Что характеризует правовое государство контрольная работа по теме политика ответы

Обновлено: 15.04.2024


2. Z – унитарное государство. Это значит, что
1) конституция Z может быть изменена только с согласия территориальных единиц
2) у территориальных единиц Z могут быть собственные правительства
3) у территориальных единиц Z есть собственные конституции
4) все входящие в Z территории управляются из центра.


3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется
1) формой правления
2) политическим режимом
3) формой государственного устройства
4) государственным суверенитетом


4. Верны ли суждения о политике?
А. Политикой называют сферу деятельности, связанную с реализацией общезначимых интересов с помощью власти.
Б. Вопросы охраны законности и правопорядка относятся к внутренней политике государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны


5. Устойчивая, формализованная организация, объединяющая людей с общими взглядами и интересами, стремится к участию в осуществлении государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?
1) правовое государство
2) профессиональный союз
3) политическая партия
4) парламентская фракция


6. Органы местного самоуправления в РФ
1) самостоятельно управляют муниципальной собственностью
2) обеспечивают проведение в РФ единой финансовой политики
3) утверждают федеральные налоги и сборы
4) принимают меры по охране государственных границ


7. Верны ли суждения о государстве?
А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном обществе.
Б. Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны


8. Что относится к внешним функциям государства?
1) охрана законности и правопорядка
2) формирование государственного бюджета
3) развитие международного сотрудничества
4) осуществление социальной политики


9. В приведенном списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного политического режима и различия демократического политического режима и тоталитарного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) способ осуществления государственной власти
2) отражение уровня политической свободы в обществе
3) политический плюрализм
4) отсутствие правового государства
Черты сходства Черты различия


10. Установите соответствие между отличительными признаками и формами правления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
А) наследование власти
Б) источником власти признается народ
В) бессрочная пожизненная власть главы государства
Г) коллегиальный принцип принятия решений
Д) принцип выборности высших органов власти
1) монархия
2) республика

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами
А Б В Г Д


11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Социологические опросы показали, что граждане предпочитают видеть на руководящих постах мужчин, а не женщин. (Б) Печально, что не только мужчины, но и женщины скептически относятся к возможностям представительниц слабого пола занимать самые ответственные посты. (В) Среди государственных постов, где женщины могли бы успешно работать, опрошенные отмечают должности министров культуры, здравоохранения, образования.

Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Ответ:
А Б В

4) все входящие в Z территории управляются из центра.

3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется

1) формой правления

2) политическим режимом

3) формой государственного устройства

4) государственным суверенитетом

4. Верны ли суждения о политике?

А. Политикой называют сферу деятельности, связанную с реализацией общезначимых интересов с помощью власти.

Б. Вопросы охраны законности и правопорядка относятся к внутренней политике государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Устойчивая, формализованная организация, объединяющая людей с общими взглядами и интересами, стремится к участию в осуществлении государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) профессиональный союз

3) политическая партия

4) парламентская фракция

6. Органы местного самоуправления в РФ

1) самостоятельно управляют муниципальной собственностью

2) обеспечивают проведение в РФ единой финансовой политики

3) утверждают федеральные налоги и сборы

4) принимают меры по охране государственных границ

7. Верны ли суждения о государстве?

А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном обществе.

Б. Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что относится к внешним функциям государства?

1) охрана законности и правопорядка

2) формирование государственного бюджета

3) развитие международного сотрудничества

4) осуществление социальной политики

9. В приведенном списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного политического режима и различия демократического политического режима и тоталитарного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) способ осуществления государственной власти

2) отражение уровня политической свободы в обществе

3) политический плюрализм

4) отсутствие правового государства

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и формами правления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

А) наследование власти

Б) источником власти признается народ

В) бессрочная пожизненная власть главы государства

Г) коллегиальный принцип принятия решений

Д) принцип выборности высших органов власти

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) Социологические опросы показали, что граждане предпочитают видеть на руководящих постах мужчин, а не женщин. (Б) Печально, что не только мужчины, но и женщины скептически относятся к возможностям представительниц слабого пола занимать самые ответственные посты. (В) Среди государственных постов, где женщины могли бы успешно работать, опрошенные отмечают должности министров культуры, здравоохранения, образования.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни госу­дарственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознан­ный выбор в пользу той программы дальнейшего разви­тия страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспе­чить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязу­ются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмеши­ваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено нака­зание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С. Гаджиева

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

14. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

9 класс Контрольная работа по теме «Политика». Вариант №2

1. К сфере гражданского общества относится деятельность?

3) союза писателей

4) верховного суда

2. В состав государства Z входят несколько штатов, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое для всех штатов законодательство, образуются общегосударственные высшие органы власти. На основе приведенных фактов можно сделать вывод, что Z – это государство

3. Верны ли суждения о политической власти?

А. Политическая власть представляет собой разновидность общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, ученые называют формой государственно-территориального

5. Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?

1) назначение министров правительства

2) разработка образовательных программ

3) принятие законов

4) участие в парламентских выборах

6. Органы местного самоуправления в РФ формируются

1) органами исполнительной власти

2) путем выборов и референдумов, осуществляемых гражданами

3) на заседаниях Государственной Думы

4) главами субъектов РФ

7. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».

Б. Согласно Конституции РФ, средства массовой информации являются одной из ветвей власти.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что отличает государство от других политических организаций?

1) Исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) наличие профессионального аппарата

9. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) Граждане голосуют за представителей политических партий.

2) Граждане участвуют в управлении делами государства.

3) Граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона.

4) Граждане свободно выражают свое мнение в режиме тайного голосования.

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

А) верховенство права

Б) обеспечение свободных выборов

В) однопартийная система

Г) монополия единственной идеологии

Д) терпимое отношение к инакомыслию

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) В 2004 и 2014 гг. социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан страны на Z тему взаимодействия органов государственной власти. (Б) Доля тех, кто считает, что все ветви власти должны быть независимыми, увеличилась. (В) Не может не радовать, что среди жителей страны Z демократические взгляды стали более популярны.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

Существуют люди, которые хотят быть ведомыми в силу характера пассивного и склонного к почтительности или же характера, эгоистически рассчитывающего на выгоды, вытекающие из послушания либо из оказания поддержки признанным авторитетам. Далее, есть много людей, которые вообще не имеют вкуса к участию в общественной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности заниматься общественными делами, остаются к ним равнодушны и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избежать известных неприятных сторон участия в общественной жизни. Наконец, существует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, которые сами диктуют выбор для руководства организованным обществом и обуславливают нужное обществу руководство и его правильную организацию

Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и сами руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам и требованиям, которые предъявляет демократия к зрелому человеку-гражданину.

Обязанности двусторонни: нравственному уровню настоящего руководителя-демократа должен соответствовать нравственный уровень зрелых масс руководимого народа. Они следуют за своим настоящим руководителем так, как следует за творцом художником те, кого он силой своего творчества увлекает в иные сферы и царства.

(Адаптировано по кн. Э. Бенеша)

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. Какую характеристику обязанностей участников общественной жизни в условиях демократии дает автор? Как он объясняет эту характеристику?

14. Какие качества (черты, свойства), по мнению Бенеша, характеризуют личность, готовую и способную вести за собой других и руководить организованным обществом? Назовите любые четыре из них.

9 класс Контрольная работа по теме «Политика». Вариант №3

1. Для обозначения совокупности внегосударственных общественных отношений и организаций используют понятие?

1) правовое государство

2) гражданское общество

3) социальное государство

2. В государстве Z президент формирует правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Z ?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

3. Верны ли суждения о политической власти?

А. Политическая власть осуществляется только государством.

Б. Политическая власть предполагает возможность и реальную способность субъекта политики проводить свою волю.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Способ осуществления политической власти, который отражает уровень политической свободы в обществе, ученые называют

1) формой правления

2) политическим режимом

3) государственным суверенитетом

4) национально-государственным устройством

5. Организация N , объединяющая сторонников усиления роли государства в экономической жизни общества, готовится принять участие в предстоящих парламентских выборах. Организация имеет четкую организационную структуру, закрепленную в уставе. Данная организация – это

1) политическая партия

2) парламентская фракция

3) государственный аппарат

4) общественная организация

6. Только в условиях тоталитарного режима

1) существует монополия на власть одной политической партии

2) граждане обязаны подчиняться законам

3) государство не вмешивается в дела гражданского общества

4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе

7. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства других государств.

Б. Суверенитет государства означает его право выступать в качестве независимого и самостоятельного участника международных отношений.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что является признаком любого государства?

1) право на взимание налогов

2) идеологическое многообразие

3) разделение властей

4) республиканская форма правления

9. В приведенном списке указаны черты сходства монархии и республики и различия монархии и республики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) форма правления

2) выборность высших органов власти

3) наличие вооруженных сил государства

4) наследование власти

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН

А) тайная подача голосов

Б) формирование органов государства

В)установленная периодичность проведения

Г) выражение согласия (несогласия) с поставленным вопросом

Д) свободное и добровольное участие граждан

1) только выборы

2) только референдум

3) и выборы и референдум

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) Думаем, что в государстве N сформировался антидемократический режим. (Б) Власть сосредоточена в руках одной политической партии, в средствах массовой информации представлена только позиция правительства. (В) Вызывают опасение и попытки запрещения оппозиционных партий и движений

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым на самом деле, но внутреннее надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных

Жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры; фак­то­ры про­из­вод­ства; граж­дан­ское об­ще­ство; вы­бо­ры; об­ра­зо­ва­ние.

Вы­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия и рас­крой­те смысл лю­бо­го од­но­го из них.

2. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика связана с участием в делах государства.

Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях?

А. По­ли­ти­че­ские пар­тии объ­еди­ня­ют людей с близ­ки­ми взгля­да­ми на со­ци­аль­ные про­бле­мы.

Б. Де­мо­кра­ти­че­ско­му ре­жи­му при­су­ща мно­го­пар­тий­ность.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д) многопартийная система

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буква.

6. Срав­ни­те вы­бо­ры и ре­фе­рен­дум. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) тай­ное го­ло­со­ва­ние граж­дан

2) граж­да­не вы­ра­жа­ют одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го-либо ре­ше­ния, за­ко­на

3) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­тов на го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти

4) пра­вом го­ло­са об­ла­да­ют толь­ко со­вер­шен­но­лет­ние граж­да­не

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском об­ще­стве?

А. Граж­дан­ское об­ще­ство вклю­ча­ет в себя ини­ци­а­тив­ные объ­еди­не­ния и ор­га­ни­за­ции на­се­ле­ния.

Б. В де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет партнёром го­су­дар­ства в раз­ре­ше­нии об­ще­ствен­ных дел.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8.Политическая сфера жизни общества проявляется в

1) создании партий 2) расширении государственного сектора в промышленности

3) проведении конкурса самодеятельности 4) создании музея

9.Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политики – это

1)политический режим 2) форма правления 3)форма административного устройства 4) государственный суверенитет

10.Конституция РФ была принята

1)Федеральным Собранием 2) думским комитетом

3)Государственным Советом 4)всенародным голосованием

11.Верховная власть в государстве N передается по наследству. Какая информация дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N является абсолютной монархией.

1)монарх утверждает главу кабинета министров

2)парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3)власть монарха не имеет законодательных ограничений

4)монарх является верховным главнокомандующим

12. Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?

13. Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

14. Представителем какой ветви го­су­дар­ствен­ной вла­сти яв­ля­ет­ся пред­се­да­тель правительства?

15. За­пол­ни­те про­пуск в таб­ли­це.

Орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти

Раз­ра­бот­ка и ис­пол­не­ние

Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ

Раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов РФ

16. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) обеспечение правопорядка

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве

с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

17. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.

Б. Политика связана с отношениями власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18.Объясните, что такое многопартийность. Назовите российские политические партии, которые вам известны .

Контрольная работа по обществознанию по теме: Политика. 9 класс

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

Страта; доход; власть; демократия; собственность.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества.

Б. Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) гарантии прав и свобод личности

Б) власть единой массовой партии

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

6. В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) является (-ются) выражением народовластия

2) проводится (-ятся), как правило, регулярно

3) служит формой демократии

4) предполагает выдвижение кандидатов

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мест­ном са­мо­управ­ле­нии?

А. Мест­ное са­мо­управ­ле­ние обес­пе­чи­ва­ет раз­ви­тие управ­ля­е­мой тер­ри­то­рии в ин­те­ре­сах жи­те­лей.

Б. Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния имеют свой круг пол­но­мо­чий, от­лич­ный от пол­но­мо­чий ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

9.К отличительным признакам правового государства относится

1)наличие армии и полиции 2)разделение и независимость ветвей власти

3)деятельность по поддержанию общественного порядка 4)суверенитет государства

10.Функцией государства является

1)разделение властей 2)суверенитет 3)поддержание общественного порядка 4)наличие государственного аппарата

11. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

12.Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

13.Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

14.Объединение нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1)конфедерация 20 федерация 3) унитарное государство 4)республика

15.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти

Раз­ра­бот­ка и ис­пол­не­ние

Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ

Раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов РФ

16. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми де­мо­кра­тии и при­ме­ра­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

А) все­на­род­ное из­бра­ние пре­зи­ден­та

В) выбор де­пу­та­тов пар­ла­мен­та

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

17. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мест­ном са­мо­управ­ле­нии в РФ?

А. Мест­ное са­мо­управ­ле­ние осу­ществ­ля­ет­ся граж­да­на­ми путём ре­фе­рен­ду­ма, вы­бо­ров, дру­гих форм пря­мо­го во­ле­изъ­яв­ле­ния.

Б. Струк­ту­ра ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством РФ.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

18.Что такое политическая партия? Назовите, какие вам известны политические партии на современном этапе.

Ключ к контрольной работе

1- 1. Понятия: гражданское общество, выборы.

2. Смысл понятия:

гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и ассоциация, выражающих и защищающих разнообразные интересы членов общества;

выборы — процедура избрания на должность или в орган власти лица, путем голосования за него определенной категории людей.

Единая Россия, КПРФ,ЛДПР, Справедливая Россия.

Ключ к контрольной работе

1- 1. По­ня­тия: власть, де­мо­кра­тия.

2. Смысл по­ня­тия:

власть — воз­мож­ность на­вя­зать свою волю, управ­лять или воз­дей­ство­вать на дру­гих людей;

де­мо­кра­тия — по­ли­ти­че­ский режим, при ко­то­ром ис­точ­ни­ком вла­сти яв­ля­ет­ся сам народ.


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 928 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

Глава 1. Политика

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Политика

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 15.12.2019 46727
  • DOCX 36.5 кбайт
  • 1068 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шурпо Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«Родительство без страхов»

64 минуты

«Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

66 минут

«Теория и методика преподавания географии в соответствии с ФГОС»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

4) все входящие в Z территории управляются из центра.

3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется

1) формой правления

2) политическим режимом

3) формой государственного устройства

4) государственным суверенитетом

4. Верны ли суждения о политике?

А. Политикой называют сферу деятельности, связанную с реализацией общезначимых интересов с помощью власти.

Б. Вопросы охраны законности и правопорядка относятся к внутренней политике государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Устойчивая, формализованная организация, объединяющая людей с общими взглядами и интересами, стремится к участию в осуществлении государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) профессиональный союз

3) политическая партия

4) парламентская фракция

6. Органы местного самоуправления в РФ

1) самостоятельно управляют муниципальной собственностью

2) обеспечивают проведение в РФ единой финансовой политики

3) утверждают федеральные налоги и сборы

4) принимают меры по охране государственных границ

7. Верны ли суждения о государстве?

А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном обществе.

Б. Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что относится к внешним функциям государства?

1) охрана законности и правопорядка

2) формирование государственного бюджета

3) развитие международного сотрудничества

4) осуществление социальной политики

9. В приведенном списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного политического режима и различия демократического политического режима и тоталитарного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) способ осуществления государственной власти

2) отражение уровня политической свободы в обществе

3) политический плюрализм

4) отсутствие правового государства

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и формами правления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

А) наследование власти

Б) источником власти признается народ

В) бессрочная пожизненная власть главы государства

Г) коллегиальный принцип принятия решений

Д) принцип выборности высших органов власти

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) Социологические опросы показали, что граждане предпочитают видеть на руководящих постах мужчин, а не женщин. (Б) Печально, что не только мужчины, но и женщины скептически относятся к возможностям представительниц слабого пола занимать самые ответственные посты. (В) Среди государственных постов, где женщины могли бы успешно работать, опрошенные отмечают должности министров культуры, здравоохранения, образования.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни госу­дарственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознан­ный выбор в пользу той программы дальнейшего разви­тия страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспе­чить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязу­ются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмеши­ваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено нака­зание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С. Гаджиева

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

14. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

9 класс Контрольная работа по теме «Политика». Вариант №2

1. К сфере гражданского общества относится деятельность?

3) союза писателей

4) верховного суда

2. В состав государства Z входят несколько штатов, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое для всех штатов законодательство, образуются общегосударственные высшие органы власти. На основе приведенных фактов можно сделать вывод, что Z – это государство

3. Верны ли суждения о политической власти?

А. Политическая власть представляет собой разновидность общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, ученые называют формой государственно-территориального

5. Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?

1) назначение министров правительства

2) разработка образовательных программ

3) принятие законов

4) участие в парламентских выборах

6. Органы местного самоуправления в РФ формируются

1) органами исполнительной власти

2) путем выборов и референдумов, осуществляемых гражданами

3) на заседаниях Государственной Думы

4) главами субъектов РФ

7. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».

Б. Согласно Конституции РФ, средства массовой информации являются одной из ветвей власти.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что отличает государство от других политических организаций?

1) Исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) наличие профессионального аппарата

9. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) Граждане голосуют за представителей политических партий.

2) Граждане участвуют в управлении делами государства.

3) Граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона.

4) Граждане свободно выражают свое мнение в режиме тайного голосования.

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

А) верховенство права

Б) обеспечение свободных выборов

В) однопартийная система

Г) монополия единственной идеологии

Д) терпимое отношение к инакомыслию

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) В 2004 и 2014 гг. социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан страны на Z тему взаимодействия органов государственной власти. (Б) Доля тех, кто считает, что все ветви власти должны быть независимыми, увеличилась. (В) Не может не радовать, что среди жителей страны Z демократические взгляды стали более популярны.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

Существуют люди, которые хотят быть ведомыми в силу характера пассивного и склонного к почтительности или же характера, эгоистически рассчитывающего на выгоды, вытекающие из послушания либо из оказания поддержки признанным авторитетам. Далее, есть много людей, которые вообще не имеют вкуса к участию в общественной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности заниматься общественными делами, остаются к ним равнодушны и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избежать известных неприятных сторон участия в общественной жизни. Наконец, существует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, которые сами диктуют выбор для руководства организованным обществом и обуславливают нужное обществу руководство и его правильную организацию

Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и сами руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам и требованиям, которые предъявляет демократия к зрелому человеку-гражданину.

Обязанности двусторонни: нравственному уровню настоящего руководителя-демократа должен соответствовать нравственный уровень зрелых масс руководимого народа. Они следуют за своим настоящим руководителем так, как следует за творцом художником те, кого он силой своего творчества увлекает в иные сферы и царства.

(Адаптировано по кн. Э. Бенеша)

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. Какую характеристику обязанностей участников общественной жизни в условиях демократии дает автор? Как он объясняет эту характеристику?

14. Какие качества (черты, свойства), по мнению Бенеша, характеризуют личность, готовую и способную вести за собой других и руководить организованным обществом? Назовите любые четыре из них.

9 класс Контрольная работа по теме «Политика». Вариант №3

1. Для обозначения совокупности внегосударственных общественных отношений и организаций используют понятие?

1) правовое государство

2) гражданское общество

3) социальное государство

2. В государстве Z президент формирует правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Z ?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

3. Верны ли суждения о политической власти?

А. Политическая власть осуществляется только государством.

Б. Политическая власть предполагает возможность и реальную способность субъекта политики проводить свою волю.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Способ осуществления политической власти, который отражает уровень политической свободы в обществе, ученые называют

1) формой правления

2) политическим режимом

3) государственным суверенитетом

4) национально-государственным устройством

5. Организация N , объединяющая сторонников усиления роли государства в экономической жизни общества, готовится принять участие в предстоящих парламентских выборах. Организация имеет четкую организационную структуру, закрепленную в уставе. Данная организация – это

1) политическая партия

2) парламентская фракция

3) государственный аппарат

4) общественная организация

6. Только в условиях тоталитарного режима

1) существует монополия на власть одной политической партии

2) граждане обязаны подчиняться законам

3) государство не вмешивается в дела гражданского общества

4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе

7. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства других государств.

Б. Суверенитет государства означает его право выступать в качестве независимого и самостоятельного участника международных отношений.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что является признаком любого государства?

1) право на взимание налогов

2) идеологическое многообразие

3) разделение властей

4) республиканская форма правления

9. В приведенном списке указаны черты сходства монархии и республики и различия монархии и республики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) форма правления

2) выборность высших органов власти

3) наличие вооруженных сил государства

4) наследование власти

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН

А) тайная подача голосов

Б) формирование органов государства

В)установленная периодичность проведения

Г) выражение согласия (несогласия) с поставленным вопросом

Д) свободное и добровольное участие граждан

1) только выборы

2) только референдум

3) и выборы и референдум

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) Думаем, что в государстве N сформировался антидемократический режим. (Б) Власть сосредоточена в руках одной политической партии, в средствах массовой информации представлена только позиция правительства. (В) Вызывают опасение и попытки запрещения оппозиционных партий и движений

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым на самом деле, но внутреннее надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: