Что будет на страшном суде андрей ткачев
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 12.09.2024
Предпоследняя подготовительная к Великому Посту неделя посвящена, дорогие братья и сестры, теме Страшного Суда. Обычно, когда Церковь нечто отмечает, мы поздравляем друг друга с этим событием, точнее с памятью о нем. Но, согласитесь, было бы странно поздравлять себя и ближних со Страшным Судом. Видимая идея этой притчи предельно проста. По правую сторону оказываются те, кто заслужил прощение, милость, потому что они похожи на Бога, – агнцы на Агнца. С левой стороны, наоборот, негодяи, – те, кто грешил, те, кто попирал божественные законы, унижал людей, разрушал себя и окружающий мир, поэтому по справедливости они – козлища оказываются слева от Христа Судии. Но чтобы разобраться в притче основательно, нельзя не посмотреть туда, куда, на самом деле, попадают грешники.
«Преисподняя станет домом моим», – говорит царь и пророк Давид. Но Ветхий Завет ничего не знает о преисподней. Только Новый Завет устами Спасителя говорит нам о том, что «пламень там не угасает и скрежет зубов не прекращается». Что это за символика? Отец Сергий Булгаков как-то сказал об аде, точнее о тамошнем времяпрепровождении: «Душа будет вечно смотреться в череду дней, безумно загубленных ею».
Представьте, что ничего уже не поправить, не изменить, и это непоправимое – единственное, что будет теперь у меня перед глазам, вечно, бесконечно. Человек может оказаться в ситуации, когда невидимый оператор его ума будет раз за разом прокручивать плёнку его жизни, всё время, концентрируя внимание на тех моментах, которые вызывают у него лишь чувство максимального стыда и боли, которые, в общем-то, и стали причиной его отвержения от Бога. «Я не смог. Я не захотел. Я не сделал или не захотел сделать – какая теперь разница? Нет слёз, чтобы они потекли из глаз, нет рук, чтобы поднять их к небу, нет ног, чтобы упасть на колени». Говорят, что физическая боль не может быть бесконечной, потому что наш мозг, в случае такой невыносимой боли, «включает» некий защитный механизм, и мы просто теряем сознание, перестаем терпеть невыносимое. Но когда душа разделена с телом, когда тела больше нет, остаётся только душевная боль. И она, по мнению всех мировых религий, безгранична. Об этом говорят многие, а не только христианские мистики. Боль душевная – не имеет границ, она беспредельна…
И всё это происходит после Страшного Суда. Те, кто оказываются с левой стороны, обречены на вечную муку. Когда я размышляю над этим, я, как правило, вспоминаю слова молитвы «Отче наш». В русском и славянском переводе, звучащем на нашей Литургии, нечто утрачено. Священник перед тем, как возгласить начало поминовения Отца Небесного, произносит: «И сподоби нас Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывать Тебе Небесного Бога Отца и глаголати». Так вот, это перевод и он не совсем верный. В греческом оригинале сказано так: «И позволь нам… со дерзновением… сметь называть Тебя Богом Отцом». Почему? Потому что Ветхий Завет не знал этого обращения, не знал его по сути. Не знали этого обращения и мировые религии. И когда это дерзновение – называть Бога Отцом, звучит из наших уст, мы должны спросить себя: а что это значит – Бог Отец, что есть небесное Отцовство в нашей жизни?
Лично я представляю это отцовство по аналогии со своим собственным, обычным, человеческим. Конечно, я знаю, что мой сын, увы, не всегда меня радует. Бываю этому свидетель чуть ли не ежедневно. Но если предположить, что он из-за этого ужасно боится меня? Боится до смерти, потому что виноват передо мной, то тогда кто мы друг для друга. Для чего нужен этот страх? Чем и зачем я его пугаю? Наказанием. С целью остановить его на тех путях, которые могут привести его к гибели, если его хорошенько не одёрнуть. Согласен, в этом случае это – справедливый, законный страх. Но если пойти еще дальше, и предположить, что мой сын, несмотря ни на что, все же сотворит нечто ужасное, нечто недостойное своего сыновства, человеческого звания, принадлежности к нашей семье? Какой будет тогда моя реакция, каким будет моё поведение? Убежден, что я буду испытывать стыд за него, жгучую боль, может быть, даже отчаяние… Но представить, что я вынесу смертный приговор своему сыну, перестану его любить за то, что он получился таким по своей воле, из-за своего собственного поведения – это невозможно, этого я представить не в силах. А вот Отец Небесный, оказывается, это может, ибо однажды Он скажет некоторым из нас: «Отойдите от Меня, проклятые, в огнь вечный уготованный дьяволу и ангелом его». Как же это понять?
Может быть, поэтому этот суд и называется Страшным, ибо в самый последний и главный момент нашей жизни – в момент нашей личной встречи с Богом, мы испытаем самое жгучее разочарование. Разочарование от того, что Отец прошёл мимо своих никудышных детей, и даже более того – жестоко и навсегда отверг их. Неужели это так? Нет, конечно. Как бы моралистически не будоражила наше сознание эта притча, – а будоражит она его одним простым вопросом: если Бог Отец, и если Он действительно любит, почему в конце мировой истории многие из нас окажутся нелюбимыми? Так вот, как бы нас этот вопрос не мучил, ответ на него коренится в том, кто мы люди есть по сути, и в особенности, кем мы становимся, когда отпадаем от Бога… Понимаете, закоснелому грешнику на Суде не покажут ничего нового. Ничего того, что, образно выражаясь, запугивало бы его извне, снаружи. Потому что самое страшное и очевидное – это я сам. Один современный европейский кинематографист, обыгрывая в своем фильме дантовскую «Божественную комедию», представил это в форме выразительного диалога между двумя героями, стоящими над пропастью в преисподнюю:
– Там нет огня.
– Откуда ты знаешь?
– Я уже был там, просил прикурить. Мне не дали. Сказали, каждый приходит со своим…
К сожалению, внутри каждого из нас есть и Божественный огонь, и адское пламя. И когда мы этому адскому пламени даем возможность вырваться на свободу, когда я делаю так, что только это пламя во мне и горит, не давая божественному огню заявить о себе, то тогда, естественно, возникает вопрос: а как Бог, не разрушив моей свободы, может помиловать меня такого, как может соединить с Собою? Да, Он не перестает меня любить, как и я не перестаю любить своего грешного сына. Но пустить меня столь «адско-огненного» в Свое Царство, к ангелам и праведникам, в святое бытие, значит в первую очередь подвергнуть самого меня мучительному природному несоответствию… Должно быть, так чувствует себя грабитель-рецидивист, оказавшийся в обществе интеллигентов-искусствоведов, которых он не в силах терроризировать… Согласитесь, для него эта непонятная, чужая по духу компания мучительней самой тюрьмы, где ему, хотя и трудно, но все сродни. Поэтому Исаак Сирин и сказал: «Грешники в аду посекаются бичом любви Божией». Для проклятого своими деяниями грешника лучше оказаться в аду, чем рядом с Богом и Его святыми. Попробуйте представить отца, который прощает убийцу Каина. Но прощает не в смысле: «Я тебя жалею», а прощает со словами: «Забудем. Хотя ты и не просишь прощения, я тебя все равно прощаю. Живи и делай, что хочешь». Что тогда будет? Тогда Каин перебьёт всех своих родственников, всех, кого не сможет превратить в свои страшные копии…
Поэтому любовь Бога Отца к каждому из нас безгранична, она не исчезает даже в случае, когда мы своей земной жизнью выбрали «левую сторону». Увы, но обрекшему себя на ад – в аду все же лучше, ибо, если такого механически поместить в рай, – это либо измучить его же онтологическим несоответствием раю, либо разрушить рай. И это не означает, что Бог перестаёт переживать об отверженных, вот только им на это наплевать; «врата ада, – говорил Клайв Льюис, закрыты изнутри». Крест – вот вечный символ того, что сделал Бог для того, чтобы ада не было. Но поскольку и перед Крестом наша человеческая свобода сохраняется, в случае, если я упорно хочу оказаться по левую сторону, я там и окажусь: «и в итоге, каждый умрет той смертью, которую придумает сам». Не дай Бог, братья и сестры, чтобы это произошло с нами, но притча о Страшном Суде, при всей своей сложности, всё-таки говорит нам не о справедливости наказания. Она говорит нам о любви, которая просто не может поступить иначе. Аминь.
Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева
Экзамен не так уж страшен, если испытуемый готовился по всем билетам. Вот если известен только предмет по имени, а что и в каком объеме будут спрашивать, не известно, тогда экзамен – это подлинная экзекуция. В случае с Великим днем Суда Христова нам объявлено заранее, по каким статьям мы будем испытуемы, какие, иными словами, вопросы в билетах. Страшно будет в основном тем, кто учится «традиционно»: прогуливает пары, не открывает учебник и лишь за день до экзамена тщетно стремится нагнать все, что преступно упущено за время семестра.
Итак, нам сказано, что Христос голоден, раздет, временами лежит в больнице или сидит за решеткой, что Христос – странник. А от нас требуется оказать ему посильную любовь взамен на ответный призыв: «Придите, благословенные, наследуйте приготовленное для вас Царство». Не думаю, что дело в одном лишь человеколюбии и теперь все волонтеры и все благотворители, все филантропы могут спокойно расслабиться. Солью является не само добро, оказанное ближнему. Соль – это, прежде всего, зрение Христа перед собой. Не добро, оказанное по родству, и не добро, совершенное из нежных чувств, внезапно нахлынувших на душу, спасает. Сюда же относится добро, сделанное по принципу: ты – мне, я – тебе. Спасает, прежде всего, умение видеть Господа.
В Своем Воплощении Сын Божий умалился и унизился. Воображать себе Его сидящим на Престоле не стоит. Стоит увидеть Его в том, кто находится рядом. Это и есть подлинный подвиг веры, и он имеет награду.
«Христос посинел от холода!»; «Христос у твоих ворот протягивает руку!»; «Христос не ел уже который день»… В таких выражениях Златоуст привычно будит совесть своих слушателей, спрашивая: «Как ты можешь менять коней и колесницы, забивать дом дорогой посудой и одеждой?! Или ты не веришь или забыл о том, что предъявят тебе на Страшном Судилище?» Тема актуальна во все дни до скончания века.
Вера – это зрячесть. Израиль – «зрящий Бога». Церковь вполне достойна именоваться, да и именуется, Новым Израилем. И сначала нужна именно зрячесть, даруемая верой, а уже потом добрые дела. Если знаешь, Кому благотворишь, то и поданный стакан воды не пропадет без пользы. Иначе человеческое добро удобно разъедается, как мышами или ржавчиной, самохвальством, зачислением себе мнимых заслуг, всплесками кровяной активности. А «плоть и кровь Царствия Божия наследовать не могут».
Стремление к добру вложено в человека. Но в случае отсутствия веры человек жар сердца растратит на дела странные и сомнительные. Мало ли мы слышали, к примеру, о голливудских знаменитостях, из жалости к пушному зверю проповедующих отказ от меховой одежды? Тоже добро вроде бы, но в защитную броню на Суде это добро вряд ли превратится. Борьба против ожирения, борьба за экологию, борьба за всевозможные надуманные права – это как раз лихорадочная деятельность человечества, у которого проблемы с верой.
Блажен человек, который на Суде услышит от Господа: «Я тебя знаю».
Ты, например, всего один раз, но именно ради Христа, достал из набитого тряпками шкафа свитер или пальто и отдал озябшему нищему. Возможно, именно в этом свитере или в этом пальто Христос и явится твоему взору в Последний день. «Ты был у Меня в тюрьме». «Ты заступился за Меня». И стоит сегодня вспомнить, а что, собственно, сделал (сделала) я именно для Христа и ради Христа, а не по другим мотивам.
Людей без добрых дел, возможно, совсем нет в природе. Но людей, видящих умным взором то, о чем говорит Евангелие, до крайности мало. Мало людей, посвятивших лично Спасителю все свои труды. И для того, чтобы сделанное не разлетелось прахом, хотя бы раз в год для нас звучит напоминание о том, что дела меняют свою ценность, вырастают в значении, потом идут вслед за нами именно от факта внутреннего посвящения Господу.
Кстати, в обратную сторону закон тоже работает. Кто-то одевал или питал Христа. Но кто-то раздевал Его. Обманывал, выселял из квартиры. Кто-то клеветал и плел сети, злорадствовал и вел себя, как змей при дороге. В данном случае слова: «Это вы Мне сделали» – тоже придется услышать.
Ничего большого и сложного от нас не требуется. Мы и так будем ходить в больницы и делиться пищей, принимать гостей и дарить подарки. Нам только нужно исполнить слово: «Помни Господа всегда». И тогда сделанное превратится в сокровище.
Здесь в Евангелии не звучит ни слова о посте или иных видах аскетизма. Речь только об элементарной человечности, в которую поместили щепотку соли, и она стала подлинно вкусной. «Всякая жертва солью осолится». «Имейте соль в себе». Если же соль потеряет силу, то судьба ее – попрание ногами.
Евангелие легкое! Умное, но легкое! Очень умное и очень легкое!
На Суде будет хорошо тем, кто во Христе умен, а не тем, кто горы переворачивал. Вот, хорошо известно, что стоит никого не судить – и сам ты на Суде будешь без осуждения. Теоретически это известно многим…
Присмотритесь к человеку, чуждому осуждения, если такой, конечно, есть возле вас. Тот, кто не осуждает, совершает большие внутренние усилия, а внешне вроде бы ничем и не занят. Так же и благотворитель. Действуя с верой, он совершает простейшие вещи, а награда за них – будущая жизнь в Городе из золота и с жемчужными воротами.
Все торговцы мира, – говорит Николай Сербский, – стремятся купить дорогое подешевле и продать дешевое дорого. Один только Христос выкупает дешевое (жизнь Своего творения) бесценной Кровью и продает вечное блаженство за всем доступную цену.
Не воспользоваться этими живыми и простыми словами можно только по одной причине – по причине безверия. Безверие – это имя нашей эпохи.
Апостолы и ангелы. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева
И нам заранее было сказано отцами, что христиане последних времен славой дел своих будут ничтожны в сравнении с христианами древности. Но сказано далее, что если сохранят веру, то будут выше древних.
Все усилия стоит положить на то, чтобы вера Божия жила, и действовала, и никуда не исчезала. В этом случае даже скудные усилия в добре прикроют нашу наготу и облекут нас в одежды брачные в тот Великий День, когда даже Ангелам будет страшно.
Продолжается Великий пост, а вместе с ним – родительские недоумения: надо ли «постить» детей, как, с какого возраста, насколько строго? Как показать пример поста, когда мы – те еще «великие постники» и позволяем себе послабления?
Детям поститься необходимо, подражая родителям, и это главное. Важно нарабатывать навык, формировать привычку. В какой мере и по каким принципам выстраивать детский пост, это детали, которые во многом определяют приходской священник и родители ребенка.
Тем мамам и папам, для кого вопросы о собственном посте ещё до конца не разрешены, отвечает проповедник, автор книг, блогер протоиерей Андрей Ткачев. Это по-ткачёвски прямолинейное, точное и эмоциональное высказывание мы нашли на его интернет-канале. «На Страшном Суде Господь Бог Иисус Христос покажет тебе на балерину…» – озаглавлена короткая статья отца Андрея. Интересно, почему? Слово священнику.
Радость – в перемене жизни
«…Великий Пост пройдет очень быстро. Пролетит – и будет Пасха Святая. И будет очень жалко человеку, опять, в очередной раз толком и не попостившемуся. Или из-за суеты, или из жалости к себе многие не постятся.
Я не знаю, с каким чувством люди едят пасхальное яйцо, «крашенки» эти, если они весь пост себе в яичнице не отказывали.
Какой смысл тогда в этих колбасах, в этих сырах, яйцах, если человек как ел скоромное, так и ел? Какая в этом радость? Радость заключается именно в перемене жизни. Умение, так сказать, «трудиться и отдыхать», умение «напрячься и расслабиться», – оно делает человека умным.
Человек обязательно должен различать несколько понятий. Надо понимать, что – Небесное, а что – земное. Что – святое, а что – грешное. Что – праздничное, а что – будничное.
Если человек в одной и той же одежде ходит, например, и к детям на свадьбу и на огород (копать грядки), то это какой-то глупый человек. Он не понимает разницы между тем и тем.
И если человек не понимает разницы между постом и праздником, не понимает разницы между святым и грешным, то, как мудрецы говорят, что это уже «не очень даже человек».
Вот так же и пост святой, он обязательно нужен – для того, чтобы почувствовать вкус простой пищи. Как говорили древние: «Если хочет есть человек – дайте ему хлеба!» Могут сказать: «Он хлеб не хочет!» – Значит, он и есть не хочет!
В пост можно ощутить вкус воды и хлеба
В посту нужно вкус простой воды человеку ощутить. И вкус простой пищи.
Понимаете? Кто из вас просто хлеб ест, чтобы голод утолить? – Никто. Даже самый бедный человек сегодня не ест просто хлеб для того, чтобы голод утолить. Он этот хлеб чем-то намажет, что-то на него сверху положит, что-то с чем-то добавит, понимаешь.
И вот, хотя бы в пост, нужно попробовать вернуть себе вкус простой пищи: простого хлеба, простой воды. Не «Спрайта», не «Колы», а – простой воды!
И, конечно, запретить человеку есть то, что не нужно есть в посту. Хотя бы ради того, чтобы на Пасху порадоваться. Иначе нет радости у людей в жизни. Понимаете? Ну – нет радости!
Нет поста, нет воздержания, нет молитвы, нет какой-то строгости к себе. Поэтому – радости нет. Поэтому все печальные.
Кто сильнее постится, чем мы? Сильней монахов постятся балерины (чтоб вы знали!) Им нельзя съесть вообще ничего. Они худые как стиральные доски, в них по сорок килограмм веса до старости, и они кусочек жареной картошки съесть не могут.
Ради Христа? – Не ради Христа. А для чего? – А чтоб на сцене прыгать как можно дольше.
Вот. А мы ради Господа Иисуса Христа не можем себе отказать в «какой-то там еде». Вот непонятно это.
Когда будет Страшный Суд, ты скажешь: «Я не мог поститься! У меня работа (всякое – то да се: – я не привык, – я не люблю, – и вообще меня тошнит, и голова кружится, когда я не поем с утра)».
И Господь будет даже не на преподобного Серафима показывать, не на какого-то там святого, мученика. Да зачем?
Он тебе на балерину покажет: «Вот эта «тетка» вообще всю жизнь ничего не ела. Для того чтобы по сцене прыгать. А ты ради Меня не мог воздерживаться».
Кто-то ради спортивных целей совершает великие над собой труды. Кто-то просто чтобы похудеть садится на какие-то жуткие диеты и сбрасывает с себя за месяц-за два по тридцать-сорок килограмм.
А христианин ради любимого Христа (Которого он должен, в принципе, любить, Которому он должен служить) не может каких-то мелочей сделать. Постоять на молитве – ему «тяжело». Почитать что-нибудь – у него «внимание рассеивается».Что-нибудь не поесть – уже «трудно».
«Ах! Как? Целых семь недель! Целых сорок девять дней! Это длинно! Это тяжело!»Чепуха какая! Да? Поэтому надо серьезней в этом отношении быть к себе, и Великий пост не пропустить. Будьте серьезными, будьте внимательными, и внутри себя совершайте труд.
Пост – это внутренний труд. Евангелие нам запрещает поститься наружу, напоказ. Евангелие Христово говорит нам, чтобы мы «Умыли свое лицо, помазали голову» ( Мф.6,17 ), то есть проявили некие внешние признаки радости.
Чтобы ты не помрачал лицо свое как лицемер, не наводил на себя постную физиономию, чтобы все издалека видели, что ты – постящийся человек. Таким людям Господь говорит, что «они уже получают свою награду» ( Мф.6,16 ). То есть – награды больше не будет. А ты постись Богу в тайне. Богу, который «видит тайное и воздаст тебе явно» ( Мф.6,18 ).
Мне понравилось батюшка в субботу сказал, на страшном суде каждый будет судить сам себя по закону совести. .
Валентина, по закону совести Господь будет судить атеистов. А христиан будет судить по заповедям Господним.
Юрий. После проповеди Иоанна Крондштатского даже самые грешные люди каялись и рыдали. К нему стояли огромные очереди и люди хотели каяться именно у него Есть и теперь священники, которые своей проповедью вызывают у людей покаянные чувства. И батюшка говорил, что будет с людьми, когда они услышат обращенного к ним Господа.?
Наталья, В воскресение батюшка так толковал и я раньше слышала от священника, что когда Христос придёт, он не будет людей судить, как теперь судьи судят, а именно собственная совесть будет судить человека, при виде Иисуса Христа.
Валентина, нет. По совести только атеистов. Это надо знать. Своих, кто Его Тела и Крови причащался - по Его милости. А какова она - он сказал в воскресенье - помилуй ближнего и Он тебя помилует. Об этом воскресное Евангелие.
Валентина,
ЧЕТЫРЕ ЗАКОНА, ПО КОТОРЫМ ХРИСТОС БУДЕТ СУДИТЬ МИР
1. Совесть — это судия праведный, которого Бог поместил внутри нас. Совесть не может быть рефлексией материи во веки веков. Она — глас Божий в человеке и постоянно укоряет его, когда он грешит: «Человек, зачем ты сделал это?»
Показать полностью.
Этот закон естества существует и у китайцев, и у христиан, и у буддистов, и у брахманистов, и у магометан. Это первый закон, который Бог вложил в сердце человека при его создании и по которому мир жил до появления закона писаного.
2. Вторым законом, который, как объясняет святой Григорий Нисский2, всегда находится у нас перед глазами и непрестанно звучит с высоты небесной, подобно трубе, указывая нам на Бога, является закон творения. Итак, второй закон, имеющийся у всех нас перед глазами, — это закон творений, или создания. Ибо через естественное созерцание в духе мы восходим от разумного основания вещей к их Создателю. Что сказал Исаак Ньютон, великий английский физик, который тридцать лет был атеистом, а под конец открыл закон всемирного тяготения и увидел, что каждая планета притягивает свой самый малый спутник и не дает ему ни отдалиться, ни разбиться, ни двигаться беспорядочно в мире звезд небесных?
3. Третьим законом является закон писаный, данный Богом Моисею на горе Синай, то есть десять заповедей и весь Ветхий Завет, по которому судим будет народ избранный, то есть евреи.
4.Четвертым и последним законом является закон Благодати, закон совершенства, закон любви Иисус Христовой, то есть Святое Евангелие. По этому закону будут судимы все христиане, крещеные во имя Пресвятой Троицы.
Я слушала проповедника, он объяснил почему нельзя было убивать Каина. Для того, чтобы он жил и его мучила совесть, он говорит на его лице была тень страдания от мучений совести
Валентина, Совесть есть у каждого человека. Верующего и не верующего. Речь о другом. Как будет судить Господь людей если разные религии, или не верующего человека? Человек НЕВЕРУЮЩИЙ, не крестился и не хотел слыщать о Боге? Конечно такого человека ГОСПОДЬ БУДЕТ СУДИТЬ ПО ЕГО ЖЕ СОВЕСТИ..Если еврей, который не принял Господа и живет по книгам Моисея. Конечно будет судить такого человека по Закону Моисея. Христиане, которые приняли Христа, Господь будет судить по заповедем блаженства, заповеди любви, ибо Господь сказал." Заповедь новую даю вам, да любите друг друга". " Ну и т.д. Я же написал о 4 законах. см. выше.
Я поняла, судить будет по заповедям, но, что касается мучений, то я поняла совесть будет мучить всех.
Валентина, да. Т.к. хоть даже у некоторых и была совесть покрыта коркой бессовестности. Но после смерти все увидят Бога.
Такое время началось, некоторые священники принижают мучения в аду, говоря мол это не сковородка в огне, это просто мол. и добавляют мол человек уже при жизни в аду живет. И что думать верующему христианину? Когда в Евангелии ясно сказано о мучениях в аду: " Там будет плач и скрежет зубов"( Матфей 8. стих 12). Причем вечный плач и вечный скрежет.
Показать полностью. Святитель Григорий, ученик Василия Великого, так описывает, например, мучение грешников Ария и его последователей: " И велел Господь грозным ангелом низринуть их в лютейшую муку, где сам сатана, демоны, антихрист, и Иуда мучаются и все нечестивое сборище сатанинское. Со страшными воплями, проклятьями погрузились они в бездну огненную , кипящую смолой и серой". Это то, что касается еретиков и которые не приняли Господа и его учение.
О гневливых, раздражительных, и злопамятных грешников св. Григорий так описывает свое видение: " . по слову Господа ангелы жестоко их били огненными жезлами, низвергали в бездну, где скрежет зубов и червь неусыпающий. Они горько, неутешно рыдали, кровавые испускали слезы. Ну и т.д. о других грешниках. Все сходитсяс Евангелием в одном: " плач и скрежет зубов и огонь неугасимый ( неусыпающий)", т.е. вечный.
Юрий Водзинский ( иконописец ТСПХ, теолог ПСТГУ)
Путь к сердцу современного человека лежит через Слово: через проповеди, книги, лекции, видеоблоги, телепередачи. Отец Андрей собирает огромную аудиторию тех, кто жаждет правды, думает и размышляет, сомневается и ищет.
Помоги Господи!
Священник Андрей Ткачёв не боится называть вещи своими именами, он говорит ярко, просто и доходчиво, не заигрывая со слушателями. Это сделало его проповеди популярными в совершенно разных кругах — среди студентов, профессоров, пенсионеров, детей, атеистов и прихожан.
Сегодня отец служит в Храме свт. Василия Великого при православной гимназии и является ведущим нескольких авторских видеопроектов "Доброе утро", "Коротко о важном", "Соборная молитва" в соцсети "Елицы", автором более 60 книг.
Обсуждаем, делимся, слушаем известного проповедника - миссионера.
Страшный суд. Протоиерей Андрей Ткачев. Проповедь 11. 02. 18
Сегодня неделя о Страшном суде. Следующая – Адамово изгнание и Прощеное воскресение, начало Великого поста. Эта неделя мясопустная, запрещается есть мясо с завтрашнего дня по законному уставу.
Нам надо поговорить с вами о Страшном Божьем суде, поскольку мы все люди, которым прислали повестку, только в ней не стоит дата. И если вы бывали и участвовали в судах земных, то знаете, что это совсем не удовольствие. Чрезвычайно неприятно быть под следствием, под подозрением, под внимательным взором. Это страшно. Ведь каждый человек знает о себе, что он далек от совершенства. Если, конечно, совесть жива и он человек не глупый, то понимает, что виноват во многом.
Один немецкоязычный писатель швейцарского происхождения Фридрих Дюрренматт говорил, что если любого человека схватить на улице и посадить без объяснения причины в тюрьму, то каждый будет знать за что. Т. е., человек существо подсудимое и это, собственно, касается сегодняшнего дня.
Если сделать беглый обзор некоторых этапов мыслей человеческих о Страшном суде, то надо заметить первое: о страшно суде в Библии говориться далеко не сразу. Прошли многие и многие периоды. В библейских книгах написанных Моисеем, ничего не говориться про Страшный суд. Первый, кто начал говорить о том, что мы будем судимы, и что мертвые воскреснут, это царь Давид. Открывая Псалтирь, мы читаем в первом псалме, что грешники не устоят на суде, и нечестивые в совете праведных. То есть, люди поднимутся из земли и будут отвечать за дела свои. И в этом суде грешники не устоят, и не смогут сопротивляться праведному суду. И начиная с Давида, дальше вся эта тема развивается уже у многих пророков.
Здесь есть две темы в одной. Есть тема суда посмертного, так называемого суда частного, когда человек умирает и взвешиваются дела его. А есть всеобщее воскресение мертвых. То, о чем Господь говорит в Евангелие от Иоанна: «Не дивитесь этому, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут; и выйдут из могил – одни, которые творили добро, – для вечной, блаженной жизни, а другие, делавшие зло, – для осуждения».
Мы сегодня ведем речь о всеобщем воскрешении мертвых, которое будет в оный день, утаенный даже от ангельских сил. Если бы у нас была глубокая, братская дружба с Архангелом Михаилом, и мы спросили бы по секрету: «Скажи нам Михаил, ты самый близкий из Ангелов к Богу, когда будет Страшный суд?». То Архангел Михаил ничего бы нам не сказал. Не потому, что он не имел бы права выдавать секреты Бога, а потому, что это сокрыто даже от него. О дне том и часе никто не знает, в том числе и Ангелы. Знает только Отец, и, конечно же, что знает Отец – знает и Сын. Так вот, сегодня мы ведем речь о всеобщем воскрешении мертвых и всеобщем Страшном суде (страшным, потому, что справедливым и неподкупным, страшным, потому, что там замолчат все, там будет страшно даже и святым).
А еще мы часто говорим о посмертном суде отдельного человека. Это тоже очень важная тема. Их не нужно путать между собой. Интересно, что евреи были в Египте 400 лет. Они жили среди египетского народа, который более всех народов мира заинтересовался загробной участью человека. Таких народов больше не было, нет, и вряд ли будут. Египтяне 80% процентов жизненной энергии тратили на приготовление к будущей жизни. Благодаря теплому климату, разливам Нила, обильному урожаю, они прокармливали себя достаточно легко. Условно говоря, дров на зиму в Египте заготавливать и валять валенки не нужно. Там целый год приблизительно одинаковая погода. И живя в этом теплом, благодатном климате, и приспособившись к нему, эти люди как-то прозрели сердцем и занимались одной мыслью: «Как мне приготовиться к загробной жизни». Это были умные люди, понимающие, что есть загробная жизнь, она бесконечная в полном смысле слова, она другая, и по сравнению с ней этот краткий фрагмент нашего временного приготовления, это очень мало. Было бы очень глупо, по их мысли, всю свою силу отдать в эту жизнь, закопать. Помните, в Евангелие есть такой момент – «закопать талант в землю». Талант – денежная единица. Это не талант в смысле петь и ли играть на скрипке, а тяжелая мера взвешивания серебра. Там в притче Господь раздает всем таланты, а один хитрец взял свой и закопал в землю. Закапывания таланта в землю, это некий образ погружения всех подарков Божиих в земные дела. Исключительно в земные. Ничего для неба, только в землю. И эти люди, древние египтяне, не знаю почему, прозрели в этом отношении, и на протяжении многих столетий только тем и занимались, что готовились к вечности. Вот у них как раз и было представление о загробном суде для человека.
Они представляли, что там, на суде перед Осирисом, будет взвешиваться сердце человеческое. Причем, были специальные клятвы на сердце: «Сердце мое, не выдавай меня». У них было множество книг, написанных про это. Египтология сама по себе бездонна, в ней можно утонуть. Интересно, что по мнению древних египтян, человек должен был стать на суде перед богом загробного мира и произнести священную клятву: «Я не отнимал молоко у младенцев, я никого ложно не обвинял, я не нарушал верность и не осквернял чужое ложе, я не проливал кровь невиновных – там длинный перечень всяких грехов – я не делал этого, я чист, я чист, я чист…». Они представляли себе, что если человек чист, то нужно взвесить его сердце. Если человек действительно без греха, то его сердце должно быть легким, и он проходил в жизнь вечную и успокаивался в неких блаженных местах. Если же он обманул, или сердце его выдало, или он был явным грешником, то его пожирало некое чудовище навеки.
То есть, такие высокие мысли, очень похожие на те, которые есть сегодня у нас о будущей жизни, имели древние язычники, к которым на 400 лет попали в плен еврее. И еще удивительно, что, в принципе, все эти идеи о загробной жизни могли бы просочиться в еврейский фольклор, в еврейскую письменность, в само Священное Писание, но не просочились. Во всем, что писал Моисей, нет ни одного слова про будущую жизнь. Тоже парадокс. Первые книги Библии, 5 книг Моисея, не говорят ничего о загробной жизни. Там только о земле: как в поле пахать, как не ссориться с соседом, как проверить, не изменила ли тебе жена, как принести в храм первый сноп ячменя, как то, как это – все о земном, и ничего про Небо. Повторяю, начиная с Давида, постепенно сердце человеческое расширилось до ощущения будущей жизни.
Что это значит? Это означает, что человеку нельзя сказать все сразу. У Бога есть много тайн, много науки, много разных вещей касающихся нас, но Он не может сказать нам все и сразу, мы ничего не поймем. Как, например, мы учим детей. Вначале говорим: «Не лги, не обижай слабого, не смейся над чужими ошибками, если кто-то, например, смешно ведет себя возле доски, не выдавай чужую тайну, не бери чужого». Сначала так. Если это ребенком усвоено, можно идти дальше. Но если он это не усвоил, то как можно говорить с ним о чем-то высоком, например, о целомудрии, о мужестве, о святых мучениках и о воскресении мертвых? Не получится.
Вот так Бог педагогически вел человечество и, наконец, начиная с царя Давида, мы слышим учение о Страшном суде. Вначале евреи думали, что воскреснут только праведники. Людям было трудно вместить мысль о всеобщем воскресении. Об этом впервые сказал Исаия, что воскреснут все спящие в пыли, и что роса от Господа оживит замерших в прахе. Но вначале праведники думали, что воскреснут только угодившие Богу, а все остальные умерли, стали прахом и исчезли. До сегодняшнего дня эту веру исповедуют адвентисты седьмого дня, иеговисты, пятидесятники крайнего толка. То есть, эта вера существует и сегодня.
Вообще, что касается веры, все вероучения существуют в мире одновременно и постоянно. Нельзя сказать, что что-нибудь исчезло навсегда. Все, что касается веры, мысли, сердечных чувств, оно навсегда остается жить в мире. Язычество никогда не умирало. Порой притихало, потом поднималось опять. Еретические учения замирают, потом расправляют крылья и поднимаются вроде бы из небытия. И до сегодняшнего дня так тоже веруют.
Как веруем мы? Мы веруем, что воскреснут все. Евангелие нас учит, что воскреснут и грешники и праведники.
О. Андрей Ткачёв.
Проповедь на Воскресной Божественной литургии,
в день памяти священномученика Игнатия Богоносца и святителя Лаврентия,
затворника Киево-Печерского, епископа Туровского.
11.02.2018 г..
Неделя о Страшном Суде.
Протоиерей Андрей Ткачев
Страшный суд
Автор статьи
Читайте также: