Что означают категории гуманизм демократичность нравственность в системе правового государства
Обновлено: 04.12.2023
«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.
«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
- Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
- Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
Готовые работы на аналогичную тему
- власть народа должна носить реальный представительный характер;
- права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
- наличие и соблюдение принципов такого государства.
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
- суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
- демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
- большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
- разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
- наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
- многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
- гласность действий государственных органов;
- контроль населения страны над властными структурами.
Для Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.
Субъекты и признаки демократического правового государства
К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:
- Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
- Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.
Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:
Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).
Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:
- власть народа должна носить реальный представительный характер;
- права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
- наличие и соблюдение принципов такого государства.
Принципы демократического правового государства
Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:
- суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
- демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
- большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
- разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
- наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
- многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
- гласность действий государственных органов;
- контроль населения страны над властными структурами.
Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.
Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.
Нужны еще материалы по теме статьи?
Воспользуйся новым поиском!
Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу
Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.10.2017
Сергей Анатольевич Хилимов
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
происшедшее ослабление российской государственности, а это движение в сторону, противоположную обществу, основанному на праве. Разрушение тоталитарного государства не было подкреплено четкими представлениями о принципах создания нового демократического государства;
принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в конкретизации текущих законов, разработке правил и процедур, упорядочивающих осуществление и соблюдение прав и свобод;
непосредственное действие прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, не снимает вопроса о совершенствовании механизмов и процедур, призванных защищать и обеспечивать права и свободы граждан.
крайне сложная экономическая ситуация, неупорядоченная приватизация, потеря управляемости экономики, сосредоточение огромных богатств в руках небольшой группы людей определили резкую поляризацию общества по признаку отношения к собственности и степени материальной обеспеченности. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом нашей жизни. Такая ситуация неизбежно порождает нарушение законов, связанное с переделом денежных и сырьевых ресурсов, незаконным вывозом капитала за границу, стремление уклониться от налогообложения.
Таким образом, учитывая тормозящие факторы развития правового государства в России, следует отметить, что правовое государство способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности и согласовании интересов, нравственных началах. После затянувшейся эпохи насилия и подавления свободы личности должен идти поиск новых форм жизни, обеспечивающих справедливость и благо всех членов общества.
Вопросы для обсуждения на семинаре
Назовите и охарактеризуйте признаки и черты правового государства.
Что означают категории «гуманизм», «демократичность», «нравственность» в системе правового государства?
Дайте характеристику понятиям «господство права» и «разделение властей» и определите их значение для формирования правового государства.
Что означает выражение «Права человека "держат дистанцию" между индивидом и государством»?
Какие необходимо принять меры, чтобы ограничить самовластие государства и обеспечить автономию и свободу личности?
Как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организацииобщества?
Почему необходимо при организации правового государства учитывать традиции, правовые представления, особенности правосознания народа, его социальную психологию?
Каковы критерии и их содержание при организации отношений между индивидом и государством?
вместо того, чтобы полагаться па самого себя. Но это доказывает только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого"'.
Б. Чичерин ссылается на пример Англии, где нелюбовь к вмешательству государства возведена была в догмат. "А между тем, в последние пятьдесят лет под влиянием настоятельной практической необходимости, государство постоянно расширяло свои ведомства". Также и "Северная Америка не может служить ни нормой, ни доказательством в пользу индивидуалистической теории" 2 .
В середине XIX в. происходит изменение взглядов па границы государственного вмешательства в жизнь общества, хотя концепции неограниченной свободы индивида и невмешательства государства, отрицание его роли в оказании благ человеку сохранились до настоящего времени в пеоконсервативпых, либеральных теориях Д. Белла. Л. Лппсста, Э. Шилса, Ф. Хайс-ка, Р. Нознка, М. Фридмена и др. Все большее распространение получают теории, согласно которым роль правового государства не сводится только к охранительным функциям: оно обретает определенные (пока весьма ограниченные) социальные функции. В противовес первоначальным замыслам буржуазных либеральных идеологов, отстаивающих свободу конкуренции и недопустимость государственного вмешательства в процесс перераспределения собственности и ресурсов, правовое государство обретает новые качества, переходит в новую стадию развития.
В конце XIX — начале XX в. правовое государство и в теории и па практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по отношению к власти); демократичность (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы); нравственность (забота об "общем благе"); ограничение всевластия (разделение властей, создание сдержек и противовесов).
1 Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. С. 201. -' Там же. С. 202, 204.
§ 1. Основные признаки правового государства 177
Обобщая практику современных ему правовых государств, Б. Кистяковскин писал: "Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт"'.
Анализируя условия становления идеи н принципов правового государства, можно с уверенностью сказать, что само это понятие не могло бы сложиться без таких "облагораживающих" свойств, как права человека, как "человеческое измерение" государственности. Поэтому в своем становлении и развитии нрава человека н правовое государство неразделимы. И верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, по в конечном счете — его цель, которой подчинены все иные его характеристики. Б. Кистяковскнй подчеркнул это важнейшее свойство правового государства, отметив, что осуществление неотъемлемых прав человека и гражданина — непременное условие всякого политического, правового и социального прогресса. Поэтому оно должно быть основополагающим в любой теории, которая стремится выработать взаимоотношения личности и власти 2 .
О сущности и признаках правового государства написано много. Исследователи выделяют различные признаки государства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей.
Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существенное содержание права составляет свобода и право есть только там, где есть свобода личности. "Если мы сосредоточим свое внимание на правовой организации конституционного государства, то для уяснения его природы наиболее важными являются именно эти свойства права. Поэтому правовой порядок есть конституционная система отношений, при которой все лица данного общества обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения"\
П. Новгородцев, анализируя природу правового государства, подчеркивал, что она основана па свободе и нравах человека н именно в этом качестве государство сохранило практичес-
1 Кшчияковскип Б. Государство правовое н социалистическое // Вопросы
философии 1990 № 6. С. 143
^ См Кпиняммский Б. Социальные науки н право М, 1916 С 490
1 Кисгняковскнн Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) //
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990. № 3. С. 56.
178 Глава VI. Права человека и правовое государство
кую ценность необходимой и целесообразной организации, оказывающей человечеству элементарные, но незаменимые услуги'.
Существует несколько понятий правового государства, однако при различиях конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия, неизменным выступает свобода личности, объективированная в системе ее неотъемлемых прав. К этому главному, определяющему элементу привел многовековой поиск нормальных отношений между личностью и государством, которое в своей первоначальной сущности "нависало" над индивидом, подавляло его, ограничивало его свободу, навязывая ему стандарты поведения, удобные прежде всего государству. На самых ранних этапах его существования этой цели служило божественное обоснование государственной власти, наделение его качествами, определяющими первичность по отношению к индивиду (патернализм, забота о подданных и т. д.). И в этом смысле свободы не имели даже правящие, привилегированные классы и слон, поскольку государство изначально не знало ограничений и самоограничений. Законы государства в добуржуазиую эпоху не опирались на принцип формального равенства и, следовательно, ставили в различные позиции по отношению к власти представителей различных классов и социальных групп.
Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникло на путях поиска свободы и в свою очередь стремится быть гарантом этой свободы. "Всемирная история, — писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания в государственно-правовых формах" 2 . Правовое государство в современных условиях — высшая ступень развития свободы и ее выражения в определенных государственно-правовых категориях. Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида — важнейший противовес всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правово-
§ 1. Основные признаки правового государства 179
ю государства, с которым связаны иные его признаки, служащие осуществлению свободы и прав человека: построение государственной и общественной жизни на принципах права, разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства. Цель правового государства — обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве. Права человека "держат дистанцию" между индивидом и государством. Правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты.
В исторических реалиях не было еще идеального правового государства, выражавшего его первоначальный замысел п предназначение. С начальных периодов формирования правового государства необходимо было искать и находить ответы на важнейшие вопросы: каким должно быть государство, чтобы обеспечить справедливый порядок отношений между ним и индивидом? как ограничить самовластие государства и обеспечить автономию п свободу личности? каковы должны быть условия и гарантии, обеспечивающие уверенность человека в предсказуемости действий властей? как соблюсти баланс в обеспечении свободы личности и ограничении ее эгоизма и произвола? наконец, как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организации общества? Каждый из этих вопросов несет в себе противоречия, подчас очень глубокие и труднопреодолимые. Ведь речь идет о поисках тончайших гранен, переступив которые государство может стать тоталитарным, либо, напротив, ввергнет общество в анархическую неуправляемость, противоборство антагонистических сил и своеволие эгоистических страстей.
Исследуя в начале века причины кризиса идей правового государства, П. Новгородцев писал: "Опыт жизни показал, что идеальные начала правового государства не только не могли быть немедленно осуществлены, но еще и заключали в себе, вместо полной гармонии, известный антагонизм, который вообще делал их неосуществимыми в чистом и безусловном выражении"'. Поэтому п в конце XX в., когда мы говорим о правовых государствах Германии, Испании, Австрии, Швейцарии, Франции и др., следует
Поа/ородцсн П. Указ. соч. С 18.
Глава VI. Права человека и правовое государство
учитывать трудности реализации всех принципов правового государства, их зависимость от состояния экономики и расстановки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений н мировом сообществе, от национальных и исторических особенностей страны, ее персоноцснтрнстскоп либо систсмоценгрнстской ориентации. Б. Кистяковский писал, что "нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов н времен, как пет капитализма или другой хозяйственной и общественной организации, одинаковой для всех стран. Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок" 1 .
Такое своеобразие проявляется и в особенностях правового государства различных стран мира, в специфике правовых институтов и процедур защиты прав человека. Поэтому для постижения правовой государственности наряду с его признаками, системой процедур, механизмов защиты прав человека следует учитывать традиции, правовые представления особенности правосознания народа, его социальной психологии. Провозглашение правовой государственности не есть конституционная констатация уже достигнутого н завершенного процесса: это длительное развитие, переход от одной ступени формирования к другой.
Трансформацию представлений о правовом государстве можно наблюдать, анализируя смену теории Руссо, считавшего народную волю, выражаемую непосредственно и объективируемую в общественном договоре, основой государства, теорией представительства Монтескье, который утверждал, что не народ, а лучшие из людей, стоящие выше обычного уровня, способны к управлению.
Теория народного суверенитета, выдвинутая Руссо, был; видоизменена: общая воля, по мнению Монтескье, Локка, раскрывается в решениях представительных (законодательных)! органов, наряду с которыми независимо существуют исполни тельная и судебная власти. Это создает условия в отношения "индивид — государство" для обеспечения приоритета прав и свобод человека.
1 Кистяковский Б. В .защиту права (Интеллигенция и правосознание). С. 52. г
§ 1 Основные признаки правового государства 181
Если народный суверенитет Руссо построен на отчуждении личностью своих прав в пользу общности, то у Локка и Монтескье неотчуждаемые права и свободы становятся ограничителями власти, первичны по отношению к пей. Если народный суверенитет у Руссо неотчуждаем и неделим, то сторонники теории разделения властей считают его, наряду с правами человека, необходимым условием ограничения всевластия государства и сохранения свободы личности.
Однако сторонники теории правового государства понимали невозможность отъединения юридических свойств правового государства от взаимоотношений индивидов и социальных общностей. Локк выдвигает принцип "согласия" как условие общественного договора, Монтескье отстаивает принцип "политической свободы", которая необходима для обеспечения безопасности гражданина или его уверенности в своей безопасности. Кант, считая республику наиболее приемлемым и прочным государством, основанном па правовом законе, подчеркивает важность гражданской свободы, равенства, самостоятельности. Для Гегеля государство воплощает не только юридические начала, но и разум, и свободу.
Русские либеральные юристы считали необходимым условием существования государства, основанного на праве, солидарность общества (Б. Кистяковскпй, С. Котляревский, П. Новгородцев). Последний расширил сферу факторов, необходимых для существования правового государства: "Новые зада чи правового государства более чем какие-либо иные требуют укрепления и поддержки со стороны факторов нравственных, средств воспитания и всяких способов общественного воздействия на умы и характеры людей, долженствующими свободными усилиями общества создать более совершенное общество" 1 .
Таким образом, следует сделать следующие выводы.
Во-первых, теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится опре-
Новм/юднсв П. Указ соч. С. 370.
' Права человека
Глава VI Права человека и правовое государство
дсляющим ориентиром, высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимы разделение властей, призванное их уравновешивать; господство правового закона, основанное на таком законе ограничение индивидуализма с целью предотвратить злоупотребления правами и свободами как самих граждан, так и злоупотребления, неправомерные действия государства, всех его властей. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина, которая не колеблет свободы последнего, но лишь стремится разумно сочетать свободу всех индивидов общества.
В-третьих, правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Эти процедуры, механизмы, институты не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизни общества. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищающих права человека, создает механизм, без которого не может функционировать правовое государство: конституционные суды (ФРГ, Испания, Италия, Австрия, Россия), Конституционный Совет (Франция), Верховный суд (США), Государственный Совет (Италия), административные суды, суды общей юрисдикции, омбудсманы (Швеция, Испания, Великобритания, Финляндия, Франция, Польша и др.), медиатор-посредник (Фран-
$ 2. Права человека п формирование правового гоеударства в России 183
ция) — вот далеко не полный перечень механизмов, обеспечивающих права и свободы человека.
Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека.
В-четвертых, правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, конфронтацией, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти пеправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к нравам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда не удавалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государственной власти.
Принципы права – основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.
В зависимости от авторского понимания сущности права зависит и количество принципов и из названия.
- демократизм в формир. и реализации права,- законность,- национальное равноправие, - гуманизм,- равенство граждан перед законом,- взаимная ответственность гос-ва и личности.
- социальная свобода,- социальная справедливость,- демократизм,- гуманизм,- равноправие,
- единство юридических прав и обязанностей,- ответственность за вину,- законность.
В.Д.Перевалов и В.И.Леушин:
- справедливость,- уважение прав человека,- равноправие,- законность,- правосудие,
- правовые аксиомы (закон обратной силы не имеет; дозволено все, что не запрещено законом; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение).
Принципы права отличаются в зависимости от его сущности, исторических этапов развития, политических режимов, сложившихся правовых систем.
В теории права принято подразделять принципы права на:
- общеправовые (свойственные всем отраслям),
- межотраслевые, свойственные для двух и более отраслей (принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве),
- отраслевые, хар-ны для одной правовой отрасли (гражданского права: граждане и юр.лица свободны в заключении договора, в уголовном праве: индивидуализация наказания, в трудовом праве: принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда).
Некоторые предлагают классифицировать принципы в зависимости от типов права (на принципы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического права); от сферы и хар-ра нормативного регулирования (на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные, специально-юридические, нравственные и др.)
Для современного этапа развития общества характерны следующие социально-правовые принципы:
- нравственно-правовые (общечеловеч. справедливость; свобода, разрешено все, что не запрещено правовым законом; юридическое равенство всех перед правовым законом; братство (интернационализм); гуманизм; веротерпимость; защита социально слабых; гармоническое сочетание личных и обществ. интересов; стимулир. социально полезной активности субъектов права),
- экономико-правовые (экономич. плюрализм при наличии частной и гос-ной собственности; паритетность собственности; свобода конкуренции; антимонополизм; свобода предпринимательства; свободный труд; оплата по труду; безопасность труда; экономическое содействие развитию среднего класса),
- эколого-правовые (охрана окружающей среды; рацион.использование природ. ресурсов),
-политико-правовые (народовластие; самоуправление; политический плюрализм; разделение гос-ных властей; сочетание наци. и интернационального, интересов регионов и центра),
- собственно-правовые (точность в определ. круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство юридических прав и обязанностей; презумпция невиновности; юридическая ответственность за вину; соответствие наказания тяжести, опасности содеянного; последующий закон отменяет предыдущий; закон обратной силы не имеет).
18. К общеправовым принципам относятся:
- демократизм,- социальная справедливость,- гуманизм,- равноправие,- законность,- единство прав и обязанностей,- юрид. ответств. только за виновное противоправное деяние.
Принцип демократизма означает, что единственным источником гос-ной власти в РБ является народ, который осуществляет свою власть через представительные и иные органы согласно Конституции. Воля народа реализуется путем референдумов и в актах, издаваемых гос-ными органами. Защита прав гарантируется демократическим правосудием.
Принцип социальной справедливости означает, что обеспечиваются интересы всех слоев общества. Справедливость обеспечивается судебными органами и осуществляется в пределах законодательства. Именно в законе устанавливается соразмерность между количеством и качеством труда и его оплатой, между причиненным вредом и его возмещением, между тяжестью преступления и наказанием за него.
Принцип гуманизма предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правам и свободам. (ст.2 Конституции РБ говорит, что высшей ценностью и целью общества и гос-ва являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Правильно понимаемый гуманизм предполагает наличие различных мер правового воздействия, вплоть до строгих наказаний за нарушения требований закона.
Принцип равноправия означает равенство всех перед законом (ст.22 Конституции РБ: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов»). Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики (ст.11 Конституции РБ).
Принцип законности в праве заключается в строгой иерархии НПА. Он выражается в требовании верховенства закона, т.е. все органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и других актов законодательства (ст.7 Конституции РБ). Все правовые акты, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы. Некоторыми авторами выдвигается принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета закона перед иными НПА.
Принцип единства прав и обязанностей заключается в том, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями (часть 2 ст.2 Конституции РБ: «Гос-во ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед гос-вом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагает, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, предусмотренное в законодательном акте.
От принципов права необходимо отличать правовые аксиомы: закон обратной силы не имеет; дозволено все, что не запрещено законом; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение (это юридически значимые положения, принимаемые без особых доказательств в силу признания их истинности и практической целесообразности), которые закрепляются в законодательстве и имеют нормативное значение.
Существование человечества на современном этапе в максимально широком понимании основано на определенных философско-этических и политических постулатах, реализация которых предопределяет саму возможность сохранения мирового сообщества в существующем виде. При этом соответствующий тезис актуален для любых периодов исторического развития, с той лишь разницей, что происходят определенные преобразования внутри самих философско-этических основ человеческой жизнедеятельности.
В условиях существования глобальных проблем человечества, развития мирового рынка, оружия массового поражения, и т.д. исследователи обнаруживают философское основание сохранения нашей планеты и человека во внедрении и распространении гуманистических идей, с политической точки зрения аналогичной по значимости ценностью выступает демократическое устройство. Рассмотрим данные сферы подробнее и попробуем выяснить их соотношение в современном мире.
Так, под гуманизмом, термин которого произошел от латинского слова «Humanitas» – человечность, в наиболее общем виде предлагается понимать:
Гуманизм – особая философско-этическая жизненная позиция, утверждающая высшей ценностью человеческую жизнь, его право на самоопределение, свободное волеизъявление и возможность самостоятельно определять смысл и форму собственной жизни.
При этом на значимость идей гуманизма в общечеловеческом масштабе указывает, в том числе существование в настоящее время специальной международной организации – Международного гуманистического и этического союза (МГЭС), учрежденного в 1952 году. Основной целью функционирования данной организации выступает развитие и пропаганда идей гуманизма.
В настоящее время в числе членов МГЭС насчитывается 38 стран-участников мирового сообщества и 117 организаций. При этом в политической сфере идеи гуманизма тесно взаимосвязаны с демократическими началами государственного устройства. В этой связи предлагается провести общую характеристику демократического политического режима.
Готовые работы на аналогичную тему
Понятие и признаки демократии
В настоящее время получила широкое распространение точка зрения о том, что демократические начала политического управления являются максимально приемлемой формой государственной организации, способствующей эффективному поступательному развитию государства, общества и личности.
При этом с учетом сложности и многоаспектности рассматриваемой категории, в научной и учебной литературе встречаются самые разнообразные подходы к определению демократии. Одной из наиболее распространенных дефиниций, в основе которой в том числе положен буквальный перевод демократии с греческого, выступает следующее определение:
Демократия – один из наиболее распространенных политических режимов, в основе формирования которого лежит принцип коллективного принятия решений при соблюдении требований к равному воздействию членов общества на исход соответствующего процесса или его существенные стадии.
При этом для формирования целостного понимания демократии принято выделять ряд наиболее характерных для рассматриваемого политического режима признаков и особенностей, в том числе:
- Формирование органов государственной власти и назначение высших должностных лиц происходит непосредственно народом, путем участия граждан в честных, прозрачных и состязательных выборах;
- Основным и единственным легитимным источником политической власти в государстве является народ;
- Широкое распространение имеют институты гражданского общества и самоуправления граждан, действие которых направлено на достижение общего блага и удовлетворение существующих интересов и потребностей;
- В правовой сфере развиты и закреплены принципы законности, политического и социального равенства, обеспечены права человека и социальных общностей, и т.д.
Демократия на протяжении исторического развития человечества характеризовалась наличием множества разнообразных форм выражения и установления с учетом конкретно-исторических, социальных, этнических и иных особенностей соответствующего общества.
Одним из наиболее распространенных является выделение прямой демократии, в рамках которых предполагает самостоятельное осуществление гражданами прав по принятию политических решений, и представительной демократии, предполагающей осуществление аналогичного права, но уже через деятельность избираемых народом депутатов и иных должностных лиц, которым делегируется часть суверенных прав граждан.
Соотношение гуманизма и демократии в современном мире
Исходя из рассмотренных в настоящей статье признаков и особенностей демократии и гуманизма, представляется целесообразным согласиться с выдвигаемой в юридической литературе точкой зрения о том, что гуманизм и демократия в настоящее время выступают двумя взаимосвязанными подсистемами единой необходимой для выживания человека системы гуманно-демократических идей.
Фактически это выражается в том, что гуманное отношение людей друг к другу в конечном итоге становится выгодным для всех членов цивилизованного общества. При этом постепенно приобретая свойства мировоззрения, утверждающего идеи уважения и ненасилия к человеку, с одной стороны превращается в реальный инструмент реализации демократии, а с другой – ее необходимым регулятором, ограничивая возможности превращения демократии в беспредел и анархию.
Таким образом, проведя соответствующий анализ, в рамках данной статьи представляется целесообразным сделать вывод о том, что в современных условиях развития человечества система «гуманизм-демократия» не только оправдана, но и приобретает свойства максимальной оптимальности и устойчивости на текущем этапе исторического прогресса.
Автор статьи

Читайте также:
- Споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством рф
- Какие государственные органы занимаются обеспечением безопасности населения россии обж
- Сколько зарабатывает стажер адвоката
- Дело по обвинению судьи ложкина в получении взяток
- Совокупность всех политических партий действующих на легальной основе в государстве это