Что способствует развитию правового государства

Обновлено: 06.02.2023

Идея правового государства, зародившаяся во времена античной древности, продолжает свое развитие и сегодня. Считается, что пока ни одной стране не удалось в полной мере воплотить все гуманистические принципы свободы и независимости личности, создать систему управления, построенную на основе верховенства закона.

Необходимость правового государства

Правовое государство – это цель развития любой страны. Но продвинуться в понимании способов его построения ученым-юристам мешают четыре момента:

  1. попытки разграничить социальный и капиталистический подходы к рассмотрению данного вопроса;
  2. ориентация на труды античных философов;
  3. влияние идеи марксизма;
  4. неопределенность принципов функционирования органов власти.

Теория правового государства имеет собственные ценности, никак не связанные с буржуазной или социалистической идеологией. Античные города также не могут служить примером, поскольку они были основаны на бесправном труде рабов, чья свобода откровенно попиралась.

Многие ученые сводят понимание сущности правового государства к соблюдению и защите интересов гражданского общества, которое понимается как единственный источник власти. Поэтому население может контролировать деятельность исполнительных и законодательных органов. При таком взгляде государство воспринимается как институт, полностью подчиненный обществу, обслуживающий его интересы.

К характеристике правового государства нельзя подходить только с позиций соблюдения законности, при этом необходимо учитывать целый ряд социально-экономических и политико-правовых и факторов, способных повлиять на развитие гражданского общества в стране.

Выделяют следующие основные задачи правового государства:

  1. обеспечение соблюдения законов;
  2. защита прав и свобод каждого человека;
  3. справедливое разрешение конфликтов, возникающих в обществе;
  4. гарантия правопорядка и безопасности.

Органы государственной власти могут оказаться как орудием насилия, так и способом защиты прав людей. Если властные структуры учреждены гражданским обществом и подконтрольны ему, то исключаются и возможные злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Для построения правового государства необходима демократическая форма правления. Кроме того, население страны должно обладать высоким уровнем юридической грамотности, развитым самосознанием и экономической независимостью. Следует помнить, что по-настоящему правовым может быть лишь государство, обладающее достаточным авторитетом для защиты своих интересов на международной арене.

Современным людям необходима власть, основанная на справедливости и гуманистических идеалах, но при этом достаточно сильная, чтобы суметь отстаивать свою позицию. Такой может быть лишь власть, учрежденная гражданским обществом.

Идея правового государства востребована в наши дни, поскольку она отвечает основным потребностям людей.


Социальное правовое государство

Многие ученые считают, что правовое государство обязательно должно быть социальным.

Впервые понятие «социальное государство» появилось в конце XIX века. Его ввел в научную терминологию немецкий ученый Л. Штайн. В труде «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии» По данной теме мы уже выполнили реферат ИГИПЗС подробнее он утверждал, что социальное государство должно неукоснительно следовать принципу равенства всех граждан перед законом, способствовать развитию и реализации их трудового и творческого потенциала, заботиться о благосостоянии и достатке населения.

Затем, в 1929 году, о необходимости построения социального правового государства заявил немецкий ученый X. Хеллер. Он видел в этом пути развития гражданского общества своеобразную альтернативу как буржуазной, так и коммунистической идеологии.

В Конституции ФРГ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция ФРГ подробнее и ряда других стран понятие «социальное правовое государство» закреплено юридически.

Данная модель государственного управления обладает следующими основными характеристиками:

  1. построение мирных взаимоотношений между различными нациями, классами и другими социальными группами населения;
  2. обеспечение достойного уровня жизни всех граждан;
  3. особая забота о представителях социально-незащищенных категорий: пенсионерах, инвалидах, сиротах, одиноких и больных людях;
  4. основное внимание вопросам социальной сферы: развитию здравоохранения, образования и культуры;
  5. признание человека высшей ценностью.

Правовое социальное государство – это провозглашенный многими учеными и общественными деятелями новый идеал формы организации власти. Он заключается в том, что система политических и правовых институтов страны реально обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод, гарантирует соблюдение баланса интересов всех классовых и социальных групп населения. И все это осуществляется на основе конституции и закона.

Формирование социальных правовых государств происходит в рамках общечеловеческого прогресса.

Формирование правового государства в России

Определить тип государства, сложившийся в современной России, достаточно сложно. В начале 90-х годов XX века с мировой политической арены окончательно исчезла такая социалистическая держава, как СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее . Наряду со становлением гражданского общества в нашей стране наметился и переход к построению правового государства.

В Конституции России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , которая была принята в 1993 году, имеется целый ряд положений, свидетельствующих об этом. Там утверждаются основные права и свободы личности, сформулированы принципы разделения властей и верховенства закона.

Но дальнейшая реализация стратегии развития правового государства в России пока не ясна. Переходный период завершился неопределенностью: на каких принципах в дальнейшем будет формироваться система управления в нашей стране окончательно не известно.

Для успешного построения правового государства необходимо решить ряд социально-экономических задач:

  1. развитие среднего и малого бизнеса;
  2. реформирование судебной системы;
  3. формирование правового самосознания у представителей подрастающего поколения;
  4. повышение ответственности должностных лиц и государственных органов за неправомерные деяния;
  5. противодействие коррупции.

При выполнении этих условий построение правового государства в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее станет возможным.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Приступая к выяснению вопроса о путях формирования пра­вового государства, прежде всего, следует отметить, что речь не мо­жет идти о неминуемости правового государства. Правовое государ­ство само по себе, по каким-то объективным закономерностям не на­ступит, оно, как уже отмечалось, является продуктом общественного развития, а по своей природе - рукотворным явлением.

Правовое государство, действительно, приходится формировать усилиями институтов гражданского общества. Институты гражданского общества должны быть настолько развиты и зрелы, чтобы могли созна­тельно учреждать организацию политической власти, соответствующую параметрам верховенства права, разделения власти, взаимоответственно­сти государства и личности и т.д. Ведь главное в идее правового государ­ства - это подчинение государства (политической власти) служению ин­тересам общества, защите прав и свобод человека.

Поэтому, размышляя о правовом государстве, необходимо обратить внимание и осмыслить то, каковы конкретные пути его формирования в том или ином государствообразующем обществе. При этом, в первую очередь, мы должны проанализировать жизнен-

ные реалии, уровень нашего государственно-правового сознания и определить свое место на пути достижения параметров правового государства.

В историческом аспекте можно выделить несколько этапов на пути к формированию правового государства.

На первом этапе происходит теоретическое осмысление фи­лософии правового государства. На основе анализа деятельности ре­ального государства, сравнения его с другими, более прогрессивны­ми, вычленениями его изъянов и пороков происходит осмысление и поиск некоего идеального народного государства.

Идеи о правовом государстве, как правило, возникают как ре­акция на авторитарный режим правления, на абсолютизм, на тотали­тарное государство. В советской действительности идея правового государства довольно легко пробила себе дорогу на фоне уничто­жающей критики административно-командного властвования, вож-дистского правления страной со стороны генеральных секретарей.

Второй этап начинается тогда, когда основные теоретические выводы об идеальном, народном государстве реализуется в различ­ных документах (Декларациях, Конституциях, отдельных законах), принятых в более или менее прогрессивных государствах планеты. Так нужно оценить Декларацию прав человека и гражданина, провоз­глашенную Учредительным Собранием Французской Революции 26 августа 1789 г. Примером может быть и Конституция Федеративной Республики Германии, которая определяет государство этой страны в качестве правового. Сюда же можно отнести Декларацию прав и сво­бод человека и гражданина, принятую в качестве закона Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. и т.д.

Третий этап характеризуется тем, что само общество, госу­дарство которого закрепило основные принципы правового государ­ства, созрело для восприятия этих принципов в фактической жизни и готово создать необходимые условия для проживания идеи правового государства дальше в реальной жизни.

Лишь после этого, на четвертом этапе, когда государствооб-разующее общество становится правовым, наступает время для ре­ального функционирования правового государства.

Исходя из такой периодизации каждое общество может опре­делить свое место на пути формирования правового государства. Мы

сегодня, в российском масштабе, находимся на уровне осмысления идеи правового государства и формально-юридической реализации этих идей в соответствующих законах. Нам, конечно же, еще очень далеко до реального правового государства. Однако мы уже сознаем, что альтернативы правовому государству нет и для нас. Поэтому нам шаг за шагом необходимо развиваться в этом направлении, преодоле­вать те преграды, которые стоят на пути к формированию правового государства.

Какие же объективные и субъективные преграды нам в Рос­сийской Федерации необходимо преодолевать в процессе формиро­вания правового государства?

1. Мы должны преодолеть идеологию нищеты, идеологию бед­ных. Поднимая в свое время на щит лозунг бедных, люмпенов, мы произвели уравниловку по бедности. Между тем бедное государство правовым быть не может. При нашем природном и интеллектуальном богатстве нужно дать возможность людям полностью раскрыть свои возможности в производственной, культурной сферах. Чем больше бу­дет богатых как в материальном, так и интеллектуальном смысле гра­ждан, тем богаче будет государство и тем более оно может уделить внимания социализации тех граждан, которые в этом нуждаются.

2. Необходимо преодолеть идеологию, в соответствии с кото­рой у нас социалистическое государство рассматривалось как благо­творительное учреждение для граждан. Между тем правовое государ­ство должно иметь четкие пределы своей деятельности. В то же вре­мя оно должно нести, при необходимости, ответственность перед гражданским обществом и перед отдельным гражданином.

3. Необходимо юридически закрепить и реально придержи­ваться примата общечеловеческих ценностей в обществе над нацио­нальными, внутригосударственными. До сих пор наш патриотизм не­редко рассматривался выше общечеловеческих ценностей.

4. Нам необходимо преодолеть наше негативное отношение к классической идее о разделении власти, к теории сдержек и противо­весов в механизме функционирования государственной власти.

5. Нам необходимо преодолеть исторически сложившееся не­гативное отношение к праву. Мы должны подняться до уровня, чтобы рассматривать право как социальную ценность и самоценность, как объективно необходимый регулятор общественных отношений в ци-

вилизованном обществе. Здесь же следует иметь в виду, что идеи большевизма сделали очень многое для того, чтобы отвергать преем­ственность в правовом развитии, объявив предыдущее право исклю­чительно буржуазным, игнорируя естественно-правовую теорию об­щечеловеческого в содержании права. Да и в правовой нигилизм большевистская идея добавила многое, доведя его до теории полного отмирания права из-за его ненадобности в условиях коммунистиче­ского самоуправления.

6. Нам нужно преодолеть так называемое народное стремле­ние найти высшую справедливость в верховном правителе, да и в любом вышестоящем начальнике, а не в суде, который функциониру­ет в каждом районе.

7. Необходимо нам преодолеть и субъективное стремление правящих любого уровня, и в особенности самого высокого уровня, объявить свою волю правом и законом.

8. Нам нужно преодолеть отсутствие знаний, правовой куль­туры широкого населения, для которого право, закон зачастую ассо­циируются как деятельность только органов милиции, суда и проку­ратуры. У нас еще очень слаба юридическая служба, мы мало гото­вим юристов, в общественной жизни низка их престижность.

9. На пути к правовому государству нам необходимо разре­шить еще одну, но ключевую проблему. Эта проблема организации защиты личности государством. Еще Ш.Монтескье в свое время счи­тал, что у государства есть верховная (то есть самая наиважнейшая) функция: охрана свободы, имущества и безопасности своих граждан.

Идеология всесторонней эффективной правовой защиты лич­ности в нашем зарождающемся гражданском обществе уже всесто­ронне осмысливается. Она идет на смену идеологии советского об­раза жизни, кстати сказать, и не утвердившееся на практике по при­чине того, что основывалась на исключительном приоритете общест­венных интересов над личными.

Сегодня все больше проявляется, что самой привлекательной стороной демократического правового общества (а вслед за ним и правового государства) является провозглашение и обеспечение все­сторонней защиты личности, основанной на взаимной ответственно­сти государства и личности. Суверенизация личности, которая по ло­гике вещей происходит объективно в обществе, развивающемся в

сторону правового государства, не менее объективно ставит и про­блему усиления правозащитной деятельности государства по отно­шению к своим гражданам. Хотя проблем в этом направлении разви­тия еще очень много, но при внимательном анализе ценностей, кото­рые мы сегодня официально провозглашаем, можно уже увидеть оп­ределенные и позитивные сдвиги.

В области правозащитной деятельности нашему государству сегодня необходимо стремиться к реальному обеспечению всех зако­нов, предусматривающих права и свободы граждан. Одно лишь про­возглашение свободы предпринимательства, без четкого механизма реализации, не может пробить сооруженную десятилетиями стену кон­серватизма, основанную на идеологии, приводящей к нищете. Сегодня необходимо нашему государству усилить работу по борьбе с преступ­ностью. Люди должны чувствовать себя в безопасности и доверять го­сударственным структурам, призванным защищать их права и свободы. Если этого не будет, то не будет сдвигов и в сфере экономики.

Идеология преимущественной защиты неких государствен­ных интересов (не понятных простому народу) должна быть переос­мыслена и переориентирована на идеологию защиты интересов лич­ности. Все возможности государства сегодня должны быть направле­ны на реализацию этой идеологии.

Кто сегодня выступает за широту государственной власти, за приоритет общественных интересов над личными, тот вольно или невольно выступает за приближение тирании, диктаторства. Когда говорят об интересах какого-то народа, то это ведет к подчинению интересов личности интересам народа. Это ведет к рабству индивида ради обезличенной свободы народа. Индивидуальная независимость - первая потребность в демократическом обществе, а поэтому нико­гда нельзя ею пожертвовать даже ради установления политической свободы. В иерархии ценности политическая свобода все же высту­пает как средство, а не цель. Цель общественного развития - дости­жение свободы и независимости личности. Поэтому политическая свобода может быть рассмотрена лишь как гарантия личной свободы. Подмена же личной свободы политической свободой также неминуе­мо ведет к ущемлению прав и интересов личности.

В целом же по мере развития в направлении правового обще­ства и правового государства государствообразующее общество бу­дет все более однородным в политическом отношении, националь-

ные, социальные и иные основы различия между людьми будут сти­раться. Все государствообразующее общество все больше будет раз­виваться в сторону единообразия на основе сознания необходимости и возможностей государственной власти в рассмотрении возникаю­щих противоречий в обществе. Правовое, то есть справедливое раз­решение социальных противоречий будет все больше притягивать людей в сторону правовой организации общественных отношений. Объединения людей, основанные на признаках национальности, вида или рода трудовой деятельности все больше будут терять политиче­ский вес.

10. Пути формирования правового государства в нашем об­ществе необходимо переосмыслить и с позиции направлений право­вого регулирования. Правовое государство должно быть ориентиро­вано на создание оптимальных условий для развития производствен­ной и общественной деятельности. Сегодня же еще в значительной мере сохраняется модель правового регулирования производственной и общественной жизни, сложившаяся в условиях командно-административного метода управления страной. Право все еще пыта­ется определить и то, что можно, и то, чего нельзя. Такой подход осо­бенно тормозит развитие экономики, утверждению единообразия на основе преимущественно одной формы собственности. Теперь необ­ходимо перестроить принципы правового регулирования. Право из «коридорного» метода направления развития общественных отноше­ний должно быть перестроено на принцип регулирования, в соответ­ствии с которым в хозяйственной, общественной сфере разрешено все, что прямо не запрещено.

11. Рассуждая о путях формирования правового государства в России, нельзя не учитывать ее огромную территорию, многонацио­нальный состав населения и исторически сложившееся сознание как у управляющих, так и у управляемых.

Темпы строительства правового государства в России, и на его окраинах будут в значительной мере зависеть от быстроты пре­одоления отмеченных преград и успешности интеграции России с мировым сообществом правовых государств.

Нам необходима демократическая, признающая власть права Россия. Только тогда многочисленные народы, населяющие ее, могут чувствовать себя действительно единой дружной семьей.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Формирование правового государства основано основных предпосылках его создания:

  • Экономические основы. В качестве данного элемента выступают производственные отношения, которые базируются на многоукладности, на равноправии всех имеющихся форм собственности, в частности данные показатели характеризуют производителей и потребителей материальных благ. При этом все субъекты равноправны, обладают равной совокупностью прав и обязанностей.
  • Социальные основы. Центром данного элемента является гражданское общество, которое осуществляет саморегулирование, в основе лежит человек с его интересам и запросами. Система социальных институтов создает требуемые условия для реализации прав и свобод человека и гражданина. При этом обеспечивается прочная социальная основа государства, которая обеспечивается действующими правовыми нормами. Правовое государство является одновременно и социальным.
  • Нравственные основы. В правовом государстве имеются общечеловеческие принципы, в частности, принцип гуманизма и справедливости, равенство и свобода личности, честь и достоинство, при этом исключается произвол и насилие над человеком.

Дополнительные предпосылки становления правового государства

В качестве дополнительных предпосылок можно назвать: формирование определенного правосознания у широких масс населения. Кроме того, утверждается Принудительная сила государства, которая может применяться в отдельных случаях. Формируются плюрализм мнений, которые имеют место во многих сферах социальной жизни общества и государства. Развивается система местного самоуправления А причём как в центре, так и на местах, посредством чего производится расширение и углубление существующих принципов демократии, которые имеют место во всех сферах социальной жизнь.

Основной предпосылкой создания правового государства является развитие гражданского общества. Под ним понимается такое общество, в дела которого не вмешивается государство. Данная общества представлена отдельными членами, общественными организациями, средствами массовой информации и другими. Важной основой формирования данного института является институт частной собственности, которая играет важную роль, обеспечивая конкуренцию среди членов с социумом. Кроме того, гражданское общество характеризуется плюрализмом, открытостью, и социальной активностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Важной предпосылкой формирования правового государства также является верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Данное возможно вследствие того, что закон выражает волю большинства населения, однако он регулирует не любые вопросы, а лишь самые важные стороны общественной жизни, закрепляя права и свободы человека и гражданина, определяя основные ценности общества и их правовое регулирование. могут существовать и иные нормативные акты, однако все они должны соответствовать закону. В частности, подзаконные акты лишь детализируют положения законов, не должны противоречить им.

Кроме того, влияние на данную сферу имеет такая предпосылка, как принцип разделения властей, который трактуется учеными и существует уже довольно длительное время. В частности, он означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ветви власти независимы друг от друга и реализуют свои функции самостоятельно. В то же время они взаимосвязаны друг с другом и должны сотрудничать. Существует система сдержек и противовесов, которую определяет недопустимость выхода какой-либо ветви власти на главенствующую роль, что является гарантом их равноправия.

В рамках современного научного мира существует довольно большое количество определений понятий «государство» и «правовое государство», так как в различных науках и направлениях внутри них данные термины можно трактовать различным образом.

Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Правовое государство большинство исследователей определяют как государство, которое обеспечивает верховенство закона и права, равенство всех его членом перед законом и судом, провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей является базовым при построении органов государственной власти.

Развитие идеи правового государства

Всю историю развития идеи правового государства можно хронологически разделить на ряд периодов:

  • Античный период;
  • Эпоха возрождения;
  • Создание концепции правового государства, которая имеет хронологические рамки с 18 по 20 век включительно;
  • Современные исследования в области развития теории правового государства, с начала 21 века по сегодняшний день.

Впервые идеи создания правового государства зародились в античности. В этот период времени государство рассматривают как организацию, которая основана на законе и осуществляет функции публично-властной силы. Таким образом, такое понимание государства является прототипом правового государства. Знаменитые античные деятели как Цицерон, Аристотель, Сократ и многие другие рассматривали понятия права и государственной власти во взаимосвязи. Связь этих двух понятий, по мнению обозначенных мыслителей, могла привести к гармоничному функционированию общества. Они полагали, что наиболее разумной и справедливой будет модель отношений, при котором, закон будет одинаково обязателен для всех граждан государства и для самого государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Аристотель считал необходимым при государственном построении применения принципа разделения властей на три основных составляющих: законодательную власть, судебную и исполнительную.

Исследователи-гуманисты развили идеи мыслителей античности, касающиеся правового государства. Активно развивались идеи прав и свобод личности, прорабатывались вопросы разделения властей, особое внимание уделялось независимости судебной системы. Исследования Б.Спинозы По данной теме мы уже выполнили реферат Правовое учение Б. Спинозы подробнее , Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля и многих других позволили в 19 веке ввести в научный оборот новый термин «правовое государство». Впервые его использовал в своих научных трудах К.Т. Волькнер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: