский кодекс, устанавливающий общие положения о заключении договора, разрешении споров, исполнении обязательств, а также регулирующий претензионный порядок разрешения споров в отношении конкретных видов сделок;
  • Арбитражный процессуальный кодекс в части установления обязательного досудебного претензионного порядка разрешения споров в большинстве исков, вытекающих из гражданских правоотношений, сроков рассмотрения претензий;
  • Специальные нормы в отношении различных видов сделок и правоотношений, регулирующих порядок направления и рассмотрения требований, сроков их рассмотрения и др. (например, ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. 403 Кодекса торгового мореплавания и т. д.).

Претензионно-исковую работу в целом может регулировать соответствующее Положение, принимаемое локальным правовым актом организации и содержащее основные правила осуществления данной работы.

Как составить положение о претензионно-исковой работе, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Претензионная работа на предприятии: участники

Участниками (субъектами) претензионной работы в организации в зависимости от ее структуры и наличия тех или иных самостоятельных служб и отделов являются:

Судебно-претензионная работа: формы (этапы)

Понуждение контрагента к исполнению взятого на себя обязательства может осуществляться в двух формах:

  • досудебная ― чаще всего в виде направления претензии с требованием исполнить обязательство, компенсировать причиненные убытки и выплатить предусмотренные законом или договором штрафные санкции;
  • судебная ― предполагает обращение в судебный орган в соответствии с правилами подведомственности и подсудности с исковым заявлением о защите своего нарушенного права.

В силу ч. 5 ст. 4 АПК в отношении подавляющего большинства споров между хозяйствующими субъектами, вытекающими из гражданско-правовых отношений, предусмотрен обязательный претензионный порядок. Это означает, что предприятия и индивидуальные предприниматели должны прибегать к указанным формам последовательно: лишь при неурегулировании спора в претензионном порядке они имеют право обратиться в суд.

Как ведется претензионная работа: порядок предъявления и рассмотрения требований

Среди основных общих правил ведения претензионной работы можно выделить следующие:

  • требование должно предъявляться и рассматриваться в установленные правовым актом или договором сроки;
  • если указанный выше срок не установлен, то выполнять действия необходимо с соблюдением принципа разумности, а также с учетом особенностей конкретного обязательства ― срок должен быть достаточным для рассмотрения (удовлетворения) претензии;
  • претензия направляется определенным сторонами способом по реквизитам, указанным в договоре в качестве контактных;
  • по умолчанию обмен корреспонденцией между сторонами осуществляется заказными почтовыми отправлениями;
  • претензия и ответ на нее должны быть обоснованы и аргументированы с опорой на нормы закона и условия договора;
  • претензия составляется, как правило, на фирменном бланке организации, содержащем ее реквизиты.

Претензионная и исковая работа: когда и как необходимо прибегать к судебной защите

Обращение за судебной защитой нарушенного права может быть осуществлено как непосредственно после выявления его нарушения, так и после получения ответа на претензию или истечения срока, отведенного на ответ. Выбор зависит от того, предусмотрена ли законом или договором обязательная досудебная процедура в каждом конкретном случае.

В отношении споров хозяйствующих субъектов претензионный порядок, по общему правилу, является обязательным (ч. 5 ст. 4 АПК). Для физических лиц такое правило является скорее исключением (например, по законам «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ и др.).

Составление и подача иска должны подчиняться правилам:

  • подведомственности спора (ст. 22 ГПК и ст. 28 АПК);
  • подсудности в соответствии с нормами процессуального (арбитражного и гражданского) законодательства;
  • требованиям главы 12 ГПК и главы 13 АПК в зависимости от суда, на рассмотрение которого передается спор.

Положение о претензионной работе в организации

Положение о ведении претензионно-исковой работы в организации имеет свободную форму, но на практике включает в себя разделы, регулирующие:

  • сферу действия положения, основные понятия;
  • формы осуществления работы;
  • взаимодействие и обязанности участников данной деятельности;
  • правила составления и направления претензий и требований в иных формах;
  • порядок формирования и подачи исковых заявлений;
  • порядок рассмотрения входящих претензий;
  • ответственность участников претензионно-исковой работы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • основы делопроизводства;
  • вступление документа в силу, правила внесения изменений.

Утверждается положение внутренним правовым актом организации, как правило приказом.

Итоги

В связи с разрозненностью законодательных норм, регулирующих вопросы осуществления претензионно-исковой работы, а также отсутствием законодательного регулирования по ряду вопросов, организации принимают локальные положения о претензионной работе. Определение сроков направления и рассмотрения претензий, форма и содержание требований и исков, последовательность применения форм защиты нарушенного права должны осуществляться уполномоченными субъектами с учетом правил, содержащихся в нормативных документах и договорах.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 1. Аудиторская деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под стандартами аудиторской деятельности в целях настоящего Федерального закона понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган).

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В последнее время все больше внимания в работе налоговых органов посвящено досудебному аудиту, который позволяет налогоплательщикам защищать свои права без судебных тяжб. О том, что такое досудебный аудит и каковы его преимущества, рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Андрей Агапов.

– Андрей Владимирович, что же такое досудебный аудит, зачем и кому он нужен?

– Досудебный аудит – это часть системы внутреннего контроля налоговых органов, позволяющая при наличии жалоб налогоплательщиков устранять имеющиеся нарушения в работе налоговых органов. Это та система, которая позволяет гражданам защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре.

Практика свидетельствует о том, что налоговые споры могут и должны эффективно решаться без суда. Если налогоплательщик действительно хочет решить спорную ситуацию и не желает ее повторения в дальнейшем, он сначала придет именно к нам. Сразу в суд в значительном числе случаев идут те, кто хочет не урегулировать спор, а напротив, желает затянуть его по тем или иным причинам. Это не очень добросовестные лица.

– Каковы преимущества досудебного урегулирования? Почему налогоплательщику сразу не пойти в суд, если он считает, что налоговая инспекция нарушила закон?

– Процедура досудебного аудита очень удобна обеим сторонам спора и имеет следующие преимущества перед судебной тяжбой. Во-первых, здесь можно сохранить в неприкосновенности деловую репутацию, так как решения не будут носить протокольного характера и не отразятся в базе данных судебной системы.

Во-вторых, не придется нести значительных материальных трат, связанных не только с уплатой госпошлины, но и оплатой услуг юристов. Третье преимущество – экономия времени, которая может понадобиться для решения более насущных задач – процессуально судебное рассмотрение более громоздко и отнимает много времени для соблюдения всех требований арбитражного и гражданского процессуального кодексов. Длительность досудебного разбирательства сейчас составляет по общему порядку один календарный месяц, а в перспективе может быть сокращена до 15 дней.

Даже если вы не найдете правды в вышестоящем органе, еще одна предсудебная процедура позволит укрепить для суда вашу позицию дополнительными аргументами, учесть и позицию вышестоящего налогового органа при формировании доводов для суда.

У вас будут дополнительные возможности представить налоговому органу документы и иные доказательства, которые ранее не были представлены, что обеспечивает полное и объективное рассмотрение налоговых споров.

Следует также понимать, что именно посредством внутриведомственного обжалования налогоплательщик добьется более эффективного надлежащего реагирования на системные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, добьется прекращения практики, которая не соответствует закону. Любой плательщик может быть уверен, что если рассмотрение его жалобы вскроет системную ошибку, она будет устранена. То есть и ему, и любому другому налогоплательщику в дальнейшем не придется конфликтовать в аналогичных ситуациях с налоговиками, его права больше нарушаться не будут.

Поэтому мы считаем, что потенциально каждый вынесенный на рассмотрение в наши подразделения досудебного аудита спор влечет уменьшение количества конфликтов с налогоплательщиками в будущем и, следовательно, это будет способствовать устранению правовой неопределенности при ведении предпринимательской деятельности, установлению благоприятного инвестиционного климата.

И, пожалуй, самый веский аргумент состоит в том, что от того, что налогоплательщик пожалуется в вышестоящий орган, хуже быть не может. Может быть только лучше.

– С какими вопросами к вам могут обратиться организации, предприниматели и простые граждане? Какие жалобы поступают к вам чаще всего?

– Налоговые споры – это абсолютно любые споры, связанные с применением налогового законодательства – это все, что связано с Налоговым кодексом, налогообложением, налогами. Любое лицо, которое считает, что инспектор лично, его руководство или инспекция нарушили налоговое законодательство своим решением, действием или, наоборот, бездействием, может заявить об этом. Все доводы заявителя жалобы будут независимо и абсолютно объективно рассмотрены подразделениями налогового аудита инспекций, а при необходимости, и управлением по республике.

Наибольшую часть споров составляют жалобы на решения, принятые по результатам налоговых проверок. Но в последнее время все больший удельный вес стал принадлежать и иным спорным вопросам.

Один из них – принудительное взыскание налоговой задолженности. Налогоплательщик имеет право обжаловать во внесудебном порядке любой ненормативный акт – требование, решение, постановление налоговой инспекции, как непосредственно направленные на взыскание налогов, так и носящие обеспечительный характер, такие как постановления об аресте имущества, решения о приостановлении операций по счетам в банке. Если будет установлено, что задолженности у заявителя нет или нарушена процедура взыскания, права налогоплательщика будут в кратчайшие сроки восстановлены.

Значительную долю составляют также обращения граждан, которые в свою очередь можно разделить на следующие группы: исчисление, порядок и сроки уплаты имущественных налогов (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц); льготы по налогообложению физических лиц; имущественные, социальные налоговые вычеты; зачеты (возвраты) излишне уплаченных сумм в бюджет.

Необходимо отметить, что сотрудниками подразделений досудебного налогового аудита на постоянной основе ведется работа по предупреждению возникновения возможных налоговых споров. Эта ежедневная работа по разрешения вопросов и трудностей, с которыми налогоплательщики сталкиваются при реализации своих обязанностей в налоговых правоотношениях, представляет собой превентивные меры, направленные на снижение случаев нарушения прав налогоплательщиков.

– Есть ли смысл налогоплательщикам обращаться с жалобами на налоговые органы в сами налоговые органы?

– Во-первых, здесь необходимо отметить, что жалобы рассматривает вышестоящий орган, а не то должностное лицо, действия или решения которого обжалуются. Во-вторых, существует специальная утвержденная федеральной налоговой службой концепция развития налогового аудита, в соответствии с которой и выстроена система специализированных подразделений, занимающихся досудебным рассмотрением жалоб. Предприняты все возможные меры для того, чтобы работники, осуществляющие досудебный аудит, имели возможность для выработки и реализации независимой позиции по рассматриваемому ими налоговому спору в строгом соответствии законодательству и с учетом сложившейся судебной практики.

Кроме того, в настоящее время в качестве основного критерия оценки эффективности работы сотрудников, рассматривающих жалобы, установлено отсутствие отмены вынесенных решений в судах. Таким образом, данные лица максимально заинтересованы в том, чтобы налогоплательщик остался удовлетворен результатами рассмотрения его жалобы, а также в том, чтобы не оставлять без изменения решения, которые могут быть отменены судом.

Всего в прошлом году мы рассмотрели почти 800 жалоб налогоплательщиков, при этом в судах рассмотрено в 1,6 раза меньше исков налогоплательщиков к налоговым органам. Таким образом, доверие налогоплательщиков к такому методу защиты своих прав явно возросло. Из рассмотренных жалоб более 40% Управлением налоговой службы по республике были удовлетворены полностью или частично.

Приведу и другие цифры – в этом году к дисциплинарной ответственности за нарушение прав налогоплательщиков привлечено 49 сотрудников из разных налоговых инспекций республики.

Цифры говорят сами за себя. Мы не намерены скрывать нарушения, мы намерены их устранять.

– Каков порядок обжалования и каковы основные рекомендации для налогоплательщиков по повышению его эффективности?

– Налоговый кодекс РФ во всех случаях несогласия с налоговой инспекцией предоставляет налогоплательщикам право на обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Я не буду сейчас говорить о подаче жалоб по спорам, связанным с обжалованием решений по результатам налоговых проверок. Для них предусмотрена специальная процедура и сроки обжалования, в том числе обязательный досудебный порядок обжалования.

Все иные жалобы подаются в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Но в случае, если пропущен срок по уважительной причине, мы обязательно примем жалобу и рассмотрим ее.

Жалобы могут быть направлены как через инспекции, так и путем обращения непосредственно в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан. Каждая жалоба регистрируется, находится на строгом контроле и рассматривается в порядке очередности по датам поступления.

В целях полного и объективного рассмотрения спора изучаются все доводы налогоплательщика, предметом рассмотрения становятся все документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу. В обязательном порядке запрашивается информация из инспекции, поскольку в споре участвуют две стороны.

Решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия заявителю сообщается в письменной форме.

Можно дать следующие рекомендации при подаче жалобы:

подавать ее в пределах срока, установленного законодательством для ее подачи. В противном случае, даже ваша абсолютная правота не позволит вышестоящему органу рассмотреть жалобу и принять по ней необходимое решение;

в случае подачи жалобы представителем заявителя, его полномочия должны быть документально подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, в том числе нотариально заверенной доверенностью для физических лиц;

обязательно следует подписывать жалобу самим налогоплательщиком или его уполномоченным представителем;

жалобу нужно подавать именно в тот налоговый орган, который уполномочен ее рассматривать, а апелляционную жалобу подавать через налоговый орган, вынесший решение. Здесь стоит учесть, что смысла подавать жалобу на районную или межрайонную налоговую инспекцию, минуя управление по Республике Башкортостан, непосредственно в ФНС России, в правительство, президенту и так далее, в большинстве случаев бессмысленно, поскольку надлежащим органом, рассматривающим жалобу, является именно непосредственный вышестоящий налоговый орган.

– Есть ли сейчас планы по дальнейшему повышению открытости и доступности для налогоплательщиков процедуры обжалования, для повышения ее удобства?

– Имеющиеся проекты сейчас направлены на то, чтобы максимально упорядочить процедуру досудебного обжалования, чтобы каждый участник процесса четко знал, что, как, в какой форме он может сделать, и какой реакции вправе ожидать от других. С учетом положительной роли, которую сыграл досудебный аудит в снижении конфликтности налоговых отношений, планируется распространить его обязательное прохождение для всех лиц, обжалующих решения, действия или бездействие налоговых органов. Одновременно гарантируется ускорение разбирательства в вышестоящем налоговом органе до 15 дней.

На своем уровне мы сейчас предлагаем воспользоваться новым удобным электронным сервисом «Жалобная книга», имеющимся на нашем интернет-сайте. В данном разделе каждый, кто считает, что его права нарушены, может разместить обращение, указав в нем наименование конкретного территориального органа ФНС России по Республике Башкортостан и существо налогового спора.

Для тех, кто по тем или иным причинам не хочет или не может воспользоваться электронными сервисами, в каждом налоговом органе республики организуется телефонная горячая линия по спорным вопросам. Звонки будет принимать именно специалист по досудебному аудиту.

Если налогоплательщик сочтет нужным лично присутствовать при разбирательстве и принести дополнительные доказательства своей правоты, ему будет в удобное ему время предложено прийти на личный прием, где, в том числе, будет рассматриваться вопрос об отмене принятых решений, постановлений, требований налогового органа. Спор может разрешиться в наиболее короткий срок как непосредственно в инспекции, так и путем подачи жалобы в управление.

Более того, управление обязывает все инспекции проводить приемы налогоплательщиков по спорным вопросам специалистами по досудебному аудиту на базе всех территориально обособленных рабочих мест в каждом районе.

Мы уверены, что такая системно поставленная работа даст свои плоды. Мы должны перейти к партнерским отношениям с налогоплательщиками, решая все возможные к разрешению конфликты.

Интервью подготовлено с участием правового отдела УФНС России по Республике Башкортостан.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: