Через какие органы государственной власти народ осуществляет свою власть 4 класс

Обновлено: 06.02.2023

Цель: формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России; разъяснить функциональные обязанности каждой ветви власти.

Оборудование: сюжетные картинки, карта федеративного деления России, Конституция РФ, карточки для кластера с надписями Государство, Президент, Законодательная власть, Государственная Дума, Совет Федераций, Исполнительная власть, Судебная власть, карточки-схемы для самостоятельной работы учащихся, учебник «Окружающий мир, 4 класс» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)

1. Организационный момент.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о современном обществе, о человеке.

Показываю картинку, где человек один.

Учитель: Один человек. Какие ассоциации? Какие слова возникают в вашей памяти?

Ответы детей: одиночество, тоска, беспомощность.

Учитель: Скажите, может ли человек жить один?

Ответ детей: конечно, нет. Он не будет развиваться.

Для того, чтобы человек развивался, необходимы люди.

Показываю картинку, где много людей.

Учитель: Когда много людей, какие ассоциации у вас возникают? Какие слова вспоминаются?

Ответы детей: город, страны, государство, народ, общество.

Учитель: Итак, государство. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дано определение: государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В понятии государства – три элемента: население (народ), территория и власть.

Начинаю выкладывать кластер. На доске появляется карточка со словом ГОСУДАРСТВО.

Учитель: Как называется наше государство? Давайте вспомним все названия нашего государства.

Ответы детей: Русь, Россия, Российская империя, Советская Россия, Союз Советских Социалистических республик, в данное время - Российская Федерация.

Учитель: Государство и народ, можно смело сказать, понятия неразделимые.

Народ, люди (картинки). У каждого человека свой характер, свои потребности, свои желания и пожелания, часто несовпадающие с желаниями других. Как же быть? Что нужно сделать, чтобы всем в государстве было хорошо? Как отрегулировать отношения между людьми? Ваши предложения.

Ответы детей: нужно договориться.

Учитель: Правильно: договориться, но если договариваться просто на словах, любой человек в любую минуту может отказаться от своих слов. Значит, договор необходимо зафиксировать. А фиксированный договор – это закон. Законы пишутся в государстве.

В любом государстве есть Основной закон, который называется Конституция.

Давайте прочитаем, что говорится о Конституции в нашем учебнике на стр.93.

Учитель: Перед вами лежит Основной закон государства – Конституция.

Обратимся и прочитаем Ст.1 Конституции.

Дети читают о государстве: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демос – народ, кратос – власть. Демократия – народная власть.

Учитель: Итак, Ст. 3 Конституции гласит: источник власти – народ, т.е. все люди.

Надо ли, чтобы все сразу управляли? Почему?

Ответы детей: будет хаос в стране. Нужно выбрать тех, кто может управлять справедливо, умных, которым доверяет весь народ.

Учитель: Сначала выбирают того, кто представляет государство в мире. Назовите кто это?

Ответ детей: Это президент.

Учитель: Кто президент нашего государства?

Ответ детей: Путин Владимир Владимирович

Добавляю в кластер карточку с надписью: глава государства, президент.

Учитель: Функции президента представлены в Статьях с 80 по 93 Конституции РФ.

Но один человек, хотя и президент и выбран народом, не может издавать и утверждать законы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: он может издать закон и не выполнить, или издать закон, выгодный для него лично.

Учитель: Для этого существует законодательная власть. Ее так же выбирает народ.

Выкладываю на кластер карточку с надписью: законодательная власть.

Учитель: Законодательная ветвь состоит из двух палат. В нижнюю палату, Государственную Думу, избираемую народом, входят представители партий (450 человек)

Какие партии вам известны?

Ответы детей: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия и т.д.

Учитель: Представителей партий называют депутатами. Это и есть Государственная Дума.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: Государственная Дума

Учитель: депутаты ГД обсуждают законы и принимают их. Любой закон читается 3 раза. После каждого чтения происходит обсуждение документа и голосование. Когда документ со всеми изменениями принимается большинством голосов – говорят «закон принят в третьем чтении». После этого он передается в следующую верхнюю палату – Совет Федерации.

Вернемся снова к ст.1. Конституции. Обратите внимание на слово «федеративная». Это подчеркивает наше территориальное устройство. Большая территория состоит из субъектов – то есть частей. Согласно Ст.5 Конституции РФ, край область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Обращаю внимание детей на карту федеративного деления России.

Сколько в нашем государстве федеральных субъектов? (88 субъектов) Каждый федеральный субъект выбирает своего представителя, чтобы он достойно представлял интересы федерации.

Так появляется Верхняя палата: Совет Федерации.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: Совет Федерации.

Учитель: Скажите, какими качествами должен обладать каждый депутат и в Государственной Думе и Совете Федерации?

Ответы детей: справедливость, надежность, рассудительность, ответственность, чувство долга.

Учитель: При утверждении закона в Совете Федерации, он передается Президенту. Президент издает Указ о введении закона в действие, который публикуется. Мало написать и принять закон – важно его исполнять.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: исполнительная власть.

Учитель: Этим занимается правительство, которое состоит из министров. Но есть люди, которые с неохотой исполняют принятый закон и нарушают права других. Поэтому существует еще одна необходимая судебная власть.

Добавляю в кластер: судебная власть.

Предлагаю детям отдохнуть.

Физминутка: Я, ты, он, она

Вместе - целая страна,.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я".

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных.

Грустных и весёлых

В городах и сёлах.

Снова обращаю внимание детей на доску.

Учитель: Итак, перед вами схема устройства государственной власти:

Скажите, почему не может только Государственная Дума или, например, только Совет Федерации, и издавать, и утверждать, и исполнять законы?

Ответы детей: тогда депутаты Государственной Думы будут отражать в законах интересы только своей партии, а депутаты Совета Федерации будут отражать в законах интересы только своей федерации.

Учитель: А зачем вообще нужны законы в государстве?

Ответы-рассуждения детей: законы знать необходимо, чтобы быть знать свои права и обязанности. Это поможет и в учебе и в работе в будущем.

Учитель: Для чего нам нужно знать устройство государственной власти?

Ответы-рассуждения детей: чтобы правильно сделать свой выбор. Чтобы было справедливое, достойное правительство, защищающее интересы своего народа и его безопасность.

Учитель: Наполеон Бонапарт говорил, что у каждого солдата в ранце лежит маршальский жезл, т.е. каждый солдат может стать маршалом. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» Может быть, кто-то и станет из вас президентом страны или президентом компании, главное быть: …

Ответы детей: нужно быть честным и справедливым.

Учитель: Я предлагаю сейчас представить себя представителями народа, т.е. стать источником власти. Кто и какую роль будет играть – подскажет карточка. Итак, у каждого из вас лежит карточка. Прочитайте, в какой группе вы должны будете работать и объединитесь.

Расставляю на парты карточки с надписями: президент, Совет федераций, Государственная Дума, исполнительная власть, судебная власть. Дети рассаживаются, согласно записи в карточке.

Игра: Как создаются и принимаются законы? Руководит игрой учитель.

Учитель: В Государственную Думу поступает законодательная инициатива: Предлагаем принять закон об обязательной утилизации мусора.

Народ: На основании ст. 42 Конституции каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Тема огромного скопления мусора, загрязнения улиц, городов в настоящее время очень актуальна. Кучи мусора – это источник различных инфекционных заболеваний, источник загрязнения атмосферы. Не надо повторять, что это вредит здоровью всем людям. Необходимо срочно принять ряд эффективных мер по решению этой проблемы.

Учитель: Заявление поступает в Государственную Думу. Дума составляет проект закона.

Организовывать субботники с участием школьников и всех жителей городов и сел.

Использовать контейнерные площадки для раздельного сбора мусора.

Обязательная сортировка мусора.

Использовать все возможности для переработки отходов на самом предприятии.

На каждом предприятии использовать новейшие технологии по утилизации отходов.

Строительство заводов по переработке мусора.

Разработать ряд мер по предупреждению возникновения несанкционированных свалок мусора.

Выступления детей-депутатов: * Строительство заводов очень дорого.

* Как на деле будет происходить эта самая

Дети пишут свои предложения. Высказывают свои мнения, утверждают после третьего чтения.

Учитель: после третьего чтения, утвердив большинством голосов, Закон поступает в Совет Федерации. Представители Федераций обсуждают, вносят свои изменения (высказывания детей), утверждают и передают Президенту. Президент высказывает свое мнение и издает Указ о введении закона в действие. Указ поступает для публикации в органы печати и информации, а так же в исполнительную власть, к министрам, где назначаются ответственные за исполнение Указа.

Ответы детей-«министров»: Мы следим, чтобы образовательные учреждения строго выполняли Указ, а также заводы, фабрики и другие предприятия.

Учитель: Но будьте внимательны: судебная власть не спит. Она внимательно следит за четким исполнением Указа.

Ответы детей - «судебная власть»: нарушающим данный указ применять наказания от выговора, штрафов до привлечения виновных к уголовной ответственности.

Учитель: Теперь вы можете сказать: на что опирается власть государства?

Ответы детей: власть государства опирается на законы.

Учитель: Как вы считаете: почему установлена такая сложная процедура принятия законов?

Учитель: Предлагаю обратиться к нашему постоянному помощнику – учебнику. Какой будет его ответ?

Дети читают страницу учебника 93.

Учитель: Мы с вами выяснили, как устроена государственная власть. Ответили на ряд вопросов. Вы – молодцы! Давайте еще раз вспомним нашу физминутку. Помните, какие там слова: вместе дружная страна. Если мы все будем соблюдать все законы, не нарушать их, жить дружно, то государство будет только процветать, а, значит, и нам, народу, будет жить в таком государстве отлично.

Обратите внимание на пословицы.

Пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Почему так говорят? Ваше мнение.

Подводим итоги. Вы запомнили устройство государственной власти? Что ж проверим! Заполните, пожалуйста, таблицу: SHAPE \* MERGEFORMAT Спасибо. Урок окончен.

Через какие органы государственной власти народ осуществляет свою власть?


Только это - государственная дума.


Кто обладает высшей властью в решении государственных вопросов?

Кто обладает высшей властью в решении государственных вопросов.


Орган власти который разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры, и других областей жизни нашего государства?

Орган власти который разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры, и других областей жизни нашего государства.


Власть и народ Российской Империй Мнение мне кажется, что в Российской империи не хватало памятников, прославляющих?

Власть и народ Российской Империй Мнение мне кажется, что в Российской империи не хватало памятников, прославляющих.


Кроссворды 1)орган государственной власти состоящий из министров 2)один из символов государства его эмблема 3)орган государственной власти росси который состоит из представителей всех территорий входя?

Кроссворды 1)орган государственной власти состоящий из министров 2)один из символов государства его эмблема 3)орган государственной власти росси который состоит из представителей всех территорий входящих в состав федерации 4)механизм управления обществом в какой - либо стране 5)люди которые родились и живут в одно время.


Как ты думаешь, почему при демократии нужно регулярно проводить выборы в органы государственной власти и референдумы?

Как ты думаешь, почему при демократии нужно регулярно проводить выборы в органы государственной власти и референдумы?


Что такое Государственная дума, какой властью она обладает?

Что такое Государственная дума, какой властью она обладает?


Тот кто в государстве разрабатывает и утверждает законы обладает ______ властью государственные служащие которые управляют страной по действующим законам осуществляют _____ власть России это избраный ?

Тот кто в государстве разрабатывает и утверждает законы обладает ______ властью государственные служащие которые управляют страной по действующим законам осуществляют _____ власть России это избраный народом на четыре года глава государства.

Законы для россии разрабатывает и утверждает_______ собрание избранных народом представителей


1. Кому по Констииуции принадлежит в России государственнвя власть?

1. Кому по Констииуции принадлежит в России государственнвя власть?

2. Что такое Государственная дума, какой властью она обладает?

3. Какие задачи решают в государстве Президент и Правительство России и какая власть им пренадлежит?

4. Как можно доказать, что Президент и Государственная Дума - это демократические органы власти?

5. Вспомни, кому по Конституции пренадлежит власть в современноей России?

6. Нарисуй схему "дерева власти" с ветвями, изображающими разделение власти в России.

7. Представь, что тебя избрали депутаном Государственной думы России.

Ты можешь выступить перед другими депутатами и предлодить на рассмотрение новые законы.

Какие бы иы хотел предложить законы?

Как ты думаешь, нашли бы они поддердку у других депутатов?


Что такое федеральные органы власти и местное самоупраление?

Что такое федеральные органы власти и местное самоупраление.


Какие государственные органы ты знаешь?

Какие государственные органы ты знаешь?

Через какие органы государственной власти народ осуществляет свою власть?


Единственным источником власти в России является многонациональный НАРОД.

Россия является государством народовластия, то есть демократическим.


Когда Русь окончательно освободилась от власти Орды?

Когда Русь окончательно освободилась от власти Орды.


Устройство государственной власти?

Устройство государственной власти.


Почему в памяти народа осталось Куликовская битва хотя Русь не освободилась от власти Орды ?

Почему в памяти народа осталось Куликовская битва хотя Русь не освободилась от власти Орды .


После создания царской власти стали создаватся органы управления куда вхадилипрецтавители рабочих крестьян и солдат как они назывались?

После создания царской власти стали создаватся органы управления куда вхадилипрецтавители рабочих крестьян и солдат как они назывались.


3 класс по окружающему миру 1 вопрос как называется главный орган исполнительной власти?

3 класс по окружающему миру 1 вопрос как называется главный орган исполнительной власти.

2 вопрос Орган законадельной власти .

4 букв первое буква Д.


Кто является главой государственной власти в россии?

Кто является главой государственной власти в россии.


Почему в памяти народа осталось именно Куликовская битва, хотя Русь от власти Золотой Орды она не освободила?

Почему в памяти народа осталось именно Куликовская битва, хотя Русь от власти Золотой Орды она не освободила?


Почему судебная власть должна быть независимой?

Почему судебная власть должна быть независимой.


Нарисуй дерево власти с ветвями, изображающими разделение власти в россии?

Нарисуй дерево власти с ветвями, изображающими разделение власти в россии.

На листочках напиши, чем занимается т или иная ветвь власти, за что она отвечает.


Постановление государственной власти, 5 букв, на н заканчивается?

Постановление государственной власти, 5 букв, на н заканчивается.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Через какие органы государственной власти народ осуществляет свою власть?, относящийся к уровню подготовки учащихся 10 - 11 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Окружающий мир вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

Контрольная работа по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива») раздел «Мы граждане единого Отечества" составлена в виде теста.

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota.docx 14.6 КБ

Предварительный просмотр:

по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива»)

раздел «Мы граждане единого Отечества»

  1. Как называется документ, который каждый человек получает по достижении 14 лет?

В. военный билет

  1. Что называется государственной символикой Российской Федерации?

А. герб, флаг, гимн

Б. герб, язык, флаг

В. общероссийская культура

А. основной закон страны

Б. права и свободы человека и гражданина

В. основной закон страны, основные права и свободы человека и гражданина

  1. Что относится к правам и свободам граждан России?

А. государственная поддержка семьи

Б. охрана исторического и культурного наследия

В. защита Отечества

А. пользование родным языком

Б. бережное отношение к природным богатствам

В. знание и грамотное применение законов

А. детская Конституция

Б. основные гарантии прав ребёнка в РФ

В. Конвенция о правах ребенка

  1. Кто является главой государственной власти в России?

Б. Председатель Правительства России

В. депутат Государственной думы

  1. Через какие органы государственной власти народ осуществляет свою власть?
  1. Что такое государственная граница? Какие бывают границы в зависимости от природных особенностей территории? Для чего служит государственная граница?

10 .Какие документы нужны для пересечения границы между Россией и Беларусью? Чем знаменита Беловежская пуща?

  1. Какой устойчивый признак отличает один народ от другого?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Мы граждане единого Отечества" 4 класс

Тест "Мы граждане единого Отечества" 4 класс.


"Мы - граждане единого Отечества"

Урок - проект на уроки окружающего мира и ОРКСЭ (Многонациональность России).


Итоговый тест по разделу «Мы- граждане единого Отечества»

Итоговый тест по разделу "Мы - граждане единого Отечества" , окружающий мир, 4 класс, по программе "Перспектива".


Тест по разделу: Мы - граждане единого Отечества

Тест по разделу: Мы - граждане единого Отечества.


Итоговый тест по разделу «Мы – граждане единого Отечества», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Данный тест проводится после изучения I раздела "Мы - граждане единого Отечества".


Тестовое задание по окружающему миру по теме: "Мы граждане единого Отечества"

Тестовые задания по окружающему миру. Тема урока:"Мы граждане единого Отечества" 4 класс.


Тест по окружающему миру по разделу « Мы –граждане единого Отечества» 4 класс

Тест по разделу «Мы- граждане единого Отечества», 4класс. Окружающий мир. А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой УМК «Перспектива».

Цель: формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России; разъяснить функциональные обязанности каждой ветви власти.

Оборудование: сюжетные картинки, карта федеративного деления России, Конституция РФ, карточки для кластера с надписями Государство, Президент, Законодательная власть, Государственная Дума, Совет Федераций, Исполнительная власть, Судебная власть, карточки-схемы для самостоятельной работы учащихся, учебник «Окружающий мир, 4 класс» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)

1. Организационный момент.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о современном обществе, о человеке.


Показываю картинку, где человек один.

Учитель: Один человек. Какие ассоциации? Какие слова возникают в вашей памяти?

Ответы детей: одиночество, тоска, беспомощность.

Учитель: Скажите, может ли человек жить один?

Ответ детей: конечно, нет. Он не будет развиваться.

Для того, чтобы человек развивался, необходимы люди.


Показываю картинку, где много людей.

Учитель: Когда много людей, какие ассоциации у вас возникают? Какие слова вспоминаются?

Ответы детей: город, страны, государство, народ, общество.

Учитель: Итак, государство. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дано определение: государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В понятии государства – три элемента: население (народ), территория и власть.

Начинаю выкладывать кластер . На доске появляется карточка со словом ГОСУДАРСТВО.

Учитель: Как называется наше государство? Давайте вспомним все названия нашего государства.

Ответы детей: Русь, Россия, Российская империя, Советская Россия, Союз Советских Социалистических республик, в данное время - Российская Федерация.

Учитель: Государство и народ, можно смело сказать, понятия неразделимые.

Народ, люди (картинки) . У каждого человека свой характер, свои потребности, свои желания и пожелания, часто несовпадающие с желаниями других. Как же быть? Что нужно сделать, чтобы всем в государстве было хорошо? Как отрегулировать отношения между людьми? Ваши предложения.

Ответы детей: нужно договориться.

Учитель: Правильно: договориться, но если договариваться просто на словах, любой человек в любую минуту может отказаться от своих слов. Значит, договор необходимо зафиксировать. А фиксированный договор – это закон. Законы пишутся в государстве.

В любом государстве есть Основной закон, который называется Конституция.


Давайте прочитаем, что говорится о Конституции в нашем учебнике на стр.93.

Учитель: Перед вами лежит Основной закон государства – Конституция.

Обратимся и прочитаем Ст.1 Конституции.

Дети читают о государстве: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демос – народ, кратос – власть. Демократия – народная власть.

Учитель: Итак, Ст. 3 Конституции гласит: источник власти – народ, т.е. все люди.

Надо ли, чтобы все сразу управляли? Почему?

Ответы детей: будет хаос в стране. Нужно выбрать тех, кто может управлять справедливо, умных, которым доверяет весь народ.

Учитель: Сначала выбирают того, кто представляет государство в мире. Назовите кто это?

Ответ детей: Это президент.

Учитель: Кто президент нашего государства?

Ответ детей: Медведев Дмитрий Анатольевич.

Добавляю в кластер карточку с надписью: глава государства, президент .

Учитель: Функции президента представлены в Статьях с 80 по 93 Конституции РФ.

Но один человек, хотя и президент и выбран народом, не может издавать и утверждать законы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей : он может издать закон и не выполнить, или издать закон, выгодный для него лично.

Учитель: Для этого существует законодательная власть. Ее так же выбирает народ.

Выкладываю на кластер карточку с надписью: законодательная власть.

Учитель: Законодательная ветвь состоит из двух палат. В нижнюю палату, Государственную Думу, избираемую народом, входят представители партий (450 человек)

Какие партии вам известны?

Ответы детей: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия и т.д.

Учитель: Представителей партий называют депутатами. Это и есть Государственная Дума.




Выкладываю в кластер карточку с надписью: Государственная Дума

Учитель: депутаты ГД обсуждают законы и принимают их. Любой закон читается 3 раза. После каждого чтения происходит обсуждение документа и голосование. Когда документ со всеми изменениями принимается большинством голосов – говорят «закон принят в третьем чтении». После этого он передается в следующую верхнюю палату – Совет Федерации.

Вернемся снова к ст.1. Конституции. Обратите внимание на слово «федеративная». Это подчеркивает наше территориальное устройство. Большая территория состоит из субъектов – то есть частей. Согласно Ст.5 Конституции РФ, край область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Обращаю внимание детей на карту федеративного деления России.

Сколько в нашем государстве федеральных субъектов? (88 субъектов) Каждый федеральный субъект выбирает своего представителя, чтобы он достойно представлял интересы федерации.




Так появляется Верхняя палата: Совет Федерации.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: Совет Федерации.

Учитель: Скажите, какими качествами должен обладать каждый депутат и в Государственной Думе и Совете Федерации?

Ответы детей: справедливость, надежность, рассудительность, ответственность, чувство долга.

Учитель: При утверждении закона в Совете Федерации, он передается Президенту. Президент издает Указ о введении закона в действие, который публикуется. Мало написать и принять закон – важно его исполнять.

Выкладываю в кластер карточку с надписью: исполнительная власть.

Учитель: Этим занимается правительство, которое состоит из министров. Но есть люди, которые с неохотой исполняют принятый закон и нарушают права других. Поэтому существует еще одна необходимая судебная власть.

Добавляю в кластер: судебная власть.

Предлагаю детям отдохнуть.

Физминутка: Я, ты, он, она

Вместе - целая страна,.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я".

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных.

Грустных и весёлых

В городах и сёлах.

Снова обращаю внимание детей на доску.

Учитель: Итак, перед вами схема устройства государственной власти:

Скажите, почему не может только Государственная Дума или, например, только Совет Федерации, и издавать, и утверждать, и исполнять законы?

Ответы детей: тогда депутаты Государственной Думы будут отражать в законах интересы только своей партии, а депутаты Совета Федерации будут отражать в законах интересы только своей федерации.

Учитель: А зачем вообще нужны законы в государстве?

Ответы-рассуждения детей: законы знать необходимо, чтобы быть знать свои права и обязанности. Это поможет и в учебе и в работе в будущем.

Учитель: Для чего нам нужно знать устройство государственной власти?

Ответы-рассуждения детей: чтобы правильно сделать свой выбор. Чтобы было справедливое, достойное правительство, защищающее интересы своего народа и его безопасность.

Учитель: Наполеон Бонапарт говорил, что у каждого солдата в ранце лежит маршальский жезл, т.е. каждый солдат может стать маршалом. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» Может быть, кто-то и станет из вас президентом страны или президентом компании, главное быть: …

Ответы детей: нужно быть честным и справедливым.

Учитель: Я предлагаю сейчас представить себя представителями народа, т.е. стать источником власти. Кто и какую роль будет играть – подскажет карточка. Итак, у каждого из вас лежит карточка. Прочитайте, в какой группе вы должны будете работать и объединитесь.

Расставляю на парты карточки с надписями: президент, Совет федераций, Государственная Дума, исполнительная власть, судебная власть. Дети рассаживаются, согласно записи в карточке.

Игра: Как создаются и принимаются законы? Руководит игрой учитель.

Учитель: В Государственную Думу поступает законодательная инициатива: Предлагаем принять закон об обязательной утилизации мусора.

Народ: На основании ст. 42 Конституции каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Тема огромного скопления мусора, загрязнения улиц , городов в настоящее время очень актуальна. Кучи мусора – это источник различных инфекционных заболеваний, источник загрязнения атмосферы. Не надо повторять, что это вредит здоровью всем людям. Необходимо срочно принять ряд эффективных мер по решению этой проблемы.

Учитель: Заявление поступает в Государственную Думу. Дума составляет проект закона.

Организовывать субботники с участием школьников и всех жителей городов и сел.

Использовать контейнерные площадки для раздельного сбора мусора.

Обязательная сортировка мусора.

Использовать все возможности для переработки отходов на самом предприятии.

На каждом предприятии использовать новейшие технологии по утилизации отходов.

Строительство заводов по переработке мусора.

Разработать ряд мер по предупреждению возникновения несанкционированных свалок мусора.

Выступления детей-депутатов: * Строительство заводов очень дорого.

* Как на деле будет происходить эта самая

сортировка мусора?

· Несанкционированные свалки – где мы столько

охранников наберем!

Дети пишут свои предложения. Высказывают свои мнения, утверждают после третьего чтения.

Учитель: после третьего чтения, утвердив большинством голосов, Закон поступает в Совет Федерации. Представители Федераций обсуждают, вносят свои изменения (высказывания детей) , утверждают и передают Президенту. Президент высказывает свое мнение и издает Указ о введении закона в действие. Указ поступает для публикации в органы печати и информации, а так же в исполнительную власть, к министрам, где назначаются ответственные за исполнение Указа.

Ответы детей-«министров»: Мы следим, чтобы образовательные учреждения строго выполняли Указ, а также заводы, фабрики и другие предприятия.

Учитель: Но будьте внимательны: судебная власть не спит. Она внимательно следит за четким исполнением Указа.

Ответы детей - «судебная власть»: нарушающим данный указ применять наказания от выговора, штрафов до привлечения виновных к уголовной ответственности.

Учитель: Теперь вы можете сказать: на что опирается власть государства?

Ответы детей: власть государства опирается на законы.

Учитель: Как вы считаете: почему установлена такая сложная процедура принятия законов?

Учитель: Предлагаю обратиться к нашему постоянному помощнику – учебнику. Какой будет его ответ?

Дети читают страницу учебника 93.

Учитель: Мы с вами выяснили, как устроена государственная власть. Ответили на ряд вопросов. Вы – молодцы! Давайте еще раз вспомним нашу физминутку. Помните, какие там слова: вместе дружная страна. Если мы все будем соблюдать все законы, не нарушать их, жить дружно, то государство будет только процветать, а, значит, и нам, народу, будет жить в таком государстве отлично.

Обратите внимание на пословицы.

Пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Почему так говорят? Ваше мнение.

Подводим итоги. Вы запомнили устройство государственной власти? Что ж проверим! Заполните, пожалуйста, таблицу:

Спасибо. Урок окончен.

Ляшенко Елена Ивановна,

учитель начальных классов школы № 22,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: